ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЛАТФОРМА КАК БИЗНЕС-МОДЕЛЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 8
1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЛАТФОРМЕННОЙ МОДЕЛИ 8
1.1.1. Появление экономики платформ: интерпретация Срничека 8
1.1.2. Определяющие элементы платформенной модели 12
1.2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПЛАТФОРМ 18
1.2.1. Институциональные преимущества платформенной модели 18
1.2.2. Негативные последствия платформизации 22
ГЛАВА 2. ПЛАТФОРМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ 27
2.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛАКУНЫ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ КАК
ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.2. ВКЛАД ПЛАТФОРМЕННЫХ КОМПАНИЙ В ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТАКСИ: ПРИМЕР ЮЖНОЙ АФРИКИ 39
2.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПЛАТФОРМЕННОЙ МОДЕЛИ НА РЫНКЕ
ТАКСИ В ИНДОНЕЗИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность. Цифровые компании-платформы — неотъемлемая часть современной экономики. Наблюдаемый переход к бизнес-модели платформ происходит вследствие нескольких факторов: накопленные технологические изменения, запрос на снятие географических барьеров со стороны спроса, исчерпание возможностей традиционных бизнес-моделей, в первую очередь с точки зрения маржинальности бизнеса. Внедрение платформенной бизнес- модели приводит к технологическим и поведенческим изменениям, что отражается в коренной перестройке существующих отраслей. Классическим примером может служить опыт компании Uber, перестроившей рынок такси и заложившей основу так называемой gig economy - экономики, основанной на независимом контракте (вместо прямого найма) и сетевых эффектах. Uber всего за пять лет превратилась из местной компании в глобальную корпорацию с рыночной стоимостью более 62 миллиардов долларов, что сделало ее самым быстрорастущим стартапом в истории.
Цифровые платформы — это еще и увеличивающийся и легкодоступный рынок труда. Экономика компании-платформы определяется как экономическая деятельность, включающую онлайн-посредника, который предоставляет платформу, с помощью которой независимые работники или продавцы могут продавать отдельные услуги или товары клиентам. У этого явления есть три важных аспекта. Во-первых, платформы предоставляют алгоритм, который позволяет эффективно подбирать поставщиков рабочей силы и пользователей. Во-вторых, эта технология снижает предполагаемые (ex-ante) и фактические (ex-post) трансакционные издержки. Платформы предоставляют услуги по снижению или управлению рисками, связанными с рыночными трансакциями, тем самым устраняя такие сбои рынка, как неполнота информации о поставщике рабочей силы или риски мошенничества. Эти услуги включают в себя системы репутации и мониторинга, а также стандартные механизмы страхования и юридические услуги от мошенничества. Именно эти преимущества компаний- платформ повышают эффективность отдельных отраслей на рынках развивающихся стран.
Степень разработанности темы исследования. Современные платформенные компании привлекают внимание экономистов, которые изучают их функционирование и их влияние на рынки, а также деятельность платформ попала и в фокус изучения правового регулирования (Lobel, 2016). Академические работы, посвященные изучению различных аспектов многосторонних рынков и платформ, начали появляться в конце XX века: к примеру, работа (Katz, Shapiro, 1985) по различным аспектам информационной и сетевой экономики. Важно отметить работу о цифровой экономике (Goldfarb, Tucker, 2019): авторы показали общие преимущества цифровой экономики, которая значительно снижает ряд издержек по сравнению с традиционной экономикой. Одной из классических статей по теме платформ стала статья «Platform competition in two-sided markets» (Rochet, Tirole, 2003). Значительный вклад в понимание модели платформ и их ценообразования внес Марк Армстронг (Armstrong, 2006). Исследованы факторы, с которыми сталкиваются компании при выборе платформенной бизнес-модели (Hagiu, Wright, 2015). Вместе с Д. Эвансом они же Изучен вопрос того, как компании-платформы, производящие программное обеспечение, трансформируют индустрии и способствуют инновациям (Evans, Hagiu, Schmalensee, 2008). Исследован процесс того, как определенные компании-платформы стали лидерами в своих индустриях (Gawer, 2002). В отечественной науке также многие экономисты интересуются платформенной экономикой, к примеру, Андрей Шаститко, занимающийся исследованиями рыночной власти (Шаститко, Маркова, 2020), а также необходимо отметить И. Гелисханова, Т. Юдину и Ю. Осипова, исследующих цифровую экономику и, в том числе, рассматривающих современные платформы в качестве институтов (Осипов, Юдина, Гелисханов, 2018).
В последние годы многие экономисты начали рассматривать возможности влияния компаний-платформ на развитие стран глобального Юга посредством заполнения институциональных лакун, тем самым повышая эффективность функционирования местных индустрий. В данном контексте необходимо отметить работу (Khanna, Palepu, 2005), в которых исследованы институциональные лакуны на развивающихся рынках. Далее необходимо отметить работы по цифровым инновациям (Hinings, Gegenhuber, Greenwood, 2018) и платформам (Heeks, Gomez-Morantes, Graham, 2021), рассматриваемых с точки зрения институциональных лакун. Таким образом, данная работа опирается на вышеперечисленные академические работы и формулирует перед собой следующую гипотезу: современные цифровые компании, использующие бизнес-модель платформы — это не только успешные и эффективные сервисы, но и современные институты. Эти компании обладают определенными ключевыми чертами, которые в рамках рынков развивающихся стран с несовершенными институтами обнаруживают и заполняют институциональные лакуны. Подобное взаимодействие с местными установившимися институтами подрывает традиционные отрасли, однако делает рынки более эффективными, снижая трансакционные издержки для пользователей всех сторон платформы.
Цель данной ВКР заключается в обосновании потенциала платформенной модели бизнеса как института, способствующего повышению уровня экономического развития в странах со средним или низким уровнем дохода.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. Определить условия возникновения и характерные черты платформизации бизнеса.
2. Выявить положительные и отрицательные стороны платформенной модели.
3. Описать ключевые институциональные проблемы ведения бизнеса в
развивающихся экономиках с выделением основных институциональных лакун.
4. Проанализировать несколько конкретных страновых кейсов, доказывающих возможность устранения институциональных лакун при появлении на соответствующих рынках платформенных компаний.
5. Выявить ключевые институциональные черты платформенной модели бизнеса, которые способствуют повышению эффективности функционирования рынков в странах со средним и низким уровнем дохода.
Объект: современные цифровые платформы.
Предмет: платформенные компании на рынках развивающихся стран как специфический экономический и социальный институт.
Методология:
В данной ВКР в основном применяется метод сравнительного институционального анализа и метод case study. Институциональный анализ касается примеров деятельности компаний-платформ в Южной Африке и Индонезии. Исследование фокусируется на компаниях, функционирующих на рынке пассажирских перевозок, так как эти рынки нуждаются в серьезном институциональном регулировании из-за специфичности своей деятельности.
Сравнительный анализ конкретных примеров фокусируется на сопоставление деятельности международной компании-платформы Uber в Южной Африке и Колумбии с деятельностью местных традиционных таксомоторных организаций. Южная Африка и Колумбия были выбраны для исследования в связи с тем, что в этих странах отсутствует достаточное институциональное регулирование отрасли такси, при этом обладают высоким уровнем преступности. Также для сравнительного анализа был выбран пример Индонезии, так как на этом рынке коротких пассажирских перевозок функционирует местная компания-платформа GoJek, деятельность которой повысила эффективность данного вида бизнеса.
В данной работе рассмотрены современные компании-платформы, функционирующие в качестве институтов, которые сокращают трансакционные издержки, что может способствовать более эффективному функционированию рынка. Также цифровые компании-платформы обнаруживают на развивающихся рынках институциональные лакуны, они могут их заполнять и способствовать развитию рынка, либо, наоборот, способствовать закреплению лакун и не повышать эффективность рынка. В работе изучено функционирование двух разных компаний на двух развивающих рынках: Uber в ЮАР и GoJek в Индонезии.
В работе исследован феномен платформизации. Факторами, способствующими развитию платформизации и всего цифрового сектора, являются: технологическая революция 1990-х и уход, в первую очередь США, от экономической модели роста, завязанной на промышленном производстве. Многие исследователи отмечают влияние компаний-платформ на ухудшения положения на рынке труда многих стран. Компании-платформы являются не причиной ухудшения, а его следствием. Причинами же являются поочередные кризисы конца XX и начала XXI веков, которые в большей степени ударили по незащищенным слоям населения развитых и развивающихся стран. Эти выводы сделаны на основе работы Ника Срничека (2016), однако существует и более упрощенное объяснение: наблюдаемый переход — это естественное следствие накопленных технологических изменений, совершивших качественный переход от этапа прорыва к этапу практического внедрения, запрос на изменения и снятие географических барьеров со стороны спроса, исчерпание возможностей традиционных бизнес-моделей, в первую очередь с точки зрения маржинальности бизнеса и генерации привычного роста дохода акционеров.
Определения бизнес-модели платформы сосредоточены вокруг наличия косвенных сетевых эффектов, ненейтральности цен, прямого взаимодействия между двумя или более различными сторонами. В работе исследованы преимущества бизнес-модели платформы для современных цифровых компаний. Во-первых, возможность не нанимать в штат сторону А, предоставляющую услуги: соответственно появляется возможность открыть доступ как можно большему количеству работников, при этом сэкономить на оплате их труда. Во-вторых, децентрализация и аутсорсинг способствует снижению рыночной стоимости услуг и товаров. В-третьих, у цифровых компаний-платформ появляется еще одна возможность для увеличения прибыли: сбор и обработка данных. Положительные и уникальные особенности цифровых платформ связанны с их трансакционными способностями. Также цифровые платформы могут быть рассмотрены в качестве особенных организационных институций, особенные черты которых дают им конкурентное преимущество особенно по сравнению с традиционными компаниями. К этим чертам относятся: гибкая к изменениям архитектура, возможность точно контролировать ценообразование, централизованный контроль за деятельностью пользователей.
В работе сделан фокус на влияние деятельности платформ на существующие в развивающихся странах институциональные лакуны, которые отражают институциональные недостатки формальных институтов. В исследовании изучены компании-платформы, функционирующие на рынке пассажирских перевозок, так как эти рынки нуждаются в серьезном институциональном регулировании из-за специфичности своей деятельности.
В работе проанализирован пример функционирования компании- платформы Uber на рынке такси в Южной Африке, который характеризуется отсутствием формального регулирования, развитой коррупцией и высоким уровнем насилия. Выход Uber на рынок такси в ЮАР заполнил институциональные лакуны, связанные с поддержанием безопасности и выполнениями трансакций между пассажирами и водителями. Пассажиры получили более высокий уровень безопасности, сниженные цены, удобный способ передвижения по городам. Водители получили информацию о пассажирах, что снижает для них риски быть обманутыми и ограбленными.
Однако компания не привела к дальнейшему улучшению положения водителей. Uber привел к появлению нового конфликта между водителями такси в ЮАР, так как не учел местные особенности, связанные с высоким уровнем преступности. Многие местные водители не могут подключиться к платформе, при этом они теряют доход, оставаясь в традиционной таксомоторной компании. Высокие стандарты регистрации автомобиля не позволяют водителям взять кредит и одновременно платить Uber комиссию. Тем самым Uber не учитывает местные институциональные особенности, что не способствует повышению доходов у водителей. Соответственно, компаниям-платформам необходимо подстраиваться под существующие обстоятельства и институты на рынках такси в развивающихся странах. Без учета институциональной среды функционирование компаний-платформ по правилам, привнесенных из развитых стран, ведет к появлению серьезных конфликтов в развивающихся странах.
При этом индонезийский стартап GoJek с самого начала был ориентирован на нужды бедных слоев населения и подстраивался под местные особенности рынка: компания учитывала проблемы на рынке мототакси и неудобства с оплатой наличными. Компания устранила несовершенства на рынке мототакси, улучшив координацию водителей с пассажирами и уменьшила трансакционные издержки. GoJek расширил свою деятельность, заключив сотрудничество с национальными банками, чтобы упростить предоставления необходимого для развития микрофинансирования своим пользователям. Данные, собираемые компанией через цифровой кошелек GO-Pay, предоставили возможность для недорогого отбора добросовестных заемщиков и способствовали предоставлению банковского микрофинансирования тем слоям населения, которые не имели ранее к нему доступ.
Деятельность компании-платформы GoJek увеличило институциональное вовлечение бедных слоев населения в финансовую активность, предоставив возможность держать сбережения не только в форме наличных, но и на цифровом кошельке, что способствует более грамотному ведению учета расходов и доходов. Пользователи получили субсидированные микрокредиты от национальных банков: водители GoJek и мелкие предприятия, сотрудничающие с сервисом доставки, получили возможность брать кредиты у официальных финансовых организаций под значительно низкие проценты. Соответственно, деятельность по вовлечению бедных слоев населения в официальные финансовые институты является заполнением институциональных лакун и повешением эффективности местных рынков.
Компании-платформы могут способствовать повышению эффективности на рынках такси в развивающихся странах, однако этим компаниям необходимо учитывать местные институциональные особенности. Это необходимо для того, чтобы развиваться самим, но и для того, чтобы не ухудшать положение на местном рынке. Компания Uber, к примеру, заполнила институциональные лакуны, связанные с безопасностью в ЮАР, однако сконструировала новую ловушку для местных водителей. Также компания не смогла конкурировать в Индонезии с местным GoJek и GrabBike и ушла с рынка, так как не предоставляла доступ к интернет-платежам. Предоставление финансовой инфраструктуры — это ключевое преимущество в стране, где число людей, имеющих смартфон, выше, чем число, имеющих банковский счет.
Таким образом, выводы данной работы не могут претендовать на универсальность, так как изучено только два примера функционирования платформ в двух странах. Однако необходимо сделать выводы о том, что компании-платформы, рассмотренные в качестве самостоятельных институтов, вступают во взаимодействие с местными институтами, и от того, насколько это взаимодействие окажется успешным, будет зависеть развитие и платформы, и рынка. На рынок, где уже существуют компании-платформы, могут прийти новые игроки, которые учитывают несовершенства функционирования на этом рынке, неучтенных предыдущей платформой. У компаний-платформ существуют все необходимые инструменты к эффективному обнаружению институциональных лакун и возможность заполнять их.
1. Аджемоглу, Д. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты / Д. Аджемоглу, Д. А. Робинсон. — Москва: АСТ, 2016. — 693 c.
2. Банерджи, А. Экономика бедных. Радикальное переосмысление способов преодоления мировой бедности / А. Банерджи, Э. Дюфло. — Москва, Санкт- Петербург: Изд-во Института Гайдара, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2021. — 487 c.
3. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон. — Санкт-Петербург: Лениздат, 1996. — 702 c.
4. Эггертссон, Т. Несовершенные институты. Возможности и границы реформ / Т. Эггертссон. — Москва, Санкт-Петербург: Изд-во Института Гайдара, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2022. — 480 c.
Статьи
5. Осипов Ю.М. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва / Ю.М. Осипов, Т. Н. Юдина, И. З. Гелисханов// Экономические стратегии. — 2018. — № 5. — C.22-29.
6. Шаститко А.Е. Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства / А.Е. Шаститко, О.А. Маркова // Вопросы экономики. — 2020. — № 6. — C.37-55.
7. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных
консультаций // Центральный Банк Российской Федерации (Банк Росси), официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL:
https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf(дата обращения: 25.04.2022)
Источники на других языках
8. Coase, R. H. The Nature of the Firm / R. H. Coase // Economica. — 1937. — № 16. — С. 386-405.
9. North, D. Understanding the Process of Economic Change / D. North. — Princeton: Princeton University Press. — 2005.
10. Roland G. Development economics. - Routledge. — 2016.
11. Shirley, M. M. Handbook of new institutional economics / M. M. Shirley. — Boston: Springer, 2005. — 611-638 c.
12. Srnicek, N. Platform capitalism / N. Srnicek. John Wiley and Sons. - 2016.
13. Adebayo, J. South Africa: Who Stole my Passengers? Uber Cabs, Metered Taxis and the Search for Common Ground. — № 27. — 2019.
14. Armstrong M. Competition in two-sided markets / M. Armstrong // The RAND journal of economics. — 2006. — № 3. — C.668-691.
15. Azzuhri, A. A. A Creative, Innovative, and solution transportation for Indonesia with its setbacks and how to take Them: a case study of the phenomenal GOJEK /
A. A. Azzuhri // Review of Integrative Business and Economics Research. — 2018. — № 9. — С. 59-67.
16. CCT. Metered Taxi Rationalisation Strategy Report. City of Cape Town. / CCT. — 2015.
17. Comments of Verizon and Verizon Wireless. Department of Commerce. — 2010.
Режим доступа:
https://www.ntia.doc.gov/files/ntia/12_06_10_vz_vzw_comments_global_interne t.pdf (дата обращения: 23.05.2022).
18. Couldry N., Mejias U. A. Data colonialism: Rethinking big data’s relation to the contemporary subject //Television & New Media. - 2019. - Т. 20. - №. 4. - С. 336-349.
19. Cusumano M. A., Gawer A., Yoffie D. B. The business of platforms: Strategy in the age of digital competition, innovation, and power. - New York: Harper Business, 2019. - С. 1-309.
20. De Groen W., Maselli I. The impact of the collaborative economy on the labour market. - 2016.
21. Dempsey P. S. Taxi industry regulation, deregulation & (and) reregulation: The paradox of market failure //Transp. LJ. - 1996. - Т. 24. - С. 73.
22. Digital platforms and institutional voids in developing countries: The case of ride-hailing markets. / Heeks, R., Gomez-Morantes [и др] // World Development. — 2021. — № 145.
23. Dladla, M. The challenges facing the metered taxis industry in South Africa: A case study of Durban Metropolitan City. / M. Dladla, C. Mbohwa // 6th International Conference on Latest Trends in Engineering and Technology. — 2014.
24. Dladla, M. The status of the metered taxi industry in Durban. / Dladla, M. M, Mbohwa, C. C // 6th International Conference on Latest Trends in Engineering and Technology. — 2014.
25. Doh, J. International business responses to institutional voids. / Doh, J., Rodrigues [и др.] // Journal of International Business Studies. — 2017. — № 48. — С. 293¬307.
26. Effendi, A. M. Online based transportation service analysis of customer satisfaction in Indonesia / A. M. Effendi // Advances in Transportation and Logistics Research. — 2020. — № 3 . — С. 490-203.
27. Evans D. Invisible engines: how software platforms drive innovation and transform industries / D. Evans, A. Hagiu, R. Schmalensee // The MIT Press. — 2008. — C.408.
28. Farrell D., Greig F., Hamoudi A. The evolution of the online platform economy: Evidence from five years of banking data //AEA Papers and Proceedings. - 2019.
- Т. 109. - С. 362-66.
29. Farrell, D. Paychecks, Paydays, and the Online Platform Economy: Big Data on Income Volatility. / D. Farrell, F. Greig // Annual Conference on Taxation and Minutes of the Annual Meeting of the National Tax Association. — 2016. — № 109. — С. 1-40.
30. Ford, M. The Go-jek effect / M. Ford, V. Honan // ISEAS-Yusof Ishak Institute.
— 2017.
31. Gao, C. Overcoming institutional voids: A reputation-based view of long-run survival / Gao, C., Zuzul [и др.] // Strategic Management Journal. — 2017. — № 38 . — С. 2147-2167.
32. Gawer, A. Platform dynamics and strategies: from products to services / A. Gawer // Platforms, markets and innovation. — 2009. — С. 57.
33. Gawer, A. Platform leadership: How Intel, Microsoft, and Cisco drive industry innovation. / A. Gawer. — Boston: Harvard Business School Press, 2002.
34. Geliskhanov, I. Digital platform: a new economic institution / I. Geliskhanov // Success Journal. — 2018. — № 19. — С. 20-26.
35. Geradin D. Should uber be allowed to compete in Europe? And if so how? //And if so how. - 2015. - С. 15-11.
36. Goldfarb A. Digital economics / A. Goldfarb, C. Tucker // Journal of Economic Literature. — 2019. — № 1. — C.3-43.
37. Hagiu A. Multi-sided platforms / A. Hagiu, J. Wright // International Journal of Industrial Organization. — 2015. — C.162-174.
38. Helbig, S. Development Opportunity or Digital Colonialism? The planned WTO e-commerce agreement / S. Helbig. — 2021.
39. Hinings, B. Digital innovation and transformation: An institutional perspective /
B. Hinings, T. Gegenhuber, R. Greenwood // Information and Organization. — 2018. — № 1. — С. 52-61.
40. Huws U. Labor in the global digital economy: The cybertariat comes of age. - NYU Press, 2014.
41. Huws U. Value chain restructuring in Europe in a global economy. - HIVA-KU Leuven; Leuven. — 2009.
42. Jeemol, U. Social Protection for Informal Workers in India: Insecurities, Instruments and Institutional Mechanisms / Unni and Uma Jeemol // Development and Change. — 2003. — № 34. — С. 127-161.
43. Jorens Y. Self-employment and bogus self-employment in the European construction industry: A comparative study of 11 Member States. - 2008.
44. Katz M. Network externalities, competition, and compatibility / M. Katz, C. Shapiro // The American economic review. — 1985. — № 3. — C.424-440.
45. Khanna T., Palepu K. G. Spotting institutional voids in emerging markets. — 2005.
46. Khanna T., Palepu K. G. Winning in emerging markets: A road map for strategy and execution. - Harvard Business Press, — 2010.
47. Khanna, T. Why focused strategies may be wrong for emerging markets. / Khanna, T., Palepu, G. K. // Harvard Business Review. — 2016. — № 75. — С. 41-51.
48. Kien, S. Go-Jek in Indonesia: Seizing digital opportunities at the bottom of the
pyramid. Режим доступа:
https://www.thecasecentre.org/products/view?id=147972 (дата обращения:
23.05.2022).
49. Kleinman Z. Cambridge Analytica: The story so far //BBC News. - 2018. - Т. 21.
50. Lobel, O. The Law of the Platform / O. Lobel // Minnesota Law Review. — 2016. — № 16. — С. 87.
51. Mail, J., Building inclusive markets in rural Bangladesh / Mail, J., Marti [и др.] // Academy of Management Journal. — 2012. — № 55. — С. 819-850.
52. McAdam, M. To boldly go where no [man] has gone before / McAdam, M., Crowley [и др.] // Technological Forecasting and Social Change. — 2019. — № 146. — С. 912-922.
53. McKinsey. Global Payments Report 2019: Amid sustained growth, accelerating challenges demand bold actions. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial%20services/o ur%20insights/tracking%20the%20sources%20of%20robust%20payments%20gr owth%20mckinsey%20global%20payments%20map/global-payments-report- 2019-amid-sustained-growth-vf.ashx (дата обращения: 23.05.2022).
54. Mirosea N., Dharmawati T. IT Application created GOJEK, an Innovative and Convenient Public Transport in Indonesia. Режим доступа: http://karyailmiah.uho.ac.id/karya ilmiah/Tuti Dharmawati/43.IT Aplication Cr eated GOJEK.pdf(дата обращения: 23.05.2022).
55. O'neil C. Weapons of math destruction: How big data increases inequality and threatens democracy. - Broadway Books. — 2016.
56. Park, S. Y. The Influence of Uber on the Tourism Industry in Sub-Saharan Africa / S. Y. Park, J. Y. Kim, B. Pan // Journal of Travel Research. — 2021. — № 7. —
С. 1598-1611.
57. Parker G. G., Van Alstyne M. W., Choudary S. P. Platform revolution: How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. - WW Norton & Company. — 2016.
58. Puffer, S. Entrepreneurship in Russia and China: the impact of formal institutional voids / S. M. Puffer, D. J. McCarthy // Entrepreneurship: Theory and Practice. — 2010. — № 34. — С. 441-467.
59. Puffer, S. M. Institution building and institutional voids: can Poland’s experience inform Russia and Brazil? / S. M. Puffer, D. J. McCarthy, A. M. Jaeger / International Journal of Emerging Markets. — 2016.
60. Rochet J. Platform competition in two-sided markets / J. Rochet, J. Tirole // Journal of the european economic association. — 2003. — № 4. — C.990-1029.
61. Rodela, T. T. Economic Impacts of Coronavirus Disease (COVID-19) in
Developing Countries. — 2020. Режим доступа:
https://osf.io/preprints/socarxiv/wygpk/(дата обращения: 23.05.2022).
62. Seema Jayachandran, “Selling Labor Low: Wage Responses to Productivity Shocks in Developing Countries,” Journal of Political Economy 114 (3) (2006): 538-575.
63. Ssekibuule R., Quinn J. A., Leyton-Brown K. A mobile market for agricultural trade in Uganda //Proceedings of the 4th Annual Symposium on Computing for Development. - 2013. - С. 1-10.
64. Tirachini, A. Ride-hailing in Santiago de Chile: Users ’characterisation and effects on travel behaviour / A. Tirachini, M. Rio // Transport Policy. — 2019. — № 82. — С. 46-57.
65. Uber. Movement Cities. San Francisco. — 2020.
66. UNCTAD. Digital economy report 2019. Value creation and capture: Implications for developing countries / A. UNCTAD // United Nations Conference on Trade and Development. — Geneva, 2019. — C.172.
67. Vacano, M. Sharing economy versus informal sector: Jakarta’s motorbike taxi industry in turmoil / M. Vacano // Anuac. — 2017. — № 2. — С. 97-101.
68. Valdez J. The politics of Uber: Infrastructural power in the United States and Europe //Regulation & Governance. - 2022.
69. Wallis J. J., North D. Measuring the transaction sector in the American economy, 1870-1970 //Long-term factors in American economic growth. - University of Chicago Press. — 1986. - С. 95-162.
70. Waruwu, J. J. Analysis of Motor Sharing (Online Transportation) Customer in Bandung Case Study: Go-Jek In Bandung / J. J. Waruwu, A. Adhiutama // Journal of Business and Management. — 2017. — № 6. — С. 143-159.
71. Widjojo, R. The development of digital payment systems in Indonesia: a review of go-pay and ovo e-wallets / R. Widjojo // Economic Alternatives. — 2020.— С. 384-395.
Интернет-источники
72. Banks offer micro loans to Gojek drivers. The Nation. Thailand. Режим доступа: https://www.nationthailand.com/business/30314824(дата посещения сайта: 16.05.2022).
73. Change the World. Go-Jek // Fortune. Режим доступа:
https://fortune.com/change-the-world/2017/go-jek/(дата посещения сайта: 16.05.2022).
74. Coca N. China's digital protectionism puts the future of the global Internet at risk
//Washingtonpost. com. - 2019. Режим доступа:
https://www.washingtonpost.com/outlook/2019/02/25/chinas-digital- protectionism-puts-future-global-internet-risk/(дата обращения: 23.05.2022).
75. E-commerce Payments Trends: Indonesia. // J.P. MORGAN. Режим доступа:
https://www.jpmorgan.com/merchant-services/insights/reports/indonesia (дата
обращения: 23.05.2022).
76. Indonesia: GoJek Partners with State-Lender BNI to Facilitate Micro-Loans to
MSMEs. syminvest.com. Режим доступа:
https://www.syminvest.com/news/indonesia-gojek-partners-with-statelender-bni- to-facilitate-microloans-to-msmes/2018/3/15/7433(дата обращения:
23.05.2022).
77. Kobie, N. The complicated truth about China's social credit system / N. Kobie // WIRED. Режим доступа: https://www.wired.co.uk/article/china-social-credit- system-explained(дата обращения: 23.05.2022).
78. Steinmetz, K. Exclusive: see how big the gig economy really is. Time. Режим
доступа: time.com/4169532/sharing-economy-poll/?xid=homepage (дата
обращения: 23.05.2022).