Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Место Сун Цзяожэня в революционном движении в Китае начала XX в.

Работа №127216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы97
Год сдачи2022
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Сун Цзяожэнь и его эпоха 13
Глава 1.1. Исторический обзор событий конца XIX - начала ХХ в 13
Глава 1.2. Революционное движение и революционная идеология 20
Глава 2. Биография Сун Цзяожэня и развитие его политических взглядов 32
Глава 3. Взгляды Сун Цзяожэня на государственное устройство Китайской
Республики 58
Глава 3.1. Теория и практика системы государственного управления 58
Глава 3.2. Проекты реформ 71
Глава 3.3. Партийная политика 79
Заключение 86
Список источников и литературы

На заре появления Китайской Республики новое государство нуждалось в прогрессивных реформах и решительной модернизации всех сфер жизни. Тем не менее, сложившаяся в революционном сообществе того времени ситуация не способствовала скорейшему разрешению назревших проблем. Для подавляющего большинства представителей революционного лагеря главная цель заключалась в том, чтобы поднять революцию и свергнуть ненавистный режим, и поэтому вопросы постреволюционного устройства и поиск выхода из кризисного состояния были отложены в долгий ящик, поскольку считались вторичным делом. Даже такой видный революционер как Сунь Ятсен зачастую уделял большее внимание революционной пропаганде и различным организационным вопросам, как, например, поиск спонсоров и создание новых революционных отделений. Сложная внутри- и внешнеполитическая обстановка лишь укрепляла уверенность революционеров в том, что борьба за новый Китай является более актуальной проблемой. Данная ситуация и привела к тому, что в революционном сообществе фактически единицы посвятили себя работе над вопросами переустройства государства.
Одним из главных теоретиков являлся Сун Цзяожэнь (1882-1913). Несмотря на его короткую политическую карьеру и жизненный путь, Сун Цзяожэнь стал выдающимся политиком начала XX века в Китае. Его вклад в развитие революционного сообщества, пропаганду революционной борьбы и строительство государственности после Синьхайской революции трудно переоценить. С именем Сун Цзяожэня связанно издание журнала Миньбао (йЖ, Народ), который являлся влиятельным органом пропаганды, создание Центрального комитета Тунмэнхуй (^W^, Объединенный союз), разработка первой конституции Китайской Республики и создание партии Гоминьдан (Национальная партия). Тем не менее, несмотря на его заслуги, этот политический деятель с течением времени стал непримечательной персоной в истории Китая. В отечественной историографии его личность фактически не освещена: он упоминается в редкие моменты - в основном, когда речь заходит о конституции Китайской Республики и образовании Гоминьдана, - большинство фактов его жизни и деятельности опускается авторами. Авторы Кембриджской истории Китая, в свою очередь, вовсе оценивают его деятельность как незначительную: например, говоря о его работе в качестве главного редактора газеты «Миньбао», они утверждают, что её влияние и пропагандистская деятельность были сравнительно небольшие и широкого распространения она не получила . Кроме того, за редким исключением, личность и деятельность Сун Цзяожэня отодвигаются на второй план.
Вероятно, это связано с тем, что Сун Цзяожэнь жил в одно время с более яркими политическими фигурами Китая, например, Сунь Ятсеном и Хуан Сином, которые в исторической перспективе затмили собой вклад Сун Цзяожэня в политический процесс. Большую часть своей деятельности Сун Цзяожэнь посвятил решению насущных вопросов (расширению социальной базы движения, созданию новых подразделений организации на территории Китая), что было исключительно важно в тот период времени, поэтому и актуальность данной работы также осталась в прошлом. Кроме того, немаловажную роль сыграла и скоропостижная кончина Сун Цзяожэня: наконец-то обретя популярность на политической арене республики, поддержку в лице партии, а также возможность лоббировать свою политику в парламенте после удачи на выборах, Сун Цзяожэнь погибает в результате покушения.
Тем не менее, деятельность Сун Цзяожэня представляет большое значение для понимания процессов начала XX в. в Китае, поскольку именно на основе его модели политического устройства была создана Китайская Республика. Кроме того, труды Сун Цзяожэня также составили основу правовой базы нового государства. Таким образом, плохая осведомленность о деятельности Сун Цзяожэня на политическом поприще и её влиянии на дальнейшую историю Китая ввиду малочисленности отечественных работ о данном деятеле препятствует пониманию ключевых особенностей политического процесса конца XIX - начала XX в. в Китае и формированию целостного взгляда на события данного периода. В конечном итоге эти лакуны в отечественной историографии порождают множество сложностей в изучении не только революционного сообщества и политической мысли конца XIX - начала XX в. в Китае, но и начального периода существования Китайской Республики. Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является выявить значение Сун Цзяожэня в революционном движении в Китае начала ХХ в.
Поставленная цель достигается решением следующих конкретных задач:
1. Изложить ключевые исторические события в Китае в заданные хронологические рамки;
2. Провести анализ возникших в революционном лагере идей о государственном устройстве после революции;
3. Рассмотреть основные этапы жизни и революционной карьеры Сун Цзяожэня, а также проследить развитие его политических взглядов;
4. Дать характеристику основным предложениям Сун Цзяожэня по государственному переустройству после революции и воплощению его идей на практике.
Объект курсовой работы - политическое развитие Китая конца XIX - начала XX в.
Предмет работы - политическая мысль Сун Цзяожэня.
Хронологические рамки охватывают не только годы жизни Сун Цзяожэня (1882-1913), но и все восьмое десятилетие XIX в., поскольку кризисные тенденции, повлиявшие на дальнейшие события истории Китая, приобретают окончательное оформление именно к этому времени, а также первое десятилетие XX в., поскольку влияние Сун Цзяожэня четко прослеживалось в политике ещё некоторое время после его смерти. Таким образом, работа посвящена периоду с 1880 г. по 1910-е г.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы: анализ и синтез, позволившие рассмотреть идейные предложения Сун Цзяожэня в отдельности и впоследствии дать общую характеристику его концепции, а также её достоинствам и недостаткам. Был использован метод дедукции, с помощью которого был сделан вывод о влиянии исторических событий и революционной идеологии того времени на Сун Цзяожэня. Кроме того, работа базируется на синхроническом и диахроническом подходах, которые демонстрируют изучаемые объекты в статике и динамике, а также нарративном методе, посредством которого была представлена биография Сун Цзяожэня.
Главным источником, на котором базируется дипломная работа, является «Собрание сочинений Сун Цзяожэня» (Бэйцзин: чжунхуа шуцзю, 2011) в двух томах. Впервые данная работа была опубликована в 1981 г. под редакцией известного китайского историка, профессора Восточно-китайского педагогического университета Шанхая Чэнь Сюлу (1918-1988). Собрание сочинений представляет большую важность для исследования, поскольку содержит оригиналы эссе, статьей, дневниковых записей революционера, опубликованные как при его жизни, так и посмертно, а также записи интервью и выдержки из его выступлений. Первый том охватывает период 1902-1911 г. и включает в себя статьи по таким темам, как международные отношения, государственное управление и экономика, а также пропагандистские статьи и эпизоды из жизни и деятельности революционного лагеря. Данная информация позволяет четко проследить становление и развитие идей Сун Цзяожэня, а также проанализировать влияние различной революционной идеологии и западной мысли на его политические взгляды. Второй том посвящен периоду с 1912 г. по 1913 г. и содержит полные тексты законопроектов, программы реформ, инициативы, а также речи партийных выступлений Сун Цзяожэня. Именно на основе этой информации была дана развернутая характеристика концепции государственного устройства Сун Цзяожэня и проведен ее подробный анализ.
Особую важность представляет книга бывшего преподавателя Университета Тасмании К. С. Лью (K. S. Liew) «Struggle for democracy: Sung Chiao-jen and the 1911 Chinese Revolution» (Australian national university press Canberra, 1971). В своем исследование автор, опираясь на первоисточники, аккумулировал широкий биографический материал о Сун Цзяожэне: в том числе в работе присутствует информация о жизни Сун Цзяожэня до вступления в ряды революционеров, что является большой редкостью. Кроме того, К. С. Лью уделяет большое внимание взаимоотношениям Сун Цзяожэня с революционным лагерем, которые в разные периоды были отмечены плодотворной совместной работой или непониманием и даже враждебностью, доходившей до частичного обособления Сун Цзяожэня от сообщества (пр.: в конце 1911 - начале 1912 г.), о чем будет сказано позднее. Хотя данное исследование богато историческими фактами о жизни Сун Цзяожэня и развитии революционного движения, информация в нем все же носит преимущественно биографический характер - отсутствуют характеристика и анализ его теоретической и практической работы в сфере государственного устройства, что не позволяет дать объективную оценку деятельности Сун Цзяожэня как политического деятеля.
Также был использован материал из книги профессора исторического факультета Столичного педагогического университета, Чи Юньфэя «Исследование идей Сун Цзяожэня» (Хунань: Хунань шифань дасюэ, 2010). Насколько известно автору данной дипломной работы, это исследование является единственной монографией о жизни, карьере и политических взглядах Сун Цзяожэня на китайском языке. В данной работе был частично задействован материал, посвященный детству и юности революционера. Однако, в процессе исследования и написания выпускной квалификационной работы книга была изъята из публичного доступа с открытых ресурсов, что сделало невозможным дальнейшее обращение к ее материалам.
В данной работе был использован и справочник «Biographical Dictionary of Republican China. V. 3» (Columbia University Press, 1967). Он составил важную основу для исследования, поскольку в нем имеется большое количество информации о жизни Сун Цзяожэня, его ранних связях с революционным сообществом и начальном этапе его работы в качестве революционера и теоретика.
В ходе работы был использован обширный материал на китайском языке. Большую важность для понимания происхождения политических взглядов Сун Цзяожэня представляет работа Дай Вэньши «Исследование Временной конституции Эчжоу » (Синань чжэнчжи дасюэ, 2013), где наиболее полно описана ранняя деятельность революционера в сфере законотворчества. В ней автор дает характеристику ключевым идеям Сун Цзяожэня на тему конституционализма, парламентаризма, прав и свобод человека, подкрепляя их материалами его дневниковых записей и личных переписок. Принципиально важно, что Дай Вэньши также анализирует опыт применения Временной конституции Эчжоу, приходя к выводу, что она оказала большое влияние на развитие политической мысли в Китае. Тем не менее, в своем исследование Дай Вэньши уделяет все же большее внимание процессу формированию взглядов Сун Цзяожэня до создания им Временной конституции Эчжоу и дает характеристику лишь некоторой части её положений, а не всему документу.
Для исследования влияния западной политической мысли на Сун Цзяожэня была задействована статья Яо Сюаньминя «Правовая система Сун Цзяожэня и её современное значение с точки зрения традиционного китайского права» (Миньцзянь фа, 2017). В ней автор проводит сравнительный анализ идей Сун Цзяожэня о политическом устройстве и конституций европейских стран, Японии и США, с материалами которых был знаком революционер. Однако, Яо Сюаньминь в основном фокусируется на политической концепции и редко указывает на заимствования каких-то конкретных положений.
Важность для исследования конституционных актов представляют работы Чжэн Лю «Исследование Временной конституции Эчжоу» (Синань чжэнчжи дасюэ, 2016) и Го Циня «Исследование Временной конституции Китайской Республики» (Гуйчжоу шифань дасюэ, 2002). Авторы подробно анализируют статьи конституций, а также их значение в условиях Китая того времени. Кроме того, Чжэн Лю и Го Цинь уделяют внимание реализации положений Временной конституции Эчжоу и Временной конституции Китайской Республики, соответственно, на практике.
Для вынесения объективной оценки государственной системе, предлагаемой Сун Цзяожэнем, было задействовано исследование Ян Тунгуна «Теория и практика партийного кабинета Сун Цзяожэня» (Цзилинь дасюэ, 2015). Автор фокусируется на практических достижениях Сун Цзяожэня, подробно не анализируя сами идеи революционера. Интерес представляет заключительная глава работы Ян Тунгун, где он приводит широкий спектр причин безуспешной реализации системы управления, описанной во Временной конституции, а также приходит к выводу, что именно условия Китая того времени предопределили провал его идейных предложений.
Взглядам Сун Цзяожэня на развитие экономики Китая посвящены статьи Тан Вэйфэна «Идеи Сун Цзяожэня о сельском хозяйстве и их истинный смысл» (Лилунь ю сяньдайхуа, 2014), Хэ Вэя «Министр сельского и лесного хозяйств Сун Цзояжэнь» (Фачжи ю шэхуй, 2015), а также Е Мэйлань и Чжан Чжуншань «Мысль Сун Цзяожэня о модернизации сельского хозяйства и её современное значение» (Цзянхай сюэкань, 2009). Авторы данных работ в целом освещают разные аспекты проекта реформ Сун Цзяожэня: Тан Вэйфэн уделяет основное внимание причинам, которые породили проблемы в сельском хозяйстве, а также дает характеристику реализации идей Сун Цзяожэня на практике. Е Мэйлань и Чжан Чжуншань описывают наиболее знаковые предложения политика в различных областях хозяйства: рекультивация земель, рыболовство, восстановление ирригационных систем, оптимизация государственного аппарата в сфере сельского хозяйства. Хэ Вэй, в свою очередь, больше концентрируется на причинах несостоятельности идей Сун Цзяожэня, приходя к выводу, что в условиях Китая того времени было невозможно осуществить подобный план, требовавший больших затрат. Тем не менее, ни одна из работ упомянутых авторов не является полноценным исследованием проекта экономических реформ Сун Цзяожэня. Более того, их новизна крайне низка, поскольку в них использованы фактически идентичные выдержки и цитаты из работ Сун Цзяожэня, хотя пласт его неосвещенных предложений всё еще велик.
Идеям Суна в сфере административно-территориального устройства Китайской Республики посвящены работы Чжан Дуаньцая «О взглядах Сун Цзяожэня на государственное устройство и местные органы власти» (Чуаньшань сюэкань, 2003) и Сунь Цяо «Исследование отношений центра и периферии в первые годы Китайской Республики» (Сибэй дасюэ, 2006). В них освещены фактически противоположные, но тесно связанные аспекты данного вопроса. Сунь Цяо уделяет внимание теории: автор прослеживает происхождение взглядов Сун Цзяожэня на административно-территориальное деление Китая и влияние западной мысли на его идеи. Чжан Дуаньцай, напротив, больше фокусируется на предложениях революционера, например, учреждении новых органов самоуправления в провинциях и разграничении полномочий между центром и периферией.
С целью анализа основных предложений и идейных расхождений по переустройству государства в революционном сообществе были использованы работы А. Г. Крымова «Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900-1917 гг.» (М. : Наука, 1972), в которой представлено и ныне актуальное исследование различной революционной идеологии конца XIX - начала XX в., Ли Шу «Политическая жизнь Китая в период Синьхайской революции 1911 года» (М. : Иностранная литература, 1956), а также сборники «Синьхайская революция в Китае» (М.: Восточная литература, 1962) и «Синьхайская революция 1911-1913 гг. Сборник документов и материалов» (М. : Наука, 1968) под редакцией док. ист. наук С. Л. Тихвинского.
Для воссоздания объективной картины событий того времени были использованы работы О. Е. Непомнина «История Китая. Эпоха Цин XVII - начало XX века» (М. : Восточная литература, 2005), А. А. Бокщанина, О. Е. Непомнина и Т. В. Степугиной «История Китая: древность, средневековье, новое время» (М. : Восточная литература, 2010), Твитчета, Фэрбэнка и Лю (Denis Twitchett, John K. Fairbank and Liu Kwang-Ching) «The Cambridge history of China volume 11 Late Ch’ing, 1800-1911, Part 2» (New York: Cambridge university press, 2008), 6 и 7 тома «Истории Китая с древнейших времен до начала XXI века. В 10 томах» (М. : Восточная литература, 2014 и 2013, соответственно) под редакцией С. Л. Тихвинского, а также статья Zheng Yangwen «Hunan: Laboratory of Reform and Land of Revolution: Hunanese in the Making of Modern China» (Modern Asian Studies, 2008).
В данной работе приведен исчерпывающий материал на китайском языке из всех открытых для доступа источников. Редкие упоминания о Сун Цзяожэне и его деятельности также можно найти в представленной выше русско- и англоязычной литературе, однако чаще всего схожая информация о нем кочует из одного исследования в другое, а также является неполной.
В этой связи новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что, насколько известно, это первая исследовательская работа по данной теме в отечественном китаеведение. Кроме того, в научный оборот впервые в качестве источника вводится собрание сочинений Сун Цзяожэня, на основе которого были подготовлены оригинальные переводы законопроектов, личных переписок, публичных выступлений, интервью, проектов реформ, а также статей, посвящённых внутренней и внешней политике, политической системе, государственному устройству, институтам власти и правовой структуре. Исследование также было расширено рядом ранее не задействованных работ китайских и англоязычных авторов, которые опираются на различные первоисточники, как оригиналы публикаций Сун Цзяожэня в газетах и воспоминания его товарищей.
Дипломная работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введение автор обосновывает актуальность и новизну выбранной темы, формулирует цель и задачи исследования, приводит методологический анализ, определяет предмет и объект работы, хронологические рамки, структуру работы и проводит историографический обзор.
«Глава 1. Сун Цзяожэнь и его эпоха» состоит из двух разделов. В первом разделе «Исторический обзор событий конца XIX - начала ХХ в.» представлен исторический обзор событий исследуемого периода для понимания обстановки, в которой формировались политические взгляды Сун Цзяожэня. Во втором - «Революционное движение и идеология» приводится анализ нарождавшегося революционного движения и его влияния на идеи Сун Цзяожэня.
В «Главе 2. Биография Сун Цзяожэня и развитие его политических взглядов» дается характеристика основных этапов революционной карьеры Сун Цзяожэня. Глава также содержит информацию об основных политических концепциях, выработанных Сун Цзяожэнем, и влиянии западной мысли на его идеи.
«Глава 3. Взгляды Сун Цзяожэня на государственное устройство Китайской Республики» состоит из трех разделов. В первом разделе «Теория и практика системы государственного управления» содержатся положения первого конституционного акта Китай, информация о его влиянии на первую официальную конституцию Китайской Республики, причинах изменения некоторых её положений. Также приводится сравнительный анализ отличий двух Конституций и сведения о реализации положений конституций. Во втором разделе «Проекты реформ» содержатся предложения Сун Цзяожэня в сфере экономики и административно-территориального устройства, а также информация о их применение на практике. В третьем разделе «Партийная политика» автор анализирует роль Сун Цзяожэня в процессе создания партии Гоминьдан и ее победе на выборах в Национальное собрание, а также рассматривает влияние этих событий на дальнейшую судьбу Сун Цзяожэня.
В заключении автор данной работы подводит итог политической карьеры Сун Цзяожэня в теоретическом и практическом планах, а также отмечает место Сун Цзяожэня в революционном сообществе в Китае начала ХХ в.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сун Цзяожэнь безусловно являлся яркой политической фигурой своего времени. Он прошел долгий и тернистый путь от молодого интеллигента, желающего изменений в Китае, до политического лидера, который мог принимать важные для государства решения и вершить его судьбу.
Хотя становление Сун Цзяожэня как теоретика проходило в тесной связи с революционным движением, его деятели и идеология все же не оказали значительного влияния на политические взгляды Сун Цзяожэня. Напротив, разработанная им теория государственного устройства является, пожалуй, уникальным продуктом политической мысли своей эпохи. Она представляет из себя грамотную синергию наиболее передовых идей в сфере государственного управления, права, экономики и т.п. и китайских реалий, определивших специфику функционирования всех властных систем.
Концептуальной базой данной теории является демократический характер управления, конституционализм, парламентаризм, всеобщее равенство и плюрализм мнений. В соответствие с этими идейными представлениями Сун Цзяожэнь выработал следующие положения своей системы государственного управления. Во-первых, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, полномочия которых четко разделены и ограничены. Во-вторых, система сдержек и противовесов, которая гарантировала самостоятельность ветвей власти и их независимость в принятии решений. В-третьих, создание ответственного кабинета министров как основного органа, ограничившего власть президент Республики. В-четвертых, учреждение Национального собрания (парламента) в качестве главного органа всей Республики. В-пятых, выделение дисциплинарного суда в качестве самостоятельного от судебной палаты, чтобы обеспечить справедливость судебного процесса над государственными деятелями. Впоследствии данная идея нашла отражение в системе разделения властей Сунь Ятсена, в которой дисциплинарный суд являлся самостоятельной контрольной ветвью власти.
Роль Сун Цзояжэня и его плана развития сельского хозяйства также трудно переоценить. Сун Цзяожэнь являлся одним из немногих политиков того времени, который обратил внимание на проблемы сельского хозяйства, и, пожалуй, единственным, кто осознавал важность скорейшего реформирования данной отрасли экономики для развития Китая и разработал план действий по искоренению наиболее острых проблем. В этой связи стоит упомянуть, что после Сун Цзяожэня к решению данного комплекса проблем вернутся только во второй половине ХХ в., когда к власти в Китае придет коммунистическая партия.
В то же время, в его теории существуют и явные недостатки. Так, бесспорна противоречивость реализации постулатов Временной конституции и иных государственных постановлений: наряду с законами о равенстве существовали высокие цензы для избирателей и кандидатов, всё так же царили произвол исполнительной власти и превосходство грубой силы. Сохранявшиеся в обществе постимперские пережитки и опережавшая время политическая мысль Сун Цзяожэня не могли найти точек соприкосновения, что в действительности выразилось в сомнениях относительно практической целесообразности Временной конституции и институтов власти, созданных в соответствии с её положениями.
Кроме того, большинство его идей в сфере экономики все же не предполагали коренных преобразований - скорее, это были меры поддержки сельского хозяйства, многие из которых носили традиционный для Китая характер: освоение целины, восстановление ирригационных систем, кредитование крестьян. Что более важно, политика Сун Цзяожэня также не затрагивала решение острого вопроса о перераспределение земель, который на протяжении многих веков стоял перед Китаем.
Тем не менее, стоит понимать, что основная проблема заключалась не в сырости или неэффективности идей, а в отсутствии необходимых условий для их реализации. В отношении развития сельского хозяйства очевидно, что Китай не располагал ни ресурсами, ни временем для проведения масштабных реформ. На тот момент в государстве ввиду сложившейся внутри- и внешнеполитической ситуаций существовали более актуальные проблемы, например, сохранение национального суверенитета и территориальной целостности, укрепление и международное признание нового политического режима, борьба за власть между различными правительственными группировками и партиями и т.д. Кроме того, в условиях постоянной нехватки капитала правительство делало ставку на отрасли, которые могли обеспечить быструю прибыль, и не было готово спонсировать подобную долгосрочную политику.
Проблемы в реорганизации политического устройства, в свою очередь, проистекают из следующих причин. Во-первых, концепция Сун Цзяожэня базировалась на строгой правовой системе и её реализация была возможна только в условиях верховенства закона. Демократические институты и иные атрибуты - конституция, законы, указы и пр. - работают лишь при всеобщим соблюдении установленных правил и ограничений, в ином случае власть может легко монополизировать диктатор и установить ручной режим управления, что и произошло в Китае. Юань Шикай неоднократно нарушал положения Временной конституции, как, например, спланированная акция по дискредитации главы первого ответственного кабинета Тан Шаои, в результате которой он вместе с другими приверженцами Тунмэнхуй, включая Сун Цзяожэня, подал в отставку; или же вероломное убийство Сун Цзяожэня, которое до сих пор остается темным пятном в истории Китая. Тем не менее, никаких санкций за нарушение временным президентом и его сторонниками законов не последовало. Презренное отношение к закону, его откровенное игнорирование и неисполнение дискредитировали основы системы, порождая хаос и демагогию. Таким образом, в условиях отсутствия юридической силы, создаваемые институты имели власть лишь на бумаге, а на практике носили фиктивный характер.
Во-вторых, отсутствие стабильной поддержки и постоянная переориентация. В условиях когда буржуазия составляла лишь 0.02% от всего населения, а число тех, кто имел право голоса и желание участвовать в политической жизни государства, было ещё ниже, Тунмэнхуй и впоследствии Гоминьдану было сложно найти своего избирателя . Сам Сун Цзяожэнь предлагал создать общественные организации, из числа наиболее талантливых представителей - «элиты» - которых были бы сформированы Национальное собрание и правительство. Однако в действительности данная система ориентировалась лишь на высшие слои и их интересы, то есть на тех, кто имел право голоса. Широкая общественность же была полностью исключена из круга политических интересов Гоминьдана: даже единственный включенный в повестку и волновавший население вопрос о перераспределение земель был отложен в долгий ящик . Соответственно, ориентация на избирателей всё больше корректировала политику партии, став одним из определяющих факторов, что привело в тому, что сами члены Гоминьдана нарушали демократические принципы и обесценивали постулаты Временной конституции.
В-третьих, межпартийная и внутрипартийная борьба снижала эффективность политической системы. Изначально Сун Цзяожэнь предполагал, что представительство различных партий и общественных организаций увеличит продуктивность работы Национального собрания, так как поможет охватить более широкий круг проблем . Пестрыми по своему составу стали первое Национальное собрание и ответственный кабинет, которые на практике доказали ошибочность данных предположений. Межпартийная борьба в институтах власти не предоставляла возможности лоббировать демократическую повестку, поскольку она наталкивалась на жесткое сопротивление со стороны противников Тунмэнхуй. Заседания и слушания законопроектов проходили затруднительно, что не только мешало работе Национального собрания, но и вовсе поставило под вопрос его необходимость как органа власти. В то же время слабость центра провоцировала власть в регионах к усилению, что приводило к местничеству. Регресс в процессе консолидации страны в рамках новой политической концепции способствовал большей деградации условий для реализации постулатов Временной конституции.
Сам Сун Цзояжэнь отзывался о происходящем следующим образом: «хоть.глава каждого министерства делает всё возможное, чтобы добиться процветания нашего государства, всё же каждый ведет свою борьбу.. .и [из них] уже не получится единый [коллектив], который разделяет одну систему политических взглядов. В добавок ко всему подход партий [к проблемам] разный, желания у них разные. Ведь если без должного внимания формировать центральное правительство и создавать единое государство, то разве это не будет пустой тратой времени?» . В связи с данными событиями политиком была предложена система ответственного кабинета, состоящего из членов партии парламентского большинства. Сун Цзяожэнь предполагал, что если ответственный кабинет будет обладать непосредственной поддержкой в Национальном собрании, то в будущем это поможет избежать кризисных ситуаций, как, например, неожиданный выход министров или целого органа исполнительной власти в отставку, поскольку единая партия будет разделять общую политическую идеологию, иметь одинаковые цели и установки. Кроме того, это повысит эффективность работы парламента, который даже в случае межпартийных разногласий не столкнется с тупиковой ситуацией.
Вскоре для создания общей анти-юаньшикаевской коалиции началась интеграция различных политических объединений в единую партию Гоминьдан. Однако, даже такие преобразования не привели к видимым результатам. Поскольку в состав Гоминьдана стали входить и некогда соперничавшие с ним партии и политические деятели, то после образования Национального собрания каждая группа пыталась лоббировать наиболее выгодную для себя политику.
Таким образом, проблема межпартийных разногласий решена не была - напротив, вслед за собой она породила и внутрипартийную рознь.
В-четвертых, отсутствие понимания партийной культуры в кругах буржуазии. Китай начала ХХ в. - это авторитарное государство с мизерной долей образованного населения. Тем не менее, даже среди тех, кто имел образование, процент политически грамотного населения также был не высок, поэтому большинство членов партий не могли понять необходимость политических партий и истинный смысл многопартийности . Для них участие в партии часто не имело ничего общего с признанием политической платформы партии, её взглядов и целей - напротив, они лишь использовали партию в качестве инструмента для достижения славы и богатства. Поэтому партийная система в Китае и в целом партийная культура являлись лишь поверхностной имитацией западных моделей.
Таким образом, исходя из данных реалий Китая начала ХХ века, можно сделать вывод, что любой план переустройства государства был обречен на провал, поскольку ни политически, ни социально-экономически бывшая империя не была готова к коренным изменениям. Однако, провал в реализации вовсе не умаляет таланта Сун Цзяожэня как политического деятеля и фундаментального влияния его деятельности на дальнейшую историю.
Так, бесспорно, что распространение идей демократии и равенства, повышение осведомленности людей о политических процессах в Китае посредством публичных выступлений и печати, а также личное участие в принятии важный решений (к примеру, выборы), имели более глубокое воздействие нежели чем идеологическое просвещение. Работа Сун Цзяожэня на поприще государственного строительства привела к политическому пробуждению народа, стимулировала образованную часть населения принимать участие в политической жизни страны, активно выражать свои взгляды и требования. В перспективе это повлияло на рост политического сознания, формирование новых политических партий, ассоциаций и объединений, посредством которых люди стали выражать свою гражданскую позицию, что ускорило искоренение автократических пережитков и стало благодатной почвой для осознанного формирования нового Китая.
Кроме того, поскольку Сун Цзяожэнь осознавал важность следования единому вектору развития, при его активном содействии была сформирована массовая партия Гоминьдан, которая впоследствии стала крупнейшей партией в Национальном собрании, получив большие полномочия к реализации собственного внутриполитического курса. Данная идея Сун Цзяожэня об образовании партии парламентского большинства нашла свое отражения в дальнейшей истории государства. Так, Сун Цзяожэнь фактически создал исторический прецедент в Китае, который затем стал ориентиром и основой для китайской партийной идеологии и политики, а также новых поколений в поисках подходящей партийной системы.



1. Временная конституция Китайской Республики (Принята 11 марта 1912
года) // Конституции государств (стран) мира. URL: Временная
конституция Китайской республики 1912 — Конституции государств
(стран) мира (worldconstitutions.ru) (дата обращения: 09.06.2021).
2. Синьхайская революция 1911-1913 гг. Сборник документов и материалов
/ под ред. С. Л. Тихвинского. М. : Наука, 1968. 349 с.
Источники на китайском языке:
3. Сун Цзяожэнь цзи шанцэ [ 宋 教 仁 集 上 册 Собрание сочинений Сун
Цзяожэня 1 том] / Чэн Сюйлу чжубянь [陈旭麓主编 отв. ред. Чэн Сюйлу].
Бэйцзин: чжунхуа шуцзю [北京: 中华书局], 2011. 372 с.
4. Сун Цзяожэнь цзи сяцэ [宋教仁集下册 Собрание сочинений Сун Цзяожэня
2 том] / Чэн Сюйлу чжубянь [陈旭麓主编 отв. ред. Чэн Сюйлу]. Бэйцзин:
чжунхуа шуцзю [北京: 中华书局], 2011. 378 с.
Литература
На русском языке:
5. Белов Е. А. Революция 1911-1913 годов в Китае. М. : Восточная
литература, 1958. 113 c.
6. История Китая: древность, средневековье, новое время / А. А. Бокщанин,
О. Е. Непомнин, Т. В. Степугин; Ин-т востоковедения РАН. М. : Восточная
литература, 2010. 599 с.
7. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / гл. ред.
С. Л. Тихвинский. – 2013. Т. VI: Династия Цин (1644-1911) / отв. ред. О. Е.
Непомнин; Ин-т востоковедения РАН. М. : Восточная литература, 2014.
886 с.94
8. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / гл. ред.
С. Л. Тихвинский. – 2013. Т. VII: Китайская республика (1912-1949) / отв.
ред. Н. Л. Мамаева; Ин-т востоковедения РАН. М. : Восточная литература,
2013. 880 с.
9. Крымов А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае 1900-
1917 гг. М.: Наука, 1972 г. 340 с.
10. Лазарец О. В. Социально-экономическая программа Сунь Ятсена как
составляющая часть плана государственного строительства (1912-1920 гг.)
// Общество и государство в Китае. 2012. Т. 42. № 1. С. 200 – 204.
11. Ли Шу Политическая жизнь Китая в период Синьхайской революции 1911
года / пер. с кит. А. Г. Гатова. М. : Иностранная литература, 1956. 211 с.
12. Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII – начало XX века. М. :
Восточная литература, 2005. 712 с.
13. Непомнин О. Е. История Китая ХХ век. М. : Институт востоковедения
РАН, Крафт+, 2011. 736 c.
14. Синьхайская революция в Китае / под ред. С.Л. Тихвинского. М. :
Восточная литература, 1962. 316 с.
На английском языке:
15. Biographical Dictionary of Republican China. V. 3. / ed. by H. L. Boorman, J.
K. H. Cheng, J. Krompart. Columbia University Press, 1967. 467 p.
16. Liew, K. S. Struggle for democracy: Sung Chiao-jen and the 1911 Chinese
Revolution. Australian national university press Canberra, 1971. 260 p.
17. Ling, Yulong. Dr. Sun Yatsen’s Doctrine and Impact on the Modern World //
American Journal of Chinese Studies. 2012. Vol. 19. № 1. P. 1 – 11.
18. The Cambridge history of China. Vol. 11: Late Ch’ing, 1800-1911, Part 2 / ed.
by J. K. Fairbank, Kwang-Ching Liu. New York: Cambridge university press,
2008. 682 p.95
19. The Cambridge history of China. Vol. 12: Republican China, 1912-1949, Part
1 / ed. by Denis Twitchett, John H. Fairbank. Cambridge University press, 1983.
926 p.
20. Zheng, Yangwen. Hunan: Laboratory of Reform and Land of Revolution:
Hunanese in the Making of Modern China // Modern Asian Studies. 2008. Vol.
42. No. 6. P. 1113 – 1136.
На китайском языке:
21. Ань Юйминь [安玉民]. Сун Цзяожэнь юйци ань июнь [宋教仁遇刺案疑云
Сомнения в деле об убийстве Сун Цзяожэня] // Миньцзянь чуаньцигуши А
цзюань [民间传奇故事 A 卷], 2011. №9. С. 34-35.
22. Го Цинь [郭钦]. «Чжунхуаминьго линьши юэфа» яньцзю [«中华民国临时
约法»研究 Исследование Временной конституции Китайской Республики].
Гуйчжоу шифань дасюэ [贵州师范大学], 2002. 50 с.
23. Дай Вэньши [代温世]. Эчжоу юэфа яньцзю [鄂州约法研究 Исследование
Временной конституции Эчжоу]. Синань чжэнчжи дасюэ [西南政法大学],
2013. 41 с.
24. Е Мэйлань, Чжан Чжуншань [叶美兰, 张忠山]. Сун Цзяожэнь нунъе
сяньдайхуа сысян цзи ци дандай ии [宋教仁农业现代化思想及其当代意义
Мысль Сун Цзяожэня о модернизации сельского хозяйства и её
современное значение] // Цзянхай сюэкань [江海学刊], 2009. №6. С. 172-
176.
25. Лю Сяншань [刘向上]. Циша Сун Цзяожэнь у да сёншоудэ цзуйхоу цзецзю
[刺杀宋教仁五大凶手的最后结局, Участь пяти главных убийц Сун
Цзяожэня] // Данши цзунхэн [党史纵横]. 2007. №12. С. 55-58.
26. Ни И [倪屹]. Сун Цзояжэнь ю «Цзяньдао вэньти» сянгуань шиши таньвэй
[宋教仁与 «间岛问题 »相关史事探微 Анализ исторических фактов,96
связанных с Сун Цзяожэнем и «проблемой Цзяньдао»] // Цзилиньшэн
цзяоюй сюэюань сюэбао [吉林省教育学院学报]. 2019. № 11. С. 169-173.
27. Сунь Минъянь [孙明阳]. 1912-1913 нянь гоминьдан цзицэн дэ худун
нэйжун чутань [1912 — 1913 年 国 民 党 基 层 组 织 的 活 动 内 容 初 探
Исследование низовых ячеек Гоминьдана 1912-1913 г.] // Ланьтай шицзе
[兰台世界]. 2019. С. 118-121.
28. Сунь Цяо [孙桥]. Миньго чунянь чжунъян хэ дифан гуаньси яньцзю [民国
初年中央和地方关系研究 Исследование отношений центра и периферии в
первые годы Китайской Республики]. Сибэй дасюэ [西北大学], 2006. 38 с.
29. Тан Вэйфэн [唐伟锋]. Сун Цзяожэнь дэ нунъе сысян цзи ци сяньши ии [宋
教仁的农业思想及其现实意义 Идеи Сун Цзяожэня о сельском хозяйстве и
их истинный смысл] // Лилунь ю сяньдайхуа [理论与现代化]. 2014. №4. С.
91-95.
30. У Сюэфэй [吴雪飞]. Сун Цзяожэнь фалю сысян яньцзю [宋教人法律思想
研究 Исследование юридической мысли Сун Цзяожэня]. Циндао дасюэ [青
岛大学], 2012. 38 с.
31. Хун Янь [洪燕]. Сун Цзяожэнь чжэндан чжэнчжи сысян цзи шицзянь
яньцзю [宋教仁政党政治思想及实践研究 Исследование теории и практики
партийного кабинета Сун Цзяожэня]. Дунбэй шифань дасюэ [东北师范大
学], 2019. 50 с.
32. Хэ Вэй [何为]. Нунлинь цзунчжан Сун Цзяожэнь [农林总长宋教仁
Министр сельского и лесного хозяйств Сун Цзояжэнь] // Фачжи ю шэхуй
[法制与社会]. 2015. № 4. С. 279-280.
33. Чи Юньфэй [迟运飞]. Сун Цзяожэнь сысян яньцзю [宋教仁思想研究
Исследование идей Сун Цзяожэня]. Хунань: Хунань шифань дасюэ [湖南:
湖南师范大学], 2010. 233 с.97
34. Чи Юньфэй [迟云飞]. Чэнь Тяньхуа, Сун Цзяожэнь люжи шиши синь тань
[陈天华、宋教仁留日史事新探 Новое исследование жизни Чэнь Тяньуа и
Сун Цзяожэня в Японии] // Цзиньдайши яньцзю [近代史研究]. 2005. № 6.
С. 197-204.
35. Чжао Жуй [赵瑞]. Сун Цзяожэнь ихуй сысян яньцзю [宋教仁议会思想研
究 Исследование политической мысли Сун Цзяожэня]. Цзяньси шифань
дасюэ [江西师范大学], 2017. 45 с.
36. Чжан Дуаньцай [张断才]. Лунь Сун Цзяожэнь дэ гоцзяцзегоу гуань хэ
дифанчжиду гуань [论宋教仁的国家结构观和地方制度观 О взглядах Сун
Цзяожэня на государственное устройство и местные органы власти] //
Чуаньшань сюэкань [船山学刊]. 2003. №3. С. 40-42, 60.
37. Чжэн Лю [郑吕]. «Эчжоу юэфа» яньцзю [«鄂州约法»研究 Исследование
Временной конституции Эчжоу]. Синань чжэнчжи дасюэ [西南政法大学],
2016. 65 с.
38. Шао Чанпэн [邵长鹏]. Сун Цзяожэнь цзинцзи сысян дэ сяньдайхуасин
циши [ 宋 教 仁 经 济 思 想 的 现 代 性 启 示 Современное прочтение
экономической мысли Сун Цзяожэня] // Учан лигун дасюэ сюэбао
(шэхуйкэсюэ бань) [武汉理工大学学报(社会科学版) ]. 2014. № 4. С. 688-
693.
39. Шуан Личжэн [双立珍]. Сун Цзяожэнь «Цзяньдао вэньти» шупин [宋教仁
«间岛问题»述评 Обзор «проблемы Цзяньдао» Сун Цзяожэнем] // Синь си
бу [新西部]. 2019. № 4. С. 98-100.
40. Яо Сюаньминь [姚选民]. Сун Цзяожэнь юй сысян чжун дэ фачжи иньцзы
цзици сяньдай ии – цзию и чжун чуаньтун чжунго гоцзя фа миньцзянь фа
хуа шицзяо [宋教仁思想中的法治因子及其现代意义——基于一种传统中
国国家法民间法化视角 Правовая система Сун Цзяожэня и её современное98
значение с точки зрения традиционного китайского права] // Миньцзянь фа
[民间法]. 2017. № 2. С. 49-61.
41. Ян Тунгун [杨同宫]. Сун Цзяожэньдэ чжэндан нэйгэ сысян юй шицзянь
[宋教仁的政党内阁思想与实践 Теория и практика партийного кабинета
Сун Цзяожэня]. Цзилинь дасюэ [吉林大学], 2015. 61 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ