Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация целей устойчивого развития ООН-2030 крупным бизнесом России и Казахстана: сравнительный анализ

Работа №127056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы97
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-7
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ 8-42
1.1. Концепция устойчивого социально-экологического развития и ее модернизация при
переходе к зеленой экономике 8-16
1.2. Цели УР ООН-2030: новое содержание, инструменты реализации, приоритетные задачи
для бизнеса 16-29
1.3. Отражение ЦУР ООН в национальных стратегиях социально-экономического развития
Казахстана и России 29-38
Выводы 38-42
ГЛАВА 2. КРУПНЫЙ БИЗНЕС КАЗАХСТАНА И РОССИИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 43-76
2.1. Анализ экономики отраслей крупного бизнеса Республики Казахстан на примере
нефтегазового сектора (2017-2020 годы) 43-53
2.2. Анализ экономики нефтегазового сектора Российской Федерации (2017-2020 годы) 53-61
2.3. Сравнительный анализ достижения предприятиями нефтегазового сектора Казахстана и
России Целей Устойчивого Развития ООН 2030 и ESG стратегий 61-73
Выводы 73-76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77-80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81-91
ПРИЛОЖЕНИЯ

В условиях следования принципам индустриального производства и с учетом освоения инноваций 4-й промышленной революции мир столкнулся с существенным обострением глобальных социально-экологических проблема, которые нуждаются в глубоком осмыслении представителями научных кругов, а также государством и бизнесом. Отражением этого является тот факт, что, например, в научной электронной библиотеке eLibrary по запросу «цели устойчивого развития» в качестве ответа на новые глобальные вызовы было найдено 1119550 статей, что также подтверждает актуальность темы исследования. Для предотвращения негативного эффекта антропогенных воздействий на окружающую среду экспертной группой ООН совместно с ведущими учеными еще по завершению ХХ столетия была разработана концепция устойчивого развития, которая получила отражение в документах, принятых в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Второй Всемирной Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В Нью-Йорке 25 сентября 2015 года Генеральная Ассамблея приняла новый документ саммита Организации Объединённых Наций по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (далее, Цели Устойчивого развития ООН 2030 - ЦУР ООН 2030). Итоговый документ содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих им задач. Разработанный далее План действий для улучшения благосостояния и защиты нашей планеты в настоящее время реализуется практически всеми странами и всеми заинтересованными сторонами. Россия и Казахстан так же, как и многие другие страны, разработали собственные стратегии и программы по устойчивому развитию и переходу к «зеленой» экономике [1][2][3][4][5][6]. В данной модели экономика является зависимым компонентом природной среды и ее частью, которая должна функционировать сообразно требованиям социально-экологической устойчивости. В Шестом докладе Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК, IPCC ) ведущие мировые ученые подтвердили вывод об антропогенном характере изменения климата. Глобальное потепление наступает быстрее и интенсивнее, чем прогнозировалось еще несколько лет назад, и в настоящее время реализуется самый пессимистичный из предполагавшихся ранее сценарий. Существует вероятность, что удержать потепление в пределах 1,5 градусов С не удастся, если не сократить объемы антропогенных выбросов парниковых газов более существенно по сравнению с уровнями, согласованными на Всемирной конференции в Париже в 2015 году. В докладе МГЭИК была подтверждена почти линейная зависимость между совокупными антропогенными выбросами CO2 и вызываемым ими глобальным потеплением, то есть каждые 1000 Гт кумулятивных выбросов CO2 приводят к увеличению глобальной температуры примерно на 0.45 град. C .
Мировое сообщество считает именно крупные корпорации главными виновниками загрязнения окружающей среды, в силу чего на них ложится значительная доля ответственности за ее состояние. Для реализации крупным бизнесом своей ответственности он должен ориентироваться на цели и принципы устойчивого развития с учетом их обновленного содержания. Подчиняясь этому императиву, крупный бизнес стал инвестировать немалые средства в решение глобальных проблем, внося тем самым весомый вклад в экономическое, экологическое и социальное развитие стран. Но жизнь не стоит на месте. Дальнейшее обострение ресурсно-экологических и климатических проблем ставит перед бизнесом новые задачи по переходу на широкое использование ресурсов альтернативной энергетики, снижению выбросов в атмосферу парниковых газов и сокращению углеродного следа, минимизации производственных отходов посредством внедрения в производство и логистику циркулярных бизнес-моделей, по созданию безопасных условий труда и т.д.
Интеграция целей устойчивого развития в стратегии крупного бизнеса является сложным и затратным мероприятием. В настоящее время государства предоставляют открытую информацию о достижениях в области устойчивого развития, которые в немалой степени зависят от сложившейся отраслевой структуры экономики и приоритетных направлениях экспорта. Экономика России и Казахстана напрямую зависит от нефтегазовой отрасли, которая не только вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие данных стран, но и наносит значительный ущерб окружающей среде, в том числе в виде выбросов вызывающих глобальное потепление парниковых газов. Так, нефтегазовый сектор России и Казахстана дает 15% ВВП и около 40% налоговых поступлений. Что касается негативного воздействия на окружающую среду, то по данным Статистического Ежегодника мировой энергетики выбросы CO2 от сжигания топлива увеличились за последние 19 лет на 12%. И в разбивке по видам топливно-энергетических ресурсов, на долю нефти приходился 31%, на природный газ - 24% и уголь - 44% . Все эти и ряд других факторов предопределил концентрацию внимания в ВКР именно на крупных предприятиях нефтегазового сектора и их роли в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.
Указанный круг проблем в его различных аспектах исследуется в современной литературе. Выделим в этой связи работы таких авторов как, Бобылев С.Н., Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Малышков Г.Б., Порфирьев Б.Н., Разманова С.В., Смагулова С.М., которые изучают вопросы устойчивого развития. Заслуживают внимания и исследования по зеленой экономике, энергетическому переходу и цифровизации Бобылева С.Н., Пахомовой Н.В., Рихтер К.К., Хорошавина А.В., Порфирьева Б.Н., Широва А.А., Колпакова А.Ю. Вместе с тем жизнь не стоит на месте и о себе все острее заявляют новые задачи и вызовы, к числу которых относятся как климатические, так и социальные. Требует своего обобщения и опыт разработки и реализации предприятиями, прежде всего крупными, ЦУР и связанных с ними ESG стратегий. Представляет интерес и проведение сравнительного анализа реализации бизнесом ЦУР на примере различных стран, в том числе входящих в ЕАЭС, чему еще не было уделено должно внимания в литературе. Все это предопределило цель и задачи исследования.
Цель работы состоит в раскрытии специфики современных подходов к ЦУР ООН 2030 с акцентом на их новые приоритетные задачи и на этой основе - в проведении анализа и сравнении форм реализация этих целей крупным бизнесом России и Казахстана на примере предприятий нефтегазового комплекса. В соответствии с данной целью в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить логику обновления стратегии устойчивого развития под воздействием новых экологических, климатических и социальных вызовов, а также основные теоретические подходы, лежащие в основе формирования пакета ЦУР ООН-2030;
- исследовать особенности реализации целей УР в странах, экономика которых существенно зависит от сырьевой ренты;
- проанализировать влияние пандемии COVID 19 на реализацию ЦУР на примере России и Казахстана:
- выявить и систематизировать приоритетные задачи, которые должны решаться бизнесом при конкретизации ЦУР в ESG стратегиях;
- провести сравнительный анализ рамочных институциональных условий реализации крупным бизнесом России и Казахстана целей устойчивого развития, в том числе в части наличия поддержки ответственного поведения бизнеса со стороны фондового рынка;
- проанализировать деятельность крупных нефтегазовых предприятий России и Казахстана и их роли в реализации ЦУР (период 2017-2020 гг.) с учетом воздействия на данный сектор и экономику страны в целом зеленого энергоперехода и обострения глобальной климатической проблемы;
- выработать рекомендации по обоснованию направлений реализации целей устойчивого развития крупного бизнеса Казахстана и России с учетом новых вызовов.
Объектом исследования в ВКР являются крупные предприятия России и Казахстана, которые, внося существенный вклад в социально-экономическое развитие данных стран, одновременно относятся и к числу приоритетных загрязнителей окружающей среды, перед которыми в силу этого стоят крупномасштабные ресурсно-экологические, социальные и другие задачи. Предметом исследования является процесс обоснования и реализации крупным бизнесом России и Казахстана (на примере нефтегазового комплекса) стратегий устойчивого социально-экологического развития в контексте его сравнительного анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе представлена логика обновления стратегии устойчивого развития под воздействием новых экологических, климатических и социальных вызовов, а также основные теоретические подходы, лежащие в основе формирования пакета ЦУР ООН-2030, в ходе которой было выявлено, что в теоретическую основу концепции устойчивого развития заложен документ, представленный на 2-й Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (UNCED) в сентябре 1992 года в Рио-де-Жанейро. Концепция УР реализовывалась на практике и регулярно обновлялась. Важной задачей концепции УР является переход к зеленой модели роста. Новая модель не заменяет концепцию УР, а является его подобластью, и направлена на достижение конкретных результатов в области окружающей среды. Актуальность концепции УР подтверждается принятой ООН повесткой дня в области УР в сентябре 2015 года, которая предполагает устойчивое развитие бедных, богатых и среднеразвитых до 2030 года. Таким образом, ЦУР состоят из 17 целей и 169 задач и носят глобальный характер, который охватывает интересы всех правительств, компаний и общества. Важное внимание уделяется сохранению окружающей среды и глобальному изменению климата, и на этой основе соблюдение Парижского соглашения. Выбросы СО2 в атмосферу в России и Казахстане всё еще высокие, это происходит в результате деятельности топливно¬энергетического сектора с незначительным внедрением инновационных технологий. США, Китай, Россия, Казахстан являются основными загрязнителями атмосферного воздуха в связи с сырьевой направленностью экономик и слабыми мерами поддержки ВИЭ. Эксперты приходят к выводу, что необходимо не только пытаться устранить экологические проблемы, но и способствовать адаптации человека, бизнеса и общества в целом к новым условиям.
Исследование особенностей реализации целей УР в странах, экономика которых существенно зависит от сырьевой ренты, подтвердило социально-экономическую зависимость от нефтедобывающего сектора экономики на примере США. Зеленая политика ЕС служит драйвером инклюзивного роста, а введение жестких требований к продукции увеличивает издержки производства. Трансформация бизнеса и экономики в целом считается сложным и ёмким процессом. Высоких результатов в США по УР пока не наблюдалось, страна находится на этапе внедрения мер по реализации ЦУР, в частности в сфере низкоуглеродного развития.
В работе проведен анализ влияния пандемии COVID 19 на реализацию ЦУР на примере России и Казахстана, в ходе которого подтверждена социально-экономическая зависимость реализации ЦУР в России и Казахстане от нефтедобывающего сектора, которая была усилена в период пандемии COVID 19, продемонстрировавшей уязвимость сферы здравоохранения, а также неустойчивость экономик, зависящих от рентных доходов.
На основании представленных результатов анализа концепции устойчивого развития были выявлены и систематизированы приоритетные задачи, которые должны решаться бизнесом при конкретизации ЦУР в BSG стратегиях, к ним относятся: обеспечить хорошее здоровье и благополучие обществу; использовать недорогостоящую и чистую энергию; создавать безопасные рабочие места; разрабатывать современные технологии, инновации и инфраструктуру; обеспечить ответственное производство; сократить отходы производства путем вторичной переработки продуктов; сократить выбросы вредных веществ в атмосферу и др. Новые задачи для бизнеса обуславливаются современными предпочтеньями общества в области экологически чистых товаров, минимизацией рисков возникновения экстренных ситуаций на производстве для работников и окружающей среды в особенности в рамках решения задач относительно изменения климата.
Сравнительный анализ рамочных институциональных условий реализации крупным бизнесом России и Казахстана ЦУР показал преимущественную ориентацию нацпроектов в обеих странах на социальную и экономические цели при недостаточном развитии экологических проектов, особенно характерным для Казахстана. В данных странах 17 целей устойчивого развития достигаются неравномерно, отсутствует баланс развития стран. Институциональные механизмы в обеих странах схожи, реализация стратегий находится под надзором государства с активным привлечением крупного бизнеса. В реализации ЦУР на национальном уровне Казахстан уступает России, этот факт подтверждается и международным рейтингом, в котором Россия опережает Казахстан в 2019-2020 годах.



1. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
2. Поставновление Правительства «Об утверждении Доктрины (стратегии) достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года» // URL: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=11488215
3. Президент Республики Казахстан. Стратегия «Казахстан-2050» // www.akorda.kz. URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs
4. Президент Российской Федерации. Стратегия долгосрочного развития Российской
Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года // www.economy.gov.ru. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/
babacbb75d32d90e28d3298582d13a75/proekt_strategii.pdf
5. Путин В.В. Указ Президента Российской Федерации О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года // primorsky.ru. 2018. URL: https:// www.primorsky.ru/ (дата обращения: 22.03.2021).
6. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» 2020.
7. ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. 66/288. Будущее, которого мы хотим
// https://unece.org. 2012. URL:
https://unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2012/A_RES_66_288_TheFutureWeWant_r.
8. ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей. 66/288. Будущее, которого мы хотим //https://unece.org.2012.URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2012/A_RES_66_288_TheFutureWeWant_r.
Монографические издания, учебники, статьи в журналах
9. "KAZENERGY" И.а.ж. Всемирная энергетическая неделя. 14 Евразийский форум Kazenergy // "KAZENERGY", Информационно-аналитический журнал, № №3 (104), 2021. С. 18.
10. Айтжанова Д.А., Омаров А.К. Механизмы перехода к устойчивому развитию экономики Казахстана в условиях глобализации // STATISTICS, ACCOUNTING AND AUDIT, № 4 (63) , 2016. С. 72-78.
11. Алексеева О.А., Гридина О.Н., Стародубцева Ю.В. Вопросы значимости инвестирования в нефтегазовой отрасли России. // Концепт, № 6, 2019.
12. Анисимова В.Ю. Проблемы и особенности функционирования предприятий нефтяной и газовой промышленности России // Вестник Самарского государственного университета , № 8 (130), 2015. С. 34-41.
13. Баганов Н.А., Бехтольд Т.Г., Кухарь В.С. Проблемы агропромышленного комплекса в условиях Северного Казахстана (на примере Костанайской области) // Аграрный вестник Урала, № 1 (168), 2018. С. 13-16.
14. Баймухашева М.К., Оспанов Р.Д. Взаимовыгодное сотрудтничество государства и частного сектора в Казахстане // Право и экономика. 2019. No. Образование и право №10.
15. Бархатов В.И., Белова И.А., Бенц Д.С. Крупные предприятия России: анализ ключевых сфер деятельности // Вестник Челябинского государственного университета, № 14 (410),
2017. С. 78-85.
16. Башмаков И.А. Стратегия низкоуглеродного развития российской экономики // Вопросы экономики., № 7, 2020. С. 51—74.
17. Белик И.С., Стародубец Н.В., Ивлев С.Г., Зверев С.О. Формирование инвестиционного портфеля предприятия в соответствии с критериями циркулярной экономики // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление, № 6, 2018. С. 986-1004.
18. Боброва О.С., Малайкина И.В. Устойчивое развитие: как его понимают энергетические компании в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета, № 1,
2018. С. 63-79.
19. Бобылев С.Н. Новые модели экономики и индикаторы устойчивого развития // Экономическое возрождение России, № 3(61). С. 23-29.
20. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: новое видение будущего? // Вопросы политической экономии, № 1, 2020. С. 67-83.
21. Бобылев С.Н. Цели устойчивого развития для будущего России // Проблемы прогнозирования, 2017. С. 26-33.
22. Бобылев С.Н., Барабошкина А.В., Джу Сюан. Приоритеты низкоуглеродного развития для Китая // Государственное управление. Электронный вестник, № 82, 2020. С. 114-139.
23. Ваниева М., Абдульбакиева С.И. Роль крупного бизнеса в экономике России // Материалы конференции «Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия». 2017. С. 70-73.
24. Вишняков М.А. От концепции устойчивого развития к инключивному зеленому росту // Экономика и предпринимательство, 2018. С. 149-156.
25. Волошин ВИ. Сланцевая революция и глобальный энергетический переход /Под ред. Иванова Н.А. // Вопросы экономики, № 6, 2020. С. 154—156.
26. Воронина Л.В., Якушева У.Е. V Научно-практическая интернет-конференция «Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий» // Портрет корпоративной социальной ответственности нефтегазовых компаний в арктическом регионе.
27. Днишев Ф.М., Нурланова Н.К. Факторы инновационного развития и приоритеты Казахстана в условиях новых глобальных экономических и технических сдвигов // Россия: тенденции и перспективы развития, 2015. С. 62-68.
28. Елеукулова А.Д., Уандыкова М.К. SCIENCE: DISCOVERIES AND PROGRESS // К вопросу о тенденциях развития нефтегазового сектора в Казахстане и трансформации управления отраслью. 2017. С. 169-184.
29. Закиров И.С., Захарова Е.Ф., Бурханов Р.Н., Хузина Л.Б., Бикбулатова Г.И., Исмагилова З.Ф., Двояшкин Н.К., Нурбосынов Д.Н., Ситдикова И.П., Садыкова Р.Ш., Данилова И.Ю. Сборник материалов Международной научно-практической конференции // Достижения, проблемы и перспективы нефтегазовой отрасли. 2018. С. 836.
30. Иванов Д.А. Роль энергетического фактора во взаимодействии Казахстана с Европейским союзом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, Т. 13, № 9 (354), 2017. С. 1731-1746.
31. Измагамбетова Д.З. Современное состояние нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан // Молодой учёный, № 39 (225), 2018.
32. Ковалев Ю.Ю. Политика устойчивого развития ЕС: становление, акторы, перспективы // История международных отношений и внешней политики, № 1, 2020.
33. Кротов М.И., Слуцкий Л.Э., Батистова О.И. Евразийская экономическая интеграция в новой глобальной реальности: системный подход и разрешение противоречий // Проблемы современной экономики. 2020.
34. Лазаренко В.А. Корпоративная социальная ответственность крупного бизнеса в России // Вестник Московского университета. Серия 5: География, № 1, 2018. С. 66-72.
35. Линкевич Е.Ф., Гришин Д.А. Перспективы развития торгово-экономических отношений России и Казахстана // Форум молодых ученых, № 6 (46), 2020. С. 431-435.
36. Мариев О.С., Давидсон Н.Б. Факторы размещения предприятий в российских городах // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление, № 6, 2018. С. 950-969.
37. Мастепанов А.М. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД: К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ
МИРОВОМУ НЕФТЕГАЗУ // ИПНГ РАН, 2019. С. 5-14.
38. Медынская И.В., Попов С.Е. Анализ современных тенденций энергосбережения в странах ЕАЭС // Проблнмы современного развития, № 2 (70), 2019. С. 204-208.
39. Мигранян А.А. Экономика Казахстана: потенциал и риски развития в условиях турбулентности // Геоэкономика энергетики. Sep 2021. № 3 (15). С. 146-162.
40. Нефтегаз. Ежемесячное информационно-аналитическое издание // Совместный проект национального нефтегазового форума и выставки «Нефтегаз» // Энергопереход: новый взгляд и фактор COVID-19. 2020
41. Пахомова Н.В., Айнабекова К.К. Драйверы и барьеры на пути внедрения крупным бизнесом России и Казахстана ESG стратегий: сравнительный анализ //Проблемы современной экономики, 2022. С. 163-168.
42. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: опыт ЕС, специфика Германии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика, № 2, 2013. С. 30-48.
43. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Цифровизация экономики и реализация бизнесом целей устойчивого развития // 3-я международная конференция «Управление бизнесом в ЦЭ». 2020. С. 494-498.
44. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Малышков Г.Б., Хорошавин А.В. Экономика природопользования и экологический менеджмент : учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 417 с.
45. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Малышков Г.Б. Инклюзивный устойчивый рост: приоритеты, индикаторы, международный опыт, потенциал согласования с моделью реиндустриализации // Проблемы современной экономики, № 3, 2014. С. 15-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ