Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности пищевого поведения у студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта

Работа №126985

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2023
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ABSTRACT 3
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЗАНЯТИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПОРТОМ И ОСОБЕННОСТЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ 10
1.1. Профессиональные стандарты и требования в профессиональном спорте 10
1.2 Особенности пищевого поведения спортсменов 21
1.3 Психологические особенности профессиональных спортсменов
юношеского возраста 29
1.4 Влияние профессионального спорта на пищевое поведение спортсменок,
юношеского возраста, занимающихся гимнастическими видами спорта 39
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 50
2.1 Цель и задачи исследования 50
2.2 Предмет и объект исследования 50
2.3 Гипотезы исследования 50
2.4 Выборка 51
2.5 Методы исследования 51
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 56
3.1. Анализ социально-демографических и иных характеристик студенток,
профессионально занимающихся спортом и студенток не спортсменок 56
3.1.1. Результаты изучения социально-демографических характеристик
студенток, профессионально занимающихся спортом и студенток не спортсменок 56
3.1.2 Результаты изучения отношения к внешнему виду своей фигуры у студенток, профессионально занимающихся спортом и студенток не спортсменок 59
3.2. Результаты изучения образа собственного тела у студенток,
профессионально занимающихся спортом и студенток не спортсменок 81
3.3. Результаты оценки пищевого поведения у студенток, профессионально
занимающихся спортом и студенток не спортсменок 84
3.4. Результаты анализа взаимосвязей изучаемых характеристик студенток профессионально занимающихся спортом и студенток не спортсменок 88
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 96
ВЫВОДЫ 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
Рекомендации, направленные на улучшение восприятия образа тела и пищевого поведения у студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
Приложение А 113
Приложение Б 119
Приложение В 124
Приложение Г

Актуальность. Профессиональный спорт - это профессиональное сообщество со своими нормами, ценностями и правилами, знаниями и навыками, которыми должен овладеть индивид, оказавшийся в этой сфере. От овладения всеми требованиями спортивного сообщества, в свою очередь, зависит достижение профессиональных целей, совершенствование, прохождение социализации внутри данной среды и формирование отношения к себе и окружающему миру [34].
Одни из требований, предъявляющихся в профессиональном спорте к спортсменам - это обладание физическими качествами и определенное внешнее состояние тела. Необходимость находиться в требуемом виде фигуры и весе приводит к различным особенностям в питании спортсменов, а также и проблемам [18, 41].
Принципы питания профессиональных спортсменов являются особо отличительными от тех людей, кто не занимается профессиональным спортом. В исследовании Е. В. Янкевич, например, было показано, что девушки, занимающиеся гимнастикой (как художественной, так и спортивной), фигурным катанием, синхронным плаванием и даже фитнесом, больше подвержены рискам проблем с питанием, чем не спортсмены [52].
При этом потребность в пище является базовой потребностью человека. Питание и прием пищи - это то, что помогает человеку существовать, обеспечивая и поддерживая жизненные функции. Количество и качество поступающих в организм продуктов напрямую будут влиять на внешний вид, фигуру, физическое и психическое состояние человека. Поэтому в разных видах спорта существуют рекомендации для набора, снижения веса и его удержания [36]. В частности, в различных видах гимнастики (художественной, спортивной, аэробной, акробатической, эстетической и др.) необходимо иметь утонченный, стройный вид, подтянутую форму, с минимальными жировыми отложениями. При внешнем несоответствии этим стандартам спортсмен может подвергаться критике в спортивном социуме, получать невысокие оценки на соревнованиях. Поэтому в таких видах спорта как гимнастика и смежных с ней существует взаимосвязь должных стандартов худого вида фигуры и наличия диетической культуры. Такое стремление к худобе нередко вызывает у спортсменов нездоровое отношение к еде, своему внешнему виду, самоосуждение, и негативно сказывается на тренировочном и соревновательном процессе [11]. Также это может являться причиной возникновения расстройств пищевого поведения [20]. Расстройства пищевого поведения (РПП) - это проблемы психологического характера, которые проявляются в отношении питания из-за неудовлетворенности внешним видом своей фигуры.
Обзор литературных источников показал, что исследований, посвященных пищевому поведению профессиональных спортсменов, встретилось больше у зарубежных авторов. В отечественной литературе таких работ было обнаружено значительно меньше. Авторы пишут о том, что проблема нарушений пищевого поведения в спортивной среде встречается достаточно часто [24]. Существует наличие соревновательного момента с желанием добиваться лучших оценок не только спортивных результатов, а и внешнего вида. Некоторые спортсмены открыто говорят о наличии такой проблемы как расстройство пищевого поведения в гонке за идеальной фигурой и возможностью достигать профессиональных высот. Но многие люди, имеющие данные проблемы скрывают это и не обращаются за помощью. Мы считаем важным освещать наличие такой проблемы и тем самым влиять на развитие работы специалистов со спортсменами в данной области. Это и определило направление нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности пищевого поведения у девушек-студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта.
Объект исследования - особенности пищевого поведения при занятиях профессиональным спортом.
Предмет исследования- особенности пищевого поведения у девушек - студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта.
Гипотезы:
- Спортсменки, профессионально занимающиеся гимнастическими видами спорта, имеют повышенный риск нарушений пищевого поведения.
- Неудовлетворенность своим телом у спортсменок, профессионально занимающихся гимнастическими видами спорта, выше, чем у не спортсменок.
Задачи:
1. Определить выраженность признаков нарушений пищевого поведения у девушек - студенток не спортсменок и студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта.
2. Определить степень удовлетворённости собственным телом у девушек - студенток не спортсменок и студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта.
3. Проанализировать взаимосвязи между изучаемыми
характеристиками: занятиями профессиональным спортом, пищевым поведением у девушек юношеского возраста и их удовлетворенностью своим телом.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методических источников.
2. Анкетирование респондентов девушек - студенток спортсменок и не спортсменок с целью сбора социально-демографических данных, данных спортивного характера, определения оценки значимости поддержания фигуры, веса, их способах; степени социального влияния на формирование отношения личности к своей фигуре и наличия опыта работы со специалистами в области питания, психологии.
3. Проведение психодиагностических методик в форме опросников для определения выраженности признаков нарушений пищевого поведения и степени удовлетворённости собственным телом у девушек - студенток не спортсменок и студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта.
4. Методы математической статистики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было посвящено изучению особенностей пищевого поведения у девушек студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта. Нами было выявлено, что у студенток-спортсменок значимо выше выражены характеристики, относящиеся к пищевому поведению, связанных со стремлением к худобе, а также выше показатели по шкалам булимия и инероцептивная некомпетентность-т.е. трудность в распознавании сигналов голода и сытости, по сравнению с их сверстницами не занимающимися спортом профессионально. Также по шкале «Страх взросления» выявлены значимые различия, что говорит о сложностях у них с принятием изменений своего тела с возрастом, когда оно начинает приобретать округлые формы.
Студентки, занимающиеся гимнастическими видами спорта, имеют значимо более негативное отношение к образу своего тела, больше сложностей с поддержанием своего веса, ставят целью -похудение и склонны к более строгим критериям оценки своей фигуры по сравнению со сверстницами профессионально спортом не занимающимися. Все это может говорить о повышенном риске появления и наличия расстройств пищевого поведения у спортсменок, занимающихся гимнастическими видами спорта.
Поднятая нами тема доказывает свою актуальность. Полученные результаты могут быть вкладом в общее поле исследований, связанных с темой пищевого поведения спортсменов, могут быть использованы для информирования специалистов, участвующих в профессиональном сопровождении спортсменов, составлении программ психологической работы спортивных психологов и организации научно обоснованных программ помощи, в случае выявления таких нарушений у спортсменов. Мы предполагаем и даже уверенны, что в таком случае спортсменам удастся сохранить свое физическое и психическое здоровье, дольше оставаться в спорте и достигать наиболее полного развития своего спортивного потенциала.
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие рекомендации для тренеров и спортсменов, направленные на улучшение восприятия образа тела и пищевого поведения у студенток, занимающихся гимнастическими видами спорта



1. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. М., 2005. С. 229.
2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. 1974. Т. 2. С. 53.
3. Артемьева М. С. и др. Социокультуральные и биологические факторы в развитии нарушений пищевого поведения (55-летний опыт работы кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН) //Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2021. №. 4. С. 253-264.
4. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: КноРус, 2018. 288 c.
5. Барыльник Ю. Б., Филиппова Н. В., Антонова А. А., Диагностика и терапия расстройств пищевого поведения: мультидисциплинарный подход // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Т. 28. № 1. С. 50-57.
6. Большой Энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия Норинт, 2000. 1434 с.
7. Вдовина, О. С. Влияние спортивных игр на формирование личностных особенностей студентов, занимающихся различными видами спорта // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 584-587.
8. Вопрос о спортивной булимии // Материалы IX Международной
студенческой научной конференции «Студенческий
научный форум» [Электронный ресурс] URL: /https ://scienceforum.ru/2017/article/2017038227/ (дата обращения: 02.06.2022).
9. Выготский Л. С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. 505 с.
10. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288с.
11. Жигайлова Л. В. Проблема расстройства пищевого поведения в современной художественной гимнастике // Актуальные вопросы современной науки и практики: Материалы II Международной научно -практической конференции, Чистополь, 30 октября 2020 года. Казань: ИП Рагулин Р.А., ЧУДПО «НИОЦ». 2020. С. 285-288.
12. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 864 с.
13. Жуков А. Д. Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения. М.: Юнеско, 2011. С.15-17.
14. Закон Р. Ф. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г // Российская газета» Федеральный выпуск. №. 4539.
15. Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб./Росстат. М., 2021. 171 с.
16. Зюкин А. В. Психолого-педагогические технологии формирования высокой психической устойчивости у действующих спортсменов // Уральский медицинский журнал. 2019. № 1(169). С. 98-105.
17. Казилов М. М., Подливаев Б. А. Проблемы сгонки веса и повышения работоспособности в спортивной борьбе // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. №. 2 (20). С. 155-162.
18. Каменский Д. А., Трофимова, Д. В., Лосев, Ю. Н., Курицына, А. Е. Расстройства пищевого поведения у спортсменов // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. С. 185¬189.
19. Карлсон Н.Р., Биркетт М.А. Физиология поведения. 2022. 864с.
20. Каштанова Т. В. Риски расстройств пищевого поведения у девушек,
занимающихся сложнокоординированными видами спорта: связь с неудовлетворенностью/удовлетворенностью образом тела // Спортивный психолог. 2019. № 2(53). С. 74-78.
21. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 175с.
22. Кораблина А. Г. Психическое здоровье элитных спортсменов как аспект спортивной карьеры // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта: I Международная российско-белорусская научно-практическая конференция для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Воронеж, 27-28 февраля 2020 года. Воронеж: Издательство «РИТМ», 2020. С. 321-327.
23. Кривощеков С. Г. Психофизиология спортивных аддикций // Наука и
социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием, в 2 ч., Новосибирск, 01 марта 2019 года / научный ред. М.Г. Чухрова. - Новосибирск: АНО ДПО «СИПППИСР», 2019. С. 55-61.
24. Куликова М. Ю. Расстройства пищевого поведения в олимпийской среде // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 19-20 мая 2020 года / Под научной редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. Москва: РЭУ, 2020. С. 551-556.
25. Ларин Н.А. Фактор сознательного риска в спорте: психофизиологический // Международный студенческий научный вестник, 2018. № 4-3. [Электронный ресурс] URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/ view?id=18855/(дата обращения: 28.11.2021).
26. Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Волков Д.Н. Психология физической культуры и спорта. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2023. 531 с.
27. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.
28. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.
29. Малютина Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. 2014. №. 2 (126). С. 129-133.
30. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. М.: Воениздат, 1997. 304 с.
31. Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. 445с.
32. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М., 2003. с.214.
33. Наделяева В.Ю. Влияние профессиональных видов спорта на социализацию подростков // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 4-6 декабря 2019 г.): в 2 частях / под ред. Н. Е. Лукьянова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. Часть 2. С. 203-204.
34. Наделяева В.Ю. Профориентация подростков, занимающихся профессиональными видами спорта // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно -практической конференциис международным участием (г. Новосибирск, 2-4 декабря 2020 г.): в 2 частях / под ред. Н. Е. Лукьянова. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. Часть 1. С. 83-84.
35. Никитушкин В.Г. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие. М.: Спорт, 2017. 390 с.
36. Одинцова В. И. Общая нутрициология как необходимый компонент в подготовке будущих тренеров // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 4. С. 295-303.
37. Осеева Ю. С. Психологические факторы и риски пищевых расстройств в молодежном возрасте // Актуальные проблемы общественных и гуманитарных наук: научный подход молодых исследователей.: Сборник научных статей обучающихся Вологодского института права и экономики ФСИН России / Под общей редакцией В.Н. Некрасова. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 175-178.
38. Панферов В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974. № 2. С. 59- 64.
39. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 28 марта 2019 года № 194н «Об утверждении профессионального стандарта "Спортсмен"» [Электронный ресурс] URL:
/https://docs.cntd.ru/document/5541502147ysclidM44hzjogr3/(дата обращения 03.04.2022).
40. Рогачев Д. И. Модернизация правового регулирования труда спортсменов и тренеров // Справочник кадровика. 2008. № 6. С. 50-57.
41. Серова Л. К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте: учебное пособие для вузов / Л. К. Серова. - 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 147 с.
42. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учеб.пособие.
М.: Советский спорт, 2007. 116 с.
43. Скугаревский O.A., Сивуха O.A. Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки // Психологический журнал. 2006. №2(10). С. 40-48.
44. Скугаревский О. А. Нарушения пищевого поведения. Минск: БГМУ, 2007. 340 с.
45. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 2000 г.
46. Тутельян В. А. Спортивное питание: от теории к практике. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «ДеЛи», 2020. 256 с.
47. Уразова С.Г. Отечественная история физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов факультета физической культуры. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. 68 с.
48. Филиппова С. А., Шелиспанская Э. В. Феномен неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте: психологические причины и возможности коррекции //Психолог. 2017. №. 4. С. 21-31.
49. Черкашина А. Г. Образ Физического Я в самоотношении девушек 17 -18 лет: монография. Самара: Изд-во ПГСГА, 2012.
50. Шлойдо Д.Е., Грандилевская И.В. Индивидуально-психологические особенности студентов с нарушениями пищевого поведения // Петербургский психологический журнал. 2020. № 30. С. 138-166.
51. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. М.: Смысл, 2007. с. 54.
52. Янкевич Е.В. Вопрос о спортивной булимии // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: /https://scienceforum.ru/2017/article/2017038227/ (дата обращения: 02.12.2022).
53. Arcelus Jon et al. “Mortality rates in patients with anorexia nervosa and other eating disorders. A meta-analysis of 36 studies//Archives of general psychiatry. 2011. Т. 68. №. 7. P. 724-731.
54. Boutelle K., Neumark-Sztainer, D., Story, M., Resnick, M. Weight control behaviors among obese, overweight, and no overweight adolescents. // Journal of pediatric psychology. 2002. Т. 27. №. 6. P. 531-540.
55. Dantas A.G., Alonso D.A., Sanchez-Miguel P.A. Factors Dancers Associate with their Body Dissatisfaction // Body Image. 2018. Т. 25. P. 40-47.
56. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-5 / American Psychiatric Association. - 5th ed. - Washington, DC; London: American psychiatric publ, 2013. 947 p.
57. Flatt R., Thornton L., Fitzsimmons-Craft E., Balantekin K., Smolar L., Mysko C., Bulik C. Comparing eating disorder characteristics and treatment in self-identified competitive athletes and non-athletes from the National Eating Disorders Association online screening tool. //International Journal of Eating Disorders. 2021. Т. 54. №. 3. P. 365-375.
58. Francisco R. Aesthetic sports as high-risk contexts for eating disorders-young elite dancers and gymnast’s perspectives // The Spanish Journal of Psychology. 2012. Т. 15. №. 1. P. 265-274.
59. Gomes A. R., Martins C., Silva L. Eating disordered behaviours in Portuguese athletes: The influence of personal, sport, and psychological variables // European Eating Disorders Review. 2011. Т. 19. №. 3. P. 190-200.
60. Kampouri D. et al. Prevalence of disordered eating in elite female athletes in team sports in Greece // European journal of sport science. 2019. Т. 19. №. 9. P. 1267 - 1275.
61. Karr T. M. et al. Sport type and interpersonal and intrapersonal predictors of body dissatisfaction in high school female sport participants // Body image. 2013. Т.
10. №. 2. P. 210-219.
62. Kong P., Harris L. M. The sporting body: body image and eating disorder symptomatology among female athletes from leanness focused and nonleanness focused sports // The Journal of psychology. 2015. Т. 149. №. 2. P. 141-160.
63. Lanfranchi M. C. et al. Social physique anxiety and disturbed eating attitudes and behaviors in adolescents: Moderating effects of sport, sport-related characteristics, and gender // International journal of behavioral medicine. 2015. Т. 22. P. 149-160.
64. McLean S. A., Paxton S. J. Body image in the context of eating disorders // Psychiatric Clinics. 2019. Т. 42. №. 1. P. 145-156.
65. Mcnutt S. W. et al. A longitudinal study of the dietary practices of black and white girls 9 and 10 years old at enrollment: the NHLBI Growth and Health Study // Journal of Adolescent Health. 1997. Т. 20. №. 1. P. 27-37.
66. Noordenbos G. et al. Characteristics and treatment of patients with chronic eating disorders // Eating disorders. 2002. Т. 10. №. 1. P. 15-29.
67. Pallotto I. K., Sockol L. E., Stutts L. A. General and sport-specific weight pressures as risk factors for body dissatisfaction and disordered eating among female collegiate athletes // Body Image. 2022. Т. 40. P. 340-350.
68. Scott C. L., Haycraft E., Plateau C. R. Teammate influences on the eating attitudes and behaviours of athletes: A systematic review // Psychology of Sport and Exercise. 2019. Т. 43. P. 183-194.
69. Shriver H. et al. Prevalence of disordered eating and its association with emotion regulation in female college athletes // International journal of sport nutrition and exercise metabolism. 2016. Т. 26. №. 3. P. 240-248.
70. Voelker D. K. et al. Toward understanding of coaches’ role in athletes’ eating pathology: A systematic review and ecological application to advance research // Psychology of Sport and Exercise. 2022. Т. 58. P. 102059.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ