Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика функционирования безличных предложений в современных публицистических текстах об экологии

Работа №126944

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы107
Год сдачи2023
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Безличное предложение в публицистическом стиле речи: прагматико-синтаксический аспект исследования 10
1.1. Синтаксические конструкции и менталитет носителей
языка. 10
1.2. Безличные предложения как один из вариантов односоставных
предложений в русском языке 15
1.2.1. Описание односоставных предложений в разных синтаксических
традициях 15
1.2.2. Специфика использования безличных предложений в русском
языке 19
1.3. Особенности функционирования безличных предложений в текстах
разной стилистической направленности 24
1.3.1. Публицистический стиль: основные лингвистические и
прагмалингвистические характеристики 24
1.3.2. Специфика использования безличных предложений в
публицистических текстах 30
Выводы по первой главе 34
Глава 2 Анализ функционирования безличных предложений в публицистическом дискурсе 36
2.1. Принципы отбора материала и методология анализа безличных
предложений в аналитических жанрах публицистического стиля речи 36
2.2. Анализ синтаксической структуры безличных предложений,
используемых в публицистических текстах 37
2.2.1. Безличные предложения в начале абзацев 37
2.2.2. Безличные предложения в середине абзацев 43
2.2.3. Безличные предложения в конце абзацев 54
2.2.4. Функционально-прагматические особенности использования
безличных предложений разных типов в начале, середине и конце абзацев 64
Выводы по второй главе 71
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 1 83
Приложение 2 89
Приложение 3

Изучение различных типов предложения является важным направлением в исследованиях синтаксиса современного русского языка. Одним из типов простого предложения является безличное предложение. Как пишет О. С. Ахманова: «безличное предложение — односоставное предложение со сказуемым, форма которого не выражает значения лица. т. е. в котором процесс или состояние не соотносятся с их субъектом или активным деятелем» [Ахманова 2004: 61].
В «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д. Э. Розенталя определение безличного предложения совпадает с определением О. С. Ахмановой. Исследователи выделяют два типа безличных предложений: 1) безличные предложения с глагольным сказуемым; 2) безличные предложения со сказуемым, выраженным словом категории состояния.
Такие исследователи, как Г. Н. Акимова, Н. С. Валгина, М. В. Всеволодова, Г. Н. Золотова, Т. Н. Колокольцева, Е. А. Покровская, К. А. Рогова, О. Б. Сиротинина, Я. Г. Тестелец, Л. А. Шестак, Н. Ю. Шведова и др. занимались исследованием различных аспектов синтаксиса русского языка, в том числе и безличными предложениями.
В последние годы появлялись новые работы, описывающие синтаксис публицистической речи. Среди них работы Ю. В. Подкина «Функции односоставных предложений в текстах периодической печати» (2014), Е. А. Данилова «Глагольные односоставные предложения в функции газетного заголовка» (2016). Больший интерес безличные предложения вызывают в связи с изучением художественной и публицистической речи: О. А. Астафьева, Т. А. Колоскова «Аспекты структурно-функциональных особенностей односоставных предложений (на материале рассказа А.П. Чехова «Ионыч») (2016); Е. Ю. Бутырина «Употребление односоставных предложений в романе Б.К. Зайцева «Дальний край» (2015) и др. Так, в работе «Функции односоставных предложений в текстах периодической печати» Ю. В. Подкиной отмечается, что употребление односоставных предложений в статьях газет «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» направлено на создание эффекта лаконичности и выразительности.
В публицистических текстах можно выделить безличные предложения, которые свойственны устной речи с целью имитации разговорного стиля. Они могут появляться в форме диалога или монолога при обращении автора, где автор обращается к читателю: Против НХЛ надо действовать жёстче. Кроме этого, в публицистических текстах используются и безличные предложения, закреплённые за разговорным стилем, которые обычно являются первой частью сложного предложения: Поскольку всем понятно, что... [Подкина 2014: 3]. Исследование Е. А. Даниловой направлено на анализ газетных заголовков, в нем выявляется роль безличных конструкций в акцентировании внимания читателя на результате.
О. А. Астафьева и Т. А. Колоскова изучают структурно-функциональные особенности одноосновных предложений как средств создания экспрессии в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». В работе Е. Ю. Бутыриной при анализе примеров из романа «Дальний край» автор соглашается с функциональной спецификой таких предложений как выразителей экспрессии.
Таким образом, функции одной и той же конструкции разнятся в зависимости от стилевой принадлежности текста.
Несмотря на интерес к теме безличных предложений как предложений, имеющих национальную специфику, исследований специфики функционирования безличных предложений в современных текстах об экологии до настоящего момента не проводилось.
Этим определяется актуальность исследования.
Объектом исследования являются безличные предложения в публицистических статьях об экологии.
Предметом анализа выступает специфика функционирования безличных предложений в публицистических статьях об экологии.
Цель работы — выявление роли безличных предложений в логико-семантической структуре текста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. после анализа научной литературы по теме сформировать терминологический аппарат работы;
2. уточнить типологию вариантов расширения изосемического ядра модели безличного предложения с учётом параметра специфики речевой стратегии;
3. разработать методику анализа безличных конструкций в публицистических текстах;
4. произвести выборку примеров из публицистических источников — журнала «Экология и жизнь»;
5. сгруппировать отобранный материал по месту нахождения предложения в статье;
6. провести анализ примеров из журнала «Экология и жизнь» в соответствии с выбранными методами анализа;
7. классифицировать отобранные безличные предложения по функциям, выявленным при анализе;
8. выявить соотношение между использованными в текстах по экологии безличными конструкциями и речевой стратегией автора;
Материалом для исследования послужили статьи в журналах «Экология и жизнь» http://www.ecolife.ru/за 2018-2022 годы.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
- сравнительный анализ, дедукция, индукция и другие общенаучные методы анализа теоретического материала;
- метод направленной выборки;
- метод синтаксического анализа, включающий в себя: а) сопоставительный анализ; б) контекстный анализ;
- метод контекстного анализа, метод частотно-статистического анализа, метод моделирования;
Гипотеза исследования: анализ специфики использования безличных конструкций в современных текстах публицистического типа речи на тему об экологии позволит выявить и описать особенности функционирования безличных предложений в публицистических статьях об экологии, а также семантические особенности построения безличных предложений.
Теоретическая значимость: в результате проведённого исследования будет выявлено наличие зависимости функционирования безличных предложений в публицистическом тексте от их специфики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практике преподавания РКИ, в лекционных курсах по синтаксису, в теории и практике перевода.
Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей функционирования и тенденций употребления безличных предложений в современной публицистической речи на материале статей об экологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. При том пристальном внимании, которое уделяется безличным предложениям в русской грамматике, изучение специфических функций безличных предложений в современных публицистических текстах по экологии еще не проводилось.
2. Среди функциональных особенностей безличных предложений особое место занимает функция переключения внимания с субъекта на оценку имеющих место действий и других неконтролируемых человеком событий. Благодаря этой функции безличные предложения могут поддерживать основанную на актуальности, фактуальности и социальной оценочности речевую стратегию автора.
3. Несмотря на то, что в начале, в середине и в конце абзацев частотность употребления безличных предложений приблизительно совпадает, в типовом отношении между ними наблюдаются различия: для серединных и конечных позиций характерно использование более разнообразных по типу безличных предложений. Среди них безличные предложения с модальным значением, с оценочной семантикой и отрицательные безличные предложения.
4. Самым распространенным типом безличных предложений в научно-популярных статьях являются безличные предложения с модальным значением возможности и необходимости. Если в начале абзаца в них содержится предположение о развитии ситуации, призыв к определенным действиям или оценка событий/действий, то в середине и конце абзаца фокус смещается на результат.
5. Между использованием безличных предложений в середине и в конце абзацев тоже наблюдаются отличия. В середине абзацев безличные предложения с модальным значением возможности дают возможность автору обратить внимание читателей на возможное решение проблемы. В конце абзаца безличные предложения с модальным значением возможности чаще всего содержат предположение о возможном результате описанного события/действия.
6. Не только содержание, но и местоположение безличных предложений в структуре абзаца в текстах по экологии обусловлено их функционально-прагматическими возможностями. В частотном отношении начальная, серединная или конечная позиция в абзаце соотносится с определенной структурно-типовой принадлежностью безличных предложений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Во введении обосновываются актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, материал, методы исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе представлены теоретические основы изучения безличных конструкций в русском языке и в публицистических текстах, описываются национально-культурные стереотипы их восприятия, а также особенности их использования во фразеологических единицах, определяются основные термины и понятия.
Во второй главе проводится анализ отобранного материала, его классификация.
В заключении содержатся общие выводы по проведенным исследованиям.
В приложении приводятся 128 безличных предложений, собранных из журналов «Экология и жизнь» за 2018-2022 годы и распределенных по категориям в соответствии с положением их в структуре абзацев.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были исследованы функционально-прагматические особенности использования безличных предложений в современных публицистических текстах об экологии. Работа была выполнена на материале статей, опубликованных в журнале «Экология и жизнь» за 2018-2022 годы.
В русской грамматике безличным предложениям уделялось пристальное внимание. Вместе с тем изучение специфики функционирования безличных предложений в современных публицистических текстах об экологии еще не проводилось.
Первая глава исследования посвящена рассмотрению теоретических вопросов, связанных с понятиями «безличные предложения», «публицистический стиль», «менталитет». В ходе анализа были выявлены положения, которые в дальнейшем получили подтверждение при анализе текстов по экологии.
К функциональным особенностям безличных предложений относятся функции переключения внимания читателя с субъекта на само действие и на оценку действий человека и других неконтролируемых человеком событий. Безличные предложение могут выполнять разные функции, поддерживая речевую стратегию автора в текстах публицистического стиля, основанную на актуальности, фактуальности и социальной оценочности.
В ходе работы мы обратили внимание на тот факт, что использование разных видов предложений в структуре текста зависит не только от его содержания, но и от того, к какой культуре, в частности ментальной, принадлежит отправитель речи. Данный факт касается всех типов предложений, и безличные предложения не являются здесь исключением.
Мы сосредоточились на изучении возможного употребления разного типа безличных предложений в структуре абзаца в текстах по экологии и на разнице в их содержании в зависимости от их начального, серединного и конечного положения.
Сто шестьдесят два собранных нами безличных предложения были разделены на три группы в соответствии с их позицией: безличные предложения в начале абзацев, безличные предложения в середине абзацев, безличные предложения в конце абзацев.
Из 162 безличных предложений, распределенных по трем позициям, 128 являются полноценными, и их можно разделить на пять типов: 1) безличные предложения с модальным значением (89 предложений), в которых чаще всего используются модальность возможности и необходимости, 2) безличные предложения с оценочной семантикой (20 предложений), которые можно разделить только на два подтипа — безличные предложения с интеллектуальной оценкой и безличные предложения с эмоциональной оценкой, 3) безличные предложения с отрицательным значением (14 предложений), 4) безличные предложения с предикатами, выражающими категорию состояния (2 предложений), 5) безличные предложения с возвратными глаголами в безличном значении (3 предложений). В более чем 10 процентах собранного нами материала используются первые три типа безличных предложений. Для выявления функционально-прагматических особенностей использования безличных предложений в разных позициях абзацев и закономерностей их употребления, мы провели синтаксический анализ этих типов безличных предложений.
Синтаксический анализ позволил нам сопоставить безличные предложения в оригинальном тексте и немодифицированные личные предложение. Этот прием дал нам возможность выявить авторскую стратегию и рассмотреть влияние, которое оказывает позиция безличных предложений в структуре абзаца на их функциональное значение.
Было выявлено, что основная функция безличных предложений с модальным значением возможности заключается в высказывании предположения. Однако суть такого рода предположений меняется в зависимости от позиций, которое они занимают в структуре абзаца.
В собранном материале все безличные предложения с модальным значением возможности образуют предикацию при помощи сочетания модального наречия можно с инфинитивами. С помощью этих предложений в начале абзаца автор делает предположение о возможном развитии событий или поведении людей, и это предположение определяет тему абзаца.
В серединной и конечной позиции в структуре абзаца значение предположений, выраженных безличными предложениями, меняется. В середине абзаца предположения касаются возможного решения проблемы. В конце абзаца предположения используются для подведения итога и направленны на описание результата события или действия.
Безличные предложения с модальным значением необходимости, расположенные в трех позициях в структуре абзаца, выполняют две функции: волюнтативную и просветительскую. В начале, в середине и в конце абзацев их использование направлено на призыв к изменению сложившегося положения дел, однако в конце абзацев авторы используют безличные предложения с модальным значением необходимости для обращения внимания читателя на факты, которые неизвестны читателю, но являются научно обоснованными.
В текстах по экологии превалируют безличные предложения с модальным значением необходимости. Большинство таких безличных предложений образуют предикаты при помощи наречия нужно и глагола следовать. Безличные предложения, выполняющие просветительскую функцию, в собранных нами текстах встречаются только дважды, их предикаты состоят из наречий надо или нужно + инфинитив СВ.
По сравнению с безличными предложениями с модальным значением, безличные предложения с оценочной семантикой в текстах по экологии встречаются значительно реже. Однако по частоте употребления они занимают второе место.
В начальной, серединной и конечной позициях в структуре абзаца встречаются только безличные предложения с эмоциональной оценкой. Если в начале абзаца они служат для указания на трудности в осуществлении действия, то в середине абзаца и в конце абзаца используются для обращения внимания читателя на результат события, сопровождая его лаконичным описанием и оценкой, или на новую информацию, актуализируя связь описываемой информации с тем, что было сказано выше. В собранных нами безличных предложениях с эмоциональной оценкой превалируют безличные предложения с глаголом удаться.
Третье место по частотности употребления в собранном нами материале занимают безличные предложения с отрицательным значением. Основная функция безличных предложений с отрицательным значением заключается в выражение отсутствия результатов. Отрицательный результат возникает после определенных испытаний или проведенного анализа, поэтому предложения данного типа не появляются в начале абзацев. В середине абзацев такие безличные предложения, кроме выражения отрицания, выполняют функцию смягчения категоричности требований или предписаний, необходимых для изменения ситуации к лучшему.
Результаты приведенного исследования показывают, что на использование безличных предложений в структуре абзаца оказывает влияние их местоположение. Оно также определяет их функциональные особенности. Таким образом, не только содержание, но и местоположение безличных предложений в структуре абзаца определяет их функционально-прагматические возможности.



1. Акимова, Т. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Т. Н. Акимова. —М., 1990. — 168 с.
2. Астафьева, О. А. Колоскова Т. А. Аспекты структурно-функциональных особенностей односоставных предложений (на материале рассказа А. П. Чехова «Ионыч») // Филологические науки. Вопросы теории и практики — Изд. Грамота, 201б. — С.55 - 57.
3. Бабайцева, В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. —М. : Дрофа, 2004. — 504 с.
4. Бабайцева, В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. М.: Дрофа, 2000. — 638 с.
5. Белошапкова, В. А., Брызгунова, Е. А., Земская, Е. А., Милославский, И. Г. и др. Современный русский язык / Под редакцией В. А. Белошапковой.
— М., 1989.— 800 с.
6. Березина, О. А. К вопросу о языковой репрезентации категории безличности // Вопросы когнитивной лингвистикии — Изд. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», 2010 — С. 39 - 51.
7. Бутырина, Е.Ю. Употребление односоставных предложений в романе Б.
К. Зайцева «Дальний край» // Ученые записки Орловского государственного университета — Изд. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева», 2016 — С. 297 - 298.
8. Губик.С.В. Информационные жанры журнальной продукции // Филологические науки. Вопросы теории и практики — Изд. Грамота, 2018
— С.78-81.
9. Локтев. Е. В. Синтаксический статус безлично-генитивных предложений в современном русском языке // Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки» — Изд. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», 2013 — С. 68 - 72.
10. Ворошилов, В. В. Журналистика. Базовый курс. - СПб., 2004 — 640 с.
11. Гетц, Г. В. Изучение ментальностей: взгляд из Германии // Споры о главном: Дискурс о настоящем и будущем ист. науки франц. школы «Анналов»: Сб. ст. — М., 1993. — С. 59.
12. Данилова, Е. А. Глагольные односоставные предложения в функции газетного заголовка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук — Изд. Общество с ограниченной ответственностью «Капитал» 2016 — С. 139 - 142.
13. Даниленко В. П. Ономасиологическая сущность концепции функциональной грамматики Вилема Матезиуса // Филологические науки. 1986. №1. С.62-66.
14. Демьянков, В. З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой / Отв. ред. М. В. Ляпон. — М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. (РАН: Институт русского языка им. В. В. Виноградова). — С. 606 - 622.
15. Дускаева Л. Р. Жанрово-стилистические особенности современных газетных текстов // Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007. — 576 с.
16. Григорьева, О. Н. Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей языка. / О. Н. Григорьева // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. —М., 2003.
17. Ермакова, Н. Л. К вопросу о парцелляция придаточного в сложноподчиненном сравнительном предложении // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. — Изд. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный технический университет» 2021 —С. 20-26.
18. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. / Г. А. Золотова. — М.: Едиториал УРСС, 2009. — 368 с.
19. Золотова, Г. А., Онипенко, Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная гарматика русского языка. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004 — 544 с.
20. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 284 с.
21. Колесов, В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. — 619 с.
22. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. — С. 139.
23. Крылова, O.A. Коммуникативный синтаксис русского языка. / O.A. Крылова. - М.: Едиториал УРСС, 2009. — 176 с.
24. Локтев, Е. В. Синтаксический статус безлично-генитивных предложений в современном русском языке // Вестник САФУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки» — Изд. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», 2013 — С. 68 - 72.
25. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 280 с.
26. Маклакова Е. А. Теоретические проблемы семной семасиологии: монография / Е. А. Маклакова, Стернин И.А. Воронеж: «Истоки», 2013. — 277 с.
27. Омуралиева А.И. Жанры аналитической публицистики // Вестник Калмыцкого университета. — 2014. — № 3 (23). — С. 76 - 80.
28. Паташкова, Е. С. Безличные предложения в синтаксической системе языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно¬педагогического университета — Изд. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно¬Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» 2013.— С. 298-308.
29. Подкина, Ю.В. Функции односоставных предложений в текстах периодической печати // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, — 2014. — № 3—2. — С. 68 - 71
30. Потоцкая, Н. П. Стилистика современного французского языка. - М.: Высшая школа, 1974. — 247 с.
31. Рождественский, Ю. В. Общая филология. М.: 1996. — 326 с.
32. Русская грамматика: В 2-х т. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. — М., 1980. — Т. 2.— С.97
33. Солганик, Г. Я. Публицистический стиль // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М. Н. Кожиной. — М., 2003. — С. 312-315.
34. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 310 с.
35. Труфанова, В.Я. Путь к общению. A Way to Social Interaction. — М. "Русский язык", 2001. — 140 с.
36. Чайковский, Р.Р. Общая лингвистическая категория экспрессивности и экспрессивность синтаксиса // Ученые записки: МГПИЯ им. М. Тореза. Вопросы романо-германской филологии. М., 1971. — С. 188- 198.
37. Щелкунова, Е. С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: специфика и функционирование: дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук [электронный ресурс] / Е. С. Щелкунова. — Воронеж, 2004. — 194 с.
38. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. — 112 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ