Введение 3
Глава 1. Причины интереса С. А. Есенина к древнерусской литературе 11
1.1. Биография. Древнерусская литература в круге чтения С. А. Есенина 11
1.2. Общие черты поэтического мировоззрения С. А. Есенина с мировоззрениями древних славян 15
1.3. Художественные искания С. А. Есенина 21
Глава 2. Древнерусские мотивы в поэмах С. А. Есенина 28
2.1. Мотивный блок «Война» 28
2.2. Мотивный блок «Христианство» 32
Глава 3. Древнерусские образы в поэмах С. А. Есенина 38
3.1. Образы природы и предметов в древнерусской литературе и в поэмах С. А. Есенина 38
3.2. Образы главных героев в древнерусской литературе и в поэмах С. А. Есенина 52
Заключение 76
Список использованной и цитируемой литературы 83
Тема генетической связи Есенинского творчества с древнерусской литературой и культурой начала привлекать к себе внимание исследователей (К. А. Кедров1 , Н. И. Прокофьев2 ) в 1970-1980 гг. В статье Прокофьева выявлены заимствованные лексики, красно-цветовые эпитеты и образность из древнерусских памятников, в особенности, из «Слова о полку Игореве». Прокофьев приходит к выводу, что образность поэзии Есенина обогатила «емкая метафоричность с ее двойным зрением и библейских поэтических 3 текстов».3
Современные исследователи (О. Е. Воронова, О. Б. Хабарова, B. В. Межебовская и Э. Б. Мекш4) рассматривали эту проблему в различных аспектах: древнерусских мотивов, образов и источников Есенинского творчества. В. В. Межебовская перечисляет возможные заимствованные из древнерусской литературы мотивы в ранней лирике Есенина: религиознобиблейские мотивы, мотив чаши и мотив уподобления птице человека,5 и определяет их функции как реминисценцию, сюжетный и тематический мотив, развернутую метафору и символ.6 О. Б. Хабарова сравнивает маленькую поэму «Песнь о Евпатии Коловрате» с ее древнерусским источником, показывает их общие мотивы и образы, такие как: образ смертной чаши, образ битвы как пира и мотив кровопролития.7 О. Б. Хабарова8 и О. Е. Воронова9 выявляют древнерусские источники Есенинских поэм. Возможными древнерусскими источниками маленькой поэмы «Марфа Посадница» являются, по мнению Хабаровой, «Новгородские летописи», «Софийская первая летопись» и «Житие святого Зосимы Соловецкого».
Несмотря на наличие немало научных работ, посвященных этой теме, в целом, они ограничиваются перечислением древнерусских мотивов и образов в Есенинской поэзии без систематического анализа и выявления механизма их функционирования. К тому же, систематическое выявление значения этих мотивов и образов предоставляет новые возможности интерпретации поэзии и обогащения художественного новаторства поэта, что и определяет актуальность исследования.
Научная новизна работы заключается в выявлении и систематизации всех основных древнерусских мотивов в изученных поэмах; а также в выявлении связей образов главных героев с древнерусскими героями и их общих характеристик.
Объектом исследования является влияние древнерусской литературы на творчество Есенина. В качестве предмета исследования выступают заимствованные из древнерусской литературы мотивы и образы в Есенинских поэмах «Марфа Посадница» и «Песнь о Евпатии Коловрате».
Маленькие поэмы «Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа Посадница» служат яркими примерами заимствования из древнерусской литературы мотивов и образов в поэзии Есенина. Обе поэмы относятся к раннему периоду творчества Есенина. Поэма «Марфа Посадница» была написана в 1914 г., а поэма «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» впервые была создана в 1912 г. Однако в 1925 г. поэт изменил эту поэму и опубликовал ее еще раз под названием «Песнь о Евпатии Коловрате». Предчувствуя наступающие революционные волнения, Есенин обращался к богатырским темам Древней Руси, пытался найти аналог в истории и призывал бороться за свободу. В поэмах воспеты героизм Марфы Посадницы и Евпатия Коловрата, их борьбу за вольность.
Марфа Посадница и Евпатий Коловрат являются историческими лицами Древней Руси. Согласно данным «Русского биографического словаря», Марфа Посадница - вдова новгородского посадника И. А. Борецкого. В 1471-1478 г. она как глава партии новгородских бояр возглавила битву против Ивана III за независимость города. После поражения войны, Марфа Борецкая лишилась свободы и была выслана в Москву, затем в Нижний Новгород.10 Ее история была написана в «Софийской первой летописи», где она была изображена сбитой с толку дьяволом женщиной и желание присоединения к Литве объяснилось волей дьявола. Долгое время Евпатия Коловрата воспринимают как полулегендарного богатыря и воспевают как храброго борца. Согласно «Военной энциклопедии», в 1237/38 г. после взятия Батыем Рязани Евпатий Коловрат с 1700-летней дружиной нанес поражение монголо-татарам во Владимиро-Суздальской земле.11 Он погиб в битве и его подвиги были подробно описаны в древнерусской воинской «Повести о разорении Рязани Батыем».
Вышеупомянутым поэмам присущи многие общие характеристики. Обе они представляют собой историческую поэзию и очерчивают исторические события, происшедшие в Древней Руси. В поэмах широко использованы древнерусские мотивы и образы. Поэмы объединяются и общей основной идеей поэта. В связи с этим представляется уместным анализировать их вместе и рассмотреть влияние древнерусской литературы на творчество Есенина на их материале.
Цель диссертации заключается в определении причин заимствования древнерусской литературы в Есенинской поэзии, в выявлении основных древнерусских мотивов и образов, также в определении их функционирования в поэмах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• Определить причины заимствования из древнерусской литературы с точки зрения биографии, мировоззрения и художественных исканий.
• Выявить заимствованные из древнерусской литературы мотивы и образы, определить их функции в маленьких поэмах.
• Сравнить образы главных героев в поэмах Есенина с образами героев древнерусских текстов и выявить их общие художественные характеристики.
Материалом исследования служат поэмы Есенина -- «Марфа посадница» и «Песнь о Евпатии Коловрате», и следующие памятники древнерусской литературы: «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Александра Невского» и «Софийская первая летопись».
Метод исследования. В работе используется комплексная методика исследования: интертекстуальный метод, историко-литературный метод и сравнительно-исторический метод.
Теоретическая значимость квалификационной работы определяется выявлением причин заимствования древнерусской литературы с точки зрения биографии, поэтического мировоззрения и художественного новаторства поэта, и также разработкой формы проявления древнерусской традиции в поэзии Есенина.
Практическая ценность работы состоится в возможности использования полученных результатов в дальнейшей научной деятельности по исследованию творчества Есенина, а также в составе учебного пособия по поэзии Есенина или по истории русской литературы XX века.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дается обзорный анализ литературы по выбранной теме, обосновывается актуальность избранной темы, обосновываются цель, задачи, объект, предмет исследования; определяются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность.
В первой главе «Причины интереса С. А. Есенина к древнерусской литературе» выявляются принципы появления интереса поэта к древнерусской литературе с точки зрения биографии, поэтического мировоззрения и художественных исканий. Первый параграф посвящен биографии и личному кругу чтения поэта. Интерес Есенина к древнерусской литературе определяется семейной обстановкой и полученным образованием. К тому же заимствования из памятников древнерусской литературы способствовало творческому осмыслению современных событий. Во втором параграфе рассматривается поэтическое мировоззрение поэта и связь такого воззрения с древней ценностью. Выросший в деревне поэт был хорошо знаком с народной культурой и с древнерусской литературой. В связи с этим для его мировоззрения характерно сочетание православия и язычества, которые тоже находят свое отражение в древнерусской культуре. В третьем параграфе освещаются художественные искания поэта. Реалистический взгляд на мир, по мнению некоторых поэтов, близких Есенину (Н. А. Клюев, С. М. Городецкий) в начале XX века исчерпал свои темы и образы, так что необходимо найти новые темы и обогатить русский язык. В литературе Древней Руси Есенин ищет символические образы и мотивы. Заимствование из древнерусских памятников способствует обогащению образности и расширяет семантическое поле творчества.
Во второй главе «Древнерусские мотивы в поэмах С. А. Есенина» классифицируются основные древнерусские мотивы в изученном материале и выявляется их функционирование в поэмах. Тематически заимствованные из древнерусской литературы мотивы можно условно разделять на следующие группы: мотивный блок «война» и мотивный блок «христианство». В первом параграфе рассматриваются мотивы войны и заложенные в них отношение Есенина к войне. Мотивный блок включает мотив битвы-пира, мотив смертной чаши и мотив кровопролития. С помощью таких мотивов выражается Есенинское понимание войны как страдание, борьбу за свободу и демократическое устройство общества (в «Марфе Посаднице»). Второй параграф посвящен связанной с древнерусской литературой теме христианкой веры, включающей мотив противопоставления христианства язычеству, мотив небесного заступничества, мотив поражения битвы как Божье наказание и мотив самопожертвования. На основе таких мотивов создаются новые мифы - миф за справедливость и вольность, и миф о Спасителе. Анализ таких мотивов содействует раскрытию смысла поэм.
В третьей главе «Древнерусские образы в поэмах С. А. Есенина» рассматривается трансформация образов из древнерусской литературы в Есенинских поэмах. Глава включает в себя два параграфы. Первый параграф посвящен символическим значениям природы и предметов, их функционированию в древнерусских памятниках и в поэмах. Как правило, такие образы в изученном материале выступают в качестве символа и примера для сравнения. Их функции заключаются в вызове у читателей определенного ощущения и раскрытии характеров главных героев. Во втором параграфе сравниваются Есенинские образы главных героев с героями древнерусской литературы. В ходе исследования выявлено, что Есенинские образы совпадают с традиционным представлением определенного типа персонажей, однако не являются прямым заимствованием из древнерусских памятников. Наблюдаются общие художественные приемы между ними - антитеза и типизация.
В Заключении подводятся итоги и излагаются результаты исследования.
В творчестве С.А. Есенина многое связано не только с народной духовной традицией, но и с литературой Древней Руси. Его интерес к русской истории особенно ярко проявился во время Первой мировой войны. Таковы маленькие поэмы Есенина на исторические сюжеты - «Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа Посадница». Если образ Евпатия Коловрата опирается у поэта на конкретный литературный источник, воинскую повесть «О разорении Рязани ханом Батыем» (XIV в.) и исторические песни о герое, то вторая поэма, посвященная защитнице Новгородской вольницы XV в. Марфе Борецкой, основана на фактах, почерпнутых из летописного текста, а именно, Софийской первой летописи о событиях 70-х гг. XV в., связанных с походом князя Ивана III на Новгород и попыткой подчинить его Московскому царству. Обе поэмы написаны вольным «былинным» стихом, стилизованы Есениным под народную устную традиции, на что указывали исследователи. Однако целью нашей магистерской работы было показать общие черты есенинских поэм с памятниками древнерусской литературы, в которых также отразились фольклорные мотивы, связанные с описанием битв. Причины обращения Есенина к древнерусским текстам рассмотрены с разных сторон, в основном, с точки зрения жизненного опыта, собственного мировоззрения поэта и его художественных исканий.
Семейная обстановка и образование придали будущему поэту знание о народной культуре и средневековой словесности. В церковно-учительской школе Есенин выучил церковнославянский язык, который был ему знаком и из церковных служб. Университетский учебный план гимназии Шанявского включал в себя историю Средних веков и древнерусскую литературу. В круг чтения поэта вошли такие древнерусские произведения, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о полку Игореве», «Задонщина» ... Школьное и университетское образование открыло перед поэтом средневековый мир и подготовило материалы для поэм.
Сходные с древнерусскими книжниками взгляды также послужили важной причиной интереса и заимствования ряда мотивов и образов средневековой письменности. Выросший в деревне, в крестьянской среде, Есенин воспринимал все, что окружало его, в том числе и христианско- языческое двоеверие, характерное для народного религиозного сознания. Христианское начало занимало важнейшее место в мировоззрении поэта, оказало сильное влияние на жизненные ценности, представление об идеальном человеке и способы толкования истории. Более того, в плане идеологии использованные древнерусские мотивы и образы устанавливали связь между есенинскими поэмами и древнерусскими памятниками, придав его поэмам дополнительные смыслы.
Обращение Есенина к фольклорным и древнерусским литературным мотивам и образам было определено и художественными исканиями поэта. На рубеже XIX-XX веков в России символизм стал крупным течением, оказавшим влияние на творчество многих художников, в том числе, и Есенина. От того, что в древнерусской литературе мотивы и образы часто обладают дополнительными смыслами, их заимствование в поэзии способствует созданию собственных мифов и выражению своего размышления о войне и революции.
В поэмах «Марфа Посадница» и «Песнь о Евпатии Коловрате» широко использованы древнерусские мотивы, которые по тематике могут быть условно разделены на два мотивных блока: война и христианская вера.
Мотивный блок «Война» объединяет в себя мотив битвы-пира, мотив смертной чаши и мотив кровопролития. Использование таких мотивов содействует выявлению характеров персонажей: мотив битвы-пира подчеркивает кровожадность Ивана III, мотив смертной чаши - храбрость Евпатия Коловрата и готовность погибнуть в бою. К тому же, мотив кровопролития в поэмах позволяет рассматривать войну как страдание.
Мотивный блок «Христианство» включает в себя следующие мотивы: мотив противопоставления христианства язычеству, мотив небесного заступничества, мотив поражения битвы как Божье наказание и мотив самопожертвования. Использованные мотивы содействуют созданию новой мифологии. Объединение этих мотивов способствует выявлению смысла поэм: развитие истории определяется Божьей волей; в поэме «Марфа Посадница» создается неомифология - Марфин завет, в котором слышится есенинский революционный пафос; в поэме «Песнь о Евпатии Коловрате» аргументирована необходимость соблюдения Божьего закона для достижения победы в битве.
В есенинских поэмах встречаются рассмотренные в диссертации следующие образы природных сил, животного мира и предмета, заимствованные из древнерусской литературы: образ волка, образ сокола, образ ковыля, образ молнии, образ вихря и образ колокола. Нами выявлены символические смыслы этих образов в древнерусской литературе: образ волка является одновременно символом нехристя и завоевателя; сокол символизирует удалого защитника отечества; ковыль связывается со смертью; молния воплощает страшную разрушительную силу, вихрь ассоциируется с созидательным движением; а колокол воплощает «тревожный набат об опасности или о войне», свободу и демократию. Выявление семантического смысла этих образов способствует интерпретации поэм. Методы функционирования этих мотивов в изученных древнерусских памятниках и в поэмах сходны. Они выступают в качестве символа и примера для сравнения. Их функции заключаются в вызове раскрытии характеров персонажей и определенного впечатления у читателей.
Есенинские образы Марфы Посадницы и Евпатия Коловрата также связаны с образами героев из древнерусских памятников. В есенинских поэмах Марфа Борецкая красива внешне, набожна и свободолюбива; Евпатий Коловрат выступает верным храбрым богатырем. Образы князя Ивана III и Батыя у Есенина сходны между собой, оба хитры, распутны, преступают мораль и веру. В результате нашего исследования мы пришли к заключению, что есенинские герои его маленьких поэм не напрямую заимствованы из их древнерусских источников, а оказываются более тесно связанными с определенным типом древнерусского героя- воина, защитника своих земель в целом. Есенинская Марфа Борецкая героизирована поэтом, как и Евпатий Коловрат, чей эпический образ восходит одновременно к «Повести о Рязани Батыем» и к фольклорным источникам. У Есенина он предстает в ряду явно положительных персонажей в общем образе верного защитника Руси, а образы Ивана III и хана Батыя в художественной интерпретации поэта объединяются с типичными для древнерусских литературных источников отрицательными образами завоевателей-антихристов. Методы создания этих образов в древнерусских произведениях и в есенинских поэмах связаны с использованием лексики, с изображением их действий, а также с авторским описанием. Их общее художественное своеобразие в плане образности заключается в приемах антитезы и типизации, на которых строятся обе поэмы, как и отдельные эпизоды в названных памятниках древнерусской литературы.
Изучая маленькие поэмы Есенина «Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа Посадница» как своеобразный художественный отклик на события Первой мировой войны, нельзя не заметить, что оба героя поэм воспринимались автором как выразители героического духа России. Отсюда и внимание Есенина к таким жанрам как героический эпос и те памятники древнерусской литературы, в которых присутствует воинская тема в ее преломлении через устную эпическую традицию.
Данная работа не исчерпывает все аспекты анализа связи Есенинской поэзии с древнерусской литературой и перспективы будущего исследования видим в следующем. Во-первых, это наличие в них архаизмов и историзмов. В обеих поэмах присутствуют следующие устаревшие слова: «лобызать» («Новгород мне вольный ног не лобызает!»}1, «хоругвь» («Закраснели хоругви, образа засверкали»}2, «очи» («Встрепенулись очи-голуби»}3 , «посолонь» («посолонью зачаведели»}4 5, «пажить» («Стонут пасишные пажити»}хм ... Во-вторых, сходные выражения между Есенинской поэзией и древнерусской литературой. В Есенинских поэмах наблюдаются выражения, которые близки к воинской повести, в особенности, к «Слову о полку Игореве». Сцена перед отправлением на поход в «Слове о полку Игореве» описывается так: «Кониржут за Сулой — звенит слава в Киеве!»»-6, а в поэме «Марфа Посадница» — «Кони ржали, сабли звякали»7. В «Повести о разорении Рязани Батыем» Евпатий с дружинниками разбились так храбро, что «татары думали, что это мертвые воскресли!»8 Аналогично, в поэме «Песнь о Евпатии Коловрате» хан Батый боялся, что «Не рязанцы ль встали мертвые / На побоище кроволитное?»9 Кроме этого, в конце поэмы «Марфа Посадница» обращение лирического героя к вихрю («Выше, выше, вихорь, тучи подыми!»)10 напоминает призыв княгини Ярославны к Дунаю и к Днепру. Итак, наше исследование образной и мотивной связи малых поэм Есенина с памятниками древнерусской литературы показало, что на раннем этапе своего творчества, в предвоенные и военные годы, Есенин обращался к героическим эпизодам русской истории и, соответственно, к эпической традиции, к богатырской теме и теме вольности. Он стилизует свои поэмы под так называемый народный, «былинный стих» и одновременно включает в текст церковнославянские слова и понятия, связанные с жанром древнерусской воинской повести. Рассмотренные поэмы «Песнь о Евпатии Коловрате» и «Марфа Посадница» показывают, что лирическое начало поэзии Есенина соединилось в них с эпическим.
Источники
1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 томах. Т 7. Книга 1. Автобиографии. Дарственные надписи. Фольклорные материалы. Литературные декларации и манифесты / составление, подготовка текстов и коммент. А. Н. Захарова, С. П. Кошечкина. М.: «Наука» — «Голос», 1995.
2. Есенин С. А. Марфа Посадница // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 томах. Т 2. Стихотворение (Маленькие поэмы) / подгот. текста и коммент. С. И. Субботина. М.: «Наука» — «Голос», 1995. С. 7-11.
3. Есенин С. А. Песнь о Евпатии Коловрате // Полное собрание сочинений: В 7 томах. Т. 2. Стихотворение (Маленькие поэмы) / подгот. текста и коммент. С. И. Субботина. М.: «Наука» — «Голос», 1995. С. 174180.
4. Есенин С. А. Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе // Полное собрание сочинений: В 7 томах. Т. 2. Стихотворение (Маленькие поэмы) / подгот. текста и коммент. С. И. Субботина. М.: «Наука» — «Голос», 1995. С. 193-202.
5. Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т 5.: XIII век / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 358-369.
6. Задонщина // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т 6.: XIV - середина XV века / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 104-119.
7. ЛЪто седмьдесятъ девятое месяца иоулиа и августа // Полное собрание русских летописей. Т 39. Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского. М.: Наука, 1994. С. 149-159.
8. Повесть о разорении Рязани Батыем // Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т 5.: XIII век / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 140-155.
9. Сказание о Мамаевом побоище // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т 6.: XIV - середина XV века / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 138-189.
10. Слово о полку Игореве // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 томах. Т. 4.: XII век / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева. СПб.: Наука, 1997. С. 254-267.
Научная и критическая литература
11. Александров С. С. Мотив небесного заступничества в древнерусских воинских повестях XV века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: филология. Журналистика. 2018. №2. С. 165-169.
12. Афанасьев А. Н. Поэтическое воззрение славян на природу: В 3 т. Т 3. М.: Современный писатель, 1992.
13. Бобрицких Л. Я. Евпатий Коловрат в истории русской поэзии (Н. Языков «Евпатий», Л. Мей «Песнь про боярина Евпатия Коловрата», С. Есенин «Песнь о Евпатии Коловрате») // Весник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 2. С. 14-18.
14. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Художественная литература, 1940.
15. Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов. Сообщения Общества русского языка и словесности (СОРЯС). Т 28. №2. СПб. 1881.
...