ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ О СОЗНАНИИ: МЕТАПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
|
АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический обзор по проблеме исследования 9
1.1 Сознание как субъективный опыт 9
1.2 Мета-проблема сознания как продолжение развития идей Д.Чалмерса 10
1.3 Мета-проблема сознания в контексте философии и психологии 13
1.4 Мета-проблема сознания как парадигма 15
Глава 2. Методы и организация исследования 17
2.1 Описание выборки исследования 17
2.2 Методы и процедура исследования 17
Глава 3. Результаты исследования и его основные выводы 19
Заключение 20
Список литературы 22
Приложение 25
Интервью 1 25
Интервью 2 34
Интервью 3 41
Введение 4
Глава 1 Теоретический обзор по проблеме исследования 9
1.1 Сознание как субъективный опыт 9
1.2 Мета-проблема сознания как продолжение развития идей Д.Чалмерса 10
1.3 Мета-проблема сознания в контексте философии и психологии 13
1.4 Мета-проблема сознания как парадигма 15
Глава 2. Методы и организация исследования 17
2.1 Описание выборки исследования 17
2.2 Методы и процедура исследования 17
Глава 3. Результаты исследования и его основные выводы 19
Заключение 20
Список литературы 22
Приложение 25
Интервью 1 25
Интервью 2 34
Интервью 3 41
Мета-проблема сознания — относительно новая концептуальная рамка современной философии сознания, а также одноименная статья, вышедшая под авторством австралийского философа Д.Чалмерса в 2018 году. В ней автор обрисовывает горизонт возможных ответов на вопрос: почему сознание нас так сильно озадачивает и кажется нам проблематичным? В более узком смысле, он ставит вопрос о том, почему нам может казаться, что субъективно переживаемые явления нашего опыта не объясняются объективно наблюдаемыми процессами нашего мозга (т.е., выражаясь в терминах автора, почему нам кажется, что сознание ставит перед нами трудную проблему).
Идея рассмотрения проблемы из мета-перспективы не нова. Можно предположить, что даже в обыденной жизни человек способен ставить мета-проблемы или рассматривать проблемы в мета-ракурсе. Так, известно, что неверно заданный вопрос не приведет к истине. Подобную же логику можно высмотреть в самых общих, можно сказать, неписаных правилах построения науки. Например, это общеизвестно, что если какая-то проблема долго не решается, то, может быть, настало время для пере смотра оснований, на которых она стоит.
В философии подобный подход иногда называют генеалогическим. Вместо непосредственного решения какой-либо проблемы он ставит вопрос об условиях её возникновения или же условиях, внутри которых эта проблема или вопрос вообще имеют смысл.
Несмотря на распространенность подобного стиля мысли в философии, трудно отследить преемственность между генеалогическим подходом и мета-проблемой. По заверению Чалмерса [лекция ], в таком подходе чаще рассматривают культурные и социальные условия возникновения тех или иных проблем (примером могут послужить работы М.Фуко).
Однако, концепция Чалмерса не исчерпывается выходом из привычных для решения трудной проблемы рамок. Это также парадигма, внутри которой может найтись место психологам, социологам, лингвистам и другим специалистам. Своей целью она ставит изучение проблемных интуицией — тех имплицитных установок, относительно которых сознание может нам казаться тем или иным.
Продолжая логику генеалогического подхода, Д.Чалмерс пытается разработать парадигму, с помощью которой можно было бы изучить, почему нас вообще может волновать и озадачивать тема сознания. Психологам это могло бы позволить изучить те психологические условия, внутри которых, возможно, проблема если и не формируется, то как минимум усложняется.
Трудная проблема сознания ставит нас не только перед сложностью самого феномена сознания, но и перед ограничениями науки, которая пытается сознание изучать. В этом смысле, изучение условий (в данном случае психологических), внутри которых возникают “трудности перевода”, может помочь налаживанию диалога между разными дисциплинами.
Таким образом, актуальность этой работы заключается в том, что психологическую проблему изучения представлений исследователей, занимающихся сознанием, по ставленную философом, решают психологическими (качественными) методами
Цели исследования:
Изучить представления психологов о проблеме сознания с точки зрения наличия у них проблемных интуиций, понимаемых как предчувствий того, почему трудная проблема сознания могла бы возникать в умах исследователей.
Этапы:
1. анализ литературы на тему мета-проблемы сознания
2. формулировка гипотез исследования;
3. разработка плана проведения исследования, подбор методик, соответствующих его целям;
4. описание критериев формирования выборки участников исследования и набор респондентов в соответствии с ними;
5. проведение эмпирического исследования, направленного на проверку по ставленных гипотез;
6. обработка собранных эмпирических данных для проверки основной и дополнительных гипотез;
7. формулирование выводов на основе полученных результатов.
Задачи:
1. рассмотреть трудную проблему сознания,
2. изучить представления философов о мета-проблеме сознания,
3. рассмотреть мета-проблему в контексте философии и психологии, представить мета-проблему в качестве исследовательской парадигмы
Гипотеза:
Проблемные интуиции существуют и представлены в виде переживаний и предчувствий.
Объект:
Проблемные интуиции психологов
Предмет:
Представления психологов о том, каким мог бы быть революционный научный текст о пробл
Методы:
Метод кейсов, полуструктурированное феноменологическое интервью.
Идея рассмотрения проблемы из мета-перспективы не нова. Можно предположить, что даже в обыденной жизни человек способен ставить мета-проблемы или рассматривать проблемы в мета-ракурсе. Так, известно, что неверно заданный вопрос не приведет к истине. Подобную же логику можно высмотреть в самых общих, можно сказать, неписаных правилах построения науки. Например, это общеизвестно, что если какая-то проблема долго не решается, то, может быть, настало время для пере смотра оснований, на которых она стоит.
В философии подобный подход иногда называют генеалогическим. Вместо непосредственного решения какой-либо проблемы он ставит вопрос об условиях её возникновения или же условиях, внутри которых эта проблема или вопрос вообще имеют смысл.
Несмотря на распространенность подобного стиля мысли в философии, трудно отследить преемственность между генеалогическим подходом и мета-проблемой. По заверению Чалмерса [лекция ], в таком подходе чаще рассматривают культурные и социальные условия возникновения тех или иных проблем (примером могут послужить работы М.Фуко).
Однако, концепция Чалмерса не исчерпывается выходом из привычных для решения трудной проблемы рамок. Это также парадигма, внутри которой может найтись место психологам, социологам, лингвистам и другим специалистам. Своей целью она ставит изучение проблемных интуицией — тех имплицитных установок, относительно которых сознание может нам казаться тем или иным.
Продолжая логику генеалогического подхода, Д.Чалмерс пытается разработать парадигму, с помощью которой можно было бы изучить, почему нас вообще может волновать и озадачивать тема сознания. Психологам это могло бы позволить изучить те психологические условия, внутри которых, возможно, проблема если и не формируется, то как минимум усложняется.
Трудная проблема сознания ставит нас не только перед сложностью самого феномена сознания, но и перед ограничениями науки, которая пытается сознание изучать. В этом смысле, изучение условий (в данном случае психологических), внутри которых возникают “трудности перевода”, может помочь налаживанию диалога между разными дисциплинами.
Таким образом, актуальность этой работы заключается в том, что психологическую проблему изучения представлений исследователей, занимающихся сознанием, по ставленную философом, решают психологическими (качественными) методами
Цели исследования:
Изучить представления психологов о проблеме сознания с точки зрения наличия у них проблемных интуиций, понимаемых как предчувствий того, почему трудная проблема сознания могла бы возникать в умах исследователей.
Этапы:
1. анализ литературы на тему мета-проблемы сознания
2. формулировка гипотез исследования;
3. разработка плана проведения исследования, подбор методик, соответствующих его целям;
4. описание критериев формирования выборки участников исследования и набор респондентов в соответствии с ними;
5. проведение эмпирического исследования, направленного на проверку по ставленных гипотез;
6. обработка собранных эмпирических данных для проверки основной и дополнительных гипотез;
7. формулирование выводов на основе полученных результатов.
Задачи:
1. рассмотреть трудную проблему сознания,
2. изучить представления философов о мета-проблеме сознания,
3. рассмотреть мета-проблему в контексте философии и психологии, представить мета-проблему в качестве исследовательской парадигмы
Гипотеза:
Проблемные интуиции существуют и представлены в виде переживаний и предчувствий.
Объект:
Проблемные интуиции психологов
Предмет:
Представления психологов о том, каким мог бы быть революционный научный текст о пробл
Методы:
Метод кейсов, полуструктурированное феноменологическое интервью.
Исследование было посвящено изучению мета-проблемы сознания как в теоретическом, так и эмпирическом ключе. Во введении была обозначена актуальность, методы, задачи, этапы и гипотезы исследования. В теоретическом обзоре были рассмотрены основные идеи, связанные с мета-проблемой сознания. Ее рассмотрели в контексте работы ее автора, в контексте новой парадигмы. Во второй главе были описаны основания для выбора качественной методологии. В третьей главе была выполнена интерпретация полученных данных.
Мета-проблема сознания — относительно новое направление исследовательской мысли. Оно, разумеется, еще только формируется. Однако, в нем уже можно увидеть неожиданные сходства и общие моменты с психологией. Несмотря на то, что проблематизация сознания в аналитической философии созвучна далеко не многим направлениям психологии (особенно отечественной), мета-ракурс рассмотрения проблем очень похож на то, что психологи уже умеют и практикуют. Так, например, статус проблемы клиента, как его рассматривали в ортодоксальном психоанализе, выглядит совершенно иначе в экзистенциальной психологии. Проблема перестает быть изъяном и болезнью, а становится условием для улучшения жизни клиента, сигналом о необходимости перемен. Нечто похожее часто можно наблюдать в психологической практике: статус проблемы клиента может быть пересмотрен, подвергнут сомнению. Подобно этому, статус проблемы сознания может быть, если и не снят окончательно, то по крайней мере изучен психологами, чтобы в т.ч. лучше. Концепция Д.Чалмерса позволяет подобрать такие основания, внутри которых психологический инструментарий качественной методологии может обогатить психологию новыми данными.
Мета-проблема сознания — относительно новое направление исследовательской мысли. Оно, разумеется, еще только формируется. Однако, в нем уже можно увидеть неожиданные сходства и общие моменты с психологией. Несмотря на то, что проблематизация сознания в аналитической философии созвучна далеко не многим направлениям психологии (особенно отечественной), мета-ракурс рассмотрения проблем очень похож на то, что психологи уже умеют и практикуют. Так, например, статус проблемы клиента, как его рассматривали в ортодоксальном психоанализе, выглядит совершенно иначе в экзистенциальной психологии. Проблема перестает быть изъяном и болезнью, а становится условием для улучшения жизни клиента, сигналом о необходимости перемен. Нечто похожее часто можно наблюдать в психологической практике: статус проблемы клиента может быть пересмотрен, подвергнут сомнению. Подобно этому, статус проблемы сознания может быть, если и не снят окончательно, то по крайней мере изучен психологами, чтобы в т.ч. лучше. Концепция Д.Чалмерса позволяет подобрать такие основания, внутри которых психологический инструментарий качественной методологии может обогатить психологию новыми данными.
Подобные работы
- ДОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ О СОЗНАНИИ: МЕТАПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2023





