Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы интерпретации блокадной повседневности в музеях Ленинграда - Санкт-Петербурга в XX-XXI веках

Работа №127348

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы128
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Культура повседневности 10
1.1 Трактовка понятия. Ключевые культурологические подходы 10
1.2 Повседневность блокированного Ленинграда 18
Глава 2. Блокадная повседневность и ее осмысление в рамках выставок и экспозиций музеев Ленинграда в XX в 30
2.1. Блокадные реалии и их отражение в выставочных проектах 1940­х гг. 30
2.2. Создание экспозиций, посвященных повседневной жизни блокадного Ленинграда во второй половине XX в 37
Глава 3. Способы презентации повседневной жизни блокированного Ленинграда в экспозициях музеев Санкт-Петербурга в XXI в 52
3.1. Отражение экстремальных повседневных практик в экспозиционно-выставочных проектах Государственных музеях Санкт- Петербурга 52
3.2. Повседневность в экспозиционных проектах частных музеев Санкт-Петербурга 92
3.3. Осмысление пространств повседневности общественными музеями Санкт-Петербурга 102
Заключение 110
Список источников и литературы 114

Актуальность темы «Способы интерпретации блокадной повседневности в музеях Ленинграда - Санкт-Петербурга в XX-XXI веках», обусловлена рядом факторов. Во-первых, существующие дискуссионные вопросы в профессиональном поле, связанные с появлением новых знаний о блокированном городе все острее ставят перед музеями вопрос: как нужно сохранять и экспонировать память о блокаде? Параллельно с этим обсуждаются и создаются новые проекты, связанные с полноценным изучением и освещением истории блокадного Ленинграда1. В частности, в 2018-2019 гг., обсуждались планы создания на Смольной набережной монументального комплекса «Оборона и блокада Ленинграда», создание архипелага блокадных музеев. В 2019 г. обсуждался вопрос о создании Музея блокады, в 2021 г. был учрежден Институт истории обороны и блокады Ленинграда. Немалое количество подобных проектов лишь свидетельствует о необходимости изучения существующих блокадных экспозиций.
Во-вторых, в юбилейные годы внимание к вехам военной истории возрастает, проводятся новые исследования, открываются тематические выставки и экспозиции. В 2019 г. исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944 г.). К этой дате оказалось приурочено немало экспозиционно-выставочных проектов.
В-третьих, на сегодняшний день тема повседневности и советской повседневности, в частности, находит отражение в междисциплинарных исследованиях - на стыке истории, психологи, социологии и музееведения, в связи с попыткой изучить бытовую сферу жизни людей того или иного исторического периода, глубже понять эпоху, её ценностное содержание, ключевые нормы и практики поведения. Повседневность блокадного города вызывает особый научный интерес, так как она демонстрирует специфические формы организации быта, которые реализовывались в экстремальных условиях, она доказывает, что горожане в условиях гуманитарной катастрофы не переставали трудиться, учиться, даже посещать культурные мероприятия.
И наконец, новейшие исследования повседневности блокадного города характеризуют память о блокаде как критический, переломный этап советской истории. Историки констатируют, что господствующие в культуре подходы к репрезентации блокады воспроизводят стандартную идеализированную трактовку событий тех лет. Все меньше среди нас остается очевидцев трагедии, жителей блокированного города, испытавших на себе все тяготы повседневного существования в условиях осады. В связи с тем, чтобы глубже понять и осмыслить специфику репрезентации жизни в блокадном городе, возникает потребность тщательного анализа тематических выставок и экспозиций музеев Ленинграда - Санкт-Петербурга.
Объектом исследования выступают экспозиции и выставки музеев Ленинграда - Санкт-Петербурга в XX-XXI вв. Предметом исследования являются способы интерпретации блокадной повседневности.
Целью исследования стало выявление основных способов интерпретации блокадной повседневности в музеях разной административной принадлежности в городе на Неве в советский и постсоветский периоды.
Из цели вытекают следующие задачи:
• выявить релевантную литературу и источники по теме исследования;
• определить основные культурологические подходы в трактовке понятия культуры повседневности;
• изучить особенности повседневной жизни в блокированном городе;
• проанализировать материалы экспозиций и выставок музеев Ленинграда в XX в. и определить основные способы интерпретации блокадной повседневности;
• исследовать материалы экспозиций и выставок музеев Санкт- Петербурга в XXI в. и определить основные способы интерпретации блокадной повседневности;
• выявить и проанализировать основные проблемы, связанные с показом блокадной повседневности в музеях Ленинграда -Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
В данном исследовании аккумулирована информация о различных способах интерпретации темы блокадной повседневности в музеях разных форм собственности (государственные, общественные и частные), выделены ключевые темы, которые можно считать базовыми в освещении данной проблематики, а также те, которые являются недостаточно изученными. Как следствие, результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по музеологии, а также имеют возможность оказаться полезными в разработке научных концепций экспозиций и выставок музеев, рефлексирующих о советской эпохе.
Хронологические рамки охватывают период с 1943 по 2021 гг. так как в декабре 1943 г. Военным советом Ленинградского фронта было принято постановление «Об организации выставки «Героическая защита Ленинграда». Отдельные вопросы, связанные с жизнью горожан, были показаны в разделе «Ленинград в период голодной блокады», размещенном в трех залах. Однако для понимания истоков решения об организации выставки «Героическая защита Ленинграда» в исследовании проанализирована предшествующая серия выставок с 1941 г.
Географические рамки исследования: Ленинград, Санкт-Петербург.
Существующую литературу можно разделить на три тематических блока - посвященную культуре повседневности, повседневности блокадного Ленинграда, и музейному делу.
Историография, посвященная изучению повседневности как феномену, характеризуется исследованием 2003 г. петербургского историка М. М. Крома «Повседневность как предмет исторического исследования»2, где автор рассматривает различных отечественные и зарубежные подходы к трактовке термина «повседневность».
Кроме того, интерес представляет работа И. Б. Орлова, который в своем исследовании 2010 г. «Советская повседневность: исторические и социологические подходы советской повседневности»3 рассматривал историю становления повседневности как научного направления, ее источники и методы изучения, основные проблемы в историографии повседневности.
Значимыми работами для исследования являются труды современной отечественной исследовательницы Н. Л. Пушкаревой, которая внесла вклад в разработку содержания понятия «повседневность», его структуру и методы изучения. В частности, работа Натальи Львовны в соавторстве с С. В. Любичанковским «Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от школы Анналов к российской философской школе»4 представляет интерес с точки зрения рассмотрения содержания и структуры понятия «повседневность», ее предмета и методов изучения.
Среди работ, посвященных изучения специфики блокадного быта, следует выделить работу С. Ярова, в которой рассматриваются различные сферы повседневной жизни в период блокадного времени5. Внимание обращает на себя и работа В. Л. Пянкевича, где автор рассматривает повседневность жителей блокадного Ленинграда, с точки зрения такого понятия как «слухи»6.
Литература, посвященная музеефикации повседневности, освещает появление подобных сюжетов в музеях, способы и проблемы репрезентации.
Так, статья сотрудника Государственного музея истории Москвы А. А. Куренышева «История повседневности: историографические и музейно-экспозиционные проблемы»7, раскрывает проблемы показа микро- и макро- истории в музейной среде.
В контексте изучения репрезентации повседневности в музеях значимыми исследователями являются О. С. Сапанжа8 и Р. Н. Абрамова9, в чьих работах анализируются предпосылки и мотивы собрания, категоризации, сохранения и демонстрация материальных и культурных артефакты советской эпохи.
Источники исследования достаточно многообразны. Одним из главных источников при изучении проблематики выступили экспозиции и выставки музеев исторического профиля, отражающих данную тематику. В рамках проделанной работы были проанализированы экспозиции государственных музеев, таких как «Ленинград в годы Великой Отечественной войны» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, экспозиции Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербургского музея хлеба и Мемориального музея «Разночинный Петербург».
В рамках исследования были изучены экспозиции частных музеев, например, Музея Советской эпохи, Музея XX лет после войны, Санкт- Петербургского музея игрушки и Санкт-Петербургский музея куклы.
Кроме того, источниковой базой для исследования являются экспозиции общественных музеев. В частности, были проанализированы знаковые экспозиционные решения школьных музеев, таких как «А музы не молчали...» школы № 235, музей школы № 210 «Юные участники обороны Ленинграда» и др. Для полного анализа экспозиционных проектов, связанных с блокадой Ленинграда, были проанализированы экспозиции музеев заводов.
Для всестороннего рассмотрения проблематики в исследовании проанализированы ключевые особенности в показе повседневности блокадного Ленинграда в экспозициях музеев истории заводов — музей истории Ижорских заводов, музеи истории Обуховского завода, музей истории АО «Адмиралтейские верфи», музеи истории и техники Кировского завода и экспозиция Кронштадтского морского музея.
За рамками исследования остались учреждения музейного типа Санкт- Петербурга, связанных с темой блокированного города, в силу того, что фокус экспозиций учреждений музейного типа требует специального изучения.
Помимо материалов постоянных экспозиций, важную часть источниковой базы исследования составили выставочные проекты, отразившие тематику повседневности в блокадном городе. В честности, выставка, посвященная медицине блокадного города организована в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда10.
В качестве источников исследования были использованы материалы личного происхождения — интервью, проведенные автором работы с сотрудниками музеев и создателями экспозиций с целью выявления ключевых приоритетов и «трудных тем» в музейном показе повседневности.
Для понимания особенностей интерпретации и позиционирования блокадной повседневности в музейных экспозициях и выставках были использованы такие источники, как каталоги выставок и путеводители.
Для исследования привлекались архивные материалы Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга и Центрального государственного архив кино-фото-фоно-документов Санкт-Петербурга.
В процессе изучения данной тематики использовались общенаучные (анализ, сравнение) и частно-научные методы: историко-сравнительный, историко-генетический, ретроспективный и метод исторической реконструкции.
В структурном отношении работа разделена на три главы. Первая глава посвящена трактовке феномена повседневности, основным культурологическим подходам и специфическим особенностям блокадного быта. Во второй главе рассматривается предыстория вопроса - формирование блокадных экспозиций в музеях Ленинграда в XX в, в третьей главе анализируются экспозиции музеев Санкт-Петербурга в XXI в.
Основные результаты выпускной квалификационной работы прошли апробацию в рамках VII Международной научной конференции «Музеология - музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания». Тема доклада: Блокадная повседневность и способы ее осмысления в исторических музеях Ленинграда - Санкт-Петербурга во второй половине XX в.
По итогам исследования была опубликована научная статья: Амосова А. А. Черчинцева А. К. Способы интерпретации блокадной и фронтовой повседневности в экспозициях и выставках исторических музеев Ленинграда - Санкт-Петербурга в 1940-е - 1990-е годы // Вопросы музеологии. 2021. № 12 (2). С. 187-205.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феномен культуры повседневности раскрывается во многообразии сфер человеческой обыденности и совокупности укладов жизни. Повседневность в новых обстоятельствах, таких как война, заставляет перестраивать и адаптировать свой сложившийся уклад под новые реалии. С течением времени даже то, что казалось особенным, экстремальным, выдающимся, становится постоянным и повторяющимся. Блокада Ленинграда породила специфическую, новую повседневность, связь прошлых повторяющихся практик с новыми сохранилась лишь в общих наименованиях, теперь же повседневность заключалась в попытках сохранить основы мирной повседневной жизни в новых условиях. Некогда привычные действия и традиции в условиях блокированного города требовали дополнительных физических и духовных сил.
Раскрыть суть каждодневных практик блокадного Ленинграда представляется возможным через экспонируемые в музейном пространстве бытовые предметы, которыми пользовались ленинградцы. Однако для уяснения специфических условий жизни в городе на Неве необходимо привлекать личные вещи, рассказывать о частных судьбах. Кроме того, необходимо показывать сопровождавшие ленинградцев и тяжелые, болезненные явления блокады - голод и смерть. Ведь практики, которые осуществляли ленинградцы изо дня в день, были неразрывно связаны и этими явлениями.
Интерпретация повседневных практик блокадного Ленинграда в государственных музеях, а также в некоторых экспозициях школьных музеев, тяготеет к устоявшимся тенденциям советского времени - повествование о блокаде с точки зрения значимых хронологических вех, в сочетании с определенным набором тем. Ведущими методами в построении экспозиции выступает тематический, чаще всего в экспозиции посвящены проблеме питания ленинградцев, служебному пространству, детству в блокадном городе, блокадному быту, уборке города весной 1942 г., и культурной жизни. Другой превалирующий метод построения экспозиции - ансамблевый.
Концепции экспозиций ключевых государственных музеев — ГММОБЛ и ГМИ СПб (Особняк Румянцева) сосредоточена на воспроизведение образов пространств повседневности - всего, что связано с жизнедеятельностью, в том числе, питанием, защитой от холода, сном; пространство дома и города; служебное пространство (чаще всего освещается жизнь бойцов МПВО и сандружинников); досуговые практики. Эмоциональная сторона событий, переживания и чаяния жителей блокированного города, как одна из составляющих культуры повседневности, не выделяется как отдельная тема, а освещается в контексте перечисленных пространств. В ведущих экспозициях показана главная специфическая черта культуры повседневности в блокадном городе - трансформация практик выживания в обыденные действия. Обе экспозиции фокусируются вокруг типичного ленинградца, не рассказывая о жизни разных слоев общества, о которых мы узнаем в узкоспециализированных музеях - Санкт-Петербургский музей хлеба сосредоточен на рассказе о работниках хлебозаводов, Военно-медицинский музей рассказывает о повседневной жизни работников медицины. Важной характерной чертой для экспозиций государственных музеев является использование в тематических комплексах документального и изобразительного наполнения, а также использование источников личного происхождения.
Историко-бытовые реконструкции чаще всего однотипны и характеризуются собирательным, обобщенным образом - воссозданные типичные жилые пространства ленинградской квартиры и служебные, школьные кабинеты. Предметное наполнение их наполнение ограничивается устоявшимся набором символов блокадного времени: кровать, печка- «буржуйка», кусочек блокадного хлеба, санки, заклеенные крест на крест окна.
Экспозиционные проекты частных музеев совершенно иначе интерпретируют повседневность блокадного Ленинграда, акцентируя внимание посетителей на конкретных мемориальных предметах, свидетелях частной истории. Если в государственных музеях частные судьбы вплетены в контекст собирательного образа, то в частных музеях главной доминантной является отдельный музейный предмет, на основе которого раскрывается история его хозяина или хозяйки, что позволяет придавать экспозиции индивидуальный характер. Кроме того, отдельные феномены блокадной повседневности раскрываются через использование фотографий в частных музеях, что позволяет экспозиционерам успешно вписывать их в общий контекст жизни города.
По-другому интерпретируется повседневная жизнь в музеях при заводах. Главная концепция — трудовой подвиг рабочих завода. Основным музейным предметом выступают фотодокументы, что позволяет раскрыть проблематику исследования лишь частично.
В школьных музеях Санкт-Петербурга трактовка блокадной повседневности, как и в государственных экспозициях, осуществляется в тематическом ключе с элементами реконструкции типовых пространств блокадой повседневности. С точки зрения содержательного наполнения воссозданных пространств используются общепринятые символические предметы быта блокадного времени. Для показа микро-истории в экспозиции используется большое количество источников личного происхождения. Школьные экспозиции, в силу своей целевой аудитории, оставляют «за скобками» трудные темы блокадного времени.
Отличительной особенностью экспозиций музеев разных форм собственности является то, что дискуссионные вопросы, связанные со сложными для интерпретации явлениями блокадного времени, в экспозициях затронуты тактично и аккуратно, чаще в рамках освещения темы продовольственного снабжения. Данная тема может стать тематикой самостоятельного раздела в экспозиционных проектах, однако на сегодняшний день таковые отсутствуют.
На наш взгляд, на современном этапе, несмотря на внушительное количество существующих экспозиционных проектов, важная составляющая культуры повседневности в блокадном Ленинграде, раскрыта не полностью. Мораторий на «трудные» темы, который были неотъемлемой частью жизни в блокированном городе, не позволяет открыто повествовать о главном: как реализовывался каждодневный жизненный выбор человека, о чем он думал во время этого выбора, что чувствовал? Безусловно, в экспозициях используется материал, рассказывающий частные сюжеты, но он не позволяет исчерпывающим образом раскрыть эмоциональную сторону повседневности блокадного Ленинграда.
В Санкт-Петербурге, помимо проанализированных экспозиций, существуют и другие, посвященные блокаде Ленинграда. Однако требования к ВКР не позволяет охватить все существующие экспозиции. Факт существования в городе на Неве более 100 экспозиционных решений, говорит о необходимости дальнейшей разработки данной проблематики в музеях, ее совершенствовании и создании новых проектов.


I Источники.
1. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб).
1.1 Ленинградское отделение ТАСС. Редакционный отдел. Вестник Ленинградской информации. Последние известия и дневной выпуск // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-12 (ФГУП «Информационное агентство России ИТАР- ТАСС СПБ РИЦ»). Оп. 2. Д. 53.
1.2 Справки о работе городских музеев по достойной встрече ХХП съезда КПСС // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-105 (Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 1953-по наст. вр.). Оп. 1. Д. 1180.
1.3 Справка об итогах работы учреждений культуры в девятой пятилетке // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-105. Оп. 4. Д. 13.
1.4 Переписка с культурно-просветительными учреждениями по вопросам основной деятельности, 1978 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-105. Оп. 4. Д 368.
1.5 Приказы Главного управления культуры по основной деятельности № 83-158. Т. 2 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-105. Оп. 6. Д. 399.
1.6 Приказы № 173-239 по основной деятельности, 1993 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-105. Оп. 7. Д. 56.
1.7 Распоряжение и постановления Совета Народных Комиссаров СССР-РСФСР 1993 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-277 (Ленинградский городской отдел Культурно-просветительской работы исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся, Ленинград 1945-1953). Оп. 1. Д. 1.
1.8 Годовые отчеты бюджетный учреждений за 1953 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-277. Оп. 1. Д. 1558.
1.9 Материалы о буднях г. Ленинграда в блокаде, среди них рукопись стихотворения Вс. Азарова // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-293 (ГТРК «Петербург - 5 канал», 1993-1998). Оп. 2. Д. 416.
1.10 Текст выступления у микрофона майора Ракова о выставке "Героическая оборона Ленинграда" // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-293. Оп. 2. Д. 1700.
1.11 Фотографии витрин, посвященных А. Д. Каменскому и А. Д. Бушен на выставке «А музы не молчали», 1970 // ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-545 (Каменский Александр Данилович (1900-1952), пианист, композитор, педагог, профессор Ленинградской консерватории.). Оп. 1. Д. 114.
2. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб).
2.1 Стенограмма доклада главного архитектора Баранова Н.В. на тему: «План развития и восстановления г. Ленинграда» // ЦГА СПб. Ф. Р­7384 (Санкт-Петербургский городской Совет народных депутатов. Санкт- Петербург. 1917-1993). Оп. 26. Д. 57.
2.2. Распоряжения Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся за 1952 год // ЦГА СПб. Ф. Р­7384. Оп. 25. Д. 1871.
2.3. Протокол № 15 заседания Бюро Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся // ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 25. Д. 2322.
3. Каталоги и путеводители
3.1 Выставка «Героическая оборона Ленинграда». Очерк- путеводитель. / Под. ред. Л. Л. Ракова. М.; Л.: Искусство, 1945. 132 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ