Введение 3
История изданий 6
Глава 1. Папирус P. Ross. Georg 1 17 (1123ДВ) 12
1.1 История публикации папируса
1.2 Материал и состояние папируса на сегодняшний день 13
1.3 Размер 14
1.4 Время написания
1.5 Расположение текста 15
1.6 Шрифт 16
1.7 Декор
1.8 Текст: диагностическая транскрипция 17
1.9 Текст и apparatus criticus 19
1.10 Перевод и комментарий 22
1.11 Орфография 27
Глава 2. «Жизнеописания Секунда Безмолвного»: биографическая часть 29
Глава 3. «Жизнеописания Секунда Безмолвного»: философская часть 35
3.1. Проэмий. Жанр altercatio
3.2. Сентенции 37
3.3. Время написания второй части. Сравнение диалога Адриана и Секунда с
диалогом Адриана и Эпиктета 38
Глава 4. Две части «Жизнеописания Секунда Безмолвного»: проблема единства 42
4.1. История вопроса
4.2. Сравнительный анализ языка обеих частей «Жизнеописания Секунда»... .46
Приложение 1. Биографическая часть: текст и перевод 50
Приложение2. Философская часть: текст, apparatus locorum similium, перевод 57
Заключение 72
Список литературы 73
Удивительная, практически детективная история текста «Жизнеописания философа Секунда Безмолвного» началась задолго до того, как был обнаружен его античный источник. В 1167 г. греческая рукопись с биографией Секунда была привезена в Европу из Константинополя Гийомом Лёмиром (Wilhelmus Medicus), который перевел текст на латынь, фактически создав новую версию этого литературного памятника, и положил начало его богатой средневековой традиции. История анонимного автора о Секунде быстро разошлась по всему христианскому миру, от Эфиопии до Армении, приобрела множество версий-переводов на новые языки и надолго стала излюбленной историей для простого читателя, пока в начале XVII в. этим сюжетом не заинтересовались и ученые.
Поначалу вопрос об античном происхождении сюжета ставить было бессмысленно, поскольку ни одного письменного памятника раньше константинопольской рукописи XI в. не знали. Ситуация в корне изменилась, когда Фридрих Тишендорф купил в Египте у черных копателей папирус, который, как выяснилось, содержал часть жизнеописания. В 1860 г. он впервые опубликовал папирус, определив его возраст II—III вв. Этой же датировки, уточняя ее до III в., придерживался Григорий Филимонович Церетели, в 1925 г. подготовивший новую публикацию папируса. Папирус поступил в Государственный Эрмитаж в составе коллекции Н. П. Лихачева и с тех пор хранится в отдела Древнего Востока в эрмитажной коллекции папирусов под инвентарным номером 1123 ДВ. Все последующие исследователи «Жизнеописания Секунда» до сих пор пользуются изданием Церетели как авторитетным источником.
В данной работе ставятся следующие цели и задачи:
- подготовка нового издания папируса, отражающего его современное состояние;
- описание языка и стиля текста на папирусе;
- анализ языковых и художественных особенностей биографической и философской частей «Жизнеописания Секунда»; попытка доказать их независимость друг от друга (новые аргументы в старом споре);
- впервые дается перевод «Жизнеописания Секунда Безмолвного» на русский язык.
Краткий пересказ «Жизнеописания Секунда Безмолвного»:
Секунда в раннем возрасте отправили из Афин в другой город учиться философии. Во время обучения он постоянно слышал утверждение о том, что все женщины продажны и что только скрытая от посторонних глаз женщина может вести благочестивый образ жизни. Получив известие о смерти отца, уже во взрослом возрасте Секунд вернулся в Афины и под видом бродячего философа остановился неузнанным в своем доме, где через служанку добился за деньги возможности провести ночь с собственной матерью. Наутро он раскрыл правду. Мать, не выдержав позора, повесилась. Когда Секунд узнал о том, что стал причиной смерти собственной матери, он дал обет молчать до конца жизни. Через некоторое время в Афины прибыл император Адриан. Секунда пригласили к Адриану, который пытался с ним побеседовать, однако Секунд, верный данному обету, хранил молчание. Адриан приказал его казнить, но дал тайное поручение палачу: по пути к месту казни всячески уговаривать Секунда заговорить и сулить ему за это помилование. Если он поддастся на уговоры, казнить его, если нет - привести обратно невредимым. Секунд не поддался на уговоры стражника и был доставлен обратно к Адриану, который, восхитившись стойкостью философа, предложил ему письменно ответить на вопросы, связанные с мирозданием и человеком.
Средневековая традиция о философе Секунде передает текст его жизнеописания в двух частях. Первая - биографическая. Кроме рукописей она частично сохранилась на папирусе. Вторую часть можно условно назвать философской. В ней содержится 20 вопросов императора Адриана Секунду и ответы последнего. Адриан задает Секунду 20 фундаментальных вопросов о мироздании и человеке, а Секунд дает ответы в виде перечня кратких определений, которые призваны охарактеризовать каждое предложенное Адрианом понятие.
Об историчности философа Секунда не приходится говорить уверенно, поскольку источники не сохранили никаких других свидетельств, кроме литературного жизнеописания. Филострат (Vit.I, 26) упоминает о риторе Секунде из Афин, однако отождествить Секунда-героя биографии и ритора не представляется возможным. Филострата повторяет Суда, однако он отождествляет Секунда с Плинием Цецилием Секундом. Очень маловероятно, что философ-молчальник, чуть не отдавший жизнь из-за данного обета, и профессиональный ритор - это один и тот же человек. Б. Е. Перри полагает, что Секунд был историческим персонажем, поскольку это имя было довольно популярно и до нас дошло много примеров жизнеописаний философов, в историчности которых мы не сомневаемся, однако стоит признать, что эти аргументы нельзя считать безоговорочным доказательством историчности Секунда. Как бы то ни было, этот вопрос не кажется решающим для данной работы.
Сомнения в историчности Секунда вносит также и то, что в биографии нет никакого указания на философскую школу, к которой он принадлежал. В тексте можно найти сравнения Секунда с пифагорейцем и киником, однако оба раза анонимный автор лишь использует стереотипы для создания более выразительного образа философа. Так, в самом начале повествования сказано, что Секунд молчал «по-пифагорейски» , а, вернувшись спустя много лет в родной дом, он выглядел как бродячий философ-киник: с посохом и дорожной сумой. Тем не менее, с выхода первого издания в 1638 г. возникла тенденция публиковать вторую часть труда вместе с фрагментами других пифагорейцев, вероятно, из-за внешнего сходства философских высказываний Секунда с краткими пифагорейскими акусмами.
В результате данной работы удалось выполнить следующие задачи:
- Подготовка публикации папируса: описание его состояния на данный момент, транскрипция, новое прочтение мест (1,1; 1,3; 2,16; 3,6).
- Новое определение границы между частями «Жизнеописания»; определение места и задач проэмия;
- Языковой анализ философской части;
- Гипотеза о датировке текста;
- Первый перевод на русский язык;
- Анализ образа Секунда в контексте традиции изображения философа и сравнение образа Секунда и Эдипа.
1. Bachmann J. Das Leben und die Sentenzen des Philosophen Secundus des Schweigsamen: nach dem Athiopischen undArabischen W. Drugulin, Leipzig 1887.
2. Cassel P. Mischle Sindbad, Secundus Syntipas. Edirt, emendirt und erklart. Einleitung undDeutung des Buches der Sieben weisen Meister, Berlin, Verlag des Bibliographischen Bureaus 1891.
3. Daly L.W. The ALtercatio Hadriani Augusti et Epicteti philosophi ’ and the Question-and-answer Dialogue 1939.
4. Hilka A. Das Leben und Sentenzen des Philosophen Secundus des Schweigsamen in der altfranzoeischen Literatur nebst kritischer Ausgabe der latenichen Ubersetzung des Willelmus Medicus, Abtes von Saint-Denis G.P. Aderholz, 1910.
5. Holsten L. Demophili, Democratis et Secundi Veterum Philosophorum SententiaeMorales. Excudebat Mascardus,1638. 73-103.
6. Mullach F. W. A. Fragmenta philosophorum graecorum I, Didot, Paris I 1860, II 1867.
7. Orelli J. C. Opuscula Graecorum veterum sententiosa et moralia I. Leipzig 1819.
8. ПалабшрблоиХои M. Oi yvope^ тои ЕекопуЗоп. ДшЗшур, 5 1976 = Varia I, 92-114, 369-91.
9. Perry B. E. Secundus the Silent Philosopher. Philological Monographs 1964. Vol. 22.
10.Sauppe H. Ausgewaehlte Schriften. Weidmannsche Buchhandlung, Berlin 11860 21896.
11. Schier J.A. Demophili Democratis veterum philosophorum sententiae, quae extant; cum versione latina et scholiis Holsteini. Accedunt Secundiphilosophi sententiae... Leipzig. 1754.
12. Tischendorf Fr. C. Notitia editionis codicis bibliorum Sinaitici auspiciis imperatoris Alexandri II. Susceptae. Accedit Catalogus codicum nuper ex oriente Petrolopin perlatorum. Lipsiae, 1860.
13. Zereteli G. Papyri Russischer und Georgischer Sammlungen. I. Literarische Texte. Bearb. Von G. Zereteli und O. Krueger. Amsterdam: Verlag Afolf M. Hakkert, 1966, 105-114.
Библиография
1. Белоусов А. В. Флавий Филострат в Релилиозном контексте своего времени. «Жизнь Аполлония» и «Героика». М: Изд-во ПСТГУ, 2012.
2. Жмудь Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012.
3. Arnott G. Swan Sangs. Greece & Rome 1977. Vol. 24, fasc. 2. P. 149-153.
4. Blanchard A. Sigles et Abreviarions dans les papyrus documentaires grecs: recherches de paleographie. University of London, Institute of Classical Studies, 1974.
5. Cribiore R. Writing, Teachers, and Students in Graeco-Roman Egypt. Atlanta, Georgia: Scholars Press 1996.
6. Daly L. W., Suschier W. The ‘Altercatio Hadriani Augusti et Epicteti philosophi ’ and the Question-and-answer Dialogue. Illinois: The University of Illinois Press Urbana, 1939.
7. J. G. Droysen. Historik: Vorlesungen uber Enzyklopadie und Methodologie der Geschichte. Ed. Rudolf Hiibner. Munchen: Front Cover. Gerhard G.B. Ritter, 1937.
8. Follet S. Secundus le Taciturne. Dictionnaire desphilosophes antiques 2016. Vol. 6 P. 166.
9. Gallo I. Frammenti biografici da papiri II. Roma: Edizione dell’Ateneo & Bizzari, 1980.
10. Gignac F. Th. A Grammar of the Greek Papyri of the Roman and Byzantine Periods II. Milano: Istituto Editoriale Cisalpino - La Goliardica, 1981.
11. Gueraud O., Jouguet P. Un livre d’ecolier du III siecle avant J.-C. Caire: Imrimerie de l’Institut Fran^ais d’archeologie orientale, 1938.
12. Harrauer H. Handbuch der Griechisch Palaographie. Tafelband. Stuttgart: Anton Hiersemann Verlag, 2010.
13. Hirzel R. Der Dialog, ein Literarhistorischer Versuch I. Leipzig: S. Hirzel, 1985.
14. Leo F. Die Griechisch-romische Biographie nach ihrer literarischen Form. Leipzig: Teubner, 1901.
15. Momigliano A. The Development of Greek Biography. London: Harvard University Press, 1971.
16.Overwien O. Secundus der schweigende Philosoph: Ein Leben zwischen Mythos und Kosmos. Wurzburger Jahrbucher fur die
Altertumswissenschaften 2004. Vol. 28. P. 105-129
17. Perry B. E. Secundus the Silent Philosopher. Ithaca, New-York: Cornell University Press, 1964.
18. Seider R. Palaographie der Griechischen Papyri. Stuttgart: Anton Hiersemann, 1967.
19. Steidle W. Sueton und die Antike Biographie. Zetemata: Monographien zur Klassischen Altertumswissenschaft I. Munchen: Beck, 1951.
20. Theophanes J., Parademetriou A. Notes on the Vocabulary of Secundus Taciturnus, Glotta 1978. Vol. 56. Fasc. 1/2. P. 73-87.
21. Turner E. G. Greek Papyri. An Introduction. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1968
22. Weizsacker A. Untersuchungen uber Plutarchs biographische Technik. Problemata; Forschungen zur klassischen Philologie 1931 Vol. 2.
23. Uxkull-Gyllenband W. von, Graf. Plutarch und die Griechische Biographie: Studien zu plutarchischen Lebensbeschreibungen des V. Jahrhunderts. Stuttgart: Verlag von W. Kohlhammer, 1927.
Словари
1. Buck C. D., Petersen W. The Reverse Index of Greek Nouns and Adjectives. University of Chicago Press, 1944.
2. Liddell H.G., Scott R., Jones H. S., McKenzie R. A Greek-English Lexicon. Oxford, Clarendon Press, 1996.
3. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1961.
4. The Cambridge Greek Lexicon. Ed. James Diggle, et al. Cambridge; New York, 2021.