ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ВОЕННОГО ПЛЕНА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 9
1.1. Историография проблемы военного плена Первой мировой войны в России 9
1.2. Историография деятельности национальных секций агитации и пропаганды РКП(б) 14
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРТРОГРАДСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1914 — 1921 гг. 17
2.1. Количество и национальный состав военнопленных на территории Петроградской губернии 17
2.2. Условия содержания военнопленных 24
2.3. Надзор за военнопленными, побеги и диверсии 32
2.4. Трудовое использование военнопленных 40
2.5. Отношения военнопленных с местным населением 45
2.6. Отношение военнопленных с властями и благотворительными организациями 48
2.7. Эвакуация военнопленных Первой мировой войны в Петроградской губернии 51
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЕКЦИЙ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ ПРИ ПЕТРОГРАДСКОМ ГУБКОМЕ РКП(б) 56
3.1. Создание, состав и структура Венгерской секции агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б) 57
3.2. Деятельность Венгерской секции агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б) 64
3.3. Деятельность организаций, контролируемых Венгерским отделом агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б) 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
Проблемы, связанные с историей организации военного плена и вопросов, связанных с этим, не теряют своей актуальности по нескольким причинам. Во- первых, войны и сопутствующее им пленение вражеских военнослужащих не прекращается. Во-вторых, и в наше время происходит масштабное, не редко вынужденное, перемещение населения. В связи с этим, изучение опыта содержания больших масс людей, работы с ними и их последующей судьбы позволяет более адекватно реагировать на вызовы современного мира. С другой стороны, изучение военного плена в годы Первой мировой войны, имеет значение как акт коммеморации. Для потомков тех людей, кто сражался на этой войне, может представлять определенный интерес прошлое их предков, в том числе прошедших военный плен.
На фоне событий Второй мировой войны нередко забываются события Первой мировой войны. Тем не менее, они, будучи сильно связанны, обнаруживают много общего. В частности, именно в годы Первой мировой войны были выработаны те методы содержания, использования и работы с огромными массами военнопленных, которые далее развивались во Второй мировой войне, а ранее в Гражданской войне. В последнем конфликте, особенно на начальном этапе, сыграли важную роль бывшие военнопленные. Например, выступление Чехословацкого корпуса весной 1918 г. стало катализатором масштабных боевых действий в азиатской части России, что нередко трактуется как начало Гражданской войны. С другой стороны, значительна роль в гражданской войне бывших венгерских военнопленных, выступивших на стороне большевиков и сражавшихся зачастую на тех же азиатских территориях, что и чехословацкие легионеры. С этой точки зрения, изучение жизни и судьбы вражеских военнопленных является необходимым для лучшего понимания отечественной истории. Данные положения определяют теоретическую значимость работы.
Непосредственное отношение к вопросу военного плена имеет вопрос деятельности национальных секций агитации и пропаганды РКП(б), которые создавались по всей России с 1918 г. Их основной деятельностью была агитация и пропаганда среди бывших военнопленных, в том числе среди тех, которые отправлялись на родину. Создание национальных секций в Петрограде было важно, поскольку Петроград был транзитным пунктом, через который бывшие военнопленные возвращались на родину. Венгерская секция играла немаловажную роль в силу большого числа венгров среди военнопленных и важности коммунистической агитации среди них для участия в борьбе за мировую революцию на их родине.
Практическая значимость работы определяется тем, что она может быть использована в качестве материала для проведения обобщающих исследований в отношении российского военного плена Первой мировой войны.
ВКР посвящена пребыванию венгров в Петроградской губернии в 1914 - 1921 гг. в качестве военнопленных и после их освобождения. Региональный характер работы обусловлен малоизученностью вопроса пребывания военнопленных, в том числе венгерской национальности, в Петроградской губернии в период Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Выбранные хронологические рамки обусловлены целью рассмотреть положение венгров в Петроградской губернии с начала Первой мировой войны до окончания их массовой репатриации на родину, что совпадает с прекращением деятельности венгерской секции агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б). В рамках работы рассматриваются два взаимосвязанных вопроса: организация военного плена, с выделением военнопленных венгерского происхождения, на территории Петроградской губернии в 1914 - 1921 гг. и деятельность венгерской секции агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б), связанная с положение венгерских военнопленных, проживающих в Петроградской губернии или находящихся временно в процессе репатриации. Оба вопроса объединяются региональным и национальным характером, что дает более полную картину пребывания сначала военнопленных, потом бывших военнопленных венгров (как возвращающихся на родину, так и остающихся в Советской России) на территории Петроградской губернии с начала Первой мировой войны до конца их массовой репатриации на родину.
Научная новизна исследования заключается в анализе малоизученных документов архивов Санкт-Петербурга, относящихся к теме военного плена Первой мировой войны на территории Петроградской губернии, а также к деятельности Венгерской секции агитации и пропаганды, связанной с положением венгерских военнопленных, проживающих или временно находящихся на территории Петроградской губернии в 1914 — 1921 гг.
Целью работы является анализ разных аспектов военного плена на территории Петроградской губернии, с выделение военнопленных венгерского происхождения, в 1914 - 1921 гг, а также деятельности Венгерской секции при Петроградском Губкоме РКП(б), связанной с положением венгерских военнопленных в Петроградской губернии. Анализ проводится на материале документов архивов Санкт-Петербурга с привлечением источников личного происхождения (мемуаров) и научных работ по данной теме.
Объектом работы является военный плен и деятельность бывших военнопленных Первой мировой войны на территории Петроградской губернии в 1914 - 1921 гг.
Предметом работы являются различные аспекты военного плена и виды деятельности представителей венгерской национальности на территории Петроградской губернии в 1914 — 1921 гг., что отражается в деятельности Венгерской секции при Петроградском Губкоме РКП(б).
Цель и предмет работы обусловили решение следующих задач:
1. Анализ работ, посвященных военному плену Первой мировой войны, проведенных в рамках разных регионов и в целом для России с выделением его аспектов;
2. Анализ работ, посвященных деятельности национальных секций в разных регионах послереволюционной России, с выделением Венгерских секций;
3. Анализ документов Центрального Государственного Архива Санкт- Петербурга (ЦГА СПБ1), Центрального Государственного Исторического Архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПБ2) и Центрального Государственного Архива Историко-Политических Документов Санкт-Петербурга (ЦГА ИПД СПБ3) в отношении разных аспектов военного плена на территории Петроградской губернии и деятельности представителей венгерской национальности в рамках Венгерской секции агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б) в 1914 - 1921 гг., а также источников личного происхождения;
4. Анализ региональной и национальной специфики военного плена на территории Петроградской губернии и деятельности Венгерской секции при Петроградском Губкоме РКП(б) в 1914 — 1917 гг.
Материалом для написания работы послужили документы следующих архивов Санкт-Петербурга: ЦГА СПБ, ЦГИА СПБ, ЦГА ИПД СПБ; источники личного происхождения; а также исследования по заявленной теме с учетом региональной и национальной составляющих. В работе было использовано 59 архивных документов — 40 относящихся к архиву ЦГИА СПБ (Ф. 253, Ф. 254, Ф. 378, Ф. 569, Ф. 866, Ф. 921, Ф. 1205, Ф. 1280, Ф. 1374, Ф.1464, Ф. 1483, Ф. 1697, Ф. 2214), 15 относящихся к ЦГА ИПД СПБ (Ф. 16, Ф. 1810, Ф. 4000) и 4 относящихся к ЦГА СПБ (Ф. Р-5846, Ф. Р-8921, Ф. Р-8922). Также в работе использованы документы, относящиеся к деятельности Венгерской секции агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б), из опубликованных сборников документов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава рассматривает историографию вопроса и состоит из двух параграфов. В первом параграфе приводится краткая историография проблемы военного плена Первой мировой войны в России в 1914 — 1921 гг. Во втором параграфе приводится краткая историография деятельности национальных секций агитации и пропаганды РКП(б) в разных регионах Советской России. Вторая глава посвящена анализу аспектов военного плена на территории Петроградской губернии в 1914 — 1921 гг. с выделением истории военного плена солдат и офицеров австро-венгерской армии. Третья глава посвящена деятельности национальных венгерских организаций Петрограда в 1920 — 1921 гг. с выделением их деятельности, относящейся к взаимодействию с военнопленными венграми. В заключении делаются выводы о региональной и национальной специфике военного плена на территории Петроградской губернии в 1914 — 1921 гг. и деятельности Венгерской секции агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б), непосредственно связанной с венгерскими военнопленными, часть которых вошла в ее состав.
На основе рассмотренного материала можно сделать выводы о положении военнопленных, в том числе венгерских, Петроградской губернии в период Первой мировой войны и после подписания Брестского мирного договора в марте 1918 г.
В Петроградской губернии, по сравнению с другими губерниями Российской империи, проживало в период Первой мировой войны меньше военнопленных. Объясняется это ее удаленностью от театра военных действий и политики государства. В соответствии с официальными документами (отчетами земских управ) в Петроградской губернии на начало 1917 г. проживало 5.840 военнопленных. Как отмечалось не раз, учет военнопленных нельзя признать удовлетворительным. То есть Петроградскую губернию можно отнести к губерниям, в которых военный плен не носил массового характера.
Статистика соотношения военнопленных славянского и не славянского происхождения Петроградской губернии подтверждает утверждение о преобладании в европейской части России военнопленных славян. Соответственно, военнопленных венгров также было мало. В документах их часто не выделяли, причисляя к категории «прочие».
Военнопленные в Петроградской губернии были заняты на различных видах работ - в сельском хозяйстве (в основном в крестьянском хозяйстве), на железных дорогах, в промышленности, на торфозаготовках, на лесозаготовках, на дноуглубительных работах. Стратегически важное значение в ходе войны и после нее имело строительство и ремонт железнодорожных путей. На этих работах было занято достаточно большое количество военнопленных - славян и не славян. На строительство железных дорог в Петроградскую губернию присылали также военнопленных из других губерний. Несмотря на то, что военнопленных не славян, в том числе венгров, в Петроградской губернии было мало, работали они, вероятно, в большинстве случаев именно на тяжелых работах. Именно со строительства железных дорог, а также с дноуглубительных работ совершали побеги венгры и немцы.
Условия жизни военнопленных в Петроградской губернии зависели в основном от тех работ, на которых они были заняты. Наиболее тяжелыми условия жизни были на таких работах, как строительство железнодорожных путей, дноуглубительные работы на Приладожском канале. Плохие условия жизни на строительстве железной дороги отмечаются и в других губерниях, в частности, на Мурманской железной дороге. Не менее сложными условия жизни были и на дноуглубительных работах, где военнопленные работали в воде. К этому добавлялась плохая обеспеченность теплой одеждой и соответствующей обувью. Эти условия провоцировали заболеваемость и более высокую смертность, чем на других видах работ. И, как было сказано выше, на этих работах использовалось относительно большое количество военнопленных немцев и венгров. В целом, в Петроградской губернии была сравнительно благополучная ситуация с медицинским обслуживанием военнопленных, как во время войны, так и после нее. Касается это и оказание медицинской помощи переправляемых в Швецию сначала военнопленных калек, а потом и всех репатриируемых военнопленных.
Надзор за военнопленными в Петроградской губернии, так же, как и в других губерниях Российской Империи и Советской России, не соответствовал выработанным положениям. Его неудовлетворительность была вызвана недостатком охранников, непродуманностью методов борьбы с побегами, саботажем. В целом, надзор был мягче, чем предписывалось. Побеги облегчались близостью границы с Финляндией и легкостью ее прохождения. Побеги совершали в основном военнопленные не славяне, в том числе венгры. Переходили финскую границу также военнопленные, совершившие побеги в других губерниях. С этим пытались бороться. Однако после революционных событий 1917 г. побеги участились, а надзор еще более ослаб. Отличительной чертой послереволюционного времени стало участившиеся побеги офицеров, поскольку даже после заключения Брестского мира в марте 1918 г. офицеры оставались в Советской России в качестве заложников. Венгерским офицерам помогали организованные группы в подготовке документов и других необходимых вещей для побега. Этот вопрос не раз обсуждался на заседаниях Бюро Венгерской секции при Петроградском Губкоме РКП(б), вырабатывались методы противодействия данным нарушениям.
Часть военнопленных Первой мировой войны сотрудничала с властями. Проявлялось это во вступлении в интернациональные воинские соединения для защиты Советской России. После революционных событий 1917 г. в Петрограде был образован Отряд Особого Назначения Венгерских Коммунистов, в который должны были войти все или большая часть коммунистов Петрограда, в том числе коммунисты Венгерской секции при Петроградском Губкоме РКП(б). Подавляющая часть членов секции были бывшими военнопленными, служили рядовыми и офицерами. Проявлялось сотрудничество также в согласии работать на Советскую Россию. Кроме членов Венгерской секции, которые до вступления в нее уже были коммунистами, сотрудничали с властями также и офицеры австро-венгерской армии. В Советской России не хватало специалистов, как гражданских, так и военных. Поэтому их приглашали и на предприятия, и на преподавательскую работу, в частности, в Высшую Особую Венгерскую военную школу. Объяснялось это, видимо, необходимостью выживания в крайне неблагоприятных условиях голода, репрессий.
Революционные события октября 1917 г. изменили положение военнопленных. Часть из них, коммунисты, стали легально образовывать национальные секции РКП(б) и другие национальные организации. Другие ждали репатриации на родину. Петроград был пересылочным пунктом, поэтому в нем всегда было много военнопленных, которые задерживались в городе на 1 - 2 недели. За это время среди них необходимо было провести агитационную работу. Такая работа была очень важна среди возращающихся на родину венгров. Венгерская секция агитации и пропаганды при Петроградском Губкоме РКП(б), образованная в середине 1920 г., проводила агитационную работу в виде лекций, митингов и других мероприятий. Венгерская секция старалась следовать постановлениям, направленным на организацию деятельности национальных секций. Однако, как и в любом коллективе, в секции существовали проблемы, «некоммунистические» мнения, что выражалось в ряде случаев в саботировании мероприятий и даже несогласии с основной линией секции, а следовательно, с линией РКП(б).
Характерно, что не раз на заседаниях секции поднимался вопрос о недостаточном количестве работников секции, которые должны были проводить агитационную работу. Возможно поэтому данная работа и не проводилась в достаточной мере, и меньшее, чем предполагалось, количество возратившихся на родину венгров восприняло коммунистическую пропаганду. В основном это были простые люди - крестьяне, рабочие, служащие, которые хотели вернуться на родину и жить спокойно без войн и революций. Революция в Венгрии так и не победила, период массовой репатриации военнопленных, в том числе венгров, закончился, и необходимость в агитации снизилась. Поэтому Венгерскую секцию, как и некоторые другие национальные секции при Петроградском Губкоме РКП(б), ликвидировали в конце 1921 г. После этого судьба оставшихся в Советской России венгров сложилась по-разному. Часть из них влилась в советское общество, другая часть - коммунистическая верхушка была репрессирована.
Источники
Архивные источники
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПБ)
1. ЦГА СПБ. Ф. Р-5846 (134-й Петроградский тыловой распределительный пункт. Петроград. 1917-1918). Оп. 1. Д. 27, Д. 118.
2. ЦГА СПБ. Ф. Р-8921 (Петроградская коллегия Совета австро-венгерских рабочих и солдатских депутатов в России. Петроград. 1920-1921) Оп. 1. Д. 3.
3. ЦГА СПБ. Ф. Р-8922 (Петроградское представительство Федерации иностранных советов в России. Петроград. 1920-1921). Оп. 1. Д. 10.
Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПБ)
4. ЦГИА СПБ. Ф. 253. (Канцелярия петроградского губернатора. Петроград. 1780-1917). Оп. 2. Д. 1269.
5. ЦГИА СПБ. Ф. 253. (Канцелярия Петроградского губернатора. Петроград. 1780-1917). Оп. 3. Д. 4276.
6. ЦГИА СПБ. Ф. 253 (Канцелярия Петроградского губернатора. Петроград. 1780-1917). Оп. 10. Д. 494, Д. 501, Д. 504, Д.580, Д. 595, Д. 599, Д. 619, Д. 620, Д. 621, Д. 622.
7. ЦГИА СПБ. Ф. 254. (Петроградское губернское правление. Петроград. 1780-1917). Оп. 1. Д. 13147.
8. ЦГИА СПБ. Ф. 378. (Германское благотворительное общество. Санкт- Петербург. 1842-1914). Оп. 1. Д. 39.
9. ЦГИА СПБ. Ф. 569 (Управление Петроградского градоначальника и столичной полиции. Петроград. 1871-1917). Оп. 10. Д. 440.
10. ЦГИА СПБ. Ф. 866 (Лужское лесничество. Лужский уезд, Петроградская губерния. 1826-1916). Оп. 3. Д. 13.
11. ЦГИА СПБ. Ф. 921 (Правление Петроградского округа путей сообщения. Петроград. 1809-1918). Оп. 86. Д. 18.
12. ЦГИА СПБ. Ф. 921 (Правление Петроградского округа путей сообщения. Петроград. 1809-1918). Оп. 92. Д. 868.
13. ЦГИА СПБ. Ф. 921 (Правление Петроградского округа путей сообщения. Петроград. 1809-1918). Оп. 95. Д. 151, Д. 2696.
14. ЦГИА СПБ. Ф. 1205 (Управление Петроградского уездного округа. Петроград. 1797-1917). Оп. 7. Д. 670, Д. 671, Д. 887-889.
15. ЦГИА СПБ. Ф. 1280 (Управление по постройке железнодорожных линий Гостинополье-Чудово, Волхов-Рыбинск. Петроград. 1914-1916). Оп. 1. Д. 110.
...