ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 7
1.1 Восприятие городской среды человеком 7
1.2 Пути преодоления отчуждения человеком в городском пространстве 12
1.3 Особенности городской среды Санкт-Петербурга 22
ГЛАВА 2. ДИЗАЙН КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 26
2.1 Опыт создания проектов, гармонизирующих городскую среду 26
2.2 Водное пространство города как системообразующий фактор 39
2.3 Интеграция информации о живом в урбанистической среде 45
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ 50
3.1 Актуальность и концепция образа водной динамичной структуры в городе 50
3.2 Методика разработки 53
3.3 Иммерсивный проект 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность
Город состоит не только из архитектурных сооружений, рекреационных зон и произведений искусства, но представляет собой социокультурное образование, заполненное различными формами жизнедеятельности людей и не только. В своих многочисленных функциях город становится объектом исследований многих наук, в том числе урбанистики, социологии города, социальной психологии, экологии, а также философских наук: эстетики, культурологии, философской антропологии. Кроме того, образы города находят воплощение в художественной литературе, изобразительном искусстве, кино и телевидении. В своей совокупности эти виды художественного творчества создают образ города, произведения и проекты, каждые из которых представлены на специфическом языке определенного вида творчества. В них мы видим город как в зеркале, и этим они отличаются от вида самого города, который образуется бесконечным количеством семантических связей, существующих в городской среде, непрерывно возникающих в контактах жителей между собой и со своим окружением, включающим в себя произведения архитектуры и дизайна, вкрапления природной среды, символы визуальных коммуникаций. В результате рождается эстетический образ, настолько приближенный к реальному существованию города, что его можно определить, как образ города, близкий самому городу.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что образ города и городской среды, как он складывается в сознании жителя и гостя города, оказывает обратное воздействие на окружающую среду и во многом влияет на процесс ее формирования и изменения. Созданный в среде, образ города существует не только в сознании людей, но и в архитектурных особенностях города, дошедших до нас сквозь толщу веков и донесших способы жизни и мысли людей прошлых эпох. Город представляется как картина, и возникает задача вычитать из него эстетические, нравственные, культурные предпочтения его жителей. В этом случае восприятие города и городской среды является оттиском культуры, инструментом ее самопознания и самовыражения. В отличие от работы с литературными или изобразительными произведениями о городе, где образность представляется в «чистом виде», погружение в среду реальной городской жизни с целью выявления в ней форм эстетического самовыражения городом самого себя оказывается делом более сложным.
Сложность обусловлена, во-первых, разнообразием материалов и структур архитектурных сооружений, образующих облик города, до различий социальных слоев общества и их потребностей и предпочтений - это затрудняет приведение к единому восприятию городской среды. Во-вторых, существует проблема отчужденности городского населения от естественной природной среды обитания. С развитием технологий, в частности информационных, человек становится всё более отдаленным от природы, что негативно влияет на его психоэмоциональное и физическое состояние. Вектор внимания жителя города смещается в сторону материальных объектов вместо внимания к природным богатствам окружающей среды, происходит подмена ценностей. Несмотря на эти трудности, возможность создать гармоничный образ города, завещанный нам историей, и на их основе изучить возможности создания опыта нового восприятия природного окружения в урбанистической среде кажется осуществимой. Примером этому служит большое количество исследований, ведущихся в этом русле, которое изучается в данной диссертации. Базой для осуществления такой задачи служит обширный материал, собранный историками, культурологами, историками архитектуры, урбанистами о жизни городов. Исследования образов города, отразившихся в произведениях дизайна, литературы и искусства, также служит опорой для последующего изучения.
Общая цель диссертационного исследования заключается в рассмотрении влияния дизайна на создание “живой” городской среды, в процессе непрерывного развития. В создании восприятия города, как единого организма. В анализ города включаются те формы жизнедеятельности, которые стоят за определенными стилистическими особенностями организации городской среды в целом и отдельных ее частей.
Как человек воспринимает городскую среду? Как люди ориентируются в пространстве, считывают его информацию?
Гармонизация. Очеловечивание городской среды. Идентификация воды как основного кода города. Выявление ценности территории. Отсутствие информированности.
Объект
Городская среда
Предмет
Способы изменения восприятия города
Цель
Изучение возможностей создания нового опыта восприятия
Задачи
1. Выявить проблемы восприятия современного городского пространства
2. Изучить влияние современных технологий на городское пространство и поведение людей
3. Изучить практики дизайна и архитектуры, в которых природные компоненты являются интегрированной частью общей структуры
4. Изучить мировой опыт создания “города будущего”
5. Выявить компоненты и факторы “живого” в окружающей городской среде, критерии и показатели их оценки
6. Выявить связь между архитектурной стороной города и природной.
В процессе исследования было выявлено, что важную роль для достижения гармонии человека и природы в создании проектов дизайна оказывает включение во внимание аспектов психологии взаимодействия с окружающей средой или экологической психологии. Особое внимание эти разделы акцентируют на пространственно-физических характеристиках среды, а главным выводом можно считать важность присутствия растительности и открытых природных пространств в содружестве с городскими агломерациями. Далее принципы данных теоретических исследований были использованы в проекте.
Также были изучены принципы салютогенного дизайна, внедрение которых в проекты дизайна и архитектуры способствуют преодолению отчуждения в городе, укреплению здоровья, ощущению благополучия, а также повышению производительности и прибыльности.
Был сделан вывод о том, что визуальный язык дизайна способен как приблизить окружение, где протекает жизнь нескольких миллионов современных горожан, к своему природному центру, помочь воспринять его, прочувствовать, так и отдалить на более длинное расстояние, увеличив и без того невероятный разрыв. В этом ключе лежит ответственная роль представителей дизайна, занимающихся организацией городского пространства в различных точках соприкосновения. Эти выводы также нашли свой отклик в создании проекта.
Современный город является огромной сложной инфраструктурой, где можно действовать, реагировать, жить, развиваться и эволюционировать. Нужно отметить, что сегодня особо актуальны разработки, в которых бы живые формы гармонировали с ритмом городского жителя. В контексте преобразования городского пространства важно отметить ключевое место человека в проектной концепции «динамического окружения». Городскому жителю необходимо являться его основным образующим фактором и гармонично существовать в естественных ритмах.
Хочется отметить значение использования в качестве мотивов и идей проекта принципы и сущность природных явлений. В особенности в условиях природной среды Санкт-Петербурга ключевым фактором выступает стихия воды, область, которая явилась основной сущностью в создании города. Была найдена и сформулирована актуальность этого взаимодействия в условиях данной территории.
Был сделан вывод о том, что для моделирования нового восприятия природы в условиях современного мегаполиса крайне важен характер подачи информации - она сама является началом формирования отношения к ней человека. В итоге был создан проект, направленный на моделирование восприятия водных пространств города.
Результатом исследования можно считать рассмотрение влияния дизайна, его различных сфер и практик, на создание взаимодействия человека и природы, в частности водной ее составляющей, в городской среде.
1. Психогеография / пер. А. Соколинской. М.: Ад Маргинем, 2017. 112 с. (Серия Minima). ISBN 978-5-91103-345-3
2. Джекобс Джейн. Смерть и жизнь больших американских городов = The Death and Life of Great American Cities / пер. Леонид Мотылев. - М.: Новое издательство, 2011. - 460 с. - ISBN 978-5-98379-149-7.
3. Gehl, J. (2010) Cities for People, Island Press. (ISBN 978-1597265737) (русский перевод: Города для людей, «Концерн „Крост“», 2012).
4. Лоу С.М. Пласа: политика общественного пространства и культуры / Пер. с англ.. - Strelka Press, 2016. - 352 с
5. Лефевр А. Производство пространства / Пер. с франц. И. Стаф. - М.: Strelka Press, 2015. - 432 с. - ISBN 978-5-906264-41-1.
6. Борис Гройс - Публичное пространство: от пустоты к парадоксу
7. Ries, Eric. The Lean Startup: How Today's Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. Currency, 2011.
8. Швенк Т. Чувствующий хаос: Образование движущихся форм в воде и воздухе
9. Дерябо С. Д. Экологическая психология : диагностика экологического сознания. - Москва : Московский псих.-соц. ин-т, 1999. - 306 с.
10. Кидуэлл П. Психология города: как быть счастливым в мегаполисе. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 281 : ил. - Библиогр. в примеч.: с. 267-282.
11. Панов В. И. Экопсихология : парадигмальный поиск - Москва [и др.] : Нестор-История, 2014. - 302 с. - Библиогр. в конце разд.
12. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой. Экологическая психология. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2010. - 710 с. : фот., табл. - Библиогр.: с. 655-695.
13. Шмелева И. А. Психология экологического сознания. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. - 204 с. : ил. - Библиогр.: с. 191-203.
14. Стерлигова Е. А. Экологическая психология. - Пермь, 2012. - 212 с. http://www.psu.ru/files/docs/personalnye-stranitsy-prepodavatelej/sterligova/ekopsihologija_uch_posobie.pdf
15. Восприятие природного пространства с позиции психологии взаимодействия с окружающей средой. https://pandia.ru/text/78/191/950.php
...