Введение 3
Глава 1. Теоретическое осмысление постколониальных отношений Франции и
Африки 14
1.1 Постколониальные исследования во Франции 14
1.2 Теоретические рамки постколониальных исследований 22
1.3 Критика постколониальных подходов 33
Глава 2. Особенности внешнеполитических отношений Франции со странами региона Сахель 38
2.1 Колониальный период отношений между Францией и Западно-Экваториальной
Африкой 38
2.2 Формирование системы особых отношений (1950-1995 гг.) 51
2.3 Новые видения системы отношений Франции и стран Сахельской группы (1995-2017) 60
Глава 3. Современный внешнеполитический курс Франции в регионе Сахель в области безопасности 68
3.1 Военные миссии Франции в современном политическом контексте 68
3.2 Многосторонняя дипломатия Эммануэля Макрона 76
3.3 Смена военно-политического дискурса Франции в отношении безопасности в регионе
Сахель 85
Заключение 94
Список источников и литературы: 106
Пребывание иностранных военных контингентов на территории независимых государств
является интересным феноменом нашего времени, который значимо поднимает вопрос
легитимности таких действий и их целесообразности. В пример такого военного
присутствия можно привести военные миссии Франции в регионе Сахель. И для начала
необходимо определить границы Сахельского региона в понимании самой Францией.
Париж обозначает под регион Сахель территорию пяти стран: Мавритания, Мали, Нигер,
Буркина-Фасо и Чад, которые, в свою очередь образуют организацию G5 Sahel. В такой
географической интерпретации Франция расходится с определением ООН, которая
вкладывает в это обозначение более широкое определение региона. Так, например, ООН
относит к данному региону десять стран. В Плане поддержки региона ООН рассматривает
Гамбию, Гвинею, Камерун, Нигерию, Сенегал как часть Сахельского региона, объединяя
их с вышеупомянутыми странами. 1 В данной работе регионом Сахель обозначается та ее
часть, состоящая из пять стран, с которой Франция непосредственно взаимодействует и
определяет в качестве региона для действия сил «Бархана».2
Силы операции «Бархан» под руководством Парижа являются одним из крупных
иностранных военных контингентов на Африканском континенте с численностью более 5
тыс. военных, официальной целью которого стала борьба с трансграничными
распространением терроризма.
Силы «Бархана» были сформированы из военного контингента реорганизованной операции
«Сервал», на краткосрочном этапе стремившейся защитить столицу Мали от захвата ее
исламистскими группировками на севере страны. Военный контингент «Сервала» в свою
очередь был мобилизован в Сахельский регион из числа военных, находящихся на
территории французских баз в странах Африки.
Эта цепочка демонстрирует постоянное военное присутствие Франции на Африканском
континенте, что вызывает определенный вопрос об истоках вовлеченности европейской
страны в дела отдаленного региона, а также о действительной необходимости таких
действий. Особенно это становится важным в ходе последних событий. Эммануэль Макрон, ныне
действующий президент Франции, объявил на саммите Большой пятерки стран Сахеля (G5
Sahel), прошедшем в феврале 2021 года, о том, что Франция не планирует сокращения
численности войск в регионе, возглавив заголовки крупных национальных изданий, таких
как: «Le Monde»3, «Le Figaro»4, «L'Express» 5 и других.
А совсем недавно в конце апреля 2021 года Эммануэль Макрон поддержал военный совет,
возглавляемого сыном убитого президента Деби, который объявил о намерении взять
управление над Чадом в свои руки в течение переходного периода после смерти президента,
в то время как Африканский союз обеспокоен способами прихода к власти совета
(приостановку действия конституции и деятельности парламента страны). 6
Столь активные действия администрации Парижа привело к новым разговорам о
возобновлении «франсафриканского» подхода в политике в отношении стран Африки, от
которого сама Франция стремится уйти.
Термин «Франсафрик» обозначает систему особых отношений между Францией и странами
Африки, которые имели колониальные связи с Францией в прошлом, где Париж мог
сохранять политическое, экономическое и в особенности военное влияние на них.
Главными элементами такого подхода стали тесные двусторонние отношения между
лидерами стран, а также широкое вмешательство Франции в дела этих государств для
защиты своих интересов на континенте.
Тем самым, игнорирование опасений оппозиции в Чаде, а также поддержка Махамата
Идрисса Деби во имя стабильности страны стали ключевыми проявлениями старых
подходов Парижа в отношении Сахельского региона, вызвав обеспокоенность
общественности, как и в самой Франции, так и в странах Африки.
Итак, отвечая на поставленный вопрос исследовательской работы причиной военного
присутствия Франции в регионе Сахель является инерционность системы отношений,
созданной в связи с неоколониальными амбициями Франции в первые годы становления
Пятой республики. Желание голлистов сохранить «зону влияния» на континенте привело к
формированию «особых отношений» с главами государств Сахельской группы. Несмотря
на то, что в данный момент издержки превышают видимую прибыль, Франция связанна
старыми договоренностями.
Постколониальные исследования помогают понять, каким образом формировались
современные отношения между странами пятерки Сахеля и Франции, переходящие в
военные обязательства. Несмотря на то, что постколониальные исследования по большей
части формировались англоязычной частью научного сообщества, важное влияние на
становление подходов оказали французские исследователи, такие как Деррида, Фуко и
другие постструктуралисты. Постколониальные исследования изучают процесс
деколонизации со всех ее аспектах. Сосредотачиваясь на понятии «колониализма», ученные
рассматривают его как процесс, период и определенный фактор, формирующий значимые
последствия для всей международной структуре. Особое внимание исследователи уделяют
проявлениям колониализма на современном этапе постколониального мира, особенно в
экономике (изучение феномена глобализации), в политике (импорт определенных
институционных моделей за пределы «Запада»), а также в социальных науках (научное
познание всего мира в рамках категорийного аппарата западных парадигм).
Постколониальные исследования непосредственно опирается на изучение распределения
власти между бывшими метрополиями и колониями, которая определяется форматом, в
котором иерархичные отношения наследуются из периода колониализма. Это отображается
в доминирование в культурной, экономической и политической сферах в международных
отношениях между государствами. Особенностью французской школы осмысления своего
колониального прошлого сводится к акценту на признание позитивных влияний на
колонизированные народы, что зачастую приводят к политическим скандалам и
напряженностью в отношениях с африканскими коллегами. Постколониальные
исследования же помогают найти выход из таких ситуаций, которые стремятся к
«нормализации» взаимоотношений между двумя разыми полюсами (метрополииколонии), не отрицая иерархичность международных отношений. Одной из ключевых
проблем является понятие исключительности западной модели, транслируемой на
Африканский континент, которые ученные стараются преодолеть. Для изучения смысла95
военных соглашений между Францией и странами Сахеля необходимо понимать природу
«особых отношений», сложившихся после обретения бывших колоний независимости.
Постколониальные исследования, объединяя в себе литературоведение, социологию,
психологию, политологию и другие дисциплины, вызывает у многих ученых критику в
широкой области научного знания, которое сложно систематизировать в одну теорию. Но
междисциплинарность является одной из главных характеристик теории международных
отношений, как и современных общественных наук в целом.
Ни деколониальные, ни неоколониальные исследования не подходят по природе для
изучения взаимоотношений Франции и пятерки Сахельских стран, а тем более их динамику.
Деколониальные исследования также как и постколониализм сосредотачивается на
изучение последствий колониального мирового порядка, навязанного туземным народам
европейскими империями на территории чужих континентов. Но главным отличием этих
подходов является то, что деколониальные исследования расширяют временные рамки
изучения отношений между метрополиями и колониями вплоть до XV века, больше
сосредотачиваясь на деятельность таких стран, как Испания и Португалия.
Неоколониализм же в свою очередь стремится к обоснованию того, что колониальный
режим существует и по сей день, только изменил формы. Бывшие колониальные
государства могут обладать политическим суверенитетом, но фактически сохраняют
зависимость от более сильных государств в экономической, политической, военной сферах.
Главным положением этого подхода является то, что сильные государства намеренно
стремятся к эксплуатации чужих ресурсов и готовы защищать зоны влияния в обмен на
определенные выгоды. Если постколониальные исследования предлагают иерархичный, но
все же диалог между странами, то неоколониализм не выстраивает диалога вовсе, а
сосредотачивается на одностороннем влиянии. Таким образом, постколониальные
исследования являются более соответствующим набором инструментов для объяснения
развития отношений между странами региона Сахель и Францией. Важным для
исследования стало понятие исторической памяти, деконструкции «особых отношений»,
чувства вины и формирование идентичности.
1. 19eme Conseil des ministres franco-allemand - Paris, le 13 juillet 2017 [Электронный ресурс]// Le couple franco-allemand, 13.06.21 URL: https://www.france- allemagne.fr/19eme-Conseil-des-ministres-franco-allemand-Paris-le-13-juillet-2017.html (дата обращения 15.04.2021)
2. 110 propositions pour la France. Programme de gouvernement prepare par le Parti socialiste (PS) pour l’election presidentielle d’avril-mai 1981 [Электронный ресурс]// Histoire des gauches au pouvoir « Maniere de voir » №124, 2012 URL: https://www.monde-diplomatique.fr/mav/124/A/51865 (дата обращения 15.04.2021)
3. Accord preliminaire a l’election presidentielle et aux pourparlers inclusifs de paix au Mali
(Accord preliminaire de Ouagadougou) [Электронный ресурс]// UN Peacemaker, 18.06.2013, URL:
https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/ML 130618 AccordElectionsDi alogueInclusif.pdf - (дата обращения 15.02.21)
4. After the Ouagadougou speech [Электронный ресурс]// France Diplomacy, 2017 URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/africa/after-the-ouagadougou-speech/ (дата обращения 06.03.21)
5. Agreement for peace and reconciliation in Mali resulting from the Algiers process [Электронный ресурс]// Peace Agreement Access Tool 24.06.2014, URL: https://www.un.org/en/pdfs/EN-ML 150620 Accord-pour-la-paix-et-la-reconciliation- au-Mali Issu-du-Processus-d%27Alger.pdf - ( дата обращения 03.04.21)
6. Barkhane : le centre operationnel interarmees de N’Djamena au creur des operations
[Электронный ресурс]// Ministere des Armees 2017 - 2021, 19.12.2018, URL:
https://www.defense.gouv.fr/operations/actualites2/barkhane-le-centre-operationnel- interarmees-de-n-dj amena-au-coeur-des-operations - ( дата обращения 03.04.21)
7. BARKHANE : MONCLAR et SAMA, deux operations coordonnees entre la force Barkhane et la force conjointe du G5 Sahel [Электронный ресурс ] // Ministere des Armees, 02.04.2020, URL: https://www.defense.gouv.fr/actualites/operations/barkhane- monclar-et-sama-deux-operations-coordonnees-entre-la-force-barkhane-et-la-force- conjointe-du-g5-sahel ( дата обращения 03.04.21)
8. Charles De Gaulle Supports Biafra. Remarks made at a press conference, Paris, on 9 September 1968 [Электронный ресурс]// Text by courtesy of the French Embassy, London. American Historical Association URL: https://www.historians.org/teaching-and- learning/teaching-resources-for-historians/teaching-and-learning-in-the-digital- age/through-the-lens-of-history-biafra-nigeria-the-west-and-the-world/the-republic-of- biafra/global-concerns-about-biafran-secession/charles-degaulle-supports-biafra (дата обращения 15.02.21)
9. Conclusions informelles de la premiere reunion de la Coalition pour le Sahel (12 juin 2020)
[Электронный ресурс] // The European Union External Action Brussels, 12.06.2020, URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/80845/conclusions-
informelles-de-la-premiere-reunion-de-la-coalition-pour-le-sahel-12-juin-2020 fr - (дата обращения 15.02.21)
10. Constitution du 27 octobre 1946 [Электронный ресурс] // Paris La Documentation
franqaise URL:
http://archives.gouvernement.fr/raffarin version1/fr/ie4/contenu/6108.htm#Heading11 - (дата обращения 15.02.21)
11. Constitution du 4 octobre 1958 [Электронный ресурс] // CONSEIL
CONSTITUTIONNEL URL: https://www.conseil-constitutionnel.fr/le-bloc-de-
constitutionnalite/texte-integral-de-la-constitution-du-4-octobre-1958-en-vigueur - ( дата обращения 20.02.21)
12. Commission d’enquete relative aux moyens mis en reuvre par l’Etat pour lutter contre le
terrorisme depuis le 7 janvier 2015 Jeudi 26 mai Compte rendu n°31 [Электронный ресурс]// Assemble nationale, 07.01.2015, URL: https://www.assemblee-
nationale.fr/14/cr-cemoyter/15-16/c1516031.asp - ( дата обращения 24.04.21)
13. Communique final du Sommet de N’Djamena [Электронный ресурс]// Elysee 16.02.2021
URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2021/02/16/communique-final-du-
sommet-de-ndjamena - ( дата обращения 24.04.21)
14. Comptes rendus de la Commission des affaires etrangeres, de la Defense et des forces Armees [Электронный ресурс] // Senat 20.01.2021 URL: https://www.senat.fr/compte- rendu-commissions/20210118/etran.html#toc8 ( дата обращения 03.02.21)
15. Cote d’Ivoire : la Force Licorne en soutien de l’operation Serval [Электронный ресурс]
// Ministere des Armees 2017 - 2021, 06.02.2013, URL:
https://www.defense.gouv.fr/operations/missions-achevees/operation-serval-2013- 2014/actualite/cote-d-ivoire-la-force-licorne-en-soutien-de-l-operation-serval - ( дата обращения 03.04.21)
16. Declaration de M. Jacques Chirac, President de la Republique, sur les relations franco- africaines, le renforcement de l'Etat de droit et la lutte contre la violence, le nouveau partenariat pour le developpement de l'Afrique (NEPAD) et les priorites de developpement en Afrique, Paris le 20 fevrier 2003 [Электронный ресурс] // Vie-publique.fr URL: https://www.vie-publique.fr/discours/134584-declaration-de-m-jacques-chirac-president- de-la-republique-sur-les-re - (дата обращения 20.02.21)
17. Declaration de M. Nicolas Sarkozy, President de la Republique, sur les relations franco- sud africaines et franco-africaines, Le Cap le 28 fevrier 2008 [Электронный ресурс] // Vie publique le 28 fevrier 2008 URL: https://www.vie-publique.fr/discours/169890- declaration-de-m-nicolas-sarkozy-president-de-la-republique-sur-les-r - (дата обращения 20.04.21)
18. Declaration de M. Francois Hollande, President de la Republique, sur l'intervention
militaire au Mali, a Paris le 11 janvier 2013 [Электронный ресурс] // Elysee 11.01.13, URL: https://www.elysee.fr/francois-hollande/2013/01/11/declaration-de-m-francois-
hollande-president-de-la-republique-sur-lintervention-militaire-au-mali-a-paris-le-11- janvier-2013 - (дата обращения 18.03.21)
19. Declaration du Gouvernement sur l’autorisation de la prolongation de l’intervention des forces frangaises au Mali, debat et vote sur cette declaration, Assemblee nationale XIVe legislature Session ordinaire de 2012-2013 Seance du lundi 22 avril 2013 [Электронный ресурс] // Assemblee nationale, 22.04.13, URL: https://www.assemblee- nationale.fr/14/cri/2012-2013/20130224.asp#P55 1712 - (дата обращения 18.03.21)
20. Decret n°61-491 du 18 mai 1961 Creation aupres et sous la presidence du president de la Republique, d'un Conseil pour les affaires africaines et malgaches, compose du Premier ministre, du Ministre des affaires estrangeres et de la Cooperation et du Secretaire d'Etat aux affaires estrangeres. CONSEIL № 4 [Электронный ресурс] //Journal official du 19 mai 1961 URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000000705698 (дата обращения 15.02.21)
21. Defence and National Security Strategic Review 2017[Электронный ресурс] // Ministere des Armees, 22.12.2017, URL: https://www.defense.gouv.fr/dgris/politique-de- defense/revue-strategique-2017/revue-strategique (дата обращения 15.02.21)
22. Donors’ Conference on Mali, Addis Ababa, Ethiopia, African Union, 29 January 2013 [Электронный ресурс] // African Union, 29.01.2013, URL: https://www.peaceau.org/uploads/auc-conclusions-donors-conference-29-01-2013.pdf (дата обращения 18.03.21)
23. Emmanuel Macron’s speech at the University of Ouagadougou [Электронный ресурс] // Elysee, 28.07.17, URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/11/28/emmanuel- macrons-speech-at-the-university-of-ouagadougou.en - (дата обращения 20.02.21)
24. Extrait du discours de Caen, 9 mars 2007, de Nicolas Sarkozy [Электронный ресурс]//
francophonie-avenir.com, 09.03.2007, URL: https://www.francophonie-
avenir.com/Archives/Index MD Sarkozy,discours de Caen.htm (дата обращения
20.02.21)
25. Extraordinary Summit of ECOWAS Heads of states and Government Abidjan, Cote
d’Ivoire, 26 avril 2012 [Электронный ресурс] // ECOWAS 26.04.12 URL: https://www.ecowas.int/wp-content/uploads/2015/02/2012-Extr-April1.pdf (дата
обращения 18.03.21)