АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 7
1.1. Самоуправление в Древней и Московской Руси, Новгороде две
традиции в развитии самоуправления в России 7
1.2. Реформы местного самоуправления 11
1.3. Полномочия органов местного самоуправления в России 15
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИИ В БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ 31
2.1. Виды доходов местных бюджетов 31
2.2. Особенности законодательства о формирования доходной базы
муниципальных образований в Санкт-Петербурге 37
2.3. Практика определения доходной базы муниципальных образований
в Санкт-Петербурге 39
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 51
3.1. Направления нормативно-правового развития местного
самоуправления 51
3.2. Особенности организации местного самоуправления в Санкт-
Петербурге 60
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в Санкт-
Петербурге 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
АННОТАЦИЯ
На выпускную квалификационную работу, на тему: «Особенности местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (на примере города Санкт- Петербурга)»
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе изложены теоретические основы развития городского самоуправления в России.
Во второй главе рассмотрены на практическом уровне полномочия органов местного самоуправлении в бюджетно-финансовой сфере.
В третьей главе представлено правовое регулирование и перспективы развития муниципальной собственности.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 74 страницы печатного текста. Для написания ВКР было использовано 33 источника литературы, 8 рисунков.
Ключевые слова: местное самоуправление, реформирование МСУ, доходы местных бюджетов, муниципальное образование, управление муниципальной собственностью, право МСУ, организация МСУ, развитие МСУ Санкт-Петербурга.
Местным самоуправлением в Российской Федерации называется форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Началом становления местного самоуправления в Российской Федерации считается принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии местного самоуправления.
Необходимость и целесообразность развития местного самоуправления как обязательного элемента государственного устройства давно не оспаривается во всем мире, включая Российскую Федерацию. Во все периоды истории нашего государства, начиная с основных древних времен, в России в той или иной форме существовало самоуправление. В российской юридической науке второй половины XIX века появились разработки теории самоуправления: в 60-х годах - «общественная теория», далее, в 70-х - «Государственная теория».
В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году перечислены важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной
собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.
Само слово «муниципалитет» произошло от латинского municipium, так в эпоху римской республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет - это избираемое городское или сельское самоуправление.
Местному самоуправлению на государственном уровне отведена роль посредника между государством и обществом. Наиболее приближенные к людям муниципальные органы, способные решать их самые насущные проблемы, составляют одну из основ демократического строя.
Целью данной выпускной работы является выявление перспективного развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с научной литературой, различными точками зрения специалистов в области Муниципального права и местного самоуправления в Российской Федерации;
- изучить нормативно-правовое закреплением полномочий муниципальных образований в Российской Федерации;
- проанализировать проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации и Санкт-Петербурге и перспективы развития.
Объектом настоящего исследования является местное самоуправление.
Предмет исследования составляют особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
В данной работе рассмотрены проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации, в частности Санкт-Петербурге, история развития института местного самоуправления в России, определены возможные пути совершенствования системы местного самоуправления на основе накопленного фактического опыта, нашедшего отражения в федеральном законодательстве о местном самоуправлении.
Работа состоит из трех глав, в которых отражены нормативно-правовая база функционирования данного института, а также - специфика петербургской системы местного самоуправления.
На нынешнем этапе развития российской государственности особая роль принадлежит местному самоуправлению, становление которого приобретает стратегическое значение. Наиболее приближенные к населению органы местного самоуправления, способные решать его самые насущные проблемы жизнеобеспечения, составляют одну из основ демократического строя.
Во все периоды истории нашего государства, начиная с Древней Руси, в России в той или иной форме существовало самоуправление. Местное же самоуправление зарождалось там и тогда, где и когда появлялись союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов, на определенной территории.
С принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации, закрепившей в соответствии с международными стандартами право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался процесс его демократического преобразования, создания конкретных механизмов формирования и обеспечения жизнедеятельности местного самоуправления.
Предметы ведения местного самоуправления можно определить как круг закрепленных нормами муниципального права объектов, в пределах которых население муниципального образования и соответствующие органы местного самоуправления полномочны осуществлять свою деятельность и принимать решения.
Законодательное регулирование вопросов местного самоуправления осуществляется федеральным, региональным и муниципальным
законодательством. Базовым и исходным для построения системы местного самоуправления в нашей стране является Федеральный закон от 16.09.2003 N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ред. от 03.05.2011 (с изм., внесенными Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П).
Все другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и названному Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
Принципы и порядок организации местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга устанавливает Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 23.09.2009 N420-79 (с изменениями на 25 декабря 2015 года). Муниципальным законодательством для местного самоуправления являются уставы муниципальных образований.
Проводимая с 2000 года реформа местного самоуправления внесла существенные изменения в федеральное законодательство о местном самоуправлении, параллельно изменилось бюджетное и налоговое законодательство, регулирующее вопросы формирования финансовых основ местного самоуправления.
Необходимо всегда помнить, что содержащееся в федеральном законодательстве определение термина «местное самоуправление» как конституционного института введено и функционирует в целях решения вопросов местного значения. В классическом понимании такими являются вопросы:
- касающиеся всех жителей данного муниципального образования;
- обеспечивающие жизнедеятельность населения данного муниципального образования;
- решаемые жителями муниципального образования и органами местного самоуправления данного муниципального образования;
- реализуемые в масштабе территории данного муниципального образования;
- при решении которых учитываются исторические и иные местные традиции данного муниципального образования.
Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и определенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в её субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, можно сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить, положительно.
Учитывая многообразие субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплектность правового регулирования), целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих сохранить целостность организации.
В заключение, хотелось бы отметить то, что для России вопрос о местном самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с местным самоуправлением. Но можно сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение системы местного самоуправления можно охарактеризовать как перспективную цель для страны в целом.
Совершенствование муниципального управления в Санкт-Петербурге предполагается осуществлять в контексте общих направлений реформирования местного самоуправления в РФ, предусмотренных Федеральным законом 2003 года, и с учетом специфических особенностей Санкт-Петербурга.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 29.12.2017 N 11-ФКЗ)// СЗ РФ, 29.12.2017, N15, ст. 1691.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
4. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ
5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года N 3020-1.
6. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года.
7. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 года.
8. Европейская Хартия Местного самоуправления 1985 г. // СПС: Консультант Плюс, 2017
9. Закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС: Консультант Плюс, 2017.
10. Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» // СПС: Консультант Плюс, 2017.
Научная и учебно-методическая литература
11. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации» под ред. О.Н.Садикова, ИНФРА М-НОРМА, М. 2014.
12. И.Д.Беляев «История русского законодательства», СПб, 2015.
13. Институты самоуправления историко-правовое исследование» Наука, М.2015.
14. В.В.Еремян,М.В.Федоров»История местного самоуправления в России(Х11- начало XX в.).Издательство Российского университета дружбы народов. М. 2014.
15. О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев «Муниципальное право Российской Федерации», Юристъ, М, 2014.
16. Муниципальное право России» под ред.Н.А.Шевелевой, СПб, Юр. факультет СИГУ, 2014.
... Всего источников – 33.