Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Переговоры как способ управления организационным конфликтом (на примере муниципального учреждения)

Работа №127361

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования 8
1.1. Муниципальное учреждение как социальная организация 8
1.2. Организационные конфликты и управление ими 21
1.3. Переговоры: понятие, стадии, стратегии 34
ГЛАВА 2. Исследование практики работы с организационными конфликтами 45
2.1. Типичные проблемы в муниципальном учреждении и подходы к
работе с ними 45
2.2. Примеры конфликтных ситуаций в поле публично-правового
(муниципального) образования 51
2.3. Анализ конфликтных ситуаций и роль переговоров в них 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Список литературы 84

Актуальность работы. Организационные конфликты - явление столь распространенное, что ему уделяют внимание ученые разных направлений: конфликтологи, социологи, психологи, политологи, математики и другие. Организация предполагает как сотрудничество, так и конкуренцию как с иными организациями, так и внутри нее - между подразделениями и сотрудниками. В контексте основных параметров организации, одним из которых является целесообразность, важное место занимает управление конфликтами, начиная от их зарождения и заканчивая постконфликтным периодом.
Рассмотрению подлежит специфическая область организационных конфликтов, конкретно - публично-правовое образование, куда также входят конфликты в среде органов местного самоуправления и учреждаемых ими юридических лиц - муниципальных учреждений. В поле зрения ученых и исследователей чаще попадает муниципальное учреждение как посредник между человеком и муниципалитетом или как объект изучения.
В исследуемой области достаточное количество проблемных зон, требующих тщательного изучения, дабы в будущем у специалистов и управленцев появилось умение вовремя анализировать проблемные ситуации, а главное - правильно их трактовать, что позволит наиболее эффективно претворять в жизнь управление конфликтами.
Как известно, в области органов местного самоуправления и учреждаемых ими юридических лиц основным способом регулирования любых конфликтов выступают авторитарные решения руководителей, зачастую основанные на букве закона. С одной стороны, это оправдано, как минимум тем, что и органам местного самоуправления, и муниципальным учреждениям нельзя надолго выходить из строя и прерывать свою деятельность, с другой стороны - конфликты именно поэтому могут быть затяжными, поэтому такое решение проблемы сулит упадок эффективности организации и еще больше потенциальных проблем. Как способ управления конфликтами наиболее эффективными представляются переговоры, ибо они способствуют конструктивному решению проблему и снятию напряженности. Несомненно, что переговоры в муниципальном учреждении обладают собственной спецификой, которая также важна для изучения.
Степень научной разработанности. Работы, посвященные организационным конфликтам и способам их управления обширно представлены в академической литературе. Данная проблематика освещена такими отечественными учеными, как К.В. Решетникова, А. И. Пригожин, З.Н. Хисматуллина, М.Н. Кох, Г.П. Геранюшкина . Также данной темой занимались такие зарубежные ученые, как У. Мастенбрук, Ф. Глазл, Б. Хоглунд, Дж. Рубин и другие. Фокус внимания прежде всего обращен на такой способ управления конфликтами, как переговоры, и эта тема изучена как отечественными, например, А.Д. Карпенко, О.В. Аллахвердова, Е.Н. Иванова, О.И. Андреева, С.В. Сатикова, Е.М. Хохлова и другие , а также зарубежными учеными, например, У. Юри, Р. Фишер, Р. Шелл, У. Мастенбрук и другие. Помимо этого важным аспектом исследования наряду с организационными конфликтами и управлением ими является институт муниципального учреждения, чьим изучением занимались такие исследователи, как Т.С. Кривко, К.Ю. Лакунин, Е.А. Маслова, А.Л. Александрова, Е.В. Булатов, В.Н. Горюнов и другие . Несмотря на то, что исследуемая тема так или иначе изучалась ранее представленными выше авторами, переговоры как способ управления организационными конфликтами, конкретнее - в муниципальных учреждениях освещены не столь широко, как отдельно организационные конфликты, управление конфликтами и непосредственно переговоры.
Объектом исследования является управление организационными конфликтами.
Предметом исследования - переговоры как способ управления организационными конфликтами.
Основной целью данной работы является раскрытие особенностей переговоров как способа управления организационными конфликтами и выявление роли переговоров в конфликтах в муниципальных учреждениях и органов местного самоуправления.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1. Проработать понятийно-категориальный аппарат работы:
социальная организация; муниципальное учреждение;
организационный конфликт; управление конфликтом; переговоры и переговорный процесс.
2. Определить основные источники организационных конфликтов.
3. Выявить особенности конфликта в социальной организации.
4. Рассмотреть сущность управления конфликтами: понятие,
основные виды вмешательства, актуальность интервенции в зависимости от стадии конфликта.
5. Описать муниципальное учреждение как поле организационных конфликтов.
6. Рассмотреть роль переговоров в контексте управления
организационным конфликтом.
7. Выявить роль и особенности переговоров как способа управления конфликтами на основе анализа конфликтных ситуаций.
Гипотезы данного исследования заключаются в том, что: 1) переговоры с установкой на сотрудничество являются одним из наиболее эффективных способов управления организационными конфликтами, в том числе и в муниципальном учреждении, 2) интегративные переговоры могут быть настолько же и более действенны, чем административные решения и в системе публично-правого образования.
Научная новизна работы состоит в том, что муниципальное учреждение как пространство для управления организационными конфликтами практически не рассматривается, в нашем же случае это - основное поле работы, и результаты эмпирического исследования позволили рассмотреть роль переговоров как способа управления организационными конфликтами. Подробного изучения требуют также и проблемы в процессе деятельности муниципального учреждения, влекущие конфликты. Даны авторские определения понятий социальная организация и организационный конфликт.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования особенностей переговоров в организационном конфликте в публично - правовом образовании могут быть использованы сотрудниками муниципальных учреждений для профилактики конфликтов.
Результаты исследования имели практическое внедрение. Эксперты, участвовавшие в нем, после ознакомления с результатами указывали, что это помогло сотрудникам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений по-другому смотреть на конфликты и решать их более конструктивно и эффективно. Полученные данные также могут быть включены в курсы обучения конфликтологов, управленцев и других специалистов.
Теоретико-методологическая база данного исследования основывается на синтезированном подходе, объединяющем общую теория конфликта Л. Крисберга и концепцию стратегии изменения и управления организационным конфликтом У. Мастенбрука. Также на основе подхода Ф. Глазла к управлению конфликтами была сформулирована актуальность применения определенных видов деятельности управления в зависимости от стадий конфликта и проведен анализ конкретных конфликтных ситуаций.
Эмпирическая база основана на изучении конфликтов в муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления.
Работа состоит из введения, двух глав, первая глава разделена на три параграфа, вторая глава также разделена на три параграфа, заключения и списка литературы, который состоит из пятидесяти одного источника, в том числе из нормативно-правовой базы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования его цель была достигнута, а поставленные задачи выполнены.
Рассмотрение литературных источников об организационных конфликтах и управления ими позволило предложить авторские определения социальной организации и организационных конфликтов.
Так, социальная организация - это упорядоченное, иерархическое объединение людей, которое имеет определенную структуру, статусно - ролевое распределение между его членами и целью которого является выполнение социально значимых целей и задач.
Также дано определение организационному конфликту, в соответствии с которым это определенный тип взаимодействия, основанный на противоречиях в интересах, целях и/или ценностях сторон, зарождающийся и развивающийся в системе регламентированных правил и норм, а также протекающий в соответствии с особенностями организации, при этом конфликт может иметь субъективную подоплеку.
Исследование позволило доказать, что даже такая специфичная сфера, как органы местного самоуправления, которые обычно представляются как организации, допускающие только административные и правовые формы разрешения конфликтов, могут рассматриваться иначе. Результаты исследования выявили потенциал органов местного самоуправления как динамично развивающейся структуры, в которой могут использоваться такие демократичные формы преодоления разногласий, как интегративные переговоры, посредничество и другие.
Публично-правовая сфера обладает повышенной конфликтогенностью ввиду огромного количества спорных организационных вопросов, и, в частности, нерегламентированности некоторых основ работы.
Соответственно, учреждаемым ими юридическим лицам (муниципальным учреждениям) также присущи организационные конфликты. Анализ типичных конфликтов позволил показать потенциал управления ими при помощи интегративных переговоров, фасилитации и других конструктивных способов, ибо в современном динамичном мире чрезвычайно важно уметь договариваться и решать конфликты совместными усилиями.
В ходе исследования источники организационных конфликтов были разделены на объективные и субъективные. К первым были отнесены конфликты, порождаемые недостаточной регламентированностью должностных обязанностей, социальным и экономическим неравенством, сложной социально-экономической атмосферой в стране. К субъективным были отнесены неудовлетворенность сотрудников занимаемыми должностями, расхождение в целях и ценностях руководителей или отдельных сотрудников с коллективом, разногласия между подразделениями, личная неприязнь.
Рассмотрение теоретических основ исследования позволило проанализировать органы местного самоуправления и муниципальные учреждения в качестве социальных организаций. Были выявлены и проанализированы типичные проблемы, возникающие в таких учреждениях. Среди них наиболее частыми являются четыре таких проблемы: нечеткое разграничение обязанностей и дублирование полномочий; нарушения в отношениях взаимозависимости и взаимосвязанности как сотрудников, так и структурных подразделений; проблема обратной связи и взаимодействия высшего звена и низшего; споры с муниципальными и государственными структурами касательно деятельности и законопослушности муниципального учреждения. Таким образом, были выделены как внутренние проблемы, так и внешние.
Управление конфликтами также является важной категорией исследования. Под управлением конфликтами понимается сознательный процесс воздействия на него на разных стадиях с разным потенциалом регулирования и возможным результатом.
Были рассмотрены виды воздействия, совокупно составляющие управление конфликтами (прогнозирование, профилактика и предупреждение, стимулирование, урегулирование, разрешение и оценка последствий конфликта) и распределены согласно стадиям конфликта, где воздействие наиболее актуально и уместно. Так, на латентной стадии управлять конфликтом можно при помощи прогнозирования и профилактики, далее, на стадии конфликтного взаимодействия - стимулированием, урегулированием и разрешением, и на этапе завершения конфликта - за счет оценки последствий, дабы была возможность сделать выводы и корректировки на будущее.
Одним из способов управления организационными конфликтами являются переговоры. В ходе анализа основ переговоров в организационном конфликте были выделены следующие черты: предметом переговоров является определенная организационная проблема; участники переговоров несут ответственность за принятое решение, так как вступали в них добровольно; наличие определенных правил и норм сообразно специфике организации и статусно-ролевому распределению внутри нее; результат переговоров должен быть подчинен целям организации.
Исследование управления переговорами в муниципальных учреждениях показало, что следует и необходимо различать псевдо-переговоры, которые не преследуют цели решить конкретную проблему и переговоры для устранения проблем. Также выявлено, что переговоры в них могут происходить в рамках разных стратегий, но наиболее эффективными оказываются переговоры с установкой на сотрудничество (интегративные).
При рассмотрении литературы об организационных конфликтах было выявлено, что существуют два вида: позиционный, когда конфликт находится в плоскости статусов и ролей и межличностный, основанный на противоречии в области неформальной структуры организации. Это согласуется с мнением К.В. Решетниковой, что позиционный и межличностный конфликты являются двумя сторонами одной медали - организационного конфликта, и также подтвердили это на практике.
Для усиления практического компонента в работе был проведен анализ реальных конфликтов на примере деятельности отраслевого органа администрации и муниципального учреждения.
Анализ конфликтов, связанных с муниципальным учреждением показал роль разных видов переговоров. Конфликты, связанные с муниципальным учреждением, решались при помощи переговоров. Один из них - внутриорганизационный конфликт. В ходе анализа был сделан вывод, что субъекты конфликта удовлетворили свои интересы и смогли преобразовать свое взаимодействие из недоброжелательного, конфликтного, с предубеждением в конструктивное, позитивное и эффективное в результате применения интегративных переговоров. В то же время было показано, что сотрудничество не было единственной стратегией, а гармонично сочеталось с другими стратегиями (уход, компромисс). Выбор стратегии определялся особенностями конкретной ситуации (время, участники, среда и так далее).
В процессе анализа конфликта муниципального учреждения и территориального отдела управления Роспотребнадзора в отличие от первого примера было установлено, что оптимальной в переговорах оказалась стратегия компромисса. В условиях COVID-19 и необходимости временного решения именно такой способ являлся оптимальным. Он предотвратил развитие конфликта и позволил обеим сторонам избежать существенных убытков. Впоследствии это временное компромиссное решение стало основой прочного разрешения противоречий и перехода к сотрудничеству.
Многообразие переговорных стратегий и их последствий было выявлено при анализе конфликта внутри структуры органов местного самоуправления. В этом конфликте были задействованы органы не только на уровне муниципального образования, но и областные органы в качестве третьих лиц. Структура этого конфликта оказалась настолько сложна, что для его понимания потребовалось графическое отображение конфликта (картирование). Переговоры проходили в условиях дисбаланса сил (как между главой округа и прокуратурой, так и между главой округа, его заместителями и основными участниками конфликта), и многие предложения были приняты сторонами под значительным давлением. А в ряде случаев переговоры оказались невозможными. Попытка урегулирования основного конфликта привела к тому, что произошла его эскалация, а далее и расширение, то есть появлялись новые очаги. В итоге данный конфликт был урегулирован путем серии дисциплинарных взысканий, в частности - увольнение одного из начальников.
Анализ реальных конфликтных ситуаций показал, что конфликт внутри структуры органов муниципального самоуправления требует особого внимания. Даже если явными участниками конфликта являются две структуры, то важно учитывать, что есть другие влиятельные стороны, например, областные органы власти и прокуратура.
В такой среде нельзя смотреть на конфликт, выделяя только один конкретный компонент, стоит рассматривать его как цельную систему взаимосвязанных элементов. В такой ситуации особенно трудно бывает найти место для интегративных переговоров, и, тем не менее, это необходимо. Отсутствие таких переговоров привело к возрастанию выраженности соперничества. Хотя второстепенные участники конфликта оказались удовлетворены, конфликт между основными участниками ушел вглубь и мешал рабочей деятельности.
Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутые гипотезы были подтверждены. Было показано, что интегративные переговоры являются одним из наиболее эффективных способов управления организационными конфликтами, даже в такой специфической организации, как муниципальное учреждение. Было подтверждено, что в системе публично - правого образования переговоры с установкой на сотрудничество могут быть настолько же и даже более действенны, чем административные решения.
Выполненная работа показывает дальнейшие направления возможных исследований. В частности, можно рассмотреть потенциал медиации, то есть специфических переговоров с участием нейтральной стороны в разрешении конфликтов в публично-правовых образованиях.



1. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - переговоры в ситуации конфликта: учеб. пособие - СПб, 2017. - 178 с.
2. Ан Ю.Н. Классификация внутриорганизационных конфликтов и методов управления ими // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №3 (17).
3. Андреева О.И., Карпенко А.Д., Сатикова С.В. Интегративные переговоры. В курсе обучения специалистов в области переговорного процесса / учебное пособие. - СПб.: Роза мира, 2007.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: Юнити,. 2000. - 551 с.
5. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. - 2020. - № 1(15). - С. 16-22.
6. Борисова В.В., Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Типы, формы и общие характеристики организаций. Основы теории организаций // Российское предпринимательство. 2002. №11.
7. Булатов Е.В. Государственные и муниципальные учреждения как субъекты имущественных отношений: проблемы и перспективы // Территория науки. 2018. №3.
8. Геранюшкина Г.П. Управление конфликтами и организация переговорного процесса: учеб. пособие/ Г.П. Геранюшкина. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. - 174 с.
9. Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта / Пер.с нем. —Калуга. Духовное познание, 2002.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
11. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / Дмитриев А.В. - 3-е изд., перераб. - М.: Альфа-М: ИНФРА- М, 2012. - с. 336.
12. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальная организация как система // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. №9 (13). - 18-37 с.
13. Иванова Е.Н. Медиация как переговоры. Рабочий сценарий. - СПб.: Институт мира и исследования конфликтов, 2021. - 226 с.
14. Иванова Е.Н. Переговоры принуждения. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. - 124 с.
15. Иванова Е.Н. Типология интересов и стратегия поведения в конфликте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. №1. С. 95-101.
16. Карпов Д.М. Понятие организации и организационной структуры // Символ науки. 2019. №11. - 42-44 с.
17. Козер Л.А. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. - 205 с.
18. Кокурина К.Д. Управление конфликтами в организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №12-2.
19. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / Анцупов А.Я., Баклановский С.В. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - с. 304.
20. Кох М.Н., Кокурина К.Д. Управление конфликтами в организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №12-2.
21. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 1999.; с. 271
22. Лобан. Н.А. Конфликтология: учеб.-метод. комплекс / Н.А. Лобан. - Минск.: Изд-во МИУ, 2012. - 296 с.
23. Лобызенкова В.А., Коваленко Н.В. Профилактика и управление конфликтами в сфере муниципальной службы // Вестник ВГУИТ. 2016. №4 (70).
24. Мастенбрук. У. Переговоры: пер. с англ. - Калуга: Калужский ин-т социологии, 1993. - 175 с.
25. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. — М.: ИНФРА- М, 1996. — 256 с.
26. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.] ; под редакцией Н. С. Бондаря. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 386 с.
27. Мкртычян Г.А. Организационное поведение: учебное пособие / Г.А. Мкртычян, О.В. Петрова. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2014. - 201 с
28. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА- М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. -352 с. — (Серия «Высшее образование»)
29. Некоз К.В. Эффективные технологии разрешения конфликтов в органах местного самоуправления // Инновационная наука. 2018. №9. - 71-74 с.
30. Полещук И.А. Сущность структурного подхода к организации // European research. 2015. №10 (11). - 84-88 с.
31. Пригожин А.И. Анатомия организационного конфликта // Организация: система и люди. - М.: Политиздат, 1983.
32. Пригожин А. И. Социология организаций. — М., 1980.
33. Регнет Э. Организационные конфликты. Формы, функции и способы преодоления / Пер с. нем. — X., изд-во. «Гуманитарный Центр», 2014, 2-е изд., испр., перераб. — 408 с.
34. Файоль А. Общее и промышленное управление //М.: Контроллинг. - 1992.
35. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Пер. с англ. А. Гореловой; Предисл. В.А. Кременюка - М.: Наука, 1992.
36. Хохлова Е.М., Рёбрушкина М. А. Понятие переговоров // Евразийский научный журнал. 2016. №5.
37. Шарков Ф.И. Теория организации: учеб. -метод. комплекс. - [Электронный ресурс]. - URL: http://demografia.viperson.ru/wind.php?ID=581896.
38. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 637 с.
39. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.
40. Hoglund B. Conflict control and conflict resolution. Copenhagen, Muksgaard, 1972.
41. Krisberg L. Sociology of Social Conflict. N.Y.. 1973. XIV. P. 17.
42. Rubin J. Model of Conflict Management//Journal of Social Issues. № 1. 1994. Vol. 50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ