АННОТАЦИЯ 4
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 14
1.1. Теоретические основы изучения волонтерской деятельности 14
1.1.1. Волонтерская деятельность и ее характеристики 14
1.1.2. Определение понятия «социальное волонтерство» и его характеристика 21
1.1.3. Психологический портрет социальных волонтеров 25
1.2. Теоретические основы изучения понятия «вовлеченность» 28
1.2.1. Вовлеченность в волонтерскую деятельность 28
1.2.2. Личностные факторы вовлеченности в социальное волонтерство 34
1.3. Теоретические аспекты изучения понятия «самоизменения» 39
1.3.1. Понимание понятий «изменений» и «самоизменений» личности в отечественной и зарубежной психологии 39
1.3.2. Сравнительный анализ понятий, связанных с представлениями о себе: самоотношения, самооценки и самосострадания 43
1.3.3. Результаты теоретического обзора 46
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. Организация эмпирического исследования 48
2.2. Описание выборочной совокупности 49
2.3. Процедура исследования 53
2.4. Характеристика методик эмпирического исследования 53
2.4.1. Анкета 53
2.4.2. Опросник рефлексивности Карпова 54
2.4.3. Опросник диагностики потенциала самоизменений личности 55
2.4.4. Опросник “Сочувствие к себе” К. Нефф 56
2.4.5. Методика Шварца 58
2.4.6. Методы обработки данных 59
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 60
3.1. Результаты сравнительного анализа контрольной и основной групп 60
3.2. Результаты факторного анализа 65
3.3. Результаты дискриминантного анализа 67
3.4. Результаты сравнительного анализа различий в переменных среди волонтеров с разной частотой участия в волонтерской деятельности 69
3.5. Обсуждение полученных результатов 74
ВЫВОДЫ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Успешность и благополучие любого современного общества вне зависимости от его территориального положения либо национальной принадлежности во многом зависит от степени развития ее социального устройства и системы поддержки более незащищенных слоев населения. Можно утверждать, что одними из важных институтов наравне с государством в данной системе являются различные некоммерческие организации, которые точно также являются способными оказать значительное влияние на качество жизни отдельных представителей населения, что создает необходимость для предоставления и развития условий, на основе которых волонтерские сообщества смогут полноценно функционировать на всеобщее благо. В этой связи, возникают актуальные вопросы относительно качества и критериев отбора и подготовки волонтерских кадров для будущей деятельности, а также организация условий их психологического сопровождения, с целью предотвращения выгорания действующих участников, что предполагает анализ личностных свойств и качеств с учетом их перспективных преобразований для соответствующего распределения и сопровождения того или иного кандидата.
Изучение личности волонтеров не является новой и неизведанной тематикой. Так, например, целый ряд исследователей (Бородаева Г.Г., Руднева И.А., Серова Е.А., Ганюшкина Е.К., Певная М.В. и др.) занимались изучением вопросов состояния и динамики мотивационной и ценностно - смысловой сферы начинающих и опытных волонтеров. Достаточно много исследований (Логвинов И.Н., Логвинова М.И., Логвинова Т.И., Гришунина Е.В., Пятокова Е.Н., Шатюк Т.Г., Кузнецова А.А. и др.) описали наиболее характерные и ценные для волонтеров компетенции и черты характера. Все эти результаты могут стать практическим подспорьем при разработке программ сопровождения участников разных волонтерских и некоммерческих организаций т.к. позволяют оперативно отобрать наиболее подходящих для тех или иных задач участников на основе их индивидуальных характеристик и как следствие, вполне прогнозируемых алгоритмах поведения.
В тоже время, несмотря на высокую степень разработанности психологического портрета потенциальных и реальных волонтеров, вопросы об условиях и формировании вовлеченности участников в волонтерскую деятельность по-прежнему остаются малоизученными. Обнаруженные в ходе теоретического анализа источники, преимущественно фокусируются на изучении мотивации вступления и активности по отношению к волонтерской деятельности, но не описывают иные критерии, способные помочь спрогнозировать поведение и занятость волонтеров. Иными словами, в современной литературе практически отсутствуют исследования по данной проблеме за исключением работ таких авторов, как: И.Г. Бабалян, Е.И. Горбачева, которые занимались изучением критериев и аспектов вовлечённости в волонтёрскую деятельность, а также публикации Е.И. Шуваевой и Н.В. Петровой, которые в рамках своего исследования смогли зафиксировать определенные личностные особенности студентов - волонтеров, проявляющих более высокую активность в сравнении с другими участниками студенческих волонтерских организаций.
Данное исследование призвано предпринять попытку прояснения обозначенной проблемы и пытается ответить на вопросы:
• Какие факторы оказывают влияние на вовлеченность в волонтерскую деятельность?
• Какие факторы определяют степень вовлеченности в волонтерскую деятельность?
Актуальность изучения личностных факторов вовлеченности в волонтерскую деятельность обусловлена повышением интереса к развитию и совершенствованию программ отбора и сопровождения начинающих и опытных волонтеров со стороны государства и некоммерческих организаций, ввиду того, что имеет непосредственную связь с эффективностью и психологическим благополучием действующих в деятельности волонтеров, а соответственно оказывает влияние на способность к прогнозированию их действий и ресурсов для ее реализации. Цель исследования: выявление личностных факторов, влияющих на вовлеченность в волонтерскую деятельность.
Объект исследования: вовлеченность личности в волонтерскую деятельность.
Предмет исследования: личностные факторы, влияющие на вовлеченность в волонтерскую деятельность.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть основные теоретические подходы к понятиям «волонтерская деятельность» и «социальное волонтерство» и ознакомиться с современными исследованиями по изучению вовлеченности в волонтерскую деятельность, представленные в психологической науке.
2) В результате анализа данных эмпирического исследования выделить и описать факторы личностные факторы, влияющие на вовлеченность в волонтерскую деятельность.
3) В результате анализа данных эмпирического исследования выявить и описать личностные факторы, влияющие на степень вовлеченности в волонтерскую деятельность.
Гипотезы:
Общая гипотеза: существуют личностные факторы, влияющие на вовлеченность в волонтерскую деятельность.
Частные гипотезы:
1. Существует специфическая система ценностей личности, характерная для волонтеров социальной сферы.
2. Активно вовлеченные волонтеры социальной сферы имеют более высокий потенциал самоизменений, уровень рефлексивности и самосострадания в сравнении с малововлеченными волонтерами и лицами, не вовлеченными в волонтерскую деятельность.
3. Система ценностей волонтеров, в разной степени вовлеченных в волонтерскую деятельность, различается.
4. Мера вовлеченности волонтера в волонтерскую деятельность определяется её специфической системой ценностей, потенциалом самоизменений, уровнем рефлексивности и самосотрадания.
Выборка
Всего в исследовании приняло участие 175 человек, в том числе:
• группа социальных волонтеров - 129 человек, включая:
• волонтеров с частотой участия «постоянно» (еженедельно) - 37 чел.,
• волонтеров с частотой участия «часто» (ежемесячно) - 76 чел.
• волонтеров с частотой участия «редко» (раз в 3-6 месяцев) - 17 чел.
• люди без опыта волонтерской деятельности (контрольная группа) - 46 человек.
Теоретико-методологическая основа:
Теоретической основой исследования являются идеи развития и характеристики личности в научных трудах Асмолова А.Г., Анцыферовой Л.И., подходы к пониманию категорий «изменений» и «самоизменений» Гришиной Н.В., Леонтьева Д. А., характеристика и определения категории «опыта» в трудах Истоминой С. В., Серикова В.В. а также представления о понятиях самоотношения, самооценки и самосострадания в работах таких авторов, как: Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., Чесноковой И.И., К. Нефф, Тихомировой И.И..
Научная новизна исследования заключается в изучении личностных факторов вовлеченности в волонтерскую деятельность в аспекте присущих социальным волонтерам качеств и личностных особенностей, которые не ограничиваются лишь распространенным в психологических исследованиях обзором мотивационной системы волонтера.
Научная значимость исследования обусловлена теоретическим и эмпирическим изучением проблемы связи между личностными особенностями и степенью вовлеченности людей в волонтерскую деятельность.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы волонтерскими и некоммерческими организациями на этапе отбора и разработки программ сопровождения волонтеров, а также при организации систем повышения эффективности деятельности и профилактики выгорания активно действующих волонтеров.
Методы эмпирического исследования:
1) Метод опроса:
• Авторская анкета, с закрытыми и открытыми вопросами, направленная на изучение личных данных респондентов, а также характера и опыта волонтерской деятельности среди участников;
2) Психодиагностические методики:
• Опросник «Сочувствие к себе» Кристин Нефф
• Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций
• Опросник рефлексивности Карпова
• Опросник «Потенциал самоизменений» Манукян В.Р., Муртазиной И.Р., Гришиной Н.В.
Методы обработки данных: количественный (методы математической статистики); качественный (контент-анализ). Математическая обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики, корреляционного, дискриминантного и факторного анализов с использованием программного пакета «SPSS 26».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Ключевые слова: волонтёрская (добровольческая) деятельность, социальное волонтерство, волонтер (доброволец), вовлеченность, потенциал самоизменений личности, ценность, личность.
Целью данного исследования было выявление личностных факторов, влияющих на вовлеченность в волонтерскую деятельность.
Для подготовки к организации и проведению эмпирической части, был проведен теоретический анализ основных, существующих в психологической науке подходов к изучению понятий «волонтерская деятельность» и «социальное волонтерство». Выявлены присущие для социальных волонтеров психологической свойства и характеристики. Рассмотрены основные подходы к изучению и измерению вовлеченности в волонтерскую деятельность. Описаны особенности задействованных в исследовании переменных: самоизменений и сочувствия к себе.
Для выявления наличий, характерных для социальных волонтеров личностных особенностей, был проведен сравнительный анализ между группой социальных волонтеров с разной частотой участия в волонтерской деятельности и группой лиц без/ с однократным опытом участия в волонтерской деятельности, по результатам которого, было установлено, что волонтеры отличаются от людей не вовлеченных в волонтерство большей открытостью к самоизменениям и новому опыту, а также демонстрируют иную значимость социальных и индивидуальных ценностей, проявляя приверженность к заботе о благополучии и стабильности общества, в котором царят равные для всех возможности, и свобода самовыражения гармонично сочетается с соблюдением устоев и традиций.
В завершении, было выявлено, что социальные волонтеры с разной частотой участия в волонтерской деятельности отличаются между собой в значимости таких ценностей, как власть и достижения на уровне нормативных идеалов и конформность на уровне индивидуальных приоритетов, что позволило заключить, что именно эти три ценности оказывают непосредственное влияние на меру вовлеченности в волонтерскую деятельность.
Полученные в исследовании выводы могут быть использованы в вопросах отбора и сопровождения социальных волонтеров, для того, чтобы ослабить влияние тех факторов, которые могут снизить вовлеченность участников в социальное волонтерство и выстроить индивидуальный план развития волонтера, с учетом, присущих ему, личностных особенностей.
1. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. ... канд. психол. наук // Е.С. Азарова. Хабаровск, 2008.
2. Бабалян И.Г., Горбачева Е.И. Психологическое содержание вовлечённости в волонтёрскую деятельность // Вестник Калужского университета. 2020. №3,с. 88 - 91
3. Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства. - М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. - 96 с.
4. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Возможности семантической репрезентации личностных качеств волонтеров: опыт эмпирического исследования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3
5. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Изд. 4-е, расш. - Москва : АСТ ; Санкт- Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
6. Борисов Г. Е. Интерес, личность, группа: к методологии исследования // Вестник ТГУ. 1996. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7interes-lichnost-gruppa-k-metodologii-issledovaniya
7. Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view7idM4037 (дата обращения: 07.05.2021).
8. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А. , Чумакова Л. А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // КНЖ. 2018. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskoe-dvizhenie-kak-faktor-razvitiya-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhi (дата обращения: 07.05.2021).
9. Глазкова Е.А. формы осуществления волонтерской деятельности и виды волонтерства // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2 (170). С. 25-28.
10. Горбулёва М. С. Добровольчество: генезис и мотивы // Вестник ТГПУ. 2015. №5 (158).
11. Гришина Н.В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 126-138. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.202
12. Гришунина Е.В., Пятакова Е.Н. Особенности личности волонтеров // Вопросы психологии.2014. No5. С. 71-79.
13. Гурьева Е.С. Социально-психологические качества больничных клоунов с разным стажем работы как критерий эффективности их деятельности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 178-182.
14. Деревянкина Н.А. Психологические особенности волонтеров, осуществляющих инклюзивную деятельность // Вестник Костромского Государственного Университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. № 22. С. 222-226
15. Долгова В. И. Структура психолого-педагогической направленности личности волонтера-фасилитатора // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-psihologo-pedagogicheskoy- napravlennosti-lichnosti-volontera-fasilitatora
...