Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИКА США В ОТНОШЕНИИ КНР ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ Д. ТРАМПА

Работа №127320

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы136
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Эволюция отношений США и КНР после окончания холодной войны 21
1.1. КНР как быстрорастущее государство и роль страны в мировой политике 21
1.2. Политика США в отношении КНР до прихода администрации Д. Трампа 27
Глава II. Концептуальные, правовые и институциональные основы политики США в отношении КНР при президентстве Д. Трампа 46
2.1. Правовая и институциональная база двусторонних отношений США и КНР 46
2.2. Доктринальные основы американо-китайских отношений при Д. Трампе 49
2.3. Оценка мозговых центров США характера американской политики в отношении Китая при Д. Трампе 60
Глава III. Китай в фокусе внешней политики администрации Д. Трампа (2017-2021 гг.) 67
3.1. Основные тренды экономической политики США в отношении КНР 67
3.2. Военно-стратегическое измерение политики США на китайском направлении 72
3.3. Соперничество и сотрудничество США и КНР в социально-политической сфере 81
3.4. Итоги политики Д. Трампа по отношению к Китаю и перспективы на будущее 91
Заключение 107
Список источников и литературы 111

Актуальность. За последние шесть лет зарубежные и российские исследователи всё чаще в своих работах затрагивают тематику американо-китайских отношений, ибо с 2017 по 2021 гг. произошло коренное изменение американской политики на китайском направлении. Соединённые Штаты Америки (США) перешли к долгосрочному противостоянию с Китайской Народной Республикой (КНР) для сохранения своего собственного глобального лидерства. Такой резкий поворот напрямую влияет не только на развитие глобальной и региональной безопасности, мировой экономики, но и в целом на будущую конфигурацию международной системы. Следовательно, актуальность заявленной темы исследования обосновывается следующими факторами.
Во-первых, ко второму десятилетию XXI в. положение КНР в мировой политике существенно изменилось. Например, в экономической сфере за последние 20 лет Китай стал государством со вторым в мире показателем ВВП, что позволило ему занять вторую позицию по объёмам внешней торговли, успешно привлечь инвестиции, стать крупнейшим торговым партнёром Японии, Южной Кореи, стран Юго -Восточной Азии, а также создать, альтернативные Западу, собственные финансовые структуры (АБИИ).
В сфере международной политики КНР играет одни из ведущих позиций в системе глобального управления. В частности, страна активно участвует в G20, БРИКС, ШОС, АТЭС, МВФ, Всемирном Банке, переговорах по денуклеаризации КНДР и Ирана, взаимодействует с АСЕАН, а также обладает высоким авторитетом в ООН, где нередко использует право вето. С помощью инициативы «Пояс и путь» Китай старается усилить своё геополитическое влияние практически во всех регионах мира, особенно в тех, где США играют одну из ведущих ролей, если не самую главную: в Южной Америке, Индо - Тихоокеанском регионе, Европе, Ближнем Востоке.
Не стоит забывать об усилении Китая в военно-политической сфере, что крайне сильно усложняет двусторонние американо-китайские отношения. США крайне озадачены продолжающейся количественной и качественной модернизацией НОАК, особенно ориентацией Китайской Народной Республики на развёртывание своих военных баз, созданием противоспутникового и гиперзвукового оружия, расширением китайского военно-морского и ледокольного флотов.
Во всех указанных аспектах Китай создаёт вызов глобальному лидерству США, поэтому исследование внешнеполитического курса администрации Д. Трампа в отношении КНР позволяет понять нам, какие именно последствия будут иметь решения команды 45-го президента США на китайском направлении для всей мировой политики.
Во-вторых, несмотря на рост противоречий и соперничества, США и Китай остаются важнейшими экономическими партнёрами. Учитывая их глубокую взаимозависимость в экономике и политике, углубление соперничества может иметь катастрофические последствия для обоих государств. Следовательно, необходимо понять, что стоит за переломом в политике США в отношении КНР. Стало ли это следствием особенностей политической фигуры Д. Трампа, связан ли поворот к антагонистическому соперничеству со спецификой резко консервативной политики Республиканской партии, каковы объективные причины, породившие радикальный переворот?
В-третьих, актуально исследовать следующие моменты: какими механизмами, методами осуществлял свою политику Д. Трамп вместе со своей администрацией, в чём была мотивация 45-го президента США и его окружения, к каким итогам эта радикальная деятельность в итоге привела. Это необходимо для понимания эволюции системы принятия решений во внешней политике на китайском направлении.
В-четвертых, исследование заявленной темы позволяет осмыслить последствия американо-китайских отношений для России. Стремительное развитие сотрудничества КНР и РФ в экономической и военно-политической сферах привело к тому, что США стали расценивать данные страны в качестве ревизионистов, желающих изменить мировой порядок в свою пользу. Следовательно, рассмотрение данной темы позволит уточнить параметры внешней политики Российской Федерации на обозримую перспективу как в отношении США, так и Китайской Народной Республики.
Таким образом, на основании того, что взаимоотношения между КНР и США являются крайне сложными и нестабильными, потому что оба государства заинтересованы в укреплении собственного влияния и доминировании на международной арене, а также, опираясь на все вышеизложенные факты, мы можем утверждать, что исследование современной политики США на китайском направлении сейчас требует особого внимания.
Объектом исследования является политический курс США на китайском направлении с 2017 по 2021 гг.
Предметом исследования выступают специфические особенности политики администрации Д. Трампа в отношении Китайской Народной Республики.
Цель: исследовать специфику политики США в отношении КНР при администрации Д. Трампа.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть КНР как быстрорастущее государство и его роль в мировой политике.
2. Определить КНР в системе национальных интересов США до прихода администрации Д. Трампа в XXI в.
3. Исследовать правовую и институциональную базу двусторонних отношений США и КНР.
4. Охарактеризовать доктринальные основы американо-китайских отношений при Д. Трампе.
5. Выявить оценку мозговых центров характера американской политики в отношении Китая в период президентства Д. Трампа.
6. Раскрыть основные тренды экономической политики США в отношении КНР.
7. Определить военно-стратегическое измерение политики США на китайском направлении.
8. Отметить соперничество и сотрудничество США и КНР в социально - политической сфере.
9. Указать итоги политики Д. Трампа по отношению к Китаю и перспективы на будущее.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2017 по 2021 гг., когда США возглавлял Д. Трамп вместе со своей администрацией. В это время республиканской президентской администрацией было разработано и реализовано большое количество важных политических решений с целью сдерживания КНР во всех сферах деятельности.
Выбор методов и теоретической основы обосновывается сложным и всесторонним характером предмета исследования. Всесторонний характер предмета исследования, необходимость прийти к объективным выводам и результатам, а также трактовка политики США на китайском направлении при Д. Трампе в качестве комплексного курса, который состоит из ряда доктринальных основ и сфер, предопределили использование общенаучных, исторических и политологических методов. Следовательно, методологическая основа исследования базируется на следующих методах и теоретических подходах.
Во-первых, были использованы такие общенаучные методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнительный анализ. Посредством индукции и дедукции нам удалось начать исследование с обзора политики США в отношении КНР в XXI в., а затем точечно перейти к отдельным сферам реализации американского внешнеполитического курса на китайском направлении. На основе анализа и синтеза было проведено рассмотрение основ, механизмов, актуальных процессов и сфер, которые составляют целый политический курс США на китайском направлении при Д. Трампе, как по отдельности, так и в качестве элементов, формирующие комплексную и цельную американскую политику в отношении КНР. В свою очередь, сравнительный анализ помог нам в сопоставлении подходов администраций Дж. Буша-мл., Б. Обамы и Д. Трампа в плане реализации политики США в отношении Китая и выведении определённых различий, закономерностей в используемых стратегиях.
Во-вторых, применены комплексный и исторический подходы, хронологический метод с целью исследования институционально-правовых и доктринальных основ американо-китайских отношений и, в частности, политики США в отношении Китая, а также рассмотрения влияния исторического опыта на формирование современного американского внешнеполитического курса на китайском направлении.
В-третьих, среди методов политологии стоит отметить децизионный и институциональные подходы, кейс-стади. Децизионный метод позволяет определить систему принятия внешнеполитических решений президентских администраций США в отношении Китая, а именно: главных участников, процесс принятия решений, сами решения и их реализацию. Институциональный метод используется для раскрытия устройства и структуры организаций, союзов, соглашений США со своими партнёрами, которые были созданы в противовес Китаю. Кейс-стади применяется для характеристики общих тенденций и свойств предмета через исследование отдельных случаев в американском внешнеполитическом курсе на китайском направлении при Д. Трампе.
В-четвёртых, в основе нашего исследования лежит неореалистическая концепция теории международных отношений, позволяющая рассмотреть политику США в отношении КНР при администрации Д. Трампа в реальном и целостном ключе.
Эмпирическую основу исследования составляют различные документы и материалы, которые можно разделить на несколько категорий:
• Многосторонние соглашения. В данную группу источников входят документы международных организаций и совместные договоры как Китая, так и США со своими союзниками и партнёрами. Многосторонние договоры помогают отметить институционально-правовые основы функционирование союзов США и Китая, с помощью которых оба государства противостоят друг другу как в глобальной, так и в региональной плоскостях1. Документы международных организаций дают нам возможность проследить, каким образом Америка использует данные нормативно-правовые акты в качестве предлога для сотрудничества или конкуренции2.
• Двусторонние соглашения, в том числе основополагающие коммюнике между США и Китаем, устанавливающие основы взаимоотношений и сотрудничества данных стран3, а также договоры Соединённых Штатов Америки со своими союзниками в Азии, в частности с Японией и Тайванем, которые направлены на развитие военного сотрудничества в целях сдерживания КНР4.
• Доктринальные документы исполнительной ветви власти США, а именно стратегии национальной безопасности и обороны, доклады, обзоры, отчёты исполнительной власти США (государственного департамента США, министерства обороны США, министерства финансов США). Например, Стратегия национальной безопасности (2017 г.)5 позволяет определить позиционирование КНР для Соединённых Штатов Америки, выделить базовые принципы, цели и приоритеты внешней и оборонной политики США в отношении Китая, отметить главные средства, методы и инструменты по их реализации на практике.
Такие материалы госдепартамента США, как Комплексный страновой обзор Китая (2019 г.)6, Стратегический подход США к Китайской Народной Республике (2020 г.)7 и Элементы китайского вызова (2020 г.)8 представляют интерес в плане анализа основных причин перехода США от умеренного сотрудничества к антагонистическому соперничеству с КНР.
Документы министерства обороны США, а именно Стратегия национальной обороны США (2018 г.)9, Обзор ядерной политики (2018 г.)10, Индо-Тихоокеанская стратегия (2019 г.)11 характеризуют быстрое военное развитие Китая, что является прямой угрозой для США, отмечают активную военную деятельность КНР в разных регионах мира, где присутствуют интересы Соединённых Штатов Америки, особенно в Индо - Тихоокеанском регионе, а также определяют главные ориентиры Америки по нивелированию милитаристских вызовов со стороны Китайской Народной Республикой.
Вдобавок, в группу стоит включить официальные заявления президента США и глав американских внешнеполитических, и оборонных ведомств, посвящённые взаимоотношениям Китая и Америки. В данном случае, стоит отметить публичные выступления, речи, интервью, пресс-релизы, позволяющие определить официальную позицию США по тому или иному вопросу американской политики на китайском направлении12.
Иными словами, вышеотмеченная группа источников крайне полезна при определении доктринальных основ политики США в отношения КНР при администрации Д. Трампа, и анализе их практической реализации .
• Документы Конгресса США. Группа таких источников включает в себя законопроекты, законы, резолюции и прочие документы американского парламента13. Нормативные правовые акты Конгресса США способствуют характеристике взаимоотношений исполнительной и законодательной властей при выработке политики в отношении КНР.
• Доктринальные документы Китайской Народной Республики. Среди данной группы источников стоит отметить официальные заявления политических деятелей КНР, Белые книги Китая о внешней политике и арктической политике14. Перечисленные источники определяют стратегические направления, приоритеты и принципы внешней политики КНР как на всей международной арене, так и в отдельных регионах, что позволяет выявить главные задачи, концептуальное обоснование современного китайского внешнеполитического курса.
• Статистические данные, а именно: результаты социологических опросов среди населения США касательно отношения к КНР, показатели развития американской и китайской экономик, науки. Подобная группа источников необходима для анализа трансформации американского общественного мнения по поводу взаимоотношений Китая и США при Д. Трампе, исследования определённых экономических показателей в американо-китайских отношениях, к которым постоянно апеллирует американская сторона. В данном случае, например, необходимо упомянуть торговый дисбаланс в двусторонней торговле США и Китая15. Именно исходя из высоких показателей торгового дисбаланса, Соединённые Штаты Америки при Д. Трампе начали строить агрессивную экономическую политику в отношении КНР.
• Материалы ведущих СМИ. В процессе проведения исследовательской работы использовались сообщения на сайтах таких информационных агентств и газет, как «Голос Америки», «Известия», «Коммерсантъ», «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)», Reuters, Politico, The Los Angeles Times, The Washington Post, Time, The New York Times16. Данные материалы обладают ценной фактической информацией для описания и реконструкции современных американо-китайских отношений.
• Аналитические записки и материалы мозговых центров, в которых оценивается развитие Китая, его статус на международной арене и взаимоотношения с США (Фонд «Наследие», Джорджтаунский университет, Брукингский Институт, Фонд Карнеги за Международный Мир, Институт Катона, Совет по международным отношениям)17. Данная группа источников особенно важна для выяснения того, на какие именно аналитические отчёты и рекомендации опиралась команда Д. Трампа, а также для анализа критики политики США на китайском направлении со стороны западных мозговых центров разной идеологической направленности.
Степень изученности. Анализом политики США в отношении Китая при администрации Д. Трампа и влияния её последствий на дальнейшее развитие американо­китайских отношений как в глобальном, так и в региональном аспектах занимаются огромное количество зарубежных и отечественных экспертов в области международных отношений, экономики, истории.
В блоке зарубежной, преимущественно западной, литературы по оценке политики Д. Трампа на китайском направлении и американо-китайских отношений с начала XXI в. необходимо выделить несколько групп.
Первая включает в себя исследователей, которые рассматривают значение быстрого роста Китая в глобальном и региональном масштабе для США. Данная группа исследований включает в себя самые разные направления.
С одной стороны, такие эксперты, как Дж. Миршаймер18, Дж. С. Най-мл.19, Э. С. Экономи20, К. Дж. Редден21 определяют КНР в качестве главного вызова для США, ибо Китай уже на основе своей мощной экономики и быстрого военного укрепления бросает вызов глобальному американскому доминированию.
С другой стороны, потенциальную выгоду от стремительного возвышения КНР для США отмечают следующие известные американские специалисты: Г. Киссинджер22, З. Бжезинский23, Ф. Закария24.
Вторая группа зарубежных научных публикаций концентрирует своё внимание на анализе американской политики в отношении Китая в период администраций Дж. Буша-мл. и Б. Обамы. Исследователями рассматриваются основные методы и инструменты, главные результаты политики США на китайском направлении при командах Дж. Буша-мл. и Б. Обамы, которые были нацелены на сдерживание, вовлечение, а в некоторых случаях, и на одновременное соперничество и сотрудничество с Китаем. Важными работами по данной теме являются труды Р. Саттера25, Дж. А. Бэйдера26, Т. Дж. Кристенсена27, Р. Баума28, Ж. Делила29, Дж. А. Келли30, Р. У. Бэйкера31, Дж. Д. Поллака32, Н. Хэчиган и У. Чен33.
Особый интерес представляет третья группа зарубежных исследований, которая связана с общей оценкой результатов политики Д. Трампа в отношении Китайской Народной Республики, но уже со стороны мозговых центров США разной идеологической направленности. В период с 2017 по 2021 гг. отчёты, аналитические работы, комментарии экспертов правоконсервативных центров выступили в качестве одних из основных источников для формирования внешнеполитической стратегии США в отношении КНР. В данном случае, стоит упомянуть специалистов Фонда «Наследие» К. Китчена34, Д. Ченга35, У. Ломана и Р. Уолтерса36.
В стороне не остались и мозговые центры иной идеологической направленности, которые занимали либо умеренную позицию в оценке внешнеполитического курса США на китайском направлении, либо резко отрицательную. В данном случае, стоит выделить аналитические работы следующих исследователей: Ч. Фана37, Э. С. Медейроса38 (Джорджтаунский университет); Д. Доллара, Р. Хасса и Дж. А. Бэйдера39 (Институт Брукингса); А. Уэйна40, Э. Браттберга и Ф. Л. Кори41, Д. X. Пэла42 (Фонд Карнеги за Международный Мир); Д. Бэндоу43 (Институт Катона); Р. Блэквилла44 (Совет по международным отношениям).
Четвёртая группа научных трудов несёт в себе оценку реализации политики США на китайском направлении в период с 2017 по 2021 гг. в экономической, военно - стратегической и социально-политической сферах.
Основные экономические тренды, особенно торговую войну, в политике США в отношении Китая при администрации Д. Трампа подробно анализируют Дж. Расмус45, К. Хоупвэлл46, О. Тёрнер и Дж. Каарбо47, М. Бентли и А. Б. Лэрнер48, Э. Эшби и С. Хёрст49, Т. С. Джеймс50, С. Арежина51, Ф. Кубо52, Т. Фетцер и К. Шварц53, Ч. П. Боун и М. Колб54, М. Петтис55. Отдельно стоит отметить большую коллективную монографию Центра стратегических и международных исследований под общей редакцией М. П. Гудмана56, в которой проводится комплексный анализ всех компонентов экономической политики Д. Трампа в отношении Китая, последствия применения радикального экономического курса администрации 45-го президента США как для внутриполитической ситуации в Америке, так и для всей международной арены.
Военно-стратегическая область американо-китайского соперничества при Д. Трампе, а также реализация новой Индо-Тихоокеанской стратегии Соединённых Штатов Америки отмечается в трудах М. П. Фергюсона57, Дж. Уотноу58, М. Раска59, Дж. Дж. Пшиступа и Ф. С. Сандерса60, Э. Дж. Теллиса61, Д. Скотта62, Б. Хардинга63, Э. А. Фейгенбаума64, Р. Бёрта65.
Радикальный и напористый американский внешнеполитический курс в социально - политической сфере, вызванный крайне негативным влиянием COVID-19 на внутриполитическую ситуацию в США, усугублением ситуации с правами и свободами человека в Тибете, Гонконге, Синьцзян-Уйгурском автономном районе, очередным накалом тайваньской проблемы, оценивается Б. М. Бойланом, Дж. МакБитом и Б. Вангом66, Д. Л. Янгом67, Дж. Д. Саксом68, Л. Мейзланд и Э. Альберт69, Э. С. Экономи, Й. Хуангом, Дж. А. Коэном, А. Сегалом и Дж. Гевирцом70.
Пятая группа публикаций посвящена влиянию результатов американского внешнеполитического курса в отношении Китая при Д. Трампе, а также разбору первых решений политики команды Дж. Байдена на китайском направлении. По данному вопросу стоит привести в пример новые работы, в которых рассматриваются действия демократической администрации исходя из наследия, оставленного командой 45-го президента США, за авторством таких специалистов, как Т. Ф. Линч III71, О. Эран и С. Эфрон72, У. Вун73, Дж. МакБрайд74, Э. Проппер75, Т. Дж. Брондер76, Б. Лойдолт77, М. Сатору78, Х. Гротузен 79, С.Р. Слоан80, Ч.П. Боун81, З. Карабелл82, Дж.А. Бэйдер83.
Важно отметить публикации китайских экспертов, в которых оценивается политика США в отношении их родного государства. Статьи У. Ху84, З. Тао85, З. Щиин86, Й. Джин и Ю. Щей87, С. Жао88 комплексно оценивают внешнеполитический курс Д. Трампа на китайском направлении.
Работы российских исследователей можно аналогично разделить на несколько групп. В период с 2017 по 2021 гг. в российской политической науке было опубликовано огромное количество работ, которые касаются анализа политики США в отношении Китая при Д. Трампе, однако в отечественной историографии наблюдается явный перекос в сторону исследования экономической составляющей внешнеполитического курса Америки на китайском направлении. Военно-стратегическое измерение исследовано на среднем уровне, а социально-политическая сфера американо-китайского соперничества рассмотрена крайне минимально.
Тем не менее, для начала стоит выделить работы, в которых проводится комплексный анализ усиления Китая на международной арене и влияние этого возвышения на формирование внешнеполитического курса США на китайском направлении. В частотности, необходимо упомянуть подробную монографию Московского центра Карнеги под общей редакцией В.В. Михеева89, в которой комплексно анализируется новая роль Китая в мировой политике, осмысливается место КНР в глобальной экономике, а также современные угрозы и риски, вызовы развитию Китайской Народной Республики. В этом же смысле важно упомянуть работы С.Г. Лузянина90 и Л.А. Гамзы91, в которых значительное внимание уделено анализу особенностей развития Китая за последние 70 лет, положению КНР в мире, его противостоянию с США и борьбе за лидерство в условиях нестабильной международной обстановки, усиления протекционизма и торговых войн.
Немаловажно рассмотреть научные публикации, в которых отмечается взгляд российских политологов на развитие китайского направления внешней политики США в период администраций Дж. Буша-мл. и Б. Обамы. В работах Я.В. Лексютиной92, Т.А. Бычковой93, Ю.А. Давыдовой, О.П. Кокоулиной и Н.Н. Денисенковой94, B. А. Кузьмина и А.Д. Борисовой95, А.В. Волошиной96, А.В. Болятко97, В.И. Трифонова98 исследуются основные составляющие стратегий США по сдерживанию и вовлечению КНР, соблюдение администрациями Дж. Буша-мл. и Б. Обамы политики «одного Китая».
Говоря же о трудах, анализирующие политику США в отношении КНР с 2017 по 2021 гг. комплексно, то необходимо обратить внимание на аналитическую статью членов Института США и Канады РАН О.В. Приходько и П.Е. Смирнова99, монографии ИМЭМО РАН под общей редакцией Л.С. Вартазаровой и И.Я. Кобринской100 и ИМИ МГИМО МИД России за авторством В.Я. Воробьёва, И.Е. Денисова, А.Д. Дикарева и А.В. Лукина101. В данных работах рассматривается специфика американо-китайских экономических и военно-политических отношений, а также выводятся определённые выводы и прогнозы.
Вследствие явного акцента Д. Трампа на экономической составляющей политики США на китайском направлении, необходимо отметить следующие труды отечественных авторов, которые затрагивают тематику торговой войны между Америкой и КНР, проблему торгового дисбаланса между двумя странами, а также исследуют мощный экономический рост Китая в качестве вызова для Соединённых Штатов Америки. В данном случае, об отмеченных вопросах пишут В.Е. Петровский102, Я.В. Лексютина103, В.В. Михеев и C. А. Луконин104, С.А. Ушанов и С.А. Решад105, А.О. Виноградов, А.И. Салицкий, и Н.К. Семёнова106, Н.Н. Денисенкова, Ю.А. Давыдова и Т.В. Кишкурно107, В.Б. Супян108, В.А. Морозова109.
Отмечая военный компонент политики Д. Трампа в отношении КНР, то резкое изменение военной стратегии США на китайском направлении подчеркнуло небольшое количество авторов, среди которых необходимо выделить О.А. Хлопова110, Н.М. Сироту и Г.А. Мохорова111, В.И. Батюка112.
С приходом Дж. Байдена к власти в США, в российском политологическом сообществе образовались вопросы о дальнейшем американском внешнеполитическом курсе на китайском направлении: как будет выглядеть новая стратегия в концептуальном плане? Окажет ли сильное влияние прошлая политика команды Д. Трампа на курс администрации Дж. Байдена? Будет ли сохраняться преемственность идей предыдущей администрации? Какими будут первые шаги? В данном случае, своими размышлениями на этот счёт делятся Д.В. Ефременко113, С.М. Труш114, О.А. Тимофеев115, В.Е. Болдырев116, А.Н. Панов117.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Во-первых, проведено комплексное исследование политики США на китайском направлении при администрации Д. Трампа посредством анализа доктринальных основ американо-китайских отношений при 45-м президенте Соединённых Штатов и их практической реализации.
Во-вторых, раскрыт механизм принятия решений администрацией Д. Трампа на китайском направлении. Выявлены главные черты экономической политики Америки в отношении КНР, исследовано военно-стратегическое измерение политики США. Впервые в российской политической науке всесторонне исследованы американо-китайские противоречия в социально-политической сфере с 2017 по 2021 гг.
В-третьих, в научный оборот введено большое количество, ранее неиспользованных, доктринальных документов исполнительной ветви власти США, материалов Конгресса США, новейших аналитических записок американских мозговых центров разной идеологической направленности, последние разработки российских, американских и китайских политических исследователей, касающиеся оценки политики Д. Трампа в отношении Китая, а также статистических данных.
В-четвёртых, определены возможные перспективы развития политики США на китайском направлении и трансформации американо-китайских взаимоотношений с учётом сложившихся событий первой половины 2022 г. и влияния политического курса Д. Трампа на дальнейшее формирование кооперации Америки с Китаем при администрации Дж. Байдена.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Политика США на китайском направлении при администрации Д. Трампа была сконцентрирована на наращивании регулярного давления на КНР из-за заметного возрастания могущества Китайской Народной Республики. Посредством целой совокупности доктрин, концепций, практических инициатив США при Д. Трампе настолько сильно трансформировали американо-китайские отношения, что они приобрели характер системного, полноформатного, чуть ли не идеологического, противостояния. Командой 45-го президента США Китай был подан американской политической элите и общественности в качестве главного источника проблем и угроз для США.
Мотивация именно такой политики заключалась в следующем - курс прошлых администраций привёл к тому, что сейчас КНР максимально жёстко бросает вызов ценностям, интересам, безопасности и благополучию США. Следовательно, по мнению администрации Д. Трампа, единственно возможной опцией, которая могла бы справиться с такой проблемой, являлось жёсткое отстаивание доминирования Америки на международной арене при помощи прямого соперничества с Китаем практически во всех областях. Выбор именно такого курса, по нашему мнению, привёл к серьёзным последствиям.
Во-первых, антикитайские настроения довольно глубоко и прочно укоренились в американском истеблишменте и обществе. Достаточно посмотреть на ситуацию в американском парламенте по этому поводу. В период президентства Д. Трампа американо-китайские отношения стали одной из немногих сфер, которая объединила республиканцев и демократов. Подавляющее большинство антикитайских законопроектов принималось единогласно. Особенно это заметно в сравнении с другими внешнеполитическими вопросами, которые сопровождались громкими скандалами и дискуссиями между двумя партиями (например - санкционная политика США в отношении России при Д. Трампе). Особенно важно подчеркнуть, что специфика позиций самих партий в отношении Китая изменились в период с 2017 по 2021 гг. Если раньше республиканцы обвиняли КНР в агрессивной экономической и военной политике, а демократы делали акцент на проблемной социально-политической ситуации внутри Китая (тема прав и свобод человека), то с 2017 по 2021 гг. произошло сближение обеих позиций. Такое изменение усилило в Конгрессе США чёткий двухпартийный консенсус в сфере разработки законодательных инициатив в отношении КНР к концу 2021 г. При этом значительный рост обозначения Китая в качестве угрозы национальной безопасности США произошёл и в деловом сообществе, военных кругах, некоторых аналитических центрах. Вдобавок, КНР к концу президентства Д. Трампа стал рассматриваться большинством граждан США (73%)1 в качестве главной угрозы для глобального доминирования и экономического благополучия Америки. Отмеченный показатель негативного отношения к Китаю являлся историческим максимумом. К середине 2021 г. количество обычных американцев, которые неблагоприятно относятся к КНР выросло до 76%2. Более того, в 2021 г. 70%3 населения США считает, что Америка должны быть более жёсткой по отношению к Китаю, даже если это нанесёт прямой вред Соединённым Штатам Америки.
Во-вторых, стоит признать, по всей вероятности, внешнеполитический курс команды Д. Трампа на китайском направлении будет иметь длительное негативное воздействие на американо-китайские отношения и разработку новой политики на китайском направлении администрацией Дж. Байдена. Д. Трамп просто не оставил возможности для команды Дж. Байдена попытаться создать сбалансированный подход США к КНР. Д. Трамп окончательно отказался от многих совместных инициатив и проектов по развитию партнёрства США и КНР, проводил политику максимального сдерживания КНР, которую за последние четыре года приняли все сегменты американской политической элиты и само общество. К примеру, двухпартийный консенсус в Конгрессе США по антикитайским инициативам действует и сейчас при администрации Дж. Байдена. В 117-м Конгрессе все сторонники жёсткой линии в отношении КНР (М. Рубио, К. Кунс, Ф. Пэллон) сохранили свои места как в Палате представителей, так и в Сенате. В настоящее время, республиканцы поддерживают демократов в решительной антикитайской позиции. Поэтому, новой команде даже гипотетически будет трудно пойти на снижение давления на Китай во многих сферах в обозримом будущем. В итоге сдвиг в сторону конфронтации будет усиливаться даже при демократах, что уже зафиксировано документах администрации 46-го президента США.
В-третьих, резкая политика сдерживания США в отношении Китая привела к усилению конфликтов и противоречий в идеологическом плане, чего при администрациях Дж. Буша-мл. и Б. Обамы редко наблюдалось. Республиканская команда 45-го президента использовала идеологические средства давления на КНР, регулярно обвиняя Китай в нарушении прав и свобод человека, усилении тоталитаризма, угнетении национальных меньшинств, подавлении оппозиции.
В-четвёртых, усилению антикитайской политики США при Д. Трампе способствовали следующие особенности принятия решений:
1. Существование в команде Д. Трампа антикитайских ястребов: М. Пенс, Р. Тиллерсон, М. Помпео, Д. Н. Мэттис, П. Наварро, Р. Лайтхайзер, Дж. Болтон, Г. Макмастер и С. Мнучин.
2. Наличие консенсуса между исполнительными ведомствами и американским парламентом в плане разработки, а также принятия антикитайских решений.
3. Участие правоконсервативных аналитических мозговых центров США, преимущественно Фонда «Наследие», в качестве источников для формирования внешнеполитической стратегии Америки в отношении КНР.
Таким образом, в период с 2017 по 2021 гг. внешняя политики США в отношении КНР привлекла к себе самое пристальное внимание, потому что взаимоотношения этих двух стран определяют будущую конфигурацию международной системы. Обострение соперничества между США и Китаем произошло крайне быстро. С 2017 по 2021 гг. число взаимных ограничений превысило количество аналогичных мер за все годы после окончания крушения биполярной системы. Пределы такого соперничества до сих пор не исчерпаны, а каких-либо предпосылок для перезагрузки и потепления американо-китайских отношений пока не просматривается. Даже после смены президентской администрации в США, вряд ли стоит ждать принципиальных изменений, ибо Китай является главным соперником США. Экономическое, военное, технологическое и политическое сдерживание КНР останется важнейшей задачей администрации Дж. Байдена.
В итоге, как нам удалось определить, нарочито антагонистический внешнеполитический курс США в отношении Китая в период с 2017 по 2021 гг. был обоснован командой Д. Трампа тем, что политика прошлых администраций, которая была направлена на вовлечение Китая, привела вовсе не к экономической и политической открытости КНР, а к желанию Китайской Народной Республики радикальным образом изменить сложившийся мировой порядок, а точнее подорвать лидерство Америки на международной арене. По причине определения Китайской Народной Республика в качестве своего прямого соперника, США при Д. Трампе избрали исключительно конкурентный подход при построении политики на китайском направлении, что дало старт новой эре соперничества между сильнейшими государствами земного шара. Администрацией Д. Трампа, исходя из суждения о том, что все успехи Китая являются неудачами Америки, была построена конкурентная и многовекторная политика на китайском направлении, которая затрагивала все самые важные сферы американо-китайских отношений: экономическую, военно-стратегическую, социально-политическую.
В целом, политика США в отношении Китая при Д. Трампе оказала крайне негативное влияние как на взаимоотношения данных государств, так и на обеспечение международной экономики и безопасности, а также на само место Соединённых Штатов Америки на современной международной арене. К сожалению, приходиться констатировать, что, оказав такое весомое негативное влияние на развитие двусторонних американо-китайских связей, США способствовали дальнейшему усилению глобальной нестабильности на международной арене.


Нормативные правовые акты
Многосторонние соглашения
1. Венская конвенция о консульских сношениях [Электронный ресурс] // Организация Объединённых Наций. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con ventions/pdf/consular.pdf (дата обращения 02.06.2022).
2. Парижское соглашение [Электронный ресурс] // United Nations Framework Convention on Climate Change. - URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/applica tion/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения 02.06.2022).
3. Рамочная Конвенция об изменении климата [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - URL: https://unfccc.int/resource/docs/2009/cop15/rus/1 1a01r.pdf (дата обращения 02.06.2022).
4. Резолюция 1441 (2002) [Электронный ресурс] // Организация Объединённых Наций. - URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1441(2002) (дата обращения 02.06.2022).
5. ASEAN Outlook on the Indo-Pacific [Электронный ресурс] // The Association of Southeast Asian Nations. - URL: https://asean.org/asean2020/wp-content/uploads/2021/01/ASEAN-Outlook-on-the-Indo-Pacific_FINAL_22062019.pdf (дата обращения 02.06.2022).
6. Joint Leaders Statement on AUKUS [Электронный ресурс] // The White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus/ (дата обращения 02.06.2022).
7. Joint Leaders’ Statement on the Regio nal Comprehensive Economic Partnership (RCEP) [Электронный ресурс] // Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP). - URL: https://rcepsec.org/wp-content/uploads/2020/11/RCEP-Summit-4-Joint-Leaders- Statement-Min-Dec-on-India-2.pdf (дата обращения 02.06.2022).
Двусторонние соглашения
8. Joint Communiqud of the People's Republic of China and the United States of America [Электронный ресурс] // Embassy of the People's Republic of China in the United States of America. - URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/ceus/eng/zmgx/doc/ctc/t946664.htm (дата обращения 02.06.2022).
9. Joint Communiqud on the Establishment of Diplomatic Relations between the People's Republic of China and the United States of America [Электронный ресурс] // Embassy of the People's Republic of China in the United States. - URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/ceus/eng/zmgx/zywj/t36256.htm (дата обращения 02.06.2022).
10. Joint Declaration of the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of the People's Republic of China on the Question of Hong Kong [Электронный ресурс] // The Constitutional and Mainland Affairs Bureau of the Hong Kong Special Administrative Region of the People’s Republic of China. - URL: https://www.cmab.gov.hk/en/issues/jd2.htm (дата обращения 02.06.2022).
11. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of China [Электронный ресурс] // Lillian Goldman Law Library. - URL: https://avalon.law.yale.edu/20t h_century/chin001.asp (дата обращения 02.06.2022).
12. The Communications Compatibility and Security Agreement (COMCASA) [Электронный ресурс] // Shaan Foundation. - URL: https://www.shaan.academy/blog/commun ications-compatibility-and-security-agreement-comcasa (дата обращения 02.06.2022).
13. The Consular Convention between The United States of America and The People's Republic of China [Электронный ресурс] // The U.S. Department of State. - URL: https://travel. state.gov/content/travel/en/legal/travel-legal-considerations/intl-treaties/Bilateral- Consular-Conventions/Chinese-Treaty.html (дата обращения 02.06.2022).
14. The Guidelines for Japan-U.S. Defense Cooperation [Электронный ресурс] // Japan Ministry of Defense. - URL: https://warp.da.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/11591426/www.mod .go.jp/e/d_act/us/anpo/pdf/shishin_20150427e.pdf (дата обращения 02.06.2022).
15. Treaty of Mutual Cooperation and Security between Japan and The United States of America [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: https://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/q&a/ref/1.html (дата обращения 02.06.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ