ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1 Обеспечение качества жизни и обучения детей с аутизмом на основе современных
технологических решений 7
1.2. Теоретические аспекты проектирования приложения для коммуникации и поддержки детей с расстройством аутистического спектра 13
1.3 Структура и этапы разработки приложения в деятельности графического дизайнера
Глава 2. ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СРАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНЕРА 18
2.1. Средства проектирования приложения для коммуникации и поддержки детей с
расстройством аутистического спектра 18
2.2. Анализ практики разработки приложения для качества жизни и обучения детей. 23
Глава 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 28
3.1 Постановка целей и задач графического проектирования приложения для коммуникации и поддержки детей с расстройством аутистического спектра
3.2. Разработка концепции дизайна приложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Словарь терминов
Приложение 2. Методические рекомендации об общении с людьми с РАС . .
Актуальность исследования. Расстройства аутистического спектра (РАС) отмечены основными признаками включая нарушение социальной коммуникации, а также ограничительные и повторяющееся поведение и интерес (диагностические и статистические Руководство по психическим расстройствам, 5-е издание: DSM 5). Текущий доступные варианты лечения в значительной степени основаны на решении сопутствующих психические, неврологические или медицинские состояний.
Основные симптомы аутизма часто невосприимчивы к текущим фармакотерапевтических возможностям. Таким образом, были предприняты многочисленные попытки разработать новые методы лечения. Для улучшения основных функций с возможностью изменить естественное течение болезни.
За последнее десятилетие мы стали свидетелями того, как цифровые технологии, особенно мобильные телефоны и смартфоны, изменили жизнь людей по всему миру. Сейчас возможно быстро общаться и получать доступ к информации. Телефонов сейчас больше, чем людей в мире. Цифровая революция повлияла и на сообщество людей с РАС. Приложения для мобильных устройств и смартфонов/планшетов постоянно разрабатываются и производятся на коммерческой основе и, соответственно, доступна для пациентов и членов их семей.
Тема «Методы и инструменты проектирования онлайн-ресурсов для общения и обучения детей с аутизмом» актуальна, значима, необходима, поскольку приложение отвечает растущему спросу и предложению на образование с использованием приложения для семей и пациентов с РАС. В качестве рабочего решения это пациентам и поставщикам рекомендуется использовать Рамочное руководство или рассмотреть возможность его использования Новые партнерские отношения, сформированные между пациентами, семьями, клиницистами и производителями процедур на местах, также выиграют.
Цель исследования - изучить и интерпретировать применительно к авторскому дизайн-проекту теоретические и практические аспекты разработки онлайн-ресурса для коммуникации и поддержки детей с расстройством аутистического спектра.
Степень разработанности темы исследования. Книги “Социальные истории” помогли мне понять инновационные методики для развития социальной компетентности у детей с аутизмом, и помогли мне понять, как общаться с детьми с аутизмом, родителями и учителями, чтобы лучше понять проблемы, с которыми они сталкиваются.
Книги “Визуальная поддержка” помогли мне понять систему действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом, узнать об использовании визуальных и других средств и приемов поддержки детей.
Задачи исследования:
1. На основе исследования аутичных детей, проведенного Кэрол Грей, и теории «психической модели», адаптировать теоретическую основу онлайн-обучения и поддержки детей с РАС к задачам практической части данной выпускной квалификационной работы.
2. Отобрать и изучить онлайн-ресурсы, необходимые для применения методик социальных историй и шкалы контроля лепестка в составе специализированного приложения.
3. Определить и визуализировать инструменты саморегуляции, самообучения, планирования действия для детей с РАС в составе специализированного приложения.
4. Осуществить теоретическую подготовку для практической части выпускной квалификационной работы.
Методы исследования.
Исследование осуществлено с применением следующих методов: методы наблюдения и анализа, необходимые для изучения людей с РАС и взаимодействия людей с помогающими приложениями;
структурно-функциональный метод, основанный на выявлении структуры объекта и функциональных взаимосвязей между его элементами, необходимый для формирования образа и концепции разрабатываемого приложения;
сравнительный метод, примененный при изучении аналогов разработанного приложения
Новизна исследования:
- предложено новое обоснованное решение задачи помощи людям с РАС с применением специализированного приложения для людей с РАС;
- реализован новый подход к разработке социальных историй в качестве контента специализированного приложения для людей с РАС
Теоретическая и практическая значимость исследования
- осуществленный анализ действующих приложений для детей с ОВЗ с способствует пониманию представленных на рынке решений;
- исследованы возможности разработки методов и инструментов для общения и поддержки детей с расстройством аутистического спектра с использованием специализированного приложения;
- видео-презентацию данной работы можно представить воспитателям и семьям детей с аутизмом. Это поможет воспитателям детей с аутизмом, членам семьи и самим детям с аутизмом.
В настоящее время внимание общества во многих странах мира, включая Россию и Китай, привлечено к поддержке детей с расстройством аутистического спектра. Графический дизайнер средствами своей профессии также способен внести вклад в решение данной социально значимой проблемы. Современные технологии создают новые для этого возможности: для веб-сайтов, локального применения на гаджетах создаются ориентированные на детей с РАС приложения. От графического дизайнера в данном случае зависит комфортность и, следовательно, эффективность их использования. В некоторых случаях креативные идеи графического дизайнера способны улучшить имеющиеся функциональные решения приложений данной направленности.
Анализ опубликованных и внедренных средств, а также предъявляемых к ним современных этических и технологических требований, позволил разработать теоретические и практические основания для нового графического интерфейса приложения, помогающего детям с РАС.
1. About Autism, Available athttp: //www.cdc .gov/ncbddd/autism/, Centers for Disease Control and Prevention, Accessed on August
2. Billstedt E., Gillberg C., Gillberg C. Autism after adolescence: population-based 13- to 22-year follow-up study of 120 individuals with autism diagnosed in childhood (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)рус. : journal. — 2005. — Vol. 35, no. 3. — P. 351—360. — doi:10.1007/s10803-005-3302-5. — PMID 16119476.
3. Bodfish J.W., Symons F.J., Parker D.E., Lewis M.H. Varieties
of repetitive behavior in autism: comparisons to mental retardation (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)рус. : journal. — 2000. — Vol. 30, no. 3. — P. 237—243. — doi:10.1023/A:1005596502855. — PMID
11055459.
4. Dawson G., Osterling J., Meltzoff A. N., Kuhl P. Case study of the development of an infant with autism from birth to 2 years of age // J. of Applied Developmental Psychology. 2000. № 21 (3). P. 299-313.
5. Dawson G., Toth K., Abbott R. et al. Early social attention impairments in autism: social orienting, joint attention and attention to distress // Developmental Psychology. 2004. № 40 (2). P. 271-283.
6. Diagnostic criteria for 299.00 Autistic Disorder // Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision (DSM-IV-TR). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 2000. — P 75. — ISBN 978-0-89042-025-6.
7. Filipek P.A., Accardo P.J., Baranek GT et al. The screening and
diagnosis of autistic spectrum disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)рус. : journal. — 1999. — Vol. 29, no. 6. — P 439—484. —
doi:10.1023/A:1021943802493. This paper represents a consensus of representatives from nine professional and four parent organizations in the U.S.
8. Fletcher-Watson, S., Petrou, A., Scott-Barrett, J., Dicks, P.,
Graham, C., O’Hare, A., Pain, H., & McConachie, H. (2016). A trial of an iPad™ intervention targeting social
communication skills in children with autism. Autism, 20(7), 771-782.
9. Geschwind D.H. Autism: many genes, common pathways?
(англ.) // Cell. — Cell Press, 2008. — Vol. 135, no. 3. — P
391—395. — doi:10.1016/j.cell.2008.10.016. — PMID
18984147.
10. Global prevalence of autism: A systematic review update. Zeidan J et al. Autism Research 2022 March.
11. Helt M., Kelley E., Kinsbourne M et al. Can children with autism recover? if so, how? (неопр.) // Neuropsychology Review (англ.)рус.. — 2008. — Т. 18, № 4. — С. 339—366. —doi:10.1007/s11065-008-9075-9. — PMID 19009353.
12. Roger DN, Hein TS, Alexander MJ, et a1. Mirror Rellron system is more active during complementary compared to imitative action[J]. Nature Neurosci,2007,10(7):817-818.
13. Torous, J., Firth, J., Mueller, N., Onnela, J. P., & Baker, J. T. (2017). Methodology and reporting of mobile heath and smartphone application studies for schizophrenia. Harvard Review of Psychiatry, 25(3), 146-154.
14. Whyte, E. M., Smyth, J. M., & Scherf, K. S. (2015). Designing serious game interventions for individuals with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 45(12), 3820-3831.
15. Williams JHG. Self-other relations in social development and autism: multiple roles for mirror neurons and other brain bases
(англ.) // Autism Research (англ.)рус. : journal. — 2008. —
Vol. 1, no. 2. — P. 73—90. — doi:10.1002/aur.15.
16. Williams, C., Wright, B., Callaghan, G., and Coughlan, B., Do children with autism learn to read more readily by computer assisted instruction or traditional book methods? A pilot study. Autism. 6 (1)71-91, 2002.
Литература на китайском языке
17. ОЖШЖЖЙШ хажжлт
^ , 2008,23(3): 163-165.(Тихий. Нейропсихологические
особенности аутизма и связанные с ним мозговые механизмы. Китайский журнал практической детской науки, 2008 г., 23 (3): 163-165.)
18. ттеж. ?жет^,«ж. мдхж
^ ) ,2010,37(1):110-114.(Ли Жуйси, Цзян Кайда, Пэн
Юйвэнь, Новый прогресс в исследованиях аутизма, Журнал Фудань (медицинское издание), 2010, 37(1): 110¬114.)
19. 2009 До (Ваньф Хуэй, Ли Сяоцин, Ли Сяоцзюань. Обзор исследований по Инструмент оценки детей с аутизмом в Китае. Китайский журнал Специальное образование, стр. 54-59, 2009 г.)
20ЛА5, ШШ^Лж^А^Ао ФЙЖ^^^ Contr Chron Non-commun Dis,February, pp. 104-107, 2008,Vol.16 #,Ж i ^ o ( Лю Чжиюнь, Состояние исследований детей с аутизмом. Чин Дж Предыдущий Contr Chron Non-commun Dis, февраль, стр. 104-107, 2008, Vol.16, №1.)
21. ^а^л<^о owmww
http://www.cdpf.org.cn/2008old/ggtz/content/2009-09/23/
( Национальная федерация инвалидов. Оценка развитияФорма оценки детей с аутизмом
(испытательная).http://www.cdpf.org.cn/2008old/ggtz/content/2009-09/23/content_30256846.htm)
22. №%. 1№ЛЖЙЖ£ЖШ Hff^R^S. Ж 64-67
А , 2004 Т о ( Чэнь Юань. Характеристики детей с
аутизмом и обучение Тактика. . Журнал Минцзянского университета. стр. 64-67, 2004.)
23. жмедж UIш+лш>и1 ШФАША ®т^м А^Ж^Ш 2021.09:Ж 6 А (Чжан Цзянь, Ли Маньдан. Дизайн и производство пользовательского интерфейса = Дизайн и производство пользовательского интерфейса: Southwest Normal University Press, 2021.09: стр. 6)
Литература на русском языке
24. Берд Дж. Веб-дизайн. Руководство разработчика = The
Principles of Beautiful Web Design, 2nd Edition. — П.: «Питер», 2012. — С. 224. — ISBN 978-5-459-00901-9.
25. Быстрова Т Ю., Токарская Л. В. Проектирование
образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра: к постановке вопроса // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 1 (147). C. 168-174.
26. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра. Разработчик клинической рекомендации Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику Одобрено Научно-практическим Советом Минздрава РФ, 2020.
27. Никольская О.С. Альманах института коррекционной педагогики «Детский аутизм: пути понимания и помощи». Психологическая классификация детского аутизма. №18. 2014 г.
28. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья : Приказ Минобрнауки России от
19.12.2014 № 1598 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 06.02.2015).
29. Родяшин Е.В., Организация жизни аутичного ребенка: методические рекомендации / Е.Родяшин, Т.Раева, М. Фомушкина. -Тюмень, 2012.
30.Черменская Г. Какими нас видят люди с аутизмом// Психология: личность. 2014. № 3. С. 3.
31. Что в душе аутиста, беседа с Ирис Йохансон
[Электронный ресурс]. URL:
https://logobaby.wordpress.com/2015/02/26/