Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения привлекательности HR-бренда организации в социологии 11
1.1 HR-бренд как объект исследования социологии 11
1.2 Методы и методики моделирования брендинга современного работодателя в контексте социологического анализа 17
Глава 2. Привлекательность организации: социологический анализ 22
2.1 Имидж и привлекательность организации для потенциальных сотрудников на рынке труда 22
2.2 Методы социологического анализа привлекательности организации для трудоустройства 27
Глава 3. Эмпирическое исследование 32
3.1 Программа исследования HR-бренд работодателя как технология управления персоналом современной организации (на примере HR-бренда компании Авито) 32
3.2 Результаты исследования и рекомендации по совершенствованию HR-брендинга организаций 39
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложения 74
В начале XX века в социальных науках постепенно начинает складываться специфическое понимание сущности и источников общественного и экономического прогресса. Приобретают популярность прикладные исследования, посвященные изучению стоимости как отдельного человека, так и всего населения. Появляются теория человеческого и социального капитала, а также получают развитие технологии управления человеческими ресурсами. Социальные факторы труда становятся особенно интересными для социологов с переходом организаций к массовому производству, где эти факторы оказывают большую значимость на эффективность и производительность труда.
В конце XX века происходит переосмысление отношений между организацией и потребителями. Появляется множество различных организаций, начинающих конкурировать между собой за целевую аудиторию и лояльность потребителей. Данная тенденция оказалась справедлива не только для товарно-денежных отношений между производителями и потребителями, но также нашла свое отражение в рынке труда. Осознание компаниями важности презентации на рынке труда своих конкурентных преимуществ для соискателей привело к появлению теории бренда работодателя (HR-бренда), разработанной в 1996 году С. Барроу и Т. Эмблером. Основная функция HR-бренда описывается в двух ключевых задачах, которые он выполняет - привлечение нового персонала в компанию и удержание уже трудоустроенных сотрудников. Сильный HR-бренд позволяет компании переживать кризисы и осуществлять постоянный найм необходимого персонала.
Сегодняшние перемены в рынке труда, начавшиеся еще 10 лет назад, являются результатом последствий демографической ямы 1990-х годов, усиливаясь сегодня пост-влиянием пандемии коронавируса 2020 года [17]. По данным Росстата, в 2021 году число молодых работников в возрасте от 20 до 29 лет в России сократилось почти на полмиллиона человек [10]. Молодым людям сложно найти работу без опыта, также как и сложно совмещать возможности получения дохода с учебой. Несмотря на попытки государства регулировать данный процесс путем введения дополнительных мер по организации труда для начинающих специалистов, как например, введение понятия “нулевого рабочего места” [9], позволяющего вносить учебный опыт прохождения практики в трудовую книжку, этот процесс имеет более глубокие основания и должен решаться комплексно, учитывая реалии бизнеса сегодня. По данным hh.ru большинство интересующих молодых людей вакансий приходится на неквалифицированные профессии, как водитель, курьер, упаковщик и бариста[40]. Большинство молодежи использует подобные возможности в качестве временной занятости, ввиду возможности совмещения ее с учебой, но не рассчитывают останавливаться на низкоквалифицированном труде в дальнейшем. Также, в процессе приобретения опыта у молодежи выстраивается определенный запрос к работодателю, в первую очередь сконструированный непосредственно ожиданиями и потребностями работника по отношению к оценке своего труда. Так, увеличивается текучесть персонала и компаниям становится сложно удерживать своих сотрудников в поисках “лучшего места”. Особенно обострился этот процесс в I квартале 2023 года, согласно отчету Центрального банка РФ, когда был зарегистрирован рекордный кадровый голод [33]. Наиболее остро ситуация с персоналом обстоит у обрабатывающих производств, компаний сфер водоснабжения, хранения и транспортировки. Таким образом, текучесть кадров вынуждает современные компании “воевать” за соискателей и подстраивать свои HR-стратегии под карьерные запросы нового поколения [75]. Усиление конкуренции за таланты между крупными гигантами, говорит о необходимости работодателей постоянно осуществлять мониторинг, изучать конъюнктуру соискателей и быть готовыми учитывать широкий спектр профессиональных ожиданий своих кандидатов. Имидж привлекательного для трудоустройства работодателя позволяет компаниям нанимать наиболее талантливых сотрудников, расширяя воронку выбора среди соискателей. Также, это позволяет сокращать временные и финансовые издержки на подбор персонала.
Актуальность данного исследования обусловлена трансформацией трудовых ценностей современного общества происходящей в связи с изменяющейся социальной ситуацией, оказывающей влияние на привлекательность тех или иных факторов бренда работодателей. Современные тенденции в сфере управления популяризируют применение HR-брендинга не только для найма сотрудников, но и для последующего удержания их в компании, формирования лояльности и стратегического воздействия на рынок труда. В связи с переживаемым сегодня экономическим кризисом на рынке труда происходят изменения в предложении и спросе на труд. Социальный аспект данных изменений кроется в изменении ожиданий соискателей к трудовому процессу с одной стороны, и к возможностям реализовать эти ожидания у работодателей с другой стороны. Так возникает противоречие между трудовыми ценностями соискателей и возможностями, которые предлагают им компании. Для того, чтобы оставаться привлекательными в глаза соискателей, компаниями необходимо учитывать тенденции и изменения в значимости факторов, привлекающих соискателей к тому или иному виду труда. В глобальной перспективе изучение изменений в практиках выбора работодателя современной молодежи могут помочь спрогнозировать дальнейшие изменения в типах и сферах занятости и выявить точки роста, для обеспечения равномерного спроса-предложения на труд среди населения.
Практическая значимость данной работы, в первую очередь, определяется запросом заказчика исследования на изучение профессиональных ожиданий молодых специалистов на рынке труда. Для других работодателей это исследование также может быть использовано для анализа и учета современных тенденций в способах коммуникации с молодыми соискателями. Составленные рекомендации также акцентируют внимание на необходимости непосредственного участия бизнеса в адаптации и трудоустройстве начинающих специалистов.
Научная значимость данной работы представляет собой разработку теоретико-методологических оснований для изучения привлекательности организации на рынке труда с точки зрения социологии. Учитывая междисциплинарность феномена HR-брендинга, особое внимание уделяется объяснению зависимости привлекательности организации от индивидуальных мотивов и потребностей молодых граждан.
Раздел рабочих понятий
Таблица № 1. “Раздел рабочих понятий”
Понятие
Определение
Показатели
Привлекательность организации
Привлекательность организации1 - позитивная идентификация с образом организационной идентичности, формирующаяся в ходе транслирования идентификационных объектов (статус, нормы, ценности, терминология, атрибуты бренда), которые либо составляют, либо замещают объекты, детерминирующие картину социального мира потенциальных членов организации.
Совпадение ценностного запроса соискателей с существующим ценностным предложением работодателя
HR-бренд (бренд работодателя)
HR-бренд2 - совокупность ассоциаций, основу которых составляют чувства, убеждения и знания, возникающие в сознании потребителя при его контакте с атрибутами вещей или в результате коммуникаций, в том числе посредством механизма памяти и воспоминаний о бренде
1. Психологическ ие факторы
2. Экономически е факторы
3. Социальные факторы
Ценностное предложение работодателя (EVP (Employment value proposition))
Ценностное предложение работодателя3 - уникальная ценность, которую компания-работодатель предлагает работникам, реализуемая в процессе труда.
1. Уникальная совокупность факторов HR-бренда конкретной компании
2. Специфика работы компании
Трудовые ценности
Трудовые ценности4 - совокупность ценностей, ориентаций, установок, мотивов в сфере труда, работы, профессии; они определяют трудовые потребности, цели, содержание, а также тип трудового поведения индивидов.
Ценностный запрос соискателя к потенциальному работодателю, выражающий наиболее значимые установки и ориентиры индивида
Степень научной разработанности темы исследования
В рамках обозначенной темы применяется междисциплинарный подход, затрагивающий основные положения социологии управления, труда, управления персоналом, психологии и основ менеджмента. Ключевыми теориями и концепция в данной работы выступают - теория HR-брендинга и концепция привлекательности работодателя.
В социальных науках теория бренда работодателя впервые была сформирована С.Барроу и Т. Амблера и позднее получила развитие в работах Р Мосли, Д. Гранлунда, П.Бертона, К.Бакхаус и С.Тикоо и др. Ими была сформирована основная концепция брендинга работодателя, позднее исследователи занимались расширением спектра факторов HR-бренда для глубинного изучения организационной среды. С точки зрения социологического анализа, HR-брендинг относится к элементам организационного управления и может рассматривается в контексте социологии управления, в роли базовой теории среднего уровня. Ключевыми авторами здесь являются - А. Файоль, Ф. Тейлор, Э. Мэйо, занимавшиеся проблемой человеческих ресурсов и менеджмента организаций. В классических социологических теориях HR-брендинг рассматривается в теории символического интеракционизма, социальной идентичности и концепции организационной привлекательности, изучаемых Г. Блюмером, Д.Мидом и др. Также, HR-брендинг входит в сферу интересов социологии коммуникаций и ее поднаправления - социологии брендов. Среди зарубежных авторов, работающих в этом направлении можно выделить - К.У Хелльмана, А.Дайкселя, Д.Б. Холта, М.Линдстрома и др., авторами отечественных работ являются - Д.Г. Кучеров, К.О.Прудникова, М.Л.Власова и др. Привлекательность организации затрагивалась в работах Д. Турбана, Б.Шнайдера, Д.Чатмана, Д.М.Кейбла, Д. Турбана, К. Коллинза и др. Они развивали концепцию значимости индивидуальных предпочтений, самоидентификации и групповой идентичности в своих работах. К авторам работ, посвященным анализу трудовых ценностей относятся Д. Элизур, Д. Зутовский, В. Магун, Э.Дюркгейм, М. Вебер и другие. В работах классиков преимущественно приводится объяснение значимости ценности в жизни общества и их последующее воздействие на социальные процессы. Современные же исследователи более сфокусированы на трактовке трудовых ценностей с точки зрения организационной культуры и выстраивания реализации потребностей индивида в трудовой деятельности.
В современном цифровом обществе существует противоречие между ценностями, которые транслируют бренды организаций и ценностями современного поколения молодежи. Эти противоречия складываются во множестве сфер деятельности современных компаний, в характеристиках рекламы, подаче информации, формировании имиджа, технологиях коммуникации с аудиторией и т.д. С точки зрения трудовых отношений, этот процесс характеризуется особенным взаимодействием бренда организации как работодателя и соискателям, обращаясь напрямую к трудовым ценностям соискателей на рынке труда. В условиях кризисной ситуации на рынке труда, при сокращении предложения труда и увеличении спроса на трудоустройства, а также нестабильности экономического положения российских компаний на мировой арене, особую значимость вызывает соотнесение ожидания соискателей, основывающееся на их трудовых ценностях, с ценностным предложением компании-работодателя, транслируемым непосредственно через HR-бренд организации.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости постоянной научной рефлексии по поводу противоречий между трудовыми ценностями современной молодежи и ценностным предложением работодателей на рынке труда, выраженного в необходимости изучения трудовых ценностей молодежи в кризисный период на рынке труда для повышения уровня привлекательности HR-бренда организации в глазах потенциальных соискателей.
Объект исследования - HR-бренд компании-работодателя, предмет исследования - HR-бренд работодателя как фактор привлекательности организации для соискателей на рынке труда.
Гипотезой исследования является предположение о том, что привлекательность HR-бренда организации заключается в точном понимании трудовых ценностей, интересов и запросов современных соискателей, которые актуальны в современном цифровом обществе.
Целью работы является анализ ключевых трудовых ценностей молодежи и их соотнесение с факторами HR-бренда компании для оценки привлекательности трудоустройства в компанию среди молодежи в возрасте от 20 до 30 лет (на примере HR-бренда компании Авито).
Задачи
1. Систематизировать ключевые теоретико-методологические подходы к социологическому изучению бренда работодателя в социологии.
2. Обобщить теоретические подходы к определению привлекательности в социологии.
3. Предложить теоретико-методологические основания оценки внешнего бренда работодателя, опираясь на изученные материалы в этой области.
4. Выявить ключевые трудовые ценности молодежи и соотнести их с факторами HR-бренда работодателя.
5. Разработать программу исследования и инструментарий для его проведения.
6. Провести анализ привлекательности сфер рынка труда для молодежи Санкт-Петербурга в возрасте от 20 до 30 лет.
7. Проанализировать соответствие трудовых ценностей соискателей с ценностным предложением ИТ-компании.
8. Разработать рекомендации по повышению привлекательность HR-бренда для привлечения молодых сотрудников на работу.
Структура работы
Данная научно-исследовательская работа содержит 3 главы. В первой главе представлен краткий обзор теоретико-методологических подходов к изучению HR-брендинга в социологии. Во второй главе, рассматриваются подходы к определению организационной привлекательности и его связи с имиджем организации. В третьей главе, на основе изученных теоретических подходов, проведен анализ HR-бренда компании Авито для соискателей в возрасте от 20 до 30 лет, а также проанализированы важнейшие факторы, воздействующие на восприятие бренда работодателя на рынке среди молодежи.
Содержание данной работы соответствует пункту №24 (Ценности, мотивы и ориентации личности в системе управления) паспорта специальности 22.00.08 Социология управления.
Апробация работы была проведена в публикациях:
1. Варданян, А. А., Мальцева А.В. HR-бренд работодателя как технология управления персоналом современной организации / А. А. Варданян, А. В. Мальцева // Социология управления: актуальные вопросы современности : Сборник научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27-28 октября 2022 года / Под общей редакцией В.А. Мордовца. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2022. - С. 190-193
в рамках выступлений на конференциях:
1. Летняя социологическая школа СПбГУ-Севастопольский государственный университет "Человеческий капитал студенчества в обществе риска: социологическое измерение - цифровые технологии" (К 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета), проходившей с 5 по 10 июля 2022 года;
2. Зимняя социологическая школа "Современные социологические теории и исследовательские методы" прошла на базе Социологического института РАН - филиала ФНИСЦ РАН, факультета социологии СПбГУ и Иркутского государственного университета, проходившей с 5 по 9 декабря 2022 года;
3. VII Санкт-Петербургский Международный Форум Труда, Круглый стол, “Человеческий капитал ИТ-специалистов: конфликт социальной и профессиональной зрелости” 17 марта 2023, Санкт-Петербургский государственный университет.
Организации сегодня стоят на пороге новых изменений, касающихся не только научно-технологического прогресса, но и кадровых перемен. Рынок труда сегодня разнообразен, число компаний “охотящихся” за сотрудников возрастает с каждым годом все больше и больше. В погоне за самыми лучшими и талантливыми соискателями, менеджмент в области человеческих ресурсов предлагает все новые и новые методы и технологии по работе с персоналом.
Так, в конце ХХ го века, исследователи обратили внимание на фирменный брендинг. В целом, брендинг как феномен развивался с древних времен и к тому времени приобрел широкое применение. Так бренды стали частью спортивных клубов, политических партий, движений, и, наконец, организаций. В ходе исследований, проведенных в то время Т. Эмблером и С. Барроу, было определено понятие бренда работодателя, основной задачей которого является привлечение и удержание сотрудников в компании.
Этот феномен получил дальнейшее развитие в трудах ученых различных областей - маркетинге, психологии, социологии, HR и др. С тех пор взаимодействия между человеком и организацией на рынке труда стали рассматриваться через призму интеракционистской парадигмы. Бренд организации наделяется смыслами и ценностями, а индивид, посредством собственного восприятия, самостоятельно определяет комфортную для себя рабочую среду по тем условиям, что предлагает ему компания.
Такой подход получил широкую распространенность и применение. Компании осознали значимость развития собственного HR-бренда, как нематериального актива компании, несущего основную нагрузку по коммуникации с внутренними ценностями и мировоззрением человека. Сегодня HR-бренд является объектом исследования различных крупных консалтинговых компаний, исследовательских институтов и самих организаций. Регулярные обследования в этой области позволяют отследить не только локальные, но и мировые тенденции в сфере коммуникации с соискателями, сделать выводы о проблемах трудоустройства и найти возможности для реализации более эффективной кадровой политики.
Бренд работодателя делится на два направления - внутреннее и внешнее. Внутренний бренд работает для поддержания лояльности трудоустроенных сотрудников, является дополнительным средством мотивации и включает в себя мероприятия по улучшению трудовых условий работников. Хорошо выстроенный внутренний брендинг часто становится дополнительным каналом для привлечения новых сотрудников, например, по рекомендации или отзывам, таким образом беря на себя часть задач внешнего бренда. Внешний же брендинг связана с репутацией и имиджем компании в глаза нетрудоустроенных, потенциальных соискателей.
В данной исследовательской работе были изучены факторы, имеющие ключевое влияние на принятие решения о трудоустройстве в ту или иную организацию. Отдельная глава посвящена изучению привлекательности HR-бренда компании Авито на рынке труда для молодежи. В ходе исследования была выстроена теоретико-методологические основания, основывающаяся на теории HR-брендинга С.Бэрроу и Т.Эмблера, теории символического интеракционизма Г. Блумера, анализе факторов привлекательности организации, разработанных П. Бертоном, а также концепции трудовых ценностей, раскрытых в теории Д. Элизура и других авторов.
1. Арькова Т.Ю. Сущность HR-брендинга как механизма позиционирования организации на рынке труда // Известия ВГПУ 2011. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/suschnost-hr-brendinga-kak-mehanizma-pozitsionirovaniya-org anizatsii-na-rynke-truda (дата обращения: 04.12.2022).
2. Аудит HR-бренда: конкретные методы и инструменты // HR-portal URL: https://hr-portal.ru/blog/audit-hr-brenda-konkretnye-metody-i-instrumenty (дата обращения: 02.12.2022).
3. Багаева Т.Л. Брендинг как социальная система // Знание. Понимание. Умение. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brending-kak-sotsialnaya-sistema (дата обращения: 09.12.2022).
4. Бакли П. Дж. Глобальная фабрика: новая концепция // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 1. С. 135-154.
5. Белкин В.Н., Белкина Н.А., Антонова О.А. Теория и практика HR-бренд работодателя // Вестник ЮУрГУ Серия: Экономика и менеджмент. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-hr-brend-rabotodatelya (дата обращения: 18.12.2022).
6. Бердюгина О.Г. Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.
7. Боровских Ю.А., Смирнова Е.Э. Бренд вуза как объект социологического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brend-vuza-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovani (дата обращения: 30.11.2022).
8. Бруковская, О. Как построить HR-бренд вашей компании / О. Бруковская, Н. Осовицкая. Питер, 2010
9. В Госдуму внесли проект о «нулевом рабочем месте» [Электронный ресурс] // news.mail.ru URL:https://news.mail.ru/politics/55780635/?frommail=1&utm_partner_id=729 (Дата обращения: 6.05.2023).
10. В России сократилось число молодых работников [Электронный ресурс] : // habr.com URL: https://habr.com/ru/news/645937/ (Дата обращения: 26.11.2022).
11. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях [Текст] : учеб,пособие М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — C. 342
12. Внутренний и внешний HR-бренд (бренд работодателя) // PLENUM URL: https://plenum.ru/blog/vnutrenniy-i-vneshniy-hr-brand/ (дата обращения: 12.12.2022).
13. Возрастно-половой состав населения. Статистический бюллетень [Электронный ресурс] / Петростат, 2022. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/14000622_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1 %80%D0%B0%D1%81%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%20%D0%BD%D0%B0%D 1%81%20%D0%A1%D0%9F%D0%B1%202022.pdf (Дата обращения: 1.05.2023)
14. Геращенко А.А., Шляков Р.И. Изучение факторов привлекательности организации на рынке труда // Таврический научный обозреватель. 2016. №3 (8). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/izuchenie-faktorov-privlekatelnosti-organizatsii-na-rynke-truda (дата обращения: 17.12.2022).
15. Грачев С. А., Кучеров Д.Г. Разработка модели взаимосвязи организационной идентичности и привлекательности организации на рынке труда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-modeli-vzaimosvyazi-organizatsionnoy-identichnost i-i-privlekatelnosti-organizatsii-na-rynke-truda (дата обращения: 17.12.2022).
...