Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семантическое поле тревоги в русскоязычной литературе первой трети XX века

Работа №127218

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты феномена тревоги в психологии и
философии 7
1.1 Смысл тревоги 7
1.2 Понятие тревоги в экзистенциальной философии 10
Глава 2. Теоретическое обоснование изучения языка тревоги 16
2.1 Концептуализация тревоги 16
2.2 Первичность цели в метафорах тревоги 23
2.3 Как работает «модель» чтения 25
2.4 Ментальные модели персонажей 27
2.5 Текст как медиум языка тревоги 30
Глава 3. Язык тревоги в «Египетской марке» Мандельштама и
«Зависти» Олеши 36
3.1 Системы метафор в «Египетской марке» и «Зависти» 36
3.2 Метафорическое значение пространства 45
3.3 Жертвоприношение и физиологические метафоры 54
3.4 Поэтика травмы 57
3.5 Метафоры смерти в «Египетской марке» 60
Заключение 65
Библиографическое описание

Тревога является объектом изучения многих областей знаний, в том числе философии, психологии и литературы. Эта тема может быть изучена как внутри одной дисциплины, так и на стыке нескольких. Проявления тревоги с начала XX века можно заметить чуть ли не во всех сферах искусства. В литературе этот феномен приобретает особое выражение, поскольку способом реализации тревоги в художественном тексте является непосредственно слово, таким образом, становится возможным воспроизведение особого состояния мыслей и мироощущения человека, испытывающего это чувство. Данная работа посвящена исследованию проявлений тревоги в поэтике русского модернизма, в литературе, отражающей переживания глобальных исторических событий.
Актуальность данной работы выражена в поиске истоков тревоги в начале XX века, в периоде, когда для культуры этот глобальный феномен, захвативший исследования сейчас, был скорее скрытым и менее обсуждаемым, чем в наше время. Таким образом, становится возможным говорить о языке тревоги, что означает закрепление за свойствами этого языка в исследуемых произведениях характерных особенностей. Выявлением этих особенностей в «Египетской марке» и «Зависти» занимается данная выпускная квалификационная работа. За счет рассмотрения тревоги со стороны нескольких дисциплин, становится возможным разговор о ее природе и проявлениях.
Объектом исследования данной работы служат причины и способы проявления тревоги в русскоязычной литературе первой трети XX века. Предметом исследования является поэтика повести «Египетская марка» Осипа Мандельштама и романа «Зависть» Юрия Олеши.
Работа ставит целью проследить причины появления тревоги и способы выражения этого чувства в поэтике произведений. Не менее важной целью работы, а возможно и более значимой является изучение роли метафор и метафорических концептов в реализации этого феномена в текстах. Еще одной целью работы становится поиск схожих особенностей в поэтике исследуемых произведений, касающихся непосредственно изображения и передачи чувства беспокойства. В частности, особый интерес представляет детальное изучение героев произведений, их характера, ценностей и способа мышления, до какой степени это позволяет сделать текст и научный материал. В работе выдвигается предположение, что разделение концептуализации тревоги в русском языке на явную и скрытую обусловлено ее нейрофизиологическими аспектами и является основой для изображения этого состояния в художественном тексте. Еще одно из немаловажных предположений, выдвигаемых в процессе работы, заключается в том, что существуют метафорические концепты, наполняющие человеческое мышление, устную и письменную речь, которые способны запечатлеть и передать тревогу. Работа предполагает, что тревога, получившая значительное место в искусстве и культуре XX века вывела на первый план определенные структурные метафоры, реализованные в «Египетской марке» и «Зависти». Выдвигается гипотеза, что метафорические концепты, замеченные в тексте, могут быть связаны с причинами тревоги героев повести и романа, обусловленными глобальными историческими событиями, влияющими на жизнь этих героев как представителей «уходящего века».
Методы исследования работы включают семантический и лингвостилистический анализ, применение теорий когнитивной поэтики. Среди методологических особенностей данной работы также можно указать анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и различные другие методы познания. Научной базой работы являются статьи и книги в области когнитивной поэтики, когнитивной лингвистики и теории метафоры таких авторов как Дж. Лакофф и М. Джонсон, М. Брун, К. Оутли, М. Тернер. Среди использованных научных работ важную роль играет статья в области В. А. Успенского в области лексикологии. Работа опирается на воззрения психолога Ролло Мэй о тревоге и его книгу «Смысл тревоги», на философские труды С. Кьеркегора и М. Хайдеггера, посвященные этому феномену. Выбор данного методологического материала обусловлен тем, что в онтологиях данных мыслителей тревога приобретает актуальное XX веку значение, а именно, рассматривается как неотъемлемый аспект бытия человека, поэтому применение экзистенциальной философии к изучению героев произведений может быть особенно плодотворно. Используются теории Ю. М. Лотмана, Р. Барта. Непосредственно в практической части задействован материал из книг, посвященных филологическому и литературоведческому анализу авторства таких современных исследователей как А. К. Жолковский, О. А. Лекманов, М. Н. Липовецкий, с разных сторон рассматривающих проблемы интересующих произведений, также используются и многие другие статьи и диссертации современных ученых.
Структура работы предполагает введение, две главы и заключение. Первая глава разделена на две части. Первая из них посвящена самому феномену тревоги: рассматривается подход экзистенциального психолога Ролло Мэй к изучению тревоги, в частности, дается определение интересующего феномена и разведение тревоги со страхом, приводится теория, объясняющая тревогу человека XX века, отдельный параграф занимают воззрения философов на экзистенциальную природу тревоги. Некоторые приведенные в теоретической части методы исследования требуют наглядного примера, поэтому они в краткой форме приводятся вместе с теориями для иллюстрации. Вторая часть первой главы полностью посвящена приведению подходов преимущественно в сфере когнитивной поэтики и лингвистики для изучения концептуализации тревоги и ее возможном проявлении в тексте через системные согласованные метафоры, рассматривается подход первичности цели в метафоре, теория рецепции К. Оутли, предполагающая читателя в качестве еще одного создателя текста, последний параграф этой части посвящен небольшому обзору теорий различных областей по той причине, что изучаемый язык тревоги проявляется в разных аспектах поэтики текста и потому требует всестороннего рассмотрения, для чего и задействовано краткое обращение к поэтике композиции. Вторая глава полностью посвящена практическому применению обоих методологий, описанных в первой части, к литературному материалу. Приводятся фабулы произведений, рассматривается тип героев, их характеры и мотивы. Подробно исследуются и расписываются метафорические системы, присутствующие в текстах. Применяется метод медленного чтения, некоторым тропам, в особенности, метафорам уделяется особое внимание. К рассмотрению некоторых аспектов поэтики применяется философия экзистенциализма. В заключении формулируются выводы, касающиеся работы в целом и разрешаются вопросы о жизнеспособности поставленных гипотез.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выводы данной выпускной квалификационной работы стоит привести как в отношении теоретической части, так и в отношении практической. Стоит заметить, что вывод для первой части первой главы демонстрируется по большей части в содержании второй главы. Также необходимо подчеркнуть, что теоретическая составляющая, описанная в первой главе, несет в себе терминологический аппарат, использованный во второй главе работы. Далее приведены выводы, касающиеся первой части первой главы в отдельности:
• Тревога является реакцией на опасность, которая угрожает сущностным основам личности
• Тревога лишена объекта и маркирует возможности движений бытия человеческого существования, при этом будучи выраженной в характерном эмоциональном состоянии
• Стоящая на первом месте в культуре необходимость повышения своего социального статуса и зависимость от других людей являются наиболее важными причинами тревоги, раскрывающимися в XX веке
• В философии Серена Кьеркегора понятия свободы и выбора сопровождаются понятием тревоги, в корне которого лежит страх перед смертью
• Место тревоги в феноменологии Мартина Хайдеггера во многом обусловлено концепцией Кьеркегора, и указывает на конфронтацию свободы и зависимости существования человека от мира других людей
Выводы по второй части теоретической главы:
• «Метафорический концепт» Лакоффа и Джонсона содержит принципы «вещественной коннотации» Успенского
• Вещная коннотация существительного «тревога» в русском языке схожа с вещной коннотацией существительного «страх», однако «тревога» также заимствует «вещные коннотации» или «метафорические концепты» у нескольких «источников»
• Метафорическая концептуализация тревоги в русском языке разделена на две части, где вещная коннотация «спрут» направлена на выражение состояния, а язык тревоги направлен на изображение мыслей
• «Цель» в метафорах тревоги первична по отношению к «источнику», что доказывается тем, что «цель» будет распознана даже в отсутствие ее упоминания в поэтической метафоре
• Язык тревоги способен быть реализован ну уровне «схем» в сознании читателя
• Знания об эмоциональном состоянии героев произведений читатель получает благодаря процессу «отзеркаливания», в основе которого лежит эмпатия
• Психологические точки зрения в тексте также способствуют «заражению» чувством
Наиболее важные следствия работы, касающиеся первой главы, посвященной методологии работы смогли быть обнаружены и продемонстрированы во второй главе, благодаря применению теоретических знаний на практике, а именно в ходе лингвостилистического анализа произведений и применения теории когнитивного подхода к метафоре Дж. Лакоффа и М. Джонсона, теории двунаправленности в метафоре М. Бруна и модели чтения К. Оутли к тексту, а также распространения философского концепта тревоги у Кьеркегора и Хайдеггера на исследуемые художественные тексты. Среди выводов, касающихся применения теорий к тексту стоит отметить следующие:
• Системные метафоры в «Египетской марке» и «Зависти» мотивно связаны с тревогой
• Метафорические концепты, замеченные в тексте, связаны с причинами тревоги героев повести и романа, обусловленными глобальными историческими событиями, влияющими на жизнь этих героев как представителей «уходящего века»
• Аспекты исторических и культурных особенностей первой трети XX века, лежащие в основе тревоги, отраженной в изучаемых произведениях Мандельштама и Олеши, действительно являются схожими
• В поэтике обоих произведений, в образовании тревоги большую роль играет значение пространства, поскольку оно отражает чувство тревоги героя за счет дихотомии изнутри-снаружи
• Передача тревоги от текста читателю осуществляется в исследуемых произведениях также за счет метафор, связанных с физиологией и отвращением к ней
• Принцип «опущенных звеньев» подразумевает лакуны в тексте, которые способны быть восполнены читателем по модели тени и сущности К. Оутли
• Применение философии Кьеркегора и Хайдеггера в отношении тревоги в художественном тексте поспособствовало выявлению предположений относительно причин тревоги для героев произведений, среди которых были представлены зависимость от «покровителей», нежелательное расставание с «состоянием детства», проблема принятия настоящего Я, подменяемого воображаемым.
Относительно дальнейших перспектив развития темы следует сказать, что за счет своей глобальности, тема тревоги в литературе XX века и ее языка, в частности метафорической концептуализации, может развиваться и дополняться огромным количеством произведений. Большой интерес представляет изучение реализации тревоги в художественном тексте на примере поэтики модернизма в произведениях многих других авторов, герои которых сталкиваются с теми же переживаниями, что и герои «Египетской марки» и «Зависти». Также для дальнейшего развития исследования интерес представляет сопоставление и сравнение систем метафор в различных произведениях, где можно встретить мотивы, связанные с тревогой.
Итак, можно сказать, что цели работы были выполнены, что демонстрируют выводы, приведенные выше, поставленные перед исследованием задачи были решены. Язык тревоги действительно прослеживается в выбранных произведениях, а в его основе могут лежать причины, связанные с глобальными историческими событиями и самой ролью феномена экзистенциальной тревоги в существовании человека. Концептуализация тревоги в русском языке открывает возможность ее поэтизации за счет дихотомии «изнутри-снаружи», что было продемонстрировано на примере метафор пространства. Исследуемый в работе язык тревоги проявляется в художественном тексте преимущественно с помощью метафор, в частности благодаря системе метафорических концептов. Чувство тревоги распознается читателем в тексте за счет первичности «цели» в метафоре и согласно модели чтения К. Оутли. Мотивы, рождающие тревогу, обнаруженные в текстах «Египетской марки» и «Зависти» связаны с контекстом событий первой трети XX века.



1. Мандельштам О. Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Проза / Сост. и подгот. текста С. Аверинцева и П. Нерлера; Коммент. П. Нерлера.
— М.: Худож. Лит., 1990. — 464 с.
2. Олеша Ю. Зависть; Ни дня без строчки. /Ю. Олеша. // Худож. А. Никитин. — Р.: Лиесма, 1987. — 351 с.: портр.
Библиография
1. Аксенова А. А. Пространство в романе Юрия Олеши «Зависть» / А. А. Аксенова - М: ЛитРес: Самиздат, 2020. - 68 с.
2. Афанасьева А.С. Система мотивов в произведениях Ю. Олеши 20-х гг. // Вестник ТГПУ. Серия: История, филология. - 1997. - Вып. 1. - С. 40¬44.
3. Барт Р. Нулевая степень письма / Р. Барт // Нулевая степень письма: Пер. с фр. / Под ред. Г. К. Косикова - М.: Академический Проект, 2008. - 431 с. - (Философские технологии). - С. 51-114.
4. Берковский, Н. О прозе Мандельштама / Н. Берковский. // Мир, создаваемый литературой. - М. : Советский писатель, 1998. - С. 260-301.
5. Большой психологический словарь: словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Прайм -Еврознак, 2006. - 672 с.
6. Высоцкая Ю. С. Бытие как творчество в «Египетской марке» О. Мандельштама (к вопросу о стилевом своеобразии повести) // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2014. №5. URL: https://eyberleninka.ru/artiele/n/bytie-kak-tvorchestvo-v- egipetskoy-marke-o-mandelshtama-k-voprosu-o-stilevom-svoeobrazii- povesti (дата обращения: 21.04.2022).
7. Высоцкая Ю. С. Значимое отсутствие: метафоры пустоты в прозе О. Мандельштама («Египетская марка») [электронный ресурс] // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/znachimoe- otsutstvie-metafory-pustoty-v-proze-o-mandelshtama-egipetskaya-marka (дата обращения: 20.04.2022).
8. Гаспаров, М. Поэт и общество: две готики и два Египта в поэзии О. Мандельштама / М. Гаспаров. // «Сохрани мою речь». - 2000. - Вып. 3 ч. 1. - С. 25-41.
9. Жиличева Г. А. Природа художественности романа Ю. К. Олеши «Зависть» // Сибирский филологический журнал. 2004. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-hudozhestvennosti-romana-yu-k- oleshi-zavist(дата обращения: 20.04.2022).
10. Жолковский К. А. Блуждающие сны и другие работы. / К. А. Жолковский. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. - 428 стр.
11. Калинина Е. Роль вещей в романе Ю.Олеши «Зависть» / Е. Калинина // Актуальные проблемы литературоведения. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 88-91.
12. Камильянова, Ю. М. Столкновение идеи в повести Ю. К. Олеши «Зависть» / Ю. М. Камильянова. // Поэтика русской прозы ХХ века. - Уфа, 1995. - С. 110-115.
13. Кьеркегор, Серен. Страх и трепет/ Пер. с дат. - Изд. 2-е, дополненное и
исправленное. - М.: Культурная революция, 2010. - (Классики
современности). - 488 с.
14. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
15. Лекманов, О. Семинар "Египетская марка" / О. Лекманов. - Видео : электронный // Эшколот : [сайт]. - URL: https://eshkolot.ru/zapisi/43059(дата обращения: 12.04.2022)
16. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. - М. : Искусство, 1970. - 387 с.
17. Мандельштам О. Э. Египетская марка. пояснения для читателей / Осип Мандельштам; сост. О. Лекманов и др. - М.: ОГИ, 2012. - 480 с.
18. Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Серёна Кьеркегора / Под. ред. А. Фришман. - М.: «Ad Marginem», 1994. - 129 с.
19. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй; Пер. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 384 с.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с.
21. Салин А. От феноменологии ужаса к феноменологии тревоги: Бибихин,
Хайдеггер и преодоление корреляционизма // Философско- литературный журнал «Логос». 2019. №5 (132) URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ot-fenomenologii-uzhasa-k-fenomenologii- trevogi-bibihin-haydegger-i-preodolenie-korrelyatsionizm(дата обращения: 20.04.2022).
22. Сергиенко Е. А. Модель психического: Структура и динамика. / Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. - 503 с.
23. Травма:пункты: Сборник статей / Сост. С. Ушакин и Е. Трубина. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 903 с., ил.
24. Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский // Поэтика композиции. - СПб.: Азбука, 2000. - 348 с. - (Academia). - С. 9-280.
25. Успенский В. А. Труды по нематематике. С приложением семиотических посланий А. Н. Колмогорова к автору и его друзьям. В 2 т. Том 1. / М.: ОГИ, 2002. - 584 с.
26. Фуко М. Психическая болезнь и личность / пер. с фр., предисл. и коммент. О. А. Власовой. - Изд. 2-е, стереотип. - СПб.: ИЦ «ГуманитарнаяАкадемия», 2010. - 320 с.
27. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.
28. Чудакова М.О. Мастерство Ю. Олеши / М. О. Чудакова. - М.: Наука, 1972. - 98 с.
29. Bruhn, M. Target First: On «Bidirectionality and Metaphor» / M. Bruhn. // Poetics Today. — 2018. — № 39:4. — P. 703-733.
30. Deurzen, E. van. Everyday Mysteries. / E. van Deurzen. - London: Routledge., 1997 - 230 p.
31. Lakoff, G. More Than Cool Reason: A Field Guide to Poetic Metaphor. / G. Lakoff, M. Turner. - Chicago: University of Chicago Press, 1989 - 237 p.
32. Oatley K. Such Stuff as Dreams: The Psychology of Fiction, First Edition. / K. Oatley. - Chicago: John Wiley & Sons, Ltd., 2011 - 279 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ