Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения эмотивности в поэтической речи (на материале поэзии М. Цветаевой и А. Ахматовой)

Работа №127219

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Теоретическая основа изучения языковых средств выражения эмотивности в поэтической речи 4
1.1. Понятие эмотивность в лингвистике 4
1.1.1. Эмотивность как лингвистическая категория 4
1.1.2. Разграничения понятия «эмотивность»,«экспрессивность» и «образность» в лингвистике 5
1.1.3. Эмотивный фон, эмотивная тональность и эмотивная окраска как уровни текстовой эмотивности 14
1.2. Языковые средства выражения эмотивности 18
1.2.1. Лексические средства выражения эмотивности 18
1.2.2. Синтаксические средства выражения эмотивности 22
1.3. Особенности языковых способов выражения эмотивности в поэтическом тексте 27
1.3.1. Связь ключевых элементов и эмотивности в поэтическом тексте 27
1.3.2. Эмотивная функция поэтических метафор 30
Выводы 35
Глава 2. Способы репрезентации категории эмотивности в поэтической речи А. Ахматовой и М. Цветаевой 37
2.1. Номинации эмотивных состояний в поэзии А. Ахматовой 37
2.1.1. Лексико-грамматические средства выражения эмоций в поэтической речи А. Ахматовой 37
2.1.2. Синтаксические средства выражения эмотивности 40
2.1.3. Стилистические средства создания эмотивности 42
2.2. Номинации эмотивных состояний в стихах М. Цветаевой 51
2.2.1. Лексико-грамматические средства выражения эмоций в поэтической речи М. Цветаевой 51
2.2.2. Синтаксические средства выражения эмотивности 56
2.2.3. Стилистические средства выражения эмотивности 59
2.3. Общепоэтические и индивидуальные способы выражения эмотивности в текстах А. Ахматовой и М. Цветаевой 63
2.3.1. Общепоэтические способы выражения эмотивности в текстах А. Ахматовой и М. Цветаевой 63
2.3.2. Индивидуальные особенности в способах выражения эмотивности в поэтических текстах А. Ахматовой и М. Цветаевой 65
Выводы 69
Заключение 71
Список литературы 74
Список Словарей 78

Эмоции отражают внутренний мир человека и его психологическое состояние, охватывая жизнь каждого во всех ее сферах. В последние десятилетия языковые средства выражения эмотивности представляют собой важную часть в функционально-семантическом направлении лингвистических исследований. Эмоциональная сфера издавна привлекала к себе внимание лингвистов. Поэтическая речь в первую очередь соотносится с эмоциональной сферой. Исследование эмотивности в поэтической речи направлено на изучение языковых единиц, имеющих эмотивный компонент в фонетической, лексической и синтаксической структуре текста.
Актуальность данного исследования связана с активной разработкой учёными концепции теории эмотивности и языковых средств выражения эмотивности.
Поэтическая речь, имея воздействие на эмоции читателя, а также передавая чувства и переживания, испытываемые лирическим героем стихотворения, является эмотивным типом речи.
Поэтическая речь А. Ахматовой и М. Цветаевой отражает общеязыковые и авторские способы выражения эмоций. Актуальность исследования также связана с тем, что существующие работы по сравнительному анализу образных средств в творчестве А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой не рассматривали средства выражения эмотивности в сопоставительном аспекте.
Кроме того, восприятие эмотивности в поэтической речи на иностранном языке необходимо для иностранных учащихся при изучении иностранного языка, поскольку знание способов языкового выражения эмоций носителей изучаемого языка улучшит уровень понимания обучающимися художественных текстов и расширит представление о средствах выражения эмоций в межкультурной коммуникации.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследуется эмотивный потенциал с точки зрения сопоставительного анализа изучения языковых средств выражения эмоций в поэтической речи А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.
Объект исследования - эмотивность поэзии А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.
Предметом исследования служат языковые средства выражения эмотивности в поэзии А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.
Целью исследования является проведение сопоставительного функционально-сематического анализа языковых средств выражения эмотивности поэтической речи А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой для выявления общепоэтических и индивидуально-авторских средств выражения эмотивности.
Задачи исследования:
1) изучить теоретическую базу исследования и описать известные способы и языковые средства выражения эмотивности;
2) отобрать материал для исследования: выделить эмотивы в поэзии А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой;
3) выявить способы и средства выражения эмоций;
4) классифицировать отобранные языковые единицы;
5) представить результат сравнительно-сопоставительного анализа средств и способов выражения эмоций в поэтической речи А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.
Материалом исследования являются поэтические тексты А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.
Решение поставленных задач обеспечивается путем использования таких методов исследования, как метод теоретического описания, метод наблюдения, приём сплошной выборки материала, дистрибутивный метод, методы семантического и компонентного анализа, описательно-аналитический метод, сопоставительный метод.
Гипотеза исследования. Предполагается, что эмотивный фон поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой тяготеет к отрицательной эмотивности в большей степени, чем к положительной, что может быть обусловлено личными переживаниями и событиями жизни поэтов, отражением чего и является их творчество. Основными средствами репрезентации эмотивности в поэтических текстах, предположительно, выступают средства художественной выразительности, также эмотивы отражены посредством лексики и нетипичных для норм русского языка синтаксических конструкций.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявление специфических черт передачи эмотивности в поэтической речи могут дополнить существующие теоретические выводы о функционировании этой категории в художественных текстах.
Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты можно использовать в курсе лекций по стилистике русского языка, на занятиях по русскому языку в иностранной аудитории при обучении чтению и говорению, при составлении методических пособий для преподавания русского языка как иностранного.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
Во введении определены объект и предмет проводимого исследования, цель и задачи, актуальность работы, описаны научная новизна, материал исследования, методы, выявлена теоретическая и практическая значимость.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование показало, что языковые средства выражения эмотивности в поэтической речи активно изучаются. Эмотивность представляет собой неотъемлемую часть образности, свойственной поэтическому тексту. Среди различных направлений исследования эмотивности, мы выделили морфологический подход, включающий принцип частотности, и классификацию эмотивов В.И. Шаховского. Обращение к текстам поэтов позволило выделить два основных типа эмотивов в творчестве изучаемых поэтов, а именно эмотивы-номинативы и эмотивы-ассоциативы. На каждом языковом уровне мы воспользовались традиционными классификациями языковых средств. Среди синтаксических были проанализированы случаи передачи эмоций с помощью употребления приемов дислокации, инверсии, редукции, репризы, реконструкции, компрессии и выбраны наиболее характерные для поэтической речи Ахматовой и Цветаевой. На стилистическом уровне анализировались все относящиеся к художественным средствам выразительности тропы и стилистические фигуры.
Анализ поэтических текстов сборников стихов М Цветаевой и А. Ахматовой позволил определить доминантные эмотивы-номинативы, выраженные прежде всего лексически. Общей чертой в выражении эмотивности мы отметили преобладание негативных эмотивов, что характерно всей поэзии Серебряного века. И в поэтической речи Ахматовой и в поэтической речи Цветаевой частотны эмотивы печали, скорби, презрения, равнодушия, одиночества, боли, обиды. Среди положительных общими эмотивами являются любовь к Родине и гордость за нее (патриотизм) и нежность. Лексема «любовь» в значении «любовь к человеку» - положительный эмотив в поэзии Ахматовой, в текстах Цветаевой же она нередко употребляется в текстах, наполненных противоположными, негативными эмоциями. Такое противоречивое, парадоксальное выражение эмоций - отличительная черта поэтического творчества М. Цветаевой.
Еще одним отличием является разное соотношение эмотивов- номинативов и эмотивов-ассоциативов: Цветаева стремится прямо назвать испытываемые лирическим героем чувства и эмоции, для чего ей служат не только имена (существительные и прилагательные), но и глаголы, наречия, слова категории состояния. Ахматова предпочитает эмотивы-ассоциативы, почему среди глаголов у нее не встречается практически выражения эмотивов-номинативов, редки случаи употребления слов категории состояния.
Синтаксические способы выражения эмоций у Ахматовой и Цветаевой заметно различаются. Ахматова чаще использует параллелизм структуры, редукцию и сдержана в восклицаниях. Синтаксис Цветаевой, напротив, предельно экспрессивен, насыщен восклицаниями, а из приемов отдается явное предпочтение интеркаляции. Смещение смыслового ядра происходит почти в каждом втором тексте. Иногда вставные конструкции, призванные выражать эмотивность заменяются на пропуски, смысловое ядро не просто смещается, а выводится за рамки предложения, не вмещается в него, что обусловило «рваный» синтаксис цветаевской поэзии, многочисленные тире, повышающие градус эмоциональности в тексте. Общим синтаксическим средством выражения эмотивности можно назвать инверсию, хотя доля ее в поэзии Цветаевой выше, чем у Ахматовой.
Стилистические средства передачи эмоций во многом сходны и характерны для поэтической речи в целом. Это прежде всего эпитеты, метафоры, сравнения. Однако и в них отражается индивидуально-авторский подход в оценке мира: эпитеты у Ахматовой чаще намекают на эмоцию. Вызывают ее ассоциативно, Цветаева предпочитает эмотив-номинатив (темная тоска, грозная тоска, огненная страсть), а основная функция эпитета подчеркнуть силу эмоции, ее высокую степень.
Сказывается авторский стиль и в предпочтении лексических средств выразительности у Ахматовой и синтаксических у Цветаевой. Из всех средств Ахматова чаще всего использует антитезу, противопоставляя как языковые антонимы, так и авторские, контекстуальные (прах и серебриться, веселье и страх, радуга и слезы и т.д.). Для обоих поэтов характерно употребление анафоры для выражения эмоций. В поэзии Ахматовой эмотивность чаще выражается в риторических вопросах, в поэзии Цветаевой риторические фигуры - излюбленный прием. Частотность эмотивов, выраженных с помощью риторических восклицаний, обращений и вопросов превосходит в ее текстах в несколько раз. Особенно частотны риторические обращения с междометием «О!» (О, черная гора!; О, Чехия в слезах! и др.)
Наличие большого числа эмотивов-номинативов и эмотивов-ассоциативов, передаваемых различными лексическими средствами в поэзии Ахматовой и Цветаевой еще раз подтверждает особую эмотивность поэтической речи.


1. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры. - Москва : «Прогресс». - 1990. - С. 5-32.
2. Ахматова, А. А. Стихотворения. Поэмы / А. А. Ахматова. - Москва : Издательство «Э», 2016. - 608 с.
3. Бахтин, М. М. Собрание сочинений : в 7 т. / М. М. Бахтин. - Москва : Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. - Т 6 : Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960-х - 1970-х гг. - 800 с.
4. Бахтин, М. М. Тетралогия / М. М. Бахтин. - Москва, 1998. - 237 с.
5. Ванников, Ю. В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи / Ю. В. Ванников. - Москва, 1979. - 299 с.
6. Вильчек, В. М. Человека создала слабость / В. М. Вильчек // Наукав СССР - 1991. -№1. - 116 с.
7. Винокур, Г. О. Избранные работы по русскому языку / Г О. Винокур. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 492 с.
8. Гаспаров, М. Л. Избранные труды : в 6 т. / М. Л. Гаспаров. - Москва, 1997. - Т 2 : О стихах. - С. 14.
9. Гийом, Г. Принципы теоретической лингвистики / Г. Гийом. - Москва, 1992. - 88 с.
10. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. - Москва : Советский писатель, 1974. - 384 с.
11. Гордеева, Т. А. Ключевые элементы и эмотивность поэтического текста / Т. А. Гордеева, Л. Р Башкова, Л. Н. Авдонина // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78). - С. 471-473.
12. Горелик, Л. Л. «Миф о творчестве» в прозе и стихах Бориса Пастернака / Л. Л. Горелик. - Москва : РГГУ, 2011. - 370 с.
13. Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. - Москва, 1985. - С. 168.
14. Жирмунский, В. М. Творчество Анны Ахматовой / В. М. Жирмунский. - Ленинград : Наука, 1973. - 186 с.
15. Заика, В. И. Эстетическая реализация языка: дис. ... д-ра филол. наук / В. И. Заика. - Великий Новгород, 2007. - С. 247.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ