СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Эстетика кинематографа Вонг Карвая 8
1.1 Воплощение культурного бэкграунда Гонконга в кинопродукции Вонг Карвая 8
1.2 Воплощение эстетики в фильмах Вонг Карвая в период рождения на примере фильма «Пока не высохнут слёзы» и в период становления на примере фильма «Дикие дни») 14
1.3 Выводы по первой главе 25
2. Повествовательная характеристика фильмов Вонг Карвая 27
2.1 Подвижность и неопределенность заднего плана 27
2.2 Линейная структура повествования 37
2.3 Нелинейная структура повествования 42
2.4 Выводы по второй главе 47
3. Художественная техника фильмов Вонг Карвая 49
3.1 Язык операторского кадра (портативный передвижной объектив, широкоугольный объектив, приложение для определения положения камеры и фокусировки) 49
3.2 Использование цветовой составляющей (цвета для выражения развития сюжета, цвета для передачи эмоций, цвета для прояснения тем).. 60
3.3 Использование музыкальной составляющей (музыка передачи атмосферы окружающей обстановки, музыка для выражения процесса развития повествования, музыка для отображения внутреннего мира персонажей) 66
3.4 Выводы по третьей главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Актуальность работы.
Вонг Карвай является известным гонконгским режиссёром и сценаристом, представителем Новой Волны, которая заключается в инновационном подходе к киносъёмке. Вонг Карвай известен своим поэтическим киноязыком и эмоциональностью кинематографического повествования.
Кинематографический мир, созданный Вонг Карваем, уникален тем, что режиссёр создаёт красочные миры с разнообразными персонажами. Важно то, что эмоции людей в них реальны. Люди, которым довелось испытать те же чувства, часто эмоционально проникаются фильмами Вонг Карвая. Многие считают, что чувства, которые вызывают его фильмы, не похожи на чувства, которые можно испытать при просмотре работ других режиссёров.
Фильмы режиссёра имеют психологическую направленность. Они помогают зрителю понять внутренний мир героев повествования. Его кинематографические произведения показывают противоречия во внутреннем мире героев, их внутреннюю борьбу. Режиссер показывает одиночество, нерешительность и тревогу героев и героинь, вызывая у аудитории сильнейший эмоциональный резонанс. Персонажей его фильмов объединяет постоянное чувство одиночества в условиях растущей урбанизации.
Следовательно, изучение фильмов Вонг Карвая может помочь лучше понять любовные настроения городских жителей и их психологические проблемы, а также их эмоциональные переживания.
Многие режиссеры нового поколения в той или иной степени вдохновлены авангардными приемами съемки и повествовательными приемами режиссера Вонг Карвая. Они используют элементы стилистики и эстетики данного режиссёра в своих кинематографических работах.
В рамках настоящего исследования анализируются как ранние, так и зрелые работы Вонг Карвая. Анализ раннего творчества режиссёра осуществляется на примере его фильма «Пока не высохнут слёзы» (1988 год). В качестве примера зрелого творчества Вонг Карвая приводится кинематографическое произведение «Дикие дни» (1990 год).
Целью работы является анализ стиля кинематографа режиссёра Вонг Карвая, в частности, элементов гонконгской культуры в фильмах режиссёра.
Для реализации поставленной в рамках исследования цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести подробный анализ эстетики кинематографа Вонг Карвая.
2. Рассмотреть повествовательную характеристику фильмов Вонг Карвая
3. Провести разбор художественной техники фильмов Вонг Карвая
Объектом исследования является кинематограф режиссёра Вонг Карвая.
Предмет исследования представляет собой эстетическая стилистика кинопродукции режиссёра Вонг Карвая на примере следующих фильмов: «Пока не высохнут слёзы» и «Дикие дни».
В рамках настоящего выпускного квалификационного исследования планируется использовать следующие методы:
1. Анализ литературных источников на русском, английском и китайском языках
2. Теоретический анализ
3. Сравнительный анализ ранних (на примере фильма «Пока не высохнут слёзы») и зрелых (на примере фильма «Дикие дни») работ Вонг Карвая
Теоретическая составляющая работы.
В рамках теоретической составляющей исследования с целью анализа повествовательной структуры кинематографа режиссёра Вонг Карвая использовалась нарративная теория Роланда Барта и теория семиотики кино, которая была выдвинута Кристианом Мецом и Умберто Эко.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что был проведён подробный анализ художественных особенностей фильмов Вонг Карвая. В частности, была дана характеристика таким составляющим его работ, как структура повествования, операторская техника, музыкальное сопровождение, культурно-исторический контекст
Теоретическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его материалы можно использовать для дальнейшего создания научных и исследовательских работ на тему азиатского кинематографа в целом, а также на тему исследования работ режиссёра Вонга Карвая в частности.
Практическая значимость исследования.
Результаты проведённого исследования можно использовать в процессе преподавания различных дисциплин, которые связаны с теорией и историей кинематографа, а также с практикой создания художественных фильмов.
Помимо этого, материалы настоящей работы могут найти практическое применение в процессе планирования и дальнейшего создания новых произведений киноискусства.
Структура работы. Логика настоящего выпускного квалификационного исследования диктует следующую структуру: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
В первой главе (которая называется «Эстетика кинематографа Вонг Карвая») анализируется воплощение культурного бэкграунда Гонконга в кинопродукции Вонг Карвая, а также воплощение стилистической эстетики в ранних фильмах рассматриваемого режиссёра (на примере фильма «Пока не высохнут слёзы») и в его зрелом творчестве (на примере фильма «Дикие дни»).
Во второй главе (которая носит название «Повествовательная характеристика фильмов Вонг Карвая») рассматриваются такие элементы его фильмов, как подвижность и неопределенность заднего плана, а также линейная и нелинейная структуры повествования.
В третьей главе (под названием «Художественная техника фильмов Вонг Карвая») подробно разбирается язык операторского кадра фильмов рассматриваемого режиссёра, а также использование цветовой и музыкальной составляющей в его фильмах.
В конце каждой главы делаются краткие выводы по изложенным в материалах глав тезисам. После этого цели и задачи исследования можно будет считать полностью реализованными.
Вонг Карвай (кит. 1.Ж Р, Wang Jiawei) - режиссёр гонконгской Новой волны, известный своим поэтическим киноязыком, ярко проявленным в таких его фильмах, как Пока не высохнут слезы, Дикие дни, Прах времен, Чунгкингский экспресс, Падшие ангелы, Счастливы вместе, 2046 и Великий мастер.
Действие большинства фильмов Вонг Карвая (включая такие фильмы, как «Пока не высохнут слёзы» и «Дикие дни», которые будут разобраны в рамках настоящего выпускного квалификационного исследования) происходит в китайской провинции Гонконг. В кинематографических произведениях мастера можно увидеть воплощение культурного бэкграунда Гонконга.
Обладая богатым опытом в производстве кинопродукции в качестве сценариста и заместителя режиссёра, Вонг Карвай на момент создания фильма «Пока не высохнут слёзы» (1988 год) уже очень хорошо разбирался в функционировании кинематографического рынка Гонконга. В то время кинотеатры Гонконга были наводнены гангстерскими боевиками. Именно на этом поле и решил сыграть Вонг Карвай в своей карьере режиссёра.
Оригинальное название анализируемой картины - «Кармен из Мон-Кок» (Мон-Кок - район в Гонконге). По-китайски оно звучит как « ЙЕЯ^П». Это название отсылает зрителя к произведению «Кармен» Проспера Мериме. Хотя характеры и судьбы героев фильма Вонг Карвая имеют мало общего с характерами с судьбами «Кармен», использование данного культуронима в оригинальном названии фильма намекает на трагический финал истории.
Если фильм «Когда не высохнут слёзы» является трамплином для входа Вонг Карвая в мир режиссуры, то картина «Дикие дни», получившая награду за лучший фильм в рамках 10-й Гонконгской кинопремии демонстрирует его окончательное становление как зрелого режиссёра.
Фрагментированный, коллажированный и раздробленный стиль изображения режиссера (который позже был использован и в его последующих кинематографических работах) позволил увидеть уникальную повествовательную и образную манеру режиссёра Вонг Карвая, которая не имеет других аналогов в кинематографе.
Персонажи фильмов Вонг Карвая в основном представляют собой маргинальных субъектов. Это убийцы, гангстеры, проститутки и иные личности, которые находятся на обочине китайского общества. Если же говорить о честных тружениках, то их социальный статус также невысок - это продавцы, официанты, а также другие работники невысокого статуса.
В фильмах Вонг Карвая герои часто не имеют корней, и предоставлены сами себе в большом городе. Использование данного приёма также представляет собой намёк на искусственность гонконгской культуры и на отсутствие связей её представителей со своими корнями.
Вонг Карвай разбирается в построении повествования намного лучше, чем большинство других режиссёров в китайской индустрии кинематографа. Это связано с тем, что до того, как стать режиссёром, Вонг Карвай успел получить многолетний опыт работы в качестве сценариста. Он прекрасно знает, что именно нужно рассказывать, и как именно подать историю, чтобы привлечь максимальное количество аудитории.
Ниже будут перечислены четыре ключевых аспекта повествовательной стратегии фильмов Вонг Карвая: поиск самоидентификации и своего места в жизни со стороны персонажей; представление точного времени повествования; нахождение персонажей в настоящем моменте времени, здесь и сейчас; постмодернистские мотивы в построении повествовательной структуры.
Кинематографические произведения Вонг Карвая обладают собственной четкой и узнаваемой системой кинематографических символов. Эта система обладает своей собственной, неповторимой структурой.
Повествовательная структура делится на линейную и нелинейную. В линейной повествовательной структуре происходящие события расположены в хронологическом порядке развития истории, тогда как нелинейная структура призвана нарушить временную последовательность и причинность событий и использовать более сложные повествовательные техники для соединения сюжетных линий истории.
В фильмах Вонг Карвая присутствует оба типа структуры, как линейная, так и нелинейная.
Если говорить о линейной повествовательной структуре, которая присутствует в произведениях Вонг Карвая, то она может быть выражена очень по-разному Она может представлять две параллельных сюжетных линии, которые выстроены строго в хронологическом порядке («Пока не высохнут слёзы») или несколько историй, следующих одна за другой, но не связанных общим сюжетом («Дикие дни», «Счастливы вместе», «Любовное настроение»).
Нелинейная структура повествования в творчестве режиссёра Вонг Карвая представлена такими фильмами, как «Прах времён» и «2046».
Если «Прах времён» представляет собой костюмированную драму, действие которой происходит в Древнем Китае, то «2046» можно рассматривать как продолжение «Любовного настроения» или краткое изложение всех предыдущих работ режиссёра Вонг Карвая.
Первый фильм представляет собой повествование, в основе которого лежит поток сознания центрального персонажа, тогда как второй фильм выражает субъективное отображение времени. Он попеременно демонстрирует зрителю реальную жизнь писателя, которая осуществляется в настоящем времени, а также события из его книги, происходящие в достаточно отдалённом (во всяком случае, с точки зрения того времени, когда снимался анализируемый фильм) будущем.
Самым заметным достижением Вонг Карвая является воплощение в реальной кинематографической практике результатов различных экспериментов в области операторской техники. В каждом из нескольких десятков фильмов, созданных режиссёром, использовались различные новаторские приёмы операторской техники для выражения различных авторских замыслов.
В частности, одним из важных операторских приёмов Вонг Карвая является использование портативного передвижного объектива для съёмки своих фильмов. Основной целью этого приёма является получение определенной степени дрожания благодаря специфическим съемочным характеристикам портативного передвижного объектива.
Портативный передвижной объектив в фильмах Вонг Карвая создаёт не только чувство близости зрителя и главного героя, но также и помогает создать иллюзию отдаления от окружающих персонажа людей.
Вторым операторским приёмом Вонг Карвая является использование широкоугольного объектива. Из-за оптической природы широкоугольного объектива изображение, снятое с его использованием, обладает большей глубиной и резкостью, помогает создать больший охват сцены, а также имеет небольшое искажение по краям.
Все эти приёмы необходимы для наилучшей демонстрации замысла Вонг Карвая. Так, больший охват сцены направлен на то, чтобы продемонстрировать зрителю большее количество информации о происходящем в рамках каждого отдельно взятого кадра. Если же говорить об эффекте искажения, то его ключевой задачей является демонстрация искажённых чувств, мыслей и восприятия жителей большого города.
И, наконец, в качестве третьего приёма, который часто можно увидеть в фильмах Вонг Карвая, выступает использование приложения для определения положения камеры и фокусировки.
Этим смещением фокуса режиссёр хочет показать зрителям психологические изменения, происходящие с персонажами картины и развитие их отношений.
При создании своих фильмов Вонг Карвай использует разные цвета для 78 изображения различных эмоций персонажей, учитывая психологию цветового восприятия. Он умеет использовать темно-красный, синий, зеленый и желтый цвета с целью выделения фона истории.
Так, фильм «Дикие дни», имеющий ностальгическую окраску, окрашен в зелёный цвет, олицетворяющий мрачную и беспросветную атмосферу жизни.
Что касается создания городской атмосферы, то Вонг Карвай часто показывает город в полумраке сумерек. Ночной и вечерний город Вонг Карвая подсвечен неоновыми огнями и рекламными вывесками.
Иногда Вонг Карвай использует чёрно-белые фрагменты в своих картинах. В частности, сцена расставания главных героев в фильме «Счастливы вместе» снята на чёрно-белую плёнку. Однако, когда возлюбленные мирятся, то фильм становится цветным, окрашиваясь в тёмно-красную и оранжевую цветовую гамму. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что использование различных цветов в фильмах Вонг Карвая не является случайным; каждый выбранный цвет направлен на то, чтобы показать психологическое состояние персонажей, а также особенности развития их характера.
Если говорить о музыкальной составляющей картин режиссёра, то через использование того или иного музыкального произведения Вонг Карвай создаёт образ персонажа, выражая те чувства, которые спрятаны у него в душе, и которые он не может или не хочет открыть окружающим.
Музыка в фильмах Вонг Карвая подобрана не случайно; она призвала передать те или иные чувства, мысли и состояния персонажей, как сиюминутные, так и долговременные.
1. Гультяева Г. С. Социально-культурная проблематика в китайском кино 1990-х гг. / Г. С. Гультяева // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии, 2016
2. Ишутина Ю. А. Китай в зеркале времени: Традиционная культура и современность / Ю. А. Ишутина // Известия Восточного института, 2017
3. Калабихина Е. А. Развитие мирового кинобизнеса в условиях глобализации : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.14 / Калабихина Екатерина Андреевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2017. - 25 с.
4. Караваев Д. Л. Феномен "Китайского взлета" в мировом кинематографе 80-90-х годов (1984—1996) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.03. - Москва, 1997. - 23 c.
5. Конфедерат О. В. Игровой фильм как сумма историко-культурных маркеров. К вопросу о визуальных источниках в исторических науках / О. В. Конфедерат // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии, 2019
6. Марченкова В. Г Особенности языка нарративного видеоарта России и Китая : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.03 / Марченкова Виктория Германовна; [Место защиты: Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С.А. Герасимова]. - Москва, 2013. - 27 с.
7. Мусалитина Е. А. Образы мафии и полиции как носителей власти в современном китайском кинематографе / Е. А. Мусалитина // Общество: философия, история, культура, 2019
8. Мусалитина Е. А. Репрезентация образа власти в культурном пространстве современного Китая : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Мусалитина Евгения Александровна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет»]. - Комсомольск-на-Амуре, 2020.
9. Нелюбина Ю. А. Вербализация образа профессионала в современном китайском кинодискурсе / Ю. А. Нелюбина // Вестник Челябинского государственного университета, 2013
10. Папашвили Г. З., Курныкин О. Ю, Тажиева М. Н. Британское влияние как фактор формирования современной идентичности гонконгцев / Г. З. Папашвили, О. Ю. Курныкин, М. Н. Тажиева // Известия Алтайского государственного университета, 2020
11. Познин В. Ф. Выразительные средства экранных искусств : эстетический и технологический аспекты : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.09 / Познин Виталий Фёдорович; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2009. - 46 с.
12. Седловский А. А. Художественное пространство экранного произведения : типология, образность, стилистика : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Седловский Анатолий Анатольевич; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2012. - 22 с.
13. Светлакова Е. Ю. Визуальное мышление в процессе киновосприятия : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01. - Кемерово, 2000. - 167 с.
14. Соболева Е. В. Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры / Е. В. Соболева // Общество и государство в Китае, 2012
15. Соболева Е. В. Типы героев в киноискусстве Китая / Е. В. Соболева // Общество и государство в Китае, 2013.
...