Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование словообразовательной модели в современном русском языке (на примере имен существительных с суффиксом -онок)

Работа №127167

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ С СУФФИКСОМ -ОНОК/-ЕНОК . 7
1.1. Понятие «категории невзрослости» в современной лингвистике 7
1.2. История появления слов с суффиксом -онок/-енок 10
1.3. Оценка продуктивности словообразовательной модели с суффиксом -
онок/-енок в современном русском языке 12
ВЫВОДЫ 21
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕРИВАТОВ С СУФФИКСОМ - ОНОК/-ЕНОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 23
2.1. Представленность дериватов с суффиксом -онок/-енок в толковых
словарях русского языка 23
2.2. Анализ частотности и контекстов употребления слов с
модификационным значением невзрослости 36
2.3. Особенности функционирования наименований с суффиксом -онок/-
енок в роли эргонимов 63
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 74

В работе исследуется словообразовательная модель с суффиксами - онок/-енок, использующаяся для создания наименований невзрослых лиц и детенышей животных, и рассматриваются особенности функционирования данной модели в современном русском языке.
Лексико-семантическая группа наименований детей и детенышей животных является открытой для пополнения группой слов за счет регулярности суффикса -онок и его продуктивности. Несмотря на то что неодериваты (новые производные слова, пополняющие категорию невзрослости) в основном соответствуют языковой норме и образуются путем прибавления к производящей основе нарицательного существительного форманта -онок, отмечается усиление окказиональности и стремительное заполнение словообразовательных лакун, возникающих внутри данного поля. Актуальность настоящей работы заключается во всестороннем описании словообразовательной модели с суффиксом -онок и рассмотрении особенностей функционирования как узуальных наименований, так и потенциальных.
Цели и задачи работы. Целью работы является исследование производных имен существительных, образованных при помощи суффикса - онок, и рассмотрение особенностей функционирования этих лексических единиц в языке и речи.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
1) изучить имеющиеся научные источники по теме исследования;
2) выполнить отбор существительных - наименований детенышей животных и невзрослых лиц, образованных при помощи суффикса -онок;
3) исследовать процесс вхождения дериватов на -онок в узус носителей русского языка посредством сравнения данных словарей
различных эпох;
4) проанализировать частотность и контексты употребления слов категории невзрослости в Национальном корпусе русского языка;
5) проанализировать особенности функционирования узуальных и потенциальных дериватов на -онок в интернет- пространстве;
Материал исследования. Материалом исследования послужила выборка лексем, входящих в следующие две субкатегории: субкатегорию «невзрослые лица» (чертенок, поваренок, слесаренок, турчонок, негритенок и т. п.) и субкатегорию «детеныши животных» (зайчонок, львенок, волчонок, крольчонок и т. п.). Источником материала является орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, электронный «Викисловарь» и «Обратный словарь русского языка» А. А. Зализняка. Для сравнения также были взяты «Словарь русского языка XI-XVII веков», «Словарь Академии Российской», «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, «Большого толкового словаря русского языка» под ред. С. А. Кузнецова, «Современного толкового словаря» под ред. Т. Ф. Ефремовой. Для анализа частотности дериватов на -онок использовался Национальный корпус русского языка. Для исследования особенностей функционирования использовались также данные поисковой системы «Google».
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является словообразовательная модель с суффиксом -онок, использующаяся для конструирования наименований детенышей животных и наименований невзрослых лиц. Предметом исследования является функционирование словообразовательной модели с формантом -онок в современном русском языке.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы словообразовательного и контекстуального анализа, метод сплошной выборки, описательный и сопоставительный методы, приемы обобщения, интерпретации и классификации языкового материала.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования обусловлена малой изученностью особенностей функционирования дериватов с суффиксом -онок. Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что выводы и материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в преподавании курса «Морфемика и словообразование современного русского языка» для бакалавров-филологов, в преподавании русского как иностранного, при изучении языковых изменений и активных процессов в современном русском слоовообразовании.
Объем и структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и исследовательской глав, заключения и библиографии. Во введении указываются актуальность, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы цели и задачи исследования, определены объект, предмет, методы исследования. В теоретической главе рассматриваются представления о категории невзрослости и словообразовательной модели с суффиксом -онок/-енок в современной лингвистике, а также анализируются основные работы по теме исследования. Исследовательская глава посвящена рассмотрению частотности и контекстов употребления в Национальном корпусе русского языка выбранных из современных лексикографических источников слов с модификационным значением невзрослости и исследованию особенностей функционирования дериватов на -онок/-енок в Интернете. В заключении формулируются общие выводы проведенного исследования. Библиография содержит научные работы по теме исследования, словари и источники контекстного материала, отражающие употребление наименований детенышей животных и невзрослых лиц с суффиксом -онок/-енок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была исследована словообразовательная модель с суффиксом -онок/-енок и особенности ее функционирования в современном русском языке.
В теоретической части работы были рассмотрены основные исследования по темам «категория невзрослости», «наименования детенышей животных с суффиксом -онок/-енок», «наименования невзрослых лиц с суффиксом -онок/-енок» и сделаны соответствующие выводы.
Примерно c ХУТ века обозначения детенышей диких и домашних животных, птенцов и детей с основой на -ent начали вытесняться образованиями на -онок. Исторически этот суффикс имеет праславянское происхождение и с древних времен был известен на русском Севере, откуда позже распространился на остальные территории.
В современном русском языке словообразовательная модель с суффиксом -онок является продуктивной. В результате рассмотрения исследований по теме «категория невзрослости» было выяснено, что внутри лексико-семантической групп «наименования детенышей животных» и «наименования невзрослых лиц» проходят активные семантические процессы. Для зоонимов характерны следующие тенденции: замена составных номинаций детенышей животных суффиксальными, появление семантических неологизмов, стремление к заполнению словообразовательных лакун за счет образования неодериватов, замене супплетивных образований. В сфере наименований невзрослых лиц прослеживается тенденция к появлению окказионализмов, образованных от атропонимов и имеющих дополнительные эмоциональные коннотации, и к появлению большого количества «детских» демонимов.
В результате сплошной выборки были выделены 107 наименований детенышей животных и 39 наименований невзрослых лиц. Сравнение толковых словарей разных исторических эпох продемонстрировало, что дериваты на -онок, оформляющие категорию невзрослости, на протяжении долгого времени оставались элементом устно-диалектной речи, а сам праславянский суффикс -онок являлся разговорным, в следствие чего в лексикографических источниках ХУШ века остаются зафиксированными образования со старой именной основой на -ent. Суффикс -онок, по-видимому, до сих пор не утратил черту разговорности, о чем свидетельствуют соответствующие стилистические пометы для большого количества дериватов в современных толковых словарях.
Группа наименований детенышей животных и невзрослых лиц в современных словарях представлена достаточно полно. В ходе исследования лексикографических источников современного русского языка было выявлено, что для некоторых зоонимов (в основном раннего происхождения) характерно расширение лексического значения и сфер функционирования: помимо собственно наименований детенышей в их номинативном значении они используются в качестве деминутивов (ласковых обращений к детям или взрослым людям) и зоонимических метафор, в обоих случаях выполняя при этом номинативную и оценочную функции.
С помощью корпусного анализа были проанализированы частотность и контексты употребления слов с модификационным значением невзрослости. Полученные в результате исследования данные коррелируют с представленными выше выводами. Самыми частотными наименованиями детенышей животных являются лексемы, функционирующие (помимо собственно зоонимов) в роли зоонимических деминутивов, эргонимов и зоонимических метафор. Высоким коэффициентом частотности среди наименований невзрослых лиц в основном обладают метафорические номинации, дающие эмоциональную оценку и характеристику поведению ребенка, слова, в общем именующие людей в период детства, а также наименования детей — представителей национальности или профессии/рода деятельности. Таким образом анализ частотности и контекстов употребления продемонстрировал, что в подавляющем большинстве самыми употребительными словами обеих семантических субкатегорий оказываются лексемы, выполняющие эмотивно-оценочную функцию.
О пополняемости категории невзрослости новыми дериватами свидетельствует появление в «Викисловаре» неологизмов, которые уже подтвердили свою референтивную значимость активным использованием юзерами в интернет-пространстве.
В ходе исследования данных поисковой системы Google было обнаружено, что узуальные и потенциальные слова с модификационным значением невзрослости регулярно функционируют в сфере нейминга и используются в качестве эргонимов — наименований детских организаций, клубов, оздоровительных лагерей, садов, спортивных школ, конкурсов и олимпиад.
Таким образом, имена существительные, образующие категорию невзрослости, расширяют ономастическое пространство за счет сем уменьшительности и ласкательности, которые метафорически переосмысляются и переносятся на услуги, предоставляемые для детей и их родителей.



1) Азарх Ю. С. Русское именное диалектное словообразование в лингвогеографическом аспекте. М., 2002.
2) Ахметова М. В. Названия детей по месту жительства в современном русском языке (по электронным источникам) // Вопросы ономастики. 2014. №2(17). С. 120-128.
3) Аюпова Е. И. Метафорические наименования ребенка: деривационная и функциональная специфика // Вестник Вятского государственного университета. 2008. №3(2). С. 86-89.
4) Бернштейн C. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков: Чередования. Именные основы. М., 1974.
5) Булаховский Л. А. Курс русского литературного языка. Т. 2. Киев, 1953.
6) Ваганова А. К. Метаязыковая функция детских окказионализмов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. №4. С. 90¬93.
7) Ван Яньбин. Роль Викисловаря в отражении неологических процессов современного русского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2019.
8) Вендина Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования. М., 1998.
9) Гинзбург Е. Л. Словообразование и синтаксис. М., 1979.
10) Голев Н. Д. Динамический аспект лексической мотивации. Томск, 1989.
11) Голев Н. Д. Поисковые системы Интернета как лингвистический источник (на примере решения некоторых теоретических и прикладных вопросов русского словообразования: система и функционирование) // Новые явления в славянском словообразовании: докл. XI Междунар. науч. конф. Комиссии по славянскому словообразованию при Междунар. комитете славистов (М., МГУ им. Ломоносова, 24-26 марта 2009). С. 197-201.
12) Голев Н. Д., Фаломкина И. П. О роли антропоцентрического фактора в реализации деривационного потенциала наименований копытных животных как мотивирующих лексем // Сибирский филологический журнал. 2021. №3. С. 191-210.
13) Голев Н. Д., Фаломкина И. П. Словообразовательный тип в аспекте его лексической реализации (к проблеме лакунарности словообразовательно системы русского языка) // Сибирский филологический журнал. 2020. №2. С. 166-184.
14) Земская Е. А. Современный русский язык: словообразование: учебное пособие для студентов. М., 1973.
15) Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
16) Зенков Г. С. Вопросы теории словообразования. Фрунзе, 1969.
17) Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. для студентов филол. спец. фак. ун-тов и пед. ин-тов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1983.
18) Ильина Е. Н., Сабурова Л. В. Диалектные названия домашних животных как маркеры языковой картины мира // Вестник Череповец. гос. ун-та. 2018. № 4(85). С. 57-65.
19) Ильясова С. В., Ван Яньбин. Викисловарь глазами филолога // Филология и культура. 2018. №3(53). С. 32-38.
20) Ильясова С. В., Ли Л. Категория невзрослости как полевая структура в русской языковой картине мира // Филологический класс. 2019. №3. С. 73-80.
21) Ильясова С.В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ. Ростов-на-Дону, 2002.
22) Карский Е. Ф. Труды по белорусскому и другим славянским языкам. М., 1962.
23) Кияшко Л. В. Языковая игра как способ развития языковой компетенции // Научная мысль Кавказа. 2008. №4. С. 149-153.
24) Ковалевич И. О. Окказиональное словотворчество в речи детей дошкольного и школьного возраста // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. 2017. №2. С. 147-152.
25) Ковалевич И. О. Особенности детского словотворчества в области внутричастеречного субстантивного образования // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. 2008. №4. С. 56-61.
26) Кудряшова Р. И., Брысина Е. В. Названия животных, характеризующихся детскостью, невзрослостью, в донских казачьих говорах // Известия Саратовского университета. Новая серия: Филология. Журналистика. 2015. №3. С. 46-51.
27) Ли Л. Бестиарий русского языка как открытая система: на примере
потенциальных семей // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2020.
№2(257). С. 53-60.
28) Ли Л. Бестиарий русского языка: пути заполнения лакун в обозначении самок и детенышей // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. №3. С. 93-102.
29) Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.
30) Малаева Р. Р., Санникова Н. Ю., Голованева М. А. Морфемарий русских существительных со значением невзрослости - URL: http://www.rusnauka.com/9 NND 2014/Philologia/7 164220.doc.htm(дата обращения: 23.04.2022).
31) Мангова О. Б. Зоонимы в нейминге: прагматический и когнитивный аспекты // Современные проблемы языкознания,
литературоведения, межкультурной коммуникации и
лингводидактики: Материалы II Междунар. науч. конф. 2016. С. 142-146.
32) Моисеев А. И. Основные вопросы словообразования в
современном русском литературном языке: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
33) Петрухина Е. В., Дедова О. В. Интернет как источник лингвистической информации (для изучения динамики русского словообразования) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. №57. С. 137-159.
34) Сабурова Л. В. Имена существительные со значением
невзрослости в лингвогеографическом и когнитивном аспектах // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и
исследования). СПб., 2010. С. 252-268.
35) Тлехатук С. Р. Зоолексика как лексическая микросистема и
зоонимическое пространство как лингвистическая универсалия // Путь в науку: словообразование и ономастика: сборник статей. Майкоп, 2016. С. 152-158.
36) Трубачев О. Н. Происхождение названий домашних животных в славянских языках. М., 1960.
37) Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М., 1977.
38) Улуханов И. С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка. М., 2005.
39) Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М., 2017.
40) Чжэн Икуй. Русские зоонимы в комплексном лингвистическом рассмотрении: дис. ... канд. филол. наук. М., 2001.
41) Шапошникова Н. С. К вопросу о славянских названиях детенышей живых существ // Этимологические исследования по русскому языку. М., 1961. С. 73-77.
42) Шахматов А. А. Историческая морфология русского языка. М., 1957.
43) Янко-Триницая Н. А. Словообразование в современном русском языке. М., 2001.
44) Янко-Триницкая Н. А. Основы существительных на -онок, -ата в качестве производящих и суффиксы, содержащие -ат- // Очерки по словообразованию и словоупотреблению. Л., 1965. С. 159-167.
II. Источники и словари
1) Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. 1-е изд. СПб., 1998.
2) Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. М., 2008.
3) Национальный корпус русского языка. 2003-2022. [Электронный источник]. URL:ruscorpora.ru— НКРЯ
4) Русская грамматика / гл. ред. Н. Ю. Шведова. Т. 1: Фонетика.
Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование.
Морфология. М., 1980.
5) Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /
Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. М., 2005.
6) Словарь Академии Российской: в 6 ч. / Тип. Имп. Акад. наук. СПб. , 1783.
7) Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) / РАН. Ин-т русск. яз.; Гл. ред. В. Б. Крысько. М., 2019.
8) Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / Т. Ф. Ефремова. М., 2006.
9) Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. М., 2009.
10) URL:https://orfo.ruslang.ru/(дата обращения 20.03.2022).
11) URL: https://ru.m.wiktionary.org/ (дата обращения
20.03.2022).
12) URL: https://libs.ru/book/461882/.html(дата обращения
20.04.2022).
13) URL:https://vk.com/wall-12929138 46467(дата обращения 20.04.2022).
14) URL: https://www.youtube.com/watch?v=LnWjN1wrDk0&ab channel=Euronews%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1% 81%D1%81 %D0%BA%D0%B8(дата обращения 20.04.2022).
15) URL: https://www.ekburg.ru/r zasedanie op/19/29384-v-zo-
oparke-ekaterinburga-vpervye-za- 10-let-rodilsya-yaguarenok/.html(дата обращения 20.02.2022).
16) URL: https ://vm.ru/ society/189757-v-moskovskom-zooparke-
rodilis-chernye-aisty-i-surchonok(дата обращения: 20.02.2022).
17) URL https://www.kp.ru/daily/27059.7/4126407/.html (дата
обращения 20.04.2022).
18) URLhttps://paragvy.ru/cherepashonok.html(дата обращения 20.04.2022).
19) URL: http://druzhkovka-news.ru/?s=%D0%B 1%D 1%8B%D0%
B4%D0%BB%D1 %91 %D0%BD%D0%BE%D0%BA&search=%D0 %98%D1%81%D0%BA%D0%B0%D 1%82%D1 %8C (дата
обращения: 26.04.2022).
20) URL:https://mnogodetok.ru/viewtopic.php?t=25612&start=180(дата обращения: 20.04.2022).
21) URL:http://aytenok.ru/(дата обращения: 19.03.2022).
22) URL: https://asdforum.ru/viewtopic.php ?t=4382 (дата
обращения: 19.03.2022).
23) URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/02/25/sorosenok-re-
formatorsha-sbu-ne-znaet-kuda-vedet-ukrainu-ze(дата обращения: 16.04.2022).
24) URL: https://www.povarenok.ru/(дата обращения:
14.03.2022).
25) URL: http://ddt-oranienbaum.ru/otdely/culture/shachmate-
nok.html(дата обращения 21.10.2021).
26) URL: https://vk.com/futbolenok izh(дата обращения
21.10.2021) .
27) URL: https://new.dop.mosreg.ru/program/82874-basketbolenok
(дата обращения 21.10.2021).
28) URL: https://shuya.bezformata.com/listnews/volejbolyonok/
24860496/(дата обращения 21.10.2021).
29) URL: https://gimnastenok.by/(дата обращения 21.10.2021).
30) URL: https://www.instagram.com/figurenok/(дата обращения
21.10.2021) .
31) URL:https://novokuznetsk.biglion.ru/deals/yoga-pilates-tancy3-74/(дата обращения 21.10.2021).
32) URL:https://profi.ru/profile/Tennisenok/(дата обращения
21.10.2021) .
33) URL:https://kvartz-bor.ru/fitness/programs(дата обращения
21.10.2021) .
34) URL:https://www.nasha.lv/V-DAUGAVPILSE/U32275/Dau-gavpilsskij-karate-klub-SOCHIN-provel-Vosmoj-kubok-SOCHIN-CUP-2021(дата обращения 21.10.2021).
35) URL: https://www.youtube.com/watch?v=UToDxKkyn9M
(дата обращения 21.10.2021).
36)
URL:
https://xn--1-7sba3bfrmq8c.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--
p 1 ai/photo/photocontest/multyonok futbolyonok/ (дата
обращения: 18.05.2022).
37) URL: https://ru.wiktion-
ary.org/wiki/%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ