Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы цифровизации образовательного процесса в ВУЗе

Работа №127224

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы цифровизации образовательного процесса 11
1.1. Понятие и сущность цифровизации образования 12
1.2. Роль и значение цифровизации в современном образовании 15
1.3. Основные тенденции и проблемы цифровизации образования в мировом контексте 23
Глава 2. Цифровизация образовательного процесса в ВУЗах Российской Федерации и Китайской Народной Республики 37
2.1. Основные направления и инициативы цифровизации образования в РФ и КНР 37
2.2. Практические примеры успешной цифровизации в ВУЗах РФ и КНР 44
2.3. Проблемы и вызовы, связанные с цифровизацией образовательного процесса в РФ и КНР 47
2.4. Анализ правовых и нормативных документов, регулирующих цифровизацию образовательного процесса в РФ и КНР 55
Глава 3. Цифровизация образовательного процесса в ВУЗах Китайской Народной Республики 64
3.1. Программа эмпирического исследования по оценке отношения студентов к цифровизации образовательного процесса в ВУЗах КНР 64
3.2. Основные выводы и результаты 67
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 83

На сегодняшний день интернет является технологией, оказывающей мощнейшее влияние на развитие всего общества, но и он сам подчиняется изменениям во всех сферах общественной жизни. В 2018 г. 70% россиян являются пользователями глобальной сети, а 70,4 миллиона человек выходят в интернет ежедневно. При этом прирост количества юзеров, использующих исключительно мобильные устройства для выхода в сеть интернет, был равен 20% в прошедшем году. Около 67 миллионов россиян выбирают мобильный телефон или планшет для выхода в интернет, согласно данным на начало 2018 года.1
На современном этапе развития цифрового общества в России и КНР изменениям в структуре и принципах существования подвергаются многие сферы жизни и сегменты рынка, образование не является исключением. Интенсивное распространение информационно-коммуникационных технологий обозначило курс на становление цифровой экономики. Она, в свою очередь, влечет за собой появление новых профессий, рынок требует высококлассных специалистов узких профилей. Для формирования высококвалифицированных кадров требуется не только актуализация существующих учебных программ на всех уровнях образования, но и развитие, как формального образования, так и неформального и информального. В начале XXI века актуализируется именно концепция интеграции формального, неформального и информального образования в силу высокой значимости «образования в течение всей жизни». Качественное заполнение различных ниш в образовательном сегменте — один из ведущих факторов социального и экономического прогресса общества.
Одной из наиболее острых проблем и важнейших задач современного образования является соответствие высоким темпам изменений в обществе и развитие людей как субъектов социального творчества, личностей с высоким уровнем интеллектуальной и социальной ответственности. Современная модель образования должна быть направлена на эффективность и ориентирована на результат. Все эти факторы указывают на первостепенную важность доступности и вариативности форматов образования. Интеграция цифровых технологий в традиционное образование позволяет сделать его более персонализированным, соответствующим принципу индивидуализации обучения, и построить открытую систему образования. В силу широты сферы образования и невозможности всестороннего охвата всех уровней обучения в рамках магистерской работы, в данной ВКР, автор ограничился изучением сегмента высшего образования.
Актуальность изучения цифровизации в сфере образования обусловлена активным формированием структур и институтов цифрового общества. Так, например, в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», которая введена в действие распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, развитие общества обеспечивается развитым информационным пространством, направленным на получение достоверных данных о происходящих социально-экономических процессах в обществе и государстве.
Цифровизация и интернетизация проникает практически во все ведущие системы и социальные институты. Согласно данным Statista Россия занимает 8 место среди стран с наибольшим количеством интернет-пользователей по состоянию на декабрь 2019 г. и 1 место по количеству пользователей интернета в отдельных странах Центральной и Восточной Европы в 2020 г. (в миллионах). По состоянию на 2020 год в России было более 110 миллионов пользователей Интернета в месяц, что делает ее лидером в Центральной и Восточной Европе по использованию Интернета.
Также согласно последним исследованиям, по состоянию на первый квартал 2019 года россияне в возрасте от 18 до 21 года показали самый высокий уровень цифровой грамотности в каждой категории, получив совокупный индексный балл 82 балла. Населению в возрасте 55 лет и старше присвоено 53 индексных балла по информационной грамотности. К 2020 году совокупный индекс цифровой грамотности в России вырос по каждой категории. Это говорит о том, что молодёжь быстрее других групп населения реагирует на технологические и цифровые тенденции. Эту же тенденцию подтверждает следующий факт о том, что среди пользователей, подключившихся к Интернету в России в 2018 году, уровень проникновения Интернета был самым высоким среди населения с высшим профессиональным или последипломным образованием - более 97 процентов. Самый низкий показатель у россиян с основным общим образованием - 75,5%. В том же году уровень проникновения интернета по стране составил 80,86 процента.
Также согласно некоторым данным среди городского населения России почти 80 процентов были активными пользователями интернета по сравнению с почти 68 процентами жителей сельской местности в 2019 году. Около 35,7 процента россиян использовали Интернет для заказа товаров и услуг. Это свидетельствует о некотором цифровом разрыве и неравенстве среди населения России.
Тенденция активного Интернет проникновения по большей части обусловлена кризисом, связанным с пандемией COVID-19 вследствие которой практически, вся жизнь перешла в «онлайн» режим. В течение первых двух недель марта 2020 года наиболее значительный рост трафика в России был зафиксирован 16 и 17 марта. В этот период лидер в области корпоративных онлайн-коммуникаций zoom.us обеспечил наибольший объем трафика, а skype.com вошел в тройку лидеров за рассматриваемый период.
Анализируя некоторые данные сервиса Statista можно проследить интересную тенденцию роста интереса к образовательным платформам. Интерес к образовательному ресурсу Coursera резко увеличился по сравнению с началом марта 2020 года. Это говорит о положительной тенденции в развитии и цифровых компетенций и навыков в образовании - для сравнения, в 2018 г. только лишь 40% россиян использовали интернет как площадку для онлайн-образования.
Несмотря на явные положительные тенденции обусловленные цифровизацией, в России все еще существуют преграды для развития человеческого капитала в условиях цифровизации. Человеческий капитал индивида, организации, региона или страны в целом, — это важный фактор социально-экономического воспроизводства любого общества. В том числе такая постановка вопроса актуальна и для РФ, особенно в условиях цифровизации. Цифровой человеческий капитал рассматривается как один из центральных факторов стимулирования и роста экономики, развития общества, влияющий на активное и поступательное развитие государства в целом. Прежде всего активные преобразования проектируются в таких сферах развития российского общества как:
1. Создание интегрированных образовательных структур, которые направлены на достижение высокого уровня экономических показателей,
2. Активная и инициативная деятельность населения в сфере развития собственного потенциала,
3. Технический и информационный прорыв, который обеспечивает устойчивый рост экономических показателей.
Знания и навыки, здоровье и компетенции россиян справедливо оцениваются в ряде научных исследований как один из ведущих потенциалов развития страны, а сам человек и его таланты признаются фактическим локомотивом постиндустриального общества, основой его поступательного развития.
Как подчеркивается в ряде исследований, будущее экономической и социальной стабильности страны зависит от того, насколько принятые меры по формированию современного человеческого капитала будут нацелены на использование конкурентных преимуществ россиян. Поэтому неслучайно, концепция человеческого капитала и проблема его эффективного формирования и использования на сегодняшний день является одним из актуальных направлений исследований и обсуждения в российском социологическом дискурсе. Так, например, совокупный индекс цифровизации бизнеса (BDI) в России оценивается в 50 баллов. Среди показателей, составляющих индекс, самый высокий балл был получен за использование каналов хранения и передачи данных, а самый низкий - за человеческий капитал, что свидетельствует о недостаточном внимании работодателя к цифровому обучению сотрудников.
Актуальность работы обусловлена следующими факторами:
• широким распространением цифровых технологий, развитием средств коммуникаций и их влиянием на все сферы общественной жизни;
• необходимость научного обоснования значения образования в формировании современного цифрового общества;
• необходимостью научного обоснования значения внедрения цифровых технологий в сферу образования;
• потребностью в анализе современного высшего образования в нашей стране и степени его цифровизации;
• необходимостью понимания механизмов, способствующих и препятствующих включению его потенциальных участников как в цифровое общество в целом, так и в сектор образования.
Объект исследования — цифровизация образовательного процесса в ВУЗах КНР и РФ.
Предметом исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы является отношение студентов к процессу цифровизации.
Целью данной работы является выявление отношения студентов к процессу цифровизации в ВУЗе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы цифровизации образовательного процесса
2. Раскрыть понятие и сущность цифровизации образования
3. Описать роль и значение цифровизации в современном образовании
4. Описать основные тенденции и проблемы цифровизации образования в мировом контексте
5. Проанализировать основные направления и инициативы цифровизации образования в РФ и КНР
6. Описать практические примеры успешной цифровизации в ВУЗах РФ и КНР
7. Выявить проблемы и вызовы, связанные с цифровизацией образовательного процесса в РФ и КНР
8. Провести анализ правовых и нормативных документов, регулирующих цифровизацию образовательного процесса в РФ и КНР
9. Провести социологическое исследование по оценке эффективности цифровизации образовательного процесса в ВУЗе КНР
Изучение образования началось несколько столетий назад, знание дополнялось и развивалось в результате появления новых форм и форматов обучения. Однако становление научных взглядов на цифровизацию образования идет параллельно с развитием такого феномена как цифровое образование, поэтому речь едва ли может идти о подлинно теоретическом подходе к изучению влияния и внедрения технологий в образовательный процесс.
Теоретико-методологической база исследования выступили следующие научные позиции:
1. Представители моралистического (Д.Пейн) утверждали, что образование может решить все социальные проблемы, воспитывая молодежь в соответствии с высокими идеалами.
2. Представители институционального подхода (Дж. Дьюи) утверждали, что образование является социальным институтом, который взаимодействует с другими социальными институтами. Также представители этого подхода утверждают, что образование основное средство социального прогресса, поскольку оно передает и развивает практические навыки у учеников.
3. Конфликтологический подход (К. Маркс, Т. Веблен) - представители этого направления утверждают, что капиталистическом обществе не может существовать эффективной и справедливой системы образования, поскольку повсеместно воспроизводящееся отчуждение проявляется и в системе образования.
4. Функционалистский подход (Э. Дюркгейм, К. Маннгейм, П. Сорокин) - представители этого направления утверждали, что образование есть отражение сущности общества и основной функцией образования является поддержание связей между личностью и социумом.
5. Генетический подход (Т. Мальтус)- утверждается, что люди рождаются с различными способностями, поэтому в обществе осуществляется постоянная борьба за существование, причем выживают наиболее сильнейшие.
Гипотеза исследования: в процессе цифровизации образования, в том числе перехода на дистанционные форматы, обнаруживается множество положительных и отрицательных моментов.
Методы исследования: в работе используется количественная стратегия социологического исследования, с применением опросного метода.
Интерпретация понятий
1. Цифровизация - это повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т.
2. Цифровизация образовательного процесса - это использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав и 9 параграфов, заключения и приложений. В ней содержится 102 страницы, 4 таблицы. В работе имеется 3 приложения. Список использованной литературы состоит из наименований, включая литературу на русском, английском, китайском и источники на китайском языке.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты сферы образования и цифровизации. Во второй выявляются основные направления цифровизации образовательного процесса в ВУЗах РФ и КНР, а также описаны основные законодательные формы регулирования образовательного процесса в Китае. В третьей главе делается описание проводимого социологического исследования и приведены его основные результаты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в ходе работы мы выявили, что главной целью перехода к цифровизации является модернизация образования в стране, повышение (высшего) качества образования и достижение равенства в образовании путем инвестирования в строительство цифровой инфраструктуры, наращивание кадрового потенциала, обучение с использованием передовых технологий, а также разработку высококачественных образовательных ресурсов и совместное использование. Меры, принятые для обеспечения успешной реализации этой политики, включают предоставление финансирования, стимулов или субсидий; укрепление лидерства и координации; создание благоприятной инновационной атмосферы; и содействие международному сотрудничеству. По сравнению с центральным правительством ВУЗы не являются впечатляющей силой с точки зрения продвижения процесса цифровизации. Однако эта ситуация меняется в результате пандемии COVID- 19. Извлекши жестокие уроки из кризиса с COVID-19, все больше и больше вузов осознают необходимость цифровизации в будущем. Поэтому у нас есть основания полагать, что усилия на макро-, мезо- и микроуровнях приведут к большей синергии в предстоящие дни.
Были достигнуты удивительные достижения в таких областях, как строительство цифровой инфраструктуры и разработка высококачественных цифровых образовательных ресурсов и совместное использование. Например, Китай имеет хорошо развитую сеть, состоящую из цифровых платформ на национальном, региональном или провинциальном и институциональном уровнях, которые значительно облегчают распространение, совместное использование цифровых образовательных ресурсов, таких как MOOCS, а также проведение курсов. На самом деле, строительство инфраструктуры и освоение ресурсов являются главными в повестке дня на макро-, мезо- и микроуровнях. Напротив, больше внимания следует уделять наращиванию потенциала персонала, чтобы они могли наилучшим образом использовать цифровые технологии в своем преподавании, исследованиях и управлении. Отсутствие надлежащих навыков в использовании цифровых технологий может частично объяснить разрыв между разработкой и применением. Благодаря хорошо развитой цифровой инфраструктуре и богатым цифровым образовательным ресурсам пришло время переключить внимание на практику, поддерживая инновации на микроуровне практики для реализации всеобъемлющей цели, упомянутой ранее. Если уже имеющаяся инфраструктура и ресурсы не будут эффективно и продуктивно использованы, нам еще предстоит достичь этой цели.
В холе социологического исследования мы выяснили, что цифровизация высшего образования — это процесс объективный, отражающий общую логику перехода к цифровому обществу. Однако, этот процесс сопряжен с рядом социальных рисков, затрагивающих отдельные социальные группы. В системе образования такими группами риска являются как студенты, так и преподаватели. В процессе цифровизации образования, в том числе перехода на дистанционные форматы, обнаруживается множество положительных и отрицательных моментов. Надеемся, что полученные в ходе исследования результаты помогут скорректировать позиции относительно эффективной модели управления вузом в условиях цифровизации, требования, предъявляемых к современному преподавателю и студенту, действия, которые необходимо предпринять в целях смягчения негативных последствий цифровизации высшего образования.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках выпускной квалификационной работы выполнены.


1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС, 1996, №9.
2. Арефьев А.Л. Китайский феномен в международном образовании/СОТИС - социальные технологии, исследования. -2010.- №6.-С.13-27.
3. Базарова А.Н. развитие образования как одно из условий экономической стабильности в Китае // В мире научных открытий. - 2010. - № 4. - С. 56-58.
4. Базарова А.Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного образования в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 8. - С. 169-172.
5. Блохина С.Е., Званцова М.Е. Сравнительный анализ подхода к решению проблемы непрерывного образования педагогов в России и Китае // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 55. - С. 79-81.
6. Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60—90-х гг.): Дис. д-ра социол наук, Новосибирск, 1993
7. Веблен, Торстейн Бунде Высшее образование в Америке» (англ. The Higher Learning in America, 1918)
8. Веблен, Торстейн Бунде. Теория праздного класса: The theory of the leisure class. An economic study of institutions, Изд. 4-е., М.: ЛИБРОКОМ, 2011.
9. Гарифуллина Ф.З. Высшее образование Китая - только отличная оценка // Аккредитация в образовании. - 2006. - № 7. - С. 44-45.
10. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС, 1996, №8, С.68.
11. Денисова Р.Р. Дошкольное образование в Китае: опыт перемен // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2005. - № 2. - С. 111-113.
12. Дьюи Джон (John Dewey). Школа и общество / Пер. с англ. ГА. Лучинского. Изд. 2-ое. - М., 1924.
13. Жизненный путь социальной когорты. / Под ред. М. Титмы М., 1996.
14. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства проблемы, пути решения, М., 1992.
15. Зубкова Г.И. История становления педагогического образования в Китае // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 114-118.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ