АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ 9
1.1. Теоретические основы сущности и содержания понятия
«Социально-трудовой интеграции инвалидов в общество» 9
1.2. Социально-правовые нормы международного, российского и
регионального законодательства, регламентирующие интеграцию инвалидов 20
1.3. Оценка эффекивности интеграции инвалидов в общество 29
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ
ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.1. Анализ и оценка условий для социально-трудовой интеграции
инвалидов в общество 42
2.2. Анализ готовности инвалидов к профессиональному
самоопределению 51
2.3. Оценка инвалидами качества социальных услуг как фактора
социально-трудовой интеграции 62
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО
ТРУДОВОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 71
3.1. Проблемы социальной поддержки лиц с ограниченными
возможностями здоровья в Ленинградской области 71
3.2. Модель управления интеграцией инвалидов в общество на примере
проекта «Мультицентр» 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
АННОТАЦИЯ
На выпускную квалификационную работу, на тему: «Формирование управленческой модели социально-трудовой интеграции инвалидов (на примере Ленинградской области)»
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе изложены теоретические и методические основы исследования процесса социально-трудовой интеграции инвалидов.
Во второй главе проанализирована социально-трудовая интеграция инвалидов на примере ленинградской области.
В третьей граве разработана модель управления интеграцией инвалидов в общество на примере проекта «Мультицентр».
Объём выпускной квалификационной работы составляет 105 страниц печатного текста. В работе содержится 6 таблиц. Для написания ВКР было использовано 57 источников литературы.
Ключевые слова: социально-трудовая интеграция, поддержка инвалидов, организация социального управления, государственная поддержка лиц, с ограниченными возможностями, модель управления, мультицентр.
Инвалиды в любом обществе - это одна из самых уязвимых групп населения. В Российской Федерации численность инвалидов составляет 10% и продолжает стремительно расти и омолаживаться. Кроме того, проблемы этих людей затрагивают интересы их семей. Одной из задач нашего государства должно стать создание условий для достойной жизни людей с ограниченными возможностями. Поскольку инвалид - человек, имеющий определённые ограничения своих возможностей, он не может реализовать многие свои права без помощи общества и государства. Получение пенсий и пособий не обеспечивает достойного проживания, кроме того, они создают немалую нагрузку на бюджет, формируют у инвалидов чувство неполноценности и иждивенчества. Инвалиды составляют большую группу в структуре бедных слоев населения.
Проблема трудоустройства инвалидов в современном обществе является одной из самых острых. Принятый в 1995 г. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является не эффективным, так как отсутствует четкий механизм его реализации.
Трудоспособные и обладающие мотивацией к труду инвалиды до сих пор не имеют возможности в полной мере проявить свои социальные возможности из-заограниченного развития инфраструктуры трудовой занятости инвалидов. Между тем, очевидно, что обществу и государству экономически выгоднее иметь работающего инвалида-налогоплательщика, чем неработающего инвалида-иждивенца.
Помимо невысокого уровня доходов, на материальном положении инвалидов и их семей негативно сказываются дополнительные расходы, связанные с инвалидностью и ее последствиями, а также социальная изоляция.
В течение последних 10 лет в России произошли значительные социальные изменения, положительно сказавшиеся на качестве жизни инвалидов. Эти изменения были связаны с принятием новых федеральных и региональных законов, c появлением некоммерческих организаций, защищающих права инвалидов. Сегодня в некоторых местах в российских городах устроены пандусы, инвалиды обеспечиваются техническими вспомогательными средствами, запускаются программы по трудоустройству инвалидов, принята программа по обеспечению доступной среды. Тем не менее, несмотря на множество позитивных социальных изменений, инвалиды в России ежедневно сталкиваются с дискриминацией, социальными и физическими барьерами в области образования, трудоустройства, отдыха. Механизмы реализации государственных услуг, предусмотренных законодательством, остаются недостаточно эффективными.
Многие авторы совершенно справедливо подчеркивают, что реабилитация невозможна без активного участия самого инвалида и благоприятных внешних условий, помогающих самореализации человека. Также для решения реабилитационных проблем инвалидов необходима помощь государства. Пока нет точного количества инвалидов, нуждающихся в профессиональной реабилитации, в какой сфере они готовы трудиться, количества квот для инвалидов на различных предприятиях и учреждениях. Решать проблемы, не зная исходных данных, реального состояния дел, очень затруднительно. Исследование, проведенное кафедрой «Социология и управление персоналом» Пензенского государственного университета среди инвалидов (n=396) в 2014 г., позволило выявить факторы неэффективности профессиональной реабилитации инвалидов. 75% респондентов говорят, что необходим индивидуальный подход к лицам с ограниченными возможностями. 80% опрошенных заявили о недостаточности информационно-коммуникативной составляющей в освещении примеров эффективной интеграции инвалидов в общество, о разрушении синдрома иждивенчества и о развитии творческой самореализации. Прослеживается зависимость гражданской и творческой самореализации инвалидов от правовой защищенности и государственных гарантий, благотворительности и социальной ответственности бизнеса. Результаты исследования по проблемам профессиональной реабилитации инвалидов показали, что 77% респондентов считают, что 72 работодатели относятся к ним настороженно и негативно, что в обществе существует определённая предвзятость к инвалидам, мешающая их всесторонней интеграции, трудоустройству, получению экономической независимости.
Эффективность профессиональной реабилитации во многом зависит от доверия инвалидов к обществу и общества к инвалидам. Необходимо восстановление доверия между здоровыми и инвалидами на основе изменения общественного мнения и проявления реального милосердия в обществе.
Вопросам занятости в настоящее время уделяется пристальное внимание как в научных исследованиях, так и в государственных программах и стратегиях социально-экономического развития. В решение проблем рынка труда инвалидов значительный вклад внесли такие отечественные ученые, как М. Гильденгерш, Н. К. Гусева, И. С. Маслова, П. В. Романов, А. В. Смирнов и многие другие. Теоретические основы про- блемы профессиональной реабилитации инвалидов анализировались в работах А. И. Ковалевой, Т. Жулковской, В. А. Лукова, Т. В. Скляровой, Е. Р. Смирновой, В. Н. Ярской.
Цель исследования состоит в разработке управленческой модели социально-трудовой интеграции инвалидов на примере Ленинградской области.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы управленческой модели социально-трудовой интеграции инвалидов;
- проанализировать социально-трудовую интеграцию инвалидов в общество,
- разработать модель управления интеграцией инвалидов в общество на примере проекта «Мультицентр»,
- провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Объект исследования — администрация Санкт-Петербурга.
Предмет исследования — социально-трудовая интеграция инвалидов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили принципы социологического и сравнительно-исторического исследования, системный подход и сравнительный анализ, теория социального конструкционизма, нормативные методы оценки социальных процессов, деятельности по организации интеграции инвалидов в общество. Выполненные в диссертации исследования базируются на достижениях современной российской и зарубежной социологии.
Новизна исследования заключается в разработке управленческой модели социально-трудовой интеграции инвалидов на примере Ленинградской области.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке управленческой модели социально-трудовой интеграции инвалидов на примере Ленинградской области. Результаты научной работы могут быть использованы при исследовании социальных аспектов проблем адаптации инвалидов в общество, разработке социальной политики как в целом, так и той ее части, которая ориентирована на интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья.
В Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, т.е. политика данной страны должна быть направлена на свободу человека и обеспечение достойного уровня его жизни. Так, в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7 Конституции РФ). В настоящее время в РФ актуальной проблемой в области социальной защиты остается вопрос о трудоустройстве и занятости граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья. Статья 19 Конституции РФ гласит: “все равны перед законом и судом” [1]. Каждый гражданин, имеет право на труд, и это касается всех категорий граждан. Российская Федерация, как социальное государство должна уметь обеспечивать гражданам достойный уровень жизни и сглаживать различия между дифференцированными слоями общества. Также, государство должно, заботится о гражданах, которые имеют ограниченные возможности здоровья, создавая для них специальные рабочие места, контролируя, исполнения Закона № 181- ФЗ “ О социальной защите инвалидов в РФ» [2]. В данном законодательном акте четко дано понятие “инвалид” - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, которая в результате создаст равные условия для полноценного вхождения человека в общество.
Сегодня государство стремится к интеграции во все сферы жизни общества, людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Такая категория граждан, имеет равные возможности и права, в частности, образовании и профессиональной деятельности. Трудовая деятельность означает для многих людей, имеющих ограниченные возможности здоровья,
полноценное участие в общественной жизни, готовность и способность иметь некую относительную финансовую самостоятельность. Профессиональная деятельность служит средством признания человека в качестве полноценного члена общества.
Сегодня органами государственной власти, проводится ряд мероприятий, которые направлены на включение и конкурентоспособность на рынке труда инвалидов, а именно устанавливаются определенные квоты для приема на работу, в организациях создаются определенные рабочие места, организуются обучение и переобучение инвалидов, устанавливается определенная продолжительность рабочего дня, устанавливается отпуск не менее 30 календарных дней в год.
В законе также установлены права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Однако, несмотря на все законодательные акты, направленные на защиту инвалидов, проблемы при трудоустройстве существуют и сейчас.
Во-первых, трудоустройство такой категории граждан как: инвалиды- колясочники затруднено, так как не во всех организациях созданы необходимые специальные конструкции-пандусы, которые представляют собой наклонную площадку, соединяющую две горизонтальные поверхности, находящиеся на разной высоте, имеет нескользящую поверхность), помогает колясочнику подняться по ступенькам. Также это касается лифтов и туалетных комнат, которые должны быть определённо оборудованы. Нужно, отметить, что в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» на 2012-2017 гг., планировалось увеличение доли доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Во-вторых, трудоустройство и интегрирование инвалидов в обществе проходят не всегда положительно. Эмоциональный барьер, складывающийся из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих, а так же из-за отрицательных эмоций инвалида, вызванных неудовлетворённостью в личной жизни, усложняют его социальные контакты. Несколько сотен лет назад люди с ограниченными возможностями занимали одну из самых низших слоев населения. Хочется отметить, что постепенно отношение к инвалидам становится лучше.
В-третьих, не информированность такой категории граждан о всех возможностях при трудоустройстве или обучении за средства государства. Сегодня наше правительство оказывает помощь в получении инвалидами образования, а также гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Профессиональная реабилитация, является одним из пунктов государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Она состоит из следующих компонентов: профессиональная ориентация, поддержка в профсамоопределении, обучении; повышения уровня квалификации; помощи в трудоустройстве, профадаптации. Здесь для государства есть свои преимущества, так как, трудоустроенные граждане будут выплачивать налоги государству, а средства идти в государственный бюджет, нежели инвалиды будут находиться в постоянном иждивении, не принося доход государству. Тогда преимущество будет иметь как государство, так и люди, имеющие ограниченные возможности здоровья.
Для России также являются актуальными положения Конвенции о защите прав инвалидов, направленных на укрепление и уважение прав и достоинств инвалидов, не имея дискриминации по половому, возрастному признаку,а также призывая вести со стереотипами борьбу, расширять понимание возможностей людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Существует некий перечень приоритетных профессий для инвалидов, представленный в Постановлении Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». Однако с развитием общества спектр профессий расширился. Одним из новых направлений стало понятие удаленной работы (работая на дому, работодатель и рабочий находятся в разных точках, возможно даже мира, поручая и выполняя работу при помощи современных средствах связи). Это очень удобно наемный работник выполняет поручения в удобной для него обстановке, когда есть возможность отдохнуть, когда это становится необходимо, а у работодателя нет проблем с обустройством рабочего места для инвалида. В наше время становятся популярными такие профессии: программисты, языковые переводчик, дизайнер, программист - все эти специальности позволяют работать дистанционно. При определенных возможностях и навыках человек, имеющий проблемы со здоровьем может заняться предпринимательством в Интернете. Всё это еще раз доказывает, о том, что возможности человека безграничны, даже имея инвалидность человек, может найти подходящее для себя занятие, работу. Пример этому Паралимпийцы, люди, которые подают хороший пример, мотивируя своим поведением всех нас. Показывая, свое мужества и силу воли, доказывая, что все возможности граждан равны. По их примеру, веришь, что на самом деле возможности людей с диагнозом - инвалид безграничны, преодолевая стереотипы они открывают новые горизонты способностей человека.
Таким образом, в настоящее время явно прослеживается тенденция не заинтересованности работодателя в приеме на работу инвалида. Проблема трудовой активности лиц с ограниченной трудоспособностью остается актуальной и сейчас. Ситуация, сложившаяся на рынке труда в настоящее время служит не только материальным средством для существования, но также и для социальной адаптации и утверждения личности в обществе. Решение вопросов трудоустройства инвалидов требует консолидацией всех сторон. Так как многие инвалиды прошли обучение и могут быть в полной мере трудоспособными гражданами и применить свои навыки в различных отраслях труда. Но здесь нужно отметить, что трудоустройство инвалидов включается определенные дополнительные проблемы, которые выражены материальными затратами (специально оборудованное рабочее место, составление определенного графика труда, увеличение оплачиваемых выходных дней, отпуска и т.д.). Низкая конкурентоспособность на рынке труда, не высокая заработная плата и другие факторы негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов.
Что касается инфраструктуры, то она не в каждом городе нашей страны является доступной для жизни инвалидов. Планировка и строительство зданий не до конца предусматривает потребностей людей с ограниченными возможностями. Для того чтобы инвалид чувствовал себя уверенно, нужно сделать среду его обитания максимально удобной для него, т.е. сделать все возможное, что он чувствовал себя равным со всеми здоровыми людьми (на работе, дома, в общественных местах).
Таким образом, трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации такой социальной группы как инвалиды для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, ощущая себя частью общества. Недаром около 80 лет назад Ф. Энгельс доказал, что труд сыграл решающую роль в возникновении человека.
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о правах инвалидов (Электронный процесс). - Вебсайт ООН. [Электронный ресурс] URL:
http: www/un/org/ru/documents/dececonu/conventions/disabilityshtme
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2017 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2017 г. № 11-ФКЗ) // Консультант Плюс, 2018
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (в ред. от 01.10.2017) // Консультант Плюс, 2018
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 (в ред. от 21.07.2017) // Консультант Плюс, 2018.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197- ФЗ (ред. от 13.07.2017 г.) // Консультант Плюс, 2018
6. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 22.12.2015 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» // Консультант Плюс, 2018.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2016 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Консультант Плюс, 2018.
8. Федеральный закон от 28.12.2014 г. № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2015 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Консультант Плюс, 2018.
9. Адресная социальная помощь в отношении инвалидов: перспективы и направления реформирования. Заключительный аналитический проект по НИСП 27.04.2015. М., 2014 // Консультант Плюс, 2018.
Учебная и специальная литература
10. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья: уч. пособие для студентов вузов. - М.:
Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
11. Андреева Г М Социальная психология. - М .: Инфо, 2017. - С. 241-242.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. : Инфо, 2015. - С. 245 - 248.
13. Аргунова Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации // Наука и образование. 2018. №1. С. 109 - 115.
14. Астапов В.М., Лебединская О И., Шапиро Б.Ю. Теоретикометодологические аспекты подготовки специалистов социальнопедагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М.: Инфо, 2016.
15. Барановский В. Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. - М.: Наука, 2016.
16. Безус Я.И. Теоретические подходы к исследованию портрета нации // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. № 6-7. С. 40-45.
17. Бек У. Общество риска. - М. : Инфо, 2016. - С. 106.
... Всего источников – 57.