Введение 3
Цель работы, задачи, методы, актуальность работы 3
Степень изученности проблемы 4
Глава 1. Полихромная скульптура 16
1.1. Полихромия в скульптуре 16
1.2. История создания гипсовых копий и слепков 47
1.3. Историческая справка об обнаружении и формировании коллекции гипсовых слепков и форм В.П. Амалицкого в Палеонтологическом музее СПбГУ 62
Глава 2. Исследования гипсовых слепков из собрания Палеонтологического музея СПбГУ 70
2.1. Методы исследований и оборудование 72
2.2. Места отбора проб 75
2.3. Результаты исследований 80
2.4. Заключение 128
Глава 3. Методика консервации полихромных гипсовых слепков из собрания Палеонтологического музея СПбГУ 128
3.1. Основные проблемы в реставрации полихромной гипсовой скульптуры 128
3.2. Обзор литературы по консервации полихромии гипсовых скульптур 131
3.3. Методы консервации полихромных гипсовых слепков 147
Глава 4. Апробация методов консервации на полихромных гипсовых экспонатах 169
Заключение 193
Список литературы 195
Приложение №1. Отчет о прохождении стажировки в ФГБНИУ «ГОСНИИР» 205
Цель работы
• Изучить историю и особенности техники полихромной гипсовой пластики, историю создания коллекций гипсовых слепков;
• Описать историю и формирование коллекции гипсовых слепков в Палеонтологическом музее СПбГУ;
• Провести исследования полихромии гипсовых слепков из собрания музея с помощью современных точных методов исследований, выявить использованные материалы при создании слепков;
• На основе отечественного и зарубежного опыта и полученных результатах исследований предложить методы консервации полихромных гипсовых слепков;
• Апробировировать некоторые методики на практике при консервации коллекции слепков СПбГУ.
Задачи
Предложить методику консервации полихромной гипсовой скульптуры с использованием современных материалов и инструментов. Изучение и анализ библиографических источников, посвященных проблемам консервации полихромной гипсовой скульптуры.
Методы
• Комплексный анализ методик реставрации и материалов, выявленных в ходе теоретических, практических и библиографических исследований;
• Анализ литературных материалов, касающихся проблем сохранения гипсовых слепков и форм;
• Поиск примеров использовавшихся способов тонирования поверхности слепков.
• Практическое апробирование методик
Актуальность работы
На сегодняшний день, в России крайне мало информации по консервации полихромной гипсовой пластики. Да и выделение в отдельную специальную область консервацию полихромной гипсовой пластики остается достаточно условным. Специализированная подготовка реставраторов полихромной скульптуры в России мало кто ведёт, поэтому реставрация полихромной скульптуры остается обычно рамках реставрации живописи. При этом в музеях России, находятся представляющие интерес коллекции различных объектов, выполненных из тонированного гипса: авторские эскизы скульптуры, слепки с шедевров мирового искусства, слепки древних животных и растений, находящиеся в естественно-научных коллекциях. В Палеонтологическом музее СПБГУ хранится интересная коллекция гипсовых слепков древних форм В.П. Амалицкого. Все эти объекты нуждаются в разработке системного подхода к консервации и реставрации.
Степень изученности проблемы
В настоящее время консервация полихромной гипсовой скульптуры не получила подробного освещения в отечественной литературе, как и используемые материалы. Особенно, важной является информация о тонировании гипсовой скульптуры. Соответственно, необходимо найти и изучить методики, публикации и специализированную литературу, которые посвящены реставрации полихромной гипсовой скульптуре, а также зарубежные источники и методики реставрации гипсовой скульптуры.
В книге Н.В. Одноралова «Скульптура и скульптурные материалы»11982 года (переиздание, первое издание относится к 1965 году) представлены сведения исключительно по материалам, из которых создаются скульптуры. В ней дается описание каждого материала, а также рекомендации по их использованию для скульптуры. Книга состоит из восьми глав: глина, воски и пластилин, гипс, бетон, пластические массы, металлы, камень, дерево. В главе «Гипс» автор приводит сведения о физико-химических свойствах гипса, о применении высокопрочного гипса, тонировании гипсовой скульптуры, о цветных гипсах и нерасширяющимся гипсе.
В современной российской литературе А.С. Антонян «Реставрация скульптуры из камня. Методические рекомендации»2, 2006 года издания, является вторым, дополненным и переработанным, одноименным изданием автора (первое - 1980 г.), обобщил методические рекомендации по реставрации каменной скульптуры. В книге содержится ценный опыт практической работы автора, который является ведущим специалистом Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика Грабаря, художником-реставратором высшей категории. Данный труд состоит из следующих глав: виды реставрационных работ, виды повреждений каменной скульптуры и причины их возникновения, очистка скульптуры из камня, защитно-восстановительные методы консервации каменной скульптуры, основные процессы при реставрации каменной скульптуры, гипсовая скульптура. Глава «Гипсовая скульптура» является актуальной для диссертации. В ней рассматриваются такие вопросы, как технология изготовления гипсовой скульптуры (способы изготовления, защитно-декоративная обработка, распространенные нарушения требований технологии), реставрация и консервация гипсовой скульптуры (очистка гипсовой скульптуры, склейка гипса, восстановление утрат и заделка, сколов на гипсе, тонировка гипса, гидрофобизация гипса), хранение и транспортировка скульптуры из гипса. В последней главе автор уделяет особое внимание различным видам повреждения гипса и причинам их возникновения, затем переходит к методам их устранения и защиты от их последующего возникновения. Следует отметить, что автор всегда делает акцент на то, что гипс требует максимально бережного подхода на этапах реставрации. Решение проблемы гидрофобизации автор книги видит в пропитке гипса олифой, клеем или шеллаком, а иногда и жидко разведенной масляной краской.
В статье А.С. Антоняна «Из практики реставрации гипсовых рельефов Ф. Толстого»3 1993 года в сборнике научных трудов «Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования», автор приводит все этапы реставрационных работ над гипсовым рельефом, которые включают в себя: очистку от загрязнений, склейке фрагментов, восполнению утрат, формовке и тонировке.
Особое внимание в статье уделяется очистке от загрязнений. Автор отмечает, что наилучшие результаты по устранению загрязнений показал пленочный способ очистки. Данный метод очистки заключается в нанесении на загрязненную поверхность крутосваренного 10% крахмального клейстера.
К современным трудам, посвященным проблемам консервации и реставрации скульптуры, относится книга члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного деятеля искусства Российской Федерации, профессора, художника-реставратора высшей квалификации О. В. Яхонта «Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства»4 изданной в 2010 году. В нее входят около 150 статей различных годов деятельности автора, посвящённые сохранению отечественного и культурного наследия. В статье «Тонирование скульптуры» (1976 год) (с.2831) автор дает последовательные этапы патинирования (тонирования) под различные виды бронзы с полным перечнем необходимых материалов. В статье описывается опыт прошлых эпох. Перед тонировкой скульптура должна хорошо высохнуть, иначе тонировочный слой со временем будет набухать и осыпаться. Автор статьи описывает как правильно пропитать поверхность скульптуры олифой или спиртово-шеллачным лаком №7 (политурой).
Художник-реставратор Е.М. Андреева в 2004 году защитила диссертацию «Музей «антиков» Императорской Академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII - первой половине XIX веков».5 Эта первая исследовательская работа, посвященная исследованию гипса. В III главе «Значение собрания «гипсов» в. Развитии принципов научной реставрации античных памятников в России и его роль в создании декоративно-парковой скульптуры Санкт-Петербурга» 3-й раздел посвящен реставрации поврежденных отливов и форм. В то время использовали материалы для реставрации что и при изготовлении «антиков». 4 -й раздел содержит технологию снятия и изготовлению гипсовых отливов. Особое внимание уделяется работе с тонировками, которые вносили не только улучшение внешнего вида, но и защищали поверхность от дальнейших разрушений.
Книга «Химия в реставрации», авторов химиков-технологов М.К. Никитина и Е.П. Мельниковой6, посвящена изучению и исследованию материалов применяемых в реставрации памятников архитектуры, предметов живописи, художественных изделий из камня (в том числе и гипса), дерева, металлов и т.п. Рассмотрены химико-технологические процессы реставрации.
В главе «Химические материалы в реставрации камня» в разделе «Пленкообразующие полимерные растворы и латексы» (стр.78) говориться об эффективности и безвредности очистки поверхности каменной и гипсовой скульптуры методом нанесения пленкообразующих растворов. Авторы акцентируют внимание на том, что при использовании такого метода исключается необходимость в механической доборки поверхности от загрязнений, щетками и тампонами. Они рекомендуют использовать растворы Na-КМЦ и ПВС, их содержание в растворах колеблется от 5-30%, в зависимости от степени загрязнений и прочности поверхности.
В разделе «Материалы для реставрации и модификации гипса» (стр. 84) рассматривается проблема необходимости укрепления гипса. Для этого авторы предлагают использовать добавки столярный клей, Na-КМЦ, ПВАД (поливинилацетатная дисперсия), насыщенный раствор алюмокалиевых квасцов, ПМАК (полиметакриловая кислота). Также авторы рассказывают об укреплении поверхности гипса при помощи сульфата меди или железа, насыщенным раствором алюмокалиевых квасцов.
Н.Г. Брегман в своей статье «Реставрация полихромной скульптуры»7 рассуждает о проблемах реставрации полихромной скульптуры в целом. Работа содержит 4 подглавы: о целевых установках реставрации полихромной скульптуры, советский период реставрации полихромной скульптуры и «традиция» в реставрации, роль реставратора-консерватора полихромной скульптуры в музее, специфика раскрытия и сохранения памятников полихромной скульптуры. Автор рассматривает такие проблемы как специализированной подготовке реставраторов полихромной скульптуры, методологические принципы реставрации и технико-технологические задачи.
Спиридонов А.В. в своей магистерской диссертации «Реставрация гипсовой скульптуры»8, написанной в 2016 году, сравнивает и описывает реставрационный опыт отечественной и зарубежной реставрации гипсовой скульптуры. Исследование является подробным источником, который включает в себя не только реставрационный опыт прошлых лет, но и подробный анализ и исследования особенностей структуры гипса, строения, гидратации, структурообразования и истории его бытования.
Автор диссертации подробно описывает каждый этап реставрации с полным перечнем необходимых материалов. Так в диссертации пошагово описываются этапы: расчистка от загрязнений (сухая расчистка, удаление въевшихся загрязнений), укрепление структуры гипса, восполнение крупных утрат и сколов методом лепки в мягком материале с последующей формовкой, укрепление тонировочного красочного слоя, способы гигроскопичности гипса, восполнение тонировочного слоя.
В статье А.В. Шакуровой «Реставрация слепка статуи вельможи Хертихотепа»9, опубликованной в сборнике «Мир музея» 2016 года был описан опыт сохранения и реставрации слепка статуи вельможи начала 12 династии, сделанного из песчаника, на поверхности также были найдены следы тонировок масляными красками предыдущей реставрации.
В данной статье важным является информация по подготовке и тонированию гипсовой поверхности слепка. Автор пишет о предварительной пропитке поверхности 5% клеем БМК-510. Для тонировок автор выбрала акварель с использованием акриловых титановых белил. После тонирования было нанесено защитное покрытие 2,5% раствором БМК-5 в растворе ацетонаизопропилового спирта-уайт-спирит в соотношении 1:1:1.
В зарубежных источниках можно найти актуальную информацию по консервации полихромной гипсовой скульптуры, с описанием хода работ и используемых материалов.
При анализе зарубежных источников по консервации полихромной гипсовой скульптуры была изучена публикация Национального музея Прадо (г. Мадрид, Испания) «Реставрация Нерона и Сенеки»11 скульптора Эдуардо Баррона Гонсалеса.
Гипсовая скульптура частично покрыта полихромной росписью (плащ Нерона, держатель свитка и части одежды Сенеки). Состояние сохранности скульптуры до реставрации было аварийным на это повлияли хрупкость гипса, неподходящие условия хранения, так и некачественная предыдущая реставрация. На основании имелись многочисленные трещины и сколы. Были утраты фрагментов пальцев, краев складок. На поверхности скульптуры были найдены следы вандализма (многочисленные царапины и следы граффити).
В статье говорится о методе очистки агар-агаровым гелем, благодаря которому удалось очистить поверхность от загрязнений. Данный вид геля обладает мощными очищающими свойствами благодаря контролируемому нанесению и хорошему впитыванию загрязнений. Такой вид очистки рекомендуется для деликатных поверхностей, таких как гипс. Тонировки были выполнены при помощи гуаши и акварели, в техниках пуантилизм и тратеджио.
В отчете проекта по сохранению культурного наследия финского скульптора Эмиля Халонена «Спасение Эмиля»12 представлены методики по консервации полихромных гипсовых скульптур и рельефов из коллекции скульптора, собранной в музее изобразительных искусств Лапинлахти (Финляндия). Реставрационные работы проводились с 2017 по 2018 год.
Большинство скульптур в коллекции скульптора выполнено из гипса с нанесением тонировок. Коллекция долгое время хранилась и экспонировалась в музее Эмиля Халонена. Условия хранения были непригодными для гипсовых скульптур.
Очистка предметов проводилась в несколько этапов: сухая очистка, применение крошек ластика, губка для очистки Wisab13. Для более глубоких загрязнений применялся гель на водной основе (агар-агаровый гель). Набрызги красок, подтеки воска удалялись при помощи уайт-спирита и органических растворителей. Восполнение тонировок проводилось гуашью и акриловыми красками. С последующим нанесением бесцветного защитного лака.
Статья «Очистка гипсовых поверхностей агар-агаровыми гелями: оценка техники»14 («Cleaning plaster surfaces with agar-agar gels: Evaluation of the technique») авторов Соня Тортахада Эрнандо и Мануэль Мария Бланко Домингес заключается в создании подходящего метода очистки для гипсовых скульптур. Авторы экспериментальным путем подбирают нужные концентрации геля и время его выдержки на поверхности.
Авторы отмечают, что агар-агаровый гель обладает большой способностью удерживать воду, что обеспечивает длительное время контакта с ограниченным поглощением из гипса, где структура пористая, гигроскопичная, растворимая или чувствительная к воде.
Основные преимущества этого геля заключаются в следующем: не наносит вреда поверхностному слою гипса, эффективно впитывает устойчивые загрязнения, остатки геля легко удаляются мягкой щеткой или ватным тампоном.
В связи с небольшим количеством информации по консервации полихромной гипсовой скульптуры, было принято решение рассмотреть методики консервации полихромии деревянной пластики, иконописи. Данное решение обусловлено тем, что в полихромной деревянной пластике на основу наносят левкас (клее-гипсо-меловой состав), для прослойки между основой и красочным слоем, создавая гладкую поверхность под живописный слой и защищая деревянную основу от старения.
Среди книг по полихромной скульптуре наиболее полное введение в полихромную скульптуру содержится в книге «Резное дерево в храме. Технология. Консервация. Иконография»15 написанной Преображенской Г.А. в 2011 году, обобщен многолетний опыт автора в области изучения и консервации полихромной деревянной пластики из богатейшего собрания Государственного музея истории религии. Книга включает в себя впервые напечатанную авторскую разработку методики консервации полихромной пластики (основанная на уже существующих музейных практиках). Данная методика является систематизированной, многие разделы расширены и уточнены, с полным описанием используемых материалов и инструментов. В данной книге наиболее интересны разделы, в которых описываются техника и технология работы и консервации с полихромными росписями.
Автор книги отмечает, что литература по технологии деревянной скульптуры крайне скудна и разбросана по различным источникам. Хотя в настоящее время консервация и реставрация этого вида искусства является одной из самых актуальных современных проблем в сохранении культурного наследия. Автор говорит, что первым шагом для сохранения предметов деревянной пластики является создание обобщающего труда, включающего систематизированные сведения из древних источников и современных исследований по технике и технологии, иконографии, методам консервации данных произведений искусства.
В учебном пособии «Реставрация произведений станковой темперной живописи»16 под редакцией Г.С. Клоковой, изданная в 2018 году, уделяется особое внимание подробному описанию и разъяснению практических приемов и методов, применяющихся при работе над памятником. В книге авторами даются рекомендации по технике и технологии очистке и консервации красочного слоя с полным перечнем используемых инструментов и материалов. Подробно объясняются правила ведения реставрационной документации. Введена глава о требованиях к цифровой съемке.
Статья Н.Л. Борисовой «К вопросу реставрации фрагментов стенописей: новая методика, ее технические и эстетические особенности»17 посвящена новой разработанной методике в МГХПА им. С.Г. Строганова. В данной методике описывается использование синтетического полимера Paraloid B-72, растворенного в нетоксичном растворителе этаноле. Автор разбирает свойства данного синтетического полимера и его растворов. Приводятся основные реставрационные мероприятия, проведенные на фреско-темперной стенописи.
В статье Бурова В.П. и Борисовой Н.Л. «Технические и эстетические особенности новой методики фрагментов стенописей»18 авторами предлагается новая разработанная методика реставрации фрагментов стенописей, основанная на использовании синтетического полимера Paraloid B-72. Статья является дополнением к статье Н.Л. Борисовой «К вопросу реставрации фрагментов стенописей: новая методика, ее технические и эстетические особенности».
В разработанной методике используются растворы полимера в этиловом спирте, токсичность которого минимальна. Приводятся свойства полимера и его растворов, описываются основные реставрационные работы.
В материалах международной научно-методической конференции, посвященной 50-летнему юбилею ГосНИИР в 2008 году был выпущен сборник статей «Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2» имеется ряд статей актуальных для диссертации.
В статье «Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения» авторов Федосеевой Т.С. и Малачевской Е.Л.19 представлен анализ зарубежных реставрационных синтетических материалов. Авторы отмечают, что ассортимент быстро расширяется и новые материалы и технологии, хорошо зарекомендовавшие себя в музейной практике.
В статье рассматриваются такие материалы как, адгезивы, дисперсные клеи, консолиданты и защитно-декоративные покрытия. Так для укрепления масляной живописи авторы рекомендуют использовать полимерные дисперсии Paraloid B-72, в зарубежной практике он применяется не только для реставрации станковой живописи, но и для предметов прикладного искусства. Широкое применение в ряде стран, а также в США, получил адгезив Beva 371 и усовершенствованная водная дисперсия Beva 0174.
Авторы приводят пример немецкой фирмы Wacker. Данная фирма производит большой ассортимент консолидантов классов силанов, силоксанов и силазанов для укрепления деструктированных и пористых материалов, таких как камень, кирпич, штукатурка, дерево и др. Эти материалы, как правило, сообщают укрепляемым объектам гидрофобизирующие свойства. Аналогами данных материалов является Paraloid B-72 и отечественные марки «Акрисил- 95» и «Акрисил-50».
Авторы обращают внимание на то, что использование новых материалов и новых технологий является естественным этапом развития реставрационной науки и практики. Одними из главных проблем авторы считают такие как, создание надлежащих условий хранения и экспонирования музейных объектов (превентивная консервация) и разработка адекватных методов исследования реставрационных материалов в комплексе с авторским.
Стариков Ю.В., Старикова Л.Г. в статье «К вопросу о реставрации естественно-исторических предметов»20 говорят о важности разработки общей концепции консервации и реставрации естественно-исторических экспонатов, разработать методологические подходы реставрации экспонатов, а также с многочисленными методами их консервации и изготовления. Важным аспектом авторы отмечают определение ценности экспоната (исторический, научный, художественный и материальный), который главным образом касается объединенных музеев, сотрудники которых не всегда в полной мере представляют ценность естественно-исторических предметов. Также авторы пишут об адаптации существующих методических подходов реставрации памятников искусства к работе с естественно-историческими объектами, учитывая отечественный и зарубежный опыт.
В данной работе рассмотрена история создания коллекций гипсовых слепков в музеях и собраниях высших учебных заведений. Особое внимание уделено поиску и анализу существующих методик реставрации и консервации полихромной гипсовой пластики не только в отечественной, но и в зарубежной практике.
Рассмотрен подробный анализ методик консервации полихромных гипсовых скульптур, а также приведен список материалов и инструментов, пошаговые операции для консервации полихромии.
В ходе исследования решались следующие задачи:
• Изучена история и особенности техники полихромной гипсовой пластики, история создания коллекций гипсовых слепков;
• Описана история и формирование коллекции гипсовых слепков в Палеонтологическом музее СПбГУ;
• Проведены исследования полихромии гипсовых слепков из собрания музея с помощью современных точных методов исследований, выявлены использованные материалы при создании слепков;
• На основе отечественного и зарубежного опыта и полученных результатах исследований предложены методы консервации полихромных гипсовых слепков;
• Апробировированы некоторые методики на практике при консервации коллекции слепков СПбГУ.
В ходе визуального обследования состояния полихромных гипсовых слепков из собрания Палеонтологического музея СПбГУ выявлены дефекты, которые требуют консервационного вмешательства. Сложностью в подборе методов консервации стало недостаточное количество источников в отечественной литературе по данной проблеме. Многие из них касались реставрации полихромной деревянной или каменной скульптуры, однако, некоторые методы учтены и приведены в подглаве 3.3. Для составления консервационных методов полихромной гипсовой пластики были детально изучены консервационные отчеты полихромной гипсовых слепков зарубежных коллег и авторская методика консервации полихромной деревянной скульптуры Преображенской Г.А. Подробное описание и рекомендации по использованию материалов легло в основу составления комплексных методов консервации. В ходе изучения свойств и особенностей полихромной гипсовой пластики в научную работу включен раздел, посвященный рекомендациям хранения и экспонирования этих экспонатов.
В 4 главе описаны условия хранения и дефекты на гипсовых слепках из собрания Палеонтологического музея СПбГУ и методы их удаления. Методы, приведенные в работе, были взяты из отечественных и зарубежных источников, посвященных консервации полихромии гипсовых слепков. Консервационная методика основана на описанных методах, подходящая к каждому консервируемому объекту. Сложностью в подборе методов очистки стал подбор способа, не требующий использования воды, который может нарушить структуру гипса и привезти к необратимым последствиям. В процессе работы был найден метод позволяющий без каких-либо проблем устранить отставания красочного слоя от основы с помощью акриловой дисперсии Paraloid B-72.
Описанные методы консервации предусматривают комплексные действия по сохранению экспозиционного вида полихромных гипсовых слепков и охватывает действия реставратора от прикладных работ до мониторинга состояния сохранности предметов.
Гипсовые слепки из собрания Палеонтологического музея СПбГУ являются в своем роде уникальной коллекцией в России. Аналогов данных гипсовых слепков единицы и они требуют особого внимания. Надеюсь, данная работа послужит дальней сохранению полихромных гипсовых слепков не только в Палеонтологическом музее СПбГУ, но и в других музеях.
1. Агеева, Э.Н. Консервация и реставрация скульптуры из камня: Учеб. пособие: Для спец. N020900 - Искусствоведение, N021000 - Музеология / М-во образования Рос. Федерации, Рос. гос. гуманит. ун-т. Фак. истории искусства. Отд-ние реставрации, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. НИИ реставрации. - М.: РГГУ, 2003. - 81 с.
2. Агеева, Е.С. Реставрация гипсовых слепков из собрания Палеонтологического музея СПбГУ: дипл. работа (ВКР на степень бакалавра реставрации). Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург. 2020 г.
3. Андреева, Е.М. Музей "антиков" Императорской Академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII-первой половине XIX веков: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.04 / С.- Петерб. гос. академ. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - Санкт-Петербург, 2006. - 27 с.
4. Антонян, А.С. Реставрация скульптуры из камня. Методические указания. / М.: СканРус 2006. - 100с.
5. Антонян, А.С. «Из практики реставрации гипсовых рельефов Ф.Толстого», статья из сборника научных трудов «Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация. Исследования» - М.: Изд. ВХНРЦ, 1993г.
6. Арутюнян, Ю.И. Полихромия в скульптуре: попытка классификации. // Месмахеровские чтения - 2018: материалы междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица»; науч. ред. А. О. Котломанов. - Санкт-Петербург: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2018. С. 114-124. (РИНЦ)
7. Бобров, Ф.Ю. Опыт укрепления разрушений иконописи с помощью водной полимерной дисперсии BEVA D-8 // Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация = Preservation of Cultural Heritage. Research and Restoration: Мат-лы II Междунар. конф. в рамках V Международного культурного форума, СПб. 1-3 декабря 2016 г./Сост. Ю. Г. Бобров. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2018. С. 22-29
8. Борджиоли, Л. Применение синтетических смол при реставрации полихромных произведений искусства //Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация = Preservation of CulturalHeritage. Research and Restoration: Мат-лы II Междунар. конф. в рамках V Международного культурного форума, СПб. 1-3 декабря 2016 г. / Сост. Ю. Г. Бобров. СПб.: Институт имени И. Е. Репина, 2018. С. 40-49
9. Борисова, Н.Л. К вопросу реставрации фрагментов стенописей: новая методика, ее технические и эстетические особенности // Terra artis. Искусство и дизайн. №1. 2021. С. 96-103
10. Брегман, Н.Г. Реставрация и технико-технологические исследования полихромной скульптуры / Н.Г. Брегман // Реставрация памятников истории и культуры: Обзор. информ. - 1980. - №3. - С. 35-37
11. Брегман, Н.Г. Реставрация полихромной скульптуры / Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX - XX веках: история, проблемы: / [А. Б. Алешин и др.; сост.: О. Л. Фирсова, Л. В. Шестопалова; отв. ред.: д-р иск. Л. И. Лифшиц, канд. хим. наук А. В. Трезвов]; Федер. агенство по культуре и кинематографии РФ. - Москва: Альма Матер: Академический проект, 2008. - С. 327-358
12. Буланов, В.В. Северодвинские сокровища палеонтологии- Архангельск, 2007.- 56 с.
13. Губин, Ю.М. Местонахождения пермских позвоночных / Ю.М. Губин, А.Ф. Станковский // Очерки по геологии и полезным ископаемым Архангельской области. - Архангельск, 2000.- с. 154-164.
14. Дружинина, Е. А. Полихромия или тетрахромия? Цвет в греческой живописи V—IV веков до нашей эры // Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. Актуальные проблемы теории и истории искусства. — СПб.: НП-Принт, 2015. — Вып. 5. — С. 62—68.
15. Иванова, Е.Ю. Техника реставрации станковой масляной живописи// Иванова Е.Ю., Постернак О.П./ - М.: Индрик, 2005. - 136 с.; ил.
...