ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК НОВЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 10
1.1. Современная трактовка понятия «цифровой экономики» 10
1.2. Основная характеристика, преимущества и недостатки цифровой экономики 21
РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И СТРАНАХ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 37
2.1. Структура российской цифровой экономики на современном этапе 37
2.2. Состояние и развитие цифровой экономики в странах Северо-Восточной Азии 56
РАЗДЕЛ III. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ГОСУДАРСТВ СВА В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 89
3.1. Механизмы взаимодействия России и Китая в области цифровой экономики 89
3.2. Развитие цифровой экономики в сотрудничестве России с Японией 97
3.3. Место цифровой экономики в двустороннем взаимодействии России с Республикой Корея, Монголией и КНДР 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Будущее развитие цифровой экономики, согласно ЮНКТАД 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Мировые рейтинги, индексирующие цифровую экономику, где Россия сохранила или укрепила свои позиции 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Мировые рейтинги, индексирующие цифровую экономику, где Россия утратила свои позиции 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Эффект от развития цифровой инфраструктуры в России 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Рыночная капитализация российских цифровых платформ в сфере ритейла, потребительских товаров и услуг в 2017-2018 гг. (в млрд долл. США) 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Доход российских цифровых платформ в сфере ритейла, потребительских товаров и услуг в 2017-2018 гг. (в рублях) 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Крупнейшие компании-платформы России по уровню рыночной капитализации 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Крупнейшие компании-платформы в мире по уровню рыночной капитализации 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Сравнение зарубежных и российских платформ по количеству пользователей 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Динамика показателей инновационной деятельности в России в период 2016-2020 гг 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Динамика объёма цифровой экономики в Китае и её доля в ВВП в период 2005-2020 гг 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Динамика объёма мобильный платежей в небанковском секторе Китая в период 2013-2019 гг 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Динамика доходов от электронной промышленности в Китае в период 2011-2019 гг 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Вклад и доля сектора ИКТ с её влиянием на экономический рост в Республике Корея в период 2006-2014 гг 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Характеристика торговли Республики Корея, включая сектор ИКТ в период 2010-2014 гг 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Сравнительный анализ развития цифровой экономике в России и странах СВА (за исключением Монголии и КНДР) на основе базовых документов в данной сфере 146
Актуальность исследования. С момента введения санкций в 2014 году со стороны западных стран и их союзников Российская Федерация (РФ) переживает переходный период. В сложившейся ситуации российские партнёры в лице Европы и Соединённых Штатов Америки (США) уходят на второй план, а отношения с ними были осложнены из-за тех же санкций. В этих условиях РФ занимается переориентировкой своей внешней политики, что включает в себя поиск новых торгово-экономических партнёров, рынков сбыта т.д. Это должно укрепить позиции Российской Федерации на мировой арене и способствовать развитию её экономики. Исходя из этого, наиболее привлекательным направлением, по мнению правительства России, является азиатская часть Евразии. С этим и связана концепция российской внешней политики «Поворот на Восток», согласно которой были активизированы отношения со всеми странами Азии, особенно Северо-Восточного региона, что подтверждает обоснованность выбора данной темы. Более того, в феврале 2022 года РФ начала проведение Специальной операции по защите Донбасса и установлению мира, в результате которой были введены США новые технологические санкции, что стало вызовом для отношений России и стран СВА, в том числе и в области цифровой экономики.
С другой стороны, развитие передовых технологий, а именно: появление Интернета и компьютеров во второй половине XX столетия - коренным образом преобразовали социально-экономический уклад всего мира, обеспечив переход к постиндустриальному обществу путём внедрения технологий в социальную и экономическую сферы. Касаемо последней, процессы её эволюции с течением времени привели к появлению феномена так называемой «цифровой экономики», выступающая одним из мировых трендов развития государства на современном этапе. В особенности, это проявилось с началом пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда многие страны были вынуждены ввести ограничения, которые впоследствии оказали негативное влияние на уровень их экономического развития и темпов его роста. Иначе говоря, ряд государств начали прилагать усилия к переходу и/или ускорению развития своих цифровых экономик как основного драйвера экономического роста в сложившихся условиях.
В этой связи на современном этапе большое внимание развитию цифровой экономики уделяет Российская Федерация и государства Северо-Восточной Азии (СВА). В частности, в период 2017-2018 годов в РФ была принята масштабная национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» с горизонтом планирования до 2024 года. В свою очередь, большинство представителей региона СВА также в той или иной степени проводят политику цифровизации ещё с конца 1990-х - начала 2000-х годов, всё больше акцентируя внимание на данной сфере на современном этапе развития. В первую очередь это характерно для Китайской Народной Республики (КНР) - программы «Сделано в Китае 2025», а также «Интернет плюс» - Японии (концепция «Общество 5.0»), Республики Корея («Korean New Deal») и в меньшей степени для Монголии с Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР), которые в том числе поступательно развивают свои цифровой экономики, но не в таких же масштабах.
Актуальность работы заключается в том, что развитие цифровой экономики исходя из указанных выше фактов, является одним из перспективных направлений двустороннего сотрудничества России и стран СВА.
Объектом исследования являются взаимоотношения Российской Федерации и стран Северо-Восточной Азии.
Предметом исследования является направление цифровой экономики в двустороннем сотрудничестве России с государствами СВА.
Хронологические рамки охватывают период с 1973 по 2022 год. Выбор нижней границы обусловлен выходом книги «Грядущее постиндустриальное общество» Д. Белла, что выступает одним из важнейших базисов в построении теории цифровой экономики. Выбор же верхней границы тем фактом, что с 2014 по 2022 год наблюдается активизация отношений России и стран Северо-Восточной Азии во всех сферах сотрудничества, а также фактом того, что в этот же период ряд азиатских стран стали уделять больше внимания цифровой экономике в своей внутренней и внешней политике.
Цель исследования заключается в потенциале сотрудничества России и государств Северо-Восточной Азии в области цифровой экономики.
В свою очередь, цель работы предполагает решение следующих задач:
• изучить генезис и эволюцию понятия «цифровая экономика»;
• проанализировать сущность «цифровой экономики», включая её преимущества и недостатки;
• рассмотреть состояние и структуру цифровой экономики в России и странах СВА, а также сравнить их между собой;
• оценить современный этап сотрудничества России и стран СВА в области цифровой экономики с дальнейшим выявлением будущих перспектив.
Теоретико-методологическая база. В исследовании для обобщения и анализа имеющихся материалов были применены различные обще- и специально-научные методы. В первом разделе для раскрытия понятия «цифровая экономики», изучения её характеристик, преимуществ и недостатков, а также выявления схожих черт между различными трактовками, включая значения digital economy и digital economics были использованы методы индукции, сравнения, анализа и синтеза. Кроме того, историко-сравнительный метод был применён для выявления развития и трансформации понятия «цифровая экономика». Во втором разделе в соответствии с задачей рассмотрения состояния и структуры цифровой экономики в России и странах СВА, главным образом, были использованы социально-гуманитарные и общенаучные методы. Поскольку цифровая экономика охватывает не только хозяйственную деятельность метод индукции позволил вычленить направления, относящиеся к цифровой экономике, из политической, экономической и социальной сфер жизнедеятельности человека, а методы анализа и синтеза использовались при работе со статистическими данными. В свою очередь метод анализа документов и контент-анализ применялись для изучений национальных программ и сопутствующих документов России и стран СВА в области развития цифровой экономики. Для их дальнейшего сравнения (кроме Монголии и КНДР) использовался также метод сравнительного анализа по таким критериям, как институциональная и нормативноправовая база, общая направленность основополагающих документов (конечная цель) и механизмы взаимодействия государства с частным сектором. В третьем разделе в основном были применены специально-научные методы. Так, исторический метод использовался для рассмотрения в ретроспективе двусторонних отношений России и стран СВА в сфере цифровой экономики (научно-техническое и инновационное сотрудничество), а ситуативный метод, или case-study - для изучения практической реализации их взаимодействия. Для анализа соответствующих международных соглашений был применён также анализ документов. На основе применения данных методов были также определены будущие возможные перспективы сотрудничества. Вместе с тем, благодаря системно-структурному методу удалось упорядочить полученные данные и впоследствии сформулировать основные выводы работы.
Характеристика источниковой базы исследования. В исследовании выбранной проблемы использовались различные виды источников на русском и английском языках, которые можно разделить на несколько групп:
1. Документы законодательных, исполнительных органов власти1;
2. Материалы деятельности международных организаций, статистические материалы, справочные материалы. Например, доклады и отчёты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)2, Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)3, исследования Boston Consulting Group (BCG)4, а также статистический сборник «Индикаторы цифровой экономики 2021», составляемый Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры России), Федеральной службой государственной статистики и Научно-исследовательским институтом «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ»)5;
3. Экспертные мнения6, различные мировые рейтинги стран7, данные международных консалтинговых фирм8;
4. Материалы средств массовой информации, информационных агентств и онлайн - версий печатных изданий: например, ТАСС9, РИА Новости10.
Степень научной изученности темы. Цифровая экономика активно изучается рядом зарубежных и отечественных исследователей. В частности, среди первых стоит выделить, Н. Негропонте11, Д. Тапскотта12, Э. Бриньольфссона и Б. Кахина13, Н. Лейна14, Р. Клинга и Р. Лэнг15, чьи работы посвящены изучению развития и влияния технологий на экономику и, как следствие, генезису цифровой экономики и его понятия. Дальнейшие исследования по цифровой экономике отражены в работах таких авторов, как Р. Бухт и Р. Хикс16, И.Н. Щепина, А.А. Бородина17, И.В. Мацкуляк и др.18, А.Н. Козырев19 и А. Голдфарб и К. Такер20 (в значении digital economics).
Состояние и развитие российской цифровой экономики исследуют отечественные учёные в лице И.А. Филькевич и О.А. Игумнова21, А.В. Бабкина и др.22. Цифровой экономике Китая посвящены работы следующих авторов: М.М. Ковалёв23, Г.Г. Головенчик24, С. Голубев и Д. Примшиц25, Л. Джан и С. Чен26. В свою очередь, подходы Японии к развитию цифровой экономики, а также её нынешнее состояние исследуется К.С. Костюковой27, Д. Ииды28, О.Н. Емельяновой29. Кроме того, работы В. Шульцевой30, В.Д. Андрианова31, А.А. Шпаковой и С.А. Горюнова32 отражают формирование Южной Кореей собственной цифровой экономики. Аналогичные вопросы в контексте Монголии изучаются В.М. Кутовым33.
С другой стороны, в работы Ю. Ким посвящены сотрудничеству России и стран СВА в области цифровой экономики34 и Южной Кореи в частности35. В остальном ряд авторов рассматривает взаимодействие между странами на двустороннем уровне: с КНР - Ч. Дунъян36, Е.О. Черных37, Ц. Чао38, Юй Хайлин39; с Японией - Т.Н. Устинова40, Т.Л. Шестова41, Ю.Д. Курдюмова и Т.Н. Цапина42; с Южной Кореей - И.С. Троекурова43; с Монголией - С. Ундрах44.
Научная новизна работы заключается в том, что сотрудничество России и государств Северо-Восточной Азии по цифровой экономике было рассмотрено в новых условиях на фоне оживления отношений по множеству направлений между ними в период 2014-2015 годов. Был проведён комплексный анализ цифровой экономики в их внутренней и внешней политике, её состояния и перспектив развития с учётом теоретического обоснования цифровой экономики. Исходя из этого, также были определены основные проблемы нынешнего и возможности для развития будущего сотрудничества России и стран СВА в области цифровой экономики, в том числе взаимные выгоды от такого взаимодействия.
Работа имеет чёткую структуру, обусловленную целью и задачами исследования, и состоит из следующих частей: введение, три раздела из семи подразделов и заключение. Общее количество страниц - 112.
Исходя из поставленной цели работы, заключающаяся в потенциале сотрудничества Российской Федерации и государств Северо-Восточной Азии в области цифровой экономики, и задач выпускной квалификационной работы были определены следующие основные выводы исследования:
1. Понятие «цифровой экономики» - комплексное и многогранное, уходящее корнями в социологические теории постиндустриализма 1970-х годов («Грядущее постиндустриальное общество» Д. Белла, например), с чем, в частности, связана одна из проблем определения самого термина. Следующий этап его развития пришёлся на 1990-е годы, когда Н. Негропонте использовал понятие «информационной экономики», которые часть исследователей считает, по сути, «цифровой экономикой». В этой связи стоит отметить, что, исходя из представленных Негропонте характерных черт «информационной экономики», действительно можно заметить корреляцию с «цифровой экономикой». Однако предложение в дальнейшем Д. Тапскоттом и Н. Лейном понятие и определение «цифровой экономики» соответственно позволяет говорить о том, что «информационная экономика» - это один из этапов развития теории по цифровой экономике. В целом, работы Э. Бриньольфссона и Б. Кахина, а также Р. Клинга и Р. Лэнг стали завершающими на данном этапе развития понятия «цифровой экономики», придав ему в том числе отличительные черты современных трактовок, большая часть их которых изучается в значении digital economy (как реальный сектор экономики), а остальные - в digital economics (научное направление с применением математических моделей).
В частности, среди них важнейшей является субъективность восприятия и размытость границ самого феномена цифровизации, что и отражается на определении понятия «цифровой экономики». В этой связи, ряд исследователей, организаций и государственных структур с одной стороны, представляет его довольно широким и комплексным, включая туда любую деятельность, имеющей в своей основе использование ИКТ. Таким дефинициям, особенно ранним также может быть характерна некая расплывчатость: не всегда удаётся понять, что именно тот или иной автор подразумевает под цифровой экономикой. С другой стороны, более предметные понятия не отражают весь масштаб и объём феномена цифровизации, акцентируя внимание на том, что появилось и стало возможным благодаря IT-технологиям. Вследствие этого таким определениям также присуща неточность. Общим практически для всех трактовок цифровой экономики является рассмотрение ИКТ как её базиса или одного из первостепенных компонентов. Такое разделение объясняется это по большей части проблемой повсеместного применения технологий, а также тем, что с их развитием стирается грань между традиционной и цифровой экономикой в принципе.
2. Касаемо сущности цифровой экономики в первую очередь стоит отметить, что здесь проблемы, связанные с определением понятия (в обоих значениях) незначительны, поскольку каждое из них, по существу, раскрывает феномен цифровой экономики с разных сторон: будь то снижение транзакционных издержек или преобразование отраслей с помощью внедрения технологий, инноваций, появление новых бизнес-моделей и т.д. При этом всём, важным здесь является взаимозависимость каждого компонента, которые по отдельности не будут работать и образовывать цифровую экосистему. В этой связи следует выделить факт того, что цифровая экономика выступает фундаментом в строительстве VI технологического уклада и Индустрии 4.0 в частности. Это в свою очередь предполагает смещение акцентов на развитие наукоёмких, высокотехнологичных отраслей экономики с внедрением результатов НИОКР в качестве главного драйвера создания инноваций, т.к. именно от них наблюдается наибольший эффект цифровизации с параллельным формированием цифровой инфраструктуры как базовой среды для эффективного применения достигнутых успехов и, как результат, построения цифровой экономика. Вследствие этого, digital economy в том числе можно рассматривать не только как модели развития, но и в качестве всеобъемлющей концепции коренных преобразований в существующем социально-экономическом укладе в целом.
Исходя из этого, положительные стороны от цифровизации выражаются по большей части в повышении общего уровня благосостояния, где каждая сторона (государство, частный сектор, население) получит для себя соизмеримые выгоды. Тем не менее, стоит отметить, что обширная теория в этом контексте заметно опережает реальные достижения. Иначе говоря, ни одно государство пока не имеет достаточных ресурсов (в особенности знаний как важнейшего элемента) для окончательного перехода к цифровой экономике, которую с учётом этого факта нельзя считать таковой в полной мере. Более того, все возможные перспективы не находят отражения в трактовках ни digital economy, ни digital economics. В этой связи происходящие трансформации, даже в наиболее развитых государствах - это скорее переходный период в процессах формирования экономики и общества будущего, что пока не имеет названия и не слишком активно исследуется в научных кругах.
В дополнение к этому, кроме положительных аспектов, развитие цифровой экономики несёт и большие риски: цифровой разрыв, как на межгосударственном, так и на национальном уровнях (появление новых форм социальной дискриминации между людьми, технологическая зависимость одних стран от других) появление киберпреступности, актуализация вопросов защиты данных и т.д. Однако примечательно то, что их поэтапное решение в совокупности также преобразовывает экономические отношения и общество (появление новых средств совершения платежей, изменение правил поведения на рынке и конфиденциальности, т.д.).
3. Современное состояние развития цифровой экономики в России и странах СевероВосточной Азии неоднозначно. В первую очередь, относительно РФ стоит отметить то, что её направление цифровой экономики получило должное внимание и полноценное развитие лишь недавно, в 2017 году, с исходящей от государства инициативы. Однако, несмотря на недолгий период, уже удалось достичь определённых успехов, закрепив также достижения прошлого. В частности, в таких сферах, как телекоммуникации и средства связи 5G, включая спутниковую связь и широкополосный Интернет (цифровая инфраструктура), электронное правительство, электронная коммерция (развитие цифровых платформ) и в её рамках финансовые технологии, онлайн-образование, цифровизация традиционного промышленного производства, а также транспорт и логистика. При этом наблюдается активизация усилий по иным направлениям: например, в разработке собственных так называемых сквозных технологий (big data, облачные вычисления, IoT, ИИ).
Вместе с тем, общий уровень развития и некоторые из имеющихся проблем наиболее ярко отражаются в сравнительном анализе1 с цифровыми экономиками стран СевероВосточной Азии, большая часть из которых достигла значимых (КНР, Южная Корея) и относительно скромных результатов (Япония, Монголия, КНДР). В первую очередь, во всех странах государству отводится ведущая роль в планировании основных векторов развития цифровой экономики посредством широкого вовлечения ряда правительственных институтов. Однако если в России нормативно-правовая основа реализации намеченных планов представлена только одной национальной программой и несколькими федеральными проектами в её рамках, то Китай, Республика Корея и Япония (несмотря на затруднение в реализации) имеют в активе всё же большее количество основополагающих документов. Более того, каждый из них имеет конкретную цель и обладает преемственностью, что особенно характерно для Южной Кореи. В свою очередь, Россия также имеет основную цель построения цифровой инфраструктуры, однако в остальном «Цифровая экономика РФ» охватывает большое количество направлений ввиду общей отсталости страны в контексте цифровизации, что при коротком горизонте планирования негативно отражается на достижении именно главной цели. Иначе говоря, Москве не хватает более стратегического взгляда и собственного подхода, который бы учитывал национальные особенности развития (как это наблюдается в трёх странах СВА) при частичном использовании зарубежного опыта. В этой связи также имеются различия во взаимодействии государства и частного сектора как драйвера развития. Так, если в Китае, Японии и Южной Корее имеется крепкая связь и единство с крупными частными компаниями при поступательном расширении поддержки МСП, что приносит результаты, несмотря на имеющиеся проблемы, то в России крупные корпорации в ряде сфер в той или иной степени связаны с государством, что, как минимум, создаёт препятствия в привлечении финансовых средств для реализации намеченных планов и проектов при отсутствии должного уровня поддержки МСП. Однако это объясняется тем, что Россия переживает тот этап, который страны СВА уже прошли, поэтому они планомерно занимаются расширением своих программ. Вследствие, актуальным, помимо всего, выступает корректировка государственных инициатив с учётом азиатского опыта для выстраивания более эффективного сотрудничеств в будущем.
В остальном, несколько проблем в развитии цифровой экономики, такие как недостаток высококвалифицированных кадров, цифровое неравенство, несовершенство законодательства характерны фактически для всех: для России, Китая, Японии, и Южной Кореи. Однако фундаментальной проблемой здесь для РФ (в частности, КНР) выступает технологическая зависимость от других стран, и в первую очередь, США. Более того, в сложившейся геополитической конъюнктуре с началом российской Специальной операции по защите Донбасса и установления мира в феврале 2022 года данная проблема для России является наиболее важной и первостепенной для решения.
4. Касаемо сотрудничества России и стран Северо-Восточной Азии в области цифровой экономики, то следует отметить, что здесь всё также достаточно спорно. С одной стороны, наиболее успешно взаимодействие проходит с Китаем как одним из важнейших партнёров России на современном этапе. В частности, имеются достижения в авиакосмической отрасли и энергетике, реализуются совместные проекты (например, развёртывание сетей 5G), создан благоприятный инвестиционный климат в лице нескольких общих фондов, ряд технопарков, научно-исследовательских центров, постепенно расширяются связи, обмен опытом, кадрами и технологиями в разработке ИИ, big data и IoT. В свою очередь с Японией и Южной Кореей Россия также поступательно расширяет сотрудничество в тех же и некоторых других областях (например, здравоохранение, телемедицина), несмотря на отсутствие каких-либо значимых результатов. Более того, это всё сопровождается возросшим в последние годы интересом к развитию сотрудничества с Россией, как со стороны правительств, так и крупных компаний Китая, Японии и Южной Кореи. Относительно же Монголии и КНДР, то Россия в принципе по тем или иным причинам не заинтересована в совместном развитии цифровой экономики с данными странами.
Однако в первую очередь стоит отметить, что сотрудничество со всеми указанными государствами СВА проходит в форме научно-технического взаимодействия, оформленного ещё в период 1990-2000-х годов. Другими словами, с одной стороны, согласно теоретическому обоснованию, представленному в первом разделе, это можно отнести к цифровой экономике, но с другой - ключевые направления и компетенции современных процессов цифровизации (электронная коммерция, электронное правительство, цифровая инфраструктура, платформы, финансовые технологии, сферы big data, IoT, ИИ и т.д.) хоть и обсуждаются между странами, но в целом их масштаб всё ещё крайне мал. Исключение, однако с рядом оговорок, составляет только Китай. Более того, до периода 2017-2018 годов со всеми тремя указанными странами СВА каких-либо прорывных событий и действий в соответствующих областях не имелось в силу ряда проблем на двустороннем уровне с каждым государством отдельно.
Тем не менее, следует отметить, что оживление взаимоотношений в данный период всё же имело успех, как минимум, в определении будущих перспектив сотрудничества России и трёх стран СВА, что на фоне практических действий в виде реализации совместных проектов, расширении контактов, подписании новых соглашений между правительствами и частными компаниями и т.д. выглядело достаточно обнадеживающе. Однако при всём этом начавшаяся в феврале 2022 года Спецоперация России по защите Донбасса и установлению мира, а затем технологические санкции США и их союзников, к которым в том числе относятся Япония и Республика Корея, по существу, перекрыли на данный момент всевозможные перспективы сотрудничества между Россией и странами СВА в сфере цифровой экономики. Исключением опять-таки можно было бы назвать Китай с учётом его противостояния с США, в том числе и в сфере технологий, но широкой поддержки пока не наблюдается. Более того, изменений в данной позиции в ближайшее время ждать не стоит. Объясняется это тем, что Китай, равно как и Россия, зависим от импорта технологий, в особенности американских, и, несмотря на конфронтацию, взаимоотношения всё же сохранились при том, что сферы науки, технологий и инноваций совместно выстраивались обеими сторонами в течение последних 40 лет. В этой связи, однако, обеспечение поддержкой Москвы в нынешних условиях может обернуться для Пекина ужесточением санкционного режима, на что он пойти пока не готов. С другой стороны, возможно, есть шанс на определённое развитие отношений с Южной Кореей в этой области, но в то же время всё зависит от США, с которыми Сеул в настоящее время стремится улучшить взаимоотношения в общем.
Таким образом, сложившаяся на современном этапе ситуация является для Российской Федерации значимым вызовом не только для развития собственной цифровой экономики, но и расширении дальнейшего сотрудничества с государствами Северо-Восточной Азии (Китаем, Японией и Южной Кореей в частности).
ИСТОЧНИКИ
Нормативно-правовые акты
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждённая Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Официальный сайт Президента РФ - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 18.03.2022)
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. указов Президента РФ от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474) // Официальный сайт Президента РФ - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 18.03.2022)
Международные нормативно-правовые акты
3. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о развитии российско-японского партнерства от 29 апреля 2013 года // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/supplement/1446 (дата посещения (дата обращения: 26.05.2022)
Материалы международных организаций и компаний
4. A new Sino-Russian high-tech partnership / S. Bendett and Elsa B. Kania - International Cyber Policy Center. - The Australian Strategic Policy Institute Limited: 2019., Report № 22 - 22 p.
5. A roadmap toward a common framework for measuring the digital economy / OECD - 2020. - 122 p.
6. Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy / OECD. - Paris: OECD Publishing, 2015. - 290 p.
7. Digital Economy Outlook 2020 / OECD - Paris: OECD Publishing. 2020. - 315 p.
8. Harnessing the digital economy for developing countries / C. Dahlman [et al.] // OECD Development Centre - 2016. - 80 p.
9. Hearings. The Digital Economy 2012 / OECD - 2013. - 195 p.
10. OECD Economic Surveys Korea / OECD - 2020. - 56 p.
11. Доклад о цифровой экономике 2019 / ЮНКТАД - Женева: Издание Организации Объединенных Наций, 2019. - 30 с.
12. Россия 2025: от кадров к талантам / В. Бутенко [и др.] // The Boston Consulting Group - 2017. - 70 с.
13. Россия онлайн? Догнать нельзя отстать / Б. Банке [и др.] // The Boston Consulting Group - 2016. - 54 с.
Статьи, размещённые в сети Интернет
14. Carreira D. Organizing for speed: Agile as a means to transformation in Japan / D. Carreira, M. Horii, M. Kim, A. Rocha // McKinsey & Company - URL: https://www.mckinsey.com/business- functions/people-and-organizational-performance/our-insights/organizing-for-speed-agile-as-a- means-to-transformation-in-japan (дата обращения: 03.05.2022)
15. Булычев Г. Россия и Южная Корея: отношения на паузе / Г. Булычев // РСМД - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-yuzhnaya-koreya- otnosheniya-na-pauze/ (дата обращения: 27.05.2022)
...