Введение 3
Глава 1. Несколько слов о писательницах 6
Глава 2. Романы 10
Глава 3. Мотив ущербности в корейской прозе XX и начале XXI веков 33
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 61
Современная корейская литература приобретает все большую известность среди российских читателей. Это связано с популяризацией корейской культуры по всему миру, в том числе и в России. С каждым годом увеличивается количество переводимых на русский язык произведений корейских авторов. Обсуждение на страницах рассказов и романов универсальных и насущных проблем современного общества вызывает неподдельный интерес не только в Корее, но и за ее пределами.
Представленная работа стала продолжением исследования автором современной южнокорейской прозы, начиная с первого года обучения в университете. На первом курсе были рассмотрены романы Хан Ган ^^ «Вегетарианка» *А^^0^} (чхэсикчжуыйчжа), Ли Сыну °]^^ «Тайная жизнь растений» ^'Ь’-М'?0] ^^^ (синмульдыре сасэнхваль) и Чхон Мёнгван у1Тр,Т «Кит» А] (корэ). На втором курсе был рассмотрен сборник рассказов Ким Эран ^ °fl ^ «Беги, папа» ^^^, °}И] (таллёра, аби). На третьем же году обучения было продолжено исследование творчества писательницы Ким Эран, но уже по ее роману «Мое бьющееся сердце» ^^^^ ^ ^^ (тугынтугын нэ инсэн). Однако в выпускной квалификационной работе было принято решение сосредоточиться только на одной конкретной проблеме ущербности, поднимаемой в современных произведениях Южной Кореи. Так, для лучшей иллюстрации мотива ущербности было решено рассматривать роман Сон Вонпхён А‘Й'3 «Миндаль» °}^^ (амонды) вместе с романом Ким Эран «Мое бьющееся сердце».
Актуальность настоящей работы обосновывается тем, что, несмотря на научный интерес и труды, посвященные вопросам творчества современных корейских писателей, тема ущербности в прозе современных авторов практически не освящалась.
Объектом данного исследования являются романы южнокорейских писательниц Ким Эран «Мое бьющееся сердце» и Сон Вонпхён «Миндаль». Предметом же является мотив ущербности, отраженный в этих романах.
Целью данной работы является выявление мотива ущербности на примере двух романов современных южнокорейских писательниц Ким Эран «Мое бьющееся сердце» и Сон Вонпхён «Миндаль».
Этой целью определяются следующие задачи исследования:
1) Ознакомиться с оригинальными текстами романов на корейском языке;
2) Выявить типы ущербности на примерах героев двух романов;
3) Рассмотреть, какие социальные проблемы стоят за ущербными персонажами;
4) Раскрыть смысл имен героев романов;
5) Изучить восприятие русскоязычной аудитории исследуемых романов.
Новизна исследования заключается в том, что в отечественном корееведении впервые предпринимаются попытки на конкретном материале произведений Ким Эран и Сон Вонпхён выявить и проанализировать тему ущербности в романах «Я буду скучать» и «Миндаль» используя культурно-исторический метод, заключающийся в рассмотрении литературы как продукта общественной жизни, когда социальные проблемы раскрываются в художественном пространстве литературы.
Так как исследование будет производиться на основе оригинальных текстов, то все переводы цитат выполняются автором настоящей работы.
Теоретическое значение дипломной работы определяется тем, что результаты и выводы дипломного исследования представляют собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения темы ущербности в произведениях современных южнокорейских писателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования можно использовать как лекционный материал для лекториев по ознакомлению с творчеством современных писателей Республики Корея.
В ходе проделанной работы была предпринята попытка реализовать поставленные задачи по выявлению мотива ущербности на примере двух романов современных южнокорейских писательниц Ким Эран «Мое бьющееся сердце» и Сон Вонпхён «Миндаль».
В рассматриваемых романах перед читателем поднимается тема ущербности в физическом, психическом, моральном и социальном аспектах. Ущербность здесь проявляется во врожденных и приобретенных заболеваниях, в сложности социализации героев, во взаимоотношении личности и общества, в проблеме преступности.
Так, аномальное физическое развитие Хан Арыма в романе Ким Эран «Мое бьющееся сердце», вызванное врожденным заболеванием, не дает возможности герою вести полноценный образ жизни свойственным сверстникам, и выглядеть соответственно своим годам. Несмотря на то, что герой внешне сильно отличается от окружающих, внутренне это прекрасно эрудированный, добрый и чуткий подросток.
Говоря об ущербности в социальном плане, Ким Эран на примере молодых родителей Хан Арыма, поднимает проблему ранней беременности кореянок, и то, с чем приходится сталкиваться молодым матерям - с давлением, осуждением и непониманием со стороны общества. Общество воспринимает этих молодых женщин, как женщин со сломанной судьбой, ущербных, не способных к самореализации в профессиональной деятельности. Можно предположить, что для автора ущербность заключается не в физическом недуге главного героя и не в проблеме ранней беременности, а в душевной ущербности окружающих, в глазах которых эта семья ущербна и вызывает жалость и презрение.
В романе Сон Вон Пхен «Миндаль» автор показывает, что Юнчжэ который воспринимается окружающими как ущербный, не такой как все, повергающий в шок своей прямолинейностью, на самом деле оказывается думающим, анализирующим и здравомыслящим юношей, способным распознать глубинную сущность человека, сокрытую под наносным, защитным слоем. Герой единственный смог разглядеть и понять красоту души малолетнего преступника Гона, заставляя тем самым профессора Юна по- другому посмотреть на своего сына. Писательница дает понять читателю, что на фоне Юнчжэ, окружающее общество является ущербным, неспособным и нежелающим понимать людей, резко выделяющихся своим видом и поведением.
Гон, герой, чей образ жизни в корне отличается от общепринятых норм морали и поведения, побуждает читателя взглянуть на проблему преступности среди подростков. Человек, не получивший в детстве любви и заботы близких, чувствует себя неполноценным, обделенным, а сталкиваясь со стеной непонимания, начинает действовать и поступать так, как от него ожидает общество, готовое заклеймить героя и вынудить его стать преступником.
Высокая конкуренция в южнокорейском обществе, начиная от поступления в учебные заведения и заканчивая трудоустройством, порождает большое количество людей, которые не могут реализоваться в профессиональной сфере, и, как следствие, оказываются внизу социальной лестницы. Ярким примером может служить убийца из романа «Миндаль», который, потеряв все жизненные ориентиры, и не видя смысла в дальнейшей жизни, идет на отчаянный шаг - убийство.
Южнокорейское общество в художественном мире Ким Эран и Сон Вонпхён предстает обществом, пока еще не готовым сосуществовать с героями, ущербными физически. Однако финальные сцены в романах все же транслируют идею маленькой, но все же надежды на то, что в дальнейшем внешняя ущербность перестанет быть преградой к тому, чтобы увидеть и распознать внутреннюю красоту души и цельность личности таких героев.