Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Начальник казны iy-hr-nfrt: социально-профессиональные связи и миссия в Абидосе

Работа №127360

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы94
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Социально-должностной статус и социальные связи Иихернеферета 11
§ 1. Социально-должностной статус Иихернеферета 11
§ 2. Социальные связи Иихернеферета 18
Глава II. Миссия Иихернеферета в Абидосском храме Осириса 26
§ 1. Абидосский культ Осириса ко времени Сенусерта III 26
§2. Приготовления к празднеству 29
§3. Культовые статуи Осириса 33
§4. Упоминания об основных этапах мистерии в надписи Иихернеферета
40
Заключение 49
Список сокращений 52
Список литературы 53
Приложение 61
№ 1. Стела Berlin 1204 61
№2. Стела BM EA 159 73
№3. Стела CG 20538 77
№4. Стела CM JE 6307 79
№5. Фотография памятника СM JE 32090 93
№6. Фотография стелы BM EA 1332

Царствование Сенусерта III (ок. 1870-1831 до н. э.) стало рубежным этапом в истории Египта времени Среднего царства. Царь вел широкую торговую и военную деятельность в северных частях восточного Средиземноморья и особенно отличился неоднократными походами в Нубию - Сенусерт III продвинулся ниже вторых порогов, что не удавалось никому из его предшественников. Вероятно, государь восстановил здесь ряд крепостей, воздвигнутых Сенусертом I, для обеспечения безопасности южной границы и достижения экономических интересов страны.
Помимо активной внешней политики, Сенусерт III существенно преобразовал систему управления страной. Во время его правления во многих частях Египта должность номархов начала исчезать, а вместе с тем и их скальные гробницы. Причины, по которым это произошло, нам неизвестны. Считается, что царь намеренно ликвидировал власть местных правителей, которые представляли угрозу для централизации государства, теперь сосредоточенного на нескольких центрах, в число которых входил и Абидос. Их место заняли чиновники, находящиеся под прямым управлением царской администрации в целях лучшего контроля на местах.
Вместе с тем исчезновение больших скальных гробниц номархов сопровождалось изменениями в погребальной культуре. Практически полностью исчезли «Тексты саркофагов»; вместо наполняющих гробницу предметов, типичных для раннего Среднего царства, появляется широкое множество новых, вероятно, первоначально лишенных религиозного смысла. В захоронениях было найдено оружие, которое помещалось рядом с умершим. Среди не-царских погребений все чаще начинают встречаться совместные захоронения нескольких людей в одной гробнице, что для раннего Среднего царства являлось скорее исключением.
Религиозным новшеством Среднего царства становится и возвышение культа Осириса, превращение последнего во всеегипетского бога загробного мира. Покойный теперь ассоциировался с богом Осирисом и хоронился как бог : символы царской власти встречаются в большом количестве, а маски частных лиц даже украшались уреями. Всеегипетским центром культа Осириса стал храм города Абидоса (Abdw)в VIII верхнеегипетском номе. При Сенусерте III абидосский культ приобретает еще большее значение, о чем свидетельствует, помимо прочего, строительство здесь его усыпальницы. Несмотря на пирамиду в Дахшуре, царь выбирает гробницу в Абидосе качестве своего последнего пристанища, вероятно, в том числе ради связи с абидосским культом Осириса.
Одним из ценнейших источников изучения царствования Сенусерта III и абидосского культа Осириса в эту пору является жизнеописание на установленной на абидосском кладбище стеле начальника царской казны Иихернеферета (Iy-hr-nfr.t).
Впервые памятник был опубликован К. Р. Лепсиусом, его прорисовка, однако, имела пробелы и некоторые неточности. В 1913 г. Г. Редер опубликовал описание стелы в каталоге «Agyptische Inschriften aus den Koniglichen Museen zu Berlin», где предложил свои версии по заполнения пробелов в тексте и дал более точную иероглифическую транскрипцию. Позже свою комментированную версию прочтения текста представил К.Зете. Основополагающими стали переводы Д. Г. Брестеда, У. К. Симпсона, М. Лихтхайм. Переводы Г. Шефера, В. Хелка, Р Антеса, также снабжены сравнительно обширными комментариями.
При всей важности этого источника, исследований, посвященных социально-должностному статусу Иихернеферета и его социальным связям, сравнительно немного. Большая работа была проделана В. Граджетски, подробно рассмотревшим титулы и обязанности высших должностных лиц Среднего царства, включая Иихернеферета. У. К. Симпсон в монографии «Терраса великого бога в Абидосе: жертвенные часовни XII-XIII династий» восстанавливает первоначальную группировку абидосских стел времени XII-XIII династий в кладбищенских часовнях, посвященных заупокойному культу названных на стелах лиц. Тем самым автор устанавливает и связь между владельцами памятников, которые могли быть связаны кровными узами, деловыми отношениями, и т.д. Были выявлены таким образом и некоторые связи Иихернеферета с лицами, памятники которых помещались в его часовне. Рассмотрев некоторые из этих памятников, Р. Лепрохон высказал предположения об отношениях, которые могли связывать Иихернеферета с их владельцами.
Хоть абидосскому культу Осириса и разыгрывавшимся там в Среднем царстве мистериям посвящена обширная литература, в нашем знании о них зияют пробелы, а ряд важных вопросов вовсе не обсуждался (скажем, изготовление и внешний вид статуй Осириса, и т.д.). Многое можно уточнить в части деятельности Иихернеферета при подготовке и проведении культового действа в храме Осириса.
Источники. Основным источником исследования является стела Египетского музея и собрания папирусов в Берлине под инвентарным номером 1204 (далее - Berlin 1204) (100 см х 65 см х 20 см), куда она поступила из коллекции Б. Дроветти в 1837/38 гг.
Стела происходит из северного некрополя Абидоса, где, по мнению У. К. Симпсона, она находилась вместе с рядом других стел, расположенных в одной или нескольких соседних часовнях, составляющих группу «Абидосской северной часовни № 1» (ANOC). В рецензии О. Д. Берлева, однако, указывается, что стелу CM 20065 стоит добавить в эту группу, а CM 20435 исключить.
Памятник принадлежит жрецу Иихернеферету, который имеет ранговые титулы ir.j-p'.t h3.tj-c htm.tj-bj.tj, smr-w'.tjи занимает должности im.j- rA pr.wj nbw«начальник двух домов золота», im.j-rA pr.wj hd«начальник сокровищницы», im.j-rA htm.t«начальник казны». Кроме того, он называет себя hr.j-sstA n mdw-ntr«ведающий таинствами божьих слов», im.j-rA wd'-mdw nb stA «начальник всякого тайного судопроизводства», hr.j-sstA n nb.tj «приставленный к таинству Двух владычиц», ir.j-p'.t ir.j-hd n Gb «приставленный к белой часовне Геба», hr.j-hAb(.t) hr.j-tp«глава жрецов- чтецов», wr id.t m pr-n.j-sw.t«великий благоуханием в доме царя», hnt.j is.t r smA hr«первенствующим местом у smA-трона Хора», nb fA.w m hr-ib snj.t «владыкой великолепия среди придворных», hr.j-tp nhb«главой Нехеба», dbA wr.t-hkA.w«украшающиим wr.t-hkA.w»(об этих титулах см. ниже, гл. I).
Стела имеет вытянутую трапециевидную форму и сильно выступающую рамку. На рамке над лунеттой изображен крылатый солнечный диск и царская титулатура под ним. Справа от основного текста в рамке помещаются две колонки с вертикально записанной и ориентированной справа налево титулатурой царя, а под ней - титулатура самого жреца и изображение сидящего человека, вероятно, владельца стелы. Слева от текста рамка также состоит из двух колонок и содержит титулатуру царя и титулатуру жреца под ней, но ориентированную слева направо. Нижний правый угол рамки, где, вероятно, также располагалось изображение жреца, сколот.
В лунетте изображен крылатый солнечный диск, под ним Осирис, стоящий перед серехом Сенусерта III. С обеих сторон от них записана царская титулатура. Основной текст состоит из 24 строк иероглифического текста, ориентированного справа налево. Стела имеет серьезные повреждения, в основном в центральной части текста, что затрудняет его прочтение. Текст можно условно разбить на следующие части: полная титулатура Сенусерта III, царский приказ, выполнение жрецом царского приказа, описание его жреческих обязанностей, описание таинства праздника Осириса.
В левом нижнем углу, под текстом, изображен сам владелец стелы лицом вправо, сидящий перед жертвенным столом. Пространство перед жрецом можно условно разделить на три яруса. В первом ярусе изображены семь жертвенных масел над жертвенным столом с подношениями. Во втором ярусе, справа от жертвенного стола, изображен слуга, держащий перед Иихернеферетом руках жертвенные дары. За слугой изображен брат жреца, сидящий лицом к владельцу стелы перед своим жертвенным столом. В третьем ярусе - две маленькие фигуры сыновей Иихернеферета, каждый из которых также сидит за своим жертвенным столом лицом к владельцу стелы. Вслед за ними расположена большая фигура слуги, в руках у которого зеркало и горшок. За ним следует еще одна фигура второго брата Иихернеферета, также сидящая за жертвенным столом.
Помимо памятника Berlin 1204 (см. Приложение, №1) в исследовании рассматриваются и все другие стелы, согласно У. К. Симпсону, составляющие группу ANOC №1 - принадлежавшие Иихернеферету и лицам, вероятно, 7
связанным с ним и между собой: стелы Египетского музея в Каире CG 20038, CG 20140, GG 20310, CG 20683, CG 20435; стелы Лувра С 5 и С 33; стела Британского музея BM EA 202; стела Базельского музея древнего искусства III 5002; стела Женевского музея искусства и истории D 50.
Учтены и другие абидосские эпиграфические источники, содержащие в том или ином виде информацию о культе Осириса, о подготовке и ходе мистерий. Эти памятники можно условно разделить на три категории: надписи царей; стелы, принадлежавшие высокопоставленным чиновникам, прибывшим в Абидос с определенной миссией, непосредственно связанной с культом; надписи жрецов местного храма. При необходимости данные надписей эпохи Среднего царства сопоставляются с материалами «Текстов пирамид» и надписями более позднего времени. К важнейшим среди них относится стела Британского музея BM ЕА 159 (см. Приложение, №2) и стелы Египетского музея в Каире CG 20538 (см. Приложение, №3), CG 20539, CM JE 6307 (см. Приложение, №4). Ни в одном из этих тестов не дается сколько- нибудь детального описания ритуалов Осириса, его статуй, а равно и последовательного рассказа о ходе мистерий. Однако, учтя все перечисленные выше материалы в их совокупности, мы можем внести ряд уточнений и дополнений.
Объектом предлагаемого исследования являются абидосские стелы, раскрывающие социальные связи и круг обязанностей Иихернеферета. Предмет исследования - административно-должностной статус Иихернеферета в монархии Сенусерта III и порученная ему царем деятельность по устройству и проведению празднества в абидосском храме Осириса.
Цель исследования - выявление и историко-культурный анализ административно-должностного статуса и социальных связей Иихернеферета, а также порученной ему Сенусертом III деятельности по устройству и проведению празднества в абидосском храме Осириса.
Для достижения этой цели придется решить следующие задачи:
- полный учет всех доступных сведений о служебном и имущественном статусе Иихернеферета и анализ этих сведений в историко-культурном контексте Среднего царства;
- определение социально-должностного статуса лиц, по -видимому, составлявших ближайшее окружение Иихернеферета;
- выявление важнейших составляющих празднества в абидосском храме Осириса в царствование Сенусерта III;
- историко -культурный анализ сообщений надписи Иихернеферета о его участии в подготовке и проведении празднества в абидосском храме Осириса.
Хронологические рамки исследования охватывают время служебной деятельности Иихернеферета в царствование Сенусерта III.
В методология исследования основополагающим является принцип историзма, согласно которому каждый объект должен рассматриваться в условиях его исторического бытия, во всем объеме присущих ему свойств и существенных для его понимания взаимосвязей.
При этом в работе использовался историко -сравнительный метод, позволяющий вскрывать сущность изучаемых явлений на основе анализа сходств и различий присущих им свойств, а также проводить сравнение во времени и пространстве .
Применяется также культурно-семиотический подход, предполагающий «апелляцию к внутренней точке зрения самих участников исторического процесса», так как присущий древнему египтянину «экран понятий», структурировавший восприятие им внешнего мира, принципиально отличен от привычного нам, а его постижение пока дается с большим трудом.
В первой главе рассматриваются титулы Иихернеферета, определен его социально-должностной статус, а также статус лиц, составлявших его ближайшее окружение. Во второй главе выявляются важнейшие составляющие празднества в абидосском храме Осириса в царствование Сенусерта III и предлагается историко -культурный анализ сообщений надписи Иихернеферета о его участии в подготовке и проведении такого празднества.
ВКР снабжена Приложением, состоящим из комментированных переводов важнейших для нашей темы эпиграфических источников с палеографическим, филологическим и историко -культурным комментарием.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проделанное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Титулы Иихернеферета свидетельствуют о его пребывании на высших и ключевых должностях руководства государственной казной. Он im.j-rA htm.t «начальник казны», im.j-r3 pr.wj-hd«начальник сокровищницы», im.j-r3 pr.wj- nbw«начальник двух домов золота». Другая группа его титулов указывает на ключевую роль в важных ритуалах царского культа: ir.j-p'.t ir.j-hd n Gb «приставленный к белой часовне Геба», hr.j-sstA n nb.tj«приставленный к тайне Двух владычиц», dbA wr.t hkA.w«украшающий wr.t-hkA.w».Возможно, именно в ходе таких ритуалов Иихернеферет исполнял и должность «главного жреца-чтеца (hr.j-hAb(.t) hr.j-tp)»,и в этом качестве он был также hr.j-sst3 n mdw-ntr«приставленным к тайне божьих слов».
Об особом доверии царя к Иихернеферету свидетельствует и титул im.j- rA wd^-mdw nb stA«начальник всякого тайного судопроизводства». Наконец, в стк. 3-10 жизнеописания Иихернеферета приводится исходящая будто бы из уст самого государя высокая оценка деловых качеств чиновника и напоминание о том, что казначей был воспитанником царя и вырос при дворце.
Титулы большинства включенных в часовню Иихернеферета лиц свидетельствуют об их подчиненности последнему. Можно сказать, что Иихернеферет имел в своем распоряжении большой должностной штат. Не исключено, что именно с данной группой подчиненных у него установились также патронатно-клиентские отношения Вместе с тем, на памятниках часовни упоминаются лица, по высоте должностного положения примерно равные Иихернеферету - например, начальник всех царских работ Инпи (стела CG 20683). Вхождение и таких людей в «близкий круг» Иихернеферета - признак его очень высокого социально-должностного статуса.
Во второй части предлагаемого исследования были уточнены некоторые элементы подготовки и проведения празднеств в абидосском храме Осириса
Для изготовления главного культового объекта, статуи Осириса, использовалось золото, лазурит, бирюза, драгоценные камни. Статуя украшалась Белой короной Верхнего Египта и короной-?//, наделялась символами царской власти. Во время процессии статуя помешалась в часовню- наос knj.w,сделанную из дерева и украшенную золотом, серебром, лазуритом, аметистом, которая в свою очередь помешалась в барку. Главным судном Осириса выступает барка-nsm.t,оснащенная штандартами, представляющими собой богов абидосской Эннеады. В текстах упоминаются и другие разновидности плавательных средств: барка-wr.t,барка под названием «Истинно воссиявший - (это) Владыка Абидоса» (wj? hr-m-m?r.l nb ?bdw «божья лодка» (dp.t ntr),ночная барка-mskt.t,дневная барка-тгп^Д, корабли- imw.
Этапы празднества можно разделить на предварительные - предшествовавшие «Великой процессии», и основные - те, что составляли процессию и завершали ее. Важнейшие действия осуществлялись в определенной последовательности: ритуалы в Доме золота (hw.t nbw) «Выхождение Упуаута», «Великая процессия» (pr.t c?.t),ритуалыв Пекере, возвращение в храм. Однако от памятника к памятнику наблюдается и вариативность последовательности проведения некоторых церемоний.
Чиновники, участвовавшие в подготовке к мистериям Осириса, преимущественно связаны с хранением ценностей. Самые ответственные поручения, к которым относятся строительные работы в храме и непосредственное взаимодействие с культовой статуей, давались царем казначеям. Среди них только Ментухотеп объединял обе функции, что могло быть связано с его обладанием и более высоким титулом - он также был визирем. В то же время титулы некоторых других участников подготовительных работ кажутся довольно скромными для участия в такого рода мероприятиях. В отношении инспектора абидосской череды жрецов Аменисенеба (Louvre C 11; Louvre C 12) Д. Бэйнс отмечает возможность намеренного умалчивания о более высоких титулах, что было свойственно некоторым чиновникам более позднего времени .
Тем не менее, задачи и полномочия Иихернеферета были шире, нежели у других известных нам казначеев несмотря даже на наличие, скажем, у Ментухотепа более высоких титулов. Иихернеферет принимал участие не только в подготовке, но и в осуществлении основных действий праздника - в «великой процессии», во время церемоний в Пекере и т.д. Другой подробный рассказ об этих таинства сохранился только на царской стеле Неферхотепа I. Таким образом, надпись Иихернеферета является не только наиболее последовательным, детальным рассказом о мистериях Осириса времени Среднего царства, представляющим собой основу для воссоздания последовательности событий празднества, но и заключает в себе единственное известное нам повествование как о жреческой, так и о царской функциях в ходе торжества.
Дальнейшее рассмотрение социальных связей Иихернеферета возможно с помощью анализа связи стел группы ANOC №1 c памятниками, принадлежавшими к другим часовням абидосского кладбища. Кроме того, в будущем исследовании, вероятно, следует подробнее рассмотреть титулы и социальные связи лиц, задействованных в подготовке празднества, чтобы точнее выявить закономерность между распределением поручений, связанных с проведением мистерий Осириса, и высотой социально-должностного статуса чиновника.



1. Берлев О. Д. Два царя — Два Солнца: к мировоззрению древних египтян. Two Kings — Two Suns: On the Worldview of the Ancient Egyptians // Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy of Oleg D. Berlev. Ed. by St.Quirke. Berlin: ACHET VERLAG, Dr. Norbert Durring, 2003. P. 1-18.
2. Берлев О. Д. Дом царя в эпоху Среднего царства // XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М.: Изд-во восточной литературы, 1960. 14 с.
3. Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства М.: Наука, 1978. 366 с.
4. Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб.: Алетейя, 2001. 288 с.
5. Демидчик А. Е. Несколько замечаний о «родстве» египтян с божеством // Мероэ. Страны Северо -Восточной Африки и Красноморского бассейна в древности и раннем средневековье. М.: Восточная литература, 1999. Вып.
5. Памяти Г. М. Бауэра. С. 107-126.
6. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 440 с.
7. Лихачев Д. С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Лихачев Д. С. О филологии. М.: Высшая школа, 1989. 208 с.
8. Успенский Б. А. Избранные труды. Т. I. Семиотика истории, семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 608 c.
9. Abubakr A. M. Untersuchungen uber die agyptischen Kronen // LAe. Vol. III, 1980. P. 811-816.
10. Allen J.P. The high officials of the early Middle Kingdom // The Theban Necropolis, Past, Present and Future / ed. N. Strudwick, J. H. Taylor. London: British Museum, 2003. P. 14-29.
11. Altenmuller H. Der „Schlaf des Horus-Schen“ und die Wiederbelebung des Osiris in Abydos // Studies on the Middle Kingdom: In memory of Detlef Franke / ed. H. W. Fischer-Elfert, R. B. Parkinson. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2013. P. 9-22.
12. Ancient Egypt Transformed. The Middle Kingdom / Oppenheim A. Arnold Do. Arnold Di. Yamamoto K. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2015. 380 p.
13. Anthes R. Die Berichte des Neferhotep und des Ichernofret uber das Osirisfest in Abydos // Festschrift zum 150jahrigen Bestehen des Berliner Agyptischen Museums. Berlin: Akademie Verlag, 1974. S. 15-49.
14. Assmann J. Death and Salvation in Ancient Egypt. Ithaca: Cornell University Press, 2005. 490 p.
15. Baines J. The Stelae of Amenisonbe from Abydos and Middle Kingdom Display of Personal Religion // Sitting Beside Lepsius: Studies in Honour of Jaromir Malek at the Griffith Institute / ed. D. Magee, J. Bourriau, St. Quirke. Leuven: Peeters, 2009. P. 1-22.
16. Bard K.A. Middle Kingdom Egypt and Africa // The Oxford History of the Ancient Near East. Vol. II / ed. K. Radner, N. Moeller, D. T. Potts. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 728-776.
17. Barta M. Analyzing Collapse. The Rise and Fall of the Old Kingdom. Cairo, New York: The American Institute in Cairo Press, 2019. 253 p.
18. Berlev O. D. Rev. Simpson W. K. The Terrace of the Great God at Abydos // Bibliotheca orientalis. 1976. Bd. XXXIII. P. 324-326.
19. Blumenthal E. Untersuchungen zum agyptischen Konigtum des Mittleren Reiches I: Die Phraseologie. Abhandlungen der Sachsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig, Philologisch-Historische Klasse 61 (1). Berlin: Akademie-Verlag, 1970. 471 S.
20. Borghouts J. F. Egyptian: An Introduction to the writing and language of the Middle Kingdom. Vol. I. Leiden; Leuven: Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten; Peeters. 2010. 581 p.
21. Breasted J.H. Ancient Records ofEgypt. Vol. I. Chicago: University of Chicago Press, 1906. 344 p.
22. Daoud K.A. Corpus of Inscriptions of the Herakleopolitan Period from the Memphite Necropolis: Translation, commentary, and analyses, Oxford: Archaeopress, 2005. 351 p.
23. Darnell J. C. A Bureaucratic Challenge? Archaeology and Administration in a Desert Environment (Second Millennium BCE) // Ancient Egyptian Administration / J. C. Moreno Garcia (ed.). Leiden: Brill, 2013. P. 785-830.
24. Doxey D. M. Egyptian non-royal epithets in the Middle Kingdom: a social and historical analysis. Leiden: Brill, 1998. 435 p.
25. Eaton K. J. The Festivals of Osiris and Sokar in the Month of Khoiak: The Evidence from Nineteenth Dynasty Royal Monuments at Abydos // Studien zur Altagyptischen Kultur. 2006. Bd. 35. P. 75-101.
26. Edwards I. E. S. Hieroglyphic Texts from Egyptian Stelae e.t.c. in the British Museum. Pt. VIII. London: British Museum, 1939. 113 p.
27. Effland U. Budka J. Effland A. Studien zum Osiriskult in Umm el-Qaab/Abydos. Ein Vorbericht // MDAIK. 2010. Bd. 66. S. 19-91.
28. Faulkner R. O. The Stela of Rudj'Ahau // JEA. 1951. Vol. 37. P. 47-52.
29. Fischer H.G. Varia Nova. Egyptian Studies III. New York: Metropolitan Museum of Art, 1996. 264 p.
30. Fischer-Elfert H. W. Die Vision von der Statue im Stein: Studien zum altagyptischen Mundoffnungsritual. Schriften der Philosophisch-historischen Klasse der Heidelberger Akademie der Wissenschaften 5. Heidelberg: Universitatsverlag C. Winter, 1998. 105 S.
31. Franke D. Personendaten Aus Dem Mittleren Reich. Wiesbaden: Harrassowitz, 1984. 486 S.
32. Franke D. Rev. Grajetzki W. Die hochsten Beamten der agyptischen Zentralverwaltung zur Zeit des Mittleren Reiches // JEA. 2001. Vol. 87. P. 197-200.
33. Franke D. Sem-priest on duty // Discovering Egypt from the Neva / ed. S. Quirke. Berlin: ACHET VERLAG, Dr. Norbert Durring, 2003. P. 65-78.
34. Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an introduction to the study of hieroglyphs, 3rd, rev. ed. Oxford: Oxford University Press, 1957. 646 p.
35. Gardiner A.H. Peet T.E. Cerny J. The Inscriptions of Sinai. Pt. I: Introduction and Plates. 2nd ed. Memoir of the Egypt Exploration Society. London: Egypt Exploration Society, 1952. 22 p.
36. Grajetzki W. Die hochsten Beamten der agyptischen Zentralverwaltung zur Zeit des Mittleren Reiches. Berlin: ACHET VERLAG, Dr. Norbert Durring, 2003. 311 S.
37. Grajetzki W. Setting a State Anew: the central administration from the end of the old Kingdom to the end of the middle Kingdom // Ancient Egyptian Administration / J. C. Moreno Garc ia (ed.). Leiden: Brill, 2013. P. 215-258.
38. Grajetzki W. The Middle Kingdom of Ancient Egypt: History, Archaeology and Society. London: Duckworth, 2006. 208 p.
39. Guiter J. La stele d’lkhernofret (Berlin No. 1204) // Egypte, Afrique et Orient. 1988. Vol. 10. P. 34-36.
40. Hannig R. Agyptisches Worterbuch II. Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit T. I-II. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 2006. 3274 S.
41. Helck W. Die Herkunft des abydenischen Osirisrituals // Archiv Orientalni. 1952. T. 20. S. 72-85.
42. Hirsch E. Kultpolitik und Tempelbauprogramme der 12. Dynastie:
Untersuchungen zu den Gottertempeln im Alten Agypten. Berlin: Achet, 2004. 436 S.
43. Jones D. Ancient Egyptian Boats. London: British Museum Press, 1995. 96 p.
44. Jones D. An Index of Ancient Egyptian Titles, Epithets and Phrases of the Old Kingdom. Vol. I. Oxford: Archaeopress, 2000. 1045 p.
45. Kaplony P. Zepter // LAe. Vol. VI, 1986. S. 1373-1389.
46. Keimer L. Histoires de serpents dans 1’Egyp te ancienne ae moderne // LAe. Vol. VI, 1986. P. 864-868.
47. Kitchen K. A. Barke //LAe. Vol. I, 1975. S. 620-625.
48. La1ouette C. Textes sacres et textes profanes de 1'ancienne Egypte, I. Des Pharaons et des hommes. Connaissance de TOrient Paris: Gallimard, 1984. 345 P.
49. Landgrafova R. It is my good name that you should remember: Egyptian biographical texts on Middle Kingdom stelae. Prague: Faculty of Arts, Charles University in Prague, Czech Institute of Egyptology, 2011. 317 p.
50. Lange H. O. Shafer H. Grab- und Denksteine des Mittleren Reichs im Museum von Kairo: No. 20001-20780. Berlin: Reichsdruckerei, 1902-1925. Vol. I-IV.
51. Lavier M.-Ch. Les mysteres d’Osiris a Abydos d’apres les steles du Moyen Empire et du Nouvel Empire // Akten des vierten Internationalen Agyptologen Kongresses Munchen 1985. Bd. 3: Linguistil, Philologie, Religion. Hamburg: Buske, 1988. S. 289-295.
52. Lavier M.-Ch. Les fetes d'Osiris a Abydos au Moyen Empire et au Nouvel Empire // Egypte, Afrique et Orient. 1998. Vol. 10. P. 27-33.
53. Leahy A. The Osiris “Bed” Reconsidered // Orientalia NOVA SERIES. 1977. Vol. 46, No. 4. P. 424-434.
54. Leitz C. Lexikon der agyptischen Gotter und Gotterbezeichnungen. Bd. IV. Leuven: Peeters, 2002. 816 S.
55. Leprohon R. T. The Personnel of the Middle Kingdom Funerary Stelae // Journal of the American Research Center in Egypt. 1978. Vol.15. P. 33-38.
56. Leprohon R.J. The Stela of Sehetepibre (CG 20538): Borrowings and Innovation // Archaism and innovation: studies in the culture of Middle Kingdom Egypt / D.P. Silverman, W.K. Simpson J. Wegner. New Haven; Philadelphia: Department of Near Eastern languages and civilizations, Yale University; University of Pennsylvana Museum of Archaeology and Anthropology, 2009, P. 277-292.
57. Lepsius R. Denkmaler aus Agypten und Athiopien: nach den Zeichnungen der
von Seiner Majestat dem Konige von Preussen Friedrich Wilhelm IV nach diesen Laendern gesendeten und in den Jahren 1842 - 1845 ausgefuhrten
wissenschaftlichen Expedition. Vol. 2, pt. 3-4. Leipzig: Nicolaische
Buchhandlung, 1850. 36 S.
58. Lichtheim M. Ancient Egyptian literature. A book of readings. Vol. I: The Old and Middle Kingdoms. Los Angeles, CA: University of California Press, 1976. 245 p.
59. Lichtheim M. Ancient Egyptian literature. A book of readings. Vol. III: The Late Period. Los Angeles: University of California Press, 1980. 228 p.
60. Lichtheim M. Ancient Egyptian Autobiographies Chiefly of the Middle Kingdom: A Study and an Anthology. Orbis biblicus et orientalis 84. Fribourg: Universitatsverlag, 1988. 171 p.
61. Marcus E. S. Middle Kingdom Egypt and the Eastern Mediterranean // The Oxford History of the Ancient Near East. Vol. II / ed. K. Radner, N. Moeller, D. T. Potts. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 777-853.
62. Mariette A. Catalogue general des monuments d'Abydos decouverts pendant les fouilles de cette ville. Paris: Imprimerie Nationale, 1880. 596 p.
63. Meyer-Dietrich Nechet und Nil: ein agyptischer Frauensarg des Mittleren Reiches aus religionsokologischer Sicht. Acta Universitatis Upsaliensis, historia religionum 18. Uppsala: Uppsala University, 2001. 327 S.
64. Newberry P. E. The Shepherd's Crook and the So-Called "Flail" or "Scourge" of Osiris // JEA. 1929. Vol. 15, No. 1/2. P. 84-94.
65. Nuzzolo M. The Appearance of Osiris: a case of royal patronage or a bottom up process? // Rethinking Osiris. Proceedings of the International Conference, Florence, Italy 26-27 March 2019 / M. Franci, S. Ikram, I. Morfini (eds.). Roma: Arbor S apientiae. P.111-146.
66. O’Connor D. Abydos: Egypt’s First Pharaohs and the Cult of Osiris. London: Thames & Hudson Ltd, 2009. 216 p.
67. Porter B. Moss R. A. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings. Vol. V. Upper Egypt: Sites. Oxford: Oxford University Press, 1937. 292 p.
68. Quirke S. Titles and bureaux of Egypt 1850-1700 BC. London: Golden House, 2004. 153 p.
69. Roeder G. Agyptische Inschriften aus den Koniglichen Museen zu Berlin. Vol.
I, Inschriften von der altesten Zeit bis zum Ende der Hyksoszeit. Leipzig: Hinrichs, 1913. 269 S.
70. Russo B. The territory w and related titles during the Middle Kingdom and Second Intermediate Period. London: Golden House, 2010. 90 p.
71.Satzinger H. Gott gibt dem Konig Leben: mit Anhangen uber [dj anx] und dieWeihformel // Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskunde. 1997. Bd. 124. S. 142-156.
72. Schafer H. Die Mysterien des Osiris in Abydos unter Konig Sesostris III. Untersuchungen zur Geschichte und Altertumskunde Aegyptens, 4 (2). Leipzig:
J. C. Hinrichs, 1904. 42 S.
73. Schenkel W. Memphis, Herakleopolis, Theben: die epigraphischen Zeugnisse der 7.-11. Dynastie Agyptens. Agyptologische Abhandlungen 12. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1965. 306 S.
74. Schipper B.U. Die Erzahlung des Wenamun. Ein Literaturwerk im Spannungsfeld von Politik, Geschichte und Religion. Fribourg; Gottingen: Academic Press; Vandenhoeck & Ruprecht, 2005. 383 S.
75.Sethe K. Agyptische Lesestucke zum Gebrauch im akademischen Unterricht zusammengestellt von Kurt Sethe. Texte des Mittleren Reiches. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1924. 100 S.
76.Sethe K. Erlauterungen zu den Aegyptischen Lesestucken. Texte des Mittleren Reiches. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1927. 167 s.
77. Simpson W. K. The Literature of Ancient Egypt. An Anthology of Stories, Instructions, Stelae, Autobiographies, and Poetry. 3 ed. New Heaven; London: Yale University Press, 2003. 250 p.
78. Simpson, W. K. The Terrace of the Great God at Abydos: The Offering Chapels of Dynasties 12 and 13. Publications of the Pennsylvania-Yale Expedition to Egypt 5. New Haven: The Peabody Museum of Natural History of the Yale University, 1974. 122 p.
79.Smith M. Following Osiris: Perspectives on the Osirian Afterlife from Four Millennia. Oxford; New York: Oxford University Press, 2017. 635 p.
80. The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. Vol. I / ed. D. B. Redford. Oxford: Oxford University Press, 2001. 586 p.
81. Ward W. A. Index of Egyptian Administrative and Religious Titles of the Middle Kingdom. Beirut: American University of Beirut, 1982. 221 p.
82. Wilkinson R. H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. New York: Thames & Hudson, 2003. 256 p.
83. Wilkinson R. H. The Complete Temples of Ancient Egypt. New York: Thames & Hudson, 2000. 256 p.
84. Willems H. Dayr al-Barsha and Dayr al-Bahri: Two Ritual Landscapes in the Time of Mentuhotep II // Ritual Landscape and Performance proceedings of the international conference on ritual landscape and performance, Yale University, September 23-24, 2016 / ed. Geisen Ch. New Haven: Yale Egyptology, 2020. P. 25-46.
85. Willems H. Egypt’s Middle Kingdom: A View from Within // The Oxford History of the Ancient Near East. Vol. II / ed. K. Radner, N. Moeller, D. T. Potts. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 656-727.
86. Wilson P. A Ptolemaic Lexikon: A Lexicographical Study of the Texts in the Temple of Edfu. Leuven: Peeters, 1997. 1300 p.
87. Worterbuch der Aegyptischen Sprache / Erman A. Grapow H. Berlin: Akademie Verlag, 1955. Bd. I-V.
88. Yamamoto K. The materials of lykhernofret’s portable shrine: An alternative translation of Berlin 1204, lines 11 -12. // GM. 2002. Vol. 191. P. 101-106.
89. TLA // Электронный ресурс. URL:https://aaew.bbaw.de/tla/index.html(дата обращения 04.06. 2022).
Приложение№ 1. Стела Berlin 1204
Библиография: Lepsius 1850, pl. 135h; Schafer 1904, 47-86; Breasted 1906, 297-300, §661-669; Roeder, 1913 169-175, 209; Roeder 1923, 28-30; Sethe 1924, 70-71; Sethe 1927, 104-107; Helck 1952, 72-85; PM V 1937, 97; Anthes 1974, 15-49; Simpson 1974, ANOC 1.1, pl. 1; Lichtheim 1976, 123-125; Leprohon 1978, 33-38; Lichtheim 1988, 98-100; Guiter 1998, 34-36; Yamamoto 2002, 101-106; Simpson 2003, 425-427; Assmann 2005, 227-229; Grajetzki 2006, 55-56; Landgrafova 2011, 204-207; TLA. URL:
https://aaew.bbaw. de/tla/servlet/GetT extDetails?u=guest&f=0&l=0&tc=1211&db=0


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ