Эффективность усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений
|
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I. Теоретические аспекты проблемы эффективности усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений 11
1.1 Проблема усвоения учебной информации 11
1.1.1 Подходы к усвоению информации в психологической науке 11
1.1.2 Факторы эффективности усвоения учебной информации 16
1.1.3 Требования ФГОС ВО и работодателей к результатам усвоения
выпускниками учебной информации 19
Выводы 1.1 22
1.2 Современные подходы к структуре учебных занятий в высшем
образовании 23
1.2.1 Особенности современных форм учебных занятий и их результатов 23
1.2.2 Особенности применения тренинговых упражнений в ходе
лекционных занятий 26
1.2.3 Контроль результата усвоения 32
Выводы 1.2 36
1.3 Развитие эмоционального интеллекта в социоэмоциональном научении 36
1.3.1 Роль эмоций и эмоционального интеллекта в обучении 36
1.3.2 Проблема эмоционального интеллекта в психологической науке ... 38
1.3.3 Возможности развития эмоционального интеллекта с помощью
тренинговых упражнений в образовательном процессе 44
Выводы 1.3 49
Выводы по Главе 1 50
Глава II. Методы и организация исследования 51
2.1 Описание выборки исследования 51
2.2 Процедура исследования 52
2.3 Методы исследования 58
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 65
Глава III. Исследование эффективности усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений 67
3.1 Результаты пилотажного исследования 67
3.2 Результаты экспериментального исследования 68
3.2.1 Первичная диагностика эмоционального интеллекта 68
3.2.2 Оценка результатов усвоения учебной информации 70
3.2.3 Повторная диагностика и оценка изменений показателей
эмоционального интеллекта 75
Обсуждение результатов исследования 79
ВЫВОДЫ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Глава I. Теоретические аспекты проблемы эффективности усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений 11
1.1 Проблема усвоения учебной информации 11
1.1.1 Подходы к усвоению информации в психологической науке 11
1.1.2 Факторы эффективности усвоения учебной информации 16
1.1.3 Требования ФГОС ВО и работодателей к результатам усвоения
выпускниками учебной информации 19
Выводы 1.1 22
1.2 Современные подходы к структуре учебных занятий в высшем
образовании 23
1.2.1 Особенности современных форм учебных занятий и их результатов 23
1.2.2 Особенности применения тренинговых упражнений в ходе
лекционных занятий 26
1.2.3 Контроль результата усвоения 32
Выводы 1.2 36
1.3 Развитие эмоционального интеллекта в социоэмоциональном научении 36
1.3.1 Роль эмоций и эмоционального интеллекта в обучении 36
1.3.2 Проблема эмоционального интеллекта в психологической науке ... 38
1.3.3 Возможности развития эмоционального интеллекта с помощью
тренинговых упражнений в образовательном процессе 44
Выводы 1.3 49
Выводы по Главе 1 50
Глава II. Методы и организация исследования 51
2.1 Описание выборки исследования 51
2.2 Процедура исследования 52
2.3 Методы исследования 58
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 65
Глава III. Исследование эффективности усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений 67
3.1 Результаты пилотажного исследования 67
3.2 Результаты экспериментального исследования 68
3.2.1 Первичная диагностика эмоционального интеллекта 68
3.2.2 Оценка результатов усвоения учебной информации 70
3.2.3 Повторная диагностика и оценка изменений показателей
эмоционального интеллекта 75
Обсуждение результатов исследования 79
ВЫВОДЫ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Актуальность исследования. Современное представление об эффективности усвоения учебной информации студентами включает в себя не только сформированность теоретических знаний, но и способность применять данные знания на практике. При этом усвоение учебной информации зависит от ряда факторов, как внешних, так и внутренних. Согласно результатам ранее проведенных исследований, эффективности усвоения учебного материала способствуют мотивация студентов, их осмысленность и возможности применения полученных знаний на практике. В связи с этим при организации занятий следует учитывать и личностные особенности студентов, и специфику современных учебных занятий, и систему оценки результатов.
Тем не менее, имеется ряд ограничений, связанных с тем, что включение в учебный план дисциплины «Психология» предполагает проведение только лекционных занятий. Представляется важным предложить такой педагогический инструмент, который бы позволил студентам перейти на практический уровень уже в ходе лекционных занятий. Последнее позволит достичь не просто передачи теоретической информации студентам, а формирования у них необходимых компетенций.
Требования к выпускникам вузов содержат указания на необходимость использования информации по психологии при организации работы в команде, анализе проблемных ситуаций и развитии себя. В данных процессах особую роль играют способности идентифицировать, понимать и использовать эмоции в решении проблем. Данные способности входят в состав эмоционального интеллекта (сокращенно ЭИ) и требуют развития на лекциях дисциплины «Психология».
Для разрешения обозначенных выше противоречий между теорией и практикой, требованиями к выпускникам и содержанием учебного плана, а также плана рабочей программы дисциплины «Психология» представляется необходимым обнаружение педагогического инструмента, который мог бы применяться в ходе лекции и способствовал усвоению и применению учебной информации, а также развитию способностей и личности студентов. В качестве такого инструмента нами предлагаются тренинговые упражнения.
В результате применения тренинговых упражнений на лекции ожидается, что студенты не только лучше усвоят теоретическую информацию, но и смогут идентифицировать, понимать, управлять и регулировать эмоции в ситуациях, связанных с обучением. Наряду с этим, выполнение тренинговых упражнений выступает источником эмоций. А значит, тренинговые упражнения могут стать фактором развития эмоционального интеллекта и являться источником эмоций во время учебных занятий.
Цель исследования - установить эффективность усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений.
Объект: усвоение учебной информации студентами.
Предмет: эффективность усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений.
Гипотеза исследования: включение тренинговых упражнений в структуру лекции способствует эффективности усвоения учебной информации студентами.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современной отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме эффективности тренинговых упражнений в усвоении учебной информации студентами.
2. Разработать дизайн исследования для изучения эффективности тренинговых упражнений в усвоении учебной информации студентами.
3. Отобрать тренинговые упражнения для применения в ходе лекционных занятий.
4. Подобрать диагностический инструментарий для исследования психологических особенностей студентов первого курса.
5. Разработать задания, направленные на контроль усвоения учебной информации студентами.
6. Провести пилотажное исследование, нацеленное на апробацию отобранных тренинговых упражнений и разработанных заданий.
7. Исследовать особенности эмоционального интеллекта студентов первого курса до и после проведения занятий.
8. Провести психолого-педагогический эксперимент.
9. Сравнить результаты усвоения учебной информации студентами при наличии и отсутствии тренинговых упражнений в структуре лекции.
10. Подготовить методические рекомендации для педагогов.
Выборка исследования: 216 студентов Санкт-Петербургского государственного университета. В пилотажном исследовании приняли участие 8 студентов четвертого курса Института Химии. В основном исследовании приняли участие 208 студентов первого курса. Группы выделялись с учетом выполнения определенных тренинговых упражнений:
— экспериментальная группа 1 (99 студентов экономического факультета);
— экспериментальная группа 2 (70 студентов медицинского
факультета);
— контрольная группа 1 (29 студентов факультета стоматологии);
— контрольная группа 2 (10 студентов экономического и
медицинского факультетов, которые не посещали лекционные занятия, но прошли оба этапа диагностики эмоционального интеллекта и выполнили контрольное задание).
При реализации исследования были использованы следующие методы:
• Психолого-педагогический эксперимент:
1 этап - пилотажное исследование, в ходе которого были апробированы структура лекции, тренинговые упражнения и контрольное задание;
2 этап - первичная диагностика эмоционального интеллекта студентов;
3 этап - проведение лекционных занятий:
— экспериментальная группа 1 прослушала лекции по теме «Эмоции», выполнила упражнения, направленные на развитие компонентов эмоционального интеллекта «идентификация эмоций» и «использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности»;
— экспериментальная группа 2 прослушала лекции по теме «Эмоции», выполнила упражнения, направленные на развитие компонентов эмоционального интеллекта «понимание и анализ эмоций» и «управление эмоциями»;
— контрольная группа 1 прослушала лекции по теме «Эмоции», но не выполняла тренинговые упражнения;
— контрольная группа 2 не прослушала лекции и не выполняла тренинговые упражнения.
4 этап - контроль эффективности усвоения теоретической информации;
5 этап - повторная диагностика эмоционального интеллекта студентов.
• Психодиагностический метод с использованием методик для диагностики эмоционального интеллекта студентов до и после проведения лекционных занятий:
1. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) (адаптация Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой) [55].
2. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта - МЭИ (автор - М.А. Манойлова) [32].
• Педагогическое тестирование: система педагогических заданий для проверки эффективности усвоения учебной информации, разработанная с опорой на методику изучения терминологической компетентности педагога (Н.В. Бордовская, Е.А. Кошкина) [10].
• Статистические методы обработки данных, включающие в себя: U-критерий Манна-Уитни (для выявления различий между результатами экспериментальных и контрольных групп), Т-критерий Вилкоксона (для выявления различий в показателях экспериментальных групп до и после экспериментального воздействия).
Практическая значимость представлена разработкой структуры учебных занятий по теме «Эмоции» для студентов непрофильных специальностей, отбором тренинговых упражнений для развития эмоционального интеллекта студентов в ходе лекции, формированием оценочных средств для проверки знаний по теме «Эмоции», а также разработкой методических рекомендаций для педагогов.
Научная значимость состоит в дополнении теоретических представлений о роли эмоций в процессе усвоения учебной информации и о показателях эффективности данного усвоения.
Объем и структура работы. Текст выпускной квалификационной работы содержит введение, три главы, выводы, заключение и приложения. Основной текст работы представлен на 97 страницах. Работа содержит 8 таблиц и 5 рисунков. Список литературы составляет 76 источников из них 9 на иностранном языке.
Тем не менее, имеется ряд ограничений, связанных с тем, что включение в учебный план дисциплины «Психология» предполагает проведение только лекционных занятий. Представляется важным предложить такой педагогический инструмент, который бы позволил студентам перейти на практический уровень уже в ходе лекционных занятий. Последнее позволит достичь не просто передачи теоретической информации студентам, а формирования у них необходимых компетенций.
Требования к выпускникам вузов содержат указания на необходимость использования информации по психологии при организации работы в команде, анализе проблемных ситуаций и развитии себя. В данных процессах особую роль играют способности идентифицировать, понимать и использовать эмоции в решении проблем. Данные способности входят в состав эмоционального интеллекта (сокращенно ЭИ) и требуют развития на лекциях дисциплины «Психология».
Для разрешения обозначенных выше противоречий между теорией и практикой, требованиями к выпускникам и содержанием учебного плана, а также плана рабочей программы дисциплины «Психология» представляется необходимым обнаружение педагогического инструмента, который мог бы применяться в ходе лекции и способствовал усвоению и применению учебной информации, а также развитию способностей и личности студентов. В качестве такого инструмента нами предлагаются тренинговые упражнения.
В результате применения тренинговых упражнений на лекции ожидается, что студенты не только лучше усвоят теоретическую информацию, но и смогут идентифицировать, понимать, управлять и регулировать эмоции в ситуациях, связанных с обучением. Наряду с этим, выполнение тренинговых упражнений выступает источником эмоций. А значит, тренинговые упражнения могут стать фактором развития эмоционального интеллекта и являться источником эмоций во время учебных занятий.
Цель исследования - установить эффективность усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений.
Объект: усвоение учебной информации студентами.
Предмет: эффективность усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений.
Гипотеза исследования: включение тренинговых упражнений в структуру лекции способствует эффективности усвоения учебной информации студентами.
Задачи исследования:
1. Провести анализ современной отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме эффективности тренинговых упражнений в усвоении учебной информации студентами.
2. Разработать дизайн исследования для изучения эффективности тренинговых упражнений в усвоении учебной информации студентами.
3. Отобрать тренинговые упражнения для применения в ходе лекционных занятий.
4. Подобрать диагностический инструментарий для исследования психологических особенностей студентов первого курса.
5. Разработать задания, направленные на контроль усвоения учебной информации студентами.
6. Провести пилотажное исследование, нацеленное на апробацию отобранных тренинговых упражнений и разработанных заданий.
7. Исследовать особенности эмоционального интеллекта студентов первого курса до и после проведения занятий.
8. Провести психолого-педагогический эксперимент.
9. Сравнить результаты усвоения учебной информации студентами при наличии и отсутствии тренинговых упражнений в структуре лекции.
10. Подготовить методические рекомендации для педагогов.
Выборка исследования: 216 студентов Санкт-Петербургского государственного университета. В пилотажном исследовании приняли участие 8 студентов четвертого курса Института Химии. В основном исследовании приняли участие 208 студентов первого курса. Группы выделялись с учетом выполнения определенных тренинговых упражнений:
— экспериментальная группа 1 (99 студентов экономического факультета);
— экспериментальная группа 2 (70 студентов медицинского
факультета);
— контрольная группа 1 (29 студентов факультета стоматологии);
— контрольная группа 2 (10 студентов экономического и
медицинского факультетов, которые не посещали лекционные занятия, но прошли оба этапа диагностики эмоционального интеллекта и выполнили контрольное задание).
При реализации исследования были использованы следующие методы:
• Психолого-педагогический эксперимент:
1 этап - пилотажное исследование, в ходе которого были апробированы структура лекции, тренинговые упражнения и контрольное задание;
2 этап - первичная диагностика эмоционального интеллекта студентов;
3 этап - проведение лекционных занятий:
— экспериментальная группа 1 прослушала лекции по теме «Эмоции», выполнила упражнения, направленные на развитие компонентов эмоционального интеллекта «идентификация эмоций» и «использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности»;
— экспериментальная группа 2 прослушала лекции по теме «Эмоции», выполнила упражнения, направленные на развитие компонентов эмоционального интеллекта «понимание и анализ эмоций» и «управление эмоциями»;
— контрольная группа 1 прослушала лекции по теме «Эмоции», но не выполняла тренинговые упражнения;
— контрольная группа 2 не прослушала лекции и не выполняла тренинговые упражнения.
4 этап - контроль эффективности усвоения теоретической информации;
5 этап - повторная диагностика эмоционального интеллекта студентов.
• Психодиагностический метод с использованием методик для диагностики эмоционального интеллекта студентов до и после проведения лекционных занятий:
1. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) (адаптация Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой) [55].
2. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта - МЭИ (автор - М.А. Манойлова) [32].
• Педагогическое тестирование: система педагогических заданий для проверки эффективности усвоения учебной информации, разработанная с опорой на методику изучения терминологической компетентности педагога (Н.В. Бордовская, Е.А. Кошкина) [10].
• Статистические методы обработки данных, включающие в себя: U-критерий Манна-Уитни (для выявления различий между результатами экспериментальных и контрольных групп), Т-критерий Вилкоксона (для выявления различий в показателях экспериментальных групп до и после экспериментального воздействия).
Практическая значимость представлена разработкой структуры учебных занятий по теме «Эмоции» для студентов непрофильных специальностей, отбором тренинговых упражнений для развития эмоционального интеллекта студентов в ходе лекции, формированием оценочных средств для проверки знаний по теме «Эмоции», а также разработкой методических рекомендаций для педагогов.
Научная значимость состоит в дополнении теоретических представлений о роли эмоций в процессе усвоения учебной информации и о показателях эффективности данного усвоения.
Объем и структура работы. Текст выпускной квалификационной работы содержит введение, три главы, выводы, заключение и приложения. Основной текст работы представлен на 97 страницах. Работа содержит 8 таблиц и 5 рисунков. Список литературы составляет 76 источников из них 9 на иностранном языке.
В результате исследования эффективности усвоения учебной информации студентами в ходе лекции с использованием тренинговых упражнений было показано, что тренинговые упражнения как педагогический инструмент могут способствовать эффективности усвоения учебной информации и изменений в выраженности тех личностных характеристик, информацию о которых усвоили студенты.
В ходе проведения психолого-педагогического эксперимента были отобраны и внедрены в структуру лекции тренинговые упражнения, направленные на развитие компонентов эмоционального интеллекта. В результате диагностики было показано, что студенты сталкиваются с трудностями, связанными с управлением эмоциями: при недостаточной выраженности способности идентифицировать эмоции студенты привыкли управлять эмоциями, подавляя их.
В результате контроля усвоения учебной информации студентами было показано, что студенты, выполнявшие упражнения в ходе лекции, в целом более успешно справились с контрольными заданиями по сравнению со студентами, не выполнявшими упражнения и не посещавшими занятия. Кроме того, у студентов, выполнявших тренинговые упражнения в ходе лекции, наблюдались изменения в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, на развитие которых они выполняли тренинговые упражнения.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем утверждать, что тренинговые упражнения выступают эффективным педагогическим инструментом, способствующим усвоению учебной информации студентами. В пользу эффективности тренинговых упражнений свидетельствует следующее:
1. Студенты отмечали появление эмоций при выполнении упражнений.
2. Студенты, выполнявшие упражнения, вне зависимости от формата обучения более успешно справлялись с итоговыми заданиями, чем студенты не выполнявшие упражнения.
3. У студентов, посещавших занятия, наблюдались сдвиги в показателях личностных характеристик по изучаемой теме.
В качестве возможного продолжения исследования предлагается расширение сферы применения тренинговых упражнений в ходе лекционных занятий по психологии, выявление тех видов тренинговых упражнений, которые наиболее эффективны при применении в ходе лекции, расширение перечня тем лекционных занятий, в рамках которых возможно использовать тренинговые упражнения. В то же время, исследование эффективности использования тренинговых упражнений в структуре потоковых лекций по психологии имеет ряд ограничений: трудность в оценке степени вовлеченности студентов в выполнение упражнений, недостаточная разработанность теоретических представлений о том, как именно усвоение учебной информации по психологии сказывается на личности студентов.
Направлениями для дальнейших исследований могут быть обозначены следующие:
— реализация исследования, учитывающего особенности образа Я студентов и предполагающего отслеживание изменений образа Я по мере усвоения учебной информации по психологии;
— самостоятельная разработка и оценка эффективности упражнений до включения их в структуру лекции;
— переход от рассмотрения усвоения учебной информации студентами к формированию у них психологической грамотности за счет обеспечения возможности уже в ходе лекционных занятий применять полученные знания на практике, выполняя тренинговые упражнения по всем темам.
В результате реализации данных направлений можно ожидать повышение психологической грамотности студентов, которая будет проявляться в поведении, обучении и познании.
В ходе проведения психолого-педагогического эксперимента были отобраны и внедрены в структуру лекции тренинговые упражнения, направленные на развитие компонентов эмоционального интеллекта. В результате диагностики было показано, что студенты сталкиваются с трудностями, связанными с управлением эмоциями: при недостаточной выраженности способности идентифицировать эмоции студенты привыкли управлять эмоциями, подавляя их.
В результате контроля усвоения учебной информации студентами было показано, что студенты, выполнявшие упражнения в ходе лекции, в целом более успешно справились с контрольными заданиями по сравнению со студентами, не выполнявшими упражнения и не посещавшими занятия. Кроме того, у студентов, выполнявших тренинговые упражнения в ходе лекции, наблюдались изменения в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, на развитие которых они выполняли тренинговые упражнения.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем утверждать, что тренинговые упражнения выступают эффективным педагогическим инструментом, способствующим усвоению учебной информации студентами. В пользу эффективности тренинговых упражнений свидетельствует следующее:
1. Студенты отмечали появление эмоций при выполнении упражнений.
2. Студенты, выполнявшие упражнения, вне зависимости от формата обучения более успешно справлялись с итоговыми заданиями, чем студенты не выполнявшие упражнения.
3. У студентов, посещавших занятия, наблюдались сдвиги в показателях личностных характеристик по изучаемой теме.
В качестве возможного продолжения исследования предлагается расширение сферы применения тренинговых упражнений в ходе лекционных занятий по психологии, выявление тех видов тренинговых упражнений, которые наиболее эффективны при применении в ходе лекции, расширение перечня тем лекционных занятий, в рамках которых возможно использовать тренинговые упражнения. В то же время, исследование эффективности использования тренинговых упражнений в структуре потоковых лекций по психологии имеет ряд ограничений: трудность в оценке степени вовлеченности студентов в выполнение упражнений, недостаточная разработанность теоретических представлений о том, как именно усвоение учебной информации по психологии сказывается на личности студентов.
Направлениями для дальнейших исследований могут быть обозначены следующие:
— реализация исследования, учитывающего особенности образа Я студентов и предполагающего отслеживание изменений образа Я по мере усвоения учебной информации по психологии;
— самостоятельная разработка и оценка эффективности упражнений до включения их в структуру лекции;
— переход от рассмотрения усвоения учебной информации студентами к формированию у них психологической грамотности за счет обеспечения возможности уже в ходе лекционных занятий применять полученные знания на практике, выполняя тренинговые упражнения по всем темам.
В результате реализации данных направлений можно ожидать повышение психологической грамотности студентов, которая будет проявляться в поведении, обучении и познании.
Подобные работы
- Эффективность усвоения учебной информации студентами в ходе
лекции с использованием тренинговых упражнений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологические особенности построения и поддержания контакта с аудиторией (19.00.05.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-СИРОТ И ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017



