Введение 3
Глава 1. Частичный перевод и анализ образа Цао Цао в «Записях о Трех
Царствах» 6
1.1 Историческая справка. III век н. э 6
1.2 Комментарии к «Троецарствию» с переводом 8
Глава 2. Частичный перевод и анализ образа Цао Цао в «Всеобщем зерцале, управлению помогающем», а также более поздних исторических источников 30
2.1 Историческая справка. XI век н. э 30
2.2 Комментарий ко «Всеобщему зерцалу, управлению помогающему» с
переводом 31
2.3 Комментарии к отрывкам из других источников 46
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 1. Перевод биографии Цао Цао в «Записях о трех царствах... 59
II-III век китайской истории - неспокойное время, характеризующееся войнами и распрями внутри страны. Вследствие ослабления центральной власти, восхождения на престол малолетнего императора Сянь-ди, в Китае началось Восстание Желтых повязок, и уже в процессе его подавления стали возвышаться многочисленные военные генералы, одним из которых был Цао Цао. Цао Цао оставил огромный след в истории Китая, прямым образом повлияв на его историю - а потому его образ в исторических источниках является крайне важным.
Тема данной выпускной квалификационной работы актуальна, поскольку исторические источники - важнейший инструмент работы любого историка по любой исторической теме. Без них невозможно составить полную картину того или иного исторического периода, невозможно составить общее впечатление о том или ином историческом персонаже. Цао Цао один из самых известных и неоднозначных полководцев в китайской истории - в истории он представлен эдаким «злым гением» - не лишен ума, наделен множеством талантов (наличие которых признают абсолютно все), однако он использует эти таланты лишь во благо себе и своим амбициям. Однако всегда ли его так оценивали? И почему даже те, кто считает его корыстолюбивым человеком, жадным до власти, все же признают его заслуги? Недаром ведь даже Мао Цзэдун в своей работе писал: «Цао Цао — историческая личность со своими достоинствами и недостатками, большой заслугой и немалыми грехами».'
Объектом изучения данной темы является отражение образа Цао Цао в источниках, предметом - описание Цао Цао в различных исторических трудах.
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотреть и проанализировать динамику того, каким персонажем - положительным или отрицательным - Цао Цао представлен в исторических источниках, а также выявить причины такой динамики.
Чтобы достичь данной цели, автор выделил несколько задач:
1. Определить круг важнейших исторических источников, в которых затрагивается жизнь и деятельность Цао Цао
2. Привести перевод некоторых фрагментов, в которых затронут Цао Цао
3. Проанализировать переведенные фрагменты и дать оценку образу Цао Цао в этих фрагментах
4. Проследить динамику образа Цао Цао
5. При написании данной работы автор пользовался следующей литературой.
Важной частью данной работы являются исторические источники, поэтому с ними была проведена полномасштабная работа. Цао Цао больше всего фигурирует в двух: в «Записях о Трех царствах» авторства Чэнь Шоу и «Всеобщем зерцале, управлению помогающем» авторства Сыма Гуаня. Специально для данной работы была целиком переведена первая глава «Записей о Трех царствах», в которой содержится биография Цао Цао (см. Приложение 1). Кроме того, автор данной выпускной квалификационной работы также брал отдельные отрывки из исторических памятников, написанных позже, например, книга Цзинь авторства Фан Сюаньлина, «Краткое рассуждение об императорах» авторства Юй Шинаня или «Старая история Тан» авторства Лю Сюя.
Изучение исторической личности невозможно без контекста, поэтому в данной работе были использованы книги по истории Китая, например: энциклопедия Духовная культура Китая, изданная под редакцией Михаила Леонтьевича Титаренко; История Китая с древнейших времен до начала XXI века под редакцией Сергея Леонтьевича Тихвинского.
Кроме того, при написании данной курсовой работы была использована и литература на английском языке: наибольший вклад в изучении эпохи Троецарствия в целом и образа Цао Цао в частности внес австралийский китаевед Рафэ дэ Креспиньи. На эту тему он написал монографию «Верховный военачальник: биография Цао Цао» и множество других монографий, на которые есть ссылки в этой работе.
Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении автор обосновывает актуальность выбранной им темы, указывает цели и задачи, объект и предмет исследования, указывает хронологические рамки исследования.
Первая глава курсовой работы содержит перевод отрывков из «Троецарствия» династий и анализ этих отрывков
Во второй главе приведен перевод и анализ некоторых отрывков из “Зерцала всеобщего управлению помогающего», а также перевод и анализ некоторых других фрагментов исторических источников, которые появились уже позже.
Также к данной работе автор приложил полный перевод биографии Цао Цао из «Записях о Трех Царствах» (см. Приложение 1).
В заключении автор подводит итоги курсовой работе и делает основные выводы своего исследования.
Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, можно сделать сразу несколько выводов о том, каким же получился образ Цао Цао в исторических источниках.
В «Записях о Трех царствах» Цао Цао показан в исключительно положительном ключе, в его отношении применяются только средства художественной выразительности с положительной коннотацией (например, «призвал оружие справедливости»), а во всех эпизодах Цао Цао фигурирует в положительном ключе: показателен эпизод в самом начале произведения, когда Цао Цао назначили канцлером области Цзинань, а он уволил с должностей коррумпированных чиновников). Очевидна и причина такого уважительного описания Цао Цао - все потому, что это его династийная биография , исторический документ, по которому потомки должны судить о человеке. Историографическая традиция диктовала, что династийную историю одной династии пишет следующая, и отзываться о предыдущих правителях считалось плохим тоном.
В «Зерцале всеобщем, правлении помогающем» образ Цао Цао становится более приземленным, как бы приближенным к реальности. Автор также создает положительный образ Цао Цао, вкладывая свои мысли в уста его подчиненных, но в «Зерцале» уже нет того всеобъемлющего восхищения, как в «Троецарствии», а сцены похвалы уже понемногу разбавлены показом откровенной жестокости Цао Цао, пусть эта жестокость и описана уместно согласно требованиям времени (например, эпизод с отрубанием головы врагу) и его неблаговидных намерений («От имени императора диктовать условия этим мятежникам»). То есть, в «Зерцале» Цао Цао предстает не благородным полководцем и мудрым правителем, а человеком, идущим в ногу со временем, который способен на жестокость в нужной ситуации. Вполне возможно, что по внешне- или внутзаклбриполитическим причинам стало невыгодно превозносить Цао Цао до небес.
Позже перемена в образе Цао Цао становится все более заметной: из гениального главнокомандующего, который спас страну от беззакония и неправильной власти, он стал довольно неоднозначным персонажем, которого одновременно и хвалят, и ругают; признавая его незаурядные умственные и управленческие способности, могут все равно назвать его «злодеем».
Со временем положительно оценивать Цао Цао стало просто невыгодно: со временем все больше стало развиваться конфуцианство (по заветам которого узурпация власти не поощрялась, а правитель должен быть на своем месте). Как известно, в Китае в делах управления опирались на прошлое, поэтому в какой-то момент историография стала способом манипуляции: потому что именно с помощью историографии давался пример будущим поколениям.
Таким образом, можно наблюдать эволюцию образа Цао Цао от “Единственного человека, который может спасти Поднебесную”, каким его описывали в древности, до человека, который «Насильственно вел дела» - в конце XVIII века.
1. Сыма Гуан [司马光]. Цзычжи тунцзянь. [资治通鉴: Всеобщее зерцало,
управлению помогающее], Цз. 59-64, URL:
http://www.guoxue.com/shibu/zztj/zztjml.htm.
2. Чэнь Шоу [陈寿]. Сань го чжи [三国志: Записи о трех царствах]. Цз. 1, Уди ди [武帝纪: Летопись деяний императора У-ди], Цз. 1, URL:
https://ctext.org/text.pl?node=601875&if=gb&remap=gb.58
3. Фан Сюаньлин [房玄龄]. Цзинь шу [晋书: Книга Цзинь]. Цз. 56, Лечжуань
ди эршилю [列傳第二十六: Жизнеописания. Часть двадцать шестая], Цз.
26, URL: http://www.guoxue.com/shibu/24shi/jinshu/jinshu_056.htm.
4. Фан Сюаньлин [房玄龄]. Цзинь шу [晋书: Книга Цзинь]. Цз. 66, Лечжуань
ди эршилю [列傳第三十五: Жизнеописания. Часть тридцать шестая], Цз.
35, URL: http://www.guoxue.com/shibu/24shi/jinshu/jinshu_066.htm.
5. Юй Шинань [虞世南]. Диван люэлунь [帝王略论: Краткое рассуждение об
императорах]. Цз. 3, URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/222627044.
6. Су Чжэ [苏辙]. Сань го лунь [三国论: Рассуждение о трех царствах]. URL:
https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%89%E5%9B%BD%E8%AE%BA/5349
6.
7. Лю сюй [刘昫]. Цзю тан шу [旧唐书: Старая история Тан]. Цз. 92, Вэй
Юаньчжун [魏元忠: Вэй юань чжун], Цз. 73, URL:
http://m.ehuxs.com/ehuxs.asp?id=4219782.
8. Чжу Цзинцзэ [朱敬则]. Цюань Тан вэнь [全唐文: Полное собрание текстов
Тан]. Цз. 170, Вэй у дилунь [魏武帝论 : Рассуждения об императоре
Вэйском У-ди], Цз. 170, URL: http://m.ehuxs.com/ehuxs.asp?id=4219782.
9. Хэ Цюйфэй [何去非]. Хэ боши бэйлунь [何博士备论: Подробные
замечания ученого Хэ]. Цз. 17, Вэй лунь [魏论: Рассуждения о Вэй], Цз. 17,
URL: https://m.zuowenxue.com/guji/heboshibeilun.html.
10.Ли Цзиндэ [黎靖德]. Чжу Цзы юйлэй [朱子语类: Классифицированный
сборник цитат Чжу Си]. Цз. 136, Ли дай сань [历代三: Три исторические
эпохи], Цз. 136, URL: https://ctext.org/zhuzi-yulei/136/zhs.
11.Чжан Пу [张溥]. Хань вэй лючао бай сань цзя цзи тицы [汉魏六朝百三家集
题辞: Сборник аннотаций 300 авторов периодов Хань, Вэй и Шести
династий]. Цз. 22, Вэй у дидзи [魏武帝集: Собрание Вэйского У-ди], Цз.59
22, URL:
https://zh.m.wikisource.org/wiki/%E9%AD%8F%E6%AD%A6%E5%B8%9D
%E9%9B%86.
12.Чжао И [趙翼]. Няньэр ши чжацзи [廿二史札记: Записи к двадцати двум
династийным историям]. Цз. 7, Сань го чжи [三国志: Записи о трех
царствах], Цз. 7, URL:
https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&chapter=573743&remap=gb.
13.Тань Цисян [谭其骧]. Мао Цзэдун вэй Цао Цао фаньань дэ лиши си дзе [毛
泽东为曹操翻案的历史细节: Детальное опровержение Мао Цзэдуном
подробностей истории Цао Цао], URL: https://cul.sina.cn/zl/2015-07-
31/hiszl-ifxfpcys8206406.d.html?vt=1&pos=108.
Литература на русском языке:
14.Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко;
Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред.
М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006.
15.История Китая с древнейших времен до начала XXI века : в 10 т. / гл. ред.
С. Л. Тихвинский. М., 2014, Том 3. Троецарствие, Цзинь, Южные и
Северные династии, Суй, Тан (220-907).
Литература на китайском языке:
16.Ли Чживэй [刘治立]. Лунь «Сань го чжи·У ди цзи» Пэй Сун чжи чжу [论
《三国志·武帝纪》裴松之注: Обсуждение заметок Пэй Сунчжи к
«Записям о Трех царствах»] URL:
https://kns.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAS
T2015&filename=CDDB201504011&v=4av2GL8G0C8kDXGjZet3E5AsQDtL
Qmc9o5DbsJICNhFyn1g%25mmd2F1q1IZer2NNcvSb%25mmd2Ba (дата
обращения: 03.05.2022)
Литература на английском языке
17.Crespigny R. R. C. de. Biographical Dictionary of Later Han to the Three
Kingdoms (23-220 AD), 200760
18.Crespigny R. R. C. de. Fire Over Luoyang : A History of the Later Han Dynasty,
23-220 AD, 2016
19.Crespigny R. R. C. de. Imperial Warlord: A Biography of Cao Cao, 155–220 AD.
Leiden, Brill, 2010
20.Crespigny R. R. C. de. To Establish Peace: being the chronicle of Later Han for
the years 189 to 220 AD as recorded in chapters 59 to 69 of the Zizhi tongjian of
Sima Guang; translated and annotated, Canberra 1996
21.Crespigny R. R. C. de. The Three Kingdoms and Western Jin. A history of China
in the Third Century AD
22.Crespigny R. R. C. de. «Universal Histories», in Donald D. Leslie; Colin
Mackerras; Wang Gungwu (eds.), Essays on the Sources for Chinese History,
Columbia: University of South Carolina Press, 1973, pp. 64–70.
23.Twitchett D. and Loewe M., The Cambridge History of China, vol. 1: The Ch'in
and Han Empires, 221 BC–AD 220, Cambridge: Cambridge University Press,
1986
Интернет-ресурсы:
24.Zizhi tongjian 資治通鑑 «Comprehensive mirror to aid in government»
[электронный ресурс] URL:
http://www.chinaknowledge.de/Literature/Historiography/zizhitongjian.html.