ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДВИЖЕНИЕ СЕЦЕССИОНИЗМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРАКТИКА 9
1.1 Концептуализация Понятий 11
1.2 Динамика сецессии 17
1.3 Выводы 19
ГЛАВА 2 БРЕКСИТ КАК ФАКТОР СЕЦЕССИОНИЗМА В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ 20
2.1 Процесс Брексита 20
2.1.1 Факторы и причины Брексита 20
2.1.2 Результаты Референдума о выходе из Европейского Союза 26
2.1.3 Соглашения о выходе Великобритании из ЕС 28
2.2 Условия пост-Брексита в Северной Ирландии 33
2.2.1 Правовой статус Северной Ирландии 34
2.2.2 Политическое измерение 36
2.2.3 Общественное измерение 39
2.2.4 Социально-Экономическое измерение 41
2.2.5 Выводы 43
2.3 Условия пост-Брексита в Шотландии 45
2.3.1 Правовой статус Шотландии 46
2.3.2 Политическое измерение 48
2.3.3 Общественное измерение 49
2.3.4 Социально-Экономическое измерение 51
2.3.5 Вывод 53
2.4 Условия пост-Брексита в Уэльсе 55
2.4.1 Правовой статус Уэльса 56
2.4.2 Политическое измерение 57
2.4.3 Общественное измерение 58
2.4.4 Социально-Экономическое измерение 60
2.4.5 Вывод 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
За последние несколько десятилетий единство Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии все чаще подвергалось проверке. Прошло более семи лет после референдума по выходу Соединенного Королевства из Европейского Союза (далее - ЕС) и почти два года с тех пор, как Великобритания и ЕС согласовали финальный вариант договора Соглашения о выходе из ЕС, 2020. Однако, влияние Брексит на Великобританию и ее общество в социальном, политическом и экономическом измерениях еще предстоит изучить. Усилия по пересмотру протокола Северной Ирландии между ЕС и Великобританией демонстрируют, что урегулирование отношений между ЕС и Великобританией продолжает оставаться незавершенным.
Прошедшие в мае 2022 г. во всех четырех регионах страны (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия) местные выборы показали результаты, которые меняют британский политический баланс. Впервые в истории в Северной Ирландии, выборы в Ассамблею выиграла Шинн Фейн, политическая программа, которой основана на идее объединенной Ирландии. В Шотландии, в который раз выигрывает Шотландская национальная партия (далее - ШНП), приверженная идеологии гражданского национализма. ШНП показывает лучший для себя результат на муниципальном уровне. Новая победа на выборах, вновь позволила ШНП поднять тему референдума о независимости. В Уэльсе, где большинство населения проголосовало за Брексит на референдуме 2016 г., но на протяжении всего переговорного процесса голосовали за введение «мягкой сделки» для финального соглашения между Великобританией и ЕС. Однако из-за действий и решений Британского Правительства вера в него у жителей Уэльса была утеряна, что вызвало медленный, но неуклонный рост движения за сецессию, и, на выборах 2022 г., позволило валлийским националистам - Плейд Кимри (Plaid Cymru) выйти на уровень второй партии. Актуальность работы обусловлена тем, что Брексит актуализировал проблемы, стоящие перед Соединенным Королевством, и вывел их на новый виток возрождения.
Научная новизна определяется комплексным сравнительным исследованием по оценке развития (динамики) идеи сецессии в условиях пост-Брексита в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе с применением качественной модели оценки рационального интереса отдельного сообщества на основе метода баланса «издержек-выгод».
Цель работы - оценить развитие идеи сецессии в Великобритании в условиях пост- Брексита на основе изучения ее общественно-политических и социально-экономических характеристик.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи
1. Концептуализировать определение и соотношение таких понятий как сецессия, ирредентизм, деволюция, политический сепаратизм;
2. Определить детерминанты динамики сецессии;
3. Детализировать факторы, результаты и соглашения Брексита в Соединенном Королевстве;
4. Провести анализ динамики идеи сецессии в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.
Объект исследования - сецессия как политический процесс в Великобритании.
Предмет исследования - содержание и динамика сецессионизма в регионах Великобритании.
Брексит создал прецедент, подрывающий идеи европейской интеграции и обозначил кризис идентичности регионов, как в ЕС, так и в самой Великобритании. Оценка и выявление сценариев развития идеи сецессии, на примере регионов, через модель рационального выбора позволит понять актуальность использования данной модели при исследовании кризиса сецессии, что обуславливает теоретическую значимость исследования.
В рамках данного исследования были использованы общенаучные (дедукция, индукция, анализ, синтез), историко-описательный и политико-описательный методы. Для решения поставленных задач был проведен анализ документальной и законодательной базы ЕС, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (включая документы, опубликованные регионами: Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс), что позволило изучить развитие процесса Брексита и его последствия. Дальнейшая работа по анализу и синтезу влияния условий пост-Брексита на каждый из регионов в общественнополитическом и социально-экономическом измерениях, дает возможность оценить развитие идеи сецессии каждого из регионов в условиях пост-Брексита. Использование историко- и политико-описательных методов позволило сделать выводы о причинах и способах реализации идеи сецессии в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.
Исследование строилось на основе ранее проведенных изысканиях по теме и широкой эмпирической базы, которая включала в себя источники и литературу. При написании работы по теме «Идея сецессии в Великобритании в условиях пост-Брексита: общественно-политическое и социально-экономическое измерения» использовались следующие группы источников.
Во-первых, официальные нормативно-правовые и законодательные акты правительств (Великобритания, Европейский Союз, Северная Ирландия, Республика Ирландия, Шотландия, Уэльс). Среди таких документов можно выделить Соглашения о выходе из ЕС (European Union (Withdrawal) Act 2018)1 2, European Union (Withdrawal Agreement) Act 20202, Акты Британского правительства о референдуме ЕС 2013, 2015 (European Union (Referendum) Bill 2013-143, European Union Referendum Act 20154). Региональные документы, среди которых особое место занимают документы обеспечивающие с одной стороны союз между странами Соединенного Королевства и с другой - соглашения о перераспределении централизованной власти - акты о деволюции. В работе использована систематизация источников из группы официальных нормативноправовых и законодательных актов правительств и включены документы по странам: северо-ирландские - Government of Ireland Act 1920 (Fourth Home Rule Act), Northern Ireland Constitution Act 1973, Соглашение Страстной пятницы, 1998 (Good Friday Agreement (GFA); Belfast Agreement)5; шотландские - Акт об Унии 17076, Акт о Шотландии - Создание Шотландской Ассамблеи, 19787, Акт о Шотландии - о создании Шотландского парламента и Шотландского правительства, 19988; валлийские: Белая книга - Право голоса для Уэльса 1997 г, Акты (Законы Парламента Великобритании) о деволюции Уэльса 1998 г, Акт о деволюции в Уэльсе 2006 г. Дополнительно были использованы данные опросов, референдумов за разные г. отражающие состояние общественного мнения в этот период.
Во-вторых, официальные сайты. Официальные сайты политических партий регионов Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс. Официальные сайты региональных правительств: Ассамблеи Северной Ирландии, Кабинет министров Северной Ирландии (Northern Ireland Executive), Парламента Шотландии, правительства Уэльса, Валлийской национальной ассамблеи др. Позиция региона по данной группе источников в первую очередь представлена его официальной властью и партиями, которые принимают активное участие в жизни общества, через публикации на официальных сайтах партий/руководящего органа.
В-третьих, это группа материалов средств массовой информации - важнейшего института гражданского общества, через который, происходит выражение социальноэкономических и общественно-политических интересов изучаемого региона. Вопрос региональной политики Великобритании широко освещен как в иностранной, так и российской публицистике, однако акцент в основном делается на процессы, происходящие в Северной Ирландии и Шотландии, в то время как валлийские события, имея более мирный и умеренный характер, освещены в прессе слабее. Для анализа использовались данные СМИ регионального охвата (Belfast Time, Irish Time, Irish Independent, The Sunday Business Post), национального (британского) уровня (BBC news, The Independent, the Guardian, The Daily Telegraph, The Observer), а также международные издания такие как Financial Times, The Wall Street Journal, The New York Times International Edition.
Проблематика сецессии и Брексита научно-разрабатывалась в литературе зарубежных и отечественных исследователей последних лет. Литературу по итогу эмпирических изысканий по теме можно разделить на несколько групп. Во-первых, литература по проблематике сецессионизма и сепаратистских движений. Во-вторых, литература, содержащая аналитические вопросы государственного развития, самоуправления и этнополитического конфликта в Великобритании. В-третьих, работы, поднимающие вопросы процесса и последствий Брексита как в Соединенном Королевстве, так и в Европейском Союзе.
Литературные издания, охватывающие идеи построения всеобъемлющей теории сецессии и представления объяснений этому явлению включает в себя таких авторов как Вуд Дж. 9, Соренс Дж. 10, которые рассматривают общие черты движения за независимость, выделяя переменные и предпосылки, экономические, политические и культурные в их взаимовлиянии на процесс сецессии. Исследования отечественных ученых (Нуруллин Р.11, Маркелова А.9 10 11 12 13, Гонтарь Н.13 и др.) по проблематике сецессии решают теоретическую задачу и выявляют основные черт сецессии как социально-политического феномена. Одной из довольно успешных зарубежных аналитических работ по теме является работа Барткуса «Динамика сецессии», в которой сецессия объясняется четырьмя критериями: отдельное сообщество, территория, лидеры и недовольство14.
Теории этнической сецессии (Смит Э., 1979, Хоровиц С., 1985) представляют прародителей теорий в свете изображения этнических групп, просчитывающих интересы, тех, чьи требования мотивированы сочетанием экономических интересов с их групповыми предпочтениями. Экономические теории рациональной сецессии (Букман В., 1993; Коллиер П. и Хеффлер А., 2002; Хехтер М., 1992, 2017; Янг Р., 199415) - авторы изображают сецессию как явление, на которое сильно влияют потенциальные экономические затраты и выгоды. Здесь же стоит упомянуть труды Алесина А. и Сполаоре Э., изучающие область взаимосвязи между размером, количеством государств и экономической интеграцией, и изменения в международном торговом режиме, которые повышают потенциал для жизнеспособности малых государств.
Литература по процессу британской деволюции представлена взаимодополняющими друг друга работами от обзорных статей до серьезных теоретико-аналитических трудов (Дж. Эванс16, В. Богданор17, Р. Дэвис, К. Пилкингтон18). В источниках по процессу британской деволюции рассматривают не только определения, историю реформации и развития идей деволюции, но и проводят анализ причин начала деволюционного движения, а также предоставляют свою точку зрения на успехи и сложности, возникающие в процессе наделения властными полномочиями регионов Соединенного Королевства. При изучении представленной литературы создается картина процесса деволюции, как продолжительного процесса.
Отдельно необходимо упомянуть исследовательские центры на самых разных уровнях (европейском, британском, уровне регионов) по проблематике Брексита (UK in a Changing Europe, Centre for European Reform, Institute of Economic Affairs, Queen's University Belfast и др.), где последствия выхода Великобритании из ЕС рассматривается, в том числе, через призму научного подхода к современной политической обстановке и истории развития Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Авторы рассматривают основные актуальные моменты, которые могут возникнуть в ходе вывода Европейского законодательства из употребления в Соединенном Королевстве. Они (Финнемор Д., Максврайтер И., Витман Р.19, Барк Э.20, Кларк Б.21) концентрируются на таких аспектах как Белфастское соглашение, расстановка границ Таможенного союза и Единый рынок, взаимоотношения Великобритании и Республики Ирландии, взаимодействие с Северной Ирландией, проблемы и способы разрешения вышеперечисленных аспектов, которые будут наиболее приемлемы для общества, задействованного в рассматриваемых вопросах. В России темой Брексита и британских регионов занимается широкий круг исследователей (Гришин Я.22, Еремина Н. 23, Харитонова Е. 24, Шеин С25. и др.) затрагивают темы региональной политики Великобритании, вопросы борьбы за независимость, концентрирующиеся на событиях переходного периода и пост-Брексита, проблема выхода Великобритании из ЕС и ее влияние на развитие сецессионного потенциала в регионах рассматривается через призму современной политической обстановки.
Анализ источников формирует представление по ряду позиций научного труда: а) об основаниях для выражения позиции основных групп влияния (гражданское общество и государственные органов) Северной Ирландии, Шотландии, Уэльса, б) по позиции официальных властей Соединенного королевства по ряду вопросов; в), по общественному мнению, населения стран Соединенного королевства, которое часто играет важную роль при принятии решений. Итогом изучения литературных источников стало теоретическое обоснование предпосылок, критериев и последствий сецессии, деволюции и Брексита.
По итогу работы над темой «Идея сецессии в Великобритании в условиях пост- Брексита: общественно-политическое и социально-экономическое измерения» были решены следующие задачи: концептуализированы определения и соотношение понятий сецессия, ирредентизм, деволюция, политический сепаратизм, национализм, определены детерминанты динамики сецессии, детализированы факторы, результаты и последствия процесса Брексита в Соединенном Королевстве, проведен анализ динамики возможного развития идеи сецессии в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе.
Целью данной диссертации было оценить развитие идеи сецессии в Великобритании в условиях пост-Брексита. Применяя теорию Барткуса в данной работе была изучена динамика развития идеи сецессии в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе в условиях пост-Брексита для политического, социального и экономического контекста. При работе с объектом исследования - сецессией как политическим процессом в Великобритании. в работе рассматривается баланс четырех переменных, определяющих динамику сецессии: выгоды от продолжения членства в материнском государстве, издержки этого членства для отдельного сообщества, издержки сецессии и выгоды от сецессии.
Брексит ознаменовал собой кардинальные изменения в конституционной и территориальной политике Великобритании. По итогу результатов голосования и состоявшегося процесса Брексита для регионов Великобритании произошло резкое снижение выгод от пребывания в составе Соединенного Королевства и активизация представителей региональных политических элит, которые связывали конституционное будущее, в частности, независимость Шотландии и единство Ирландии, с перспективами интеграции этих регионов в ЕС. Изучение данных факторов в процессе работы позволили детально изучить предмет исследования - содержание и динамику сецессионизма в регионах Великобритании.
Идея сецессии в регионах активизировалась в ответ на действия британского Правительства как в период подготовки к Брекситу, так и в период начала процесса Брексита, в том числе без опоры на итоги голосования в регионах и мнения региональных правительств.
Растущий пессимизм в отношении продолжения существования Союза в его нынешней форме основной и важный фактор территориальной политики Великобритании. Он накладывается на традиционно укоренившийся среди английских профсоюзов страх перед ростом потенциальных угроз для государства, а также на устойчивую традицию беспокойства по поводу чрезмерного влияния, которое националистические политики могут оказывать в центре британской политики и принятия решений, когда ни одна из британских партий не имеет явного большинства мест в Парламенте.
Для всех трех сообществ издержки и выгоды от пребывания в Соединённом Королевстве в первую очередь связаны с состоянием экономики настоящего и будущего. Несмотря на мнение сторонников сецессии в Шотландии и Уэльсе, использующих в качестве основного аргумента - контроль над ресурсами (углеводороды Северного моря и валлийские угольные месторождения), факты говорят о критичности разрыва существующих экономических связей сообществ с Великобританией, так как внутристрановая торговля для всех трёх регионов является определяющей. Например, для Северной Ирландии, как основного претендента на сецессию экономические выгоды от пребывания в составе Соединенного Королевства, связанны с особым пограничным статусом, и в дальнейшей перспективе регион смог бы использовать своё буферное положение для укрепления своей позиции в переговорах как внутри Союза, так и переговоров с ЕС. Аналогичные примеры с акцентом на вид сецессии и степень зависимости от Союза характерны как для Шотландии, так и для Уэльса.
В течение последних двух десятилетий многие англичане прошли негласный путь к новому чувству принадлежности к нации - по-прежнему британской, но с новым, более определенно англоязычным акцентом. Брексит дал повод для политического выражения этой струи национальных чувств, но он также выявил глубокий внутренний раскол в английской психике. По мере того, как Брексит исчезает с политического горизонта, существует большая вероятность того, что именно в вопросах внутреннего управления и конституционного порядка Великобритании будет проявляться противоречивая политика английской идентичности. И любая оценка территориальных и политических последствий должна будет учитывать изменения в отношении Шотландии и Союза, которые проявляются к югу от границы.
В теории динамики одним из факторов снижения издержек сецессии является внешняя поддержка. Стремление сецессионистов Шотландии и Уэльса связанные в основном с убеждением, что после обретения независимости они будут приняты в ЕС по упрощенной процедуре. Однако, отсутствие письменных гарантий со стороны ЕС, повышает вероятность остаться на несколько лет вне одного из блоков, и, следовательно, значительно увеличивает не только издержки сецессии для отдельных сообществ, но и риски политической нестабильности, являющихся отельной темой для изучения последствий Брексита. Итоги проведенных исследований показывают, что только у Северной Ирландии есть гарантированная возможность вступить в ЕС. Референдум об отделении от Великобритании при наличии других определенных политикой и идентичностью сообществ условий может означать автоматическое объединение с Республикой Ирландией, а, следовательно, и с ЕС. Конституционным правом регулируется, что статус Северной Ирландии и ее отношения с остальной частью Соединенного Королевства и с Республикой Ирландия могут быть изменены только с согласия большинства избирателей в каждой юрисдикции, поэтому требуется уверенность в готовности электората по обе стороны ирландской границы к объединению.
Влияние экономики Соединенного Королевства по итогу анализа эмпирических данных определяет не только вид сецессии, но и динамику ее развития в ближайшем будущем. Уэльс не готов покинуть Великобританию, но тенденция к независимости должна быть незамедлительно проработана в виде конституционных изменений.
Демократическая сецессия - это явление, которое не только рекомендовано, но и, вероятно продолжится в будущем, поскольку дальнейшая институциональная консолидация еще больше повышает жизнеспособность малых государств. В перспективе баланс между издержками сецессии и издержками пребывания в союзе с Великобританией может сместиться в любую сторону. Сама возможность сецессии и ее вид будет зависеть от шагов, которые будут предприняты Вестминстером для преодоления последствий Брексита во внутренней политике.
Направления дальнейшего исследования по теме могут быть продолжены с позиции изучения деятельности правительства Великобритании по профилактике оппозиции сецессии. С учетом напряженности националистической и экономической обстановки в Соединенном королевстве после выхода из ЕС первоочередной задачей для научного исследования должна стать разработка альтернативных методов или маркеров измерения для оценки динамики сецессии.
1. European Union (Referendum) Bill 2013-14. [Электронный ресурс] // Parliament.uk. - 2013. URL: https://publications.parliament.uk/pa/bills/lbill/2013-2014/0063/14063.pdf (Дата обращения 20.05.2022);
2. European Union (Withdrawal Agreement) Act 2020. [Электронный ресурс] The National archive. - 2020. // URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2020/1/pdfs/ukpga_20200001_en.pdf (Дата обращения 20.05.2022);
3. European Union (Withdrawal) Act 2018. [Электронный ресурс] // The National archive. - 2018. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2018/16/contents/enacted/data.htm (Дата обращения 20.05.2022);
4. European Union Referendum Act 2015. [Электронный ресурс] // The National archive. - 2015. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2015/36/contents (Дата обращения 20.05.2022);
5. Government of Wales Act 2006. [Электронный ресурс] // Legislation.gov.uk. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/32/contents (Дата обращения 20.05.2022);
6. Laws in Wales Act 1535. [Электронный ресурс] // The National Archives (UK). • 2020. URL: https://www.legislation.gov.uk/aep/Hen8/27/26/contents;
7. Laws in Wales Act 1542. [Электронный ресурс] // The National Archives (UK). • 2020. URL: https://www.legislation.gov.uk/aep/Hen8/34-35/26/contents (Дата обращения 20.05.2022);
8. Northern Ireland Peace Agreement (The Good Friday Agreement). [Электронный ресурс] // UN Peacemaker. - 1998. - 10 апреля. URL: https://peacemaker.un.org/uk-ireland- good-friday98 (Дата обращения 20.05.2022);
9. Technical note on the implementation of the Protocol on Ireland / Northern Ireland. [Электронный ресурс] // European Commission. - 2020. URL: https://ec.europa.eu/info/publications/technical-note-implementation-protocol-ireland-northern- ireland_en (Дата обращения 20.05.2022);
10. The Act of Scotland: 1998. [Электронный ресурс] // The UK Government. URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1998/46/contents (Дата обращения 20.05.2022);
11. The Acts of Union 1707. [Электронный ресурс] // The National archive. - 1707. URL: https://www.legislation.gov.uk/aep/Ann/6/11 (Дата обращения 20.05.2022);
12. The Scotland Act 1978. [Электронный ресурс] // The National archive. - 1978. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1978/51/pdfs/ukpga_19780051_en.pdf (Дата обращения 20.05.2022);
13. The Scotland Act 1998. [Электронный ресурс] // The National archive. - 1998. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/46?timeline=false&view=extent (Дата обращения 20.05.2022);
14. Treaty of Lisbon. Official Journal of the European Union.
15. Treaty on European Union - Maastricht Treaty. Full text of the Maastricht Treaty. [Электронный ресурс] // European Union. - 1992. URL: https://europa.eu/european- union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf (Дата обращения 20.05.2022);
...