Введение 5
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 8
1.1. Рынок онлайн-образования 8
1.2. Актуальность образовательных продуктов в сфере архитектуры предприятия 9
1.3. Характеристика стандарта TOGAF 11
1.4. Характеристика LMS-платформ 14
1.5. Выбор инструментов и методов исследования 15
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КОМПАНИИ 18
2.1. Характеристика компании Smart Architects 18
2.2. Описание курса TOGAF-online 18
2.2.1. Развитие курса TOGAF-online компании Smart Architects 19
2.2.2. Описание курса 20
2.3. Обзор курсов от конкурентов 22
2.4. Обзор LMS-платформ на рынке 30
2.5. Описание текущего размещения курса 39
2.5.1. Характеристика Moodle LMS 39
2.5.2. Текущие проблемы 40
2.6. Определение требований 43
2.6.1. Бизнес-требования 43
2.6.2. Функциональные требования 43
2.6.3. Нефункциональные требования 44
2.6.4. Трассировка требований 44
Выводы по главе 2 46
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ 47
3.1. Выбор LMS-платформы 47
3.1.1. Выбор тарифов LMS-платформ 47
3.1.2. Матрица принятия решений 49
3.2. Возможности улучшения Moodle LMS 53
3.2.1. Улучшение функционала 53
3.2.2. Способы и инструменты улучшения функционала 70
3.2.3. Сравнение Moodle LMS As-Is и To-Be 74
3.3. Анализ альтернатив и рекомендации 76
Выводы по главе 3 78
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложения 86
Приложение 1. Сравнительная характеристика курсов 86
В настоящее время, когда в России после ограничений пандемии COVID-19 постепенно нарастает новый кризис, политический, опять актуальными становятся вопросы о поддержании своего бизнеса, переоценке приоритетов организации и разработке плана о дальнейшем развитии. В этом контексте архитектура предприятия является востребованной концепцией для трансформации бизнеса в эффективно функционирующее предприятие и установления слаженной работы бизнеса и ИТ- инфраструктуры. Всё более интересными для бизнеса и отдельных специалистов становятся образовательные продукты по данной дисциплине.
Компания ООО «Смарт Архитектс» уже более восьми лет помогает клиентам в управлении предприятиями с применением методов Enterprise Architecture Management, а также занимается обучением в этом направлении. Курс «TOGAF-online» прошел долгий путь изменений формата проведения обучения. Некоторое время курс проходил в очном формате, но пандемия вынудила компанию перенести курс на платформу Microsoft Teams и проводить лекции онлайн. Такой формат был также отклонен компанией из-за неэффективного использования временных ресурсов и неудобства платформы. И таким образом для полноценного размещения онлайн-курса была выбрана LMS Moodle. Тем не менее, размещение курса в данной LMS не оправдало ожиданий компании — платформа не выполняет всех требований компании, что не позволяет управлять онлайн-курсом эффективно.
Таким образом, цель данной работы — выработать рекомендации по улучшению LMS-платформы для образовательного продукта TOGAF-online компании Smart Architects.
Были также сформулированы следующие задачи работы:
1. Провести исследование рынка онлайн-образования и выделить тренды;
2. Рассмотреть и сравнить курсы от конкурентов компании;
3. Провести обзор существующих LMS-систем;
4. Определить проблемы используемой LMS-системы - Moodle LMS;
5. Обозначить требования для альтернативной LMS-системы;
6. Выбрать LMS-систему, соответствующую требованиям;
7. Предложить способы совершенствования текущего состояния Moodle LMS;
8. Сравнить обе альтернативы (внедрения другой системы или совершенствования Moodle LMS) по критерию эффективности в решении проблем компании;
9. Выработать рекомендации по оптимальному решению.
Соответственно объектом исследования является компания Smart Architects, а предметом исследования — размещение курса «TOGAF-online» на LMS-платформе.
Инструменты и методы, использованные в данной работе — это определение требований и матрица трассировки, матрица принятия решений, а также модели As-Is и To-Be.
Предполагаемые источники первичной информации: обзор внутренних
источников информации в компании: данные о компании, нынешней системе и программе образования. Предполагаемые источники вторичной информации: данные научных публикаций, рыночных исследований и обзоров по теме управления архитектурой предприятия, а также по теме образовательных онлайн-платформ; данные о конкурентах.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех частей, каждая из которых представляет решение определенных задач работы.
Первая глава представит характеристику рынка онлайн-образования в России. Далее будут приведены определения архитектуры предприятия в целом, а также стандарта TOGAF от The Open Group, обучение которому является целью курса от компании Smart Architects. Будут подтверждены актуальность архитектуры предприятия в настоящее время. Также в данной главе будет описана характеристика LMS-платформ как способа размещения онлайн-курсов. В завершении данной главы представлены инструменты и методы исследования, которые далее используются для выполнения цели работы.
Вторая глава является ключевой для выявления проблем курса и требований компании. В главе будет приведена характеристика компании и описание курса TOGAF- online. Также будет проведен анализ курсов от конкурентов и их сравнение с курсом от рассматриваемой компании. Далее будет проведен обзор рынка LMS-платформ, а именно — шести наиболее популярных систем, для формирования понимания о существующих альтернативах. Далее будут рассмотрены условия размещения курса на платформе Moodle LMS и выявлены все проблемы. На основе этих проблем, желаний компании и трендов на рынке LMS-систем будут сформулированы бизнес-требования, а затем функциональные и нефункциональные требования на их основе. Для наибольшей корреляции требований будет использована матрица трассировки.
Третья глава содержит в себе принятие решений по каждому пункту работы. Для выбора одной LMS-платформы из шести представленных будет использована матрица принятия решений и все определенные требования. Затем, опираясь на те же требования, будут определены существующие функциональные возможности улучшения Moodle LMS и сравнены модели As-Is и To-Be данной системы. Сравнение двух альтернатив (выбор другой LMS или улучшение Moodle LMS) и выработка рекомендаций является завершающей частью работы.
В списке использованных источников перечислены все ресурсы, использованные в данной работе.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы был проведен обзор рынка онлайн-образования в России. Были выделены факторы роста рынка и основные векторы развития. Был также описан прогноз поведения рынка в условиях нового кризиса: более востребованными направлениями становятся переквалификация, обучение трансформации бизнеса, а также корпоративное обучение, что подтверждает востребованность курса TOGAF-online компании Smart Architects. В данной главе были представлены понятия архитектуры предприятия и стандарта TOGAF и описана их способность к трансформации бизнеса в условиях кризиса. Также в главе представлена LMS-система как оптимальный ресурс для размещения онлайн-курсов в сравнении с альтернативами. В заключение главы был описан инструментарий для проведения дальнейшего исследования: определение требований и матрица трассировки, матрица принятия решений, а также модели As-Is и To-Be.
Во второй главе данной работы были выявлены проблемы и требования компании. В начале главы описаны компания Smart Architects и курс TOGAF-online. Далее был проведен обзор курсов по обучению данному стандарту от конкурентов. По итогам сравнения курса TOGAF-online и образовательных продуктов от конкурентов были определены особенности рассматриваемого курса. Далее был проведен обзор наиболее популярных LMS-платформ на российском рынке: iSpring Market, GetCourse, Teachbase, АнтиТренинги, Emdesell, Unicraft — были выделены преимущества и недостатки каждой платформы, а также тарификация и направленность. На основе всех полученных данных о курсах конкурентов и альтернативных LMS-платформах, был проведен анализ текущего размещения курса в Moodle LMS и выделены проблемы. На основе данных проблем, пожеланий компании и трендов в LMS-системах, были определены 10 бизнес-требований к желаемой системе, а затем также сформулированы 14 функциональных и 4 нефункциональных требования. Для подтверждения корреляции между требованиями была использована матрица трассировки.
Третья глава содержит в себе принятие решений и выработку рекомендаций. Для выбора одной LMS-платформы из шести представленных была использована матрица принятия решений и выделенные требования. С оценкой 4,59 LMS Антитренинги оказалась оптимальной — это первая альтернатива. Далее была рассмотрена вторая альтернатива — улучшение текущей Moodle LMS. По каждому требованию компании были выявлены возможные способы улучшения функционала Moodle LMS с помощью различных доступных плагинов, модулей, интеграций. Затем Moodle LMS As-Is была сравнена с улучшенной Moodle LMS To-Be — обе модели также получили оценки по матрице принятия решений. Moodle LMS в предложенном улучшенном состоянии (To-Be) получила оценку 4,7. В данном разделе также были описаны возможные пути имплементации данных улучшений.
Финальной частью данной работы было сравнение двух главных альтернатив — внедрение новой LMS Антитренинги или улучшение текущей Moodle LMS до состояния To-Be. Сравнение с точки зрения выполнения проблем компании Smart Architects показало, что обе альтернативы решают проблемы примерно в равной степени. Сравнение альтернатив по требованиям показало, что Moodle LMS уступает в некоторых пунктах LMS Антитренинги, но по ключевым критериям остается оптимальной. Таким образом, финальная рекомендация в данной работе — это улучшение текущей Moodle LMS до состояния To-Be. Основными причинами для этого являются доступность системы, возможность выполнения всех требований компании (за исключением технической поддержки), отсутствие ограничений на кастомизацию, а также отсутствие не гибкой тарификации других LMS-систем.
Таким образом, в данной работе были выполнены все поставленные задачи, а также достигнута цель работы по выработке рекомендации по улучшению размещения курса от компании Smart Architects.