АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК
ФОРМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Виды и формы лизинга 9
1.2. Развитие и современное состояние лизинга в рыбной отрасли... 20
1.3. Экономическая целесообразность лизинга в рыбной отрасли 26
2. ОЦЕНКА ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВИРМА» 34
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Вирма» 34
2.2. Финансово-хозяйственная деятельность ООО «Вирма» 38
2.3. Организация лизинговой деятельности ООО «Вирма» 41
2.4. Процедура получения лизингового финансирования 51
3. МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В
РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 63
3.1. Особенности лизинга в рыбной промышленности Мурманской
области 63
3.2. Проблемы развития лизинга в рыбной промышленности
Мурманской области 70
3.3. Предложения по совершенствованию лизинговых операций в
рыбной промышленности Мурманской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
АННОТАЦИЯ
На выпускную квалификационную работу, на тему: «Лизинг как способ финансирования капитальных вложений (на примере: ООО «Вирма»)»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изложены теоретические аспекты лизинговых операций как формы инвестиционной деятельности.
Во второй главе проведена оценка лизинговой деятельности ООО «Вирма».
В третьей граве рассмотрен механизм совершенствования лизинговых операций в рыбной промышленности Мурманской области.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 92 страницы печатного текста. В работе содержится 5 таблиц, 5 рисунков. Для написания ВКР было использовано 47 источников литературы.
Ключевые слова: лизинг, инвестиционная деятельность, экономическая целесообразность, финансово-хозяйственная деятельность, лизинг рыбной промышленности, предложения развития лизинга рыбной промышленности.
Сегодня стать владельцем самолета и парохода можно без вложения в их покупку собственных денежных средств. Помощь вам в этом окажут многочисленные лизинговые компании.
В далекой Америке в лизинг можно взять все, что угодно, - хоть автомобиль, хоть коттедж с участком земли.
Возникновение лизинга произошло в результате преобразования под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения. Глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызвали необходимость поиска и внедрения методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов стал лизинг.
По сути, лизинг - это обычная аренда, с той лишь разницей, что, выплатив стоимость предмета лизинга, арендатор может стать его владельцем. Именно поэтому синонимом лизинга является финансовая аренда, или аренда с отсрочкой выкупа.
У нас этот финансовый инструмент пока развит крайне слабо. Главный пробел - в ограниченности числа пользователей. Дело в том, что по российскому законодательству лизинг доступен только компаниям, то есть юрлицам, гражданам пользоваться его преимуществами запрещено.
Именно поэтому российский рынок лизинга все еще слабоват. Пока основные предметы лизинга - оборудование и транспортные средства, в которых столь заинтересованы отечественные производители и торгово-сервисные предприятия.
Привлекательных моментов у финансовой аренды множество. С одной стороны, процентная ставка при лизинговых сделках, как правило, выше ставки банковского кредита на который можно было бы приобрести это самое оборудование, но с другой - клиент получает возможность сэкономить. В частности, на налоге на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на себестоимость.
Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется, прежде всего, самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства. Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что предприниматель может начать свое дело, располагая лишь частью, примерно одной третью средств, необходимых для приобретения помещений и оборудования. Предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за которыми не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата. Вследствие этого большую заинтересованность в лизинге проявляют представители малого бизнеса, которые, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут, в этом случае, использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.
Предпосылкой широкого использования лизинговых операций в рыбопромышленном комплексе нашей страны является возможность в системе лизинга преодолеть негативные последствия замедления процесса обновления судов и замены физически и морально устаревшего оборудования. Негативными последствиями можно назвать недоступность кредитных ресурсов для большинства предприятий рыбной
промышленности. Даже для высокоэффективных проектов использование кредитов на срок один-два года приводит к тому, что их реализация становится невыгодной, и это ведет к невосполнимым потерям в инвестиционной деятельности.
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена тем что, лизинг на сегодняшний день можно считать одним из эффективных направлений финансирования деятельности предприятий, в том числерыбопромышленных, способствующим получению налоговых льгот, быстрому обновлению основных фондов, гибкому управлению финансовыми потоками, большей доступности финансирования, по сравнению с кредитованием. За счет развертывания и совершенствования механизма лизинговых операций представляется реальным осуществить модернизацию рыбопромыслового флота, начать не только его обновление, но и всей системы его базирования, не прибегая к крупным капиталовложениям, развертывать новые рыбопромышленные производства без мобилизации больших единовременных финансовых ресурсов.
Преимущества лизинговых отношений позволяют успешно организовать экономическую деятельность рыбопромышленного комплекса Мурманской области.
Целью данной работы является разработка путей совершенствования механизма лизинговых операций в рыбной промышленности Мурманской области.
В соответствии с поставленной целью в данной работе необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность и целесообразность использования лизинга в рыбной отрасли лизинга;
2) исследовать лизинговую деятельность ООО «Вирма»;
3) разработать пути совершенствования механизма лизинговых операций в рыбной промышленности Мурманской области ;
Методами решения поставленных задач являются:
1) изучение и анализ научной литературы;
2) изучение и анализ отчетной документации ООО «Вирма»;
3) анализ лизинговой деятельности ООО «Вирма»;
4) изучение и анализ особенностей лизинговой деятельности в рыбной промышленности Мурманской области;
Объектом исследования является рыбопромышленная компания ООО «Вирма».
Предметом исследования данной работы является механизм лизинговых операций.
Значительный вклад в изучении экономических аспектов лизинговой деятельности организаций принадлежит таким авторам, как Ковалев В.В., Фадеев А.В., Пятов М.Л., Праскова Н.Ю., Петрова В.И., Еремин О.Б., Лелецкий Д.В., Кирюхин Д.В., Игнатьев П.В., Ендовицкий Д.А., Давыдов К.А., Овчинникова В.Ф., Зубина С.В. и др.
Методологическую базу исследования составляют следующие методы: монографический, статистико-экономический, анализа и синтеза,
наблюдения, сопоставления, обобщения и систематизации.
Научная новизна темы, представленной в работе, объясняется тем, что, несмотря на существование нерешенных проблем, совершенствование механизма лизинговых операций приведет не только к развитию рыбопромышленного комплекса, но и к его устойчивому функционированию в дальнейшем.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Таким образом, необходимо отметить, что в рыбной промышленности Мурманской области сегодня проблем куда больше, чем достижений. Общее техническое состояние основы материально -технической базы отрасли - флота становится все более неудовлетворительным. Лишившись возможности обновлять флот за счет бюджетных средств, судовладельцы вынуждены задерживать списание морально и физически устаревших судов. Это увеличивает риск при эксплуатации и сопровождается снижением ее эффективности по мере роста объема и стоимости ремонтных работ. Стоимость же новых промысловых судов возросла так резко, что лишившись государственной поддержки, судовладельцы не в состоянии самостоятельно финансировать их строительство. В этой ситуации важное значение приобретает лизинг как средство позволяющее обновить основные фонды без единовременных крупных капиталовложений.
На сегодняшний день лизинг выступает, пожалуй, одним из наиболее эффективных видов инвестиционной деятельности.
К числу экономических преимуществ лизинга относятся: доступность приобретения эффективного, производительного и соответственно дорогостоящего оборудования для рыбопромышленных предприятий, независимо от их размеров и форм собственности без первоначальных капитальных вложений; высокая гибкость, позволяющая оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры при закупке оборудования; широкий спектр услуг и возможность заключения сложных, многоступенчатых сделок, что обеспечивает эффективную адаптацию объектов лизинга потребностям лизингополучателя; фиксированные лизинговые платежи, способствующие стабильности финансовых планов лизингополучателя и частично снижающие последствия инфляционных процессов; многочисленные налоговые преимущества.
Предпосылками широкого использования лизинговых операций в морехозяйственном комплексе Мурманской области являются: возможность в системе лизинга преодолеть негативные последствия замедления процесса обновления флота и замены физически и морально устаревшего оборудования; недоступность кредитных ресурсов для многих рыбопромышленных предприятий в современных условиях. Даже для высокоэффективных проектов использование кредитов на срок один-два года приводит к тому, что их реализация становится невыгодной, и это ведет к невосполнимым потерям в инвестиционной деятельности.
ООО «Вирма» одно из немногих рыбопромышленных предприятий Мурманской области воспользовавшееся схемой финансового лизинга для пополнения своего рыбопромыслового флота. На сегодняшний день финансовое состояние ООО «Вирма» позволяет выполнять свои обязательства по договору финансового лизинга. Пополнение собственного рыбопромыслового флота предоставляет возможность предприятию ООО «Вирма» освоить всю предоставленную ему квоту на вылов рыбопродукции своими силами без привлечения дополнительных средств.
В течение действия договора финансового лизинга лизингодатель через своих представителей осуществляет финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя ООО «Вирма» в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированию финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнению лизингополучателем обязательств по договору лизинга.
Лизингополучатель ООО «Вирма» предоставляет ежемесячно, не позднее установленного договором числа месяца, следующего за отчётным, мониторинговый отчёт, установленной лизингодателем формы.
При внесении лизингополучателем ООО «Вирма» лизингодателю ООО «ФМР КАРГО» общей суммы договора лизинга право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю. Стороны оформляют переход права собственности на предмет лизинга от лизингодателя к лизингополучателю ООО «Вирма» дополнительным соглашением, либо договором купли-продажи.
Итак, передача малого рыболовного судна прибрежно-морского промысла М-0138 лизингодателем ООО «ФМР КАРГО» лизингополучателю ООО «Вирма» проходила в соответствии с условиями, установленными в договоре финансового лизинга. Вся процедура получения лизингового финансирования проходила в соответствии с ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» № 164 -ФЗ.
Тем не менее, развитие лизинга в рыбной промышленности Мурманской области происходит низкими темпами. Это связано с наличием в этой сфере ряда нерешенных проблем как экономического, так и правового толка:
- противоречиями в законодательстве, что приводит к неопределенности в отношении предписываемого налогового режима;
- отсутствием гарантий того, что судно окупит себя за период лизинга;
- незаинтересованностью лизинговых компаний и банков кредиторов в работе с морскими судами и рыбопромышленными предприятиями;
- отсутствием гарантий по наделению квотами;
- недоступностью дополнительного имущественного обеспечения лизинговой сделки многим рыбопромышленным компаниям.
Перечень мероприятий, представленных в данной выпускной квалификационной работе в состоянии изменить ситуацию на лизинговом рынке морских судов Мурманской области в лучшую сторону. Предлагаются следующие направления:
- появление лизинговых сделок с достаточно длинными сроками действия не менее 5 лет, что позволит сделать лизинговые платежи более доступными;
- организация строительства новых средне- и крупнотоннажных промысловых судов на отечественных верфях для компенсации списываемого флота, увеличения объема вылова, а также беспроблемного технического обслуживания судов на территории Мурманской области;
- выделение долгосрочных квот добычи морепродуктов на срок окупаемости судов заказчикам рыболовных судов новых проектов;
- освобождение от таможенных пошлин, тарифов и НДС импортируемого судового комплектующего оборудования, комплектующих изделий, необходимых для изготовления судового оборудования, а также отсутствующих в отечественном производстве материалов.
- создание действенной системы кредитования отечественного промыслового судостроения посредством стимулирования банков в выдаче кредитов лизинговым компаниям.
За счет развертывания лизинговых операций представляется возможным обновление не только флота, но и всей системы добычи, рыбопереработки и сбыта готовой продукции. Однако любые усилия по совершенствованию механизма лизинговых операций в рыбной промышленности Мурманской области могут оказаться без результата, если не будут поддержаны на государственном уровне - Министерством финансов, Министерством экономического развития и торговли, Минсельхозом и прочими министерствами и ведомствами.
Тем не менее, в последние годы в целом увеличилось участие государства в экономике рыбной отрасли. Можно констатировать, что Правительством РФ определены основные пути проведения экономически эффективной промышленной политики и по некоторым направлениям уже с успехом реализованы. Данная положительная тенденция позволяет надеяться, что проблемы в сфере лизинга морских судов будут решены в ближайшее время.
Нормативно - правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принято на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета, 1993, № 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 19, ст. 2304.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая //Российская газета, 1994, № 238-239; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» от 02 декабря 1990 г. № 395-1-ФЗ //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №6, ст. 492; 2013, № 40 (Часть II), ст. 5317;
4. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29
октября 1998 г. N 164-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14, 20; N 29, ст. 3642; 2010, N 28, ст. 3554; 2011, N 49, ст. 7064; N 50, ст. 7347; 2013, N 14, ст. 1651; N 51, ст. 6699; 2014, N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4268; 2015, N 1, ст. 10; N 13, ст. 1811; N 29, ст. 4385; 2016, N 1, ст. 11.
Научная литература
5. Банк, В.Р. Финансовый анализ: учебник / В.Р. Банк. - М.: Проспект, 2015. - 451 с.
6. Барышников, Н.П. Бухгалтерский учет, отчет, налогообложение / Н.П. Барышников. - М.: Филинь, 2015. - 560 с.
7. Берлин, А. Рентабельность предприятия / А. Берлин // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 3. - С. 5-10.
8. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 789 с.
9. Болотин, В.В. Антикризисное управление предприятиями: учебное пособие / В.В. Болотин. - М.: МИИГАиК, 2014. - 896 с.
10. Бочаров, В.В. Комплексный экономический анализ: учебник / В.В. Бочаров. - Спб.: ПИТЕР, 2016. - 690 с.
11. Бухгалтерский учет: учебник / Под ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 2014. - 560 с.
12. Вальденберг, Э.Г. Лука Пачоли. Очерк его деятельности и учение его в сравнении с современными успехами бухгалтерии / Э.Г. Вальденберг // Счетоводство. - 1895. - 1023 с. [Электронный ресурс]
13. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: Учебное пособие для ВУЗов / Л.С. Васильева. - М.: КНО-Рус, 2014. - 456 с.
14. Витрянский В.В. Договор аренды и его виды, лизинг. Изд. 3-е.-М.: Дело, 2014 г.;
15. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М.: Фонд
«Правовая культура», 2016 г.;
16. Гиляровская, Л.Т. Факторный анализ показателей
рентабельности активов коммерческой организации / Л.Т. Гиляровская // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 4. - С. 21- 27.
17. Глазов, М.М. Диагностика промышленного предприятия: новые решения: монография / М.М. Глазов. - Санкт-Петербург: РГГМУ, 2014. - 456 с.
... Всего источников – 47.