Творчество Зюльфю Ливанели на примере романа «Bir kedi, bir adam, bir olum»
|
Введение 3
Глава 1. Биография и творческий путь беллетриста Зюльфю Ливанели 7
Глава 2. Особенности романа «Кошка, мужчина, смерть» как произведения массовой литературы 16
Глава 3. Понятия «постмодернизм» и «постмодернизм в литературе» 26
Глава 4. Особенности романа «Кошка, мужчина, смерть» как произведения постмодернистской литературы 37
Заключение 48
Библиография 52
Глава 1. Биография и творческий путь беллетриста Зюльфю Ливанели 7
Глава 2. Особенности романа «Кошка, мужчина, смерть» как произведения массовой литературы 16
Глава 3. Понятия «постмодернизм» и «постмодернизм в литературе» 26
Глава 4. Особенности романа «Кошка, мужчина, смерть» как произведения постмодернистской литературы 37
Заключение 48
Библиография 52
Зюльфю Ливанели внес свой вклад в различные виды искусства, а именно литературу, музыку и кино. Также З. Ливанели занимался политикой и журналистикой. Сначала он стал известен благодаря своей музыкальной деятельности, но с 1970-х гг он начал добиваться успеха и как писатель- беллетрист. Его романы переведены на 40 языков. Произведения З. Ливанели удостоены различных литературных наград, в том числе премии «Barnes &Moble» в США (2006 г.), Балканской литературной премии (1997 г.). В Турции З. Ливанели был удостоен премии Юнуса Нади (2001 г.), премии Орхана Кемаля (2009 г.) и премии Беяза Марты (2015 г.).
Первым произведением, за написание которого взялся З. Ливанели, был роман «Кошка, мужчина, смерть» (Bir kedi, bir adam, bir olum; все цитаты из данного романа даны по изданию Zulfu Livaneli «Bir kedi, bir adam, bir olum», в авторском переводе), исследование которого и представлено в данной работе. В наши дни З. Ливанели считается самым продаваемым турецким писателем, поэтому актуально и представляет интерес изучение его творчества, его писательских приемов. Кроме того, З. Ливанели в своих произведениях затрагиваются актуальные темы и для современной Турции, и для современного мира в целом. Исследуемый роман не является исключением. В романе представлена история турецкого мигранта, который после военного переворота 12 марта 1971 г. в Турции и перенесенных им пыток был вынужден покинуть родину и поселиться в Стокгольме. Данный военный переворот и последовавшие за ним репрессии оказали сильное влияние на турецкую литературу. Был создан целый ряд произведений, получивших затем название «романы 12 марта», которые повествуют о политических гонениях и жестоких пытках в турецких тюрьмах. Такие романы писали, например Эрдал Оз, Четин Алтан, Серги Сойсал. З. Ливанели был вынужден уехать из Турции по политическим соображениям после переворота 1971 г., обосноваться в Стокгольме, где он и начал писать роман на данную тему. Кроме того, в произведении затронута проблема политических беженцев, проблема их ассимиляции в обществе принявшей их страны. При этом З. Ливанели на фоне политических событий смог описать и внутренний мир человека, которому предстоит сделать сложный выбор между местью и прощением.
В Турции исследованием творчества З. Ливанели занимается литературовед Эмрах Сефероглу (Emrah Seferoglu). Он отмечает, что особенностью З. Ливанели является то, что он вплетает в сюжеты своих произведений социальные и политические события в мире, показывает жизнь отдельно взятого человека на фоне этих событий. Через восприятие одного человека З. Ливанели транслирует проблему всего общества. При этом повествование может вестись и не через одного рассказчика. Кроме того, герой З. Ливанели развивается в рамках трудностей, вызванных его одинокой жизнью [26].
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы послужило творчество современного турецкого писателя Зюльфю Ливанели. Предметом исследования стали структурные, тематические и идейные особенности романа З. Ливанели «Кошка, мужчина, смерть».
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа романа «Кошка, мужчина, смерть» выявить особенности беллетристики З. Ливанели. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач, а именно:
1. рассмотреть биографию писателя и его литературное творчество, помимо исследуемого романа
2. раскрыть содержание понятий «массовая литература», «беллетристика», «постмодернизм» и его проявления в литературе;
3. описать процесс создания исследуемого романа;
4. проанализировать приемы массовой и постмодернистской литературы, используемые З. Ливанели для написания романа «Кошка, мужчина, смерть».
Данная работа основывается на нескольких трудах, которые позволяют раскрыть смысл понятий «беллетристика» и «массовая литература», а именно на справочнике В. Д. Черняк и М. А. Черняк «Массовая литература в понятиях и терминах», на монографиях М. М. Репенковой «Турецкая литература на рубеже XX -XXI веков: основные парадигмы» и «Турецкие писатели переходной эпохи: литературные портреты», а также статье А. В. Образцова и А. С. Сулеймановой «Карнавализация насилия в романе «Счастье» (“Mutluluk”) Омера Зюльфю Ливанели». Последние две работы также дают общее представление о творчестве и биографии З. Ливанели. Статья Эмраха Сефероглу «Zulfu Livaneli Anlatilarinda Bakis Acisi ve Anlatici» также дает представление о творчестве писателя. Для написания данного исследования были использованы работы, раскрывающие понятие «постмодернизм» в философии и в литературе, а именно монография Н. Б. Маньковской «Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс», В. Курицина «Русский литературный постмодернизм», труды Ж. Бодрийяра «Симулякры и симуляции» и Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», статьи И. Ильина «Общая характеристика постмодернизма» из «Теории литературы» в 4 томах, монография М. М. Репенковой «Вращающиеся зеркала», очерк А. С. Сулеймановой «Постмодернизм в современной турецкой литературе» из сборника «Постмодернизм в литературах Азии и Африки». Кроме того, использованы труды, посвященные исследованию героя художественных произведений, а именно труды Л. Я. Гинзбург «О литературном герое» и Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Также автор данной работы использовал очерк М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе». Информация об исторических событиях, которые были включены в сюжет исследуемого романа, была взята из труда Д. Е. Еремеева «История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней».
Материалом для исследования послужил роман З. Ливанели «Кошка, мужчина, смерть» на турецком языке.
Данная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и библиографический список. В первой главе рассмотрена биография и творческий путь писателя-беллетриста З. Ливанели, а также раскрываются понятия «беллетристика» и «массовая литература». Во второй главе представлен анализ исследуемого романа, как произведения массовой литературы. В третьей главе раскрывается понятие «постмодернизм» и его проявление в литературе. В четвертой главе представлен анализ исследуемого романа, как произведения постмодернистской литературы
Первым произведением, за написание которого взялся З. Ливанели, был роман «Кошка, мужчина, смерть» (Bir kedi, bir adam, bir olum; все цитаты из данного романа даны по изданию Zulfu Livaneli «Bir kedi, bir adam, bir olum», в авторском переводе), исследование которого и представлено в данной работе. В наши дни З. Ливанели считается самым продаваемым турецким писателем, поэтому актуально и представляет интерес изучение его творчества, его писательских приемов. Кроме того, З. Ливанели в своих произведениях затрагиваются актуальные темы и для современной Турции, и для современного мира в целом. Исследуемый роман не является исключением. В романе представлена история турецкого мигранта, который после военного переворота 12 марта 1971 г. в Турции и перенесенных им пыток был вынужден покинуть родину и поселиться в Стокгольме. Данный военный переворот и последовавшие за ним репрессии оказали сильное влияние на турецкую литературу. Был создан целый ряд произведений, получивших затем название «романы 12 марта», которые повествуют о политических гонениях и жестоких пытках в турецких тюрьмах. Такие романы писали, например Эрдал Оз, Четин Алтан, Серги Сойсал. З. Ливанели был вынужден уехать из Турции по политическим соображениям после переворота 1971 г., обосноваться в Стокгольме, где он и начал писать роман на данную тему. Кроме того, в произведении затронута проблема политических беженцев, проблема их ассимиляции в обществе принявшей их страны. При этом З. Ливанели на фоне политических событий смог описать и внутренний мир человека, которому предстоит сделать сложный выбор между местью и прощением.
В Турции исследованием творчества З. Ливанели занимается литературовед Эмрах Сефероглу (Emrah Seferoglu). Он отмечает, что особенностью З. Ливанели является то, что он вплетает в сюжеты своих произведений социальные и политические события в мире, показывает жизнь отдельно взятого человека на фоне этих событий. Через восприятие одного человека З. Ливанели транслирует проблему всего общества. При этом повествование может вестись и не через одного рассказчика. Кроме того, герой З. Ливанели развивается в рамках трудностей, вызванных его одинокой жизнью [26].
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы послужило творчество современного турецкого писателя Зюльфю Ливанели. Предметом исследования стали структурные, тематические и идейные особенности романа З. Ливанели «Кошка, мужчина, смерть».
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа романа «Кошка, мужчина, смерть» выявить особенности беллетристики З. Ливанели. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач, а именно:
1. рассмотреть биографию писателя и его литературное творчество, помимо исследуемого романа
2. раскрыть содержание понятий «массовая литература», «беллетристика», «постмодернизм» и его проявления в литературе;
3. описать процесс создания исследуемого романа;
4. проанализировать приемы массовой и постмодернистской литературы, используемые З. Ливанели для написания романа «Кошка, мужчина, смерть».
Данная работа основывается на нескольких трудах, которые позволяют раскрыть смысл понятий «беллетристика» и «массовая литература», а именно на справочнике В. Д. Черняк и М. А. Черняк «Массовая литература в понятиях и терминах», на монографиях М. М. Репенковой «Турецкая литература на рубеже XX -XXI веков: основные парадигмы» и «Турецкие писатели переходной эпохи: литературные портреты», а также статье А. В. Образцова и А. С. Сулеймановой «Карнавализация насилия в романе «Счастье» (“Mutluluk”) Омера Зюльфю Ливанели». Последние две работы также дают общее представление о творчестве и биографии З. Ливанели. Статья Эмраха Сефероглу «Zulfu Livaneli Anlatilarinda Bakis Acisi ve Anlatici» также дает представление о творчестве писателя. Для написания данного исследования были использованы работы, раскрывающие понятие «постмодернизм» в философии и в литературе, а именно монография Н. Б. Маньковской «Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс», В. Курицина «Русский литературный постмодернизм», труды Ж. Бодрийяра «Симулякры и симуляции» и Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», статьи И. Ильина «Общая характеристика постмодернизма» из «Теории литературы» в 4 томах, монография М. М. Репенковой «Вращающиеся зеркала», очерк А. С. Сулеймановой «Постмодернизм в современной турецкой литературе» из сборника «Постмодернизм в литературах Азии и Африки». Кроме того, использованы труды, посвященные исследованию героя художественных произведений, а именно труды Л. Я. Гинзбург «О литературном герое» и Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Также автор данной работы использовал очерк М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе». Информация об исторических событиях, которые были включены в сюжет исследуемого романа, была взята из труда Д. Е. Еремеева «История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней».
Материалом для исследования послужил роман З. Ливанели «Кошка, мужчина, смерть» на турецком языке.
Данная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и библиографический список. В первой главе рассмотрена биография и творческий путь писателя-беллетриста З. Ливанели, а также раскрываются понятия «беллетристика» и «массовая литература». Во второй главе представлен анализ исследуемого романа, как произведения массовой литературы. В третьей главе раскрывается понятие «постмодернизм» и его проявление в литературе. В четвертой главе представлен анализ исследуемого романа, как произведения постмодернистской литературы
Произведения З. Ливанели, в частности роман «Кошка, мужчина, смерть», ориентированы на потребителя с упрощенными читательскими запросами. Однако труды З. Ливанели нельзя отнести исключительно к массовой литературе, как и, безусловно, к высокой литературе. Его область деятельности - срединная литература, беллетристика, которая совмещает в себе элементы высокой и низкой литературы. В романе «Кошка, мужчина, смерть» присутствует подобное совмещение.
На примере исследуемого романа можно заметить, как писатель использует штампы массовой литературы. В романе, например, присутствуют противостояние «добра» в лице главного героя и «зла» в лице больного старика и безусловная победа «добра». Помимо того, когда З. Ливанели в 1974 г. принялся писать данный роман, он решил затронуть актуально-злободневную на тот момент тему военного переворота, последовавших за ним репрессий и миграции соотечественников заграницу. Данная проблема не относится к разряду вечных проблем, поднимаемых высокой литературой, однако отлично подходит для произведения массовой литературы. Хотя сама по себе тема переворота 1971 г. и репрессий была уже не актуальна на момент издания книги, З. Ливанели старался привлечь к ней внимание читателей. Например, в приведенном в конце книги интервью журналист и З. Ливанели проводят параллели между событиями из романа и современной на момент взятия интервью ситуацией в Турции.
В произведении присутствуют элемент автобиографии. З. Ливанели сам был вынужден эмигрировать после переворота 1971 г. Писатель прекрасно знал, с какими трудностями может столкнуться мигрант в новой стране, и, основываясь на собственном опыте, написал данный роман.
В той части романа, которая написана другом главного героя по канонам массовой литературы, мы видим, что большую значимость приобретает сюжет, чем мысли и чувства героя. Складывается ощущение, что главный герой Сами Баран, тоскующий по родине, разгоняет свою тоску и находит смысл жизни в мести. Он планирует убийство больного старика, бывшего министра, из-за которого все политические заключенные в Турции, в том числе и Сами, пережили настоящий кошмар. Получается, что у Сами нет внутреннего мира, но есть одна великая цель - освободить мир от ужасного тирана. Единственное, чем рассказчик наполняет Сами, это заинтересованностью политикой. У Сами ее никогда не было, но, чтобы успешно продать роман о политическом беженце, нужно, чтобы этот беженец проявлял интерес к политике. Не стоит забывать, что задача массовой литературы заключается в том, чтобы выдавать обществу произведения с шаблонными сюжетами, «плоскими» героями с целью сделать роман коммерчески успешным. Поэтому З. Ливанели, стремясь привлечь большее количество читателей, и закладывает подобный сюжет в основу своего произведения.
Также для передачи событий в первой части романа З. Ливанели использует подставного автора, рассказчика, который является вездесущим свидетелем происходящего. Такой метод повествования широко употребляется в массовой литературе. Рассказчик имеет представление, хоть и поверхностное, о жизни главного героя и других персонажей. Также он последовательно, не отвлекаясь на сторонние сюжеты, повествует о событиях романа.
Что касается глав-приложений, про них уже нельзя сказать, что они имеют отношение к массовой литературе, они скорее написаны в постмодернистском ключе. Повествование в этих главах ведется от лица самого Сами, который после каждой главы рассказчика врывается в историю с желанием дополнить рассказ о нем и объяснить что-то читателям. Такое преодоление дистанции между текстом и читателем (прием «короткое замыкание») является одной из отличительных черт постмодернистской литературы. Кроме того, примером «короткого замыкания» служит и предисловие от З. Ливанели, в котором он описывает долгий процесс написания романа.
Сами оказывается не шаблонным героем, он никогда не интересовался политикой, он обычный невзрачный беженец, который ненавидит больного старика и хочет его убить исключительно по личным причинам. А спустя время Сами даже начинает чувствовать сильную привязанность к старику и в какой -то момент понимает, что он не способен его убить. Таким образом, Сами оказывается довольно слабым духом постмодернистским героем. В этих главах З. Ливанели наполняет героя более глубокими чувствами, мыслями, и тут читатель может составить более четкий психологический портрет Сами. Также в предисловии З. Ливанели говорит о том, что изначально он планировал писать роман под влиянием событий 1971 г. Но написание романа затянулось почти на 30 лет, потому что он решил, что недостаточно написать лишь о пытках и миграции турок. З. Ливанели захотел улучшить именно психологическую составляющую романа. Таким образом, в романе была поднята проблема, которая уже более свойственна классической литературе. Это проблема выбора между местью и прощением.
Конец романа также оказывается не шаблонным. В итоге Сами, усмехаясь над тем, как закончил роман его друг, оставляет старика в покое и начинает жить спокойной жизнью мигранта. Через позицию главного героя З. Ливанели передает свою позицию и отношение к массовой литературе. Писатель делает это не только в конце романа. На протяжении всего повествования через Сами он критикует штампы массовой литературы и массовой культуры в целом, но при этом относится к ним с пониманием, потому что штампы - простой и быстрый способ написать произведение, которое будет успешно продаваться. Однако к такому явлению массовой культуры, как СМИ, писатель явно относится негативно и никак не оправдывает его пагубное влияние на общество.
Можно сказать, что З. Ливанели использует и принцип фрагментарности, так как в исследуемом романе чередуются то главы, описывающие события от лица подставного автора, то от лица главного героя. Также в романе наблюдается и принцип пермутации, так как через главы, написанные от лица Сами, З. Ливанели рассказывает историю в хаотичном порядке.
Единственная проблема, которая объединяет все главы независимо от того, от чьего лица они рассказаны, это проблема значения родного языка для человека, вынужденного жить в чужой стране. Подобным образом З. Ливанели затрагивает проблему самоидентификации.
Э. Сефероглу, основываясь на том, что писатель в своих произведениях рассматривает проблему с различных точек зрения, от лица разных персонажей, относит З. Ливанели к писателям-постмодернистам. Автор же данного исследования считает, что лишь по этому признаку не стоит делать подобных выводов. З. Ливанели умело комбинирует приемы массовой литературы и постмодернистской литературы, что и является особенностью его беллетристики.
На примере исследуемого романа можно заметить, как писатель использует штампы массовой литературы. В романе, например, присутствуют противостояние «добра» в лице главного героя и «зла» в лице больного старика и безусловная победа «добра». Помимо того, когда З. Ливанели в 1974 г. принялся писать данный роман, он решил затронуть актуально-злободневную на тот момент тему военного переворота, последовавших за ним репрессий и миграции соотечественников заграницу. Данная проблема не относится к разряду вечных проблем, поднимаемых высокой литературой, однако отлично подходит для произведения массовой литературы. Хотя сама по себе тема переворота 1971 г. и репрессий была уже не актуальна на момент издания книги, З. Ливанели старался привлечь к ней внимание читателей. Например, в приведенном в конце книги интервью журналист и З. Ливанели проводят параллели между событиями из романа и современной на момент взятия интервью ситуацией в Турции.
В произведении присутствуют элемент автобиографии. З. Ливанели сам был вынужден эмигрировать после переворота 1971 г. Писатель прекрасно знал, с какими трудностями может столкнуться мигрант в новой стране, и, основываясь на собственном опыте, написал данный роман.
В той части романа, которая написана другом главного героя по канонам массовой литературы, мы видим, что большую значимость приобретает сюжет, чем мысли и чувства героя. Складывается ощущение, что главный герой Сами Баран, тоскующий по родине, разгоняет свою тоску и находит смысл жизни в мести. Он планирует убийство больного старика, бывшего министра, из-за которого все политические заключенные в Турции, в том числе и Сами, пережили настоящий кошмар. Получается, что у Сами нет внутреннего мира, но есть одна великая цель - освободить мир от ужасного тирана. Единственное, чем рассказчик наполняет Сами, это заинтересованностью политикой. У Сами ее никогда не было, но, чтобы успешно продать роман о политическом беженце, нужно, чтобы этот беженец проявлял интерес к политике. Не стоит забывать, что задача массовой литературы заключается в том, чтобы выдавать обществу произведения с шаблонными сюжетами, «плоскими» героями с целью сделать роман коммерчески успешным. Поэтому З. Ливанели, стремясь привлечь большее количество читателей, и закладывает подобный сюжет в основу своего произведения.
Также для передачи событий в первой части романа З. Ливанели использует подставного автора, рассказчика, который является вездесущим свидетелем происходящего. Такой метод повествования широко употребляется в массовой литературе. Рассказчик имеет представление, хоть и поверхностное, о жизни главного героя и других персонажей. Также он последовательно, не отвлекаясь на сторонние сюжеты, повествует о событиях романа.
Что касается глав-приложений, про них уже нельзя сказать, что они имеют отношение к массовой литературе, они скорее написаны в постмодернистском ключе. Повествование в этих главах ведется от лица самого Сами, который после каждой главы рассказчика врывается в историю с желанием дополнить рассказ о нем и объяснить что-то читателям. Такое преодоление дистанции между текстом и читателем (прием «короткое замыкание») является одной из отличительных черт постмодернистской литературы. Кроме того, примером «короткого замыкания» служит и предисловие от З. Ливанели, в котором он описывает долгий процесс написания романа.
Сами оказывается не шаблонным героем, он никогда не интересовался политикой, он обычный невзрачный беженец, который ненавидит больного старика и хочет его убить исключительно по личным причинам. А спустя время Сами даже начинает чувствовать сильную привязанность к старику и в какой -то момент понимает, что он не способен его убить. Таким образом, Сами оказывается довольно слабым духом постмодернистским героем. В этих главах З. Ливанели наполняет героя более глубокими чувствами, мыслями, и тут читатель может составить более четкий психологический портрет Сами. Также в предисловии З. Ливанели говорит о том, что изначально он планировал писать роман под влиянием событий 1971 г. Но написание романа затянулось почти на 30 лет, потому что он решил, что недостаточно написать лишь о пытках и миграции турок. З. Ливанели захотел улучшить именно психологическую составляющую романа. Таким образом, в романе была поднята проблема, которая уже более свойственна классической литературе. Это проблема выбора между местью и прощением.
Конец романа также оказывается не шаблонным. В итоге Сами, усмехаясь над тем, как закончил роман его друг, оставляет старика в покое и начинает жить спокойной жизнью мигранта. Через позицию главного героя З. Ливанели передает свою позицию и отношение к массовой литературе. Писатель делает это не только в конце романа. На протяжении всего повествования через Сами он критикует штампы массовой литературы и массовой культуры в целом, но при этом относится к ним с пониманием, потому что штампы - простой и быстрый способ написать произведение, которое будет успешно продаваться. Однако к такому явлению массовой культуры, как СМИ, писатель явно относится негативно и никак не оправдывает его пагубное влияние на общество.
Можно сказать, что З. Ливанели использует и принцип фрагментарности, так как в исследуемом романе чередуются то главы, описывающие события от лица подставного автора, то от лица главного героя. Также в романе наблюдается и принцип пермутации, так как через главы, написанные от лица Сами, З. Ливанели рассказывает историю в хаотичном порядке.
Единственная проблема, которая объединяет все главы независимо от того, от чьего лица они рассказаны, это проблема значения родного языка для человека, вынужденного жить в чужой стране. Подобным образом З. Ливанели затрагивает проблему самоидентификации.
Э. Сефероглу, основываясь на том, что писатель в своих произведениях рассматривает проблему с различных точек зрения, от лица разных персонажей, относит З. Ливанели к писателям-постмодернистам. Автор же данного исследования считает, что лишь по этому признаку не стоит делать подобных выводов. З. Ливанели умело комбинирует приемы массовой литературы и постмодернистской литературы, что и является особенностью его беллетристики.
Подобные работы
- Творчество Зюльфю Ливанели на примере романа «Bir kedi, bir adam, bir
olum»
Бакалаврская работа, физиология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Ирреальный мир романа “История моего брата”3юльфю Ливанели
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Ирреальный мир романа “История моего брата”3юльфю Ливанели
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



