Образ Большой Медведицы в даосизме периодов Сун, Юань и Мин
|
Введение 3
Глава 1. Исторический обзор развития культа Бэй доу 7
Глава 1.1 Образ Большой Медведицы в предклассическом и
раннеклассическом Китае 7
Глава 1.2 Образ Большой Медведицы в классическом Китае 15
Глава 2. Визуальная традиция культа Бэй доу 22
Глава 2.1 Схемы, визуализирующие практики, связанные с Бэй доу 22
Глава 2.2 Иконография Бэй доу 27
Заключение 36
Список использованной литературы и источников 39
Приложения 42
Глава 1. Исторический обзор развития культа Бэй доу 7
Глава 1.1 Образ Большой Медведицы в предклассическом и
раннеклассическом Китае 7
Глава 1.2 Образ Большой Медведицы в классическом Китае 15
Глава 2. Визуальная традиция культа Бэй доу 22
Глава 2.1 Схемы, визуализирующие практики, связанные с Бэй доу 22
Глава 2.2 Иконография Бэй доу 27
Заключение 36
Список использованной литературы и источников 39
Приложения 42
Внимание к небесным телам и космосу в целом — одна из особенностей архаического сознания. В связи с этим возникают астральные мифы, обожествляющие планеты, звезды и космические процессы. Движение небесных тел обуславливает смену дня и ночи, влияет на погодные условия, словом, определяет течение жизни. При этом космос, как нечто недосягаемое, недоступен для понимания. В попытках упорядочить космические процессы, люди наделяют их метафизическими свойствами, присваивают планетам и созвездиям божественные функции.
Благодаря характерной форме ковша созвездие Большой Медведицы — наиболее узнаваемое созвездие северного полушария, с связи с чем оно интегрировано во многие религии и народные верования. В китайской культуре оно известно как «Северный Ковш», или «Бэй доу». В религиозно-мифологических представлениях китайцев созвездие населяют божества, владычествующие над судьбами людей. В рамках даосской традиции божества Большой Медведицы способны даровать бессмертное существование. Хотя, конечно, этим не исчерпывается значение созвездия для китайской культуры. Позднее культ Северного Ковша трансформируется в другие смежные культы такие, как почитание Матушки Ковша, Доу Му; Истинного Воина, Чжэнь У, покровителя экзаменов, Куй Сина — что отразится на иконографии Бэй доу, значительно расширив образы для изображения Большой Медведицы.
В данном исследовании под образами понимаются объекты визуальной культуры во многом такие, как предметы изобразительного искусства, и иные знаки или символы, отсылающие к созвездию Большой Медведицы, в частности, пиктограммы, схемы, а также иероглифы.
Актуальность. Несмотря на то, что в рамках отечественной синологии культ Северного Ковша достаточно хорошо изучен, однако исследования, посвященные именно образу созвездия в китайской культуре не попадают в поле научного интереса отечественных синологов. Тем не менее данный культ во многом нашел отражение в иконографии и представляет интерес для исследователей даосской визуальной культуры.
Состояние и степень изученности проблемы. На сегодняшний день существует достаточно обширный пласт трудов, посвященных созвездию Большой Медведицы в контексте китайской культуры, охватывающих как религиозные, в особенности даосские, так и мифологические аспекты. Среди отечественных синологов феномен Бэй доу подобно рассматривали А.И. Кобзев и Б.Л. Рифтин, работы которых вошли в энциклопедию «Духовная культура Китая» , представляющую наиболее полное собрание материалов, посвященных духовной жизни Китая. В контексте даосской традиции культ Большой Медведицы нашел отражение в трудах Е.А. Торчинова, в частности, в работе «Путь золота и киновари» , которая дает подробное описание даосским практикам. Зарубежная синология также предоставляет достаточное количество материалов именно по истории культа Бэй доу, однако исследований в рамках визуальной культуры немного. К ним относятся работы Ши Шань Сьюзан Хуан — доцента кафедры истории искусств в Университете Райса — «Изображая истинную форму» (“Picturing the true form”) и «Даосские представления о теле и космосе» (“Daoist Imagery of Body and Cosmos”) , а также статья Патриции Эйхенбаум Карецки — доктора философских наук Института изящных искусств Нью-Йоркского Университета — посвященная даосскому божеству Чжэнь У, смежному культу Бэй доу «Трансформации Сюань У/Чжэнь У» (“The Transformations of Xuanwu/Zhenwu”) . Наконец, классические произведения китайской литературы — «Исторические записки» Сыма Цяня и трактат «Мудрец, объемлющий первозданную простоту» Гэ Хуна — подробно излагают особенности культа Северного ковша и являются основой для осуществления исторического анализа.
В связи с тем, что отечественная и зарубежная синология не предоставляют систематизированных исследований, нацеленных на описание и выявление особенностей образа Большой Медведицы, можно говорить о научной новизне выпускной квалификационной работы в области даосской визуальной культуры.
Объект исследования — образ созвездия Большой Медведицы.
Предмет исследования — использование образа Большой Медведицы в даосской визуальной культуре периодов Сун, Юань, Мин.
Хронологические рамки исследования охватывают периоды Сун (960 - 1279 гг.), Юань (1271 - 1368 гг.) и Мин (1368 - 1644 гг.), что в общей сложности составляет почти семь столетий, поскольку именно на эти периоды приходится наиболее полное собрание визуального материала такого, как стенописи, картины и скульптуры. Однако в целях осуществить культурно-исторический обзор на происхождение и становление культа Бэй доу был также выбран диапазон Шан (1600 - 1046 гг. до н. э.) — Тан (618 - 907 гг.), включающие периоды: Чжоу (1046 - 256 гг. до н. э.), Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Наконец, чтобы оценить значение культа Большой Медведицы для современной визуальной культуры и сравнить иконографические особенности разных периодов были выбраны работы художников, представляющих современный Китай.
Цель исследования — проанализировать данные, связанные с культом Северного Ковша в китайских народных верованиях и даосизме, и выявить особенности образа Большой Медведицы в даосской традиции периодов Сун, Юань, Мин.
Задачи исследования:
1) Определить период сакрализации созвездия Большой Медведицы в Китае и период установления его визуальной традиции.
2) Обозначить причины интеграции культа Северного Ковша в религиозно-мифологические представления, в частности, в даосскую традицию, и проследить историю его дальнейшего развития.
3) Исследовать роль созвездия Большой Медведицы в даосизме периодов Сун, Юань и Мин на предмет выявления визуальных особенностей образа, а также проследить изменения образа на протяжении всей истории культа.
Методологические основания и методика исследования. В ходе исследования использовался исторический метод, подразумевающий анализ письменных и визуальных источников, ограниченных конкретной исторической эпохой. А также непосредственное изучение памятников визуальной культуры, анализ и систематизация данных источников, относящихся к культу Большой Медведицы, с целью выявления особенности развития образа. При рассмотрении иконографии использовались элементы семантического анализа.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений. Первая глава представляет собой исторический обзор на происхождение культа созвездия Большой Медведицы в Китае, начиная с предклассического периода, и дальнейшее его развитие в классическом Китае вплоть до периода Мин. Вторая глава посвящена визуальной традиции, связанной с культом, и включает описания даосских практик с опорой на схематичные изображения, а также обзор на иконографические особенности образа Бэй доу и смежных культов на протяжении обозначенных периодов и отражение этого образа в визуальной культуре современного Китая. Список литературы включает 14 источников на русском языке, 11 на английском и 5 источников на китайском языке. Приложение представляет собой набор иллюстративного материала как схематичного, так и иконографического характера, изображающий образ Большой Медведицы в виде пиктограмм, знаков, а также антропоморфных божеств.
Благодаря характерной форме ковша созвездие Большой Медведицы — наиболее узнаваемое созвездие северного полушария, с связи с чем оно интегрировано во многие религии и народные верования. В китайской культуре оно известно как «Северный Ковш», или «Бэй доу». В религиозно-мифологических представлениях китайцев созвездие населяют божества, владычествующие над судьбами людей. В рамках даосской традиции божества Большой Медведицы способны даровать бессмертное существование. Хотя, конечно, этим не исчерпывается значение созвездия для китайской культуры. Позднее культ Северного Ковша трансформируется в другие смежные культы такие, как почитание Матушки Ковша, Доу Му; Истинного Воина, Чжэнь У, покровителя экзаменов, Куй Сина — что отразится на иконографии Бэй доу, значительно расширив образы для изображения Большой Медведицы.
В данном исследовании под образами понимаются объекты визуальной культуры во многом такие, как предметы изобразительного искусства, и иные знаки или символы, отсылающие к созвездию Большой Медведицы, в частности, пиктограммы, схемы, а также иероглифы.
Актуальность. Несмотря на то, что в рамках отечественной синологии культ Северного Ковша достаточно хорошо изучен, однако исследования, посвященные именно образу созвездия в китайской культуре не попадают в поле научного интереса отечественных синологов. Тем не менее данный культ во многом нашел отражение в иконографии и представляет интерес для исследователей даосской визуальной культуры.
Состояние и степень изученности проблемы. На сегодняшний день существует достаточно обширный пласт трудов, посвященных созвездию Большой Медведицы в контексте китайской культуры, охватывающих как религиозные, в особенности даосские, так и мифологические аспекты. Среди отечественных синологов феномен Бэй доу подобно рассматривали А.И. Кобзев и Б.Л. Рифтин, работы которых вошли в энциклопедию «Духовная культура Китая» , представляющую наиболее полное собрание материалов, посвященных духовной жизни Китая. В контексте даосской традиции культ Большой Медведицы нашел отражение в трудах Е.А. Торчинова, в частности, в работе «Путь золота и киновари» , которая дает подробное описание даосским практикам. Зарубежная синология также предоставляет достаточное количество материалов именно по истории культа Бэй доу, однако исследований в рамках визуальной культуры немного. К ним относятся работы Ши Шань Сьюзан Хуан — доцента кафедры истории искусств в Университете Райса — «Изображая истинную форму» (“Picturing the true form”) и «Даосские представления о теле и космосе» (“Daoist Imagery of Body and Cosmos”) , а также статья Патриции Эйхенбаум Карецки — доктора философских наук Института изящных искусств Нью-Йоркского Университета — посвященная даосскому божеству Чжэнь У, смежному культу Бэй доу «Трансформации Сюань У/Чжэнь У» (“The Transformations of Xuanwu/Zhenwu”) . Наконец, классические произведения китайской литературы — «Исторические записки» Сыма Цяня и трактат «Мудрец, объемлющий первозданную простоту» Гэ Хуна — подробно излагают особенности культа Северного ковша и являются основой для осуществления исторического анализа.
В связи с тем, что отечественная и зарубежная синология не предоставляют систематизированных исследований, нацеленных на описание и выявление особенностей образа Большой Медведицы, можно говорить о научной новизне выпускной квалификационной работы в области даосской визуальной культуры.
Объект исследования — образ созвездия Большой Медведицы.
Предмет исследования — использование образа Большой Медведицы в даосской визуальной культуре периодов Сун, Юань, Мин.
Хронологические рамки исследования охватывают периоды Сун (960 - 1279 гг.), Юань (1271 - 1368 гг.) и Мин (1368 - 1644 гг.), что в общей сложности составляет почти семь столетий, поскольку именно на эти периоды приходится наиболее полное собрание визуального материала такого, как стенописи, картины и скульптуры. Однако в целях осуществить культурно-исторический обзор на происхождение и становление культа Бэй доу был также выбран диапазон Шан (1600 - 1046 гг. до н. э.) — Тан (618 - 907 гг.), включающие периоды: Чжоу (1046 - 256 гг. до н. э.), Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Наконец, чтобы оценить значение культа Большой Медведицы для современной визуальной культуры и сравнить иконографические особенности разных периодов были выбраны работы художников, представляющих современный Китай.
Цель исследования — проанализировать данные, связанные с культом Северного Ковша в китайских народных верованиях и даосизме, и выявить особенности образа Большой Медведицы в даосской традиции периодов Сун, Юань, Мин.
Задачи исследования:
1) Определить период сакрализации созвездия Большой Медведицы в Китае и период установления его визуальной традиции.
2) Обозначить причины интеграции культа Северного Ковша в религиозно-мифологические представления, в частности, в даосскую традицию, и проследить историю его дальнейшего развития.
3) Исследовать роль созвездия Большой Медведицы в даосизме периодов Сун, Юань и Мин на предмет выявления визуальных особенностей образа, а также проследить изменения образа на протяжении всей истории культа.
Методологические основания и методика исследования. В ходе исследования использовался исторический метод, подразумевающий анализ письменных и визуальных источников, ограниченных конкретной исторической эпохой. А также непосредственное изучение памятников визуальной культуры, анализ и систематизация данных источников, относящихся к культу Большой Медведицы, с целью выявления особенности развития образа. При рассмотрении иконографии использовались элементы семантического анализа.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений. Первая глава представляет собой исторический обзор на происхождение культа созвездия Большой Медведицы в Китае, начиная с предклассического периода, и дальнейшее его развитие в классическом Китае вплоть до периода Мин. Вторая глава посвящена визуальной традиции, связанной с культом, и включает описания даосских практик с опорой на схематичные изображения, а также обзор на иконографические особенности образа Бэй доу и смежных культов на протяжении обозначенных периодов и отражение этого образа в визуальной культуре современного Китая. Список литературы включает 14 источников на русском языке, 11 на английском и 5 источников на китайском языке. Приложение представляет собой набор иллюстративного материала как схематичного, так и иконографического характера, изображающий образ Большой Медведицы в виде пиктограмм, знаков, а также антропоморфных божеств.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы относительно образа Большой Медведицы в даосизме периодов Сун, Юань и Мин, а также других периодов истории Китая:
Из гадательных надписей следует, что в XIV - XI вв. до н.э., период Шан, китайцы уже обладали некоторыми астрономическими знаниями, позволяющими им определять на небе планеты и некоторые созвездия, в том числе и созвездие Большой Медведицы. Однако первые свидетельства бытования полноценной визуализации культа созвездия Большой Медведицы датируются V в. до н.э., период Чжоу, и представляют собой погребальный инвентарь, на который наносились пиктограммы зодиакальных созвездий, в том числе и созвездия Северного Ковша, что указывает на то, что небесные тела приобретали сакральный статус в рамках представлений о загробной жизни. К этому же периоду относится оформление учения даосизма. К первым письменным источникам можно отнести стихотворение из «Канона стихов» периода Восточная Чжоу, в котором присутствует упоминание созвездия в качестве «ковша», что свидетельствует о зарождении визуального образа Большой Медведицы как символа в виде семи звезд, по форме образующих ковш.
Поскольку астральные объекты и космические явления выходят за рамки человеческого опыта, они являются источником религиозно-мифологических представлений и религиозных учений, таких, как даосизм и буддизм. В частности, небесные тела наделяют божественными свойствами и функциями. Что касается созвездия Большой Медведицы, на раннем этапе становления культа оно мыслилось как божество, повелевающее над смертью. Позднее по мере развития даосизма каждая из звезд Большой Медведицы начинает отождествляться с отдельным божеством. Начиная с периода Сун, Бэй доу активно включается в другие даосские культы — почитание божеств Чжэнь У и Куй Сина— или под влиянием буддизма трансформируется в новые такие, как культ Доу Му.
В рамках даосской традиции божествам, населяющим звезды Большой Медведицы, посвящены отдельные ритуалы, возникшие на заре даосизма. К ним относятся: визуализируемые путешествия на звезды посредством невых шагов и визуализация звезд в теле. Во время ритуалов использовались атрибуты с символикой семизвездия: амулеты, мечи, или иные ритуальные предметы такие, как светильники, которые расставлялись в форму ковша, тем самым образуя характерный символ. Зафиксированные схемы и карты ритуалов представляют обширное поле для исследования даосской визуальной культуры. Практики визуализации были направлены на мысленное представление звездных владык в качестве небесных чиновников. В дальнейшем такие мысленные образы перетекают в иконографию, и зарождается антропоморфный образ владык Бэй доу, представленных в виде божеств в чиновничьих одеждах, совершающих процессию. На периоды периоды Юань и Мин приходится пик иконографии как божеств Большой Медведицы, так и божеств смежных культов. Образ Большой Медведицы в даосизме и в религиозно-мифологических представлениях китайцев в целом на протяжении всей истории культа менялся: из семизвездного символа, под которым понималось некое единичное божество, владычествующее над смертью и дарующее долголетие, он трансформировался в антропоморфное воплощение, изображая группу божеств, которое на данный момент представлено иконографией периодов Сун, Юань и Мин. Примечательно, что в рамках иконографии смежных божеств образ Большой Медведицы в качестве символа мог наноситься на атрибуты этих самых божеств, тем самым отсылая к культу Северного ковша.
На сегодняшний день с развитием науки значение астральных мифов как таковых в современном обществе постепенно уменьшается. Однако на их место приходит астрология, популярность которой в свою очередь не перестает расти. По принципу «свято место пусто не бывает» люди по-прежнему продолжают, если не верить, то по крайней мере относиться с настороженностью и особым вниманием к космическим процессам. Китайская культура в целом достаточно консервативная область, сохраняющая тысячелетние традиции вплоть до современности практически в неизменном виде. Культ Неба на данный момент по-прежнему составляет одну из основополагающих категорий культуры, вероятно, этим можно объяснить интерес современных китайских деятелей искусства к древним культам и образам таким, как почитание Большой Медведицы, Бэй доу.
Из гадательных надписей следует, что в XIV - XI вв. до н.э., период Шан, китайцы уже обладали некоторыми астрономическими знаниями, позволяющими им определять на небе планеты и некоторые созвездия, в том числе и созвездие Большой Медведицы. Однако первые свидетельства бытования полноценной визуализации культа созвездия Большой Медведицы датируются V в. до н.э., период Чжоу, и представляют собой погребальный инвентарь, на который наносились пиктограммы зодиакальных созвездий, в том числе и созвездия Северного Ковша, что указывает на то, что небесные тела приобретали сакральный статус в рамках представлений о загробной жизни. К этому же периоду относится оформление учения даосизма. К первым письменным источникам можно отнести стихотворение из «Канона стихов» периода Восточная Чжоу, в котором присутствует упоминание созвездия в качестве «ковша», что свидетельствует о зарождении визуального образа Большой Медведицы как символа в виде семи звезд, по форме образующих ковш.
Поскольку астральные объекты и космические явления выходят за рамки человеческого опыта, они являются источником религиозно-мифологических представлений и религиозных учений, таких, как даосизм и буддизм. В частности, небесные тела наделяют божественными свойствами и функциями. Что касается созвездия Большой Медведицы, на раннем этапе становления культа оно мыслилось как божество, повелевающее над смертью. Позднее по мере развития даосизма каждая из звезд Большой Медведицы начинает отождествляться с отдельным божеством. Начиная с периода Сун, Бэй доу активно включается в другие даосские культы — почитание божеств Чжэнь У и Куй Сина— или под влиянием буддизма трансформируется в новые такие, как культ Доу Му.
В рамках даосской традиции божествам, населяющим звезды Большой Медведицы, посвящены отдельные ритуалы, возникшие на заре даосизма. К ним относятся: визуализируемые путешествия на звезды посредством невых шагов и визуализация звезд в теле. Во время ритуалов использовались атрибуты с символикой семизвездия: амулеты, мечи, или иные ритуальные предметы такие, как светильники, которые расставлялись в форму ковша, тем самым образуя характерный символ. Зафиксированные схемы и карты ритуалов представляют обширное поле для исследования даосской визуальной культуры. Практики визуализации были направлены на мысленное представление звездных владык в качестве небесных чиновников. В дальнейшем такие мысленные образы перетекают в иконографию, и зарождается антропоморфный образ владык Бэй доу, представленных в виде божеств в чиновничьих одеждах, совершающих процессию. На периоды периоды Юань и Мин приходится пик иконографии как божеств Большой Медведицы, так и божеств смежных культов. Образ Большой Медведицы в даосизме и в религиозно-мифологических представлениях китайцев в целом на протяжении всей истории культа менялся: из семизвездного символа, под которым понималось некое единичное божество, владычествующее над смертью и дарующее долголетие, он трансформировался в антропоморфное воплощение, изображая группу божеств, которое на данный момент представлено иконографией периодов Сун, Юань и Мин. Примечательно, что в рамках иконографии смежных божеств образ Большой Медведицы в качестве символа мог наноситься на атрибуты этих самых божеств, тем самым отсылая к культу Северного ковша.
На сегодняшний день с развитием науки значение астральных мифов как таковых в современном обществе постепенно уменьшается. Однако на их место приходит астрология, популярность которой в свою очередь не перестает расти. По принципу «свято место пусто не бывает» люди по-прежнему продолжают, если не верить, то по крайней мере относиться с настороженностью и особым вниманием к космическим процессам. Китайская культура в целом достаточно консервативная область, сохраняющая тысячелетние традиции вплоть до современности практически в неизменном виде. Культ Неба на данный момент по-прежнему составляет одну из основополагающих категорий культуры, вероятно, этим можно объяснить интерес современных китайских деятелей искусства к древним культам и образам таким, как почитание Большой Медведицы, Бэй доу.
Подобные работы
- Образ Большой Медведицы в даосизме периодов Сун, Юань и Мин
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



