Введение 3
Глава 1 Сетевая литература Китая: генезис и специфика 8
1.1 История развития сетевой литературы Китая 8
1.2 Специфика и особенности китайской сетевой литературы 18
Глава 2 Жанр уся: понятие и особенности 26
2.1 Жанр уся в произведениях классической литературы Китая 26
2.2 Основные особенности и тенденции развития сетевых романов в жанре уся 44
2.3 Литературные истоки жанра уся в китайском кинематографе 57
Заключение 65
Список источников и литературы 68
Сетевая литература активно развивается не только на Западе, но и в Китае. Китайская интернет-литература - это уникальный феномен, вышедший за пределы сети: такие произведения не только идут в печать, по ним снимают сериалы, мультфильмы и рисуют комиксы. В современной китайской литературе онлайн-произведения занимают значительное место, вплоть до того, что могут быть номинированы на премию Мао Дуня.
Сетевая литература занимает особое место в китайской культуре и традиционно приобретает «китайский» характер. Она уникальна тем, что её произведения становятся популярными не только в Китае, но и за рубежом. В последние годы в онлайн-литературе набирают значительную популярность такие жанры, как как сянься (Ф^), уся (Ж^), ужасы, фэнтези, благодаря чему они обретают иные, более современные, черты и особенности.
Сетевая и печатная литературы не являются противоположными полюсами, это две самостоятельные системы, которые взаимодополняют друг друга. Многие произведения традиционного формата становятся основой для новых произведений сетевой литературы, и в то же время они нередко переходят в разряд печатной литературы путем публикации на бумажных носителях. И если авторы сетевой литературы в самом начале развития не могли не испытывать влияния «традиционных» писателей, то теперь сетевая литература нередко диктует новые тенденции и для традиционной литературы.
Степень изученности проблемы Сетевая литература вынуждена противостоять неприятию её многими авторами печатной литературы, следовательно, многие известные критики, теоретики литературы чаще всего не проявляют должного научного интереса к данному культурному явлению. Именно по этой причине работ, тщательно раскрывающих особенности и основные характеристики современных сетевых уся-романов, даже на китайском языке сравнительно мало, в русскоязычном же пространстве они вообще отсутствуют.
Еще одним фактором, влияющим на отсутствие каких-либо серьезных исследований по вопросам сетевой литературы, является ее чрезмерная объёмность: каждый день в интернете появляются несколько сотен, а то и тысяч публикаций. Поэтому исследования в этой области занимают довольно большой промежуток времени, и исследователей интересуют популярные, «нашумевшие» произведения. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что теория и критика сетевой литературы все ещё слабо разработаны.
Однако некоторые ученые все же начинали проводить свои исследования этой области литературы, их труды и составили теоретическую базу данной работы. Прежде всего стоит отметить работу профессора Лондонского Университета Мишеля Хокса «Интернет литература в Китае», изданную в феврале 2015 года. В ней он рассказывает о том, как сетевые произведения привнесли инновационные формы, темы и практики в китайскую литературу и ее эстетические традиции. Проводя первое комплексное исследование этого явления на английском языке, Мишель Хокс подробно описывает типы китайской литературы, формирующиеся сейчас в Интернете, и их новые эстетические, политические и идеологические вызовы, он представляет сложный портрет интернет-культуры и контроля со стороны правительства, подчеркивая, что несмотря на то, что китайское правительство по-прежнему строго регулирует издательский мир, оно все же при этом становится все более терпимым к интернет-литературе и ее издательской практике.
Также стоит отметить, что в своей работе феномен сетевой литературы начала исследовать сотрудница Института философии Российской академии наук Рубец Мария Владимировна. В статье «Интернет-литература в Китае как воплощение кибер-эпохи» она рассматривает процесс трансформации китайского литературного творчества в эпоху распространения Интернета, а также изменения в письменном языке, связанные с кибер-общением в интернете, приводящие к насыщению его визуальными составляющими одновременному сокращению вербальных компонентов.
Что касается китайских исследований, то одной из самых влиятельных работ по жанру уся можно считать монографию Цуй Фэнюаня «Исследование китайских классических коротких уся-романов». В данной работе Цуй Фэнюань исследует исторические истоки происхождения жанра уся (Й^), а также их исторических прототипов, послуживших основой для создания первых рассказов и романов о войнах ся (^). Он также рассматривает основные характеристики, свойственные данному жанру, и влияние уся на другие жанры литературы.
Стоит отметить, что термин уся (Й^) образован от объединения двух слов у Й (ЙЖ wu shu ушу) и ся W (MW youxia юся - рыцарь, герой). Первый иероглиф Й (У) используется для обозначения вещей, имеющих отношение к боевым искусствам, войне, чему-то воинскому. Второй иероглиф ^ (Ся) — своего рода странствующий рыцарь. Само понятие уся обычно применяется к литературному (или кинематографическому) жанру, который можно охарактеризовать как боевую рыцарскую фантастику, своего рода китайское героическое фэнтези.
В качестве источниковой базы исследования послужили Исторические записки Сыма Цяня, в которых упоминаются воины ся, ставшие прототипами главных героев уся романов, роман Ши Найаня «Речные заводи», считающийся классикой произведений уся, «Книга законов и порядка» Хань Фэя, где ся упоминаются впервые в истории и где они описываются в достаточно негативном свете, «Истории об удивительном» Пэй Сина, а также статистические данные Всемирного банка, компаний iiMedia и iResearch.
Актуальность и научная новизна работы обусловлена тем, что в русскоязычном интернет-пространстве китайские сетевые романы жанра уся набирают популярность, приобретая с каждым днем все больше и больше фанатов, что заставляет обратить на данный жанр пристальное внимание, но сам феномен китайской сетевой литературы в отечественном литературоведении мало изучен, а работы, в которых изучается жанр уся, отсутствуют.
Цель дипломной работы - раскрыть феномен и особенности функционирования современной китайской сетевой литературы, в частности жанра уся.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1) выявить ключевые этапы развития сетевой литературы;
2) охарактеризовать основные тенденции китайской сетевой литературы;
3) определить предпосылки возникновения жанра уся и специфику произведений такого рода;
Объект исследования: современная сетевая литература Китая
Предмет исследования: сетевые романы в жанре уся
Методологическую основу дипломной работы составляет совокупность общенаучных методов исследования: описательный, биографический, культурно-исторический, социологический.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими по два и три параграфа соответственно, заключением, списком использованных источников и литературы.
Китайская сетевая литература на данный момент идет впереди всех стран и завоевывает поклонников по всему миру. Невозможно не обратить внимание на то, что Китай, будучи страной с огромным количеством интернет-пользователей, которое увеличивается с каждым днём, претендует на статус беспрекословного мирового лидера, как по созданию, так и по потреблению произведений сетевой литературы.
Что касается самой китайской сетевой литературы, то стоит отметить, что она вобрала в себя многие тенденции сетевого языка Китая, такие как принципы составления и расположения текста, свойственные интернет- контенту: короткие предложения, ненагруженные фразы, ограниченные по длине или переносимые клавишей Enter, а также начала внедрять аудиальные и визуальные возможности кибер-среды для создания новых смысловых планов в литературных произведениях. В связи с тем, что интернет- технологии развиваются стремительными темпами, сетевая литература, находясь в прямой зависимости от них, не сможет избежать подобного же стремительного изменения, а это значит, что в скором времени облик сетевой литературы, развитие которой мы сейчас наблюдаем, может измениться до неузнаваемости.
К общим особенностям, характеризующим сетевую литературу Китая, можно отнести свободу творчества в создаваемом произведении, реализацию игрового нарратива и явное тяготение к постмодерну. Основными темами выступают: тема любви; тема колдовства и демонологии; тема жанра уся; историческая тема. В процессе создания сетевой литературы Китая присутствует тенденция «омоложения» писательского состава, связанная с феноменом, что основными потребителями интернет-литературы являются представители «интернет-поколения» - поколения, которое практически с самого рождения знакомо с Интернетом. В связи с тем, что авторы поколения Z и читатели «интернет-поколения» похожи друг на друга по возрасту и ценностям, имеют схожее воспитание, предпочтения в стиле литературы и интересы, вероятность того, что именно они в дальнейшем и станут молодым авангардом сетевой литературы, крайне велика.
К жанровым особенностям современных сетевых уся-романов можно отнести наличие почти во всех произведениях выдуманной местности Цзянху ^Ж, в которой и происходят основные описываемые события, и говорящих имен героев; повсеместное внедрение гиперссылок, интерактивных элементов, картинок, игры шрифтов и других элементов, свойственных для интернет- коммуникации; совмещение элитарной и массовой культуры. Что касается жанрового подразделения сетевых уся-романов, то стоит отме тить, что в данный момент выделяют несколько категорий: подростковое уся (W^^^), фэнтези уся (^^^^), женское уся (^4^^), традиционное уся (^^^^) и тд. Большее распространение и популярность получают фэнтези уся.
Г оворя о сетевой литературе в жанре уся, стоит отметить, что огромную популярность он получает далеко не только в интернете. Тираж печатных версий романов данного жанра уже долгое время продолжает достигать миллиардных цифр. Подобная тенденция не сможет остаться незамеченной писателями и инвесторами, что приведет к еще большему увеличению произведений в жанре-уся и инвестиций в издательские компании, а также в кинематограф, занимающийся экранизацией уся-произведений.
Несмотря на то, что огромную популярность жанр уся получил именно в последние годы, история его развития корнями уходит во времена Сражающихся царств. Про воинов ся ^, послуживших историческими прототипами для персонажей уся- романов, писали Хань Фэй ^ф, Сыма Цянь i d''ЭС и Бань Гу М@. Т акже один из классических романов Китая Ши Найаня ЖЙ^ «Речные заводи» (7КЖ^) можно считать классическим образцом произведений жанра уся. Это говорит о том, что данный жанр далеко не нов и успел пройти проверку временем, сформировав свои каноны и особенности уже не один десяток лет назад, которые в дальнейшем стали основой для современных уся-романов, модифицирующих их под влиянием современной 66
эпохи и нужд читателей.
Новый всплеск интереса читателей к романам жанра уся, подстегнувший большое количество молодых авторов пробовать свои силы именно в этом жанре, во многом вызван стремительным развитием современного кинематографа и индустрии компьютерных игр, зачастую обращающихся к литературе в качестве источника вдохновения. Спрос рождает предложение, а это значит, что тесная связь между фильмами, книгами и играми будет крепнуть с каждым годом, порождая вместе с этим все большее количество уся-произведений.
В последние годы большое количество сериалов и фильмов, основывающихся как на печатных уся-романах, так и на сетевых, выходят в свет и получают одобрение и внимание зрителей и критиков по всему миру, становясь новым воплощением мягкой силы Китая, что лишь стимулирует дальнейшее активное развитие, как сетевых, так и печатных уся-произведений.
В целом стоит отметить, что сетевая литература Китая показывает устойчивые перспективы к дальнейшему стремительному развитию и удержанию популярности. Используя приемы и техники, пришедшие из произведений классической литературы, сетевая литература активно формирует новые тенденции не только сетевого, но и в целом литературного творчества. Привлекая к себе все больше и больше молодых писателей с помощью своей простоты публикации произведений, непосредственного взаимодействия с читателями, а также независимости от требований издательств, сетевая литература с каждым годом получает все больше оснований считаться своего рода колыбелью будущих классиков литературы. Жанр уся, основной особенностью которого выступает обязательное упоминание и использование героями традиционных китайских боевых искусств, набирает стремительную популярность и занимает лидирующие позиции на всех онлайн-платформах для публикации сетевых работ, а значит, именно за работами в данном жанре частично лежит будущее развитие как сетевой литературы, так и всей литературы в целом.
2. Сыма Цянь Исторические записки: Ши цзи : [В 9 т.] : Т. 9 / пер. с кит. И
коммент. под ред. А.Р. Вяткина; вступ. ст. А.Р. Вяткина. — М.:Вост. лит., 2010.
一 623 с.
3. Хань Фэй Хань Фэйцзы: Книга закона и порядка. Советы разумному
правителю / пер. Иванов А.И. — М.: Центрополиграф , 2019. — 287 с.
4. Ши Най-ань Речные заводи / Переводчик: А. Рогачев. — Серия:
Китайская классическая литература. — М.: Эннеагон Пресс, 2008. — 1238 с.
5. Annual Report [Electronic resource] // China Literature Limited –2020 –P. 20.
- Mode of access:
https://www1.hkexnews.hk/listedco/listconews/sehk/2017/1108/ltn20171108062.p
df
6. Annual Report [Electronic resource] // China Literature Limited –2022 –P.
5.Mode of access: https://ir-1253177085.cos.aphongkong.myqcloud.com/investment/20220419/625e4587b8e1d.pdf
7. The 47th Statistical Report on China’s Internet Development [Electronic
resource] // China Internet network information center – Mode of access:
https://www.cnnic.com.cn/IDR/ReportDownloads/202104/P020210420557302172
744.pdf
8. Individuals using the Internet [Electronic resource] // Official site of The
World Bank Open Data. – Mode of access:
https://data.worldbank.org/indicator/IT.NET.USER.ZS?end=2020&locations=CNUS&start=1998
9. Number of internet users in China from December 2005 to December 2021
(in millions) [Electronic resource] // Statista – Mode of69
access :https://www.statista.com/statistics/265140/number-of-internet-users-inchina/
10.裴铏. 裴铏传奇, 周楞伽译 / 铏,裴 // 上海古籍出版社, 1980 年,共 234
页 [Пэй Cин. Истории об удивительном от Пэй Сина / Cин Пэй ; пер. Чжоу
Лэнцзя. – Шанхай : Изд-во Шанхай Гуцзи, 1980. – 234 с.]
11.2020 年中国移动阅读行业发展专题研究报告[Electronic resource] //艾媒
咨 询- Mode of access: https://report.iimedia.cn/repo13-0/39373.html
[Специальный исследовательский отчет о развитии индустрии мобильного
чтения в Китае за 2020 год [Электронный ресурс] // iiMedia - Режим доступа:
https://report.iimedia.cn/repo13-0/39373.html ]
12.2020 年中国网络文学出海研究报告 // 艾瑞咨询 Mode of access:
https://www.iresearch.com.cn/Detail/report?id=3644&isfree=0 [Отчет об
исследовании выхода интернет-литературы Китая на рынок иностранных
государств за 2020 г – iResearch – Код доступа:
https://www.iresearch.com.cn/Detail/report?id=3644&isfree=0 ]
13.2021 年度中国数字阅读报告 [Electronic resource] // 中国音乐与数字出版
协会- Mode of access: http://www.cadpa.org.cn/3277/202206/41513.html [Отчет о
цифровом чтении в Китае за 2021 год – Китайская ассоциация аудио-видео и
цифровых издательств – Код доступа:
http://www.cadpa.org.cn/3277/202206/41513.html ]
Литература
На русском языке
14.Алексеев М. П. История зарубежной литературы: Средние века и
Возрождение: учеб. пособие для фи-лол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. /Алексеев
М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А. — 3-е изд. — М.:
Высш. школа, 1987. — 415 с.70
15.Алиев, К.Н. Женщина в традиционной культуре Китая / К.Н. Алиев, М.Т.
Тологонова // Вестник Бишкекского государственного университета. – № 3(61).
– 2022. С. 42-45.
16.Вэй Фэн Литературные истоки жанра уся в китайском кинематографе /
Фэн Вэй // Вестник Белорусского государственного университета культуры
искусств. – № 2(40). – 2021. С. 101–108.
17.Джеймисон Ф. Постмодернизм или культурная логика позднего
капитализма. Изд. второе, испр. / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. Ред. А.
Олейникова. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2019. – 816 с.
18.Духовная культура Китая. Том 1. Философия. Энциклопедия в пяти
томах. Главный редактор: М. Л. Титаренко. Редакторы тома М.Л. Титаренко,
С.М. Аникеева, О.И. Завьялова, М.Е. Кравцова, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов,
В.Ф. Сорокин. М: «Восточная литература», 2006. 727с.
19.Духовная культура Китая. Том 3. Литература. Язык и письменность.
Энциклопедия в пяти томах. Главный редактор: М. Л. Титаренко. Редакторы
тома М.Л. Титаренко, С.М. Аникеева, О.И. Завьялова, М.Е. Кравцова, А.И.
Кобзев, А.Е. Лукьянов, В.Ф. Сорокин. М: «Восточная литература», 2008. 876 с.
20.Игнатенко А. В. «Особенности становления и перспективы развития
сетевой литературы в Китае» // Китайский язык: актуальные вопросы
языкознания, переводоведения и лингводидактики, 2019. – С. 172 -174.
21.Карапетьянц А.М. Первоначальный смысл основных конфуцианских
категорий // Конфуцианство в Китае. М., 1982; Китайская философия:
Энциклопедический словарь. М., 1994. 262c.
22.Кравцова, М.Е. История культуры Китая / Оформление обложки С.Л.
Шапиро, А.А. Олексенко. – Спб.:Издательство «Лань», 1999. – 416 с.
23.Конрад, Н.И. Избранные труды / Конрад Н.И. Синология. М., 1977. 一
622с.
24.Маслов А. А. Боевая Добродетель. Секреты боевых искусств Китая. —
Ростов-на-Дону.: Феникс,2004. — 224 с.71
25.Мыцик, Ю. С. Речные заводи — первый китайский роман в стиле «уся»
/ Ю. С. Мыцик // Филология и лингвистика в современном обществе :
материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Москва :
Буки-Веди, 2014. — С. 50-52.
26.Ротань Ю. Г. Чо Цзяо: пронзающие ноги, часть 1. — Днепропетровск.:
Вэнь У, 2004. — 196 с.
27.Рубец, М. В. Интернет литература в Китае как воплощение кибер-эпохи
/ М.В. Рубец // Философские проблемы информационных технологий и
киберпространства. – 2019. – №1(16). – С.68 – 87.
28.Смолл Г. Мозг онлайн: Человек в эпоху Интернета. М.: Колибри, АзбукаАттикус, 2011. 352 с.
29.Чжао В. Новые аспекты переводоведения: начальные исследования в
области перевода китайских романов в жанре уся на русский язык //
Лингвистические исследования. – № 5, – 2009. С. 129–132
30.Ягуфаров, Р.А. Лексико-стилистические особенности литературных
произведений в жанре уся: переводческий аспект / Р.А. Ягуфаров //
Евразийское научное объединение. – 2019. – №7–4(53). – С.279 -280.
На английском языке
31.Hickey C. Chinese Internet Literature: Preserving Born-Digital Literary
Content and Fighting Web Piracy // Journal of East Asian Libraries –2015 – №161
–P. 1-14.
32.Hockx M. Internet Literature in China. NY: Columbia University Press, 2015.
251 p.
33.Jacob Nielsen F-Shaped Pattern for reading Web [Electronic resource] //
Nielsen Norman Group. – 2006. – Mode of access:
https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-contentdiscovered/?lm=eyetracking-study-of-web-readers&pt=article72
34.iing G. A Randomized Experimental Study of Censorship in China / G. iing,
J. Pan [Electronic resource] // American Political Science Association – 2013 –
Mode of access: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2299509.
35.Liu V. In China, internet censors are accidentally helping revive an invented
«Martian» language [Electronic resource] // Quartz – 2017. – Mode of access:
https://qz.com/1028258/in-china-internet-censors-are-accidentally-helping-revivean-invented-language-called-martian
36.Yang G. Chinese Internet Literature and the Changing Field of Print Culture
// From Woodblocks to the Internet. – 2010. – №.97. – P.333-351.
37.Yang G. The Power of the Internet in China: Citizen Activism Online // New
York: Columbia University Press – 2009 – 320 p.
На китайском языке
38.艾杨柳.读者对奇幻文学的接受美学意义———以萧鼎的《诛仙》为例
// 重庆三峡学院学报–2011. –第 1 期 – 第 44–47 页[Ай Янлю. Эстетическая
значимость восприятия читателем фантастической литературы на примере
романа «Наказание бессмертных» Сяо Дина // Журнал Чунцинского
Университета Санься –2011–№1– С. 44–47.]
39.卫婷 网络传媒中的中国玄幻武侠文化// 苏州大学出版社–2008. –第 2 期
–31-38 页 [Вэй Тин Культура китайских боевых искусств в жанре фэнтези в
интернет-СМИ // Издательство Университета Сучжоу – 2008. – Выпуск 2 – С .
31-38. ]
40.杜小烨 武侠小说在网络时代的新变杜 // 学术界– 2022 年 –第 45 期 –第
77-85 页 [ Ду Сяое Новые изменения в романах о боевых искусствах в эпоху
Интернета // Журнал Сюэшуцзе – 2022 – №45 – С. 77-85]
41.网络文学新崛起的大神有哪些? 阅文发布 2020 年度“十二天王”榜单
[Electronic resource] //钱 江 晚 报- Mode of access:
https://baijiahao.baidu.com/s?id=1686414991851568515&wfr=spider&for=pc73
[Кто новые мастера онлайн-литературы? China Literature опубликовала список
«Двенадцати небесных царей» 2020 года [Электронный ресурс] // Газета
Цяньцзин — Режим доступа:
https://baijiahao.baidu.com/s?id=1686414991851568515&wfr=spider&for=pc ]
42.刘 涛 中国武侠电影的三个发展阶段 // 艺海杂谈 – 2019 年–1 期 –第页
86-92[Лю Тао Три этапа развития китайских фильмов о боевых искусствах //
Ихай цзатань – 2019 – №1 – С. 86–92]
43.梁启超. 饮冰室专集·中国之武士道/ 梁启超. –北京:中华书局 1989 – 88
页 [Лян Цичао Кодекс чести воинов ся в Китае / Лян Цичао ¬ Пекин: Китайское
книжное издательство, 1989: – 88 с. ]
44.孟祥 21 世纪以来中国武侠电影型研究 // 湖南大学出版社– 2018 年 – 共
51 页 [Мэн Сян Исследование китайских фильмов о боевых искусствах 21 века
// Издательство Хунаньского Университета – 2018 – 51 с.]
45.孙姝 网络作家 Priest 的武侠小说《有匪》简析 // 文艺杂谈 – 2018 年– 第
8 期 –第 143– 145 页 [Сунь Шу Краткий анализ уся романа «Разбойник»
интернет-писательницы Priest// Литературные беседы — 2018—№8 — С. 143–
145]
46.薛静 «说书人与梦工厂»: 网络文化工业中的抄袭与共享 [Electronic
resource]// 澎 湃 新 闻 – 2019. – Mode of access:
http://www.chinawriter.com.cn/n1/2019/1116/c404027-31458592.html [Сюэ Цзин
"Рассказчик и фабрика грез": Плагиат и совместное использование в
индустрии онлайн-культуры [Электронный ресурс] // Пэнпай синьвэнь - 2019.
- Режим доступа: http://www.chinawriter.com.cn/n1/2019/1116/c404027-
31458592.html ]
47.桫椤形式之魅: 网络文学的新贡献 [Electronic resource] //光明日报
Mode of access: http://www.chinawriter.com.cn/2013/2013-09-17/174738.html [Со
Ло. Очарование формы: новаторство сетевой литературы [Электронный74
ресурс] // Гуанмин жибао Код доступа:
http://www.chinawriter.com.cn/2013/2013-09-17/174738.html ].
48.孙铁刚 中国古代的士和侠 / 孙铁刚 –台湾国立大学: 1985 – 281 页 [Сунь
Теган, Древние китайские ши и ся / Сунь Теган - Национальный тайваньский
университет: 1985 – 281с.]
49.徐晓芳 侠义精神和爱情模式的现代转变——从金庸的武侠小说到网络
穿越小说 // 文学长– 2012 年–第 3 期 –第 45-52 页 [Сюй Сяофан Современная
трансформация моделей изображения духа ся и любви - от романов о боевых
искусствах Цзинь Юна до сетевых кроссовер-романов // Литературный журнал
– 2012 – № 3 – С. 45 – 52 ]
50.夏烈 网络武侠小说十八年 //文艺报– 2022 年– 第 3 期 –第 33-42 页 [Ся
Ле Путь сетевых романов о боевых искусствах длиной в восемнадцать лет //
Газета Вэньи — 2022 — № 3 — С. 33-42]
51.黄露 中国网络武侠小说的发展历程、热点与趋势// 重庆文理学院学报–
2021 年–3 期 –第 103–113 页 [Хуан Лу История развития, горячие точки и
тенденции китайских сетевых романов о боевых искусствах // Журнал
Чунцинского университета искусств и наук – 2021 – №3 – С. 103–113]
52.曹万生 中国现当代文学史(1898–2015. 北京:中国人民大学出版社,
2016. – 685 页. [Цао Ваньшэн История современной китайской литературы
(1898–2015 гг.), Пекин: Издательство Китайского Народного университета,
2016. – 685с.].
53.解景予 中国武侠电影的形式变迁与文化守恒 // 西安建筑科技大学出版
社– 2016年 – 共51页 [Цзе Цзинюй Изменение формы и культурное сохранение
китайских фильмов о боевых искусствах // Издательство Сианьского
университета архитектуры и технологий – 2016 г. – 51 с.]
54.江明非 ,中华武术与中国武侠的兴衰/ 江明非// 湖北体育科技学研究
所杂志 –第 2 期 –1999. – 3-5 页[Цзян Минфэй, Взлет и падение китайских75
боевых искусств и жанра уся / Цзян Минфэй // Журнал Хубэйского
исследовательского института спорта и технологий—№ 2–1999. — С. 3–5]
55.崔奉源 中国古典短篇侠义小说研究 // 联经出版事业公司 : 1986 – 280
页 [Цуй Фэнъюань Исследование китайских классических коротких усяроманов // Издательство Ляньцзин: 1986 - 280 с.]
56.张永禄 圈层设定下网络武侠小说的创作走势与问题 / 张永禄,杨至元 //
西南大学学报 – 2021–第 47 期 第 65-74 页[Чжан Юнлу Творческие тенденции
и проблемы сетевых романов о боевых искусствах, написанных в круговом
сеттинге / Чжан Юнлу, Ян Чжиюань // Журнал Университета Синань – 2021–
№ 47 – С. 65–74]
57.郑保纯 网络武侠小说女性叙事声音的诞生 // 西南大学学报 – 2022 年–
第 7 期 –第 120-129 页 [Чжэн Баочунь Рождение женских повествовательных
голосов в сетевых-романах о боевых искусствах // Журнал университета
Синань– 2022 – №7 – С. 120–129
58.陈墨. 中国武侠电影史 // 中国电影出版社,北京 – 2005 – 共 176 页.
[ЧэньМо. История китайских фильмов о боевых искусствах // Издательство
Чжунго дяньин, Пекин — 2005–176 с.]
59.严红彦, 侠的起源问题研究评述 / 严红彦 // 宁波工程学院学报. –第
1 期 –2015. –36-37 页 = Янь Хунянь, Обзор исследований о происхождении ся
/ Янь Хунъянь // Журнал инженерного колледжа Нинбо. - № 1–2015. 一 С.36-
40.
60.石琪.香港电影的武打发展// 香港功夫电影研究, 1981 年,共 476 页 =
Ши, Ци. Развитие боевых искусств в гонконгских фильмах // Гонконг:
Гонконгское исследование фильмов кунг-фу –1981. – 476 с.