Введение 4
Глава I Лексические средства формирования образа героя в художественном произведении 10
1.1. Портрет в художественном произведении 10
1.1.1. Понятие портрета в художественном произведении 10
1.1.2. Типология портретов в художественном произведении 14
1.2. Лексические средства функционально-смысловых типов речи 21
1.3. Понятие лексико-семантических групп слов и их роль в создании портрета в художественном произведении 25
1.4. Лексическая характеристика изобразительно-выразительных средств создания портрета в художественном произведении 26
Выводы по главе 1 34
Глава II. Художественная специфика лексических средств и их роль в создании образов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 36
2.1. Портрет-представление персонажей в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 36
2.1.1. Портрет-представление борцов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 37
2.1.2. Портрет-представление наездников в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 44
2.1.3. Портрет-представление клоунов в цикле рассказе А.И. Куприна «В цирке» 48
2.2. Характероцентричный портрет основных персонажей в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 50
2.2.1. Характероцентричный портрет борцов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 51
2.2.2. Характероцентричный портрет наездников в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 57
2.2.3. Характероцентричный портрет клоунов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 62
2.3. Изобразительно-выразительные средства создания портретов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» 63
2.3.1. Использование эпитетов в портретах персонажей цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке» 63
2.3.2. Использование сравнений в портретах персонажей цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке» 67
2.3.3. Использование метафор в портретах персонажей цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке» 70
Выводы по главе II 72
Заключение 77
Список использованной литературы 81
Проблема создания образа персонажа является одной из основных в литературной творчестве. Словесный портрет играет важную роль в художественном произведении, а филологический анализ языкового материала словесно-художественных описаний внешности персонажей позволяет выявить и раскрыть характер героя и замысел художественного произведения в целом, а также выявить, в какой степени выбор того или иного слова, взаимовлияния слов в словосочетании, возникающие при этом различные коннотации, смысловые изменения в словах стимулируют создание портретов в художественном произведении, раскрытие идей, взглядов писателя [Титова 1990: 13], дают возможность проникнуть в мировоззрение автора и проанализировать его манеру письма.
Творчество А.И. Куприна относится в конце XIX началу XX века. На протяжении всего XIX века литературный герой находится в центре художественного повествования, а его портретные характеристики и детали обладают индивидуальностью в авторской системе любого писателя, в том числе и А.И. Куприна. Многие современные лингвисты, и литературоведы в том числе, разрабатывают вопрос типологии портретных описаний (К.Л. Сизова, А.И. Белецкий, А.Н. Беспалов, Н.А. Родионова, О.А. Малетина), описывают структурно-синтаксические и лингвистические особенности портрета (Е.А. Гончарова, О.А. Мальцева), виды портрета как прием изображения литературного героя в повестях А.И. Куприна (О.Н. Шинкевич).
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса создания индивидуально-авторских портретов в художественном наследии А.И. Куприна, в частности, в его рассказах из цикла «В цирке», с точки зрения использования языка. Портрет в различных художественных произведениях русской классики неоднократно являлся объектом исследования во многих работах литературоведческого характера, в которых рассматривались, такие вопросы, как, например, «Внешность литературного героя как художественная ценность» [Подковырин, 2007], «Поэтика портрета в Повестях покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина» [Кулыгина, 2008] и др. Вместе с тем работ, посвященных использованию языковых средств при создании портрета главного героя в творчестве А.И. Куприна, не очень много. Среди них наиболее приближенными к теме настоящего исследования можно назвать следующие работы: «Устная народная речь в произведениях А.И. Куприна» [Айдарова, 1976], «Русская антонимия и ее лексикографическое описание» [Новиков, 1984], «Лексика портретных описаний» [Старикова, 1984], «Язык портрета в романах Л.Н. Толстого "Война и мир" и "Воскресенье"» [Сырица, 1986], «Типология портрета героя: на материале художественной прозы И.С. Тургенева» [Сизова, 1995], «Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина» [Серикова, 2006].
Над совершенствованием языка и стиля А.И. Куприн работал свою жизнь и достиг великолепных результатов. В своих произведениях он предстает оригинальным мастером, знатоком манеры письма, в выборе художественно-изобразительных средств. Владение образным словом А.И. Куприна высоко оценивали великие современники. Так, Л.Н. Толстой отмечал: «Он пишет прекрасным языком. И очень образно. Он не упустит ничего, что бы выдвинуло предмет и произвело впечатление на читателя» [Булгаков, 1989: 265].
Во многом благодаря жизненному опыту и познанию национального характера А.И. Куприну удалось создать индивидуальную систему образов, а также свой индивидуальный язык и стиль. «Язык Куприна, его гибкий стиль, образное русское слово, внимание к лексике, к фонетике русского языка поразительны» [Ефименко, 2003: 5]. Именно в его творчестве используются образные средства всех языковых уровней, с фонетического до синтаксического. В своих произведениях А.И. Куприн уделяет особое внимание изображению портрета персонажа.
Объект исследования: словесные портреты основных персонажей цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке».
Предмет исследования: особенности лексических средств и их роль в создании портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке».
Цель исследования заключается в выявлении индивидуально-авторской специфики использования лексических средств и их роли (функции) в создании портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке».
Достижение данной цели представляется возможным при решении следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования:
• понятие портрета, классификации портретных характеристик и языковые особенности портретных описаний в художественном произведении;
• функционально-смысловые типы речи и как они представлены в словесном портрете художественного произведения;
• понятие лексико-семантических групп слов и их роль в создании портрета в художественном произведении;
• лексические характеристики изобразительно-выразительных средствах создания портрета.
2. Отобрать методом сплошной выборки лексические единицы, участвующие в создании портретов главных персонажей из цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке».
3. Выявить и классифицировать лексические средства, используемые автором в создании портретов персонажей в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке», относительно элементов портрета: внешних черт человека, его фигуры, одежды и т.д. Сгруппировать выявленные лексические средства в лексико-семантические группы;
4. На основе контекстного анализа выявить индивидуально-авторскую специфику использования лексических средств и их роль (функции) в создании образов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке».
Гипотеза исследования состоит в том, что комплексный анализ рассказов цикла позволит выявить индивидуально-авторский отбор лексико-семантических групп лексики и их роль (функцию) в создании образов артистов цирка в рассказах А.И. Куприна, посвященных трагической жизни цирковых артистов.
Научная новизна исследования заключается в филологическом подходе к анализу цикла рассказов А.И. Куприна: анализ функционирования лексико-семантических групп лексики, используемых для создания портретов в цикле рассказов «В цирке», соединяется с традиционным литературоведческим анализом произведения.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: метод систематизации и классификации; наблюдение; интерпретация; метод сплошной выборки, а также метод семантического анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии основных лингвистических положений о создании портрета в художественном произведении, а также в развитии теоретических положений исследования художественной речи об индивидуальном отборе и использовании лексики для решения авторских задач при создании произведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты о роли лексико-семантических групп лексики в описании портретов героев, о их специфике в цикле рассказов «В цирке» А.И. Куприна способствуют более глубокому пониманию текста и могут использоваться в практическом преподавании стилистики русского языка, а также на занятиях по анализу интерпретации текста.
Материалом являются рассказы А.И. Куприна «Лолли», «В цирке», «Allez», «Дочь великого Барнаума», «Ольга Сур» и «Лимонная корка». Для исследования материала в данной работе привлекаются следующие словари: Большой толковый словарь русского языка; Лексико-семантические группы русских глаголов; Русский семантический словарь.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В рассказах А.И. Куприна портрет содержит не только внешние признаки героев (описание внешности, фигуры, позы, телосложения и т.д.), но и раскрывает психологические особенности персонажей и качества личности через их портретные характеристики. Портрет также помогает выявить авторский замысел в отборе лексических средств для создания разных типов портрета: портрета-представления и характероцентричного портрета.
2. В разных типах портретов представлены различные функционально-смысловые типы речи. Описание характерно для портрета-представления, в котором представлены внешние признаки персонажа. Повествование характерно главным образом для характероцентричного типа портрета, в котором представлены внутренний мир рассматриваемого персонажа, а также черты его характера. В двух типах портретов представлены различные лексико-грамматические группы слов.
3. Для лексических средств, используемых автором для создания портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» характерны следующие функции: 1. создание наглядно- зрительного образа персонажа; 2. раскрытие внутреннего мира героя через проявление основных черт его характера; 3. функция эмоционального воздействия.
Структура исследования: исследование состоит из введении, двух глав, заключении, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена раскрытию понятия портрета и его типологии, вопросу классификации и особенностей лексических средств в художественном произведении. Вторая глава посвящена классификации и анализу особенностей и функции лексико-семантических групп лексики в процессе создания портретов персонажей в рассказах И. А. Куприна.
В данной диссертации были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием портрета, классификациями портретных характеристик, функционально-смысловыми типами речи (применительно к изучению словесного портрета в художественном произведении), рассмотрены понятия лексико-семантической группы и лексические характеристики изобразительно-выразительных средств создания портрета.
Для достижения поставленной цели были проанализированы лексические средства и их функция в создании портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке» в рамках филологического подхода к анализу художественного произведения. Были классифицированы лексические средства, используемые автором в создании портретов персонажей в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке»; выявленные лексические средства были группированы в работе в лексико-семантические группы.
В результате проведенных исследований была достигнута цель исследования и были выполнены все поставленные задачи. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
Проанализировав 108 лексический единиц ( из которых 69 эпитетов, 17 сравнений и 5 метафор), мы выяснили следующие функции использования лексических средств создания портретов цирковых артистов в цикле рассказов А.И. Куприна «В цирке»: 1. создание наглядно-зрительного образа персонажа; 2. раскрытие внутреннего мира героя через проявление основных черт его характера; 3. функция эмоционального воздействия.
Три функция реализуются автором в рассматриваемых лексических средствах создания профессиональных групповых и индивидуальных характеристик цирковых артистов с точки зрения описания портрета-представления и характероцентричного портрета.
В портрете-представлении на основании анализа лексики, с помощью которой можно выделить такие ЛСГ, которые активны в контексте цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке», как «наименование человека, обладающего большим размером тела», «наименование тела человека, обладающего большой физической силой», «профессиональное мастерство», «красота тела» и «красота внешности». Для борцов характерны большой размер тела, большая физическая сила, многократная тренировка и активная движущая сила. Наездницы характеризуются стройной фигурой, физической силой ног и одновременно - милыми движениями и красивой улыбкой. Для клоунов характерны специфические клоунские шаги, спосбне вызвать смех и развеселить публику.
В характероцентричном портрете, на основании анализа используемой автором лексики, можно выделить следующие ЛСГ, которые активны в контексте цикла рассказов А.И. Куприна «В цирке»: «черты характера» (положительные и отрицательные) и «эмоциональное состояние». Ведущая черта характера всех персонажей-борцов уверенность (в себе, в своих силах) является важной, потому что именно эта черта позволяет борцам одерживать победу в состязаниях. В отличие от борцов, наездницы и клоуны обладают исключительно индивидуальными чертами характера, так как автор больше обращает внимание на их жизнь в цирке, при этом их профессиональные качества остаются на периферии портретов.
Слова, обозначающие профессиональные признаки и индивидуальные характеристики, объединяются в лексико-семантические группы, в которые входят прилагательные, глаголы, существительные и наречия. Синонимы, которые обладают разными смысловыми оттеками и разной стилистической окраской, занимают важное место в ЛСГ, в которой встречается много дериватов, имеющим в своем значении один и тот же лексический признак. Таким образом автор подчеркивает доминирующие признаки каждого персонажа. Рассматриваемые ЛСГ позволили нам выявить ведущие профессиональные внешние признаки разделенных групп персонажей и их разные индивидуальные черты характера.
Изобразительно-выразительные средства: определения (эпитеты), сравнения и метафоры также играют немаловажную роль для создания портретов артистов. Данные эпитеты рассмотрены по характеру номинации, семантическому параметру и степени освоенности языком. Сравнения - по элементам, по степени освоенности языком и видам образов сравнения. Метафоры - по семантической структуре. В качестве важной части художественного текста изобразительно-выразительные средства ярко и полно раскрыли важные характеристики рассматриваемых портретов персонажей с выразительной, экспрессивной, образной и эмоциональной окрасками, способствовали наглядному изображению внешнего признака, действия описываемого портрета персонажа, а также воплотили авторские идеи, чувства и замыслы. Индивидуальный подход проявляется не только в выборе использовании авторских лексем, но и сочетании различных типов контекстуальных выразительно-изобразительных средств. В результате компаративные комплексы обеспечили портреты персонажей большой стилистической выразительностью.
Данное исследование является актуальным в рамках преподавания русского языка как иностранного. Понимание семантического содержания языковой единицы, его расширение в контексте того или иного жанра в рамках индивидуального стиля писателя, в том числе и у А.И. Куприна, вызывает определенные трудности в иностранной аудитории. Таким образом, обращение к лексико-семантическим группам лексики в описании портретов героев, рассмотрение их специфики в цикле рассказов «В цирке» А.И. Куприна способствуют более глубокому пониманию текста. Исследование может использоваться в практическом преподавании стилистики русского языка, а также на занятиях по анализу интерпретации текста.
Исследования в этом направлении могут быть продолжены. В рассказах А.И. Куприна заслуживает наблюдения и анализа речь персонажей, поскольку именно в речи человека раскрывается характеристика персонажа. Именно в этом направлении возможно продолжить изучение языковых средств в создании речевого портрета персонажей в рассказах А.И. Куприна.
1. Александрова, Д.И. Сравнение как способ создания художественного образа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» / Д.И. Александрова. // Русский язык в школе. - 2005. - № 3. - С. 54-57.
2. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов /И.В. Арнольд. -М.: Издательство «ФЛИНТА». 2016. - 384с.
3. Беспалов, А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А.Н. Беспалов; Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. - М., 2001. -160с.
4. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. - 5-е изд., стер. - Москва: Флита, 2016. - 520 с.
5. Булгаков, В.Ф. Л. Т. Толстой в последний его жизни / В.Л. Булгаков. -М.: «Правда», 1989. - 446 с.
6. Буров, А.А. К вопросу в лингвистическом портретировании автора художественного текста / А.А. Буров, А.А. Агаджанян, Р.Н. Куимов. // Международный научный журнал «Educatio». - Новосибирск: ООО «Логика+», - 2015. - № 9(16). - С. 6-11.
7. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С. Валгина. -М.: Логос, 2003. - 278 с.
8. Васильев Л. М. Теория семантических полей / Л.М. Васильев // Вопросы языкознания. - 1971 - № 5. - С.105-113.
9. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. - 404 с.
10. Водясова, Л.П. Эмоциональный потенциал описательных текстов с качественной и предметной ремой в произведениях К.Г. Абрамова / Л.П. Водясова. // Вестник угроведения. - Ханты-Мансийск: Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, -2015. - №2.- С. 17-21.
11. Водясова, Л.П. Описание как функционально-смысловой тип речи, его виды и роль в художественном тексте / Л.П. Водясова // Вестник угроведения. - Ханты-Мансийск: Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, - 2019. - № 3. - С. 417-426.
12. Вомперский В.В. К характеристике стиля М.Ю. Лермонтова: стилистические функции сравнения [Текст] / В.В. Вомперский // Русский язык в школе. -1964. - №5. -С. 25-32.
13. Глухих, Н.В. Лингвистические средства создания портретных характеристик в рассказах И.А. Бунина / Н.В. Глухих И.Г. Казачук Р.Х. Сафарова. // Мир науки, Культуры, Образования. - Горно-Алтайск: ООО Редакция научного международного журнала «Мир науки, культуры, образования», - 2019. - № 3, - С.427-428.
14. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - М.: Айрис-Пресс, 1976. -448 с.
15. Гончарова, Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор-персонаж / Е.А. Гончарова. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 149 с.
...