Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация категории субъективной модальности в современном информационно - аналитическом медиадискурсе: прагмалингвистический аспект

Работа №126818

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы30
Год сдачи2023
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 31

Данная работа посвящена рассмотрению роли категории субъективной модальности, в частотности эпистемической модальности, при формировании информационно - аналитического медиадискурса в современных русских и китайских СМИ.
В современном обществе благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий создаётся глобальная сеть медиа коммуникации, которая является необходимой частью жизни современного человека, и с помощью которой формируется и развивается новое информационное пространство, и появляются новые способы или каналы передачи информации, главными из которых представляются различные жанры информационно - аналитического медиадискурса, ориентирующиеся на различные аудитории. В связи с этим в сфере СМИ происходят значительные изменения в форме передачи того или иного типа информации, также в форме получения информируемого. Следует заметить, что язык СМИ приобретает свои новые особенности и представляет собой сегодня одну из разновидностей современного литературного языка во многих странах мира. Закономерно, что функционирование языка в современном медиадискурсе зачастую является объектом исследования [Т. ван Дейк 1989, М. Р Желтухина 2004, Г. Я. Солганик 2005, Е. А. Кожемякин 2010, О. В. Ширяева 2012, Т Г. Добросклонская 2020].
При формировании современного медиа коммуникации выражение категории субъективной модальности является главным модусным компонентом любого высказывания, который, с одной стороны, способствует выражению позиции коммуниканта при помощи его речемыслительной деятельности, с другой стороны, представляет собой дискурсивный маркер, структурирующий создаваемое медиа общение. В настоящее время изучение категории субъективной модальности занимает более важное место во многих научных сферах и рассматривается с различных точек зрения, поскольку данная изучаемая категория представляет собой одну из антропоцентрических категорий, с помощью которой человек не просто передаёт адресату информацию об окружающей действительности, но и вкладывает в высказывания своё видение и мнение [В. А. Звегинцева, Ю. Н. Караулова, Е. С. Кубрякова и др.]. В современной лингвистике также заметен большой интерес к изучению антропоцентрических категорий, в частотности субъективной модальности, которая традиционно изучается в функционально-семантическом аспекте и представляет собой достаточно организованную систему смыслов - вербальное выражение отношения говорящего к сообщаемому. Эта категория исследуется очень активным образом, начиная с классических работ В. В. Виноградова, а затем подробно рассматривается в трудах Н. Ю. Шведовой, А. Б. Шапиро, Г. А. Золотовой и их последователей.
Несмотря на значительный интерес в научной сфере к изучению категории субъективной модальности, до сих пор не было обобщающих работ, которые рассматривали бы способы выражения субъективной модальности, в частотности эпистемической модальности, в различных типах информационно - аналитического медиадискурса, хотя именно он в настоящее время приобретает всё большее и большее значение в обществе и является одним из основных способов передачи информации. Кроме того, сопоставительный подход к изучению данного феномена позволяет выявить языковую специфику при его выражении в современном русском и китайском языке, также рассмотреть роль употребления выделенных средств в выбранных источниках.
Особенности системы семантических значений субъективной модальности, в частотности эпистемической модальности, могут вызывать трудности при изучении и употреблении их в речи не носителями русского языка как родного. Отсутствие знаний субъективно-модальных значений может приводить к неверному взаимопониманию в межкультурной коммуникации, т. е. коммуникативной неудаче.
Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности данной работы.
Объект работы - вербализованные средства выражения субъективной модальности в русском и китайском медиадискурсе.
Предмет данной работы - роль выражения субъективной модальности в процессе формирования различных типов информационно - аналитического медиадискурса на двух языках.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе рассматривается понятие категории субъективной модальности с позиций дискурсивного анализа модусных категорий в рамках русского и китайского языка. В представленной работе впервые уделяется внимание описанию систем средств выражения субъективной модальности на двух языках. Кроме того, выясняется роль выражения субъективной модальности при формировании различных источников информационно - аналитического типа.
Гипотеза работы заключается в том, что системы средств выражения субъективной модальности, существующие в двух неродственных языках, различаются; в различных формах медиадискурса можно выделить специфические функциональные особенности употребления языковых средств выражения изучаемой категории; выбранные источники информации для анализа представляют гибридные жанры в современном медиа и показывают пересечение устной и письменной формы речи.
Цель работы заключается в том, чтобы описать системы языковых средств выражения субъективной модальности двух языков и выяснить, какова роль выражения субъективной модальности при формировании различных типов информационно - аналитического медиадискурса обоих языков.
Цель работы определяет и задачи данной работы:
1) Рассмотреть основные понятия категории эпистемической модальности и её корреляцию с категорией субъективной модальности в современной русской и китайской лингвистике;
2) Уточнить взаимосвязь дискурса и текста в сфере изучения СМИ;
3) Определить медиадискурса как вид коммуникации в современном русском и китайском языке и выделить основные признаки медиадискурса;
4) Описать основные и авторские языковые средства выражения эпистемической модальности и субъективной модальности на материале выбранных источников;
5) Составить классификацию описанных средств выражения субъективной модальности;
6) Рассмотреть отличия средств выражения субъективной модальности в русскоязычном медиадискурсе от средств выражения в медиадискурсе на китайском языке;
7) Сопоставить выявленные средства выражения из различных типов информационно - аналитического медиадискурса;
8) Выявить роль выражения субъективной модальности при формировании современного русского и китайского информационно - аналитического медиадискурса.
Методы и приёмы работы:
1) Описательный метод;
2) Приём наблюдения;
3) Метод структурного и семантического анализа, включающий обобщение полученных результатов;
4) Сопоставительный метод, основанный на приёме сопоставительной интерпретации средств выражения эпистемической модальности в разных формах речи;
5) Метод стилистического анализа;
6) Прагмалингвистический анализ.
Материалом для анализа послужили фрагменты расшифрованных текстов из следующих источников: на русском языке - газета «Коммерсантъ», подкаст «Розенталь и Гильденстерн» и видеоблог «А поговорить?»; на китайском языке - газета «^^НЖ. (Глобал таймс)» и видеопрограмма «1ЛЖ Ж (Встреча за круглым столом)».
Теоретическая значимость заключается в том, что в данном исследовании рассматривается одна из антропоцентрических категорий - субъективная модальность, которая является важнейшей частью высказывания, передающая информацию об отношении говорящего к высказанному. Категория рассматривается на материале медиадискурса, в работе обобщаются итоги изучения данного вида коммуникации современной лингвистикой.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы можно использовать в практике преподавания русского языка как иностранного на курсах и семинарах по лексикологии, синтаксису и дискурсивному анализу, практическому русскому языку при изучении способов выражения субъективной модальности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Категория эпистемической модальности и категории оценки занимает центральное место в общей системе изучения субъективной модальности;
2) Выражение субъективной модальности является главным модусным компонентом высказывания при формировании тех или иных форм медиадискурса на двух языках;
3) Выражение субъективной модальности имеет осложнённую структуру, его сопровождают выражение других видов субъективной модальности, в частотности категории оценки и эмотивности;
4) Выражение субъективной модальности может служить способом реализации как и общих, так и частных коммуникативных стратегий в зависимости от определённого контекста и глобальности цели общения;
5) Выражение субъективной модальности при передаче авторской позиции по модальной шкале достоверности/недостоверности также выполняет ряд вспомогательных функций в зависимости от конкретной медийной коммуникации;
6) Основные характеристики средств выражения субъективной модальности могут быть выяснены при помощи сопоставления, сравнения и соотнесения дынных единиц русского языка с единицами иных языков;
7) Роль выражения субъективной модальности может быть раскрыта и описана способом сопоставления, сравнения и соотнесения отобранных единиц из выбранных источников.
Объём и структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка использованных словарей и справочников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении сделаны выводы по результатам работы, намечена перспектива дальнейшей разработки темы данного исследования.
Функционально-семантическая категория субъективной модальности представляет собой модусный компонент высказывания, которая присутствует в процессе речемыслительной деятельности и структурирует медийную коммуникацию как в современном русском, так и в китайском обществе.
Медиадискурс представляет собой особый тип коммуникации, осуществляющий в речемыслительной деятельности коммуниканта с помощью современных СМИ, его информационно - аналитические жанры являются господствующими формами медиаобщения, которые, с одной стороны, передают ту или иную информации массу, с другой стороны, воздействуют с адресованной аудиторией.
Общие вербализованные средства выражения субъективной модальности, в частотности эпистемической модальности, в русском и китайском медиадискурсе, относящемся к гибридному жанру журналистики, являются различными дискурсивными маркерами, способствующими достижению как глобальной, так и локальной коммуникативной цели - определению вводимой информации с точки зрения говорящего и установлению или поддерживанию контакта с другими коммуникантами.
Анализ материала показал, что при выражении субъективной модальности используются разноуровневые средства, среди которых основополагающими являются лексические единицы, а периферийными - те или иные синтаксические конструкции и сослагательное наклонение глагола.
На лексическом уровне для двух языков наиболее большое различие заключается в делении частей речи. В китайском языке выделяется Ш^й'Ш (модальное наречие) как особая группа лексических единиц, которая выполняет функцию частичных вводных слов, модальных частиц и наречий: I^Xt (абсолютно), Ж^ (правда), ^^ (пожалуй), Ш^ (вроде бы), ^^ (как будто бы), Х (разве), ^^(вряд ли) и т. п.
На синтаксическом уровне наибольшие отличия между языковыми средствами выражения исследуемой категории в двух языках отмечены в союзном оформлении и структурировании сложной синтаксической конструкции. Кроме того, в китайском языке в структуре вопросительной конструкции зачастую употребляется рад частиц: НЕ, Ф§, ВД, П^, которые сами не несут на себе модальные значения, эпистемическая модальность отражается в них при наличии контекста и определённой интонации.
В современном информационно - аналитическом медиадискурсе на двух языках средства выражения субъективной модальности не только способствует выражению авторской позиции, но и представляются одним из способов формирования и реализации определённых коммуникативных стратегий в зависимости от глобальности коммуникативной цели и контекста. При этом выделенные средства выполняют ряд вспомогательных функций, направленных на достижение тех или иных коммуникативных целей.
Перспектива продолжения данной работы видится в дальнейшем углублённом и подробном рассмотрении структуры функционально-семантического поля субъективной модальности, и его микрополей, также в детальном наблюдении за изменениями современного языка на материале различных форм современных СМИ.



1. Алисова Т. Б. Дополнительные отношения модуса и диктума // Вопросы языкознания. - М.: 1971. - С. 54-64.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова - М.: Наука, 1988. - 341с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Сов. энциклопедия, 1969. - 607 с.
4. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М.: Изд- во иностр. лит., 1955. - 416 с.
5. Беляева Е. И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985. - 179 с.
6. Беляева Е. И. Возможность / Е. И. Беляева // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л.: Наука, 1990. - С. 126¬142.
7. Беляева Е. И. Достоверность / Е. И. Беляева // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л.: Наука, 1990. - С. 157¬170.
8. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: 2002. - 293 с.
9. Бондаренко В. Н. Виды модальных значений и их выражение в языке: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук. - М.: 1977. - 23
с.
10. Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. - Л.: Наука, 1990. - 264 с
11. Бурцев В. А. Дискурсивная формация как единица анализа дискурса // Вестник ТГУ - 2008. Выпуск 10. - С. 9- 16.
12. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. - М.: 1975. - С. 53-87.
13. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 280 с.
14. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5-е, стереотипное. - М.: Ком Книга, 2007. - 144 с.
15. Грепль М. О сущности модальности // Языкознания в Чехословакии. - М.: 1973. - С.277-301
16. Данг Тхи Шам. Употребление форм глагольного наклонения как основной способ выражения модальности в русском языке: С позиции носителя вьетнамского языка: дис. канд. филол. наук, - М.: 2005. - 134c.
17. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. - Б.: БГК им.
И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с.
18. Демьянков В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка // Язык. Личность. - М.: Языки славянских культур, 2005. - С. 34-55.
19. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления / Т Г. Добросклонская. - М.: 2020. - 180 с.
20. Желтухина. М. Р. Медиадискурс // Дискурс-пи. № 3-4 (24-25). - 2016. - С. 292-296.
21. Засурский Я. Н. Медиатекст в современных СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2005, № 2. - С. 3-6.
22. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / Оксана Иссерс. - Омск: изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. - 385 с.
23. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5¬е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 288 с.
24. Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ. № 1 (6). - 2013. - С. 320-334.
25. Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: Канон+, - 2008. - 437 с.
26. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации / В. Б. Кашкин. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.
27. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. № 12 (83). - 2010. - С. 13-21.
28. Колшанский Г. В. К вопросу о содержании языковой категории модальности // Вопросы языкознания. - 1961 - № 1 - С. 95-98.
29. Коньков В. И. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры/ Под ред. В. И. Коньков, А. Н. Потсар. - СПб: изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2011. - 399 с.
30. Краснова Т. И. Субъективность - Модальность (материалы активной грамматики). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 189 с.
31. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 375 с.
32. Лю Хаотун Авторские средства выражения субъективной модальности в современном информационно - аналитическом медиадискурсе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. - 2022, Т. 8 (74). № 4. - С. 66¬72.
33. Лю Хаотун Эпистемическая модальность как способ реализации коммуникативной стратегии в современном медиадискурсе // Вестник Марийского государственного университета. - 2023, Т 17, № 1. - С. 81-88.
34. Лю Хаотун Языковые средства выражения эпистемической модальности в современном русском и китайском медиадискурсе // Russian Linguistic Bulletin. - 2023, № 5 (41).
35. Межерицкая М. И. К вопросу о соотношении эпистемической
модальности и категории эвиденциальности // Вестник СПбГУ Сер. 9. - 2009, вып. 4. - С. 105-108.
36. Никольская И. Г. Семантика сомнения и её способы выражения в русском языке: авт. дис. канд. филол. наук. - СПб, 2009. - 24 с
37. Орехова Е. Н. Субъективная модальность высказывания: форма, семантика, функции: авт. дис. док. филол. наук. - Москва, 2011. - 45 с.
38. Падучева Е. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - 480 с.
39. Падучева Е. В. Эгоцентрические валентности и деконструкция говорящего // Вопросы языкознания. - 2011, № 3. - С. 3-18.
40. Падучева Е. В. Эгоцентрические единицы языка. - М.: Изд. дом ЯСК, 2018. - 439 с.
41. Сковородников А. П. О необходимости разграничения понятий «риторический приём», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика. Лингвистика: сб. статей. - Смоленск: СГПУ, 2004. Вып. 5. - С. 5-12.
42. Солганик Г. Я. К определению «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 2. - 2005. - С. 7¬15.
43. Солганик Г. Я. Очерки модального синтаксиса. - М.: Флинта, 2010. - 132 с.
44. Солганик Г. Я. Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. 3-е изд. - М.: ФЛИНТА: наука, 2018. - 232с.
45. Хурматуллин А. К. Понятие дискурса в современной лингвистике // Учёные записки казанского государственного университета. - 2009. Том 151, кн. 6. - С. 31-37.
46. Ширяева О. В. Информационно - аналитический медиадискурс: прагмасемантический, когнитивный и коммуникативный аспекты (на материале российской деловой прессы): дисс. докт. фил. наук. - Майкоп, 2015. - 551 с.
47. Ж#М. ШЖ^ЖЖЮдЙШЖЖ^ // ФЙДА^Ж. Цуй Силян. Модальность события и система выражения модальности // Журнал «Китайский язык и китайская литература» - Пекин: «Commercial Press», 2003 - С. 331-347.
48. % Ж. ^^^Д^ЖДЙДПЖ^ // ФЙА^ЖЖЖЖ. Хэ Ян. О системе модальности в письменной речи китайского языка // Вестник Китайского народного университета. - 1993. № 2, Т 38 - С. 59-66.
49. > Ж ДАЙАЖВЖЖАДЙШАШЕ // ФЙДА^ЖЖ^.
Лу Чуань. Модусный компонент языка и маркеры модальности в китайском языке // Журнал «Китайский язык и китайская литература» - Пекин: «Commercial Press», 2003 - С. 317-330.
50. Г. Я. ФЙДЙЖ^. Ван Ли. Теоретическая грамматика китайского языка. -Тайбэй: Изд. «Голубой свет». - С. 1987-374.
51. t^^ffl.АгдФЙгдЖЖ'^Ж // ЖАгдАЖТО. Вэнь Суолин. Категория наклонения и модальности в китайском языке // Nankai Linguistics - 2013. № 2. - С. 21-29.
52. > ^ ЖЖ> ждтдажж ЙЖ ЖЖ е^ // АШ4ЖАЖ
ЖЖ. Ян Шу, Ли Мэйхуэй. Обзор исследования модальности в китайском языке: история, переосмысление, перспектива // Вестник Пекинского научно-технического университета. - 2022. № 2, Т 38. - С.179-184.
53. %ш. дшАжжшйшдт<А»жжш // АЖ«АЖЖ Ж. Чжан Сюсун. Обстановка и перспектива исследования модальности в китайском языке: с точки зрения лингвистической типологии // Вестник Юньнаньского педагогического университета - 2020. №1, Т 18. - С. 44¬56.
54. %^%, Ш^. ^ё'НШШГМ // <»ФМ*^Ж. Чжан Юньцю, Линь Сюцинь. Функции и место модального наречия // Вестник Столичного педагогического университета. - 2017. № 3. - С. 120-124.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ