Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль музыкальных связей в культурном сотрудничестве России и Испании в начале XXI века

Работа №127382

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Исторические традиции и нормативно-правовые основы сотрудничества в области музыкального искусства между Россией и Испанией 14
1.1 Историческая ретроспектива культурного взаимодействия России и Испании в рамках музыкального сотрудничества 14
1.2 Нормативно-правовое регулирование двухсторонних отношений России и Испании в области культуры 28
Глава 2 Акторы музыкального сотрудничества России и Испании культурных связей в области музыкального искусства России и Испании на современном этапе 31
2.1 Международные организации 31
2.2 Международные культурные центры 33
2.3 Учреждения культуры 36
2.4 Деятели музыкальной культуры и музыкальные коллективы 39
Глава 3 Основные виды и формы международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании на современном этапе 44
3.1 Международные музыкальные конкурсы 44
3.2 Международные музыкальные фестивали 46
3.3 Испанские музыкальные жанры: фламенко и сарсуэла, их представление в России 48
3.4 Гастроли как самая распространённая форма музыкального сотрудничества 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60

Актуальность темы обусловлена тем, что отличительной чертой современных международных отношений можно назвать усложнение инструментов внешнеполитической деятельности государств и все более активное использование возможностей культуры и других гуманитарных областей для активизации международного диалога. Кроме того, культурные связи, культурное сотрудничество приобретают особое значение в современных международных отношениях. Нет ни одной страны, которая не рассматривала бы вопрос о создании прочных культурных и научных связей между государствами. Эти обстоятельства позволяют рассматривать межкультурные связи как самостоятельную величину международных отношений и внешней политики.
В данном случае международное музыкальное сотрудничество выступает одним из главных факторов внешней политики государства. Масштабность, компетенция и многолетняя международная практика музыкального исполнительства позволяет выделить международное музыкальное сотрудничество как отдельное направление в области межкультурного обмена между государствами мира.
Данная тема имеет особую актуальность, поскольку международный культурный обмен в области музыкального искусства всегда занимал особое место в исторической, культурно-социальной жизни страны. В последние годы развитие межкультурного обмена прочно вошло в государственную программу по развитию культуры в Российской Федерации и оказывает заметное влияние на другие сферы человеческой жизни.
В этой связи была попытка основательно изучить одно из современных направлений межкультурного сотрудничества России и Испании - музыкальное искусство.
Кроме того, сама идея универсальности музыки и ее предполагаемой способности создавать транскультурный диалог за пределами языковых и политических институтов может сыграть большую роль во внешней политике того или иного государства.
Цель выявить роль музыкального искусства как связующего элемента международных культурных связей России и Испании в XXI веке.
Исходя из этой цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1 Дать характеристику исторической ретроспективе культурного взаимодействия России и Испании в рамках музыкального сотрудничества
2 Оценить нормативно-правовое регулирование двухсторонних отношений России и Испании в области культуры и образования
3 Выявить факторы, оказывающие влияния на развитие музыкального сотрудничества России и Испании
4 Определить основные виды и формы международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании
5 Обозначить перспективы международного музыкального сотрудничества между Россией и Испанией.
Предметом исследования являются музыкальные связи России и Испании в XXI веке.
Объектом исследования являются виды и формы музыкальных связей России и Испании в рамках двухстороннего сотрудничества.
Хронологические рамки охватывают период с 1994 г. по 2022 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что в этот период были подписаны основополагающие документы, позволяющие в полной мере осуществлять сотрудничество двух стран в области культуры.
К ним относятся:
1. «Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания» 1994 года;
2. «Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования» 1994 года;
3. «Соглашение о деятельности культурных центров» 2001 года;
4. «Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Испанией 2009».
Выбран наиболее современный этап развития культурных связей России и Испании в области музыкального сотрудничества. За 28-летний период культурного сотрудничества можно проследить определенную динамику этих взаимоотношений, которые будут представлены в дальнейшей работе над исследованием.
Однако с целью более детального понимания проблемы, в выпускной квалификационной работе будет предпринят ретроспективный обзор международных культурных контактов России и Испании в области музыкального искусства, которые будет затрагивать более ранние исторические эпохи начиная с XVIII века.
Методология исследования. В данной работе применимо использование общенаучных принципов исторического исследования: принципа историзма и принцип научной объективности.
В первом случае принцип историзма позволяет рассмотреть, и проанализировать российско-испанские культурные связи в их эволюции на современном этапе.
Во втором случае принцип объективизма предполагает установление всех существующих исторических фактов, связанных с темой, а также предметный, обстоятельный и непредвзятый анализ информации.
При проведении исследования были использованы общепризнанные научные методы: индукция, анализ и синтез.
Метод индукции предполагает сбор какой-либо частной информации (например, материалы о проведении международных фестивалей, конкурсах и т.д.) и приведение их к общей гипотезе - существование тенденции к сотрудничеству.
Итогом работы является теоретический синтез, который позволяет объединить предметы и знания, осуществить систематизацию. Такой подход позволяет глубже синтезировать знания о предмете исследования.
Также был применен компаративный анализ, позволяющий провести сравнительно-исторический анализ распространения и присутствие русского музыкального искусства в Испании, так испанского музыкального искусства в России в разные временные периоды.
Обзор использованных источников и исследований.
Источниковедческая база исследования состоит из двух групп. В первую входят документы, определяющие цели и регулирующие двустороннее сотрудничество России и Испании на современном этапе, а именно: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования от 12 апреля 1994 г., Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 7 октября 1995 г., Соглашение о деятельности культурных центров (с изменениями от 24 сентября 2007 года), Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Испанией от 3 марта 2009 г 1, в эту же группу входят указы Президента РФ1 2. Во вторая группа источников состоит из мемуаров композиторов3 и видеозаписей пресс-конференции4.
Теоретическая база исследования включает в себя монографии, статьи отечественных и зарубежных исследователей.
Ключевое значение для данного исследование имеет коллективная монография, созданная при сотрудничестве российский и испанских исследователей «Испания и Россия: дипломатия и диалог культур. Три столетия отношений» под редакцией О.В. Волосюка5. Этот труд охватывает достаточно большой период российско-испанских отношений начиная с самых ранних, непродолжительных контактов XVI века, заканчивая постоянными, активными взаимодействиями в XXI веке. Кроме того, в монографии освещены и культурные аспекты взаимоотношений, в частности, присутствуют сюжеты, связанные с музыкальными связями двух государств.
Поскольку на тему российско-испанских отношений написано довольно большое количество литературы как отечественными исследователями, так и зарубежными, среди них особенно выделяется работа исследователя, историка Д.В. Юркова, посвятившего свою работу Российско-испанским культурным связям: (конец 1970-х гг. - начало XXI в.)6.
Монография «Испанизм в России и странах Востока»7 советского и российского литературоведа-испаниста, переводчика, профессор филологического факультета СПбГУ В. Е. Багно представляет собой сборник эссе и исследований на тему русско-испанских литературных связях, где анализируются испанская и русская культуры, затрагиваются и темы, связанные с музыкальным присутствием русских композиторов, что также послужило в подготовке материалов данного исследования.
Труд выпускницы кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений СПбГУ А.В. Бояркиной8 под названием «Эволюция культурных связей Российской Федерации и Королевства Испания» наиболее развернуто и широко освещает развитие и формирование культурных связей России и Испании; материалы, собранные исследователем, отличаются современными подходами к изучению международных отношений.
В исследовании также использовалась статья к.и.н., доцентов кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений СПбГУ Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой по теме «Внешняя культурная политика: опыт Испании»9, в которой рассматривался опыт реализации внешней культурной политики зарубежных стран, их особенности и применение на практике. Важным является то, что авторы обратились не только к опыту Испании, но и к другим странам, в частности России.
В ретроспективном анализе музыкального сотрудничества была особенно важна монография советского музыковеда И. И. Мартынова «Музыка Испании»10, поскольку одна из глав книги посвящена произведениям русских и европейских композиторов на темы и сюжеты из жизни Испании.
Внимания достойна работа С. Эхеа11, доктора сценических искусств, преподавателя Высшей школы музыки Каталонии, которая уже много лет ведёт кропотливое исследование испанских гастролей Шаляпина и посвятила свою монографию «Станиславский, Мейерхольд, Шаляпин: сценическое мастерство оперного артиста» трём великим деятелям искусства, на ее труды опирается один сюжетов исследования, связанный с гастролями Ф.М. Шаляпина.
Подробно освящена в зарубежной литературе деятельность композитора В. Мартина-и-Солера в России, этим занимались Л. Дж. Вайсман и А. Романьоли12, В. Футер13. В отечественной литературе о нем писала М. Н. Щербакова14. О композиторах, связанных с темой исследования писали другие исследователи И. А. Кряжева15, Б. В. Асафьев16, и др.17
Испанские исследования, которые посвящены теме музыкальных связей между Испанией и Россией18 проводились довольно давно, в 1999 году, эта датировка показывает, что тема давно не обновлялась, следовательно данное исследование позволяет восполнить существующую лакуну. В целом, большинство отечественных и зарубежных авторов так или иначе подчеркивают в своих трудах существующую тенденцию к поиску общих интересов в организации сотрудничества между Россией и Испанией. В исследовании были использована информация c официальных сайтов организаций, представительств и учреждений18.
Хорошо проработаны вопросы, в темах, посвященным культурными связями между Россией и Испании различных временных периодов. В своих работах исследователи очень подробно раскрывают сам культурный аспект взаимоотношений, однако, зачастую разделы, посвященные музыкальным связям, остаются поверхностными и неполными.
Более того, специфика подобных исследований заключается в том, что от самого исследователя требуется подготовленность и наличие компетенций в области музыкального искусства, поскольку есть некоторые тонкости и нюансы в исследуемых материалах.
Научная новизна состоит в расширении представления культурных связей между Россией и Испанией.
Апробация работы. По теме ВКР автором представлена смежная работа, статья на тему «Роль Российской Федерации в развитии международного музыкального сотрудничества как «мягкой силы» во внешней политике»19, апробация проходила 13-17 апреля 2020 г., на 73-ей международной студенческой научной конференции ГУАПа. Статья на тему «Актуальные формы музыкального сотрудничества России и Испании»20, апробация проходила 16 апреля 2021 года IX конференция с международным участием Санкт-Петербургского государственного университета «Межкультурный диалог в современном мире». Статья на тему «Музыкальная дипломатия в межкультурном взаимодействии России и Испании»21, апробация проходила 4-6 октября 2021 года V Международный форум «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой источников и литературы. Содержание Главы 1 включает в себя 2 параграфа, один из которых основывается на исторической ретроспективе культурного взаимодействия России и Испании в рамках музыкального сотрудничества, другой представляет собой анализ существующего нормативно-правового регулирования двухсторонних отношений России и Испании в области культуры, дана оценка текущему положению взаимоотношений России и Испании. Глава 2 разделена на 2 раздела, 1 -ый раздел посвящен акторам международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании на современном этапе, 2-ой основным видам и формам международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании на современном этапе, для двух разделов характерно наличие иллюстрированных примеров музыкального взаимодействия, показывающих развитие двусторонних отношений на практике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, были рассмотрены музыкальные связи России и Испании в контексте общей истории развития культурных связей. В исследовании была выявлена роль музыкального искусства как связующего элемента международных культурных связей России и Испании в XXI веке.
Первой задачей исследования является характеристика исторической ретроспективе культурного взаимодействия России и Испании в рамках музыкального сотрудничества. В исследовании установлено, что число контактов увеличилось благодаря первым театральным и литературным взаимосвязям начиная примерно с XVII в., музыкальные контакты начали развиваться немного позже. В XVIII веке при российском дворе блистали придворные испанские музыканты, зато в XTK веке, благодаря дягилевским «Русским сезонам» артисты получают возможность отправиться на полноценные и долгие гастроли, в процессе которых иностранная публика знакомилась с шедеврами русского искусства. Немаловажно отметить и заслуги целой плеяды русских композиторов, которые видели в испанском колорите предмет вдохновения и при помощи испанских образов создавали подлинные образцы музыкального искусства. Кроме того, некоторые из них вели переписки с испанскими коллегами, обменивались творческими идеями и впечатлениями. В XX веке происходят весьма трагические события: революция, гражданская война и две Мировые войны, но тем не менее, культурная и музыкальная жизнь продолжалась. В конце XX, ближе к современному времени, наступает стабильное время гастролей как для испанских музыкантов в России, так и для русских в Испании.
Вторая задача исследования вносит ясность в оценку нормативно-правового регулирования двухсторонних отношений России и Испании в области культуры и образования. С точки зрения нормативно-правового регулирования двусторонних отношений России и Испании в области культуры представлено четыре важных, основополагающих документа, закрепляющих на самом высшем уровне взаимоотношения России и Испании в рамках культурного сотрудничества. В настоящее время сложилась ситуация, когда требуется пересмотр текущих и действующих между правительствами договоренностей, как по причине устаревания документов, так и по политическим, которые косвенно, но все же влияют на межкультурный диалог двух государств.
Третья задача исследования позволила выявить факторы, оказывающие влияния на развитие музыкального сотрудничества России и Испании. Исследование показало, что на современном этапе сложилась определенная иерархия акторов международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании, позволяющие четко проследить положение тех или иных, задействованных акторов в музыкальном сотрудничестве.
Четвертая задача исследования представила возможность определить основные виды и формы международных культурных связей в области музыкального искусства России и Испании. Данное исследование подтверждает тот факт, что в настоящее время музыкальное сотрудничество России и Испании выражено в самых разнообразных формах. По-прежнему остаются актуальными традиционные формы проведения музыкальных мероприятий: такие как международные музыкальные конкурсы, фестивали, гастрольные обмены, концерты и т.д.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что любая из существующих форм музыкального сотрудничества России и Испании продолжает на должном уровне укреплять международное гуманитарное сотрудничество стран. Международные конкурсы, фестивали, форумы и другие мероприятия поддерживаются Посольствами двух государств, культурными центрами, поскольку обе стороны заинтересованы как в продвижении своей культуре зарубежом, так и создании диалога культур.
Пятая задача исследования заключалась в том, чтобы обозначить перспективы международного музыкального сотрудничества между Россией и Испанией. Следовательно, можно заключить, что классическая музыка до сих пор пользуется большим спросом, особенно на территории европейского континента, в количественных исследованиях обычно рассматривается как показатель культурного престижа, хотя качественные исследования предполагают большое внутреннее разнообразие внутри жанра и не ограничивается строго академическим направлением. Опора на общеевропейское музыкальное наследие классической музыки открывает большие возможности для сотрудничества России и Испании на современной международной повестке.
Отрицательно на культурных связях между двумя странами сказалась начавшаяся весной 2020 г. пандемия коронавируса, официально объявленная ВОЗ. До пандемии в Испании велась активная концертно-гастрольная деятельность исполнителей и музыкальных коллективов из России, тоже самое происходило и в обратную сторону.
Российско-испанское музыкальное сотрудничество имеет давние традиции, однако в нынешней неблагоприятной политической обстановке сталкивается с серьезными трудностями.


Источники:
Документы:
1 Декларация о стратегическом партнерстве между Россией и Испанией от 3 марта 2009 года URL: http://www.kremlin.ru/supplement/163 (дата обращения 25.04.2022)
2 Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 7 октября 1995 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/8314341 (дата обращения 25.04.2022)
3 Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия от 2022 года URL: http://government.ru/docs/44745/ (дата обращения 09.05.2022)
4 Соглашение о деятельности культурных центров (с изменениями на 24 сентября 2007 года) URL: https://docs.cntd.ru/document/901830386 (дата обращения 25.04.2022)
5 Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования от 12 апреля 1994 г. URL: (дата обращения 25.04.2022)
6 Указ Президента Российской Федерации О награждении орденом Дружбы Монсеррат Кабалье/ URL: https://docs.cntd.ru/document/9048238 (дата обращения 12.05.2022)
7 Указ Президента Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 961 О награждении орденом Дружбы Доминго Эмбиля Х.П./ URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33602 (дата обращения 10.05.2022)
8 Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2007 г. № 796 О создании фонда «Русский мир» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689 (дата обращения: 01.05.2022)
Материалы интервью и выступлений, видеозаписи:
9 «Дни Андалусии в Крыму» и Юрий Чугуев в Симферополе/ URL: https://www.youtube.com/watch?v=dCjJSh6jPjc (дата обращения 16.04.2022)
10 Пресс-конференция «Дни Андалусии в Крыму» /URL: https://www.youtube.com/watch?v=_Ce-pZNULOg (дата обращения 16.04.2022)
Мемуары:
11 Балакирев, М. А. Увертюра на народный испанский марш, данный М. И. Глинкой. Партитура. Автограф. 29 янв. - 17 авг. 1857 г. - Ф. 41 (М. А. Балакирев), № 74, 1857г. - 40 с.
12 Шаляпин, Ф.И. Маска и душа : Мои сорок лет на театрах / Шаляпин, Ф. И. [Предисл. Б. Покровского; Коммент., послесл. Е. Дмитриевской]. - М.: В/О "Союзтеатр", 1989. - 317с.
Литература:
Монографии:
1 Асафьев, Б. В. Глинка. [1804-1857] [Текст]:[Анализ творчества] / акад. Б. Асафьев (Игорь Глебов). М.:Музгиза, 1947. - 308 с.
2 Кряжева, И. А. Мануэль де Фалья. Время, жизнь, творчество/ Кряжева, И. А. - М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013. - 328 с.
3 Мартынов, И. И. Музыка Испании / Мартынов, И. - М.: Сов. композитор, 1977. - 360с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ