ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ДЕТЕКТИВ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЖАНР КИТАЙСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 10
1.1 Китайская современная литература 10
1.2 Становление китайского детективного романа 17
1.3 Жанровые разновидности китайского детективного романа 20
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. МАЙ ЦЗЯ — СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ 28
2.1 Детство и юность писателя 28
2.2 Зрелые годы автора 29
2.3 Жанровая специфика в детективах Май Цзя 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 33
ГЛАВА 3. ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН МАЙ ЦЗЯ «ДЕШИФРОВКА» 34
3.1 Сюжетная линия романа 35
3.2 Особенности структуры и повествования 37
3.3 Жанровые особенности «Дешифровки» 40
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 43
ГЛАВА 4. ХАРАКТЕР РАССЛЕДОВАНИЯ В РОМАНЕ «ЗАГОВОР» 44
4.1 Особенности сюжетной детективной линии в романе 45
4.2 Структура романа 47
4.3 Жанровые особенности в романе «Заговор» 49
4.4 Образы героев романа 53
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4 58
ГЛАВА 5. ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН МАЙ ЦЗЯ «ШУМ ВЕТРА» 59
5.1 Сюжетная линия романа 59
5.2 Жанровые особенности романа 62
5.3 Структура романа 64
5.4 Специфика героев романа 66
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 5 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЯ 73
Китайская литература является одной из наиболее богатых и древних литератур в мире, которая охватывает тысячелетия. Она включает в себя множество жанров и форм, таких как поэзия, проза, трактаты, романы и др. Китайская литература отражает традиции и менталитет народа, исторические события, социальные нормы и ценности, а также философские и религиозные убеждения. Изучение китайской литературы помогает нам лучше понять культуру и историю Китая, а также расширить свой кругозор и понимание мира в целом. Современная китайская литература является продолжением богатой истории и заслуживает огромного внимания, из-за своего немалого вклада в развитие мировой литературы. Многим замечательным авторам, в том числе авторам детективов, уделяют внимание читатели из разных стран.
Май Цзя (^.Ж-, 1964 г.р.) — одна из самых значительных фигур в современной китайской литературе, в настоящее время им издано шесть романов и восемь сборников рассказов. По многим его романам сняты фильмы, а также сериалы, сценаристом некоторых являлся даже сам автор. Писатель дважды получал одну из самых престижных литературных премий в Китае — премию Мао Дуня, которая проводилась в шестой раз в 2005 и в седьмой раз 2008 году. Романы Май Цзя создали особый жанр «романов о работе спецслужб и разведки» (#'^4'4&, тэ цин сяо шо) или «новых интеллектуальных романов» (ffi^fi'i'l^, синь чжи ли сяо шо). Помимо построения интересного сюжета в своих произведениях, автор также использует свой уникальный способ повествования. Несмотря на это Май Цзя остается недостаточно исследован в российском китаеведении. Так, ему посвящены лишь две статьи Лашина Романа Сергеевича: «Художественное своеобразие творчества Май Цзя» [Лашин, 2020] и «Май Цзя — некитайский китайский писатель» [Лашин, 2022]. Таким образом, новизна работы обусловлена тем, что особая специфика детективного романа на материале произведений Май Цзя не являлась предметом специального изучения ни в западном, ни в отечественном литературоведении.
Актуальность работы связана c тем, что творчество Май Цзя не рассматривалось в точки зрения жанровой стратегии. Кроме того, сам способ рассмотрения детектива не просто как жанра, а как жанровой стратегии, предполагающий аналитический подход к используемому жанру, в том числе и самим писателем, также не является распространенным в литературоведении, а в отношении творчества Май Цзя становится совершенно новым.
Процесс размывания жанровых границ на рубеже ХХ вв. затрагивает не только «канонические» жанры, но и жанры литературы массовой, прежде всего, детективный роман. О. Ю. Ахманов, считает, что именно термин «жанровая стратегия» представляется наиболее подходящим для описания процессов, связанных с размытием жанровых границ в рамках постмодернистской эстетики, причем «в том случае, когда наблюдается взаимодействие и взаимопроникновение различных жанровых моделей и сознательное обыгрывание их автором» [Ахманов, 2011].
Также термин «жанровая стратегия» используется такими исследователями, как Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий, Н.В.Барковская, Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман.
В связи с этим представляется необходимым дать «рабочее» определение термина «жанровая стратегия». Под жанровой стратегией в данной работе понимается совокупность принципиальных установок автора, его сознательное и творческое использование признаков того или иного жанр а для осуществления художественного замысла. Жанровая стратегия, как мы выявили, есть применение автором жанровой традиции для переосмысления тех или иных аспектов.
В настоящее время детектив активно развивается в литературе, поэтому исследование этого жанра имеет свою специфику. Также важно отметить, что сейчас детективный роман находится в промежуточном положении между высокой и массовой литературой.
Детективам посвящены научно-популярные статьи, такие как: пособия по написанию детективов С.Ван-Дайна «Двадцать правил для пишущих детективы», Р.А. Нокса «Декалог детектива», а также иронические «пособия» самих представителей жанра, например, «Как пишется детективный рассказ» Г. К. Честертона.
Можно выделить ряд литературоведческих исследований, которые имеют значение в данном работе. Например, труды таких современных авторов, как С.Н. Филюшкина, Н.Н. Вольский, М.А. Можейко, Р. Мессак, А.Ю. Наркевич, Ц. Тодоров. К проблеме влияния жанра детектива в китайской литературной традиции и его взаимодействия с другими жанровыми вариациями обращались Д.Н. Воскресенский, Н.В. Захарова, Е.И. Митькина, В.И. Семанов, И.Н. Филиппова, Ева Хун, Цзин Лю, Цзян Чжицинь, Чэн Сяоцин. В этих исследованиях чаще всего предметом авторского внимания становится жанр детектива. Изучение жанровой стратегии в детективных произведениях, в том числе и в отношении творчества Май Цзя, в отечественном литературоведении до сих пор не предпринималось.
В качестве основного объекта исследования выступает жанровая специфика детективного романа. Стоит отметить, что современный детектив носит черты постмодернистского романа. Можно установить несколько наиболее ярких признаков произведений такого типа: постоянное обращение к разным историческим формам культуры, активное использование разнообразной художественной системы в произведениях, тяготение к полисемантическому и полистилистическому, повышенное внимание к чужому тексту (интертекстуальность), отсутствие единственного «Я» героя; отказ от фиксированной стилевой, идеологической, моральной доминанты; фрагментарность, внешняя «необработанность» формы художественных произведений; нечеткость разграничения между «высокой культурой» и массовыми жанрами. Все сказанное во многом относится к современному детективному жанру в литературе, который также хорошо оперирует различными жанровыми стратегиями.
Предмет исследования - жанровая стратегия детективного романа в творчестве Май Цзя. Авторская стратегия проявляется в том, что Май Цзя не только использует жанровые модели детектива в своих романах, но и делает их предметом художественного исследования, он использует западную классическую теорию повествования и дополняет ее своими жанровыми особенностями. Писатель в своих романах успешно сочетает различные жанровые стратегии.
Материалом исследования являются романы Май Цзя «Дешифровка» (Цзе ми), «Заговор» (Ань суань) и «Шум ветра» (Д^, Фэн шэн). Отбор материала обусловлен тем, что именно в этих произведениях наиболее ярко проявляется способность автора оперировать различными жанровыми стратегиями в рамках одного произведения. Последовательность рассмотрения произведений обусловлена, во-первых, хронологически. Во-вторых, обращение писателя к детективной традиции от романа к роману становится все более продуманным, глубоким и развивается от использования жанровой традиции к жанровой стратегии как таковой.
Цель работы - рассмотреть жанровую стратегию детектива в романах Май Цзя XX-XXI вв с точки зрения специфики её функционирования в литературе постмодернизма.
Задачи:
1) рассмотреть историю возникновения китайского современного детектива;
2) проанализировать термин «жанровая стратегия»;
3) выявить жанровые особенности детективов Май Цзя «Дешифровка», «Заговор» и «Шум ветра»;
4) рассмотреть особенности сюжетной линии в романах Май Цзя «Дешифровка», «Заговор» и «Шум ветра»
5) рассмотреть структуру произведений Май Цзя, на примерах «Дешифровки», «Заговора» и «Шума ветра»
6) проанализировать как автор использует жанровую стратегию в своих романах.
Теоретико-методологическая база исследования. Прежде чем перейти к изучению жанровой стратегии в детективных произведениях мы ознакомились c понятием жанра вообще, для этого обратились к работам М.М. Бахтина [Бахтин, 2000], который является основоположником теории жанра, позволяющей рассматривать жанр в его развитии, исследуя не только роль жанрового канона в развитии литературы, но и функционирование жанра, сложное сочетание различных жанровых традиций. В свою очередь американский исследователь Дж. Кавелти в работе «Изучение литературных формул» [Кавелти, 1996] сосредоточил внимание на формальной стороне жанра, создав теорию так называемых «формульных» жанров, особенности которых определяются спецификой построения сюжета. В том числе Дж. Кавелти рассматривает типологизацию детективного жанра в настоящее время. Термин «жанровая стратегия» апробируется в исследованиях В. И. Тюпы [Тюпа, 2005], он считает наиболее уместным этот термин в отношении творчества тех авторов, которые осознанно используют сложные соединения жанровых традиций в своем творчестве. Кроме того O. Ю. Ахманов рассматривал жанровую стратегию в детективных произведениях [Ахманов, 2011]. Также стоит упомянуть
Методология исследования: работа базируется на обширной традиции жанровых исследований в отечественном и китайском литературоведении. Кроме того, для анализа феномена жанровой стратегии мы используем историко - литературный, сравнительно-сопоставительный, структурно - семантический методы и метод интертекстуального анализа.
Теоретическая значимость работы. В диссертации впервые в отечественном литературоведении подробно рассматривается вопрос функционирования современного детектива, жанровая стратегия китайского детектива в литературе.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в исследованиях аналогичного типа в отношении творчества других китайских современных писателей, при чтении лекций по истории китайской литературы XX-XXI вв., при проведении практических и семинарских занятий по курсу «История китайской современной литературы ХХ-XXI века», «Китайский современный детектив».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 64 наименования.
Рассмотрев детектив в контексте современной китайской литературы, мы выясняли, что на становление этого жанра в Китае повлияло множество причин, после чего детективный роман начал активно развиваться на территории страны. Основной первопричиной возникновения этого жанра стало проникновение в Китай зарубежных текстов, в частности европейских детективных романов: читатели были заинтересованы в иностранных произведениях, таких авторов как Артур Конан Дойль, Эдгар По, Морис Леблан и др. Западные детективные романы внесли новые элементы в китайский детективный жанр, включая более сложные загадки, использование научных методов и новых технологий для расследования преступлений, а также более глубокое изучение психологии персонажей. По этой причине китайские произведения во многом схожи c европейскими, однако отличительные причины также присутствуют: романы все еще сохраняют свою уникальность и часто отражают культурные и социальные особенности Китая.
Произведения таких выдающиеся современные писателей, как Май Цзя, пользуются огромной популярностью как внутри Китая, так и за его пределами. Большая часть произведений автора посвящена шпионам, разведке, взлому кодов в то или иное военное время. Автор не зря выбрал данную тематику, на это его подтолкнула продолжительная служба в армии, а также работа в смежной сфере. Таким образом, благодаря своим профессиональным знаниям, он до малейших деталей описывает разведку и ее техническую составляющую.
В данной работе мы рассмотрели жанровую стратегию автора на примере трех романов: «Заговор», «Дешифровка» и «Шум ветра». Каждое произведение по-своему уникально, но также и имеет схожие черты.
Что касается жанра, то в каждом романе его определить достаточно сложно, поэтому мы рассматриваем романы c точки зрения жанровой стратегии. Жанровая стратегия каждого произведения отличается. В «Заговоре» мы видим несколько частей, которые написаны каждая в своем жанре: то это любовная драма, наполненная диалогами, то письмо c множеством метафор, то эссе в виде повествования от лица трупа. «Дешифровку» можно отнести не только к жанру шпионского детективного романа, а также к жанру философского триллера: постоянные переживания главного героя, его мысли о жизни, о том, как завоевать уважение людей — все это мысли и самого автора, которые он, несомненно, спроецировал на Жун Цзиньчжэня. «Шум ветра» является олицетворением классического детектива, который также совмещает черты шпионского детектива. В этом романе мы видим типичную ситуацию «закрытой комнаты».
Структурные особенности всех произведений также индивидуальны. В романе «Заговор» нами было отмечена структура «картотеки» — каждая глава просвещена определенному персонажу и его истории, связанной c подразделением 701. «Дешифровка» состоит из интервью разных героев на тему Жун Цзиньчжэня, а также его личных записей: читатель может увидеть главного героя со всех сторон, такая структура придает объемность произведению. Структура «Шума ветра» немного схожа c структурой «Дешифровки». Две главы: «Восточный ветер» и «Западный ветер» и два повествующих лица: Ли Нинъюй и Гу Сяомэн, которые рассказывают историю по-своему.
К сходствам можно отнести: тему повествования — все три произведения рассказывают читателю о разведке и взломе кодов в военное время; героев c выдающимися способностями — A Бин, Хуан Ии, Жун Цзиньчжэнь, Ли Нинъюй и другие — каждый из героев обладает определенным талантом: будь то острый слух, математические способности или хорошая смекалка. Но стоит отметить, что в «Заговоре» и «Дешифровке» у героев есть определенные недостатки, связанные c психологическими проблемами, а в романе «Шум ветра» герои сильны как внешне, так и внутренне. Также как одну из схожих черт можно считать личность автора: каждый роман начинается c слов «я- рассказчика» (которым является сам автор), который берет интервью у героев, изучает историю и дает свои комментарии. Романы «Заговор» и «Дешифровка» имеют связь в виде подразделения 701: в каждом из произведений герои работают в этом месте и разгадывают секретные коды.
Май Цзя в своих детективных произведениях использует разные жанровые стратегии, которые плавно перетекают из одной в другую. Стратегия детектива становится основой для сложной постмодернистской игры автора и читателя, посредством которой вводятся разнообразные повествовательные модели. Таким образом, романы Май Цзя в своем роде индивидуальны, а также можно говорить о том, что современный детектив рассматриваемого нами автора представляет собой смешение различных жанровых стратегий.
1. Май Цзя. Заговор / Май Цзя. Санкт-Петербург: Гиперион, 2016. 400 с.
На китайском языке:
2. i^. MW / 4Ь^: ф^^^Й^А^Ц 2004. Щ279. [Май Цзя, Дешифровка/ Май Цзя. Пекин: Чжунго циннянь чубаньшэ, 2004. 279 c.]
3. i^. Х^ / Санкт-Петербург: КАРО, 2020. Щ349. [Май Цзя, Шум Ветра/ Май Цзя. Санкт-Петербург: КАРО, 2020. 349 с.
Список используемой литературы:
На русском языке:
4. Алексеев, В.М. Труды по китайской литературе / В.М. Алексеев. Москва: Наука, 2002. - 574 с.
5. Алепко, А.В. Духовные основы традиционной китайской литературы: история и современность / А.В. Алепко, Г. А. Бондарь // Ученые заметки ТОГУ 2019. Т. 10, № 4. С. 424-427.
6. Ахманов, О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ахманов Олег Юрьевич. Казань, 2011. 161 с.
7. Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р.Барт. Москва: Прогресс, 1994. 426 с.
8. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М.Бахтин. СПб: Азбука, 2000. - 304 с.
9. Вольский Н.Н. Дело о «детективе без берегов». «Теоретические» споры о детективе и их практические результаты / Н.Н. Вольский // Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск: ГОУ ВПО НГПУ, 2006. С. 173-277.
10. Воскресенский, Д.Н. Литературный Китай в XVII веке: Судьбы истории, философии и социального бытия китайской классической литературно-художественной традиции. / Д.Н. Воскресенский, А.Д. Воскресенский. Москва: АспектПресс, 2009. 174 с.
11. Воскресенский, Д.Н. Литературный мир средневекового Китая: китайская классическая проза на байхуа: собрание трудов / Д.Н. Воскресенский. Москва: Просвещение, 2006. 662 с.
12. Ефименко А. Деконструкция жанрового кода детектива в романах А. Роб- Грийе «Проект революции в Нью-Йорке» и Ж. Эшноза «Высокие блондинки» / Ефименко А. // Материалы 76-й научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ Минск: РИВШ, 2019. С. 41-44.
13. Желоховцев А. Н. Современная литература / А.Н. Желоховцев // Духовная культура Китая: энциклопедия в 3 т. Т. 3: Литература. Язык и письменность. М., 2008. 146 с.
14. Захарова Н. В. Детектив в Китае в начале ХХ в. // Поэтика зарубежного классического детектива // Коллективный сборник. Ин-т мировой литературы им. М. А. Горького РАН, 2019. С. 258-268.
15. Захарова Н. В. Христианские миссионеры и западная литература в Китае // Проблемы литератур Дальнего Востока: сб. материалов VI Международной научной конференции. СПб: Студия НП-Принт, 2014. - Т II. С. 210-215.
16. Захарова, Н.В. Переводы Конан Дойла. Становление жанра детектива в Китае в начале ХХ века // Библиотечное дело. СПб: Агентство Информ- Планета, 2018. № 10 (316). С. 27—30.
17. Кавелти Дж. Г., Изучение литературных формул / Кавелти Дж. Г., // Приключение, тайна, любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура. Москва: Новое литературное обозрение, 1996. С. 33-64.
18. Кестхейн Тибор, Анатомия детектива / Кестхейн Тибор. - Будапешт: Корвина, 1989. - 272 с.
19. Лашин, Р.С. Май Цзя — некитайский китайский писатель: генезис жанра шпионского романа на китайском языке / Р.С. Лашин // Тексты магии и магия текстов. Картина мира, словесность и верования Восточной Азии. - Москва: Издательский Дом ВШЭ, 2022. С. 331-345.
20. Лашин, Р. С. Художественное своеобразие творчества Май Цзя / Р. С. Лашин // Россия - Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников XIII Международной научно-практической конференции, Казань, 08-10 октября 2020 года. - Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук Республики Татарстан, 2020. С. 82-88.
21. Лейдерман Н.Л. Практикум по жанровому анализу литературного произведения / Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий, Н.В.Барковская и др. Екатеринбург: Изд. УГЛУ, 2001. 36 с.
22. Митькина, Е. И. Китайская детективная литература во второй половине ХХ века / Е. И. Митькина // Тезисы докладов XXIII Международной научной конференции "Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы", Москва, 24-25 октября 2018 года. Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2018. С. 221-222.
23. Можейко М.А. Детектив / М.А.Можейко // Постмодернизм: энциклопедия /
A. А.Грицанов, М.А.Можейко. Москва: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. С. 212-216.
24. Наркевич А.Ю. Детективная литература / А.Ю.Наркевич // Краткая литературная энциклопедия: в 5 т. Т.2 / под ред. А.Суркова. Москва: Сов. энциклопедия, 1964. — С. 601
25. Ненарокова, М. Р. Детективные романы Р. Ван Гулика как синтез литературных традиций Европы и Китая / М. Р. Ненарокова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Белгород, 2015. - № 9-4. С.122-129.
26. Никольская, С. В. У истоков современной китайской литературы / С. В. Никольская // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 1-6.С. 76-80.
27. Норец, М.В. Генезис жанра шпионского романа в английской литературе / М.В. Норец. / Симферополь: Бизнес-Информ, 2014. 364 с.
28. Песчанская, Е.В. Разновидность детективного жанра / Е.В. Песчанская // Материалы научно - практической конференции. ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» . Севастополь : Севастопольский государственный университет, 2016. С. 56-60.
29. Позднеева, Л. Д. История китайской литературы: собрание трудов / Л. Д. Позднеева; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. Москва: Восточная лит., 2011. 302 с.
30. Саруханян, А. Энциклопедический словарь английской литературы XX века / А. Саруханян. М.: Наука, 2005. 541 с.
31. Семанов, В.И. Эволюция китайского романа. Конец XVIII - начало ХХ в /
B. И. Семанов. М.: Наука, 1970. 343 с.
32. Синецкая, Э. А. Литература молодых китайских авторов как источник по социальным вопросам современного Китая / Э. А. Синецкая // Актуальные проблемы источниковедения: материалы IV Международной научно-практической конференции к 420-летию дарования городу Витебску магдебургского права, Витебск, 20-21 апреля 2017 года. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. С. 333-336.
33. Тамарченко Н.Д. Внутренняя мера / Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа,
С.Н.Бройтман // Теория литературы: в 2 т. Москва: Академия, 2004. Т. 1. С. 371 -372.
34. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. Перев. с франц. Б. Нарумова. Москва: Дом интеллектуальной книги, 1999. 144 с.
35. Турушева Н.В. Современная китайская литература как отражение социальных процессов в КНР // Вестник Томского государственного университета, 2014. №383. С. 126-132.
36. Филиппова, И. Н. Перевод в межкультурной коммуникации (на примере детектива в китайской, японской и русской литературных традициях) / И. Н. Филиппова // Перевод и когнитология в XXI веке: Материалы X Международной научной теоретической конференции, Москва, 22 ноября 2017 года / Москва: Московский государственный областной университет, 2017. С. 60-68.
37. Филиппова, И. Н. Сопряжение национальных литератур и перевода (на примере детективного жанра) / И. Н. Филиппова // Военно-гуманитарный альманах, Москва, 30 июня 2017 года. Москва: Международные отношения, 2017. С. 121-127.
38. Филюшкина С.Н. Жанр детектива как объект эстетических раздумий / С.Н.Филюшкина // Acta Neophilologica. Т VIII. - Olsztyn: Wydawnictwo- Uniwersytetu Warminsko-Mazurskiego, 2006. С. 121 - 127.
39. Хузиятова Н. К. Становление и развитие модернизма в современной китайской литературе // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 36. C. 63-72
На английском языке:
40. Abramson, J. B. Liberation and Its Limits: The Moral and Political Thought of Freud / J. B. Abramson. - Michigan: Free Press, 1984. 160 р.
41. Hung Eva, ‘Giving Texts a Context: Chinese Translations of Classical English Detective Stories 1896-1916’, in Translation and Creation: Readings of Western Literature in Early Modern China, edited by David E. Pollard (Amsterdam, Philadelphia: Benjamins, 1998), pp. 151-176.
42. Liu, J. Envisioning the Chinese Detective:Dimensions of an Imported Genre, 1890s-1940s : University of California / Liu Jin Liu. San Diego, 2016. 241 p.
43. Mitkina, E. I. Western Literature Translations and Their Impact on the Development of the Detective Genre in China in Early 20th Century / E. I. Mitkina // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2020. № 10. pp. 88-99.
44. Priestman, M. The Cambridge Companion to Crime Fiction / M. Priestman. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 310 р.
На китайском языке:
45. 4^Д. <Г:^^^^Д^^А^^А^^^^ // х£<. 2018Д. № 16. ^ 12-15 [Ли Сяочэнь. Май Цзя: Писатели должны наконец разгадать код человеческого сердца и человеческой природы // Вэнь и бао. 2018 г. №16. C. 12-15].
46. «^. ШЛ'МШ^^^Ь&£^^Х«.// 4
&(АХ#£^^Ю, 2019 Д.Ж 48-58 [Цзян Чжицинь. Перевод современных китайских романов и их оценка зарубежными лидерами мнений// Шаньдун шифань дасюэ сюэбао (Жэньвэнь шэхуэй кэсюэбань) 2019. С. 48-58.]
47. <д. £Г'Ь<ЗД^»$^®Ж# // Д4х^Г. 20144: Ж43-44. [Цэн Дань. Анализ причин популярности романа Май Цзя «Дешифровка» // Циннянь вэньсюэцзя, 2014 C. 43-44]
Список использованных электронных ресурсов:
На русском языке:
48. Ван Дайн С.С. Двадцать правил написания детективных романов // Как сделать детектив. Москва: Радуга, 1990. C.38-41. URL: http:// www.scriptmaking.ru/node/189(дата обращения 20.10.2021)
49. Веселова О. Н. Проблема традиции в современном литературоведении / О.Н. Веселова // Ученые записки ОГУ Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-traditsii-v- sovremennom-literaturovedenii(дата обращения: 08.11.2021).
50. Гугучкин, А.А. Зарождение новой литературы Китая. «Литературная революция» / А.А. Гугучкин, А.А. Бордакова // Скиф. Вопросы студенческой науки: электронный журнал. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zarozhdenie-novoy-literatury-kitaya-literaturnaya-revolyutsiya (дата обращения 5.02.2023)
51. Мессак Р Детективный роман и влияние научной мысли / Р.Мессак // URL: http://chat.literat.ru/ html (дата обращения 03.05.2022)
52. Сиротин, C. Беседа c мертвецом. Май Цзя. «Заговор» / C. Сиротин // Урал: электронный журнал. 2016. URL: http://uraljournal.ru/work-2016-12-1862(дата обращения 21.12.2021)
53. Тюпа В.И. Жанровая стратегия чеховского творчества / В.И.Тюпа // Судьба жанра в литературном процессе: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. С.А.Ташлыкова. Иркутск: Изд. Иркут. ун-та, 2005. 216 с. URL: http://liter- land.com/nauka/sborniki/sudbazhanra.html(дата обращения 23.04.2022).
На английском языке:
54. Chinese spy novelist Mai Jia dips toe in a different genre. By The Beijing News - Global Times Source: Global Times Published: 2019/7/2https://www.globaltimes.cn/content/1156499.shtml(дата обращения 08.12.2021)
55. McDougall Bonnie S. World literature, global culture and contemporary. Chinese literature in translation // Academy for International Communication of Chinese Culture. 2014. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40636-014- 0005-7(дата обращения: 08.12.2021).
На китайском языке:
56. ^£. #Н1№ЛШ ££:<ЛТМ#<± // аддж 2007 ^ 0 6 Д 18 9 . [Лю Юньлун. Интервью c Май Цзя: Разоблачение популярности Май Цзя, которая стоит за «Заговором» // Синьвэнь чэньбао, 18.06.2007] URL: http://ent.sina.com.cn/v/m/2007-06-18/02131601655.shtml(дата обращения: 04.08.2021)
57. ^^A'^M^^.fflt^Oftfc'^WXo [Май Цзя: взлеты и падения в расшифровке // Chinawriter.com. 2019]. URL: http://www.chinawriter.com.cn/n1/2021/1211/c403994-32305418.html (дата обращения: 05.12.2021)
58. аада. д#<г:«^ш,м<ддд / а ада // адад. 2019 ^6Д13 9 . [Сюй Минхуэй. Интервью c Май Цзя: борьба в темноте, чтобы найти свет // Пэнпай синьвэнь: электронный журнал, 13.06.2019] URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_3660813 (дата обращения:
15.10.2022)
59. Х^^. 0фГ<Г444 ^&<#Т£#<Л // ;^х0<44^ 2022 46Д22 0 [Сяо Яньянь. Интервью c писателем Май Цзя: Письмо — это ритуал успокоения // Чжэцзян жибао хайвайбань: электронный журнал, 22.06.2022.] URL: https://hznews.hangzhou.com.cn/wghz/content/2022-06/22/content_8287461.htm (дата обращения 15.10.2022)
60. ДЛ. «ШШОА—МГНШШ»// ts^rn,
2009^11Я14Эо[У Фань. Китайские наследники Борхеса — o повествовательных особенностях романов Май Цзя// Чжунго цзоцзя ван: электронный журнал, 14.11.2009] URL: http://www.chinawriter.com.cn/bk/2009-11-13/39423.html (дата обращения 12.5.2021)
61. ДЛ. » #Я // х£4р4 20194
9Д10 [У Фань. обсуждение произведений Май Цзя, на примере
«Заговора», «Расшифровки» и «Шума ветра» // Вэнь и чжэнмин: электронный журнал. 1.09.2019.] URL: https://www.zgscys.com/news?p0-i8488 (дата обращения: 21.06.2022).
62. ДЛ. МГНМШ // 4®^ГИ. 2019412^220. [У Фань. O повествовательных о собенностях романов Май Цзя // Чжунго цзоцзя ван: электронный журнал. 22.12.2019.] URL: https://wenku.baidu.com/view/844e4afd4028915f804dc2b1.html?_wkts_=1683472470362 (дата обращения:
22.12.2022)
63. 4®<. ^<Г^<^4£Г^Ж'Ь<ЗД^» // ^Т. 201443
/)3 0 [Хэ Гохуэй. Интервью c Май Цзя после прочтения «Дешифровки» // Доу дин: электронный ресурс. 3.03.2014] URL: https://www.docin.com/p-772321244.html (дата обращения 20.06.2021)
64. а4<. <МШОгШМ'ВД4, 20084 [Чэн Сяоцин. Переводы и знакомство с детективами в период поздней Цин: электронный ресурс, 2008] URL: http:www.doc88.com/p-992996(дата обращения: 10.12.2021).