Формирование социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра техниками поведенческой терапии при участии родителей
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования навыков самостоятельности в быту у детей с расстройством аутистического спектра 10
1.1 Клинико-психологическая характеристика детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 10
1.2 Особенности формирования навыков самостоятельности в быту у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 18
1.3 Важность участия родителей в реализации поведенческого подхода в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 26
ГЛАВА 2. Определение уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 37
2.1 Обоснование выбора методов и методик для диагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра 37
2.2 Характеристика контингента испытуемых, задействованных в экспериментальном изучении 41
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования изучения социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 45
ГЛАВА 3. Программа по формированию социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра при участии родителей техниками поведенческой терапии 52
3.1 Общие подходы к разработке индивидуальной коррекционной программы с техниками поведенческой терапии 52
3.2 Разработка индивидуальной коррекционной программы формирования навыков самостоятельности на примере одного испытуемого 58
3.3 Оценка реализации индивидуальных коррекционных программ формирования социально-бытовых навыков для детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 64
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 140
В последнее десятилетие значительно увеличивается контингент детей с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС). По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1 из 100 детей страдает РАС [12; 75].
Расстройства аутистического спектра - клинически неоднородная группа комплексных нарушений психического развития. Характеризуется качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах коммуникации, стереотипностью поведения и специфичной сферой интересов. Перечисленные отклонения являются общими для индивидов во всех ситуациях, однако могу различаться по степени проявления [2].
Ученые из разных стран занимались и продолжают заниматься проблемой аутизма. В зарубежной науке это такие ученые, как Э. Блейлер, Л. Каннер, К. Гилберт, Т. Е. Вейс, М. Раттер и др. В отечественной науке изучением данной проблемы занимались такие ученые как О. С. Аршатская, В. М. Башина, Е. Р. Баенская, В. Я. Гиндикин, О. С. Никольская, М. М. Либлинг, Т. Н. Павлий, И. И. Мамайчук и др.
Одна из актуальных задач воспитания детей с аутистическим расстройством - формирование навыков, необходимых для обретения бытовой независимости [30].
Особенность развития данной категории детей такова, что у большинства из них нарушен контакт с окружающими людьми и близким окружением. Данное обстоятельство значительно затрудняет процесс овладения детьми с РАС социально-бытовыми навыками [37]. Дополнительными факторами являются: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления часто маскируют существование выраженных трудностей в освоении ими навыков социально-бытовой ориентировки [33].
С возрастом всё более очевидной становится именно неприспособленность ребёнка к реальности, включая неприспособленность к повседневной жизни. Дети медленно осваивают способы действий, не владеют ориентировочными, контрольно-проверочными действиями. Им требуется специальная помощь в преодолении трудностей овладения навыками социально-бытового ориентирования [9].
В последние время в зарубежной психологии появилось много теоретических и экспериментальных работ, посвященных формированию социально-бытовых навыков у детей с аутизмом [54; 68; 74] в отечественной психологии таких работ крайне мало, что делает затруднительным создание методических разработок для специалистов и родителей по данной проблеме. Недостаточно разработана система критериев оценки особенностей развития и формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с аутизмом, что создает определенные трудности для составления единой коррекционно-развивающей программы.
Имеющиеся в научной литературе программы по формированию и развитию социально-бытовых навыков не могут быть применены ко всем категориям детей с аутизмом и другими схожими нарушениями. Это объясняется сложностью дефекта у детей с аутизмом и в этой связи, необходимостью прицельного подбора коррекционно-развивающей программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В данной работе мы разбираем основные диагностические и коррекционно-развивающие наработки, имеющиеся в арсенале психологов, занимающихся проблемой развития социально-бытовых навыков у детей с РАС, на данный момент и приводим результаты своего эмпирического исследования.
Цель исследования - разработка, апробация и проверка эффективности индивидуального образовательного маршрута с использованием техник поведенческой терапии для детей с расстройством аутистического спектра, направленного на выработку/улучшение социально-бытовых навыков, способствующих более успешной социализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические сведения об особенностях формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
2. Рассмотреть методы и методики коррекции развития социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра.
3. Провести первичную диагностику развития социально-бытовых навыков с помощью методики оценки развития социально-бытовых навыков РАС-SP, оценить уровень сформированности социально-бытовых навыков при помощи методики Г. Г. Зак и оценить наличие симптомов расстройства аутистического спектра, используя шкалу Аутизма.
4. Оценить динамику развития социально-бытовых навыков после проведенной коррекционной работы, используя методики оценки развития социально-бытовых навыков и оценить наличие симптомов расстройства аутистического спектра, используя шкалу Аутизма.
Объект исследования - психологические особенности социализации детей с расстройством аутистического спектра.
Предметом является динамика формирования социально-бытовых навыков техниками поведенческой терапии у детей с расстройством аутистического спектра при участии родителей.
Гипотеза исследования: разработка индивидуальных образовательных маршрутов, с дальнейшими занятиями при участии родителей по выработке социально-бытовых навыков методами АВА-терапии, позволяет улучшить процесс социализации детей с РАС.
Новизна работы состоит в том, что в современной отечественной психологии крайне мало исследований, которые направлены на социализацию детей с РАС дошкольного возраста техниками поведенческой терапии.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации различных точек зрения ученых и психологов-практиков на заявленную проблему исследования, обоснование разнообразия применения форм традиционных и нетрадиционных технологий в процессе социализации детей с РАС.
Практическая значимость состоит в определении хода и структуры работы, значимости социально-педагогического сопровождения и коррекционно-психологической работы по становлению социализации и адаптации детей с РАС.
Каждый год количество детей с диагнозом расстройство аутистического спектра увеличивается. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1 из 100 детей страдает РАС [12]. Отмечается триада симптомов, демонстрирующих различные проявления аутизма: нарушение в сфере социального взаимодействия, нарушения в сфере коммуникации и нарушения в поведении.
Ключевые симптомы дифференцируются не только по особенностям характера, но и по степени выраженности. Именно это определяет вариативность социальной адаптации, клинико-психологических характеристик и прогнозов развития.
Наиболее остро искаженное развитие влияет на социально-бытовое поведение детей, которое является одним из ключевых элементов становления самостоятельной жизни ребенка. Для его формирования следует реализовывать детально разработанную коррекционно-развивающую работу [68].
В ходе исследования были решены следующие задачи: проанализированы теоретические сведения об особенностях формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с РАС; рассмотрены методы и методики коррекции развития социально-бытовых навыков у детей с аутизмом; проведена первичная диагностика уровня РАС, при использовании шкалы Аутизма и методик оценки развития социально-бытовых навыков; проведена оценка динамики развития социально-бытовых навыков после проведенной коррекционной работы, с использованием шкалы Аутизма и методик оценки социально-бытовых навыков.
Всего в работе было рассмотрено 64 источника, в ходе анализа изучались теоретические подходы к использованию техник поведенческой терапии для коррекционного воздействия на детей дошкольного возраста с РАС. Изучение литературы показало, что эффективные результаты достигаются при использовании АВА-терапии, так как методика позволяет постепенно и последовательно развивать ребенка, способствовать формированию жизненно необходимых навыков.
В экспериментальном исследовании приняли участие 10 испытуемых (5 мальчиков и 5 девочек), их родители (законные представители), педагоги и специалисты, занимающиеся с детьми. Возраст испытуемых 3-5 лет. Для оценки уровня проявлений симптомов была использована шкала Аутизма (А. Д. Наследов, Л. О. Ткачева, С. А. Мирошников). Для определения уровня сформированности социально-бытовых навыков была использована методика «Социограмма» форма РАС-SP (по третьему изданию Х. С. Гюнцберга), методика обследования социально-бытовых навыков Г. Г. Зак.
В результате диагностики были выделены уровни развития социально-бытовых навыков испытуемых:
I уровень — социально-бытовые навыки полностью сформированы.
II уровень — социально-бытовые навыки частично сформированы.
III уровень — социально-бытовые навыки находятся в стадии формирования, реализация навыка происходит при незначительной помощи взрослого.
IV уровень — социально-бытовые навыки формируются. Дети нуждаются в значительной помощи взрослого.
V уровень — социально-бытовые навыки отсутствуют.
Большинство испытуемых показали 3-5 уровень развития социально-бытовых навыков. Исходя из этого возникла необходимость коррекционной работы по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с РАС.
По результатам диагностики для каждого ребенка была разработана индивидуальная коррекционная программа, основанная на поведенческом подходе с оценкой значимых мотивационных факторов. В процессе реализации коррекционной программы техниками поведенческой терапии, были улучшены и/или сформированы социально-бытовые навыки. Поскольку анализ исследований показал, что вовлеченность родителей повышает эффективность вмешательств и вероятность достижения оптимальных исходов, в нашей экспериментальной работе родители принимали активное участие в реализации программы.
Оценка эффективности программ показала, что из 10 детей 6 достигли поставленной цели (улучшение/формирование определенного социально-бытового навыка), смогли успешно закрепить их в домашней обстановке и генерализировать их в другой социальной среде. Частично освоили социально-бытовые навыки 4 испытуемых. Некоторые дети не смогли перенести навык из домашней обстановки в новую среду, либо освоение навыка осталось на начальном этапе (так как этому предшествовало устранение негативного поведения). Всем испытуемым были даны дальнейшие рекомендации по продолжению коррекционного воздействия техниками поведенческой терапии.
Таким образом, можно сделать вывод о практической пользе использования поведенческого подхода для формирования социально-бытовых навыков у дошкольников с аутистическим спектром при условии активной социальной позиции их родителей и достаточных временных ресурсов последних в реализации индивидуальной коррекционной программы.
1. Агаева И. Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. Красноярск, 2014. 240 с.
2. Англо-русский глоссарий терминов прикладного анализа поведения из книги: «Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. М.: Практика, 2016.
3. Аутичный ребенок: проблемы в быту // Общество помощи аутичным детям «Добро» / Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. Москва. 1998. 74 с.
4. Аутизм. Энциклопедия [Электронный ресурс] // Современная терминология в сфере аутизма. URL: https://encyclopedia.autism.help/terms/model-psihicheskogo (Дата обращения: 01.11.2021).
5. Башина В. М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. М. 1993. С. 154-165.
6. Бейкер Б., Брайтман А. Путь к независимости: обучение детей с аутизмом бытовым навыкам. М.: Теревинф, 2008. 224 с.
7. Бизюк А. П., Колосова Т. А., Кац Е. Э., Сорокин В. М. Структура интеллекта детей с расстройством аутистического спектра и детей с легкой степенью умственной отсталости // Вестник ОГУ. 2020. №2 (225). С. 95-103.
8. Веденина М. Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом: Дис. на соис. уч. ст. канд. психол. н.М., 2000.176 с.
9. Веденина М. Ю. Общие трудности бытовой адаптации аутичных детей // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. М.: Добро, 1998. С. 9-50.
10. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 1 // Дефектология. 1997. № 2. С.31-40.
11. Веденина М. Ю., Окунева О. Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 2 // Дефектология. - 1997. №3. С. 15-20.
12. Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс] // URL: https: //www. who. int/ru (Дата обращения: 10.12.2021).
13. Гостунская Я. И., Шипилова Е. В., Трущелёва А. В. Особенности развития навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 (4). С. 101-103.
14. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие. М.: Практика. 2018. 280 с.
15. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. 3-е изд. СПб.: Питер. 2004. 558 с.
...