Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концептосфера в монгольских рассказах начала XXI века

Работа №126847

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование термина «концепт» 6
1.1 История формирования концепта в качестве термина 6
1.2. Определение термина концепт в современной отечественной науке 8
1.3. Классификация концептов 13
1.4. Теоретическое обоснование термина «концептосфера» 16
Глава 2. Особенности развития монгольской литературы 22
2.1. Монгольская литература после революции 1921 г. Особенности развития жанров 22
2.2 Особенности монгольской литературы на рубеже XX-XXI вв 30
Глава 3. Моделирование концептосферы рассказов, представленных в сборнике «Утгын чимэг» 39
3.1. Репрезентация мега-концепта «нутаг» («родной край») в монгольском языке 39
3.2. Моделирование мега-концепта «нутаг» - ядра концептосферы сборника «Утгын чимэг» 41
Заключение 61
Список использованной литературы и источников 63
Список литературы 63
Список источников 65

Монгольская литературная традиция развивалась на протяжении многих веков. Долгое время значительное влияние на неё оказывали литературы Индии и Тибета и буддийская доктрина. Однако после Народной революции 1921 г. устанавливаются прочные связи между Монголией и Советской Россией, в результате чего представители монгольской интеллигенции благодаря возможности получать образование в СССР и в странах Европы смогли познакомиться с западной культурой. Социалистический этап развития страны, безусловно, нашёл отражение и в искусстве, в частности и в литературе. Так, главенствующим направлением литературного творчества монгольских писателей XX в. становится соцреализм, основной целью которого было обличение недостатков прежнего государственного устройства и воспевание человека нового типа, лишённого недостатков, присущих его предшественникам. С крушением социалистического режима литература также подвергается значительной трансформации. Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. становятся переходным периодом для монгольской литературы - временем поиска новых путей развития литературного творчества, одним из которых становится поэтика европейского модернизма. Следовательно литература Монголии переходного периода представляет собой сложный симбиоз традиционных для монгольской культуры способов построения художественного текста и неиспользуемых ранее привнесённых Западом тенденций.
На сегодняшний день в науке существуют разные способы анализа произведений литературы, одним из которых является анализ концептосферы художественного произведения. Изучение концептосферы приобретает особое значение в рамках исследований текстов на иностранном языке, поскольку несмотря на существование универсальных для всех культур концептов, в разных языках они могут быть репрезентированы неодинаково . Изучение концептов как составляющих концептосферы, служащей основой для картины мира народа, способствует более полному пониманию отдельно взятых явлений, а, следовательно, и более точному переводу текста на другие иностранные языки. Поэтому актуальность представленной работы объясняется возможностью использовать результаты исследования при переводе художественных произведений с монгольского языка на русский язык. Кроме этого, данная работа также дополняет сложившуюся в монголоведении традицию изучения современной монгольской литературы.
Объектом проведённого исследования является современная монгольская прозаическая литература, предметом - концептосфера сборника «Утгын чимэг» (рус. «Украшение смысла»), в который вошли рассказы монгольских писателей, одержавших победу в одноимённом конкурсе коротких рассказов, проводившимся с 1990 г. по 2017 г.
Целью исследования является выделение концептов, формирующих единую концептосферу рассказов, представленных в сборнике «Утгын чимэг» и определение их значимости в рамках структуры выбранной концептуальной сферы. Для достижения поставленной цели автор работы поставил перед собой следующие задачи:
1) представить теоретическое обоснование терминов концепт и концептосфера;
2) изучить особенности развития монгольской литературы на протяжении XX в.;
3) выделить изменения в литературном процессе Монголии на рубеже XX­XXI вв.;
4) выделить и провести анализ концептов, представленных в рассказах из сборника «Утгын чимэг».
Теоретическую основу работы составили труды З. Д. Поповой, И. А. Стернина, А. П. Бабушкина, В. И. Карасика, В. В. Красных, Т. В. Романовой, В. З. Демьянкова, Ю. С. Степанова, Л. В. Никифоровой, А. В. Коневой, Д. С. Лихачёва, Т. В. Жеребило, Л. С. Дампиловой, С. Ю. Неклюдова, Н. Л. Жуковской, М. П. Петровой, Л. Г. Скородумовой, Л. К. Герасимович, С. Байгалсайхана, Е. И. Кычанова, И. В Кульганек и М. М. Содномпиловой.
Источниками работы стал сборник рассказов «Утгын чимэг» («Украшение смысла»), в котором собраны произведения, победившие в конкурсе «Утгын чимэг» в период с 1990 по 2017 гг.
Представленная работа состоит из введения; первой главы, посвящённой теоретическому обоснованию терминов концепт и концептосфера; второй главы, в которой перечисляются особенности развития современной монгольской литературы; третьей главы, в которой проводится анализ концептов, представленных в сборнике рассказов «Утгын чимэг», и заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Опираясь на теорию Е. А. Огневой1, в соответствии с которой концептосфера художественного текста обладает такой же структурой, что и концепт (а именно: ядром, приядерной зоной, ближайшей периферией и дальней периферией), представим строение концептосферы сборника «Утгын чимэг» следующим образом:
Начало таблицы.
Структура концептосферы | Способ репрезентации в тексте
ядро | Мега-концепт «нутаг»
Приядерная зона
Концепт «уул»
Концепт «овоо»
Концепт «лус савдаг»
Концепт «торох»
Концепт «нас барах»
Ближайшая периферия
Концепт «морь»
Концепт «хэл»
Концепт «Д. Нацагдорж»
Концепт «морьтой хун»
Конец таблицы.
Сложность построения единой концептосфера сборника «Утгын чимэг» объясняется тем, что в нём представлены произведения разных авторов, каждый из которых обладал своим способом восприятия окружающего мира и пространства, своим собственным личностным опытом, а, следовательно, и своей индивидуальной концептосферой. Поэтому при анализе рассказов автор представленной работы стремился выделить наиболее общие для всех авторов концепты. Безусловно, главным стал концепт, репрезентированный в монгольском языке лексемой «нутаг», поскольку он представлен практически в каждом рассказе сборника. В приядерную зону концептосферы автор включил концепты, маркирующие границы пространства, которое в рассказах сборника было представлено в качестве «своего» и противопоставлялось «чужому» пространству. Список таких маркеров может быть значительно расширен: в таблицу включены исключительно те из них, которые были подробно рассмотрены в третьей главе. Кроме того, в приядерную зону были также включены базовые представления народа о рождении и смерти, поскольку они также в некоторой степени участвовали в создании системы маркирования родовой территории. Периферийная зона концептосферы представляет собой собрание разнообразных концептов, однако среди этого разнообразия также прослеживается некоторое единство, которое проявляется в: 1) использовании зооморфных образов; 2) обращении к историческому контексту; 3) использовании паремий; 4) обращении к традиционной символике.
Раскрытие концептосферы сборника, безусловно, происходит и за счёт сюжетного наполнения произведений. Так, одной из наиболее частотных сюжетных линий становится возвращение на родину, которое, как правило, сопровождается большим количеством препятствий и трудностей, или же возвращение к своим истокам, к традициям или родному языку. Для рассказов сборника также характерно противопоставление «монгольского» и «иностранного»: всё «чужое» подвергается осуждению и неприятию, а монгольские обычаи, особенности культуры и образа жизни, наоборот, воспеваются.
Таким образом, концептосфера сборника рассказов монгольских писателей конца XX - начала XXI вв. «Утгын чимэг» представляет собой сумму индивидуальных авторских концептов, среди которых можно выделить общие концепты, которые по своей природе во многом являются этнокультурными. Тот факт, что ядерная зона концептуальной сферы сборника представлена лексемой нутаг позволяет предположить, что одной из целей учредителей конкурса «Утгына чимэг» было намерение собрать воедино произведения с патриотической тематикой, которая могла способствовать распространению среди монгольского населения веры в необходимость возрождения национальной культуры.


1. Анудар С. Всё. Перевод: Анударь Ойдовсурэн // Современный монгольский рассказ. Улан-Батор: 2021. С. 186-209.
2. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика. Воронеж: 1997. 330 с.
3. Бабушкин А. П., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика и семасиология. Воронеж: 2018. 229 с.
4. Вулф В. Миссис Дэллоуэй. СПб: Азбука, 2018. С. 213-413.
5. Вулф В. На маяк. СПб: Азбука, 2018. С. 7-210.
6. Герасимович Л. К., Литература Монгольской Народной Республики 1921­1964 годов Л., 1965. 311 с.
7. Герасимович Л. К. Литература Монгольской народной республики 1965­1985. Очерки прозы. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. 212 с.
8. Дампилова Л. С. Духовно-культурные коды в поэзии монгольских народов. Иркутск: Оттиск, 2016. 244 с.
9. Демьянков В. З. Термин концепт как элемент терминологической культуры // Концепты культуры и концептосфера культурологии. СПб.: Астерион, 2011. С. 9-28.
10. Жеребило Т. В. Словаре лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
11. Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии. Культура. Традиции. Символика. М.: «Восточная литература» РАН, 2002. 247 с.
12. Камю А. Посторонний. М.: Радуга, 1988. С. 41-96.
13. Карасик В. И. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2004. 219 с.
14. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.,2004. 389 с.
15. Конева А. В., Никифирова Л. В. Введение // Концепты культуры и концептосфера культурологии СПб.: Астерион, 2011. 5-8 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ