Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль семьи в профилактике интернет-зависимости подростков

Работа №126803

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы116
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования и профилактики интернет-зависимости у подростков 10
1.1. Киберсоциализация подростков: определение, типы, уровни 10
1.2. Интернет-зависимость в подростковом возрасте 15
1.3. Влияние семьи на развитие зависимого поведения от Интернета у подростков 25
Глава 2. Профилактика интернет-зависимости подростков 34
2.1. Профилактика: современные подходы и трудности 34
2.2. Специфика подхода родителей к профилактике Интернет-зависимости при разных стилях воспитания. «Ограничивать, помогать или не мешать?» 39
Глава 3. Эмпирическое исследование на тему «Влияние детско- родительских отношений на формирование интернет-зависимости у подростков» 45
3.1 Программа исследования 45
3.2. Результаты исследования 53
3.3 Рекомендации для родителей по профилактике Интернет-зависимости 64
Заключение: 73
Список использованных источников 76
Приложения 81

В современном мире Интернет стал неотъемлемой частью жизни людей. Он дает возможность общаться, учиться, развиваться и получать информацию. Однако, использование Интернета может привести к зависимости, которая может стать проблемой, особенно для подростков. Каждый день растет количество молодых людей, которые проводят большую часть времени в Интернете, играя в игры, общаясь в социальных сетях, просматривая видео и используя другие онлайн-ресурсы.
Статистика показывает, что уровень Интернет-зависимости среди подростков во всем мире растет. Исследование, проведенное компанией Common Sense Media в 2019 году, показывает, что:
• Зависимость: каждый второй подросток чувствует зависимость от своего устройства, и большинство родителей (59 %) считают, что их дети зависимы.
• Частота: 72% подростков и 48% родителей чувствуют необходимость немедленно реагировать на текстовые сообщения, сообщения в социальных сетях и другие уведомления; 69% родителей и 78% подростков проверяют свои устройства не реже одного раза в час.
• Отвлечение: 77% родителей считают, что их дети отвлекаются на свои устройства и не обращают внимания, когда они вместе, по крайней мере, несколько раз в неделю.
• Конфликт: треть родителей и подростков (36% и 32% соответственно) говорят, что ежедневно спорят друг с другом по поводу использования устройств.
• Рискованное поведение: 56% родителей признаются, что проверяют свои мобильные устройства во время вождения; пятьдесят один процент подростков видят, как их родители проверяют/используют свои мобильные устройства во время вождения.1
В России ситуация аналогична. Согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в Сеть выходят практически все подростки в возрасте 12-14 лет (95% в 2020 г.; + 3,3 п. п. по сравнению с 2018 г.). В основном, юные россияне используют Интернетом для подготовки к урокам (83,7%). При этом доля развлечений (социальные сети, игры и т.д.) осталась практически неизменной - 74% в 2011 и 76,5% в 2020 году.2
В эпоху доминирования интернета и компьютерных технологий их серьезное влияние сказывается на процессах социализации подростков. Одна из основных проблем заключается в том, что в виртуальном мире отсутствует физическая составляющая общения, такая как мимика, жесты и другие невербальные проявления, которые являются существенными в общении в реальной жизни. Вместо этого эмоции выражаются при помощи смайлов, а возможный конфликт можно решить в одно мгновение, попросту закрыв чат. Это приводит к тому, что у подростков не развиваются полноценные навыки общения, что в итоге приводит к обеднению коммуникации и трудностям социализации в реальном мире.3
Не менее серьезным фактором являются нарушения в формировании личных связей. В сети можно легко заводить новые знакомства, но также проще их прервать. В случае, если пользователь добавит собеседника в черный список, то можно начинать поиски новых знакомых. В такой ситуации подросток может не получить достаточно опыта реальных отношений со всеми их трудностями и различными переживаниями.4
Кроме того, зависимость от Интернета может создавать иллюзию успешности, которая не менее опасна для подростков. Благодаря онлайн- играм или блогам, юные игроки могут создавать виртуальные миры и достигать фиктивных целей, не сталкиваясь при этом с реальными препятствиями и трудностями жизни. В реальной жизни же, усилия требуют времени, терпения и трудолюбия. Все эти последствия зависимости могут привести к негативным изменениям в жизни подростков, которые будут зачастую разрушительными для их будущего.5
Кроме того, использование компьютера может вызывать комплекс проблем со здоровьем, таких как гиподинамия, сколиоз и нарушения осанки. Частое перекусывание неполноценной пищей, часто употребляемой во время игры, может негативно сказываться на желудочно-кишечном тракте и вызвать гастрит. Также длительное время перед монитором может повредить зрение.6
В то же время, правильный подход позволяет использовать Интернет как полезный инструмент для обучения, социализации и развития подростков. Важно научить подростков здоровому балансу между онлайн и офлайн активностями, а также оказать им помощь в овладении навыками безопасного поведения в Интернете.
Таким образом, статистика говорит о том, что уровень Интернет- зависимости подростков является довольно высоким и требует серьезного внимания со стороны родителей, педагогов и специалистов в области психологии.
В данной работе будет рассмотрена роль семьи в профилактике Интернет-зависимости подростков. Семья, как основной институт первичной социализации, играет важную роль в формировании мировоззрения и ценностей подростков, а также в их адаптации к современной жизни. Поэтому семье может принадлежать ключевая роль в предотвращении зависимости от Интернета. В работе будут рассмотрены различные аспекты жизни семьи, значимые в контексте проблемы интернет-зависимости подростков, а конкретно - семейное воспитание, контроль за использованием Интернета, следование здоровому образу жизни.
Тема взаимосвязи стиля воспитания в семье и уровня Интернет- зависимости у подростков является достаточно широко исследованной в научной литературе. Особое внимание следует уделить работам американского психолога Кимберли Янг. Она считает, что Интернет- зависимость подростков имеет значительное влияние на физическое и психическое здоровье, а также на их социальную жизнь, обучение и личностный рост. Кимберли Янг отмечает, что подростки часто не осознают масштаба своей зависимости от Интернета и не могут контролировать свой онлайн-режим. По ее мнению, основная роль в профилактике Интернет- зависимости подростков принадлежит семье. Родители должны контролировать время, которое дети проводят в интернете, и обеспечивать их физической активностью, настоящим общением, чтением книг и другой учебной и досуговой деятельностями. Также, Кимберли Янг подчеркивает, что профилактика Интернет-зависимости подростков - это коллективное дело; родители, педагоги и общество должны работать вместе для того, чтобы обеспечить безопасную и здоровую интернет-среду для всех детей.7
Среди отечественных исследователей, которые занимаются проблемами интернет-зависимости детей и подростков, можно выделить В.А. Плешакова, автора монографии «Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до Homo СуЬепАа», который впервые описал понятие киберсоциализации. Также стоит отметить Р.М. Айсину и А.А. Нестерову, которые выделяют два типа киберсоциализации (положительная и негативная), а также ее уровни. Среди зарубежных исследователей наибольшую известность получили Айвен Голдберг, который в 1994 году ввел термин "Интернет-зависимость", и клинический психолог Кимберли Янг, которая стала первопроходцем в изучении зависимости от Интернета. К. Янг основала Центр интернет-зависимости в 1995 году, когда была профессором психологии в Питтсбургском университете в Брэдфорде.
Однако, следует отметить, что эта тема является довольно сложной и многогранной, и важно ее дальнейшее изучение в российском обществе.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать роль семьи в профилактике интернет-зависимости у подростков.
Задачи исследования:
• рассмотреть основные характеристики Интернет-зависимости и «цифровой» жизни подростков (какие сайты и мессенджеры наиболее популярны, сколько времени подростки проводят в Интернете);.
• изучить стили воспитания в семье;
• изучить современный опыт профилактики Интернет-зависимости;
• провести эмпирическое исследование на тему «Влияние детско - родительских отношений на формирование Интернет-зависимости у подростков»;
• разработать рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у подростков.
Объект: Интернет-зависимость у подростков. Семья как субъект профилактики негативного влияния Интернета на ребенка.
Предмет исследования: детско-родительские отношения как фактор, влияющий на защиту ребенка от негативного воздействия сети Интернет.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анализ зарубежной и отечественной литературы по теме исследования.
2. Опрос по методике К. Янг «Интернет-зависимость (Internet Addiction Test, IAT)8
3. Опрос по методике «Анализ семейных взаимоотношений», авторы Э. Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий
4. Анкетирование подростков и их родителей для исследования «интернет-жизни».
5. Интервью с педагогами.
Эмпирической базой исследования выступает:
1. ГБОУ Гимназия № 52 Приморского района Санкт-Петербурга;
2. ГБОУ СОШ № 274 с углублённым изучением иностранных языков Кировского района Санкт-Петербурга.
Выборочная совокупность включает учеников школы и родителей учеников. В исследовании принимали участие 100 родителей, 100 детей школьного возраста.
Была поставлена следующая гипотеза:
— Существует взаимосвязь между негативным влиянием Интернета на детей и стилем семейного воспитания.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы исследования и профилактики Интернет-зависимости у подростков.
Вторая глава содержит анализ современного опыта профилактики Интернет-зависимости.
Третья глава посвящена эмпирическому исследованию, направленному на изучение влияния детско-родительских отношений на формирование Интернет-зависимости у подростков.
Предложены рекомендации по улучшению детско-родительских отношений, которые будут способствовать эффективной профилактике Интернет-зависимости подростков.
Общий объем работы - 79 страниц.
Список литературы включает 45 источников, в т.ч. 8 на иностранных языках.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, включая подростков. Он предоставляет бесконечные возможности для общения, развлечений и обучения. Однако, существует риск чрезмерного использования Интернета, который может привести к различным проблемам, включая зависимость.
Интернет-зависимость - это состояние, при котором человек теряет контроль над своим использованием Интернета, тратит на это все больше времени, игнорируя другие важные аспекты жизни, такие как работа, учеба, отдых, социальные отношения и т.д. Это может привести к социальной изоляции, психическим проблемам и другим негативным последствиям.
Подростки являются группой риска, так как они часто проводят много времени в Интернете, например, для общения в социальных сетях, просмотра видео на YouTube, игр в онлайн-игры и т.д.
Важную роль в профилактике Интернет-зависимости у подростков играет семья. Семья - это первая и основная социальная среда, в которой формируются основы мировоззрения, ценности и поведенческие модели подростков. Родители и другие члены семьи могут оказать значительное влияние на использование Интернета подростками, например, путем установления правил и ограничений, регулирующих время, проводимое в Интернете, и контроля его содержания.
Стиль семейного воспитания может оказывать значительное влияние на развитие Интернет-зависимости у подростков. Существует несколько стилей семейного воспитания, которые могут быть связаны с развитием Интернет - зависимости у подростков.
Первый стиль - авторитарный - характеризуется жесткими правилами и ограничениями, которые могут привести к протесту и сопротивлению со стороны подростков. Это может привести к тому, что подростки будут скрывать свои действия в Интернете и использовать его более часто, чем если бы были более свободны в своих действиях.
Второй стиль - либеральный - характеризуется отсутствием правил и ограничений, что может привести к тому, что подростки будут проводить в Интернете слишком много времени и не будут уметь контролировать свои действия.
Третий стиль - демократический - характеризуется установлением правил и ограничений в сочетании с уважением к мнению и потребностям подростков. Этот стиль воспитания может помочь подросткам научиться контролировать свои действия в Интернете и использовать его более ответственно.
Таким образом, стиль семейного воспитания может оказывать влияние на развитие Интернет-зависимости у подростков. Выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение. Демократический стиль семейного воспитания может помочь подросткам научиться контролировать свои действия в Интернете и использовать его более ответственно, тогда как авторитарный и либеральный стили могут привести к нежелательным последствиям.
Семья должна быть основной средой формирования правильного отношения к использованию интернета, а также уметь обеспечивать контроль и ограничение доступа к интернет-ресурсам. Важно, чтобы родители не только контролировали использование интернета, но и учили своих детей правильно пользоваться сетью, а также установить с ними правила, определяющие время, которое ребенок может проводить в интернете.
Однако, важно отметить, что профилактика Интернет-зависимости должна быть комплексной и включать не только информационную, но и психологическую и поведенческую составляющие. В этом случае семья может сотрудничать с профессиональными психологами и другими специалистами для разработки наиболее эффективных стратегий профилактики Интернет-зависимости у подростков.
Таким образом, роль семьи в профилактике Интернет-зависимости подростков очень важна. Семья играет ключевую роль в формировании ценностей и поведенческих моделей, которые помогут подросткам использовать Интернет более ответственно и эффективно. Важно выбирать подходы, которые будут соответствовать стилю воспитания в семье и потребностям конкретного ребенка. В итоге, исследование помогло прийти к пониманию того, какие действия семьи могут помочь предотвратить Интернет-зависимость подростков и какие рекомендации и мероприятия могут быть разработаны для поддержки семей в этом процессе.


1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. «Дети и Интернет» / Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник . - 2022г. - с. 42-46.
2. Авлеев А.Ю. «Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012г.- № 3(18).- C. 67-72.
3. Айсина Р.М., Нестерова А.А. «Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски» // Социальная психология и общество. - 2019г. - № 4. - с.50—57
4. Алисов Е.А. Влияние виртуализации образовательного пространства на современного подростка // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - №15(4). - С.15-19.
5. Балонов И.М. «Компьютер и подросток» // Эксмо. - 2002г. - с.32-58.
6. Белинская Е. «Интернет-зависимость: аддитивные формы поведения» // Народное образование. - 2015г.- № 7. - С.268-275.
7. Белинская, Е.П. «Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие.» // Психологические исследования. - 2013г.- № 30.
8. Васильева Е.В. «Компьютерная зависимость подростка как социально - педагогическая проблема» / Е.В. Васильева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. №15(2). - С.32-39.
9. Войскуновский А.Е. «Интернет - новая область исследований в психологической науке» // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - 2002г. - №1. - с.82-101.
10. Войскунский А.Е. «Феномен зависимости от Интернета» // Гуманитарные исследования в Интернете. - 2000г. - с.100-131.
11. Гилева Н.С. «К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 4 (26). С. 136-139.
12. Григорьева О.В., Ванюхина Н.В. «Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. № 3 (8). С. 32-35.
13. Егоров. А.Ю. «Особенности личности подростков с интернет- зависимостью» // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. - 2005. - №2. - С. 20- 27.
14. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. «Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков -пользователей Интернета» // Труды по социологии образования. - 2000г. - №7.- с. 8-9.
15. Каминская В.Г. «Виртуальная зависимость в молодежной среде: девиация или реалии современности?» // Образование и общество. - 2014г.- № 89. - с.55-58.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ