Введение 4
Глава I. Теоретические основы исследования концепта в художественном тексте 10
1.1. Понятие концепта 10
1.1.1. Структура и классификация концепта 14
1.1.2. Методика концептуального анализа 19
1.1.3. Выявление концепта 22
1.2. Особенности репрезентации концептов в художественном тексте 27
1.2.1. Специфика проведения анализа концептов художественного
текста 30
1.2.2. История изучения языка романа «Петербург» А. Белого 32
Выводы 36
Глава II. Концептуальное исследование представления о «пустоте» в романе «Петербург» 38
2.1. Анализ словообразовательного гнезда слова-имени
«пустота» 38
2.2. Концепт пустота 43
2.3. Концепты пустой и пустынный 53
2.4. Концепт пустяк 58
2.5. Концепт пустыня 59
2.6. Концепты пустырь, запустение, пустеть, опустеть, пустовать 61
2.7. Сравнение концепта пустота у Андрея Белого с общенациональным концептом, представленным в «Словаре русской ментальности» 64
Вывод 71
Заключение 74
Список литературы 79
Настоящее исследование посвящено изучению репрезентации концепта пустота в романе «Петербург» Андрея Белого.
Концепт — важное понятие в лингвистике русского языка. История термина «концепт» начинается из математической логики, в русском языке это слово как термин впервые используется в конце 20-х гг. прошлого века А.С. Аскольдовым в статье «Концепт и слово». [Аскольдов 1997: 267]. В настоящее время нет однозначного определения термина «концепт», поскольку он охватывает сразу несколько областей: когнитивистику, семантику, лингвокультурологию и т.д.
По В.В. Колесову, «концепт - это зерно первосмысла, семантический “зародыш” слова». «Концепт потому и становится действительностью речемысли, образно данной в слове, что существует реально так же, как существует язык, фонема, морфема и прочие, уже выявленные наукой “ноумены” плана содержания, для всякой культуры жизненно необходимые. Концепт есть то, что не подлежит изменениям в семантике словесного знака, что, напротив, направляет мысль говорящих на данном языке, определяя их выбор и создавая потенциальные возможности языка-речи». [Колесов 2002: 68].
Андрей Белый считается одним из самых выдающихся гениев ХХ в. Знаменитый романист В.В. Набоков объединил важнейшее произведение Андрея Белого «Петербург» с тремя другими эпохальными произведениями Запада: «В поисках утраченного времени», «Улисс» и «Превращение». Вместе они входят в его список четырех самых значительных, по его мнению, произведений ХХ в.
Слово пустота в Толковом словаре объясняется как «пустое, ничем не заполненное пространство. Опустошенность, неспособность чувствовать, мыслить. Одиночество, отсутствие близкого общения с людьми» [Ожегов, 1978: 846]. Но в Словаре русской ментальности концепт пустота — это «самодостаточная бессодержательность ничем не заполненного пространства, времени, места (пустыня, пустошь, пустырь) или объема (полость, пустоты)» [Колесов 2014: 592].
Пустота - всем известное и распространенное слово в русском языке; его словоформы в романе «Петербург» появляются 38 раз. С помощью анализа мы надеемся осмыслить концепт пустота на более глубоком уровне, что позволит лучше понять идеи Андрея Белого, выраженные в романе «Петербург».
Актуальность темы обусловлена, во-первых, тем важным местом, которое занимает избранный для исследования концепт пустота в лингвокультурологическом отношении. Актуальность исследования творчества Андрея Белого определяется тем, что он является одним из выдающихся представителей русской литературы XX в., а роман «Петербург» имеет особое значение в истории становления и развития русского символизма.
Объектом исследования является концепт пустота в романе «Петербург» Андрея Белого.
Предметом исследования выступают слова-репрезентации концепта пустота в лингвокогнитивном и стилистическом аспекте.
Новизна исследования обусловлена тем, что репрезентация избранного концепта рассмотрена на материале произведения одного автора, Андрея Белого, творчество которого до сих пор не привлекалось для систематического изложения смысла концепта пустота, а также тем, что указанный концепт изучается когнитивными методами, разработанными проф. В.В. Колесовым.
Целью исследования является определение содержательных форм концепта пустота, отраженных в творчестве Андрея Белого, и сопоставление авторского варианта концепта с общенациональным инвариантом, представленным в «Словаре русской ментальности».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические работы по исследуемой проблеме.
2. Выбрать все примеры употребления лексемы пустота и однокоренных слов из текста романа «Петербург».
3. Выявить словарные толкования слов-репрезентаций концепта пустота.
4. Освоить методологию изучения концептов, разработанную
В.В. Колесовым.
5. Проанализировать и раскрыть содержание концепта пустота.
6. Сравнить индивидуальное представление концепта пустота у Андрея
Белого с общенациональным (по «Словарю русской ментальности»).
Гипотеза исследования:
Методология В.В. Колесова может применяться для анализа индивидуально-авторского концепта и выявления специфики его представления в художественном тексте. Она также используется, чтобы показать, что концепт «пустота» имеет различные интерпретации, занимая важное место в романе «Петербург».
Методы исследования:
1) описательный метод;
2) метод сплошной выборки материала из романа «Петербург»;
3) метод словообразовательного анализа гнезда родственных слов;
4) методы структурного, семантического и стилистического анализа;
5) метод описания концепта В.В. Колесова.
6) сопоставительный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты будут способствовать выявлению различий, которые могут существовать между общенациональным концептом (как он описан в «Словаре русской ментальности») и его авторским вариантом, представленным в романе «Петербург». Изучение концепта пустота с лингвокогнитивных, стилистических позиций на материале романа «Петербург» обогатит представление о данном концепте и углубит понимание творчества Андрея Белого.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты лингвистического анализа словообразовательного гнезда с вершиной пусто(ой) могут быть использованы в преподавание РКИ при изучении лексики и словообразования. Работа будет способствовать лучшему пониманию студентами, изучающими русский язык как иностранный, концепта пустота в романе «Петербург» и в целом творчества А. Белого.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Концепт «пустота» занимает в лингвокультурологическом отношении важное место в русском языке в целом и в романе Андрея Белого «Петербург», в частности.
2. Методология В.В. Колесова может быть успешно применена для анализа индивидуально-авторского концепта и для выявления специфики его представления в художественном тексте.
3. Существуют определенные различия между общенациональным концептом «пустота» (как он описан в «Словаре русской ментальности») и авторским вариантом.
4. Характеристики концепта по-разному проявляются в произведениях разных жанров
Материалом (источником) исследования послужил роман «Петербург»
Андрея Белого, данные «Словаря русской ментальности» и других словарей.
Структура исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Настоящая работа посвящена изучению репрезентации концепта пустота словами с корнем -пуст- в романе «Петербург». Полученные результаты сопоставлены с описанием соответствующих концептов в «Словаре русской ментальности» для выявления особенностей их употребления в художественном тексте Андрея Белого.
Первая глава работы направлена на изучение теоретических вопросов и формирует теоретическую основу исследования. Прежде всего мы рассмотрели различные определения, структуры и классификации разных авторов относительно концепта, и приняли теорию В.В. Колесова в качестве основного определения в наше работе. По его мнению, концепт - сущность смысла и основная единица ментальности в языке, и состоит из образа, символа и понятия. Далее мы дифференцировали различие и рассмотрели взаимосвязь между образами, символами и понятиями. Затем мы подробно изучали метод описания концепта В.В. Колесова. Всего три этапы: 1) установить денотат; 2) определить десигнат; 3) построить содержательные формы как семантическую константу (1+3). Методология В.В. Колесова позволяет систематизировать описание концепта. После этого мы изучили взгляды разных авторов на роль концепта в художественных текстах, к которых концепты, по нашему мнению, играют важнейшую роль, помогая понять символический смысл текстов. Наконец, мы рассмотрели анализ лингвистических особенностей прозы Андрея Белого, проведенный разными авторами, наиболее полезным в нашем исследовании оказался очерк В.В. Колесова (в книге «Реализм и номинализм в русской философии языка»).
Во второй главе мы описали все слова из романа, в которых корнем является -пуст-. В «Словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем -пуст- представлено 152, в романе «Петербург» появились только 10 слов: пустой, пустота, пустяк, пустырь, пустыня, пустынный, пустеть, опустеть, пустовать, запустение. Но они употреблены 78 раз в романе, самый активный - пустота (38), второе место - пустой (16), третья позиция - пустяк и пустырь (7). Подсчет дает нам лучшее представление о том, как часто слова с корнем -пуст- появляются в романе «Петербург». Поскольку только эти три слова: пустота, пустяк и пустыня — имеют отдельные словарные статьи как отдельные концепты в «Словаре русской ментальности», мы особенно внимательно проанализировали эти три слова, репрезентирующие изучаемый концепт. Другие однокоренные слова появились в материале статей и в примерах, иллюстрирующих употребление трех основных концептов. Последнее, но не менее важное: мы сравнили результаты своего изучения концепта пустота, осуществленного на материале художественного текста, с данными «Словаря русской ментальности», чтобы выявить сходства и отличия репрезентации общенациональных концептов в индивидуально- авторском употреблении А. Белого. Пустота употребляется чаще других слов в романе и представлена среди основных концептов русского языка в Словаре русской ментальности. Пустой в «Словаре русской ментальности» отсутствует, но для Андрея Белого прилагательное важно, можем сказать, что для его текстах важен не только основной концепт пустота, но и его детализация. Поэтому на вторую позицию по частотности употребления в романе выходит слово пустой.
Во второй главе нами проанализирован концепт пустота, выраженный словами с корнем -пуст-: 1) на материале текста романа мы построили содержательные формы по методологии В.В. Колесова; 2) классифицировали эпитеты по 4 группам: типичные признаки, глубинные признаки, интенсивные признаки и длительные признаки. Потом сопоставили полученные концепты с вариантами в «Словаре русской ментальности» и «Словаре эпитетов русского литературного языка». Мы пришли к следующим выводам: 1) Пустота -- как мир снов, полный одиночества и темноты, будет продолжаться в века, вся жизнь промелькнула и в ней трудно жить. В «Словаре эпитетов» отсутствует слово пустота, поэтому нет материала для сравнения авторских и общеязыковых эпитетов. В романе нет типичного признака, значит отсутствует общенациональный символ, но обильные глубинные (ср. черная) и интенсивные (ср. торричеллиевая) признаки отражают то, что важны представления концепта в содержательных формах понятия и образа. Как нам кажется, здесь есть отличие от эпитетов, приведенных у В.В. Колесова, среди которых меньше интенсивных признаков, характерных для художественного текста, 2) Пустой - как нулевой и опорожненный. Пустой и пустынный в языке считаются паронимами, поэтому мы рассмотрели их вместе. Был получен следующий результат: оба прилагательных используются в романе для характеристики пространства и места, но пустой, в отличие от пустынный, также используется для обозначения психологического состояния персонажей.
3) Пустяк -- ничего не значит, пустяками не стоят заниматься. В.В. Колесов описал более содержательный концепт, но его эпитеты беднее, а Андрей Белый выразил высшую степень присутствия признака через эпитеты. 4) Пустыня появляется в романе только один раз, и автор сравнивает ее с жизнью, в «Словаре русской ментальности» более конкретный концепт. У В.В. Колесова также большее количество эпитетов, хотя есть сходство (безжизненная и мертвенная), В.В. Колесов передал более полное значение.
5) пустырь - где нет людей; в романе мало встречается, эпитет только один (подгородный) выражает общенациональное значение. 6) запустение --заброшенное место, эпитет отличается от других слов в романе тем, что используется существительные (запустение мерзости). Автор использует это словосочетание в романе, чтобы описать ситуация в семье героя. 7) Пустеть, опустеть, пустовать — эти три глаголы используются в романе для выражения распространения пустоты в пространстве или месте.
Концепт пустота, представленный словами с корнем -пуст-, играет важную роль в романе «Петербург» и в русской ментальности. Тщательный лингво-когнитивный анализ характеристики концептов, может служить исследованию художественных произведений. В результате люди, не принадлежащие к определенной ментальности по языковому признаку, могут глубже понять конкретное произведение литературы.
1. Антокольский П.Г. «Петербург» Андрея Белого (Послесловие) // Белый А. Петербург. — М.: Худож. лит., 1979. — С. 328-343.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / под ред. В.Н. Нерознака. - М.: Academia, 1997. — 320 с.
3. Аскольдов С.А. Мысль и действительность. -- Книгоиздательство «Путь», 1914. -- 397 с.
4. Акетина О.С. Концептуальный анализ художественного текста и художественный концепт // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. — No.2 (121). — С. 13-18.
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. — Воронеж: ВГУ, 1996. -- 104 с.
6. Белый А. Петербург —М.: ООО «ДА!Медиа», 2014. -- 1155 с.
7. Белый Андрей. Мастерство Гоголя: Исследование / предисл. Л. Каменева. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1934. -- 324 с.
8. Воркачев С.Г. Концепт любви в русском языковом сознании //
Коммуникативные исследования 2003: Современная антология.
Волгоград: Перемена, 2003. — С. 189-208.
9. Воркачев С.Г. Лингвокультурная концептология и её терминосистема // Политическая лингвистика. — 2014. — No.3 (49). — С. 12-20.
10. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М. - 2004. -- 192
с.
11. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд., 1988. -- 413 с.
12. Евсеева И.В. Словообразовательный тип как экспонент когнитивных процессов (на материале отсубстантивов с -ниц(а)): автореф. дис. канд. филол. наук. Кемерово, 2001. -- 20 с.
13. Заплатин А.С. Мотив пустоты в мифопоэтике драмы А. Белого «Гибель
сенатора (Петербург)» // Вестник Бурятского государственного
университета. Философия. - 2009/10. - С. 193 - 197.
14. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. -- 477 с.
15. Карасик В.И. Языковые концепты как измерения культуры (субкатегориальный кластер темпоральности) / Концепты. Выпуск 2. — Архангельск, 1997. — С. 156-158.
16. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: [сб. науч. тр.] / [под ред. И.А. Стернина]. — Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 75-80.
17. Кожевникова Н.А. Язык Андрея Белого. М.: Ин-т рус. яз., 1992. -- 255 с.
18. Колесов В.В. Философия русского языка. СПб.: ЮНА, 2002. -- 447 с.
19. Колесов В.В. Концептология: учебное пособие. Кемеровский
государственный университет. - Кемерово, 2012. -- 248 с.
20. Колесов В.В. Концептуальное поле русского сознания. — СПб.: Изд-во
РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. -- 612 с.
21. Колесов В.В. Концептуальное поле русского сознания: правда права и справедливость // Политическая лингвистика. — 2016. — No.6 (60) — С. 51-65.
22. Колесов В.В. Концепты «Природа», «Родина», «Народ» в русском языковом сознании // Политическая лингвистика. — 2019. — No.2 (74). — С. 12-23.
23. Колесов В.В. Концептуальное поле русского сознания: демократия // Политическая лингвистика. — 2016. — No.3 (57). — С. 31-42.
24. Колесов В.В. Основы концептологии. - СПб.: Златоуст, 2019. -- 775 с.
25. Колесов В.В. Реализм и номинализм в русской философии языка. — СПб.: Logos, 2007. — 384 с.
26. Крюкова Г.А. Концепт. Определение объема содержания понятия // Известия Российского государственного педагогического университетаим. А.И. Герцена. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. — С. 128-134.
27. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Сер. Язык, семиотика, культура. — М.: Языки Славянской культуры, 2004. --560 с.
28. Лавров А.В. Андрей Белый: Разыскания и этюды. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. -- 520 с.
29. Леденёва В.В. Идиостиль (к уточнению понятия) // Филологические науки. 2001. № 5. — С. 36-41.
30. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. -- 320 с.
31. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Очерки по философии художественного творчества. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 147-165 С.
32. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. -- М.: Тетра Системс, 2004. -¬256 с.
33. Миллер Л.В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира: На материале русской литературы: диссертация ... доктора филол. наук: 10.02.01. - СПб., 2004. -- 303 с.
34. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика - М.: АСТ: Восток_ Запад, 2007. -- 314 с.
35. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике - М.: Воронеж, 2001. --189 с.
36. Санжеева Л.Ц. Почитание огня, неба и земли в традиционной культуре монгольских народов. // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — Вып. 10. — С. 271-277.
37. Самситова Л.Х., Байназарова Г.М. Понятия концепта в
лингвокультурологии: история развития, структура, классификация // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №4. — С. 1373-1378.
38. Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Вестник ВГУ. 32. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - 2004. - № 1. — С. 29-34.
39. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. -М.: Академический проект, 2004. -- 991 с.
40. Художественная концептосфера в произведениях русских писателей: сб науч. ст. / ред. и сост. М.М. Полехина. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - Вып. II. -- 320 с.
41. Тарасова И.А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Лингвистика. — 2010. — № 4 (2). — С. 742-745.
42. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2003. -- 280 с.
43. Токарев Г.В. Лингвокультурология. — Тула: Изд-во ТГПУ им.
Л.Н. Толстого, 2009. -- 135 с.
44. Шведова Н.Ю. Русская грамматика. Т. I. — М.: Изд-во Наука, 1980. - 754 с.
45. Яковлев А.И. Интертекст в романе А. Белого «Петербург»: структура, семантика, функционирование: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2011. -- 24 с.
46. Янкелевич М.С. Отражение личности автора в художественном
произведении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2013. Т. 15, №2. С. 163-168.
47. Яо Жун. Концепты Скука, Тоска, Грусть, Печаль в русском языковом сознании (на фоне китайских концептов негативных эмоций): дис. ... канд. филол. наук. - СПбГУ, СПб, 2021. - 301 с.
Словари
1. Большая советская энциклопедия. Том 1—30. 3-е изд. / глав. ред.
А.М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1969-1978.
2. Григорьев В.П. Словарь языка русской поэзии ХХ века. Том VI: Пе - Радость / сост.: Григорьев В.П., Шестакова Л.Л. (отв. ред.), Колодяжная Л.И., Гик А.В., Фатеева Н.А. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 968 с.
3. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской
ментальности. В 2 т. Т. 1. А — О. — С.-Петербург: Златоуст, 2014. -- 592 с.
4. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А Словарь русской
ментальности. В 2 т. Т. 2. П — Я. — С.-Петербург: Златоуст, 2014. -- 592 с.
5. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Филол. фак. МГУ, 1996. -- 245 с.
6. Кузнецов С.А. Словарь эпитетов русского литературного языка. - СПб.: Норинт, 2002. - 224 с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. - - 944 с.
8. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. Ок.
145000 слов. - 2-е изд., стер. - М.: Рус. Яз., 1990. - 886 с.