Введение 3
Глава 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.Г.БУТТШТЕТТА 8
Краткая биография 8
Теоретические труды и полемика с Иоганном Маттезоном 12
Музыкальное наследие 15
Глава 2. MUSICALISCHE CLAVIERKUNST UND VORRATHSKAMMER 17
Структура сборника 18
Титульный лист, фронтиспис и предисловие автора 20
Таблица украшений 23
Глава 3 КОМПОЗИЦИЯ СБОРНИКА 27
Praeludium, capriccio in d 27
Aria и 12 вариаций (F) 31
Praeludium, Ricercar in C 33
Praeludium, Fuga in G 36
Praeludium, Canzon, Menuet, Menuet (d) 39
Suite in D, Suite in F 45
Suite in D: Allamand. Courante. Sarabande. Menuet. Aria 46
Suite in FAllemande. Courante. Sarabande. Air—Double—Da capo. Menuet 47
Глава 4. СРАВНЕНИЕ ПРИЖИЗНЕННОГО И СОВРЕМЕННОГО ИЗДАНИЙ 48
Глава 5. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И .Г. БУТТШТЕТТА 76
Орган Предигеркирхи города Эрфурт 76
Выбор регистровки 81
Использование орнаментики 85
Заключение 86
Литература и источники 88
Приложение
Данная работа посвящена сборнику музыкальных произведений Иоганна Генриха Буттштетта (1666-1727г) «Musicalische Clavierkunst und Vorratskammer», изданному в 1713 г.
Интерес к музыке семнадцатого - восемнадцатого века проявляется как со стороны исследователей, так и в области исполнительства. Это подтверждает и появление новых научных трудов, посвящённых творчеству малоизвестных композиторов, отдельным музыкальным жанрам, школам и другим проблемам, связанным с органной музыкой барокко. Ведется работа по изданию сборников сочинений незаслуженно забытых композиторов, по расшифровке и переводу первоисточников. Музыканты-исполнители стремятся расширить свой репертуар посредством произведений той эпохи, совершенствуя своё мастерство в исторически-ориентированной практике.
В настоящее время исследований на русском языке о творчестве И.Г. Буттштетта нет. Диссертация Эрнеста Циллера, посвященная Буттштетту, написанная в 1934 году, была переиздана в 1971 году на немецком языке. Основной акцент в ней сделан на биографии композитора, также выполнен краткий анализ его произведений и достаточно подробно обсуждается теоретический труд Ut, mi, sol, re, fa, la, tota musica et harmonia aeternaв контексте музыкально-теоретических взглядов Буттштетта.
В 1975 году была защищена диссертация А. Лин Норрис, посвященная Буттштету и его хоральным обработкам (Sweet Briar College, Штат Вирджиния, США). В данной работе подробно рассматривается типология немецких хоральных обработок, на основе чего анализируются произведения Буттштетта. Небольшой раздел посвящен биографии композитора.
В 2006 году издательством Schott было опубликовано полное собрание органных произведений И.Г. Буттштетта под редакцией Клауса Бекмана, содержащее его вступительную статью. Это единственное современное издание органного наследия композитора.
В 2013 году Скотт М. Эльсхольц в Университете Индианы защищает докторскую диссертацию под названием «Открывая забытый кабинет: «Musicalische Clavierkunst und Vorratskammer» Иоганна Генриха Буттштетта». Основную часть работы занимает подробный музыкальный анализ произведений сборника, сделан сравнительный анализ прижизненного и современного изданий.
Краткие статьи о Буттштетте можно найти во всех музыкальных энциклопедиях.
Из вышесказанного можно заключить, что творчество И.Г. Буттштетта на сегодняшний день в русскоязычной научной и справочно-энциклопедической литературе не фигурирует, а за рубежом представлено небольшим количеством исследований.
Объектом исследования является единственный дошедший до нас изданный сборник композиций Иоганна Генриха Буттштетта «Musicalische Clavierkunst und Vorratskammer», предметом — особенности, содержание данного сборника, возможности использования в концертной и учебной деятельности.
Целью работы является обобщение сведений о композиторе и его произведениях, характеристика его работы, введение в исполнительскую практику музыки из «Musicalische Clavierkunst und Vorratskammer» Буттштетта. В связи с этим поставлены следующие задачи:
> изучение вышеуказанной литературы;
> изучение и анализ нотного материала;
> сбор и систематизация сведений о И.Г.Буттштетте и его сборнике «Musicalische Clavierkunst und Vorratskammer»;
> описание произведений сборника;
> сравнительный анализ изданий разного времени;
> сбор и анализ информация об инструментах, которые были в распоряжении автора, для понимания принципов регистровки его произведений;
> изучение барочных трактатов и современных исследований, позволяющее правильно интерпретировать данную музыку.
Практической задачей является введение в исполнительский и учебный репертуар произведений И.Г.Буттштетта как достаточно типичных для той эпохи, но при этом обладающих своими особенностями.
Цели и задачи исследования определяют структуру работы, состоящей из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и источников. В работу включены также 8 приложений.
Первая глава содержит основные библиографические сведения о жизни и творчестве Буттштетта, необходимые для понимания исторических условий существования музыки того времени, об известном музыкальном наследии композитора. Также затрагивается музыкально-теоретический спор между Буттштеттом и Маттезоном. Возможно, именно потерпев сокрушительное поражение в этом диспуте, Иоганн Генрих отказывается от идеи опубликовать многотомное продолжение «Musicalische Clavierkunst und Vorratskammer», и единственным последующим опубликованным произведением стала «Opera ₽rima Sacra» (1720).
Во Второй главе раскрывается состав сборника, подробно изучаются титульный лист, фронтиспис и предисловие автора, которое является ключом ко всему содержимому сборника и позволяет нам ознакомиться не только с произведениями Буттштетта, но и с его взглядами на музыкальное искусство. Не остается без внимания и таблица орнаментики Буттштетта.
Третья глава посвящена отдельным произведениям сборника. Рассмотрены особенности каждого произведения, выделены его яркие черты и типичные для того времени элементы. Проведены аналогии с произведениями современников Буттштетта.
В четвертой главе произведено сравнение прижизненного и современного изданий. Безусловно, часть редакторских изменений при работе над сборником Буттштетта вполне ожидаема: три нотоносца, а не два, как в оригинале; используются современные ключи (скрипичный и басовый); добавлены не указанные паузы; тактовые линии добавлены или смещены, при необходимости, чтобы восполнять нерелевантное количество долей в оригинале. Кроме того, выявлен ряд неточностей, которые никак не отмечены К. Бекманом и не объясняются в комментариях. Для наглядности материал представлен в таблицах, где кроме текстового описания несовпадений представлены изображения тактов в изданиях 1713 и 2006 годов.
Пятая глава посвящена проблемам интерпретации произведений Буттштетта. Каждый осведомленный исполнитель понимает, что требуется не только изучить теоретические источники, но и с особым вниманием отнестись к особенностям инструмента, для которого были написаны произведения. Поэтому в главе рассматривается орган Предигеркирхи, где Буттштетт служил органистом 36 лет. Используя информацию об органе Компениуса в сочетании со сведениями из других исторических источников, современный исполнитель может сделать выводы относительно подходящих регистровых решений для музыки Буттштетта.
При написании работы методологической основой послужило сочетание исторического, источниковедческого, аналитическо-исполнительского и компаративистского подходов. Источниковедческий подход основан на трактатах того времени и на изданиях произведений Буттштетта. Неотделимой составляющей результатов исследования является аналитическо-исполнительский метод, основанный на личном исполнительском опыте и на удачных интерпретационных решениях других исполнителей-органистов.
Перевод специализированной литературы и цитат потребовали применения семантического анализа, так как перевод требует знания профессиональной музыковедческой терминологии и учёта особенностей последней в контексте времени и страны создания труда.
Научная новизна работы не только в том, что впервые в отечественной литературе изучается творчество И.Г. Буттштетта и его сборник «Музыкальная кладовая клавирного искусства», но и в практической направленности работы.
Практическая ценность данной работы в том, что результаты исследования могут быть использованы концертирующими органистами для расширения репертуара барочной музыки, могут быть полезны музыковедам, а также могут найти применение в практических органных курсах - таких как история органного и клавирного искусства, методика обучения игре на старинных клавишных инструментах. Результаты исследования могут помочь исполнителям в интерпретации не только музыкального наследия Буттштетта, но и клавирного репертуара той эпохи в целом.
В представленном исследовании были решены следующие задачи:
> систематизированы сведения о жизни и деятельности И.Г.Буттштетта;
> составлен перечень неточностей и ошибок, допущенных в современном издании Schott;
> проработано каждое произведение сборника - выделены его уникальные черты; выявлено, что композиторский стиль Буттштетта представляет собой уникальный соединение различных композиционных практик, в репертуаре Иогана Генриха чувствуется влияние не только его учителя - И. Пахельбеля, но и творчества И.Я. Фробергера, И.К. Керля, Д. Фрескобальди.
> определена специфика регистровки произведений «Musicalische Clavierkunst und Vorratskammer» на основе сохранившихся сведений об инструменте, на котором работал Буттштетт, жанровых особенностей сочинений и, как результат, представлены различные варианты регистровых решений;
В первой главе также описан многолетний теоретический спор о развитии музыкальной композиции с Иоганном Маттезоном, который практически уничтожил репутацию Буттштетта как композитора и теоретика. Призывы вернуться к устаревшей системе были осмеяны Маттезоном, и в результате этого Буттштетт, весьма вероятно, мог быть деморализован, что привело к тому, что ничего не известно о его творчестве в последние годы жизни.
«Musicalische Clavierkunst und Vorratskammer» должен был закрепить имя Буттштетта, как серьезного композитора в культурной среде органистов Германии. Сборник получил достаточно широкое распространение на выставках Лейпцига и, по всей видимости, пользовался популярностью.
Несмотря на то, что часть композиций сборника не отличаются высоким мастерством (например, сюиты), в целом, творчество Буттштетта примечательно фигуральным многообразием, драматическими высказываниями stylus phantasticus и использованием фактуры нотного текста как средства создания динамического эффекта. Прослужив 36 лет органистом в Предигеркирхе, он, без сомнения, великолепно знал свой инструмент и мог использовать все его возможности, чтобы произвести настоящий фурор своими композициями на ежегодном концерте-испытании.
Хотя его искусство, возможно, было не столь мастерски развито, как у его предшественников и современников, творчество Буттштетта определенно заслуживает того, чтобы его произведения исполнялись в концертах и использовались в педагогической деятельности.
Завершить работу хотелось бы цитатой из Э. Циллера: «Буттштедт был настоящим тюрингским музыкантом, до конца своего существования тесно связанным со своим родным городом и его музыкальными традициями, глубоко религиозной личностью, человеком, который жил ради своей музыки, потому что она была целью его жизни и призванием от Бога» [Ziller, 22].
1. Apel, W. Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700 / W. Apel. — Kassel : Barenreiter, 1967. — 784 S.
2. Atkinson, Ch. M. Modus / Charles M. Atkinson, Columbus, Ohio, 1995 // HmT - 24. Auslieferung, Fruhjahr 1996. — 30 S.
3. Bartel, D. Musica Poetica: Musical-Rhetorical Figures in German Baroque Music. Lincoln: University of Nebraska Press, 1998. — 471 p.
4. Blume, F. Buttstett, Johann Heinrich // MGG2. — Personenteil Bd. 3. — S. 1438-1439.
5. Betz, M. CAPRICCIO / CAPRICE / Marianne Betz, Leipzig. 2001 // HmT -
20. Auslieferung, Herbstr 1992. — 22 S.
6. Buelow,G. Buttstett, Johann Heinrich // NGD2- Vol. 29 - 693-694 p.
7. Bukofzer, M. F. Music in the Baroque Era — From Monteverdi to Bach / M. F. Bukofzer. — New York : W.W. Norton & Co, 1947. — 764 p.
8. Buttstett, J. H. Musicalische Clavier=Kunst und Vorraths=Kammer. Leipzig: Johann Herbord Klossen, 1713.
9. Buttstett, J. H. Ut, Mi, Sol, Re, Fa, La, Tota Musica Et Harmonia Sterna Leipzig : J.H. Kloss, 1717 Cruger, Johann. Synopsi Musica. Berlin, 1630.
10. Buttstett, J. H. Samtliche Orgelwerke. Prepared for publication by Klaus Beckmann. ED 9923. Mainz: Edition Schott, 2006.
11. Cannon C.B. Johann Mattheson Spectator in music, Archon books, 1968.— 244 p.
12. Collins, P. The Stylus Phantasticus and Free Keyboard Music of the North German Baroque. London: Ashgate, 2005.— 229 p.
13. Crivellaro, P. Die Norrddeutsche Orgelschule: Auffuhrungsoraxis nach historischen Zitaten. Repertoire. Instrumente / P. Crivellaro. — Stuttgart : Carus-Verlag, 2014. — 208 S.
14. Edler, A. Das Echo // Edler, A. Geschichte der Klavier- und Orgelmusik. - Bd. 2 / Arnfried Edler ; in Verbindung mit Siegfried Mauser. - Laaber : Laaber- Verlag, 2007. - S. 640-642.
15. Edler, A. Geschichte der Klavier- und Orgelmusik / A. Edler in Verbindung mit S. Mauser. — Bd. 1: Von den Anfangen bis 1750. — Laaber : Laaber-Verlag, 2007. — 613 S.
16. Edler, A. Phantastik und Gelehrsamkeit Orgel- und Klaviermusik fur die stadtische Gesellschaft um 1700 / Arnfried Edler // Bach, Lubeck und die norddeutsche Musiktradition : Bericht uber das Internationale Symposion der Musikhochschule Lubeck April 2000. 2. Aufl. - Kassel u. s. w. : Barenreiter, 2006. — S. 60-71.
17. Eitner, R. Buttstett Johann Heinrich, Biographischbibliographisches Quellen- Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur Mitte des neunzehnten Jahrhundert. Bd. 2, Bertalotti-Cochereau, 1900. —S. 254.
18. Gstrein, R. ALLEMANDE / Rainer Gstrein, Innsbruck, 1998 // HmT - 27. Auslieferung, Herbst 1998. — 6 S.
19. Gstrein, R. COURANTE / Rainer Gstrein, Innsbruck, 2002 // HmT - 33. Auslieferung, Sommer 2002. —6 S.
20. Gstrein, R. MENUETT / Rainer Gstrein, Innsbruck, 2004 // HmT - 37. Auslieferung, Sommer 2004. — 12 S.
21. Gstrein, R. ZARABANDA / SARABANDA / Rainer Gstrein, Innsbruck, 1991 // HmT - 20. Auslieferung, Herbst 1992. —11 S.
22. Kircher, A. Musurgia universalis. T. I. Roma, 1650. — 690 p.
23. Lester, J. Between Modes and Keys: German Theory, 1592-1802. Pendragon, 1989.— 229 p.
24. Lester, J. Compositional Theory in the Eighteenth Century. Cambridge: Harvard University Press, 1992. — 355 p.
25. Mattheson, J. Das neu-eroffnete Orchestre. Hamburg: B. Schillers, 1713. - 187 S.
26. Mattheson, J. Das beschutzte Orchestre. Hamburg: B. Schillers, 1717. - 302 S.
27. Nolte, E. V., Butt J. Pachelbel : Johann Pachelbel. / E.V. Nolte, J. Butt // NGD2. — 2001. — Vol. 18.
28. Norris, L. A. Johann Heinrich Buttstedt and the Orgelchoral. A.B. Thesis, Sweet Briar College, 1975. — 75 p.
29. Praetorius, M. Syntagma Musicum - Bd. II. De Organographia / Faksimile- Nachdruck hrsg. von Wilibald Gurlitt. - Kassel u. a. : Barenreiter, 1968. - 236 S., XLII S.
30. Petersen-Mikkelsen, B. Die Melodielehre des Vollkommenen Capellmeisters von Johann Mattheson: eine Studie zum Paradigmenwechsel in der Musiktheorie des 18. Jahrhunderts. Eutiner Beitrage zur Musikforschung; Bd. 1/ -Eutin, 2002. - 311 S.
31. Ritter, A.G. Zur Geschichte des Orgelspiels, vornehmlich des deutschen, im 14. bis zum Anfange des 18. Jahrhunderts. In 2 Bde. - Bd. 1 / - Leipzig : Max Hesse’s Verlag, 1884. - 225 S.
32. Ruf, W. ARIA / AIR / AYRe / ARIe / Wolfgang Ruf, Mainz, 1993 // HmT -
21. Auslieferung, Sommer 1993. —38 S.
33. Samber, J.B. Continuatio ad manuductionem organicam. Salzburg: Johann Baptist Mayrs seel. Wittib und Erb., 1707. — S. 269.
34. Scott M. E. Opening a forgotten cabinet : Johann Hi enrich Buttstett’s Musicalische Clavier=Kunst und Vorraths=Kammer. Indiana University, 2013. - 102 p.
35. Seiffert, M. Das Plauener Orgelbuch von 1708. Archiv fur Musikwissenschaft 02 1920 - 371-393 S. [электронный ресурс]. URL https://archive.org/details/ArchivFrMusikwissenschaft021920/mode/2up?q=buttstedt&view=theater
36. Shannon, J. R. The evolution of Organ Music in the 17th Century / John R. Shannon. - Jeffeson ; London : McFarland & Company, 2012. - 305 p.
37.Schenkman, W. Portrait of Mattheson, the Editor, Together with His Correspondents // Bach, vol. 9, no. 4, October, 1978. Published by: Riemenschneider Bach Institute - p 1-10 [электронный ресурс]. URLhttps://www.jstor.org/stable/41640063
38. Schmitz-Gropengiefier, F. CANZONA, CANZONETTA / Frauke Schmitz- GropengieBer, Freiburg i. Br., 1997 // HmT - 25. Auslieferung, Fruhjahr 1997. —14 S.
39. Schneider, T. Die Orgelbauerfamilie Compenius. Archiv fur Musikforschung, 02.1937. — 8-77 p. [электронный ресурс]. URL
https:// archive. org/ stream/ ArchivFuerMusikforschung2jg1937/ArchivFuerMusikforschung2jg1937 djvu.txt
40. Vogel, Н.North German Organ Building of the Late 17th Century: Registration and Tuning. // Stauffer G. В., Мау Е. ( eds.). J. S. Bach as Organist: His Instruments, Music & Performance Practices. Bloomington, 1986. —31-40 p.
41. Walther, J. G. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec / Johann Gottfried Walther ; hrsg. von Friederike Ramm. - Kassel : Barenreiter, 2001. - 601 S.
42. Werckmeister А.Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe, oder eigentliche Beschreibung, wie und welcher Gestalt man die Orgelwercke von den Orgelmachern annehmen, probiren , untersuchen und denen Kirchen liefern konne; auch was bey Verdtigniss eines neuen und alten Wercks, so da zu renoviren vorfallen mochte, nothwendig in acht zu nehmen sey ... jetzo von dem Autore selbst tibersehen, mit grtindlichen Uhrsachen bekrafftiget und zum Druck befordert. Quedlinburg: Theodor Philipp Calvisius (Johann Heinrich Sievert), 1698; 3/Leipzig: Johann Michael Teubner, 1754. — S. 112.
43. Wolff, Chr. RICERCAR / Christoph Wolff, New York, 1973 //HmT. — S. 9.
44. Ziller, E. Der Erfurter Organist Johann Heinrich Buttstadt. Berlin: Buchandlung des Waisenhauses G.m.b.H, 1935. Reprint, Beitrage zur Musikforschung, ed. Max Schneider, no.3. Hildesheim: Georg Olms Verlag, 1971. — S. 140.
45. Блажевич М., Ушаков Д., Ключи к «Гексахорду» //Opera musicologica,№ 3-4 [9-10], 2011. - С. 61-78.
46. Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков : учеб. пособие / Автор концепции М. В. Распутина ; ред. М. Воинова, Е. Кривицкая ; ред. коллегия Т. Бочкова, М. Воинова, Е. Кривицкая, М. Моисеева, А. Петрова ; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — 2-е изд., доп., испр. — М. : Музиздат, 2008. — 864 с.
47. Кийовски, О. Особенности барочной агогики на примере stylus phantasticus // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1(12), 2013. - C. 205-208. [электронный ресурс].
URLhttps://journalpmn.ru/index.php/PMN/article/view/201/203
48. Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII-XX веков / Т. С. Кюрегян. — М. : ТЦ «Сфера», 1998. — 344 с.
49. Лобанова, М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы, эстетики и поэтики / М. Н. Лобанова. — М.; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 336 с.
50. Милка, А. П. Полифония : Учебник для музыкальных вузов в 2 ч. / А. П. Милка ; науч. ред. К. Южак — СПб : Композитор, 2016.
51. Милка, А. П. Титульный лист как часть текста барочного музыкального произведения // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. М.: МГК. 2009. — C. 122-134.
52. Иванова, К. Об украшениях в трактатах о музыке //Opera musicologica,№ 2 [24], 2015. - C. 75-92.
53. Панов, А.А. Регистровка в немецкой органной музыке XVII-XVIII вв. Лекция по истории органного искусства / Панов Алексей Анатольевич. - Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. - 152 с.
54. Панов, А.А. Терминология и регистровка в немецком органном искусстве барокко и галантного маньеризма / Панов Алексей Анатольевич. - Казань: 2003. - 592 c.
55. Холопов, Ю.Н. О принципах композиции старинной музыки: статьи, материалы / Ю. Н. Холопов — М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. — 519 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ (САЙТЫ)
56. International Music Score Library Project: [сайт]. URL: https://imslp.org/
57. Repertoire International des Sources Musicales: [сайт]. URL: https://opac.rism.info/
58. Digitalisierte Sammlungen der Staatsbibliothek zu Berlin [сайт]. URL: https://digital.staatsbibliothek-berlin.de/
59. Internet Archive [сайт]. URL:https://archive.org
60. КиберЛенинка, научная электронная библиотека открытого доступа
[сайт]. URLhttps://cyberleninka.ru/search