Введение 5
Глава 1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ КОМПАНИЙ: РОЛЬ
ФИНАНСОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ 10
1.1. Процесс принятия инвестиционных решений: базовые принципы 10
1.2. Инвестиции в основной капитал России: текущее положение 12
1.3. Машиностроительный комплекс России 14
1.3.1. Обзор машиностроительного комплекса 14
1.3.2. Проблемы машиностроительного комплекса России 17
1.3.3. Инвестиционная деятельность предприятий машиностроительного
комплекса: характеристика и особенности 18
1.4. Проблематика связи финансовых ограничений и инвестиционных решений компаний 27
1.4.1. Определение финансовых ограничений 27
1.4.2. Связь финансовых ограничений и инвестиционной политики
компаний: обзор исследований 28
1.5. Формирование исследовательских гипотез 41
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ НАЛИЧИЯ ФИНАНСОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ КОМПАНИЙ 44
2.1. Методология исследования 44
2.2. Формирование выборки 45
2.3. Результаты регрессионного анализа для тестирования модели ликвидности 47
2.4. Многофакторная кластеризация: выделение подгрупп в соответствии с
факторами финансовых ограничений 49
2.5. Результаты эмпирического анализа 55
2.6. Выводы 58
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения
Существуют два основных источника финансирования инвестиций - собственные и заемные. Актуальность исследования связи между финансовыми ограничениями и инвестиционными решениями компаний машиностроительной отрасли обусловлена следующим: на несовершенном рынке капитала в условиях информационной асимметрии привлечение внешнего финансирования может становиться дорогим либо в целом недоступным источником капитала для предприятий.
Проблематика влияния факторов финансовых ограничений на инвестиционную политику затрагивается во многих существующих исследованиях. Одним из ключевых вопросов данных работ является определение прокси-переменных финансовой ограниченности предприятий, что связано с ненаблюдаемым характером данной переменной. В более ранних исследованиях авторы выбирали факторы, влияющие на степень финансовой ограниченности, например размер компании, возраст, коэффициент дивидендных выплат, и проводили классификацию компаний на более и менее ограниченные с финансовой точки зрения. Последующие работы использовали построение мультифакторного индекса, определяющего принадлежность компании к определенной подгруппе (например, используя кластерный анализ).
Многие исследователи предполагали, что инвестиционные решения компаний варьируются в зависимости от уровня внутренних источников финансирования при разном уровне финансовых ограничений: компании, сталкивающиеся с ограничением внутреннего финансирования, вынуждены снижать капитальные затраты.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию связи финансовых ограничений и инвестиционных решений российских машиностроительных компаний. Формат работы представляет собой эмпирическое исследование, его цель можно сформулировать следующим образом: определить характер связи между финансовыми ограничениями и инвестиционными решениями компаний машиностроительного комплекса. Для её достижения будет произведен обоснованный выбор прокси-переменных для выявления наличия финансовой ограниченности компаний.
Машиностроительный комплекс - это совокупность важнейших отраслей промышленности, являющихся важной составляющей экономики страны. Уровень развития машиностроительной отрасли определяет важнейшие удельные показатели ВВП страны и, следовательно, конкурентоспособность выпускаемой продукции, а также является фактором экономического благосостояния страны, определяя её позицию на мировой арене.
Отрасль машиностроения как часть машиностроительного комплекса связана со многими отраслями, так как конечный продукт данного комплекса используется в них в качестве средств производства. Что немаловажно, машиностроение формирует индустриальную базу военно-промышленного комплекса, обеспечивает обороноспособность страны и является объектом внедрения достижений научно-технических разработок .
В текущих условиях машиностроительный комплекс испытывает ряд существенных трудностей, требующих пристального внимания со стороны компаний и государства. Среди них выделяют значительный износ основных фондов и низкий уровень обновления и модернизации оборудования. Кроме того, многие машиностроительные предприятия ведут достаточно консервативный образ деятельности, что связано с глубокой специализацией производства, рассчитанной на устойчивый сбыт и гарантированное длительное сотрудничество с заказчиками. Такое отсутствие гибкости лишает предприятия возможности использовать всю свою производственную мощность, выполняя новые заказы, что приводит к простоям и старению оборудования, причем как физическому, так и технологическому.
Отсюда вытекает новая проблема: высокая изношенность оборудования, производящего зачастую узкоспециализированную невостребованную у широкого круга потребителей продукцию, приводит к инвестиционной непривлекательности производств машиностроительной отрасли.
Решение перечисленных проблем - процесс дорогостоящий и трудозатратный. Износ и техническая отсталость предприятий машиностроительного комплекса требует большого объема капитальных инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости, государственной поддержки на законодательном уровне и выстраивания грамотной инвестиционной политики со стороны менеджмента .
Для достижения цели ВКР были выполнены следующие задачи:
1) Изучение текущего состояния процесса инвестирования российских компаний в основной капитал;
2) Изучение особенностей инвестиционной деятельности предприятий машиностроительного комплекса;
3) Выявление существующих проблем предприятий машиностроительной отрасли;
4) Изучение существующих подходов к определению финансовых ограничений и выбору прокси-переменных;
5) Осуществление обзора классических работ и современных исследований на тему влияния факторов финансовых ограничений на инвестиционные решения компаний;
6) Проведение эмпирического исследования с целью протестировать модель ликвидности, выбрать факторы, отражающие степень финансовой ограниченность компаний и провести кластеризацию фирм на две подгруппы, а также установить наличие связи между капитальными вложениями компаний и внутренними источниками финансирования с учетом их степени ограниченности;
7) Анализ полученных результатов и формулировка прикладных выводов.
Для эмпирического исследования были сформулированы следующие гипотезы:
1) Уровень инвестиционных вложений компании положительно зависит от величины внутренних источников финансирования, имеющихся у компании;
2) Существует нелинейная (U-образная) взаимосвязь между уровнем инвестирования компании и показателем внутренних источников финансирования компании;
3) Связь между инвестиционными вложениями компании и имеющимися у нее внутренними источниками финансирования является более выраженной у компаний, в которых присутствует финансовая ограниченность
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава включает рассмотрение текущего состояния в области инвестирования в основные фонды российских компаний, описание машиностроительного комплекса России и существующие в нем проблемы, после чего дается определение финансовым ограничениям, приводятся существующие подходы к определению и выбору прокси-переменных для их измерения, осуществляется обзор существующих исследований на тему связи финансовых ограничений и инвестиционных решений компаний и формируются исследовательские гипотезы. Вторая глава непосредственно посвящена эмпирическому исследованию связи наличия финансовых ограничений и инвестиционных вложений компаний машиностроительной отрасли. В ней приводятся методология исследования и процесс формирования выборки, проводится многофакторная кластеризация, после чего выводятся результаты регрессионного анализа по каждой модели и осуществляются выводы.
Данная работа расширяет пул исследований на тему связи финансовых ограничений и инвестиционных решений компаний машиностроительного комплекса. Выводы, сформулированные в данной работе, могут быть полезными собственникам компаний на стратегическом уровне планирования: при принятии инвестиционных решений (в том числе по распределению инвестиционных проектов между подразделениями холдинговых структур) необходимо понимать, насколько инвестиционный потенциал компании ограничен с точки зрения её финансового состояния в конкретный момент времени, то есть обладает ли компания достаточными финансовыми ресурсами для реализации запланированных инвестиционных проектов.
Результаты работы позволят развивать инструментарий, который может использоваться при анализе решений о капитальных вложениях предприятий машиностроительной отрасли с учетом их финансового состояния: тестирование прокси-переменных, используемых в данном эмпирическом исследовании, выявляет ряд показателей, сигнализирующих о финансовой ограниченности компаний.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось определение характера связи между финансовыми ограничениями и инвестиционными решениями компаний машиностроительного комплекса. Вспомогательным этапом было обоснование выбора прокси-переменных для выявления наличия финансовой ограниченности компаний машиностроительного сектора.
В первой главе работы было рассмотрено текущее состояние в области инвестирования в основной капитал компаниями Российской Федерации, был подробно описан машиностроительный комплекс России: его составляющие, значимость как сектора экономики, практика инвестиционной деятельности предприятий машиностроительного комплекса и существующие проблемы. Далее было дано определение понятию финансовых ограничений компаний и представлены существующие подходы к их определению и выбору прокси-переменных для их измерения. После был приведен обзор исследований на тему связи финансовых ограничений и инвестиционных решений компаний. В основу анализа легли как классические работы [Fazzari, Hubbard, Petersen, 1988], [Kaplan, Zingales, 1997], [Whited, Wu, 2006], так и современные исследования [Черкасова, Теплова, 2013], [Kuzmicheva, 2014]. Проведённый в первой главе обзор лёг в основу сформулированных в данной работе гипотез.
Вторая глава непосредственно посвящена эмпирическому исследованию. Вначале приводятся описательная статистика переменных и процесс формирования выборки, после чего для компаний машиностроительной отрасли тестируется базовая модель ликвидности (проверка гипотезы 1 и гипотезы 2). Далее описывается процесс многофакторной кластеризации компаний с целью создать фиктивную переменную, принимающую значение «1» в случае, если компания столкнулась с финансовыми ограничениями, и значение «0» при отсутствии факта финансовой ограниченности. Заключительный этапом являлась проверка ключевой гипотезы исследования (гипотеза 3) и интерпретация полученных результатов.
По результатам исследования для компаний машиностроительного сектора были получены следующие результаты.
Во-первых, связь между уровнем капитальных вложений и внутренним денежным потоком компаний машиностроительной отрасли на рассматриваемом периоде 2010-2020 гг. имеет нелинейный (U-образный) вид. Выявленная зависимость отражает возможную особенность процесса инвестирования компаний машиностроительного сектора: при наличии у компаний существенных денежных потоков с ростом внутренних источников финансирования увеличиваются инвестиции в основные фонды; в ситуации достаточно ограниченных денежных потоков при постепенном снижении уровня внутренних источников финансирования компании, по всей видимости, стремятся осуществлять большие капитальные затраты, тем самым добиваться большей производительности и в дальнейшем выходить из ситуации финансовой ограниченности.
Во-вторых, для компаний машиностроительной отрасли такие показатели как размер компании и коэффициент дивидендных выплат действительно можно использовать в качестве прокси-переменных, отражающих факт финансовой ограниченности предприятия. Кроме того, показатели текущей ликвидности и рентабельности по чистой прибыли больше для компаний, не сталкивающихся с финансовыми ограничениями.
В-третьих, для российских машиностроительных компаний факт наличия финансовых ограниченности не влияет на характер связи между внутренним денежным потоком и капитальными вложениями - она остается нелинейной.
Практические выводы данного исследования потенциально интересны сразу нескольким заинтересованным сторонам компаний.
В первую очередь стоит вспомнить, что значительная часть компаний машиностроительной отрасли входит в состав ряда крупнейших корпораций как, например, «Ростех» или «Трансмашхолдинг», созданных с целью содействовать в разработке и производстве промышленной продукции гражданского и военного назначения. Одной из ключевых задач корпораций является проведение технологической модернизации производства, так что процесс выявления компаний, сталкивающихся с финансовыми ограничениями, влияющими на уровень их капитальных вложений, особенно важен материнской структуре для разработки эффективной политики в области управления и оказания финансовой поддержки предприятиям холдинга.
Кроме того, данная проблематика потенциально интересна кредиторам - крупнейшим банкам. Понимание реальной картины факторов, характеризующих наличие финансовой ограниченности у компаний отрасли, а также связи финансовой ограниченности с инвестиционными решениями компаний-заемщиков, может способствовать более рациональным решениям о предоставлении/продолжении финансирования.
Возможным направлением дальнейших исследований является поиск дополнительных факторов, свидетельствующих о финансовой ограниченности компаний, и выявление новых показателей, оказывающих значительное влияние на принятие компаниями машиностроительной отрасли решений об инвестировании в основные фонды.
1. Берджес, Д. Ф. Основы управления малым бизнесом / Д. Ф. Берджес, Д. Штайнхофф. - М.: Бином, 1997. - 426 с.
2. Бланк, И. А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс для вузов. - К.: НикаЦентр, 2001. - 448 с.
3. Буткова, О. В. Повышение эффективности использования основных средств на предприятиях АПК Ростовской области: основные проблемы / О. В. Буткова, И. А. Кривенко // Концепт. - 2018. - №. 10. - С. 261-267.
4. Бухалков, М. Амортизация как инструмент эффективного использования производственных фондов в машиностроении / М. Бухалков, Е. Сафронов // Организатор производства. - 2008. - №. 2. - С. 62-68.
5. Воздействие пандемии COVID-19 на промышленность и экологию [Электронный ресурс] / Счетная палата Российской Федерации. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-prom.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
6. Задорожная А. Н. Теоретические и практические аспекты формирования оптимальной структуры капитала компании. - Омск: типография ООО «ЮНЗ», 2015. - 175 с.
7. Инвестиции в основной капитал В Российской Федерации в 2020 году
[Электронный ресурс] / Росстат. - Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SRseY8Jp/inv_osn2020.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
8. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] / Банк России. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SRseY8Jp/inv_osn2020.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
9. Капитальные затраты или операционные расходы? [Электронный ресурс] / ИД «Методология». - Режим доступа: https://finotchet.ru/articles/970/, свободный. - Загл. с экрана.
10. Кластеризация: алгоритмы k-means [Электронный ресурс] / Habr. - Режим доступа: https://habr.com/ru/post/67078/, свободный. - Загл. с экрана.
11. Кластеризация: метод k-средних [Электронный ресурс] / Академия Анализа
Данных. - Режим доступа: http://statistica.ru/theory/klasterizatsiya-metod-k-
srednikh/, свободный. - Загл. с экрана.
12. Климанов, Р. И. Неопределенность и риск при принятии инвестиционных решений // Статистика и экономика. - 2011. - №. 1. - С. 70-73.
13. Кобзев, В. В. Состояние машиностроительного комплекса, проблемы и особенности воспроизводства основных фондов / В. В. Кобзев, М. К. Измайлов // Организатор производства. - 2017. - Т. 25. - №. 1. - С. 69-83.
14. Кобзев, В. В. Тенденции использования и обновления основных средств российских машиностроительных предприятий / В. В. Кобзев, М. К. Измайлов // Организатор производства. - 2020. - Т. 28. - № 3. - С. 52-62.
15. Коэффициент выплаты дивидендов [Электронный ресурс] / Инвестопедия. - Режим доступа: http://investassist.ru/terms/dividend-payout-ratio, свободный. - Загл. с экрана.
16. Коэффициент износа основных средств [Электронный ресурс] / finzz.ru. - Режим
доступа: https://finzz.ru/koefficient-iznosa-osnovnyx-sredstv.html, свободный. -
Загл. с экрана.
17. Коэффициент текущей ликвидности [Электронный ресурс] / audit-it. - Режим
доступа: https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/liquidity/current_ratio.html,
свободный. - Загл. с экрана.
18. Коэффициент текущей ликвидности [Электронный ресурс] /
Налоги+бухгалтерия. - Режим доступа: https://business-programming.ru/pro-
nalogi/raschet-tekushchej-likvidnosti-po-balansu-2.html, свободный. - Загл. с экрана.
19. Кривенко, П. А. Финансовый кризис и реальный сектор российской экономики: ограничения ликвидности и инвестиции. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 36 с.
20. Машиностроительная отрасль РФ [Электронный ресурс] / Fin-plan. - Режим
доступа: https://fin-plan.org/lk/industries/mechanical-engineering/, свободный. -
Загл. с экрана.
21. Методы начисления амортизации [Электронный ресурс] / Южная аналитическая компания. - Режим доступа: https://1-fin.ru/?id=281&t=482, свободный. - Загл. с экрана.
22. Миронов, М. Г. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник / М. Г. Миронов, С. В. Загородников. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
23. Михайлова, Н. Обоснование ставки дисконтирования путем использования
основных рыночных финансовых индикаторов доходности капитала [Электронный ресурс] / Н. Михайлова, М. Кондрунина // АБ Банк Развития Предпринимательства. - 2015. - Т. 1. - Режим доступа:
https://www.cfm.ru/fmanalysis/discount_rate.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
24. Мэнкью, Н. Г. Принципы макроэкономики. - СПб.: Питер, 2012.
25. О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки [Электронный ресурс] / Банк
России. - Режим доступа:
https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/32198/bulletin_21-03.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
26. Обзор машиностроительной отрасли РФ [Электронный ресурс] / Заводы РФ. -
Режим доступа: https://xn--80aegj 1b5e.xn--p1ai/publication/obzor-
mashinostroitelnoy-otrasli-rf, свободный. - Загл. с экрана.
27. Основные фонды и другие нефинансовые активы [Электронный ресурс] / Росстат. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/14304, свободный. - Загл. с экрана.
28. Погодина, Т. В. Инвестиционный менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата // Издательство Юрайт. - 2016. - С. 311.
29. Прохорова, Э. К. Влияние состояния основных фондов на развитие российской промышленности в условиях международных санкций // Вестник международного института рынка. - 2019. - №. 1. - С. 30-36.
30. Рентабельность активов (ROA) [Электронный ресурс] / Executive.ru. - Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
31. Рентабельность по чистой прибыли [Электронный ресурс] / Южная
аналитическая компания. - Режим доступа: https://1fin.ru/?id=311&t=70,
свободный. - Загл. с экрана.
32. Тихонов, А. И. Реализация программы импортозамещения в отечественном машиностроении // Московский экономический журнал. - 2020. - №. 6. - С. 551-559.
33. Центр раскрытия корпоративной информации [Электронный ресурс] / Интерфакс-ЦРКИ, 2021. - Режим доступа: https://www.e-disclosure.ru/poisk-po- kompaniyam, свободный. - Загл. с экрана.
34. Черкасова, В. А. Исследование влияния факторов финансовых ограничений на инвестиционные решения компаний на развивающихся рынках капитала / В. А. Черкасова, О. Ю. Теплова // Корпоративные финансы. - 2013. - № 2. - С. 4-17.
35. Шарп, У. Инвестиции / У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бейли. - М.: Инфра-М, 2003. - 1028 с.
36. Bhaduri, S. N. Investment and capital market imperfections: some evidence from a developing economy, India // Review of Pacific Basin Financial Markets and Policies.
- 2008. - Vol. 11. - №. 03. - P. 411-428.
37. Bhaduri, S. N. Investment, financial constraints and financial liberalization: Some stylized facts from a developing economy, India // Journal of Asian economics. - 2005.
- Vol. 16. - №. 4. - P. 704-718.
38. Chen, H. J. Investment-cash flow sensitivity cannot be a good measure of financial constraints: Evidence from the time series / H. J. Chen, S. J. Chen // Journal of Financial Economics. - 2012. - Vol. 103. - №. 2. - P. 393-410.
39. Credit Rating [Электронный ресурс] / Investopedia. - Режим доступа:
https://www.investopedia.com/terms/c/creditrating.asp, свободный. - Загл. с экрана.
40. Farre-Mensa, J. Do measures of financial constraints measure financial constraints? / J. Farre-Mensa, A. Ljungqvist // The review of financial studies. - 2013. - Vol. 29. - №. 2. - P. 271-308.
41. Faulkender, M. Does the source of capital affect capital structure? / M. Faulkender, M. Petersen // The Review of Financial Studies. - 2006. - Vol. 19. - №. 1. - P. 45-79.
42. Fazzari, S. M. Financing Constraints and Corporate Investment / S. M. Fazzari, R. G. Hubbard, B. C. Petersen // Brookings Papers on Economic Activity. - 1988. - Vol. 1. - P. 141-195.
43. Frank, M. Z. Trade-off and pecking order theories of debt / M. Z. Frank, V. K. Goyal // Handbook of empirical corporate finance. - 2008. - P. 135-202.
44. Gertler, M. Monetary policy, business cycles, and the behavior of small manufacturing firms/ M. Gertler, S. Gilchrist // The Quarterly Journal of Economics. - 1994. - Vol. 109. - №. 2. - P. 309-340.
45. Gomes, J. F. Financing investment // American Economic Review. - 2001. - Vol. 91. - №. 5. - P. 1263-1285.
46. Hadlock, C. J. New evidence on measuring financial constraints: Moving beyond the KZ index / C. J. Hadlock, J. R. Pierce // The Review of Financial Studies. - 2010. - Vol. 23. - №. 5. - P. 1909-1940.
47. Hovakimian, G. Determinants of investment cash flow sensitivity // Financial management. - 2009. - Vol. 38. - №. 1. - P. 161-183.
48. Kaplan, S. Do Financing Constraints Explain Why Investment is Correlated With Cash Flow? / S. Kaplan, L. Zingales // Quarterly Journal of Economics. - 1997. - Vol. 112. - P. 169-216.
49. Kuzmicheva, E. The Influence of Financial Constraints and Attitude Towards Risk in Corporate Investment Decisions // Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP. - 2014. - Vol. 36.
50. Lamont, O. Financial constraints and stock returns / O. Lamont, C. Polk, J. Saaa- Requejo // The review of financial studies. - 2001. - Vol. 14. - №. 2. - P. 529-554.
51. Modigliani, F. The cost of capital, corporation finance and the theory of investment / F. Modigliani, M. Miller // The American economic review. - 1958. - Vol. 48. - №. 3. - P. 261-297.
52. Myers, S. C. The Capital Structure Puzzle // Journal of Finance. - 1984. - Vol. 39. - P. 575-592.
53. Myers, S. Corporate financing decisions when firms have investment information that investors do not / S. Myers, N. Majluf // Journal of Financial Economics. - 1984. - Vol. 13. - №. 2. - P. 187-221.
54. Thomson Reuters Eikon. 2021. Терминал. Доступ по паролям в библиотеке ВШМ СПБГУ
55. What is the Pecking Order Theory? [Электронный ресурс] / CFI Education Inc. -
Режим доступа:
https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/finance/pecking-order- theory/, свободный. - Загл. с экрана.
56. Whited, T. M. Financial constraints risk/ T. M. Whited, G. Wu // The Review of Financial Studies. - 2006. - Vol. 19. - №. 2. - P. 531-559.