1. Введение 3
2. Историческая справка 4
3. ПАСПОРТ 6
I. Здание 6
II. Интерьер 6
III. Живопись 6
IV. Основание для реставрации: 7
V. Основные сведения по истории памятника, условиям хранения,
предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника сведений 7
VI. Условия эксплуатации интерьера 9
VII. Состояние живописи перед началом реставрационных работ 9
VIII. Программа проведения работ и ее обоснование 21
IX. Изменения программы и их обоснования 21
X. Проведение реставрационных мероприятий 22
XI. Иллюстративный материал (фотография, картограммы, схемы) 39
XII. Результаты проведенных мероприятий 43
XIII. Заключение реставрационного совета 44
XIV. Рекомендации по условиям хранения памятника 44
4. Приложение №1 45
5. Приложение №2 75
6. Приложение №3 134
7. Приложение № 4 140
8. Приложение №5 142
9. Заключение 144
10. Список литературы 145
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы расположен на углу Дегтярной и 5-ой Советской улице дом 31-33 в Санкт-Петербурге. В годы советской власти в храме располагался архив центральной государственной научно-технической документации и весь декор интерьера был закрашен: часть закрасок выполнено шпаклёвкой (верхняя часть второго этажа храма), другая находится под множественными слоями малярной масляной закраски в нижнем храме.
Цель выпускной квалификационной работы - провести реставрацию живописного слоя арки. В реставрацию входит расчистка фрагмента арки от поздних малярных поновлений с поверхности живописного красочного слоя.
Задачи:
• Описание состояния сохранности живописи;
• Фотофиксация до реставрации, в процессе и после реставрации;
• Исследования в виде послойной расчистки;
• Микроскопические исследования;
• Удаление многочисленных малярных закрасок с поверхности живописи выбранного фрагмента;
Проведена реставрация фрагмента настенной росписи в Архиерейском Подворье храма Благовещения Пресвятой Богородицы. С поверхности живописного слоя удалено множество малярных закрасок различного характера. Проведены исследования до начала работ, и в процессе. Живописный красочный слой расчищен от малярных закрасок размером 120х101см. Проведена фотофиксация всех этапов работы и выполнены картограммы повреждений. Выполнено укрепление отставаний красочного слоя 10% водным раствором клея Lascaux 468 HV
Работа велась механическим способом всухую при помощи скальпеля. С живописного слоя шпаклёвка удалялась скальпелем с предварительным увлажнением 2% водным раствором клея гидроксипропилцеллюлозы Culminal MHPC с помощью ватного тампона. Расчистка происходит послойно без увлажнения нижележащих красочных слоёв. Данная методика отработана во время предыдущей реставрации Воробьевым Ю.Ю. в дипломной работе «Реставрация фрагмента настенной росписи в храме Благовещения Пресвятой Богородицы Архиерейского подворья» в 2020г.
Сохранность фрагмента настенной росписи удовлетворительная. Вся поверхность живописного слоя имеет многочисленные потертости, утраты и волосяные трещины. Авторский красочный слой скрыт под слоями живописных поновлений на изображении пола, филенок и мантии епископа. Выполнено удаление бежевой шпаклёвки с авторского красочного слоя на изображении мантии синего цвета.
На противоположной стене в инфракрасном спектре обнаружили надпись «Иннокентий Иркутский». Можно предположить, что на данном фрагменте настенной росписи изображен епископ Сафроний Иркутский.
Настенная роспись арочного проема требует дальнейшей работы - проведения технической реставрации на оставшемся участке, удаление поздних живописных поновлений. Рекомендовано ежегодное обследование красочного слоя, особенно в отопительный сезон.