Введение 3
1. Эволюция двусторонних отношений ФРГ — КНР 10
2. Китайский мегапроект и участие ЕС 18
2.1. Инициатива КНР “Один пояс — один путь”: маршруты мегапроекта и первые результаты 18
2.2. Позиция ЕС по отношению к ОПОП 27
3. Преимущества и недостатки сотрудничества двух стран в рамках ОПОП 33
3.1. Промежуточные успехи и притязания сторон 33
3.2. Кейс Дуйсбурга в отношениях ФРГ и КНР 46
Заключение 52
Библиография 55
Источники 55
Литература 65
Китайская инициатива "Один пояс — один путь" (ОПОП/ англ. OBOR, “Пояс и путь”) с момента ее объявления генеральным секретарем ЦК КПК в 2013 году привлекла большое внимание глав государств, экспертов, средств массовой информации, послужив основанием для дискуссий с достаточно неоднозначными выводами во всем мире. Многообещающие проекты сулят странам-участникам экономическое процветание за счет развития транспортных и торговых связей вдоль маршрута древнего Шелкового пути, а также за его пределами - в планах Пекина возрождение исторического бренда подразумевает расширенный формат, в первую очередь, в географическом плане. Посредством заключения двусторонних договоров, подкрепленных инвестициями в инфраструктурные проекты беспрецедентного китайского плана, КНР движется к декларируемой цели — построении “сообщества единой судьбы”.
Механизмы воплощения идеи Китая, так же, как и количество заинтересованных в мегапроекте сторон меняются и дополняются. ФРГ не стала исключением. Беспрецедентность, масштабность и потенциал инициативы волнуют умы мирового сообщества на протяжении восьми лет, поэтому данную тему можно считать неизменно актуальной с 2013 года. В данной работе мы стараемся отделять факты и процессы, уже имеющие место, от предположений и потенциальных планов Пекина.
Степень изученности данной темы крайне неоднородна — в огромном массиве трудов, посвященных инициативе, преимущественно, анализируются общие характеристики ОПОП и планы КНР по конкретным проектам. Существует множество отдельных аналитических докладов, статей, статистических отчетов, например, об увеличении доли китайских ПИИ в той или иной стране, ведущими исследовательскими центрами периодически проводятся социологические опросы граждан об их отношении к внешнеполитическому курсу КНР, немало внимания специалисты уделяют взаимовлиянию культур в процессе продвижения инициативы по евразийскому пространству. Однако комплексных исследований, объединяющих, по крайней мере, экономическое и политическое видение “Пояса и пути” в стране- фактической участнице ОПОП, по-прежнему недостаточно.
Новизна исследования состоит в попытке выявить условные “плюсы и минусы” взаимодействия двух экономик в контексте варьирующейся сопричастности Германии к проектам Китая на территории непосредственно страны и государств-соседей по ЕС.
Объектом исследования являются двусторонние политические и экономические отношения КНР и ФРГ в обозначенный период. Предметом исследования выступают отдельные проекты ОПОП, в которые включена Германия.
Целью работы является определение потенциала взаимодействия ФРГ и КНР в ОПОП.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить развитие двусторонних отношений ФРГ и КНР в период с 1971 года до наших дней. Нижняя граница временных рамок обусловлена закреплением за Пекином статуса официального представителя Китая в ООН.
2. Описать основные качественные и количественные характеристики ОПОП.
3. Ознакомиться с проектами, подразумевающими участие Германии.
4. Определить промежуточные результаты.
5. Получить представление о реакции представителей немецкого бизнеса и истеблишмента на присутствие Китая в экономике Германии.
6. Выявить проблемы, возникающие в ходе реализации отдельных проектов.
7. Установить статус отношений ФРГ и КНР: партнеры/ соперники (конкуренты).
Учитывая специфику предложения Китая, мы сформулировали следующую гипотезу: взаимодействие ФРГ и КНР в рамках данной инициативы помимо некоторых возможностей для экономик двух стран, создает основания для соперничества и конфликта сторон, которые во многом блокируют развитие “Пояса и пути” на территории ФРГ.
В ВКР используются следующие методы исследования: хронологический метод, благодаря которому было рассмотрено развитие германо-китайских отношений в охватываемый период; историко-системный метод, с помощью которого удалось определить этапы складывания и воплощения идеи КНР; контент-анализ применяется при выявлении частоты упоминаний ОПОП в ведущих немецких СМИ в контексте претворения евразийских планов Поднебесной; метод ситуативного анализа (casestudy) используется для изучения эффективной модели торгово-экономических контактов на примере города-порта Дуйсбурга.
Теоретическая база исследования представлена трудами западных, отечественных и китайских авторов, в работах которых рассматривается поэтапное претворение ОПОП в жизнь.
Литературу, использованную при написании данной работы, можно поделить на две группы: труды, представляющие общую информацию по инициативе (географическое измерение, количество участников, маршруты и т.д.); работы, освещающие отдельные аспекты партнерства в контексте ОПОП и участие ключевых экономик ЕС в планах Пекина.
Первая группа представлена трудами В.Я. Портякова1, И.Е. Денисова2 и Д.Л. Адамовой3- они дают исчерпывающее представление о внешней политике КНР и об инициативе, в частности. Сюда же можно отнести работы М. Лантейна4, Т.Рюлига5 - авторы охарактеризовали тенденции, преобладающие во внешнеполитическом курсе КНР.
Ко второй группе следует отнести работы Б.Е. Зарицкого6, итальянских исследователей Дж. Проди и Э. Фарделла7 и их коллег А. Миксиммона, Б. О'Лафлина и Ц. Цзэна8. Совместная монография последних трех авторов объединяет труды ученых из Китая и Европы в области внешней политики Китая, исследований ЕС и стратегических коммуникаций. Эмпирический фокус охватывает политическую сферу, позицию общественности и средств массовой информации.
Исключительно важными представляются материалы таких исследовательских и аналитических центров, как: Немецкое общество внешней политики (Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik)9 — М. Джегер раскрывает суть геоэкономического конфликта между США и КНР и выявляет риски для экономического процветания ФРГ на фоне противодействия ведущих экономик; Фонд Меркатора (Mercator Institute for China Studies)10 — А.Крац, М.Дж.Зеглейн, Г.Себастиан пишут о секторальном распределении китайских ПИИ в государствах-членах ЕС, учитывая воздействие Covid-19 и изменения в “нормативных барьерах” для иностранных инвестиций в Европе; Фонд Карнеги (Carnegie Endowment for International Peace)11,12 - исследователи Ф. Ле Корр, Н.Баркин настаивают на необходимости инвестировать в собственные проекты, альтернативные ОПОП, не отказываясь от запуска совместных с Китаем проектов по улучшению связности Евразийского региона; Институт Тайхэ (Taihe Institute)13, Исследовательский Центр Пью (Pew Research Center)14, Институт экономических исследований Германии (Institut Der Deutschen Wirtschaft)15, Брукингский институт (The Brookings Institution)16.
Особенно ценными при работе над третьей главой данной ВКР оказались труды профессоров Бамбергского17 и Гамбургского18 университетов, использовавших casestudy как метод исследования. Данные работы посвящены оценкам перспективности немецкого Дуйсбурга, как главного транспортного узла евразийских железнодорожных и водных маршрутов.
Дипломатический аспект инициативы по каналу ЕС-КНР (заключение двусторонних соглашений, гибкий внешнеполитический курс КНР) раскрывается в исследовании С.Вана, Дж.Руэ и К.Рише19, опубликованном в 2017 году.
Источниковая база представлена на русском, английском и немецком языках. Источники можно поделить на четыре группы: официальные документы КНР, ЕС, ФРГ; заявления высших должностных лиц и государственных политических деятелей; материалы зарубежных и отечественных СМИ; статистические материалы.
К первой группе относятся устав Коммунистической партии Китая20, документ “Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века”21, ’’Концепция и план действий по содействию совместному строительству ’’Экономического пояса Шелкового пути” и ’’Морского Шелкового пути XXI века”22, стратегия ЕС в отношении Китая23, Всеобъемлющее соглашение между ЕС и Китаем об инвестициях24 и Коалиционное соглашение нового правительства Германии25.
Во вторую группу входят официальные заявления китайских политиков26, речи и интервью глав государств27, ряда зарубежных политических деятелей28, которые позволяют проследить официальную позицию этих стран по определенному вопросу.
Третья группа представлена публикациями российских, китайских, американских, британских, немецких СМИ. Среди них: ТАСС, Интерфакс, РИА Новости, Russia Today, Синьхуа Новости, China Daily, The New York Times, Bloomberg, The Economist, The Washington Post, Reuters, Neue Ruhr Zeitung, Die Zeit, Der Spiegel, Hellenic Shipping News Worldwide, а также новостные порталы PRC Today, EU Reporter.
Четвертая группа включает в себя статистические материалы, без которых невозможно было бы проследить усиление позиций КНР в немецкой экономике и экономике ЕС. В нее входят: сайты Федерального статистического ведомства ФРГ29, Всемирного банка30, Глобальной базы внешней торговли TrendEconomy31, World Population Review32, статистической службы ЕС (Евростат)33 и порталы специализированных данных о работе портов JadeWeserPort34 и Duisburger Hafen AG35.
Структура магистерской диссертации определена целью и логикой исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
КНР и ФРГ в последнее десятилетие закрепились в статусе важнейших торговых партнеров друг друга во многом благодаря беспрецедентному по масштабам мегапроекту Китая. Пекин выступил со своей идеей, рассчитывая на скорое оформление “сообщества общей судьбы”. В официальных заявлениях, связанных с ОПОП, председатель КНР делает акцент на том, что инициатива принадлежит всему миру, открытая для участия заинтересованных акторов МО. Германия поддержала планы Китая в период пребывания в должности канцлера Ангелы Меркель. Глава правительства активно выступала за экономическое сотрудничество и политический диалог двух стран, за что ее часто упрекали в излишней “мягкости” и “нерешительности” по отношению к восточному гиганту. Однако такой курс принес немаловажные результаты.
Во-первых, Германия расширила свое присутствие на рынке КНР, который, как правило, менее открыт для зарубежных инвесторов, чем западный рынок, в силу большего участия государства в экономике. Разумеется, этот процесс абсолютно зеркален: Китай также усилил свои позиции на немецком рынке, в очередной раз заняв первое место среди партнеров ФРГ по импорту. Значительные объемы товарооборота, несмотря на форс-мажорный 2020 год, увеличение позиций товаров — показатели успешного взаимодействия.
Во-вторых, Германия модернизировала часть своей железнодорожной инфраструктуры и запустила строительство новых терминалов в основных портах (Гамбург, Дуйсбург), без чего эффективное функционирование европейских маршрутов “Пояса и Пути” не представляется возможным. Важно отметить, что немецкие “транспортные узлы” не переходят под контроль китайской стороны.
В-третьих, государства укрепили связи в финансовой сфере. На территории Германии действуют филиалы ведущих банков Китая и расчетно-клиринговый центр во Франкфурте. Также Берлин занял четвертую позицию среди акционеров Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который составляет финансовую базу ОПОП. Для немецкой стороны это гарантия быть причастной к достижениям долгосрочной инициативы и, своего рода, сигнал-напоминание США о многополярности современного мира, ведь АБИИ способен составить конкуренцию Всемирному банку и Азиатскому банку развития. Для Китая активизация Германии в этой сфере означает расширение использования юаня. Полная конвертируемость валюты - непременный критерий для ведущих держав.
В-четвертых, участие Германии в ОПОП подразумевает сопряжение инновационных стратегий двух стран (“Industrie 4.0” и “Сделано в Китае 2025”), призванных ускорить переход к четвертой промышленной революции. Это позволяет повысить эффективность используемых мощностей и приступить к разработке и реализации новых бизнес-моделей.
Промежуточные итоги взаимодействия в рамках ОПОП, на наш взгляд, можно назвать выдающимися. Они выражаются в сотнях тысяч новых рабочих мест, усилении научно-технологического сотрудничества, укреплении основного тренда глобализации даже в условиях пандемии — большей взаимосвязанности. Однако в данной работе мы также постарались представить потенциальные минусы участия Германии в инициативе. В основном, их можно свести к угрозе большей зависимости немецкой экономики от Китая и проблемам защиты интеллектуальной собственности. ФРГ не готова к жертвам в виде почти безграничного доступа к своим материальным и нематериальным активам, поступаясь нормами международного права.
Явные и пока еще скрытые (в силу неопределенности целей и задач некоторых проектов ОПОП, даже несмотря на наличие “Плана действий”, опубликованного в 2015 году) преимущества плотных контактов с Пекином делают ответ на вопрос о том, кто из двух партнеров выигрывает от сотрудничества на сегодняшний день больше, очевидным. Китай продвигает свои товары активнее, чем Германия, используя европейскую инфраструктуру, последовательно покоряя те отрасли, которые важны для поддержания конкурентоспособности немецкой промышленности. Выдвинутая нами гипотеза подтверждается: взаимодействие ФРГ и КНР в рамках данной инициативы помимо некоторых возможностей для экономик двух стран, создает основания для соперничества и конфликта сторон, которые во многом блокируют развитие “Пояса и пути” на территории ФРГ. Настойчивость Пекина, выражающаяся в стремлении владеть контрольными пакетами акций немецких компаний и пользоваться доступом к IT-сектору ЕС, заставила Германию скорректировать свой подход к участию в инициативе и отношению к КНР в целом. Страна стремится “диверсифицировать” партнеров, принимает меры, направленные на устранение асимметрии в условиях сотрудничества. Например, неравный доступ к рынкам двух государств должно обеспечить Всеобъемлющее соглашение об инвестициях (CAI), работа над которым ведется и сегодня.
Чем же являются отношения двух стран в контексте “Пояса и пути”? Однозначно сотрудничеством. При такой “многослойности” проектов участники инициативы должны вести себя более гибко, регулируя правила общей игры. Давление заокеанских коллег не останавливает ни Берлин, ни, тем более, Пекин, а “аналоги” “Пояса и пути” по примеру японского “Видения Индо-Тихоокеанского региона” уступают по масштабам, практически не имея шанса на возможность назваться соперником “Пояса и пути”. Пекин, как основной бенефициар проектов использует все доступные ему инструменты. Германия также максимально обращает синергию проектов в свою пользу для количественного (увеличение объемов товарооборота) и качественного (создание электронных логистических систем) развития.
1. Deutsches Institut Taipei. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД ФРГ, 2021. Режим доступа: Deutsches Institut Taipei - Auswartiges Amt (diplo.de)
2. Action plan on the Belt and Road Initiative (Full Text) [Электронный ресурс] // THE STATE COUNCIL THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA, 2015. Режим доступа: Initiative offers road map for peace, prosperity (www.gov.cn)
3. Befragung von mehr als 1.100 Unternehmen aus Industrie und industrienahen Dienstleistungen im Rahmen des IW-Zukunftspanels [Электронный ресурс] // Institut der deutschen Wirtschaft, 2020. Режим доступа: Unternehmen und Markte - Institut der deutschen Wirtschaft (iwkoeln.de)
4. Brooke, S. EU’s New Strategy on China: Implications for Businesses [Электронный ресурс] // China Briefing, Dezan Shira & Associates. September, 2021. Режим доступа: New Report to Shape EU-China Relations: Implications for Businesses (china-briefing.com)
5. ChemChina Buying KraussMaffei, a German Machinery Company, for $1 Billion [Электронный ресурс] // The New York Times, 2016. Режим доступа: ChemChina Buying KraussMaffei, a German Machinery Company, for $1 Billion - The New York Times (nytimes.com)
6. ChemChina покупает KraussMaffei за сумму меньше годовой выручки [Электронный ресурс] // ПластЭскперт, 2016. Режим доступа: ChemChina покупает KraussMaffei за сумму меньше годовой выручки (e-plastic.ru)
7. China Logistics investing Euro 100 million in JadeWeserPort [Электронный ресурс] // JadeWeserPort, 2022. Режим доступа: China Logistics in Wilhelmshaven | JadeWeserPort
8. China to develop Arctic shipping routes opened by global warming [Электронный ресурс] // BBC News, 2018. Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-asia- china-42833178
9. China's Midea makes $5-billion bid for German robot maker Kuka [Электронный ресурс] // Reuters, 2016. Режим доступа: China's Midea makes $5-billion bid for German robot maker Kuka | Reuters
10. Chinese tourism in Germany: Chinese perceptions of German cities [Электронный ресурс] // Daxue Consulting , сентябрь 2019. Режим доступа: Chinese tourism in Germany: Chinese perceptions of German cities (daxueconsulting.com)
11. Chronik der Stadt [Электронный ресурс] // Duisburg Online, 2022. Режим доступа: Chronik | Stadt Duisburg
12. Constitution of the Communist Party of China. Revised and adopted at the 19th National Congress of the Communist Party of China on October 24, 2017 [Электронный ресурс] // China.org, 2017. Режим доступа: http://www.china.org.cn/20171105-001.pdf
13. CTA President Condoles Demise of former German Chancellor Helmut Kohl [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Тибета в изгнании. Режим доступа: CTA President Condoles Demise of former German Chancellor Helmut Kohl - Central Tibetan Administration
14. Deutsche Firmen sollen in Asien Alternativen zu China suchen [Электронный ресурс] // Spiegel, 2020. Режим доступа:Peter Altmaier: Deutsche Firmen sollen in Asien Alternativen zu China suchen - DER SPIEGEL
15. Deutsche Netto-Direktinvestitionen in China bis 2018 [Электронный ресурс] // Statista Research Department, январь 2021. Режим доступа: Deutsche Netto- Direktinvestitionen in China bis 2018 | Statista
...