ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 7
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры 7
1.2 Понятие и сущность корпоративных ценностей 15
1.3 Влияние корпоративных ценностей на успех бизнеса 19
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ КОМПАНИИ 23
2.1 Разработка программы исследования «Корпоративные ценности
коммерческих компаний: сравнительный анализ российских и зарубежных автомобильных компаний» 23
2.2 Результаты эмпирического исследования «Корпоративные ценности
коммерческих компаний: сравнительный анализ российских и зарубежных автомобильных компаний» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность данной темы основана на непрекращающейся необходимости развития организации в погоне за эффективностью деятельности, которая напрямую зависит от корпоративной культуры. Корпоративная культура напрямую связана с успехом компании. Компания обречена на успех только в том случае, если её сотрудники понимают важность и ценность своей работы. Корпоративная культура отличает организацию от конкурентов, привлекает клиентов, партнеров, которым её корпоративная культура близка по духу. А это даёт преимущество конкурентоспособности организации в условиях рыночной экономики, не так ли?
Современная организация - это, своего рода, настоящая социальная система, чтобы поддерживать в ней гармонию и управлять ею, необходимо постоянно искать компромисс между интересами организации и её работников.
В нашей стране из-за отсутствия крупных инвестиций в промышленности и жесточайшей конкуренции с Западом, необходимо обращаться к внутренним ресурсам компании и искать всё новые и новые для повышения эффективности работы организации. Основу корпоративной культуры составляют корпоративные ценности. Ценности компании формируют культуру компании и влияют на бизнес-стратегию. Они помогают создать цель, улучшить сплоченность команды и создать чувство приверженности. Корпоративные ценности влияют на все аспекты бизнеса, от продукта, разрабатываемого командами, до стратегий продаж и маркетинга или обслуживания клиентов, которое предоставляют сотрудники. Ценности компании - это инструменты к достижению успеха. Если организация не будет придерживаться своих корпоративных ценностей и идти им наперекор, то это приведёт к потери доверия внутри организации среди сотрудников, а за ее пределами к потери доверия клиентов, следовательно, к падению продаж. Ценности могут быть исследованы как основная часть корпоративной культуры.
Многие компании формулируют свои ценности в открытом доступе. В этом случае исследование возможно в формате контент-анализа указанных компанией ценностей. Однако формулируемые и практические ценности могут не совпадать.
Для изучения ценностей важна база для их сравнения, классификация. Существуют различные классификации организационных ценностей. Например, разделение на терминальные и инструментальные ценности базируется на классификации личных ценностей - ценности-цели (к чему стремится организация) и ценности - средства (каким образом цели достигаются).
Также существует классификация ценностей по трем группам: эмоциональные, экономические и этические - на личностном, организационном и социальном уровнях. Системы ценностей также могут быть классифицированы в зависимости от того, на что направлена система (на внутренние процессы, человеческие отношения и т.д.).
Несмотря на то, что важнейшими ценностями коммерческих компаний является достижение прибыльности компании и получение прибыли, однако для привлечения клиентов важно включать и социальные ценности, важные для потребителей.
Объектом в данной работе будут выступать российские и зарубежные компании.
Предметом в данной работе будут выступать корпоративные ценности российских и зарубежных компаний.
Цель данной работы: изучение корпоративной культуры в организациях, влияния корпоративных ценностей на эффективность работы персонала, успех организации, сравнение корпоративных ценностей зарубежной и российской компании.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Раскрыть понятие и сущность корпоративной культуры.
2. Раскрыть понятие и сущность корпоративных ценностей.
3. Определить влияние корпоративных ценностей на успех бизнеса.
4. Определить перечень коммерческих организаций.
5. Провести сравнительный контент - анализ декларируемых корпоративных ценностей, публикуемых на сайтах компаний.
Эмпирические гипотезы:
1. Азиатские компании ориентированы на клиентов и внедрение инноваций в производство.
2. Российские компании ориентированы на сотрудников.
В своей работе я опиралась на исследования и публикации российских и зарубежных авторов, таких как Абрамова С.Г., Костенчук И.А., Андрюченко С., Бандурин А.В., Баринов В.А., Макаров Л.В., Гиоргадзе Н.В., Спивак В.А., Сухорукова М., Химич Е.В., Петрова Е.В., Широкова М.В., Шекшня С., Кэмерон К., Куинн Р., Шейн Э., Голд К., Шварц Х., Дэвис С., и др.
Степень изученности проблемы: Е. Гоффман, Т. Парсонс, Г. Хоманс первыми в своих работах начали изучать корпоративную культуру в 1950-1960 гг. Корпоративная культура - обширный и неопределенный феномен, существует не один десяток его определений, каждое из которых сосредотачивает внимание на составляющие корпоративной культуры, корпоративных ценностях.
Теоретико-методологической основой ВКР являются концептуальные подходы в области изучения корпоративной культуры и корпоративных ценностей, изложенные в российских и зарубежных научных работах. Наряду с теоретическими методами исследования применялся контент-анализ корпоративных ценностей с сайтов компаний.
Практической базой написания дипломной работы послужили сайты российских и зарубежных компаний: 3 отечественные (“ГАЗ”, “КАМАЗ”, ЛАДА (АвтоВАЗ)) и 3 азиатские (Hyundai Motor Company, Nissan, Toyota).
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, включающая в себя две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы корпоративной культуры, корпоративных ценностей. Во второй главе работы представлен сравнительный контент-анализ декларируемых корпоративных ценностей, публикуемых на сайтах российских и зарубежных компаний.
В заключении приведены основные выводы, которые можно сделать в результате анализа, проведенного в рамках ВКР.
Анализ, проведённый в рамках данной ВКР позволяет назвать корпоративную культуру социальным явлением, которое есть на каждом предприятии. В корпоративную культуру входят разделяемые сотрудниками ценности, цели, нормы и правила, определяющие и направляющие деятельность данной организации. Корпоративная культура на каждом предприятии уникальна и отлична от другой. Именно корпоративная культура передаёт уже устоявшееся «наследие» новым поколениям сотрудников.
Корпоративная культура, отражающая более широкую культуру, обычно более успешна, чем та, которая ей противоречит. Например, в современной глобальной культуре, которая ценит прозрачность, равенство и общение, скрытная компания со строго иерархической структурой, скорее всего, будет иметь проблемы с набором и удержанием сотрудников и привлечением клиентов и партнеров.
В данной работе я рассмотрела также свойства и типы корпоративной культуры. Подробно изложила процесс формирования корпоративных ценностей организации. Пришла к выводу, что корпоративная культура это прежде всего ценности, которые соответствуют целям организации. Наличие четких корпоративных ценностей компании помогает гарантировать, что все сотрудники работают над достижением одних и тех же целей. Корпоративные ценности поддерживают видение компании и формируют её культуру. Вот почему каждое отдельное бизнес-решение должно соответствовать этим ценностям.
Ценности лежат в основе организации и должны пронизывать всё, что она делает, и каждое принимаемое решение. Принимая подход, основанный на ценностях, идёт постоянное подтверждение того, что отстаивает компания. Ценности руководят организацией. Без понимания того, чем руководствуется бизнес, направление деятельности будет потеряно, что скажется на репутации организации, ее взаимоотношениях с сотрудниками и результатах деятельности. Если в организации достаточно хорошо определены свои ценности, руководители должны иметь возможность использовать их в качестве надежной отправной точки для принятия стратегических решений.
По итогам проведенного исследования, можно сделать вывод об ориентации азиатских компаний на развитие и внедрение инноваций в большей степени, чем российских компаний. На обоих рынках компании заявляют о заботе о качестве обслуживания клиентов, но компании азиатского рынка в большей степени следуют принципу «клиент - главный человек в компании». Российские компании в большей степени декларируют ценность сотрудников. Обе эмпирические гипотезы подтвердились.
1. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». 1999. С. 350.
2. Андрюченко С. Управление персоналом в стратегическом менеджменте // Управление персоналом. 2004. №5. С. 18-20.
3. Ансофф И. Стратегия новой компании. - СПб: Питер. 2009. С. 416.
4. Ачкасова В.А., Володина Л. Связи с общественностью как социальная инженерия. 2005. С. 45.
5. Бандурин А.В. Анализ моделей и типов корпоративной культуры // Сборник научных трудов. 2005. №.8. С. 13-16.
6. Бандурин А.В. Деятельность компании. - М .: БУКВИЦА. 2009. С. 600.
7. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №2. С. 18-24.
8. Бельмас А. Влияние корпоративной культуры на сотрудников с разными типами мотивации // Корпоративная культура. 2008. №5. С. 15-20.
9. Виханский О.С. Стратегический менеджмент: Учебник. М .: Гардарики. 2008. С. 296.
10. Гиоргадзе Н.В. Формирование и распространение философии корпоративной культуры и лидерства // Молодой учёный. 2015. №24 (104). С. 1203-1207.
11. Гришанина Н.В., Лопашина Г. С. и др. Основы менеджмента. - М .: Юрайт. 2008. С. 425.
12. Демин Д. Инвестиции в культуру: влияние корпоративной культуры на финансовые результаты компании. Часть 1 // Мотивация и заработная плата. 2007. №1. С. 41-43.
13. Егорова А.О., Спиридонова А.В., Теселкина Е.А. Анализ финансово-
экономических и социальных показателей деятельности ПАО «ГАЗ». 2018.
С. 22-29.
14. Зайцева Н.В. Анализ организационной культуры как фактор повышения эффективности стратегии управления медицинской организацией // Социология медицины. 2013. №1 (22). С. 30-38.
15. Захаров А. Корпоративное управление в России // Аналитический банковский журнал. 2001. №6. С. 23-25.
16. Иванова С. Корпоративная культура - эффективное средство мотивации сотрудников // Кадровая служба. 1998. №9. С. 9-11.
17. Изотов В. Корпоративная культура. Стратегии и способы ее формирования // Работа и зарплата. 2007. №4.
18. Капитонова В.В. Корпоративная идеология в работе по мотивированную работников // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2012. №3 (55). С. 85-86.
19. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА - М. 2005. С. 51.
20. Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития. 2001. С. 9.
21. Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса // Управление персоналом. 2011. №11. С. 15-17.
22. Колесников А.С. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М. : Издательство Юрайт. 2017. С. 9-13.
23. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. - М.: ИКАР. 2004. С. 196-205.
24. Кыстоякова К.И., Черных Я.А., Пивовар В.В., Елисеенко А.А., Тогочакова А.О. Современные проблемы управления персоналом организации // Экономика и предпринимательство. №6 (131). 2021. С.
929-933.
25. Кэмерон К., Куинн Р Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. ред. И.В. Андреева. - СПб: Питер. 2009. С. 320.
26. Левин Б.А., Галазов В.И., Заречкин Е.Ю., Усманов Б.Ф. Человеческие ресурсы корпорации: стратегия и практика управления. М.: ИКЦ Академкнига. 2005.
27. Максименко Г.В. Импакт-инвестирование в системе социальной ответственности бизнеса. 2020. №2. С. 290-293.
28. Мезин Р Корпоративная культура - инструмент конкурентной борьбы // Управление компанией. 2004. №3. С. 13-16.
29. Моргунов Е.Б. Организационное поведение / ЭБ Моргуна; Отв. изд. О. М. Медушевская. - М .: РГГУ 2004. С. 261.
30. Нашинская Т.Н. Концептуальные дифференциации понятия «Корпоративная культура» // Общественные науки. 2014. № 6. С. 67-74.
31. Николаева Г.Н. Развитие организационной культуры как фактор повышения эффективности управления персоналом // Известия Байкальского государственного университета. 2006. С. 68-70.
32. Пестрякова А.С. Отличия корпоративных ценностей иностранных и российских компаний // Сборник: Феномены культуры. 2019. С. 240-244.
33. Потемкин В.К. Деловая этика. 2016. С. 99-114.
34. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность. М. 1998.
35. Рынкевич Н.С., Данилова Т.В. Исследование влияния корпоративной культуры на организационную эффективность // Вестник ПДАБА. 2010. С. 59-66.
36. Рычкова А.А. Корпоративная культура современной компании. Генезис и тенденции развития. 2015. С. 12.
37. Скульмовская Л. Г., Клименко А. А. Корпоративные ценности как фактор развития корпоративной культуры // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. №4. С. 101-105.
38. Сотников С. А. Организация управления персоналом / S.A. Сотников. М .: КноРус. 2016. С. 512.
39. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб: Питер. 2009. С. 352.
40. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры. УП. №11 (53). 2000. С. 46-52.
41. Федин М. Корпоративная культура через регулирование деятельности сотрудников // Управление компанией. 2004. №3. С. 24-25.
42. Химич Е.В, Петрова Е.В. Корпоративная культура как фактор эффективного менеджмента транспортного предприятия. // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. 2019. №1 (18). С. 55-66.
43. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. // Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер, 2002. С. 24-26.
44. Шекшня С. Управление персоналом современной организации / С. Шекшня. - М .: Обходная школа «Интел-Синтез». 2005. С. 408.
45. Ширикова М.В. Взаимосвязь ценностно-смысловой и нравственной сферы с представлением о корпоративной культуре. 2011. С. 39-49.
46. Gold K. Managing for Success: A comparison of the private and public sectors // Public Administration Review. 1982. P. 134.
47. Schwartz H., Davis S. Matching corporate culture and business strategy // Organizational dynamics. 1981. Summer. P 97.
Электронный ресурс:
48. Кодекс корпоративной этики ЛАДА (автоВАЗ). [Электронный ресурс]. URL: https://avtoregion.lada.ru/pages/about(дата обращения 05.05.2022).
49. Кодекс корпоративной этики ОАО «КАМАЗ». Общие положения. Открытое акционерное общество «КАМАЗ». [Электронный ресурс]. URL: https://kamaz.ru/about/compliance/codex/(дата обращения 05.05.2022).
50. Корпоративная философия Hyundai Motor Company. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hyundai.ru/philosophy#slide9 (дата обращения 05.05.2022).
51. Миссия и стратегия компании «Группа ГАЗ». [Электронный ресурс]. URL: https://gazgroup.ru/company/mission/(дата обращения 05.05.2022).
52. ООН. Цели устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/(дата обращения 05.05.2022).
53. Правила Nissan — Лидер-Авто — официальный дилер Nissan. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nissan.ru/experience-nissan/trust.html(дата обращения 05.05.2022).
54. Принципы Tayota. [Электронный ресурс]. URL: https://www.toyota.ru/about-company/principles(дата обращения 05.05.2022).