Введение 3
1. Обзор литературы 5
1.1 Процесс речеобразования 5
1.2 Особенности строения речевого аппарата и мозговой организации речи ребенка 11
1.3. Особенности речевого развития близнецов 13
1.4. Сравнительная характеристика речевого развития близнецов и одиночнорожденных детей 17
1.5. Факторы, влияющие на изменения акустических характеристик речи 20
2. Методика 27
2.1. Объект исследования 27
2.2. Дизайн исследования 30
2.3. Условия записи 30
2.4. Акустический спектрографический анализ речи детей 31
2.5. Перцептивный анализ 33
2.6. Оценка речевого репертуара детей 34
2.7. Статистический анализ 34
3. Результаты 35
3.1. Речевой репертуар детей 35
3.2. Данные перцептивного анализа 38
3.3. Спектральные характеристики речи близнецов 41
3.4. Спектральные характеристики речи одиночнорожденных детей с нормальным сроком гестации 41
3.5. Спектральные характеристики речи близнецов и одиночнорожденных детей с нормальным и ранним сроком гестации 43
3.6. Выявление корреляций между акустическими характеристиками ударных гласных из речи детей и их антропометрическими данными 48
Обсуждение 53
Выводы 56
Список литературы 57
В современной литературе существуют данные (Сергиенко и др., 2002; Mittler, 1970; Thorpe, Rutter, Greenwood, 2003) о том, что близнецы отстают в когнитивном и речевом развитии от одиночнорожденных детей. Исследователи указывают (Сергиенко и др., 2002; Mittler, 1970), что особенности развития речи близнецов заключаются в более поздних сроках появления первых слов, формировании фразовой речи, овладении навыками чтения, в меньшем объеме активного словаря детей. У детей близнецов отмечают артикуляторные сложности (Matheny, Bruggemann, 1972).
Причинами возможного отставания близнецов в когнитивном и речевом развитии от одиночнорожденных детей считают: особенности протекания пренатального развития (Mittler, 1970; Low et al., 1992; Dale et al., 1998); особенности раннего постнатального онтогенеза (Сергиенко и др., 2002; Tomasello, Mannle, Kruger, 1986; Thorpe, Greenwood, Eivers, Rutter, 2001); социальные факторы (Tomasello, Mannle, Kruger, 1986; Alin-Akerman, 1987; Thorpe et al., 2003).
Изучению акустического аспекта речи детей близнецов и формированию артикуляции (Matheny, Bruggemann, 1972) посвящены единичные работы. На материале русского языка такие исследования проводятся в группе по изучению детской речи (Куражова, Ляксо, 2009, 2012).
Известно, что в характеристиках голоса достаточно точно отражается состояние говорящего. Высота голоса или частота основного тона зависит от размеров речевого тракта говорящего и от работы голосовых складок (Vorperian, Kent, 2007) и во многом определяется весом и ростом человека, что особенно ярко проявляется в раннем возрасте (Vorperian, 1999). В работах последних лет (Wermcke, Robb, 2010; Заваденко и др., 2015) показано, что созревание моторного контроля речи (иннервации голосовых складок) отличается у недоношенных детей от детей рожденных в срок. Все выше изложенное позволило сформулировать гипотезу настоящего исследования.
В качестве рабочей гипотезы проверяется предположение о том, что значения высоты голоса и формантных частот в речи моно- и дизиготных близнецов отличаются от соответствующих значений у одиночнорожденных детей.
Цель настоящего исследования: сравнить акустические характеристики речи у близнецов и одиночнорожденных детей с нормальным и ранним сроком гестации в возрасте 3-4 лет.
Задачи исследования:
1. Описать уровень речевого развития одиночнорожденных детей и близнецов 3 - 4 лет.
2. Определить и сравнить значения частоты основного тона и первых двух формант ударных гласных в речи моно- и дизиготных близнецов.
3. Сравнить значения частоты основного тона и первых двух формант ударных гласных в речи близнецов и одиночнорожденных детей.
4. Выявить связь между акустическими характеристиками голоса и антропометрическим показателями детей.
Выводы
1. Близнецы и одиночнорожденные дети 3-4 года жизни значимо различаются по встречаемости простых и сложных слов, а также числу ответных реплик, состоящих из одного слова, одной фразы, двух и более фраз. В речи монозиготных близнецов 4 диады и дизиготныхе близнецы 7 диады преобладают простые слова и слоговые конструкции. Значения слов одиночнорожденных детей с нормальным и ранним сроком гестации взрослыми аудиторами распознаются значимо лучше, чем значения слов детей близнецов.
2. Моно- и дизиготные близнецы значимо не различаются по значениям частоты основного тона и формантных частот ударных гласных.
3. Показано, что значение частоты основного тона и первых двух формант ударных гласных достоверно выше в речи близнецов по сравнению с соответствующими характеристиками речи одиночнорожденных детей.
4. Для всех одиночнорожденных детей и детей близнецов выявлена отрицательная корреляция между сроком гестации и значениями средней и максимальной частоты основного тона, длительностью ударных гласных в словах. Положительная корреляция показана между весом при рождении и сроком гестации, принадлежностью ребенка к группе, баллами по шкале Апгар. Отрицательная корреляция продемонстрирована между весом ребенка при рождении и средними и максимальными значениями ЧОТ, длительностью ударного гласного.
1. Балахонов А.В. Ошибки развития. СПб. Изд-во: Элби-СПб, - 2001. - 288 с.
2. Блохина, Л.П., Потапова Р.К. Просодические характеристики речи: методическое пособие. М., - 1970. - 72 с.
3. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. Учебное пособие. СПб. Изд-во: СПбГУ, - 1998. - 276 с.
4. Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации// Вопросы психологии №3. - 1965.- С. 89-102.
5. Галунов В.И., Пиктурна В.В., Янушавичюс В.Й. Акустические корреляты эмоциональной речи // Матер. докл. и сообщ. 5-го Всес. совещ.-симп. цикла «Акуст. Речи и слуха»: Эмоции и автомат. распознавание речи. - Одесса. - 1989. - С. 16-25.
6. Галунов В.И., О возможности определения эмоционального состояния, говорящего по речи // Речевые технологии. Т. 16. - 2008. - С. 60-66.
7. Деркач М.Ф., Гумецкий Р.Я., Губа Б.М. и др. Динамические спектры речевых сигналов. Львов. - 1983. - 166 с.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург: Изд-во: АРД ЛТД, - 1999. - С. 52-79.
9. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - Учеб. пособие.— 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, - 1979. - 312 с.
10. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, - 2001. - 592 с.
11. Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое детей близнецов на протяжении первых трех лет жизни. Проблемы онтолингвистики. СПб : Златоуст, - 2009.- С. 243-247.
12. Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое развитие детей и вокально-речевое взаимодействие в триадах «мать - близнецы»: лонгитюдное исследование. Вестник СПбГУ. Серия 3. Биология, Вып. - 2012.- С. 93-103.
13. Ляксо Е.Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни // Физиологический журнал. - 2003. - Т.89.- № 2.- С. 207-218.
14. Ляксо Е.Е., Громова А.Д., Фролова О.В. и др. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни //Физиологический журнал. - 2004. - Т.90. - №1. - C. 83- 96.
15. Ляксо Е.Е., Кузнецова Т.Г., Фролова О.В. Отражение эмоционального состояния в вокализациях детей и шимпанзе // Вопросы психолингвистики. - 2012. - Т. 2. - № 16.- С. 156-163.
...